Беседа с детьми подгруппы на тему зима. Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль

Подготовила

Воспитатель: Антонова Елена Юрьевна

Цель: Способствовать эмоциональному отзыву на восприятие предложенной темы. Вызывать положительный эмоционально окрашенный настрой на общение со взрослыми и сверстниками.

Задачи: Обобщить и закрепить знания детей о зимних играх. Познакомить с понятием Олимпиада. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни; совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом;

Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение рассуждать, делать умозаключения; Активизировать пассивный словарь детей. Вызывать интерес к участию в беседе.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет какое у нас сегодня время года? Правильно. Как вы это поняли? Тогда давайте вспомним в какие игры мы с вами любим играть зимой?

1. Игра «Санки, коньки, лыжи, снежки»

(игра на развитие слухового внимания) .

Дети идут по кругу и имитируют ходьбу на лыжах, катание на коньках, игру в снежки.

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках, (^ Дети изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! ("Падают»)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катали, (Катят воображаемый комок)

А потом без сил упали. ("Падают")

И домой мы побежали. (Бегут по кругу)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь давайте посмотрим на картинки и увидим что лишнее на них изображено. (Картинки появляются на экране. Дети должны выбрать «лишний» предмет.) Теперь давайте посмотрим на картинки и кто-нибудь расскажет мне о том, что на них изображено

Загадка:

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!

(Лёд)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски прибил я планки -

Дайте снег! Готовы. (Санки)

Мы - проворные сестрицы —

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, а в снег - бежим:

Уж такой у нас режим.

(Лыжи)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили!

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Под гору — лечу,

В гору — тащу.

(Санки)

Ой, насыпало снежка,

Вывожу коня-дружка,

За веревочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.

(Санки)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка — нос, в руке — метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Воспитатель: Ребята, а когда мы с вами играем на улице, как нужно себя вести, чтобы не поскользнуться и не удариться?

Дети: -Не толкаться,

- не бегать,

- не играть на скользкой дороге,

- не подставлять подножки товарищам,

- не бороться, идти осторожно,

- не кататься;

- если кто-то упал, помочь подняться;

Воспитатель: Ребята, а что такое спорт? Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Что нужно делать чтобы быть такими? Надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или открытой форточке ит. д.

Воспитатель : Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру?

Дети: Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается.

Воспитатель: Покажите, какие это дети.

(Пантомима «Очень худой ребенок»)

Воспитатель: Вы не хотите стать таким ребенком?

Дети: Нет!

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, как называются самые главные соревнования у спортсменов всего мира?

Главные соревнования у спортсменов называются Олимпийские игры. Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них. На зимней олимпиаде спортсмены играют в хоккей, соревнуются на коньках, на лыжах… Для спортсмена олимпийская медаль - самая главная награда в жизни. За каждой из них, будь то золотая, серебряная или бронзовая, - тяжелый труд ежедневных многочисленных тренировок; упорство, сила воли, трудолюбие…

Воспитатель: Ребята, а как же стать таким спортсменом и поехать на Олимпийские игры?

Дети : Чтобы стать спортсменом и поехать на Олимпийские игры нужно заниматься спортом, делать зарядку, закаливаться. Сегодня вы тоже получите медали. Для этого давайте поиграем.

Игра «Переправа по льдинам»

Описание игры.

Играющие две команды «Снеговики» и «Снежинки», располагаются за стартовыми линиями. По сигналу игроки передвигаются в сторону финиша по «льдинкам», не наступая на пол, бросают снежок в цель и бегом возвращаются обратно. Выигрывает команда, быстрее всех закончившая переправу .

Награждение спортсменов.

Программное содержание

Систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц.

Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам, поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Дети, я хочу с вами поиграть в игру «Времена года». Я буду показывать картинку «время года» — а вы показывать фишку нужного цвета.

Напомните мне, какие времена года вы знаете?

(ответы детей)

Игра «Времена года»

(ответ ребенка – время года, как ты определил)

Скажите, что бывает только зимой?

(мороз, снег)

А кто знает загадки о зиме?

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет —

Когда это бывает? (зима)

Скатерть бела, весь свет одела. (снег)

Без рук без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Отгадайте и мою загадку:

Бел как мел

С неба прилетел

Зиму пролежал

В землю убежал

А кто вспомнит, как начиналась зима?

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала.

А какой первый месяц зимы?

