«Мы – архитекторы своей семьи». О благополучии семейных отношений

Вопрос - Общая характеристика проблем современной семьи. Социально-педагогические проблемы семьи.

Семья - это система, элементами которой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними. На самом деле нет четкого определения понятия семейное неблагополучие. Поэтому наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "проблемная семья" и др.

Проблемная семья - как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы.

Дисфункциональная - как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции.
Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная - это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства.

Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска".

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Но не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Показатели социального благополучия семьи.

Показателями соц. благополучия семьи является:

Демографическая характеристика семьи. В нее входит: состав семьи, структура семьи. (полная, неполная, нуклеарная, или многопоколенная, количество детей и т.д.

Социально-экономический статус семьи (материальные условия ее жизнедеятельности). Сюда входит: уровень дохода семьи, жилищные условия, благоустроенность быта.

Социально-психологический статус семьи (психологический климат)

Социальный статус родителей (уровень образования родителей, культурный уровень родителей, наличие девиации в поведении)

Воспитательный потенциал семьи это совокупность характеристик семьи, определяющих успешное семейное воспитание.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой единство следующих компонентов:

1. Педагогический компонент (психолого-педагогическая культура родителей);

2. Социально-психологический (стили семейного воспитания, наличие контакта с детьми, отсутствие конфликтов, наличие авторитета родителей)

3. Культурно-ценностных компонентов (культурный статус семьи, культура в быту, отношение к сфере досуга, гражданская позиция)

4. Социально-экономический компонент (уровень доходов. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании ребенка)

5. Готовность сотрудничать со школой (готовность к сотрудничеству, пассивность к требованиям со стороны школы, не проявлении инициативы, старание занять позицию опекаемого, стремление к доминированию)

6. Особенности образа жизни семьи (правонарушители, психологическая отягощенность, склонность к девиации)

4. Проблемы современной российской семьи: их социально-экономическая обусловленность.

Социально-экономические проблемы.

Чрезмерная занятость на производстве.

Финансовые затруднения (несвоевременная выплата зарплаты, потеря работы, низкая зарплата из-за неквалифицированного труда родителей и т.д.).

Проблемы в получении льгот и пособий.

Плохие жилищные условия (количество комнат, санитарно-гигиенические условия).

Проблемы в обеспечении полноценного питания и одеждой.

Ограничены возможности получения детьми дополнительного и профессионального образования (нет средств на кружки, секции и т.д.).

Неумение найти дополнительный заработок (как родителями, так и детьми).

Трудности (или невозможность) оформления ребенка в детский сад.

Проблемы в оформлении и восстановлении документов на жилье.

Социально-медицинские проблемы.

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

Инвалидность кого-то из членов семьи.

Хронические заболевания, требующие стационарного, санаторно-курортного лечения.

Некачественное питание, несоблюдение режима дня.

Социально-психологические проблемы.

Нарушение детско-родительских отношений.

Конфликтность между членами семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье.

Нарушение психического развития ребенка (проблемы с речью, памятью).

Нарушения в поведении ребенка (воровство, ложь, упрямство, непослушание, бранные слова и т.д.).

Психологические проблемы родителей (тревожность, доминантный стиль поведения).

4. Ложкин Д. Дети России: Итоги первого полугодия // Соц. обеспечение. 1998. № 11. С. 28-33.

5. Муниципальная комплексная программа «Равные возможности» на 20002001 гг. Челябинск, 2000.

6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 3 июля 1998 // Рос. газ. 1998. 5 авг. С.4-6.

7. Права детей будут защищены // Соц. обеспечение. 1998. № 6. С.22-25.

8. Проблемы правового регулирования жизнедеятельности семьи и детей // Соц. обеспечение. 1998. № 5. С. 12-13.

9. Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2001 г. Челябинск, Приложение к решению Челябинской городской Думы от 21.11.2000 № 63/3.

10. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. СпбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74-79.

11. Рыбинский Е.М., Кузнецова Л.В., Несмеянова М.И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социс. 1998. № 12. С. 79-82.

12. Тарасов В. Актуальные проблемы социальной политики в современных условиях // Из выступления главы города Челябинска на научно-практическом совещании. Челябинск, 10 окт. 2000 г.

13. У каждого ребенка должна быть семья // Человек и труд. 2000. № 3. С.64-65.

А. А. Тараданов

БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМА АДРЕСНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Удачный брак и семейное счастье и благополучие неизменно занимают первое место в рейтингах жизненных ценностей. И именно через призму своей семейной жизни прежде всего и в первую очередь воспринимает человек окружающую действительность. Поэтому и на укрепление государства, и на благо общества, и на авторитет политика, и на личное счастье индивида скорейшим образом повлияет разработка и реализация соответствующей семейной политики и составляющих ее «механизм» программ.

Сами же программы должны быть конкретными, с точно обозначенными целями, приоритетами, объектами и размерами финансирования, прогнозируемыми результатами и реальными сроками их достижения. В нашем случае это значит, что организационно-финансовые мероприятия наиболее целесообразно ориентировать не на семью вообще, а на такую семью, «вложения» в которую с наибольшей гарантией дадут максимальный положительный результат. А для этого необходимо решить, как минимум, три задачи: 1) сформировать критерии выделения таких семей; 2) создать методику их выявления; 3) и, наконец, выявить сами эти семьи.

Удовлетворительный подход к их решению может подсказать общепринятая система подбора и подготовки персонала. Как известно, здесь присутствует два основных направления: а) найм специалистов со стороны и б) подготовка их собственными силами. При этом предпочтение отдается найму, хотя он и обходится весьма дорого. Причины, обусловившие выбор в пользу найма, известны, выделим основные из них: 1) в итоге найм обходится дешевле; 2) нанятый специалист может сразу приступить к исполнению обязанностей без адаптационного периода;

3) собственная подготовка не дает гарантий получения «на выходе» специалиста необходимой квалификации; 4) нанятый «ас» уже самой своей деятельностью показывает окружающим, как надо работать, то есть фактически является одновременно и мощным стимулирующим фактором. Правда, те компании, у которых имеются значительные финансовые ресурсы, в целях устойчивости функционирования формируют собственную систему подготовки, но ни одна из них никогда не отказывается от возможности нанять высококвалифицированного работника со стороны.

