О чем нужно знать молодой маме, чтобы обезопасить своего ребенка? Что нужно знать родителям о своем ребенке.

Внимательно наблюдая за развитием ребенка в интервале от 1 до 3 лет, можно предотвратить задержку психического и речевого развития. О некоторых моментах развития ребенка мы поговорили с детским психиатром, врачом высшей категории медицинского центра "София" Ольгой Гуленко.

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

На что обращать внимание

В возрасте 1-3 года родители сами, наблюдая за своим ребенком и другими детьми, могут заподозрить проблему в психофизическом развитии малыша. Для этого важно обращать внимание на такие основные моменты:

ребенок вовремя начал поднимать головку, в возрасте один год и один-два месяца должен уже начать ходить. Если ребенок еще не ходит самостоятельно, и у него при этом нет ортопедических проблем, то такая задержка физического развития должна настораживать родителей и педиатров, поскольку означает вероятность формирования задержки психофизического развития. Кроме этого, дети в этом возрасте начинают приседать, залезать на диван, к 2 годам уже подпрыгивают и умеют бить мяч, качаться на качелях;

уже к году дети могут сосредотачиваться на игрушке, заниматься с взрослыми совместными действиями, складывать пирамидку, кубики, конструкторы, играть с песком, пытаются рисовать карандашом или фломастерами;

дети уже с 9-12 месяцев начинают имитировать действия взрослых: "ладушки", "сорока-белобока", "до свидания", воздушный поцелуй;

развивается моторика. Ребенок после года уже учится пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно есть, разрывать бумагу.

Что касается речевого развития, то в 1 год в лексиконе должно быть порядка 3-10 слов, в 2 года ребенок должен составлять предложения из двух слов, в 2 с половиной года – предложения до 3-4 слов, а в 3 года словарный запас должен быть уже достаточно большой. Уже в 2,5 года ребенок может знать названия основных цветов. При этом он может не только назвать цвет, но и соотносить предметы по цветам: например, красный фломастер и красный же колпачок, зеленое блюдце к зеленой чашке. В этом возрасте дети уже могут определить форму предмета: треугольник, круг и т.д.

Как спрогнозировать задержку психического развития

Еще до того момента, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, которые могут свидетельствовать об особенностях психического развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксируют свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев. Кроме этого, важно помнить, что психофизическая патология очень часто сопровождает неврологическую. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в физическом развитии, у них очень часто проявляется и психиатрическая патология. В истории болезни ребенка 3-4 лет с проблемами психического развития очень часто прослеживается тот факт, что они наблюдались у невропатолога в связи с неврологическими проблемами. Однако это не значит, что все дети с нарушениями тонуса на первом году жизни, потенциально будут с задержками, но в этой группе выше вероятность того, что они могут иметь задержку психоречевого развития.

Сколько заниматься с ребенком

В современных семьях возможны как недостаток занятий с ребенком, например, в случае работающей матери-одиночки, так и излишнее рвение мамы заниматься с ребенком 24 часа в сутки. В первом случае возможна задержка развития ребенка по причине так называемой педагогической запущенности (задержка психического развития вследствие депривации). Есть дети, у которых лучше компенсация, то есть вечером, например, работающая мама может компенсировать недостаток общения. Однако некоторым детям такого общения мало.

В норме нужно чередовать развивающие методики и самостоятельные игры, двигательные игры. Ребенок сам покажет, если ему занятия уже неинтересны. Тем более что нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, если он не хочет. Насильно не надо хватать и заниматься.

К кому обращаться

Если вы обнаружили, что ваш ребенок как-то отличается от сверстников, но отличие несущественное, то, чтобы унять тревогу, можно проконсультироваться у педиатра. С более существенной проблемой стоит обратиться к невропатологу. Если же у ребенка уже явно выраженная задержка (от 1 года до 2-3 лет не расширился словарный запас, не понимает обращенной речи, не выполняет простые инструкции, к 3 годам ребенок не ест, у ребенка не формируются навыки опрятности, он не просится в туалет), можно напрямую обращаться к детскому психиатру, чтобы не терять время.

Татьяна Корякина

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Несколько способов, которые помогут малышу проснуться легко и комфортно. Положите телефон или будильник так, чтобы для его выключения нужно было подняться с постели. Когда используете 2–3 пробуждающих звонка, лучше, если их мелодии будут разными. Больше уюта. Пусть у кровати ребенка ждут мягкие тапочки и теплый халат, а на кухне – плед, в который можно завернуться. Учитывайте особенности ребенка. Кому-то поможет проснуться яркий свет или легкий массаж, а кого-то нужно рассмешить.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Появление первых зубов у детей: что нужно знать?

