Рацион детей от 1 года. Что можно и что нельзя кушать ребенку от года до трех

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые коренные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые коренные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся коренные и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Остался позади первый и самый значимый год после появления на свет вашего малыша. Сейчас он вполне самостоятельный маленький человечек, снующий по квартире в поисках интересного занятия. Насколько кроха бодр и весел в течение дня зависит от того, какой запас энергии он приобретает, употребляя в пищу определённые продукты. Важно, чтобы питание ребёнка в 1 год было правильным.

Грудное вскармливание

Чем можно кормить малыша? Прежде всего, маминым грудным молоком. Кормление грудью может продолжаться и после достижения ребёнком 1 года. Чаще всего оно происходит утром и перед сном. Можно также покормить малыша ночью.

Нет причин для беспокойства по поводу длительного грудного вскармливания: материнское молоко позволяет сберечь зубки малыша от кариеса, сформировать правильный прикус, пополнить организм полезными микроэлементами и укрепить иммунитет, особенно в зимний период, когда риск подхватить инфекцию велик.

Грудное молоко – это очень важный источник:

  • белка;
  • кальция;
  • натрия;
  • хлора;
  • фосфора и других микроэлементов.

Все эти вещества необходимы для нормального развития костной ткани и здорового функционирования желудочно-кишечного тракта.

Если грудное вскармливание по каким-то причинам пришлось отменить, и малыш употребляет специальную адаптированную под возраст смесь, то после 1 года нужно перейти на смеси, рассчитанные на деток 1–3 лет.

Они обеспечат поступление в организм необходимых питательных веществ. Суточное количество молока или специальных смесей может составлять 550–600 мл в сутки.

Какие продукты необходимы годовалому малышу

Что можно кушать малышу? Какие продукты допустимы в его возрасте? Режим и питание ребёнка с 1 года должны претерпеть изменения. Рацион питания малыша должен быть разнообразным и сбалансированным, особенно в период активного роста. Поэтому к вопросу о том, чем кормить ребёнка после года, нужно подойти весьма серьёзно. Пища и продукты, предлагаемые малышу, должны быть полезными и соответствовать потребностям организма.

Фрукты и овощи

Кормить ребёнка в годик уже можно и даже нужно фруктами, ягодами и овощами. Все эти продукты должны быть свежими и качественными. Лучше всего, если вы сами будете выращивать их на своём приусадебном участке в летний период. В любом случае старайтесь приобретать овощи и фрукты у известного вам поставщика или фермера.

Ягоды, фрукты и овощи полезнее всего давать малышу в сезонное время, отдав предпочтение выращенным в той местности, где вы проживаете. С 1 года можно употреблять зелень.

Свежие фрукты и овощи должны присутствовать в рационе ребёнка в виде пюре или порезанными на небольшие ломтики. Кроха может есть их в сыром виде, если фрукты или овощи достаточно мягкие.

Можно употреблять их и в обработанном виде, например, отварном или запечённом. Лучше всего, чтобы половина нормы фруктов съедалась малышом в свежем виде. Что же касается овощей, то здесь пропорция может быть меньше.

С осторожностью нужно подойти к употреблению ребёнком цитрусовых, так как на них чаще всего у малышей бывает аллергия. Чтобы избежать проблем, лучше отложить их введение в прикорм на более позднее время. Или попробуйте дать малышу сначала совсем маленький кусочек и внимательно понаблюдайте за реакцией организма.

Крупяные блюда

Каши – важный элемент детского рациона. Наиболее полезными считаются гречневая и овсяная крупа. Годовалому ребёнку также можно кушать манную, рисовую, пшённую, кукурузную кашу.

В возрасте одного года лучше отдать предпочтение специальным кашам, изготовленным для малышей с соблюдением всех норм. Обычно их употребляют на завтрак, спустя полчаса или час после пробуждения малыша.

Супы

Кормить ребёнка в год можно также супами и бульонами. Очень хороши и полезны первые блюда на овощном бульоне. Готовить их легко и просто, а польза невероятная. Кроме того, попробуйте разнообразить рацион супами-пюре. Этот вид супа наиболее любим малышами, которые пока не знакомы с кусковой пищей.

Напитки

Соки, компоты, травяные чаи ребёнок может выпить после еды. Не нужно забывать о чистой питьевой воде, её не заменят никакие другие напитки. Воду можно кипятить или тщательно очищать. Кипячёную воду малышу можно давать по мере необходимости в неограниченном количестве.

