Что за праздник - Масленица? История, традиции, современная Масленица. Масленица: традиции, приметы, обычаи и обряды праздника

УДК 39

Масленица. История праздника и его традиции.

Maslenitsa. The history of the holiday and its traditions.

Аннотация: Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Annotation: This thesis is devoted to consideration of features of the Russian national character through the prism of Russian traditional holidays, for example carnival. The history of carnival rooted in pre-Christian Russia. Carnival, as the bright, cheerful, wide and spectacular Russian holiday, is popular among the Russian people. Today, Maslenitsa is a symbol of Russian folk festivals with a millennial history.

Ключевые слова :Масленица, русский национальный праздник, национальный характер, черты русского национального характера

The keywords: Maslenitsa, a Russian national holiday, national character features of Russian national character

Национальный характер — совокупность наибо-лее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Он выража-ется в эмоциях, чувствах, настроениях и проявляется в национальном темпераменте.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, уникальная, притягательная и непонятная. Про Россию Ф.И. Тютчев(1803 — 1873 ) сказал:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия — страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Её характер — это характер её народа, отличается сложностью и противоречивостью.

Многие факторы влияют на формирование национального характера, развивающегося долгое время в истории. Среди этих факторов самыми главными являются культура и история. Традиционные праздники как важный компонент национальной культуры считаются носителями, отражающими и наследующими национальной культуры; процессом накопления и коагуляции национальной истории и культуры в течение продолжительного периода времени; объединённым показанием национального характера и национальной культуры; истинным изображением профиля нации и государства. Поэтому, с помощью русских национальных традиционных праздников пригодится далее и глубоко исследовать и анализировать русский национальный характер.

История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. В дни праздника Масленицы есть ряд ритуалов: сжигание соломенного чучела Зимы, готовить и есть блины, катание на санях и отголосок языческих обрядов. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране не празднуют ничего подобного.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. Она состоит из введения, основного текста, заключения и списки литературы.

Введение включает в себя изложение актуальности, цели, задачи, значимости и методов исследования этой дипломной работы. Коротко отмечено основное понятие русского национального характера.

Основной текст состоит из двух глав. В первой главе растолковываются общие сведения о Масленице: её возникновение, традиции празднования, и влияние на современное русское общество.

Во второй главе излагаются основные черты русского национального характера, проявляющиеся в обычаях и традициях русского традиционного праздника Масленицы, подробно анализируются такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность.

В заключении мы пришли к выводу: русский национальный праздник Масленица — эффективный способ для исследования черт русского национального характера. Масленица может чётко отразить главные черты русского национального характера.

Введение

Глава 1 Общие сведения о Масленице

1.1. Происхождение Масленицы.

1.2. Традиции празднования Масленицы

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

2.1. Религиозность

2.2. Воинственность

2.3. Гостеприимство

2.4. Соборность

Заключение

Литература

Введение

Всем известно, что каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткута. На протяжении тысяч лет при развитии общества у каждого народа постепенно сложились своеобразные обычаи, устоявшиеся традиции и самые невероятные и экзотические обряды, которые составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды — неотъемлемая сторона жизни. Каждый народ является сложным миром. Члены народа имеют одинаковый язык, общую окружающую среду политики и экомоники, общие источники истории, общую территорию и накопление культуры. Таким образом, у них есть многие общие черты, которые называются чертами национального характера.

Про национальный характер, в разных областях исследований есть разные термины, как основные типы личности, национальные черты, общественный характер, этнические особенности, национальный менталитет, национальная индивидуальность, в сущности все они указывают на национальный характер. Национальный характер — уникальный национальный колорит эмоций и чувств, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры. Он меняется по мере изменений веры, природной среды, общественного режима и др. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представлениях той или иной нации: англичане — консервативны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. О русском национальном своеобразии как самими русскими написано очень много и очень по-разному.