Входит мальчик-декабрь.

Давайте посмотрим на календарь погоды. Всю зиму, каждый день мы с вами отмечали погоду.

А сейчас посмотрим и сравним с другими месяцами.

Открываем первую страничку – декабрь.

Сколько солнечных дней? Сколько пасмурных? Каких больше?

Какая была погода? (морозная, холодная, снежная, вьюжная)

А все это старуха – зима разозлилась: вздумала всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добраться – надоели они ей своими писками и криком.

Что сделали птицы?

Собрались покричали полетели за синее море, в теплые страны.

А какие птицы остались зимовать?

(вороны, синицы, воробьи, щеглы, дятлы, снегири)

А как вы думаете, как живется птицам зимой?

(зимой не услышишь веселого пения птиц, им не до песен, Холодно, голодно, трудно добывать пищу. Многие прилетают во двор и живут поблизости от дома – люди заботятся о них, подкармливают)

Входит мальчик – январь.

Открываем календарь на второй страничке. Какой второй месяц зимы?

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снега на дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом

В наше доме топят печки

В небо дым идет столбом.

Все зеленое, что радовало глаз весной, летом, осенью исчезло, спряталось глубоко под снегом.

Какой снег?

(белый, холодный, скрипучий, хрустящий)

А из чего состоит снег?

(ответ)

А вы хотите узнать, из чего образуются снежинки?

Я прочитала об этом в одной книге, её написали учёные.

Они летели в самолёте в облаках и под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали маленькие кристаллики льда, и как только они опускались в тучу, они сразу же становились снежинками. А маленькие кристаллики льда – водяной пар, летом он превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

А теперь расскажите, какие бывают снежинки? Какой формы?

(звёздочки с шестью лучами, цветочки с шестью лепестками, иголочки, тонкие пластинки)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

А что мы слышим в морозный денек при ходьбе? Почему?

(под тяжестью тела ломаются лучики)

Чем тише морозный, ясный денек, тем красивее снежинки. А при ветре лучики обламываются и превращаются в снежную пыль.

А вне сильный мороз, что происходит с снежинками происходит?

(они ломаются, скатываются в шарики- крупа)

А если несколько снежинок прилепились друг другу- получаются хлопья снега.

Еще пуще злится зима.

Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом.

Чтение стихотворения «Морозец»

Много пословиц и поговорок придумал народ о зиме.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Солнце блестит, а мороз трещит.

Зимой денек, как у комара носок.

Зима без снега, лето без хлеба .

В холодном тумане встает холодное тусклое солнце. Спит заснеженный лес.

Подойдите все к картине, посмотрите внимательно.

Что изобразил художник?

Что происходит зимой в лесу?

Я начну рассказ, а вы продолжите.

Тихо. Зима. Лесная полянка покрыта снегом. На ней тихо и пусто. Кажется, все живое замерзло в такой стуже – ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

(дети рассказывают об увиденном)

Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках.

Что происходит с деревьями?

(они стоят «отдыхают»)

А как проверить, что они не засохли?

Давайте вместе с вами поставим веточки в воду. Я шла сегодня в детский сад и нашем участке нашла эти веточки – их обломал ветер.

(они хрупкие от мороза, легко ломаются)

Что нужно любимому растению для роста, созревания?

(свет, тепло и вода)

Вот и на наше веточке через некоторое время набухнут почки, раздвинутся на их верхушках чешуйки и покажутся кончики зеленых листьев. Чешуйки опадут, а нежные, зеленые листочки будут расти.

Пень – старый, трухлявый – а ведь это терем – теремок.

Кто под корой спрятался?

(мелкие букашки, много их, каждый занял крохотную спаленку)

А кто еще живет в лесу зимой?

Пуще прежнего злится зима. Испугались звери мороза?

Белка орешки и грибочки в дупле грызет.

Зайчик прыгает, кору деревьев ест.

Лиса и волк за зайчиком бегают, но никогда его не поймают, зайчик быстро бегает. Очень трудно лосям, оленям, козам.

Летом гуляет, зимой отдыхает – медведь в берлоге спит.

(им помогают люди)

Нет, не испугались звери мороза!

Вот и последний месяц зимы настал.

Посмотрите на календарь погоды.

Каких дней больше?

(ясных, солнечных, морозных)

Какая погода в феврале?