Другие продукты

Кушать ребёнку любые сладости промышленного изготовления не рекомендуется. Наиболее приемлемым вариантом из сладкого меню считается мёд, патока, натуральные сиропы и сухофрукты. Сахар лучше заменить фруктозой. Для подслащивания каши лучше использовать сладкие фрукты.

Подсаливать блюда также нежелательно. Допустимая норма для годовалого карапуза – 1 грамм в сутки.

С годика ребёнка можно познакомить с хлебными изделиями. Отдать предпочтение стоит пшеничному хлебу, а с ржаным пока подождать, так как он может вызывать процессы брожения в кишечнике.

Продукты, от которых лучше воздержаться до трёх лет

Чем кормить ребёнка в 1 год? Несмотря на то, что карапуз уже не такой маленький, спешить с вводом в рацион ребёнка некоторых продуктов не следует. Более того, от них лучше вовсе отказаться, пока малышу не исполнится три года. Ну а некоторые вредны абсолютно всем независимо от возраста.

  • грибы;
  • орехи;
  • любые полуфабрикаты;
  • газированные напитки;
  • фастфуд;
  • маринованные и солёные продукты;
  • консервы;
  • копчёные и жареные блюда;
  • магазинные десерты;
  • приправы и специи;
  • кофе и какао.

Необходимо упомянуть и о продуктах, к которым нужно подойти с осторожностью.

Помимо цитрусовых, о которых мы уже говорили, это:

  • виноград, которыйусиливает процессы брожения и даёт избыток углеводов;
  • сырая капуста, которая может вызвать вздутие и колики;
  • мёд, ананасы, клубника, киви способны вызвать аллергию;
  • сухофрукты;
  • любые витаминно-минеральные комплексы (если ребёнку не назначил их педиатр).

Суточные нормы пищи

Объём желудка годовалого ребёнка равен примерно 250 миллилитрам. Это необходимо учитывать в размере порции. Один приём пищи не может превышать данный объем.

Оптимальный режим питания ребёнка в 1 год – это принятие пищи 4 раза в день. Перерывы между кормлениями должны составлять не менее 3,5 часов.

Суточный объём пищи для детей до полутора лет – 1000–1200 мл. Рекомендуется распределить его в течение дня следующим образом:

  • четверть съедается за завтраком;
  • 35% выделяется в обеденный приём пищи;
  • 15% ребёнок съедает во время полдника;
  • ужин составляет 25% от всего объёма.

Педагогический прикорм

Сегодня многим стало известно такое понятие как педагогический прикорм. Это вовсе не введение прикорма по строгим стандартам.

Педагогический прикорм – это методика, по которой детям разрешается пробовать еду из тарелки родителей. При этом важно, чтобы папа и мама питались здоровой пищей. Ребёнок, понемногу пробуя «взрослую еду», постепенно к ней привыкает, и перевод на общий стол происходит плавно и гармонично.

Начинаем жевать

К годику кроха уже успел обзавестись 6–8 зубами, а это значит, что теперь он способен сам пережёвывать мелкие кусочки пищи. Никто не торопит вас отказываться от овощных и фруктовых пюре, их также можно употреблять. Однако затягивать с приёмом твёрдой пищи не следует. Процесс жевания позволяет правильно сформироваться челюстному аппарату, воздействует на развитие правильного прикуса и готовит малыша к «взрослой жизни».

Процесс приёма пищи годовалым ребёнком – занимательное зрелище. Маленький первооткрыватель то и дело пытается отобрать у мамы ложку и желает действовать дальше самостоятельно. могут сами есть руками, учатся пить из кружки, «кормят» родителей или игрушку.

Часто кормление ребёнка превращается в баловство. Чтобы этого не происходило, можно воспользоваться некоторыми советами:

  • Заставлять ребёнка есть, если он совсем этого не хочет – не очень хорошая идея. Отпустите его поиграть. Проголодавшись, он сам прибежит на кухню и с удовольствием покушает.
  • Торопиться при кормлении не следует, пусть малыш принимает пищу в удобном для него темпе.
  • Совместные ужины, обеды и завтраки послужат не только хорошим способом сплочения семьи, но могут стать и хорошей традицией. Более того, ребёнок будет следовать примеру взрослых и стараться вести себя за столом правильно.
  • Красиво оформленное блюдо съедается малышом с большей охотой. Поэтому можно применять фантазию и преподносить малышу привычные блюда в необычной форме.