Россия, страна обширная, имеет самую большую по площади территории в мире, особое географическое положение, даже и суровый климат. Поэтому русские имеют загадочную душу, стойкость, склонность к крайности, умение выживать при любых обстоятельствах, великодушие, уверенность в себе, мужество, честность, доброта, свободолюбие, трудолюбие, гуманность, сердечность, сострадание, самоотверженность, стремление к справедливости и т.д.

Писатель А.Н. Толстой так написал: «Русский характер лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой… Но справедливость в больших идеях и больших делах живёт. В нём неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь.»

Неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870 — 1965) «Характер русского народа». В своей книге Лосский дает следующий перечень основных черт, как религиозность, общительность, чувство и воля, свободолюбие, присущих русскому национальному характеру.

Важное значение Н.А. Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии русского национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева, «коллективизм духовный», «духовная соборность» — это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм. Это «безответственный коллективизм», который диктует человеку необходимость «быть как все». Русский человек, считал Бердяев, утопает в таком коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллективе. Отсюда недостаток личного достоинства и нетерпимость к тем, кто не такой, как остальные, кто благодаря своему труду и способностям имеет право на большее.

В руссrом народе есть такая пословица: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ». Эта пословица образно отражает воинственность русских людей. Русский народ отличает от других народов воинственностью. Причина в том, что чувство чести играет важную роль. Чувство чести — нерушимый фундамент, заложенный в русских. Его невозможно разрушить.

Праздники — наиболее надёжные источники сведений о национальном характере, поскольку за ними не стоит индивидуальный, их создатель - народ, это коллективное творчество. Из многих русских национальных праздников Масленица - самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, она отличаются уникальными традициями и обрядами, предоставляет богатый материал для всестороннего исследования черт характера нации. В длительном процессе развитии русской культуры и истории Масленица честно фиксирует в своей семантике своеобразные русские культурные установки и стереотипы, прямо или косвенно отражает воззрения русского народа, идеологию своей эпохи, особенности русского национального характера. Поэтому мы выбрали праздник Масленицу как свой предмет исследования, сквозь призму этого праздника анализируем черты русского национального характера, в чём и заключается наша цель изучения.

На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Представить основные сведения Масленицы;

2) Выяснить происхождение и важные традиции празднования Масленицы;

3) Указать на то, как Масленица влияет на современное русское общество;

4) Проанализировать черты русского национального характера с помощью традиций и обычаев Масленицы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод сплошной выборки; метод контекстного наблюдения; метод контекстуального анализа; метод сопоставления и обобщения.

Значимость исследования состоит в выявлении одной из важнейших русских праздников — Масленицы, в более глубоком и всестороннем познании черт русского национального характера. Всё это имеет большое значение для учащихся русскому языку или людей, которые имеют дело с русскими.

Глава 1 Общие сведения о Маслениц е

1.1. Происхождение Маслениц ы

Масленица — русский народный праздник, корнями уходящий в древнее время, зародилась в те времена, когда славяне еще не знали христианства, были язычниками, тогда начало Нового года отмечали не зимой, а с приходом весны, первого марта. Считается, что это был славянский праздник проводов зимы, и одновременно были проводы старого года и встреча нового. С введением христианства в Россию церковь пыталась запретить шумные языческие славянские ритуальные действия, искоренить веселые народные гуляния, однако из этого ничего не вышло. Таким образом, в Масленице переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.

Масленица называется различно, все эти названия имеют одинаковые мысли. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра — сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время русские не едят ничего мясного, но могут есть рыбу, молока, яйца и сыр. Поэтому известное название этой недели по всей России — Масленица.

Русские празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста Церковь предписывает верующим воздерживаться от скоромных продуктов(мяса, масла, и т.д.), увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». Древняя пословица гласит: «Как новый год встретишь, так его и проведешь» . Поэтому Масленицу отмечали с большим размахом: пели песни, водили хороводы, зазывали Весну, сжигали чучело зимы. В каждый ритуал вкладывался особый смысл. В этом празднике хорошо прослеживаются культ предков, аграрный, а также семейный культ. Считается, что культ предков прослеживается в традиции выпекания обрядовых блинов (часть поминальной пищи), а также в традиции прощеного воскресенья. Семейно-родовой характер праздника можно связать и с названием дней Масленицы. Аграрный культ прослеживается во многих праздниках, в том числе и в обрядах Масленицы.