Появление первых зубов у малыша - волнующее событие не только для ребенка, но и для его родителей. Процесс проходит болезненно, малыш становится беспокойным, и родители готовы на все, чтобы как-то помочь своему маленькому чаду. Когда у детей прорезаются первые зубки, и что родителям нужно знать об этом – читаем в нашем материале. Как правило, первые зубки появляются в период от 3-х до 8-и месяцев. Учитывайте, что у каждого ребенка свой график развития, и если первый зуб прорезался только в год - не стоит переживать по этому поводу.

Как правильно выслушать ребенка

Умение слушать - ключ к взаимопониманию Будьте доступны для разговора: пусть ребенок знает, что вы при необходимости отложите все дела и выслушаете его проблему. Покажите свой интерес, но не перехватывайте инициативу, не перебивайте, дослушайте. Не реагируйте слишком эмоционально, иначе в следующий раз ребенок вряд ли поделится с вами чем-то важным.

Как правильно укачивать ребенка

Лучше всего новорожденные дети засыпают под маминой грудью. Сосание и ритмичное покачивание успокаивают малыша. Так что оптимальный вариант, когда мама в конце кормления ребенка начинает слегка покачиваться вместе с ним. Чтобы кроха уснула с соском во рту. Это самый естественный вариант. При этом помните, что укачивание плодотворно влияет на детскую психику, лишь при наличии прямого контакта с матерью. Малыша, как минимум, до полугода лучше всего укачивать на руках, а не в коляске.

Для родителей, воспитание ребенка всегда стоит на первом месте. Но, к сожалению не все могут найти правильный подход к своему малышу. С этого в основном начинаются все разногласия в семье и продолжаются они порой до самой старости.

Что нужно знать родителям о своем ребенке?

Интересы ребенка

Внимательные родители во время заметит выдающиеся способности ребенка, чтобы в будущем развивать их. Порой ребенок сидит долго за компьютером и у родителей складывается впечатление, что он увлекается компьютерными играми, хотя на самом деле он просто рисует, и ему нравится рисование. Также вас может заинтересовать комплекта постельного белья из бязи , подробнее на сайте по ссылке.

Круг общения

Мама должна знать с кем ее ребенок общается в школе, и после школы. Из каких семей друзья вашего ребенка. Кто из всех его друзей ему ближе всего, а с кем натянутые отношения. Такие знания помогут маме, позаботится о безопасности ребенка и узнать о его интересах.

Страхи

Заботливая мама всегда чувствует, чего боится ее ребенок. Не нужно говорить ребенку, что его страх - это детский лепет. Старайтесь вовремя определить страх и объяснить ребенку, что он не должен пугаться. Если не определить страхи ребенка вовремя, то они могут перерасти в фобии.

Самовыражение

У каждого ребенка есть свой способ самовыражения. Одни само выражаются танцами, музыкой, спортом или рисованием, другие обладает феноменальной памятью. Если ребенок увлекается компьютерными играми, не всегда нужно резко пресекать это увлечение. Часто достаточно просто ограничить время игр и внимательно следить за выбором этих игр. Если во время заметить эти способности, можно открыть большой талант в ребенке.

Любимые игрушки

У каждого ребенка есть любимая вещь или игрушка, с которой он почти не расстается, берет с собой в постель, ухаживает за ней как за членом семьи. Нужно знать, что это за игрушка или вещь, ведь она символизирует его интересы. Не стоит такую игрушку отбирать у ребенка в целях наказания.

Конфликты

Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с неразрешенными конфликтами и проблемами. Наладьте доверительные отношения и ребенок обязательно расскажет вам о своей проблеме. С вашей стороны будет правильным, дать ему дельный совет для выхода из конфликтной ситуации.

Секреты

Если у мамы сложились доверительные отношения с ребенком, то он обязательно поделится с ней своими секретами. Многие мамы при конфликте с ребенком выкладывают рассказанный им секрет против него. Этого делать нельзя, иначе ваш ребенок больше никогда не поделится с вами своими секретами.

Зная все интересы ребенка, вы сможете общаться со своим малышом, обсуждать планы на будущее, а главное, укрепить доверие между вами. Удачи!

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Когда вы становитесь родителем, то, наверное, в первый год жизни своего ребенка часто думаете: «Почему меня раньше не предупредили?» Конечно, многие родители проходят дородовые курсы, читают книги, форумы и советуются с друзьями, которые уже имеют детей. Но ничто на самом деле не сможет полностью подготовить вас к рождению первого ребенка. Это один из сумасшедших, волшебных, но вместе с тем и крайне утомительных периодов вашей жизни. Вот несколько важных ориентиров, которые помогут вам на этом пути.