Но разве сфера семейной политики в России может быть отнесена к «компании со значительными финансовыми ресурсами»? Видимо, нет. Тогда почему имеющиеся в этой сфере явно незначительные средства направляются на «подготовку кадров собственными силами» и не расходуются на «найм высококвалифицированных специалистов со стороны»? Другими словами, почему все средства расходуются на «высококвалифицированных специалистов по семейной жизни», создающих своим трудом (иногда весьма тяжелым) семейную жизнь высокого качества, то есть, как у нас говорят, «благополучную семью»?

Здесь могут быть возражения, что в большинстве наших семей и так не хватает денег даже до прожиточного минимума, а «благополучные» семьи, мол, могут и сами о себе позаботиться; что все же выделяются средства и проводятся мероприятия типа «Папа, мама, я - дружная семья»; что... да мало ли, что еще. Основных же причин вышеуказанного положения в семейной политике усматривается две: 1) за годы Советской власти мы привыкли к тому, что общество и государство занимаются только семейными проблемами и совершенно не интересуются семейным благополучием, и не можем даже представить себе (особенно сегодня), что возможно как-то иначе; 2) отсутствуют научно обоснованные критерии и убедительные методики оценки семейного благополучия отдельно взятой семьи и, соответственно, выявления благополучных семей.

Представляется, что для решения данного вопроса «с порога» следует отмести всяческие попытки резонерского (убедительно-рассудительного) решения, то есть взвешивания «авторитетной комиссией», состоящей из «уважаемых людей», различных «за» и «против» ... Исходное и принципиальное решение о семейном благополучии или его отсутствии может быть предоставлено лишь самой семье.

Но это решение не в том смысле, что семья будет выдавать указания обществу и государству, что последним следует делать, чтобы ей - этой семье - было или стало хорошо (многолетняя практика Запада и короткая, но очень показательная история Советского Союза и перестройки весьма убедительно доказывают бесплодность такого подхода). Это решение в том смысле, что сами члены семьи (супруги прежде всего) определяются (анонимно и независимо): благополучная получилась у них семья или нет.

И все же почему с этой программой надо обращаться именно в благополучную семью, а не в любую среднестатистическую или даже, например, в социально незащищенную? Ведь так будет «справедливее»?

Определив категорию благополучной семьи, в которой наличествуют оба супруга и отсутствуют «серьезные (по мнению супругов) неполадки», мы исходим из того, что в ней формируется модель, выработаны и выполняются как ее собственные, так и некоторые всеобщие «правила благополучного семейного поведения», и именно эти правила (неосознанно или сознательно) усваиваются детьми и окружающими. Поэтому меры ее государственной и общественной поддержки - и прежде всего стимулирования рождаемости - дают гораздо больше оснований

рассчитывать на расширение «области семейного благополучия» в обществе более высокими по сравнению с «естественными» темпами. В результате государство получает законопослушных налогоплательщиков и солдат для армии; ведомства -трудовые ресурсы; общество - социальную стабильность и социальный оптимизм; политик, поддержавший программу - голоса избирателей; а сами избиратели, то есть граждане - как это ни непривычно звучит - с выше чем средней вероятностью семейное благополучие.

Не должно вызвать особенных споров и то, что не каждая благополучная семья должна в первую очередь представлять интерес для вышеуказанной семейной программы, а только семья социально благополучная, то есть уже выполняющая главный «социальный заказ», которым является воспроизводство населения в условиях (как минимум) удовлетворительного (а лучше - хорошего и отличного) внутрисемейного психологического климата, имеющая определенное количество детей к определенному уровню «семейного стажа». Именно семья, прошедшая «проверку на прочность» рождением детей и сохранившая при этом семейный лад, является наиболее предпочтительным объектом предлагаемого направления семейной политики.

М. С. Галян

ОСОБЕННОСТИ ЗАОЧНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПИСЬМАМИ ПОЧТЫ «ДОВЕРИЕ»

Во всем мире самой распространенной формой заочного психологического консультирования является работа службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Недостаточная распространенность данной формы работы в нашей стране, географическая удаленность ряда территорий от областных и районных центров, в которых функционируют службы экстренной психологической помощи, все возрастающая потребность населения в квалифицированной бесплатной консультативной помощи привели к необходимости создания новых форм заочной работы с населением. Одной из них почта «Доверие», функционирующая в ЧОЦСЗ «Семья» с 1999 г. Суть данной формы работы состоит в том, что люди, нуждающиеся в помощи специалистов центра «Семья», но не имеющие возможности лично посетить их консультации, обращаются за необходимой помощью посредством писем, направляемых на адрес центра. Цель - оказание различных видов помощи населению города и области.

Письма, поступающие в адрес почты «Доверие», распределяются среди сотрудников центра в зависимости от заявленной в них проблемы или вопроса, ответ на который необходим автору письма.

Работу почты «Доверие» на протяжении всего времени ее существования координируют сотрудники отдела по проблемам женщин и детей, переживших насилие в семье. Ими разработана следующая классификация обращений:

1) просьбы о помощи в разрешении юридических вопросов;

2) просьбы о помощи в разрешении сложностей психологического плана;

3) просьбы о предоставлении какой-либо информации (информационные);

4) проблемы людей, подвергающихся домашнему насилию;

5) проблемы лиц, состоящих на социальном патронаже.

Женщина всегда считается хранительницей домашнего очага. В прошлые века именно она заботилась о доме и детях, была ответственной за поддержание отношений с мужем. Она готовила еду и убирала в доме, в богатых семьях была ответственной за всех кто работал в доме. Женщина делала все, но у нее не было работы.