Блины — это главный символ Масленицы. Они символизируют свет, победу над злой и приход весны. Такая символика блина вполне понятна, ведь он такой же горячий, золотистый и круглый, как и солнце. Ещё считается, что чем больше блинов на Масленицу съешь, тем богаче и счастливее проживёшь год.

1.2. Традиции празднования Масленицы

В период празднования Масленицы православные традиции играет большую роль в истории. Последняя подготовительная к Великому посту неделя называется Сырной седмицей. Эта седмица — это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение этой недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия».

По традиции, в Масленую неделю предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями, хождение друг к другу в гости — всё это сближает, даёт повод просить обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — прощёное воскресенье.

Церковь предостерегает паству от всякой неумеренности. Пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время — за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной недели. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими », звучит в песнопениях Сырной седмицы — так вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовёт грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придётся отвечать. На Сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва.

Народные традиции Масленицы тоже занимают важное место. На Масленицу в течение всей недели веселье, традиции и забавы всегда имеют установленную последовательность, что выражается в названии масленичных дней. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыш. В среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся, отсюда и пошло выражение «к тёще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тёщу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным днём», в этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Понедельник зовётся «встреча». В этот день достраивали ледяные горки, качели и балаганы, наряжали чучело Масленицы в старую женскую одежду. Насаживали его на большой шест и с весёлыми величальными песнями возили на санях. Затем чучело устанавливали на ледяной горке, с которой устраивали катание на санях. В понедельник начинали печь блины, и первый блин обычно получали нищие на помин усопших.

Вторник называется «заигрыши». С утра молодые люди катались с гор и ели блины, а также приглашали в гости родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать» . В деревянных балаганах давали театральные представления с участием Петрушки и масленичного деда. Скоморохи пели частушки. Было принято возводить ледяные крепости, устраивать шуточные бои. В конце XVIII века в Петербурге устраивали гулянья на Исаакиевской площади, где устанавливали балаганы и карусели, строили ледяные горки. В Москве катались на санях по Москве-реке и реке Неглинке. Проводили маскарады на московских улицах.

В среду, в «лакомки», в каждой семье накрывали столы, предлагая гостям блины, кушанья из рыбы, яиц, творога, молока. В некоторых областях России особое внимание в этот день уделяли тёщи своим зятьям — «тещины блины». В городах и посёлках устанавливали торговые палатки, где предлагали горячие сбитни, русские пряники, орехи, кипящий чай из самовара.

В четверг приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, к примеру, бить лежачего «лежачего не бьют», вдвоём нападать на одного «двое дерутся — третий не лезь», бить ниже пояса или «один на один». К тому же, все с удовольствием катались на ледяных горках, качелях и лошадях, устраивали пиры, карнавалы, начинали колядовать. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, петь частушки. Напрасно четверг тоже зовётся “широкий разгул”.

Пятница славилась «тещиными вечерами». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и др., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных и дарили им подарки. Всё очевидно, на этой «Масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышлённые и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой «даже с незнакомым человеком» полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешел перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Гулянье заканчивалось, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лёд и прогнать холод. В этот день окончательного прощания с зимой сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Всем известно, праздник создаёт ощущение общности, которой способствует разный церемониал, обряды праздника, в которых слова, музыка, движение, свет, цвет, художественно воплощают идею, все это создает особую атмосферу. Его участники испытывают ощущение «очищение души», поэтому особенность праздничной культуры проявляется не только в прагматической стороне, но и в духовной стороне.