Чтобы малыш был здоров, бодр и весел, нужно прислушаться к нескольким полезным рекомендациям по организации питания малыша 1 года:

  • Ежедневно принятие пищи должно осуществляться в одно и то же время. Стабильный режим кормления ребёнка в 1 год обеспечит чёткую работу всей пищеварительной системы. Отклоняться от установленного графика допустимо в пределах получаса.
  • Питание в год ребёнка должно быть организовано с учётом индивидуальных потребностей, тогда вам не придётся прилагать усилий, чтобы накормить упрямого малоежку и «затолкнуть» ложку с нелюбимой кашей в рот своего чада.
  • Введение любых новых продуктов в рацион питания ребёнка в 1 год нужно начинать постепенно, начиная с небольшой дозы. При этом важно вести наблюдение за реакцией организма ребёнка.
  • Продукты, предназначенные для ребёнка, должны быть свежими. Нежелательно также повторно разогревать детские блюда.
  • Правильное питание всей семьи позволит крохе лакомиться прямо из вашей тарелки. Результат: здоровая семья и отсутствие необходимости готовить ребёнку отдельно от остальных домочадцев.

Видеть счастливыми своих детей – мечта всех родителей. Помните, что их здоровье в ваших руках. Баловать детей, возможно, и стоит, но точно не посредством организации питания. Залог крепкого здоровья – правильное и сбалансированное питание детей и родителей.

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видеопальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

Юлия: | Апрель 3rd, 2018 | 9:51 пп

Рецепты интересные, можно подчерпнуть идеи. А можно попробовать составить меню и для детей с аллергией (на белок коровьего молока, на глютен)?
Ответ: Юлия, Вот здесь можно найти различные детские меню
Вот “Меню на неделю для ребенка-аллергика” , только это не про аллергию на глютен и молочный белок.
Безглютеновое меню на неделю

Марина: | Декабрь 7th, 2017 | 4:23 пп

Замечательное меню. Спасибо за рецепты. Есть повод всей семье перейти на правильное здоровое питание – благодаря ребенку. ВОПРОС – можно ли ребенку (1 год) готовить еду в мультиварке-скороварке?
Ответ: Марина, спасибо за комментарий! Да, можно.

Олеся: | Июнь 15th, 2017 | 3:56 пп

Меню хорошее, разнообразное. Много читала книг и статей, это меню мне понравилось. Оценила тквенный суп с курицей, запеканку из кабачков и моркови, омлет как в садике (оказывается моя мультиварка его делает не правильно, 25 мин.и много дырочек,не смтря на то что он высокий достаточно и очень вкусный).надо попробовать ваш рецепт для всей семьи. А остальноп мясо и овощи в супе пюрируем т.к.кусочки выплевывает, а тушенные овощи разбрасывает, очень любит из папиной тарелки гиечку,макароны,рис,чай. Нам 1 год 4 мес
Ответ: Олеся, спасибо за комментарий и Ваш опыт! Приятного аппетита малышу! В папиной тарелке всегда все самое вкусное:)

Юлия: | Февраль 27th, 2017 | 8:20 дп

Наталья! Спасибо большое вам за данную статью! Прям выручили молодых мамашек!
Ответ: Юлия, спасибо! Приятного аппетита малышу!

Ясмина: | Январь 9th, 2017 | 9:47 пп

Мой ребенок кушает только бейби каша и малютка,я приготовила несколько блюд из ваших рацион,он не хочет кушать. как приучить ребенка полноценной еде..
Ответ: Ясмина, приходите на наш тренинг “Как научить ребенка питаться правильно” – вместе выясним причины и сделаем первые шаги к полноценному рациону малыша.

Анна: | Декабрь 25th, 2016 | 5:06 пп

Здраствуйте! Хорошее меню, вот только одит вопрос, а чем можно кабачки заменить в зимний период?
Ответ: Анна, можно цветной капустой.

Елена: | Ноябрь 24th, 2016 | 3:53 пп

Нам меню прям понравилось!жуём уже кусочки сами(правда сама мелко делаю,но кусочками).
Ответ: Елена, хорошего аппетита и пищевого интереса малышу! :)

Юлия: | Декабрь 2nd, 2015 | 8:36 пп

А я открыла для себя запеканку из кабачков и моркови.Уже оставила себе рецепт!Только вместо кабачков хочу попробовать тыкву.Думаю,будет не хуже)))

Надежда: | Октябрь 21st, 2015 | 11:00 пп

Нам год и месяц, с 8ми мес у нас 8 зубов, это меню вполне подходит. Несмотря на то, что жевательных зубов нет, малыш не рвёт и не давится никакими кусочками, наоборот не любит пищу, измельченную в пюре и с удовольствием грызёт разные бублики, печеньки и тп, старается пережевывать кусочки мяса, рыбу и овощи. Все, что представлено в меню с удовольствием кушает, никаких проблем!