В двадцать первом веки ситуация совсем иная. Женщина уже не может позволить себе сидеть дома, она должна работать. Мы стали сильными и независимыми, научились диктовать мужчинам свои правила. Наша роль в семье сильно изменилась, мы научились сами зарабатывать деньги, обеспечивать семью, водить машины, решать многие вопросы. Хорошо ли это или плохо — сложный вопрос, но факт остается фактом - разводов сейчас становится все больше, а так же больше семей живущих на «грани», тех которых объединяют только дети или ипотека.

Для того, что бы семья была крепкой и счастливой, нужно потрудиться. Для этого совсем не обязательно бросать работу и становиться закоренелой домохозяйкой, а нужно набраться мудрости и терпения. Психологи советую соблюдать 11 правил счастливой семьи для поддержания любви и дружеских отношений.

11 Правил счастливой семейной жизни:

  1. Вы команда . В хорошей команде принято отмечать успехи каждого, а все неудачи делятся поровну. Муж получил повышение - похвалите его, расскажите всем о том, какой он молодец и чего он добился. Сын научился читать - он тоже молодец, много старался, запомнил буквы и у него все получилось. Пусть и для повышения мужа и для успехов ребенка вы приложили много усилий, но пусть они погордятся собой, это поможет им поверить в собственную значимость и силу. А если так случилось, что кого-нибудь из них постигла неудача, не стоит винить и ругать этого человека. Он и так расстроен. Лучше сказать: «давай подумаем вместе, что можно сделать». Чаще используйте такие слова как: мы, наш, вместо мой. Наш дом, наши дети, мы пойдем, у нас дома - это объединяет семью, дает возможность почувствовать единым целым.
  2. В каждой семье должен быть лидер, так же как в команде капитан . На гербе нашей страны изображен двухголовый орел, смотрящий в разные стороны. Если вы хотите иметь по-настоящему счастливую семью, старайтесь, что бы этот герб не стал символом вашей семьи. В семье должен быть лидер и им может быть только один человек, если капитанов будет два, то каждый из них будет «тянуть одеяло на себя» и решение мелких бытовых проблем будет каждый раз заканчиваться скандалом. Обсудите с мужем кто возьмет на себя роль лидера в вашей семье. Обговорите за ранее его функции: лидер должен внимательно выслушивать все аргументы другого человека, учитывать его интересы, а только по том принимать решения. Лидер несет ответственность за принятые решения.
  3. Все проблемы нужно обсуждать . Не ждите от супруга, когда же он догадается о существующей проблеме. Возможно у него все хорошо и он даже и не подозревает, о том что вы устали, расстроены и начальник на вас накричал. И то, что ковер грязный и нужно его пропылесосить, муж тоже вероятно не знает. Поэтому научитесь говорить о своих проблемах и трудностях. Расскажите о том, какой кошмарный был день, а не ждите вопросов почему вы расстроены. Попросите мужа пропылесосить ковер, сам он вряд ли догадается. Обсуждайте все, что вам не нравится, но делайте это без криков и упреков, так вам будет намного легче решить проблемы, чем замалчивать их и ждать когда они достигнут крайности и взрыва.
  4. Ни кто ничего никому не должен . Ваши дети не обязаны быть трудолюбивыми и дружными, муж совсем не обязан быть романтичным и хозяйственным. Вы совсем не обязаны любить готовить и ездить к свекрови. А еще никто не обязан замечать чистые полы в доме и раковину в ванной. Если вы драите полы с утра до ночи, наверняка кроме вас это никому не нужно. Помыли пол, похвалите себя сами и не обижайтесь на мужа, который этого не заметил.
  5. В семье у каждого есть права и обязанности . И будет очень хорошо, если обязанности все будут выполнять из-за любви и заботе друг о друге, а не потому что должны. Например, обсудите с мужем и детьми то, что после ужина каждый будет мыть посуду сам. Не потому, что должен, а потому что на мытье посуды у вас уходит много времени, а вы хотите проводить его с семьей, или по потому что от моющего средства у вас сохнет кожа. Главное что бы каждый понимал, зачем он это делает.
  6. Поддерживайте авторитет друг друга . Никогда перед ребенком или другими людьми не обсуждайте недостатки мужа. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он такой не уклюжий, не послушный в папу. Запомните, вы замужем за лучшим мужчиной и его авторитет нужно поддерживать. Иначе и дети будут считать, что папу слушать не надо и окружающие не будут воспринимать его как вашу вторую половину. Старайтесь поддерживать друг друга, принимать решения сообща, а если вы не согласны с чем-либо, обсуждать это между собой наедине.
  7. Семья состоит из жены, мужа и детей . Все остальные - мамы, папы, братья, сестры - это уже не ваша семья. Они являются частью «большой семьи», вашего рода, но ни как не частью вашей семьи. Не пытайтесь угодить им во всем и не позволяйте заглядывать в вашу жизнь слишком глубоко. Если родителям не нравится что-либо в супруге, а вас это вполне устраивает, возможно стоит сказать им об этом, а еще попросить не высказывать претензий к супругу. Не разрешайте переставлять вещи, заглядывать в шкафы, читать почту, если вы об этом не просили. Очень часто бывает так, что после рождения ребенка в доме практически поселяется заботливая новоиспеченная бабушка. Она всегда знает как делать все правильно, сколько кормить ребенка, когда проветривать, где должна стоять детская кроватка и т.д. Постарайтесь установить границы. Пусть бабушка приходит в определенные дни недели, но не командует в доме. Просите её помочь сделать конкретные дела: помыть пол, погладить пеленки, погулять с малышом, так она будет занята и команд и советов станет меньше.
  8. Терпение и уважение к родителям . Никогда не обсуждайте с мужем недостатки его родителей. Это его родители и он их любит и уважает. И наверняка его мама готовит лучшие щи. Так же терпеливо относитесь к своим родителям и так же не обсуждайте их недостатки. Но если они стали слишком назойливыми и мешают вашей семейной жизни, стоит поговорить с супругом и разграничить территорию (смотри пункт 7).
  9. Не пытайтесь изменить друг друга . Часто женщина, выходя замуж готова мириться со многими недостатками мужа, при этом думая о том, что после свадьбы все изменится. Проводит все выходные с друзьями? Любит полежать перед телевизором с бутылкой пива? Ничего страшного, на выходные мы будем гулять вместе, а вместо того что бы валять, муж будет помогать мне по хозяйству. Ту же ошибку совершает и муж. Женщина не любит готовить, ничего вот мы поженимся и полюбит. На самом деле изменить взрослого человека довольно сложно, а в большинстве случаев не возможно. Если вы готовы были мириться с недостатками друг друга до свадьбы, почему же сейчас они стали такими болезненными? Может стоит подождать и проявить терпение и фантазию, что бы муж сам захотел вам помогать, от любви к вам, а не от того что вы его заставляете.
  10. Ищите компромисс . В спорах ищите компромисс и пытайтесь думать в духе «выиграл-выграл». Старайтесь придумать такой вариант, который будет устраивать вас обоих. Вы делаете ремонт и мужу понравились обои в полоску, а вам в цветочек? Может стоит поискать другой вариант, который устроит вас обоих. Или оклеить одну стену обоими в цветочек, а другие сделать в полоску (при условии, что они подходят друг к другу).
  11. Находите время для общения . В современном мире все больше людей оказываясь дома садятся перед телевизором и молчат. Старайтесь находить время для общения. Например, во время ужина заведите правило выключать телевизор и разговаривать друг с другом. Очень хорошо если вы будете пару раз в месяц устраивать свидания. Сходите вдвоем в кино или театр, прогуляйтесь по парку или устройте дома романтический вечер. Если вам не с кем оставить детей, возможно стоит начать их укладывать спать пораньше (подумайте, что для этого можно сделать). А освободившееся вечерний час посвятить друг другу.