Язычество как первая религия славян подарило русским Масленицу, великолепные свадебные обряды и святочные гадания. Свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» — период от Рождества до Масленицы.

Современные свадебные обычаи несколько трансформировались с течением времени, но разорительно не изменились. Многие русские свадьбы играют в такой период — от Рождества до Масленицы.

Своеобразный символ Масленицы — золотистый, круглый и горячий блин, который символизирует счастье, веселье, надежду, свет и веру в будущее. Он является традиционным блюдом Масленой недели. Сейчас больше и больше русских потчует своих близких и гостей вкусными блинами.

Влияние Масленицы отражается в произведениях искусства различного вида, как в литературе, музыке, рисовании, фильмах и т.д. Например, известный русский фильм «Сибирский цирюльник» пользуется популярностью по всему России, в нем с помощью представлением традиций и обычаев Масленицы режиссёр Никита Михалков воссоздал полную Масленицу.

Современные русские любят Масленицу за тот настрой, который он даёт и не задумываются о том, что же такое даёт этот праздник, почему он сохранился до нынешних времён. Дело в том, Масленица соединяет в себе не только традицию проводов зимы и встречу весны, а также служит фактором укрепления семьи и примирения всех родственников.

Масленица способствует современному русскому обществу к стабильности, процветанию и энергичности.

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

Русский национальный характер, его необычность и непонятность, давно возбуждает у учённых живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

В процессе исследовании черт русского национального характера мы замечаем, что в истории России такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство, соборность всегда занимает абсолютно важное место. В дальнейшем совершенно представляем эти четыре главных черты русского национального характера через призму праздника Масленицы.

2.1. Религиозность

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Она тоже является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относит себя к одному из вероисповеданий.

Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.п.

Н.А. Бердяев отмечает, что русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Славянское язычество является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие русской эры фрагментом древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских и древнеримских текстах. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм. При Владимире Святославиче в 988 году на Древней Руси христианство стало государственной религией. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Но духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Ваннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Пропп, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно. Пепел от чучела, или масло растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник»(прощённый день), смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холосты, связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. У шедших предков, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Мороза, утверждает, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается языческая суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд, по всей видимости, имеет игровые корни.

Все свидетельства доказывают, что некоторые обряды относятся к языческим, так и многие исходят из православных. Это явление называется двоеверием. Понятие двоеверия, часто используемое применительно к традиционной культуре славян. Для самих носителей традиции система верований была единой и органично сочетала в себе поклонение христианскому Богу и — силам природы и могущественным предкам.

Двоеверие отражает черты русских в обрядах праздников. Масленица не только имеет языческие обряды, но и имеет православные обряды. Таким образом, мы можем видеть, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры — Православия и Язычества, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой — лень, бездеятельность, безответственность.

Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости)», несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, лёгкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» — Г. Фёдотов); отзывчивость, способность всё понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть »).

По мнению Н. Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л. Франк пишет, что русский дух насквозь проникнут религиозность.

С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьёзный недостаток — его пассивность, бездейственность. Солженицын сам отмечает, что уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее. Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Равномерной методичности, настойчивость, внутренней дисциплины — болезненнее всего не хватает русскому характеру, это может быть, главный порок русского народа.

В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А. Солженицын перечислил: всеизвестное русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости; вековое отчуждение русского народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому — жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда — губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации.

2.2. Воинственность

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на Масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников.

Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приёмам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею чёрную саблей или ножом, да вынь из неё язык, да вверти в тафту зелену и в чёрную, да положи в сапого в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори ».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шашки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приёмы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом «стенки», противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» — командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даёшь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей весёлой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулачных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины.

Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках. Передавались из уст в уста, нашли своё отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями

Только копья-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Русский народ — изначально и исторически воинственный! Отсюда берёт начало бунтарский дух, мстительность, жажда борьбы до победы! Самые знаменитые разбойники и лучшие воины принадлежали русскому народу. Да и сейчас слова «русская мафия» или «русская армия», вызывают неприятные ощущения в пятой точке у всех русских врагов.