(холодно, крепкий мороз по утрам, но днем солнышко не только светит, но уже и греет)

В полях покажутся первые проталинки, воробьи начинают драться и весело кричать, таскать в клювах соломку и перышки, вороны – сучки для гнезд.

А на крыше, дети

Смотрите, белая морковка

За крышу ухватилась ловко

Тихонько плакала она

Роняя слезы вдоль окна.

Сильнее солнышко пригрело

И ту морковку съело.

Обидно зиме – ни птиц, ни зверей, ни деревья не заморозила.

До рыб хочет добраться?

Что произошло с реками, озерами?

(замерзли, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла- под ледяной кровлей ей еще теплее)

А кто мостик на реке мостит – без топора, без гвоздей, без клиньев и досок?

А какой лед?

(хрупкий, холодный. твердый, прозрачный)

Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно.

Этот кусок льда я взяла, когда делали прорубь во льду на речке, чтобы уловить рыбку. Вот эта рыба, которой так хорошо под ледяной крышей.

Не боится рыба мороза, зимы.

(рассмотреть живых рыб в емкости)

Ну постой – думает зима-дойму я людей. И шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узорами стекла, а окнах, стучатся в двери и стенки.

Как защитились люди от мороза?

(одели теплую одежду – пальто, шапки, валенки, затопили печки, да на зимой посмеиваются)

Но обиднее всего оказалось зиме, что даже малые ребята и те ее не боятся.

Какую пословицу надо помнить, зимой?

Береги нос в большой мороз.

Никто не боится старухи – зимы.

В январе он молодой

В декабре совсем седой

Ему стужа не помеха

Шапка теплая из меха

Шерстяные валенки

Очень любит маленьких

С большой палкой, в рукавицах

Он один во многих лицах

Краснощекий, красный нос

Его имя — Дед Мороз.

Заходит Дед Мороз.

Здравствуйте, дети. Хорошо мы с вами повеселились и поиграли на встрече нового года. А теперь мне пора уходить, но напоследок хочу с вами поиграть.

  1. Игра «Перетяни канат».
  2. Игра с Дедом Морозом в музыкальном сопровождении.

А теперь, до свидания, дети.

Дед Мороз и три месяца – мальчика (декабрь, январь, февраль) уходят.

Вот и попрощались мы с Дедом Морозом и русской зимой, которая в трех месяцах живет.

Вы много о зиме и зимних явлениях знаете, но еще больше узнаете, когда придет к нам вновь зима и мы будем наблюдать и изучать.

воспитатель детского сада

ДУУ «Лучистый»

г. Ровеньки Луганская область Украина

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Образовательные:

ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

ü Познакомить с народным календарем;

ü Упражнять в подборе определений к заданному слову;

ü Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

ü Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;

ü Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

ü Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;

ü Любовь к природе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме».

Образовательная область: «Коммуникация».

г.о.Самара

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • Познакомить с народным календарем;
  • Упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».

Развивающие:

  • Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;
  • Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;
  • Любовь к природе;
  • Умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа:


-Ежедневные наблюдения;

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях.

Чтение произведений о зиме;

Разгадывание загадок о зимних явлениях;

Знакомство с народными приметами и пословицами.

Материал:
Презентация на тему: «Зима», компьютер, мультимедийный проектор, снежинка с письмом, снежинки детям, пластиковые стаканчики с трубочками.

Организационный момент:

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте их поприветствуем!

Садитесь ребята на стульчики, (стульчики стоят полукругом).

Ход нод:

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

В какое время года это бывает?

Воспитатель: Предлагаю посмотреть несколько зимних пейзажей. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (показываю иллюстрации и слайды с зимними пейзажами). Дети подумайте и скажите, о чём сегодня мы будем с вами говорить?

А вы любите зиму?

Зима какая? (снежная, суровая, морозная,студеная).

Воспитатель: Если зимой холодно, то зима ……(холодная).

Если зимой морозы, то зима……(морозная).

Если зимой тепло, то зима…..(теплая).

Если зимой вьюги, то зима …..(вьюжная).

А сейчас я загадаю вам загадку-

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром

О каком времени года загадка?

Как можно зиму назвать ласково?

Как зиму называют в загадке?

Почему зиму называют «царицей»?

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?

Почему?

Что за скакуны в этой тройке? (зимние месяцы).

Вспомните их названия и назовите. (декабрь, январь, февраль).