Вот такие правила, соблюдайте их и вы сможете сделать свою семью счастливой.

Психологическая совместимость как фактор семейного благополучия

1.2 Семейное благополучие и факторы, его определяющие

Условия создания устойчивого семейного союза

Проблема благополучия семьи занимает центральное место в рассмотрении брачных отношений. Главными условиями благополучия семьи в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная, высокооплачиваемая работа у супругов. Правда, порядок ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего ставят взаимопонимание между супругами, детей и интересную работу. Женщины отдали первенство взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе.

В. Мэтьюз и К. Миханович в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

· Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

· Плохо понимают чувства другого.

· Говорят слова, которые раздражают другого.

· Часто чувствуют себя нелюбимыми.

· Не обращают внимания на другого.

· Чувствуют неудовлетворенность потребность в доверии.

· Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

· Редко делают комплименты друг другу.

· Вынуждены часто уступать мнению другого.

· Желают больше любви.

В основе неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями лежат две причины: мифы об идеальном браке и несоответствие этих мифов реалиям жизни. Среди американских супружеских пар широко распространены следующие убеждения:

· В счастливом браке романтическая любовь длится вечно.

· Мой партнер должен понять то, что я хочу и что мне нужно, без слов.

· Хороший секс должен быть спонтанным и вызывать бурю эмоций.

· Если мой партнер (партнерша) мне подходит, то это мне поможет справиться с моим чувством неполноценности.

· Мой партнер всегда будет на моей стороне в любом споре или конфликте.

· Если наша сексуальная жизнь нас не удовлетворяет, это доказывает, что нет сильной любви во взаимоотношениях.

· В хорошем браке супруги никогда не спорят между собой.

· Брак значительно улучшит мою жизнь безо всяких затрат, расходов и лишений с моей стороны.

В результате неправильного мышления, основанного на этих мифах, один из супругов выдвигает категоричные требования к другому. Тревога возникает вследствие следующих мыслей:

· Он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе,

· Я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится

· Он(а) плохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем.

Рационально - мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается.

В счастливых браках супруги намеренно вырабатывают такую философию семейных взаимоотношений, которая позволяет им спокойно сосуществовать со своим партнером, ценить его, при этом выражать себя и свои собственные потребности в личностном росте.

С точки зрения американских психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:

· нормальное беcконфликтное общение;

· доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому);

· понимание друг друга;

· нормальная интимная жизнь;

· наличие дома (где можно отдохнуть от сложностей жизни);

Из этих исследований можно сформулировать определенные условия семейного счастья : стремление к ликвидации возможных противоречий, умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого, высокую культуру общения, постоянный учет взглядов и мнений другого, неустанную демонстрацию любви, подлинное доверие друг к другу, высокую степень взаимопонимания, взаимовосхищение и взаимную же уступчивость.

Следующим важным компонентом качества брака является его устойчивость. Оценка устойчивости, прочности брака является одной из важнейших характеристик образа жизни семьи. В.А. Сысенко впервые разделяет понятия "устойчивость брака" и "стабильность брака".

Устойчивость брака он рассматривает как "устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов .

Целый ряд работ был посвящен проблемам молодой семьи , . В них выделены факторы нестабильности молодой городской семьи: кратковременность добрачного знакомства супругов, ранний (до 21 лет) возраст вступления в брак, негативное отношение к супругу, неуспешность брака родителей одного или обоих супругов, добрачная беременность, разные мнения супругов на вопросы быта и досуга и др. .

Факторы семейного благополучия

Факторы благополучия семьи разделяются по следующим полюсам: внешние-внутренние, объективные-субъективные.

К внешним объективным обычно относят стабильность социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и материальные условия ее жизни.

К субъективным внешним факторам относят факторы социального контроля: правовые и культурные нормы, национальные и культурные традиции, ожидания и требования значимого окружения.

Для современной семьи преобладающее значение имеют субъективные внутренние источники стабильности: межличностные чувства членов семьи (любовь, ответственность, долг и уважение).

Рассмотрим любовь как фактор семейного благополучия.