Воинской доблестью пропитана вся история русского народа. Вне зависимости от профессии все мужчины и многие женщины, владели воинским искусством. И все главные русские боги были воинами, помимо своих прямых обязанностей. Что уж говорить о танцах, песнях, играх и сказах. К примеру, при слове хоровод человек представляет девушек и юношей, которые в лаптях танцуют вокруг берёзы под заунывные песни. Но на самом деле, хороводы были и воинские. Чисто мужские, когда руки на плечах, а рёв из мощных глоток достаёт до небес.

Слава о воинской доблести русских предков гремела не только по всей Европе. Многие древние историки донесли сведения о славе и силе русского народа. Все русские огромные территории захвачены и удержаны в войнах. И русские предки все были войнами, это видно из традиций, обычаев и истории.

Дело в том, на характере русского народа сильно отразилась суровость климата и расположение земли. Суровые зимы, длящиеся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными. Обрели способность к резкой мобилизации сил, из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным, но при этом способным действовать «очертя голову», ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата русским была просто необходима общность и чувство локтя. Огромные пространства дали русскому народу широту души, вольность и стремление к свободе.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории способствовала воинскому духу.

2.3. Гостеприимство

Гостеприимство — универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Оно всегда было характерной чертой русского характера. По мнению А. Падчина, «Гость для древних славян был священ, оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян-воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали».

В сознании русских слово «гость» всегда вызывает чувство «счастье» и «радость»: Гость на гость хозяину радость. Гость на порог - счастье в дом . Когда гости пришли, русские с радостью сразу. Для доброго гостя и ворота настёжь . И для гостя в доме готово всё: и внимание хозяев, и забота, и лучшее место, и лучшее угощение от души. Высказывание одного иностранного туриста о России: «Гости приезжают в Россию с одним чемоданом, а уезжают с двумя и с множеством пластиковых пакетов с кабачками, салатом, вареньем, книгами и сувенирами». Они это называют «русским гостеприимством».

В слове гостеприимство на первом плане — готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Для гостеприимного человека его дом — не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. И гость для него — радость в любой ситуации: «Хоть и не богат, а гостям рад».

Третий день Масленицы —«лакомка ». В русском народе были такие песенки, которые посвящены третьему дню Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Россияне отличаются тем, что любят не только принимать гостей, но и ходить в гости. Поэтому, пятый день Масленицы — тещины вечерки гостевой день. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки ».

На тещины вечерки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Масленица не обходится без вкусных блюд на русском столе. Да и в гости надо звать.

Шестой день Масленицы золовкины посиделки. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

В этом чётко и наглядно проявляется русское гостеприимство.

2.4. Соборность

Соборность — понятие с ярким русским вкусом, введённое русским философом А.С. Хомяков, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа каноничности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как личное «счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

В конце XIX до начала XX веков понятие соборность было воспринято и развито русской религиозной философией. А сегодня оно охватыва-ло все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде-ленною Господом Богом целесообразностью».

Два обычая Масленицы, включая кулачные бои и взятие снежного городка, полностью выражают соборность русских. К таким опасным развлечениям относятся знаменитые все они на Масленицу.

Кулачным боям известно две их разновидности. В первом случае, дрались два соперника, а во втором - шли стенка на стенку, не разбирая в пылу боя, кто свой, а кто чужой. Такая массовая бойня позволяла сбросить напряжение и выпустить пар. Мужчины, разгоряченные спиртными напитками и калорийной пищей, колотили друг друга до смерти.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Но в южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

Как правильно, не только кулачные бои, но и взятие снежного городка идут между двумя деревнями или селами. Причина в том, что именно суровые климатические условия и требование защищать от врагов вызывали необходимость жить и работать сообща. Поэтому, столетиями русские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения России до начала XX века, жили общинами, которые тогда были основой молекулой социальной жизни. Община есть хранительница главных моделей и ценностей этой жизни и основной механизм, прививающий эти модели и ценности своим членам.