Да, зима-царица трёх месяцев: декабря, января, февраля.

У этих месяцев есть и другие названия, народные.

Н-р: декабрь народ называл «хмурень».

Как вы думаете почему?

Потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

За декабрем следует какой месяц?

Январь называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

А какой третий месяц?

Февраль- называли в народе «снеговеем». Почему?

Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

В народе так и говорят: «В феврале два друга –метель да вьюга».

Ребята, а ведь вы знаете красивые стихотворения о всех трех месяцах. (дети читают стихи).

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки

Ёлку из лесу привёз.

Январь

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу на дворе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печку

В небе дым идет столбом

Февраль

Дуют ветры в феврале

Воют в трубах громко

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

А сейчас давайте поиграем (встаем в круг, игра с мячом). Игра называется: «Подбери слово».

Я кидаю вам мяч, вы его ловите я задаю вопрос, вы кидаете мне мяч обратно и отвечаете.

Н-р: «Снег какой?», «белый».

Всем понятны правила игры?

Снег какой? (белый, блестящий, мягкий, пушистый, холодный).

Ветер зимой какой? (холодный, сильный, морозный, ледяной).

Солнце зимой какое? (совсем не греет, редко появляется, светит но не греет).

Небо зимой какое? (серое, мрачное, пасмурное).

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, суровая).

Молодцы, садитесь на свои места.

Ой, ребята тише, тише

Что – то странное я слышу

Кто то к нам сюда спешит (стук в дверь, лежит снежинка).

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости!

Она не простая – волшебная!

Давайте-ка её рассмотрим.

Это же письмо от зимушки-зимы.

Сейчас я вам его прочту:

Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, умные, добрые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, что вы знаете и нравится ли вам зимушка –зима. Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам загадки и игры интересные. Желаю вам успехов!!!

Царица Зима.

Ребята, давайте покажем какие мы умные,и находчивые и как мы любим зимушку зиму.

Загадки:

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (показываю слайд ответ).

2.Как по зеркалу качусь

На коньках кручусь- верчусь

Разгоняюсь как самолёт

Под ногами что же? (показываю слайд ответ).

3.Тихо,тихо как во сне

Падает на землю…..(показываю слайд ответ).

4.Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная…….? (показываю слайд ответ).

5.С метёлкой, в шляпе из ведра

Директор зимнего двора (показываю слайд ответ).

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Физкультминутка (хоровод «Метелица»).

Вдоль по улице метелица метёт,

Ай, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжём же - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.

А руками мы ударим дружно в лад
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.

Игра: «Какой рисунок лишнее?»

Сейчас я буду показывать картинки. Они похожи, но одна отличается от других. Вы её должны назвать! Будьте внимательны!

(показ слайдов)

Хорошо, ребята!

Упражнение «Вьюга».

Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный не тает.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо. (Вьюга).

Хотите устроить вьюгу?

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.(показ). Дети выполняют упр-е 3 раза.

Молодцы, ребята! А сейчас стаканчики поставьте на стол и садитесь на места.

Упражнение «Закончи предложение».

Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик», (показываю слайд).

Слушаем внимательно!

Мы решили слепить………. (снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему………… (снеговику).

Мы показали соседям нашего………. (снеговика).

Мы играли с нашим ……….. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке ………….(о снеговике).

Подвижная игра: «Затейники» Зима.

Выбирается водящий - затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение (зимний вид спорта), и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3-4 раза).

Итог занятия:

Вспомните, о каком времени года мы говорили?

Сколько месяцев у зимы?

Как они называются?

Как называются эти месяца в народном календаре?

От кого мы получили письмо?

А за то что вы очень много знаете про зиму, царица зима вам дарит вот такие «снежинки».

Спасибо, ребята!

Методическая литература:

1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

3.Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

4.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи».

Обобщающая беседа о зиме.

Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе, закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

«Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга –

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром –

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры! –

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней –

Вы узнаете зиму?

По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравним с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой?

Обобщающие знания о погоде зимой: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон, потому что зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем зимой насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

Почему зимой мало птиц?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека, потому что здесь легче найти корм и теплее. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях люди делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем?

Дети перечисляют зимние забавы.

Как можно сказать о зиме?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.

Запись музыки Чайковского «Времена года».