Любовь и семейное благополучие

Тема любви волнует человечество на протяжении всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

Исследования ученых показали нетождественность любовной собственно брачной ориентации молодежи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число жизненных первостепенных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 процента - «создать семью», юноши и девушки далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С.И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов интимных предбрачных отношений «любовная» мотивация явно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе - приятное времяпровождение. На третьем у женщин - ориентация на брак, у мужчин - стремление получения удовольствий, а уж затем ориентация на брак.

Как известно, и любовь может быть без брака, и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько:

· В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого.

· Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем о семейных буднях и повседневных семейных делах.

· Фетишизация любви: в страстном поиски любви мы принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее.

Законы совместимости

Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам. Семья является малой группой, и законы совместимости распространяются и на нее.

Муж и жена могут ожидать очень разного и по - разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Система наших брачно-семейных представлений является очень сложной и причины несовпадения возникают очень часто. Можно выделить две основные причины:

1. Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. Рост материального благосостояния позволяет нам искать все более разнообразные модели семейных отношений.

2. Конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме семейных отношений. Во-вторых при очень коротком предбрачном знакомстве выяснить представления друг друга очень проблематично.

Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости могу проявляться в трех сферах семейных отношений.

Первая сфера - досуг , свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем больше мы ждем от своего свободного времени, тем меньше совпадают наши представления о том, как следует его проводить.

Вторая сфера - хозяйственно-экономические отношения в семье. Отжившие стереотипы ведения семейных дел постоянно становятся «яблоком раздора» между супругами.

Третья сфера - интимные отношения. Тот самый секс, который породил миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака.

Психологи, исследующие законы совместимости, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза. Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными оказываются такие черты, которые определяют способность партнеров воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться. Стоит отметить, что у супругов всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейный представлений, высокой культуры взаимоотношений.

Анализ проблемы в рамках экспериментальной психологии

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить. Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий...

Взаимосвязь терминальных и инструментальных ценностей и типов взаимоотношений

Внутренняя картина болезни

Внутренняя картина болезни находится под влиянием многих факторов. Знание этих факторов позволяет лучше понимать внутренние переживания больного и в случае необходимости оказывать влияние на отношение пациента к своему заболеванию...

Гендерные аспекты агрессивного поведения студентов

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение...

Особенности социально-психологического климата предприятий ресторанного бизнеса

Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами...

Отношение молодых семей к супружеской измене

Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там...

Проблема российского менталитета в условиях перехода к рынку

Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне...

"Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия" О физическом здоровье мы уже много говорили и много делаем для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психическом здоровье...

Психическое здоровье ребенка: влияние семьи

«Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия» О физическом здоровье мы уже много говорили и много делаем для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психическом здоровье...

Психологическая совместимость как фактор семейного благополучия

Психология семейной жизни

Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий...

Психология супружеских измен

Совместимость супругов как фактор удовлетворённости браком

Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно...

Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить. Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного климата имеет то...

Трудности адаптации детей первой младшей группы в условиях посещения и непосещения дошкольного учреждения

Общественная адаптация относится к уровню междисциплинарных научных понятий. Великий взнос в исследование задач адаптации персоны изготовлен в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 2
  • 1. Культура брака 3
  • 9
    • 9
    • 10
    • 11
  • 3. Законы совместимости 12
  • 15
  • Заключение 18
  • Список литературы 19

Введение

Актуальность представленной работы заключается в том, что в России нет культуры внутрисемейных отношений, понимания того, что для создания крепкой семьи все: и мама, и папа, и дети - должны потрудиться. Сегодня каждая вторая семья в нашей стране является конфликтной, где возникающие проблемы принято решать с применением насилия.

Важность и значимость семьи в структуре общества невозможно переоценить. Ведь здоровая семья является основным фактором здорового общества. По мнению психологов необходимо повышать престижность отцовства и материнства, повышение психологической готовности юношей и девушек к браку, ответственности перед брачной и семейной жизнью. Исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого далеко не всегда свойственно современному поколению, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями- мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

Цель работы - рассмотреть особенности культуры внутрисемейных отношений.

Задачи работы - охарактеризовать основные черты культуры брака; изучить факторы и условия семейного благополучия; определить роль женщины в созидании культуры семьи.

1. Культура брака

Велика и животворна сила человеческой дружбы. Семья - первый коллектив, играющий огромную роль в создании здорового образа жизни. Хороший, слаженный, дружный коллектив - это здоровье, счастье. В этом очень заинтересованы общество и государство.

Человек обычно не остается один, он всегда стремится быть в кругу своих товарищей, дома его окружают семья, родные и близкие, соседи и знакомые. Ничто так не украшает и не оздоравливает быт, как постоянное стремление вырабатывать в себе, в своем характере, в своем миропонимании чувство уважения к тем, кто окружает тебя на работе и дома.

Жизнь семьи, ее внутренний мир - это очень важная составная часть нашего образа жизни. В наших семьях должны преобладать во взаимоотношениях положительные качества. В них - здоровье и счастье каждого члена семьи, нравственность общества в целом. Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям.

О гигиене брака. Одним из условий укрепления семьи, ее здоровья является знание основ гигиены брака. В нашей стране женщины вступают в брак обычно в возрасте 20-22 лет, а мужчины - в возрасте 22-24 лет. К этому периоду завершается образование и общее умственное развитие молодежи, трудовая жизнь человека создает материальную основу для его семейной жизни. Следовательно, брак, заключаемый в возрасте от 20 до 24 лет, соответствует как законам биологии и медицины, так и законам общественного развития.

Знакомства молодых людей с гигиеной брака, с вопросами половой жизни, к сожалению, недостаточно. Незнание основных условий половой жизни юношами и девушками, молодыми супругами побуждает их искать ответы у более "опытных", но также мало осведомленных товарищей и подруг. Все это порождает нездоровое любопытство, лишает молодых людей необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам (особенно когда современное телевидение чересчур осведомляет молодежь в половом вопросе). Конечно, важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях половых органов - мужских и женских. Важно знать и механизм зачатия, зарождения новой жизни. Половые органы - органы не только размножения, но и эндокринные, железы внутренней секреции, которые вырабатывают половые гормоны - мужские, женские. Существуют соответствующие первичные и вторичные половые признаки. Вместе с тем половой вопрос выходит далеко за пределы биологии. Это - и моральный, и социальный вопрос.