Вообще, «в России, как подчёркивает президент В. Путин, действие коллектива всегда важнее отдельного, это факт».

Заключение

Национальный характер — это абстрактное обобщение всех свойств народа, имеющего общей традициями и культурой, он является одной из наиболее сложных, но и основных проблем при изучении взаимовлияния культур. В настоящее время, когда человечество вступает в эпоху «глобальной деревни», мировая цивилизация взаимно сольётся воедино. Национальный характер, как окно к истории и жизни данного народа, занимает очень важное место при межкультурной коммуникации.

Черты характера какого-то народа отражаются на своих национальных праздниках, празднуемых данным народом. Потому что в обществе праздники представляют собой самую жизнедеятельную и образную часть. Масленица, как самый популярный, широкий и весёлый национальный праздник России, может отражать черты русского национального характера через свои уникальные обычаи, обряды и традиции.

В данной дипломной работе на базе обычаев, обрядов, традиций Масленицы, анализируются главные черты русского национального характера: религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность. В том числе, двоеверие как часть религиозности, ярко отражает взаимовлияние и соединение между язычеством и православием. Надо отметить, для широкого и загадочного русского народа, конечно, это не всё. Основные и важные черты русского национального характера совершенно отражаются сквозь праздник Масленицу. Ещё другие важные русские национальные праздники могут раскрыть другие черты русского национального характера. Лишь хотим, чтобы наш скромный почин нашёл более достойных продолжателей.

Все нации являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей. В каждой народной душе есть свои могучие и свои слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому необходимо взаимно понять разницу по народной душе, полюбить качества народных душ друг друга и быть снисходительным к их недостатки. Таким образом, между разными народами в мире будет возможно осуществления истинно мирного сосуществования.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

В Масленицу молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.


Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

Понедельник — «Встреча Масленицы»

В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

Борис Кустодиев Масленица, 1919 год

Вторник — «Заигрыш»

Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

Мясопустой масленицу называют из-за воздержания от мяса

Среда — «Лакомка»

В этот день звали в дом гостей. Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. В среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также проводились конные бега и кулачные бои.


Масленица в фильме «Сибирский цирюльник». 1998 год

Четверг — «Разгуляй»

С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

Пятница — «Тещины вечерки»

В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела

Суббота — «Золовкины посиделки»

Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

Воскресенье — «Прощеное воскресенье»

В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год.


Петр Грузинский — Масленица. 1889 год

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как Бога, поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год.

Масленица - самый любимый народный праздник в России

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны.

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника.

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях.

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома.

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

by Записки Дикой Хозяйки

Веселый праздник с массовыми гуляньями, играми и забавами. День обжорства и винопития, после которого все просят прощения друг у друга. Церковный праздник, подготовка к великому посту. Языческий праздник, поклонение богу Солнца - Яриле. Проводы зимы (в середине февраля?), сжигание соломенной Маслёны на костре... Такие разноплановые ответы я получила, пытаясь выяснить, что означает для современных людей Масленица. Общее было только одно: все пекут блины!

Так что же это за такой загадочный праздник, который нам знаком с детства, но так по-разному интерпретируемый окружающими? Чтобы найти корни, традиции празднования Масленицы, обратимся к истории его возникновения.

Откуда повелась Масленица?

Итак, Масленица – один из древнеславянских народных праздников. Ещё он назывался Комоедица. "Комы" - это хлебцы из овсяной, гороховой и ячменной муки, в которые добавлялись сушёные ягоды и орехи. Их съедали в последний день Масленицы. Длилась она две недели – за неделю до весеннего равноденствия (22 марта) и неделю после. Всё это время пекли блины – символы солнца. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Ещё "комами" называли медведей, которые издавна были символом Руси. Первый блин – символ весны - несли Медведю, чтобы он пробудился от зимней спячки, и быстрее пришла весна. Даже есть пословица:

Первый блин - комам, блин второй – знакомым, третий блин – родне, а четвёртый – мне.