Анна: | Октябрь 18th, 2015 | 9:39 пп

Спасибо за рецепты, очень нравится доче. Нам через 5 дней год и у нас 12 зубов, поэтому моя манюня жует уже все)

Чулпан: | Октябрь 10th, 2015 | 9:28 пп

Здравствуйте!
Нашей дочурке сейчас годик. У нее 8зубов. Пока нет ни одного жевательного. Ее тоже рвет от кусчков. И я не понимаю этой паники по поводу того, что надо обязательно в этом возрасте учить жевать. А что если учить жевать, когда жевательные зубы появятся? Вы считаете поздно и ребенок не научится? Все жизненно необходимые действия идут на уровне рефлексов. Появились кусательные зубы – ребенок начал кусать, появятся жевательные – научится жевать. А пока он не может разжевать пищу, она будет плохо перевариваться и усваисаться организмом. Организму очень тяжело переваривать неизмельченные кусочки. Попробуйте сами проглотить такую еду. Потом еще проблемы со стулом появятся. В крайнем случае кусочки должны быть мягкими, чтобы ребенок мог деснами раздавить. Другое дело когда он просит такую еду и пытается размять кусочки. Я думаю, надо пробовать по чуть-чуть и только мягкие кусочки. Какие уж там запеканки? Ребенок останется расстроенный и голодный-или сытый, но будет капризничать из-за боли в животике. Не на возраст надо ориентироваться, а на количество зубов, т.е. готовность организма обрабатывать и усваивать такую пищу.

Самира: | Октябрь 1st, 2015 | 1:35 пп

моему через 10дней годик,супы готовим на бульоне,каши только агуша,пюре яблочное,банан,рыбу не давала ни разу,

Юлия: | Сентябрь 4th, 2015 | 1:40 пп

Моему 1,1 года. Как-то нам не очень такое Меню подходит- 8 зубов, но жевать мы ленимся, приходится на блендере все парировать, так как если мелкие кусочки попадаются, сразу рвет ребёнка, так что тефтельки и запеченые яблоки точно не для нас))
Ответ: Юлия, конечно, нужно смотреть на ребенка. Разные дети начинают жевать кусочки в разном возрасте. А запеченные яблоки – это фактически яблочное пюре. Достаточно освободить яблоко от шкурки и размять вилкой. Или пропустить через блендер.

Шоира: | Июнь 24th, 2015 | 8:49 дп

Нам 1год 1 мес. 8 зубов. Как началась жара перестала нормально кушать. Пьёт хорошо. Кушает хлеб. Остальное почти всё выплевывает. Сколько раз в сутки давать шиповник. Чем кормить летом в жару?
А можно обратиться к вам как к врачу? Дочка 1 год 1 мес хорошо ползает. Но пока не ходит сама. Только держится за 2 ручки и на цыпочках. Ходить хочет но боится. Стоит 1-2 мин без поддержки. Как стимулировать её ходить? Ночью плохо спит. Днём спит 2-2.5 часа. и то со мной. Без меня 20 минут. К вечеру засыпает к 8 часам, ноет, с музыкой с грудью. И начинается просыпается в 10, в 12, в 3, в 5. Все время ноет, капризная. Висит на груди. Ворочается. Если я смотрю тв она встает приходит хотя спала. И так каждый день. Утром гуляем вечером тоже. Постоянно ходить за ручки не могу, у меня болит спина
Ответ: Шоира, да, сейчас непростой период. Что можно посоветовать: сытно кормить перед ночным сном, чтобы ребенок реже просыпался ночью. После года только маминой груди уже недостаточно, нужно кормить полноценным ужином. Например, перед сном можно дать творог с кефиром + грудь перед засыпанием. И только грудь + хлеб – это никак нельзя назвать полноценным питанием для ребенка такого возраста. Если не ест другое в связи с жарой, то это временно, пройдет с нормализацией погоды, просто больше поить и кормить в нежаркое время суток (утром, вечером). Если проблема существует и в нежаркие дни, то пересмотреть подходы к питанию и научить ребенка есть другие продукты, кроме хлеба, в первую очередь – овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты. Если дать возможность ребенку самому выбирать, что он хочет есть, то дети предпочтут высококалорийную углеводную пищу (сладости, выпечку и т.д.). Поэтому важно научить ребенка правильно питаться и делать выбор полезных продуктов за него.