Умственное и физическое развитие, труд, искусство, жизнь общества стоят в тесной связи с теми или иными сторонами половой жизни людей. Последняя влияет на формирование таких общественных сторон жизни, как семья и воспитание детей. Прежде всего, необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, серьезность и глубокое уважение чувства любви и дружбы, Именно на такой всесторонней общности и строится нормальная жизнь семьи. Любовь должна быть оберегаема от упрощенческих обывательских взглядов на нее - это возвышенное, одухотворенное, красивое чувство, присущее только человеку, оно несравнимо с животным половым инстинктом. Любовь юноши и девушки, создавая романтическую приподнятость, окрашивает в яркие краски переживания человека, вдохновляет, служит стимулом для роста и развития.

Любовь пробуждает в человеке преданность, особую чуткость и внимание к любимому человеку, готовность к самопожертвованию ради него. С особой остротой воспринимает влюбленный красоту природы и радость жизни. Жизнь человека не может считаться полноценной, если он не испытывает чувство глубокой и серьезной любви, если он не знает счастья материнства и отцовства.

Свойственная только человеку, любовь стала известна человеческому роду не с момента его зарождения, а гораздо позже. Ф. Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" трактует любовь как историческое явление, появившееся лишь на определенной стадии развития общества, когда человек достиг определенной духовной зрелости, когда начала вырабатываться человеческая личность.

К. Маркс считал, что на основании отношения мужчины и женщины можно вообще судить по степени общей культуры человека. И если мужчина видит в женщине только представительницу определенного пола и не умеет ценить в ней человеческое, то он добровольно отказывается от самого лучшего, светлого в жизни (время подтвердило правоту Маркса).

С точки зрения гигиены должна быть осуждена ранняя, добрачная половая жизнь, равно как и половая жизнь без любви, без понимания ответственности, без моральных и юридических обязательств.

Существует неправильный взгляд, будто половое воздержание, особенно для мужчин, невозможно и приносит вред здоровью. Многочисленные наблюдения над людьми (в экспедициях, путешествиях, зимовках в Арктике и т. п.) показали, что периодическое воздержание не причиняет никакого вреда здоровью. Наука не знает болезней, которые возникали бы от полового воздержания. Интересная работа, физический труд, физическая культура и спорт, заполняя жизнь человека, отвлекают его мысли от сексуальной направленности. Но вот болезни полового излишества известны: половая неврастения, общая астения, стенокардия, малокровие, умственная астения, болезни органов чувств (светобоязнь), расстройства пищеварения.

Воздержание не ведет, как думают некоторые, к половому недоразвитию или импотенции. Воздержание в юношеском возрасте, до 24-25 лет, полезно и необходимо, оно способствует укреплению нервной системы. Только у лиц, не имевших половых сношений в 30-летнем и более старшем возрасте, наблюдается некоторая атрофия половых желез.

Интенсивная половая жизнь в молодом возрасте всегда имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, и дети, рождающиеся у таких родителей, слабыми.

"Инстинкт самосохранения еще недостаточно обнаруживается в молодости, - писал И. И. Мечников. - Молодость - возраст самых бескорыстных жертв, но также и разнообразных злоупотреблений алкоголем, половыми отправлениями и т. д.". Человек, предающийся половым излишествам, преждевременно ослабляет свою нервную систему и уменьшает сопротивляемость организма к разным болезням.

По наблюдениям врачей, здоровые дети родятся от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет. Вредны ранние, а также слишком поздние браки. Невозможно дать определенный совет, как часто может повторяться половой акт без вреда для здоровья. Физиологическая потребность половых сношений в значительной степени зависит от темперамента, здоровья, воспитания, взаимного влечения и других причин. Есть немало людей, которые довольствуются половой близостью 1-2 раза в месяц и могут длительный период совсем не жить половой жизнью. Наоборот, есть люди, которые отличаются усиленным половым влечением и при вынужденном половом воздержании испытывают беспокойство и неудовлетворенность. Между этими крайностями могут быть самые разнообразные переходы. Однако большинство медиков считают наиболее гигиеничными для здоровых людей половые сношения 1-2 раза в неделю. Пробным камнем является самочувствие: если на следующий день после полового акта человек чувствует себя здоровым и бодрым, - значит, секс не был вреден; если же чувствуется вялость, усталость, - значит, имело место излишество.

Итак, внимание к вопросам гигиены половой жизни совершенно необходимо. Выдающийся советский педагог, крупный мастер в труднейших делах воспитания молодежи А. С. Макаренко писал по этому поводу: "Половой инстинкт, инстинкт огромной действенной силы, оставленный в первоначальном "диком" состоянии или усиленный "диким" воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлением. Но связанный и облагороженный социальным опытом, опытом единства с людьми, дисциплины и торможения, он становится одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого человеческого счастья".

Прочная семья, взаимная любовь и верность супругов, правильное воспитание детей и глубокое уважение их к родителям - все это неотъемлемые черты здорового образа жизни. Без хорошей семьи не может быть счастливой жизни не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества. Взаимная любовь, половое удовлетворение способствуют повышению духовных, творческих сил и, взаимно дополняя друг друга, являются могучим побуждающим фактором в жизни человечества.

Поэтому вопрос о браке, отношениях мужчины и женщины, о детях представляет собой и социальную, общегосударственную проблему. Сохранить в этом деле принципиальность, чистоту, высокие моральные устои - это и есть то, к чему должен стремиться каждый человек. Гнилая мораль, предрассудки, плохое воспитание породили такое отвратительное явление быта, как брак без малейшего естественного влечения друг к другу, когда он совершается по грубому материальному расчету. Большая разница в возрасте супругов служит источником бытовых столкновений и конфликтов, отравляет их жизнь, а с медицинской точки зрения представляет патологию, возможную причину появления болезненного, неполноценного потомства, с плохой сопротивляемостью, неустойчивой психикой и т. п.