Грудное вскармливание - это трудный опыт, но возможный

Кормление грудью - не такое простое занятие, каким оно может показаться на первый взгляд, и чтобы научиться этому, придется потратить некоторое время. Тем не менее это отличный старт для вашего ребенка, и если вы решите это делать, запаситесь нужной информацией. Большинство проблем, связанных с ГВ, легко решаются, если вы о них знаете. Поэтому поговорите с друзьями, которые не отказались от грудного вскармливания, чтобы получить полную картину и рекомендации в отношении полезных ресурсов. Также получите всю необходимую помощь, находясь в больнице после родов. Вы должны научиться определять, хорошо ваш ребенок усваивает пищу или нет.

Не все дети спят часами

Все книги о младенцах говорят вам, что дети спят 12-16 часов в день. Поэтому у молодых родителей складывается впечатление, что у них будет достаточно времени, чтобы заниматься своими делами. Но не все дети спят в течение длительного времени. На начальном этапе младенец спит только 2-4 часа подряд.

Вы не будете высыпаться

Вы должны понимать, что сон является роскошью для молодых родителей. Поэтому, когда ребенок спит, вы также должны отдыхать. Поверьте, это лучший совет, который нужно применять. Не убирайте, не стирайте и не используйте это время, чтобы приготовить обед. Просто спите. Кроме того, если ребенок беспокойно спит ночью, вы можете отдыхать с супругом по очереди.

Вы сами поймете, что лучше всего работает для вашей семьи. Не нужно доводить себя до состояния полного изнеможения. В противном случае не только ребенок, но и вы будете постоянно в слезах. Вы всегда сможете подкорректировать план по мере изменения ситуации.

Первые три месяца - самые трудные

Не зря этот период называют четвертым триместром. Ваш новорожденный ребенок будет постоянно приспосабливаться к жизни вне утробы, а вы будете проходить через все виды гормональных и физических изменений, восстанавливаясь после родов. Наш мир является полной противоположностью безопасному кокону, из которого появился ребенок. Адаптироваться к этой жизни, научиться выражать свои потребности - большой труд для младенца, хотя одним он дается легче, чем другим. Вы должны сопереживать своему малышу и давать ему то, в чем он нуждается.

Ваши эмоции в этот период будут раскачиваться из одной крайности в другую, как маятник. Поэтому очень важно хорошо отдыхать и питаться. Вполне вероятно, что вы будете исполнять роль мамы, но при этом не заботиться о себе. Найдите время, чтобы восстановить силы и связь с собой. Счастливая мама делает и ребенка счастливым.

Члены семьи, соседи, друзья, у которых еще нет детей, случайные незнакомые люди, с которыми вы столкнетесь, когда ребенок начнет плакать в публичном месте, - все они будут высказывать вам свое мнение о воспитании малыша, давать советы и вносить предложения. В результате вы можете почувствовать себя недостаточно хорошим родителем. Поверьте, все в порядке. Как молодая мама вы испытываете огромное желание сделать все правильно. Так что вполне естественно беспокоиться и спрашивать себя, все ли правильно вы делаете. Но очень важно научиться слушать собственные родительские инстинкты, найти свою философию в воспитании детей, а не выполнять советы всех и каждого. Кроме того, если вы достаточно открыты, то научитесь не осуждать выбор других родителей.

Получите всю возможную поддержку

Поверьте, вы действительно будете в ней нуждаться. Не отказывайтесь от предложений членов семьи и детей понянчиться с ребенком даже в течение одного часа. Вы сможете использовать это время, чтобы принять душ и поесть, не опасаясь, что нужно спешить к малышу. Если вам предлагают помощь с уборкой дома и приготовлением пищи, также не спешите отказываться. Ваш муж должен иметь равную долю ответственности. Не волнуйтесь, если в доме неубрано или же вы не успеваете постирать вещи. Совсем необязательно быть супермамой все время. По мере того как ребенок будет подрастать, эти вопросы решатся сами по себе. Сейчас же можно просто плыть по течению.

Ищите поддержку других родителей в воспитании детей. Очень важно общаться с теми людьми, которые проходят тот же этап в своей жизни, что и вы, получать их помощь, советы, поддержку и руководство.