Наталья: | Май 10th, 2015 | 4:09 пп

очень понравилось.попробуем так кушать.надеюсь найдём любимые блюда

Надежда: | Ноябрь 18th, 2014 | 4:15 пп

Спасибо Вам за меню, очень нравится, только очень жаль, что предыдущее меню убрали и не могу его найти, там тоже было много вкусных блюд

Надежда: | Сентябрь 28th, 2014 | 10:25 дп

Классное меню, нам 1,7 годика и мы с удовольствием многое кушаем, конечно без пережарок, хотя в рыбную запеканку я пережариваю лук с морковкой, она ведь еще запекается потом. Спасибо отличное меню!)
Ответ: Надежда, я рада, что меню понравилось!

Наталья: | Сентябрь 23rd, 2014 | 8:58 дп

А я как раз считаю, что чем раньше ребенка приучить ко взрослому столу, тем лучше. Так и педагогический прикорм гласит. Раньше наши пробабушки не готовили отдельно для детей. Не было времени. Хозяйство все время занимало. С детьми то поиграть некогда было, а тут стоять изголяться на кухне. Все ж на печи делалось. Без пароварок и мультиварок. Чуть приспустить лук с морковкой -это наоборот хорошо. И это не зажарка. Хорошее меню. Ставлю пятерку. Ребенок быстрее жевать научится.

Света: | Август 25th, 2014 | 10:56 дп

У ребенка 8 – 10 зубов. Не представляю как салатики которые представлены в меню, он будет жевать!
Ответ: Света, если ингредиенты нарезать мелко, то вполне сможет.

Ирина: | Июль 13th, 2014 | 10:04 пп

Отличное меню!)а я все голову ломаю,чем бы свою царевну накормит:)ничего страшного в легкой зажарке для супа не вижу
Ответ: Ирина, спасибо за добрые слова! Для ребенка овощи можно совсем не пережаривать

Ната: | Март 4th, 2014 | 6:37 пп

Нам 8,5 месяцев. Много, чего из статьи пригодится. Спасибо.
Ответ: Ната, я очень рада, что статья оказалась полезной!

Anita: | Январь 20th, 2014 | 10:19 дп

Спасибо, что решили мой вопрос с приправами, для вегетарианской семьи это имеет значение. И еще спасибо за открытие новых интересных рецептов для малыша. Теперь не придется ломать голову, составляя дневной рацион ребенку.

Ольга: | Июнь 2nd, 2013 | 3:27 пп

Что умеет ребенок в 1 год?

Вот и пролетел 1 год. Малыш празднует свой первый день рождения. Крошечный, мало что понимающий и сознающий комочек превратился в довольно самостоятельного, знающего, чего он хочет, уверенного в себе человечка. Теперь значительная роль в общении принадлежит словам. Ребенок уже говорит 5-10 облегченных слов.

В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.

Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями («обедать», «гулять», «спать», «купаться») и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.

Маленький упрямец

Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.

Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года .

Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку.

Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.

Не стоит заставлять ребенка заниматься ем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…

В 1 год большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у годовасиков начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой – начиная с собственной коляски. Если ваш кроха еще не пошел, особо не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу . И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.

Испытание для мамы

Еще один шаг впереди в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» и незнакомее человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.

А с мамой кроха может позволить себе капризничать, топать ногами, плеваться супом. Он словно проверяет, готова ли мама любить его всяким. Если да – мама укоряет за «неправильные» действия, но самого его любит и принимает, несмотря ни на что – ребенок скоро успокоится и войдет «в рамки». Если же нет, вы рискуете получать подобные «проверки» до конца своих дней…

В рационе питания к 1 году обычно бывают введены практически все разрешенные продукты. Однако продолжайте соблюдать диету: время конфет и шоколада, копченостей, острого, специй и пряностей, помидоров, «взрослого» творога, колбас и сосисок еще не пришло.

Зато малыш уже очень ловко орудует ложкой и вполне готов к освоению накалывания кусочков на детскую вилочку. Да и бутылки с сосками вполне можно заменить поильником или чашкой – по крайней мере, в домашних условиях.

Игры для годовасиков

Толкание

Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.

Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» («три»), значит, игра ему понравилась.

Больше заботы и ласки

Эта игра поможет малышу вырасти заботливым и ласковым:

Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша.

Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.

Попищим

Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи: локти, колени, щеки, уши, подбородок.

«Пожалеемся»

Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.

Попади в отверстие

Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком (для начала подойдет обычная высокая кастрюля). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см (постепенно длину тоже можно увеличивать) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет.

Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…