Совершенно необходимо, чтобы с начала сознательной жизни подрастающее поколение уже имело твердые моральные устои, здоровые понятия о браке. При воспитании детей надо постоянно помнить, что половое чувство может появиться очень рано. Неосторожные разговоры, неподходящие фильмы, телевизионные и радиопередачи могут этому способствовать и привести к нездоровым склонностям, уродливым представлениям и понятиям в этой области Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год. С. 3-4. .

2. Факторы и условия семейного благополучия

2.1 Условия создания устойчивого семейного союза

Проблема благополучия семьи занимает центральное место в рассмотрении брачных отношений. Главными условиями благополучия семьи в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная, высокооплачиваимая, работа у супругов. Правда, порядок ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего ставят взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдали первенство взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе. Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988. С. 112.

В.Мэтьюз и К. Миханович в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

Плохо понимают чувства другого.

Говорят слова, которые раздражают другого.

Часто чувствуют себя нелюбимыми.

Не обращают внимания на другого.

Чувствуют неудовлетворенность потребность в доверии.

Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

Редко делают комплименты друг другу.

Вынуждены часто уступать мнению другого.

Желают больше любви.

С точки зрения американских психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:

нормальное безконфликтное общение;

доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому);

понимание друг друга;

нормальная интимная жизнь;

наличие дома (где можно отдохнуть от сложностей жизни); Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988. С. 115.

Из этих исследований можно сформулировать определенные условия семейного счастья: стремление к ликвидации возможных противоречий, умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого, высокую культуру общения, постоянный учет взглядов и мнений другого, неустанную демонстрацию любви, подлинное доверие друг к другу, высокую степень взаимопонимания, взаимовосхищение и взаимную же уступчивость.

2.2 Факторы семейного благополучия

Факторы благополучия семьи разделяются по следующим полюсам: внешние-внутренние, объективные-субъективные.

К внешним объективным обычно относят стабильность социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и материальные условия ее жизни.

К субъективным внешним факторам относят факторы социального контроля: правовые и культурные нормы, национальные и культурные традиции, ожидания и требования значимого окружения.

Для современной семьи преобладающее значение имеют субъективные внутренние источники стабильности: межличностные чувства членов семьи

(любовь, ответственность, долг и уважение). Рассмотрим любовь как фактор семейного благополучия.

2.3 Любовь и семейное благополучие

Тема любви волнует человечество на протяжении всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

Исследования ученых показали нетождественность любовной собственно брачной ориентации молодежи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число жизненных первостепенных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 процента - «создать семью», юноши и девушки далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С.И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов интимных предбрачных отношений «любовная» мотивация явно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе - приятное времяпровождение. На третьем у женщин - ориентация на брак, у мужчин - стремление получения удовольствий, а уж затем ориентация на брак. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. С. 116.

Как известно, и любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько:

В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого.

Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем о семейных буднях и повседневных семейных делах.

Фетишизация любви, в страстном поиски любви мы принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее.

Согласно исследованиям философа и социолога В. Зацепина, в семьях, отношения ее членов друг к другу периодически могут проходить пять стадий .

Характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг безраздельно занимает большую часть нашего внимания, а его образ, вызывает положительные эмоции.

Эта стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в сознании в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя появление его вызывает положительные эмоции.

Происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом супруга. Для его поднятия необходимо какое-то внимание со стороны другого, наступает привыкание.

На этой стадии присутствие другого вызывает раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков.

На пятой стадии отрицательная установка практически полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но только теперь состоит из всего отрицательного. Здесь супругам действительно нужна временная разлука и огромная сдержанность, чтобы не совершить непоправимое. Ковалев С.В. Психология семьи. -М.: Просвещение, 1988. С. 121-222.

3. Законы совместимости

Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам. Семья является малой группой, и законы совместимости распространяются и на нее.

Муж и жена могут ожидать от очень разного и по разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Система наших брачно-семейных представлений является очень сложной и причины несовпадения возникают очень часто. Можно выделить три основные причины:

Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. Рост материального благосостояния позволяет нам искать все более разнообразные модели семейных отношений.

Состоит в том, что наши представления ныне, стали весьма далеки от идеала.

Третья причина заключается в том, что конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме семейных отношений. Во-вторых при очень коротком предбрачном знакомстве выяснить представления друг друга очень проблематично.

Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости могу проявляться в трех сферах семейных отношений. Первая сфера - досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем больше мы ждем от своего свободного времени, но тем меньше совпадают наши представления как следует его проводить.

Вторая сфера - хозяйственно-экономические отношения в семье. Отжившие стереотипы ведения семейных дел постоянно становятся «яблоком раздора» между супругами.

Третья сфера - интимные отношения. Тот самый секс, который породил миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака.

Психологи, исследующие законы совместимости, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза. Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными оказываются такие черты, которые определяют способность партнеров воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относится. Стоит отметить, что у супругов всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейный представлений, высокой культуры взаимоотношений Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994. С. 434. .

4. Роль женщины-матери в созидании культуры семьи в современных социально-экономических условиях

Культура -- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Человек является главным ее созидателем. Двадцатый век наглядно показал, что научно-технический прогресс, достижения человеческого интеллекта не сделали человека созидателем -- творцом своего счастья. Скорее наоборот, эти достижения только умножили его страдания. За последние десятилетия человеческий ум сильно развился, но сердце человека застыло, осталось на уровне каменного века. Появление на свет с самого начала было связано с проецирующимся в будущее космическим созидательным принципом, с великим процессом эволюции созидания. Ближайшая задача -- развитие человеческой духовности. (В обществе, где нет духовности, нет и счастья, поскольку это-- полная духовная гармония.) При решении данной задачи ведущая роль должна принадлежать женщине-матери. В руках женщины -- созидание культуры, семьи, спасение человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества. Ведь рождение, воспитание и совершенствование человеческой индивидуальности -- процесс очень сложный, медленный и длительный Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 66. .