Дети сильнее и устойчивее, чем вы думаете

Несчастные случаи, такие как случайные падения или удары, являются общими для младенцев, и большинство из них не приносит ребенку никакого вреда. Младенцы по своей природе являются исследователями, и, конечно, это заставляет вас волноваться. К счастью, дети в этом возрасте имеют гибкие кости, и то, что может нанести существенный вред взрослому, не навредит крошечному ребенку.

Но кроме несчастных случаев молодые мамы переживают о множестве вещей. Пьет ли ребенок достаточное количество молока? В порядке ли его вес? Правильно ли растут зубы? Почему он плачет? Перечень этих вопросов нескончаем, и родители обеспокоены тем, что они могут причинить какой-то вред малышу.

Хотя эти признаки трудно оценить, но на самом деле младенцы очень умные, и если мы не будем им слишком мешать, они будут расти правильно.

Не сравнивайте основные этапы развития ребенка. Это не гонка

Основные этапы должны быть индикаторами развития ребенка, а не мерилом его роста и прогресса. Многие родители думают, что они должны помочь или научить малыша есть, ползать и ходить. Дайте природе сделать свое дело. Эти умения инстинктивны, и дети научатся всему, когда придет время. Нет необходимости учить ребенка сидеть, когда он еще не может делать этого, или пытаться научить ходить, если он еще самостоятельно не стоит. Если вы позволите малышу делать все самостоятельно, это не только будет полезно в физиологическом плане, так как поможет построить сильную костную и мышечную структуру, но и поможет ребенку доверять своему телу с раннего возраста.

Детям не нужно много вещей

Запаситесь подгузниками, несколькими комплектами для сна и парочкой пеленок. Новорожденный не нуждается в технологических новинках. Так что хорошо подумайте, прежде чем покупать какую-то игрушку. Все, в чем нуждается малыш, - ваша любовь и присутствие. Большинство молодых родителей, как правило, переусердствуют и покупают новомодные гаджеты, чтобы облегчить себе жизнь. Очень важно понять, действительно ли вам это нужно. Вы можете сэкономить деньги на будущее вместо этого.

Планируйте финансы

Вы должны понимать, что ребенок - это недешевое удовольствие. Предыдущие поколения родителей беспокоились о том, чтобы иметь деньги для колледжа и, возможно, свадьбы их детей, но современные родители думают также об уходе за ребенком. Уход за детьми стоит дорого, поэтому учитывайте это, прежде чем принимать решение о пополнении семьи. В наши дни расходы по уходу за ребенком являются самой большой частью семейного бюджета. Расходы на уход за детьми могут быть даже выше, чем сумма, которая понадобится им для поступления в колледж.

Воспитание детей затрудняет ваши отношения как пары, особенно в первые дни, когда новая ситуация является сложной задачей для вас обоих, и выживание оказывается главной целью. Этот период может поставить крест на отношениях даже лучших пар. Вам не будет хватать времени, чтобы закончить работу по дому. Вы оба, уставшие, должны будете ухаживать за ребенком. Поэтому романтика больше не является главным приоритетом. Это значит, что очень важно проводить время друг с другом, не говоря при этом об ответственности или о вашем ребенке. Устраивайте свидания дома, если вы не можете пригласить няню. Очень важно создать здоровую, безопасную и комфортную среду для малыша, в которой он сможет расти.

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 33 «Радуга»

Канунникова Ирина Михайловна

Что надо знать о своём ребёнке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности. Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в таком виде: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!». А когда у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что в бедах своего чада виноваты они сами.

В неполной семье существуют свои проблемы - проблемы одиноких мам Чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавал все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает своё одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.
Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. Многочисленные исследования детей из трех типов семьи - неполной, полной конфликтной и полной благополучной обнаружили, что по большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.
Каковы же они, главные законы детства?

Ребенку, в его полноценном развитии, необходимо:

  • нормальные родители;
  • хорошие условия жизни и воспитания;
  • полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
  • постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная.

Нарушения нормального развития ребенка наступают:

  • когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой,
  • между родителями и педагогами,
  • когда разрушается цепочка преемственности.

Именно тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

«Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Отметка

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не знаю, что без тебя бы я делал(а).

И в кого ты только такой уродился (уродилась)?

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похожь(а)?

Я в твои годы…

Ты моя опора и помощник (помощница)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чём ты только думаешь?

Какая (какой) ты у меня умница (умник)!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети, как дети, а ты!..

Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)!

ИТОГО:

Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

«Чтобы воспитать Человека» Нужно!

1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребенка, следует винить, прежде всего, себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.

4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.
Используемая литература:

1. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.;

2. Н.А. Дорохина «Школа заботливых родителей» Ребенок в детском саду. 2004г.№ 3.