Стихотворение С.Д.Дрожжина:

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

«Приметы зимы»
Воспитатель:
Ибрагимова Г.М.
2018 год

Задачи:
­знакомить с зимними приметами (холода. Заморозки, снегопады, сильные ветры,
зимними видами спорта;
­ обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,
прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
­ вызвать положительный отклик на игровые действия.
Оборудование: демонстрационный материал («Зима», «зимние виды спорта», 2
снежинки с загадками, картинки­помощники к загадкам, мяч, ледяная шкатулка с
сюрпризом, презентация «Время года – Зима», игрушки.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимней
тропинке.
Дети по снежной тропинке идут в музыкальный зал, украшенный снежинками,
елями, заснеженными пеньками, макетами сугробов, дикими животными (игрушки).
Ребята, а куда нас привела тропинка?
Дети. В зимний лес.
Воспитатель. А по какой тропинке мы сюда пришли? Как можно её назвать?
Дети. Снежная.
Воспитатель. Проходите, пожалуйста, садитесь на волшебные снежные комочки.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
О каких трёх скакунах говорится в этой загадке? (о зимних месяцах)
Воспитатель. Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста?
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Как вы думаете, что за царица сидит в санях?

Дети. Зима.
Воспитатель. Как вы думаете, почему зиму называют царицей?
Дети. Она холодная, у неё свои владения, все деревья покрывает серебром.
Воспитатель. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме?
Зима какая?
Дети. Снежная, холодная, морозная, студёная.
Воспитатель. Молодцы. Как можно зиму назвать ласково?
Дети. Зимушка.
Воспитатель. Вы описали зиму. Послушайте, как описывают зиму поэты.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялась пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И. Никитин)
Ребята, какое время года описал поэт И. С. Никитин в своём стихотворении?
Дети. Зиму.
Воспитатель. Какое явление природы описывается в этом стихотворении?
Дети. Метель, вьюга.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какое время года здесь
изображено? Почему вы решили, что на картине зима? (ответы детей). Посмотрите,
пожалуйста, на картинки и скажите, какие изменения происходят с природой,
животными, людьми, птицами? (ответы детей). Ребята, зимой некоторые птицы
остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как
им можно помочь?

Дети. Люди делают кормушки.
Воспитатель. А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края, а
остаются зимовать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой сугроб! Интересно, что там под сугробом,
давайте посмотрим.
Под сугробом дети находят коньки, санки, клюшки, шайбу.
А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна… (хоккеисту)
Коньки нужны… (конькобежцу)
Санки нужны … (саночнику)
Лыжи нужны (лыжнику)
Шайба нужна (хоккеисту)
В какое время года можно заниматься этими видами спорта?
Дети. Зимой.
Воспитатель. Значит, к каким видам спорта они относятся?
Дети. К зимним.
Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом. И для этого им
необходимо спортивное снаряжение: коньки. Санки, клюшка, шайба.
Скажите, а что вы любите делать зимой?
Дети. Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети встают в круг, проводится физкультминутка.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжах встанем

И с горы кататься станем.
Снег пушистый всё летает,
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём.
Ребята, посмотрите, какие большие и красивые снежинки опустились мне на
ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки­
Серебристые (снежинки)
На посёлки, на лужок
Всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят,
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть (в снежки)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка ­ (снегурка)
На снегу­то, посмотри –
С красной грудкой (снегири)

Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)
Так без чего не бывает зимы?
Дети. Без снега.
Воспитатель. Ребята, снеговик приготовил для нас физкультминутку для глаз.
Выполним её.
Проводится физкультминутка для глаз, дети сидят на ковре в удобных позах.
А сейчас попробуйте сами задать с помощью картинок по опорной схеме загадку
про снег.
Холодный, но не лёд,
Белый, но не сахар,
Лёгкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое?
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Люди много наблюдали за
явлениями природы. Так появились народные приметы, которые
помогали «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в
игру «Вспомни примету».
Дети встают в круг, игра проводится с мячом.
Зима морозная – лето … (жаркое).
Много снега – много (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть … (морозу).
Белее земля – зеленее (лето).
Много воды ­ много … (травы)
Снег прилипает к деревьям – к (теплу).
В феврале два друга ­ (метель да вьюга)
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Дети. О зиме.
Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?
Дети. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая ледяная шкатулка. (Открывает
шкатулку, там снежинки.) Я очень рада, что вы знаете так много интересного о зиме,
и хочу подарить вам снежинки.