Многие ученые говорят, что воспитание человека должно начинаться с момента его рождения и продолжаться всю жизнь. Однако результаты исследований многих ученых (в том числе и наших) на 30 человеках в возрасте до 20 лет с помощью специальной методики--одитинга (слушать и рассчитывать) -- показали, что воспитание нужно начинать еще до рождения, так как клеточная информация материнского организма поступает уже в структуру зародыша. Иными словами, в самой первой клеточке зачатия запрограммировано наше будущее. Эти факты научно доказаны.

Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Мать закладывает основу будущей сознательной жизни ребенка, формирует направление, окраску, качество всех его стремлений и способностей. Должна делать она это двумя путями. Во-первых, совершенствуясь сама, во-вторых, заботясь о ребенке уже тогда, когда он еще находится в утробе.

Принцип построения всего мироздания живет единством духов полярных начал -- мужского и женского. Мужчина сильнее физически, женщина -- духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина -- интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют этими качествами, они сполна выполняют свое назначение в обществе. Нормальная эволюция возможна только при равновесии начал. Преобладание какого-либо одного начала над другим неизбежно приводит к тяжким последствиям. Именно нарушение закона эволюции произошло в нашем обществе. Все бедствия в значительной степени являются следствием порабощения и унижения женщины-матери. Унижение женщины огрубило ее и привело к падению культуры, нравственности. В нашем обществе женщина-мать из-за рабской зависимости лишена возможности в полной мере созидательно работать над собой, лишена равноправия. Однако равноправие -- не слепое подражание мужчинам. Надеть мужскую одежду, копировать поведение мужчины, особенно их дурные привычки, овладеть мужскими профессиями вовсе не означает достижение равноправия. Равноправие -- это возможность созидать собственную духовность, индивидуальность, в неповторимом выражении которой лежит красота и гармония женщины-матери.

Чтобы женщина справилась с задачей спасения общества и культуры, ей необходимо развить в себе такие душевные качества, как любовь, милосердие, сострадание, терпимость, терпение, готовность к самопожертвованию, высочайшая нравственность, т.е. все то, что названо таким емким словом -- духовность.

Истинная культура мысли прирастает культурой души и сердца женщины-матери, ее беспредельным совершенствова нием. Лишь в этом истоки созидания, без которого невозможно постичь все величие, многообразие, сложность жизни человека. Призванная дать новую жизнь, женщина обязана создать условия для нормального развития этой жизни. Именно женщина-мать должна вести общество по ступенькам духовности. Поэтому она должна быть духовно образованной, закладывать зерна культуры и государственности Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год. С. 4. .

Заключение

Вступление в брак ни в коей мере не должно истолковываться молодыми как конечная цель, после достижения которой можно «расслабиться и отдохнуть», но, наоборот, должно рассматриваться ими как исходная точка обретения семейного счастья. А это значит, что супруги просто не имеют права останавливаться в своем развитии, а равно и переходить грань, где семейные отношения сохраняются только ради детей, хорошей работы или положения в обществе. Необходимо стремиться преодолеть всю рутину обыденности семейной жизни и находить в ней новые привлекательные стороны. В этом нелегком пути и необходимы законы и закономерности такой науки как Психология семейных отношений.

Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения(очень личным); и, наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость в семье действительно налицо, ибо исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. В связи с этим следует постоянно обращать внимание на общественное значение двух основных функций семьи - репродуктивной и воспитательной (т. е. физического и духовного воспроизводства населения), что только в семье они способны выполнятся полноценно и естественно.

Список литературы

1. Агеев О. Культура семьи и брака // Русская Цивилизация. 6 июня 2005 год.

2. Гуревич П.С. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: - М:.Просвещение, 1988.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1994.

5. Черных И. Дайте почувствовать ребенку свою любовь // Парламентская газета. 14 февраля 2006 год.

Подобные документы

    Характеристика и трудности современной семьи, особенности и стили семейного воспитания. Задачи социально-культурной деятельности по решению досуговых проблем семьи. Проведение библиотекой "Семейного чтения" массовых мероприятий для людей разного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2012

    История развития культуры, её основные черты. Две стороны культуры по З. Фрейду. Конфликт между ценностями культуры и государства. Особенности общинного и общественного типа социальных отношений. "Законы исторического развития" по Н. Данилевскому.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2012

    Семья как социально-педагогический феномен, ее функции. Организация семейного чтения: технологии, методы, приемы. Анализ системы работы библиотеки в направлении поддержки читательской культуры и возможности ее дополнения проектом "Читаша и все-все-все".

    курсовая работа , добавлен 22.03.2018

    Сущность семейного чтения и причины его малой распространенности на сегодняшний день. Факторы, определяющие популярность семейного чтения, и возможность влияния на них библиотеки. Правила и основные принципы работы современной семейной библиотеки.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2009

    Влияние западной культуры на общение мужа и жены в современной японской семье. Ведущая роль семейного патриархата, ставящего женщину в подчиненное мужчине положение. Борьба женщин Японии с устоявшимися традициями, перспективы обретения самостоятельности.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Понятие организационной культуры, ее функции и уровни: артефактов, верований и ценностей, базовых предположений. Базовые предположения Э. Шейна, которые направляют жизнедеятельность организации. Рассмотрение корпоративной культуры "семейного типа".

    реферат , добавлен 21.02.2015

    История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Основные черты культуры. Статика и культурная динамика как основные части структуры культуры. Агенты и социальные институты культуры. Типология и виды культур. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Особенности сельской и городской культуры.

    контрольная работа , добавлен 29.07.2010

    Понятие, значение и основные виды культуры. Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Этапы и причины формирования образа женщины - многодетной матери на Руси. Семейные обязанности и взаимоотношения внутри крестьянских семей. Обычаи и традиции, связанные с рождением и крещением младенца. Хозяйственные обязанности мальчиков и девочек.