Так что, первый блин - комАм, а не комом, как мы привыкли говорить. Комом – это у тех, кто печь не умеет!

С принятием христианства на Руси Масленица был приурочена к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата празднования каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи.

Церковное название Масленицы – Сырная (или мясопустная) седмица. В этот период разрешается употреблять молочные продукты, яйца и рыбу, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Смысл праздника - в добром общении с ближними - друзьями, родственниками. Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением.

При Петре I Масленицу стали праздновать по-европейски - с шутовскими кривляньями, шествиями ряженых по типу итальянских карнавалов, с пьянками и гулянками. Празднество так и называлось "Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор". Такое "бесовское" празднование Масленицы продолжалось почти тридцать лет…

Вот на таких корнях и вырос наш современный праздник – Масленица. Соответственно, вобрав в себя от всего понемногу.

Обряды и традиции Масленицы

Выяснив истоки праздника, рассмотрим теперь обряды и традиции проведения.

1. Выпечка блинов , символизирующих Солнце. В их приготовление вкладывали душу. Тесто замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства.

2. Взятие снежной крепости . Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего. Это символизировало триединство. Первые два раза мужчины благоразумно отступали, пытаясь схватить у девушек какие-нибудь вещицы. И, наконец, в третий раз, силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру.

3. Обряд пробуждения Медведя . По дороге они шли мимо "берлоги Медведя", которого будили и угощали первым блином. Пробуждение медведя, "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны.

4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Дома также заранее изготавливали маленьких кукол, подобных большой, да и разные другие фигурки - коняшки, птички, цветочки, звездочки из всевозможных верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы. В них вкладывалось всё плохое, от чего хотели избавиться. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, выкидывая с ними все беды и болезни.

Да, ещё один момент. В связи с приходом христианства, дата смещалась иногда и на начало февраля, например, в этом году Масленица приходится на 16 февраля. Было как-то неуместно сжигать Зиму, когда до таяния снега оставалось месяца два. Русский народ со своей смекалкой исправил это несоответствие, назвав чучело Маслёной, и приурочив её сжигание к завершению самого праздника - Масленицы, переходом к Великому посту.

5. Хоровод и скоморохи . Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". А скоморохи показывали представления, пели частушки. "Как на масленой неделе из трубы блины летели!.."

6. Потом всех приглашали за общий стол , богатый угощеньями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, хлебцы-комы, травяные чаи и множество других яств.

Вот такие традиции проведения Масленицы.

Масленица сегодня

В последнее время эти традиции возрождаются. В российских городах и сёлах всю масленичную неделю пекут блины и ходят друг к другу в гости. А в последний день Масленицы проходят массовые гуляния с катанием на лошадях, весёлыми конкурсами, спортивными соревнованиями, активными зимними играми.

Открываются ярмарки , где продают всевозможные вкусности и народные поделки и сувениры. Ремесленники выставляют свои работы. Здесь и плетёные корзинки, и глиняная посуда, и русские народные платки, и много всего красивого, душевного, родного, истинно русского. Каждый может приобрести подарок для себя и своих близких.

Маленькие сувениры - символы Масленицы , можно купить здесь же, если вы не успели сделать их дома. Мысленно вложив в них свои беды и горести, бросить в костёр к сжигаемому чучелу Маслёны - избавиться, таким образом, от несчастий в этом году.

Обязательной частью является чаепитие у самовара с расписными пряниками и баранками. Ну, и, конечно же, угощение блинами и блинчиками с различными начинками. "С пылу, с жару", с маслом, красной икрой, мёдом - это лишь малая часть этого огромного праздника - Масленица!

И хоть этот праздник есть во многих странах, с таким размахом, как в России, его не отмечают нигде! Поэтому множество туристов из разных стран стараются попасть на празднование Русской Масленицы.

Полина Вертинская