Если подросток врет родителям что делать. Почему подростки врут? Как с этим бороться

Психология 0

Всем привет, дорогие посетители моего блога! Подростковый возраст очень сложный этап в жизни любого человека. В этот период дети становятся скрытными и начинают врать своим родителям.

Сегодня я помогу разобраться в причинах, почему ребенок врет, и подскажу, как с этим бороться.

Наверняка не найдется среди нас такого человека, который бы ни разу не соврал в своей жизни. Одни привыкли постоянно врать, так как им кажется, что так проще живется, ну а другие могут соврать исключительно при соответствующих обстоятельствах.

Отсюда можно сделать вывод, что одни люди требуют профессиональной помощи психотерапевта, а другим важно научиться говорить правду в определенных обстоятельствах.

Люди не рождаются лживыми, это качество приобретается в процессе жизни. Именно период подросткового возраста является очень опасным тем, что в это время происходит формирование личности. Если человеку с детства не закладывать стойкие моральные устои, он просто не будет знать, как поступить в той или иной ситуации.

Почему дети обманывают?

Давайте разберемся, почему же подростки врут своим родителям. Это довольно банальный вопрос и ответ на него очевиден, скажите вы. Многие взрослые полагают, что ребенок пытается что-то утаить. Однако истинная причина вранья может быть абсолютно другой.

Когда дите начинает громко орать и нервничать, так выражается его позиция и взгляды. На данном этапе своей жизни чадо старается отстраниться от семьи и стать самостоятельной личностью. Существует очень много причин, которые порождают ложь. Я расскажу вам о самых основных.

Уважение к родителям

Дети любят своих родителей, даже если отрицают это. Члены семьи настолько близки друг другу, что знают все тонкости характера, и чтобы порой не расстраивать своих матерей и отцов, дети просто не рассказывают о том, что происходит в их жизни.

Иногда они начинают просто говорить неправду, сочинять такие истории, которые будут приятны для родителей. Так они защищают своих родителей от стрессов.

Скрытность и депрессия

Это тяжелые состояния, при которых подростки часто врут. Фантазируя, молодой парень или девчонка может рассказывать такие истории, которые в реальности никогда с ними не случались. Так происходит в связи с тем, что дите строит иллюзии в своей жизни и считает ее скучной.

Когда он начинает говорить сладкую ложь, ему кажется, что в глазах ровесников он становится героем. Так подросток старается войти в доверие сверстников, подружится с ними. Задача родителей в этом случае состоит в том, чтобы стать внимательнее к своему ребенку, его жизни в целом. Не нужно говорить с ним на повышенных тонах, так вы только усугубите ситуацию. Постарайтесь поднять самооценку подростка. Если взрослые не могут решить эту проблему, нужно посетить профессионального психолога.

Самостоятельность, грубость, свобода

Когда дети не хотят, чтобы вмешивались в их личное пространство, они начинают врать. Часто подростки занимаются такими увлечениями, которые не одобряют их родители, и чтобы они ничего не узнали, дети стараются тщательно скрыть свои секреты. Не нужно доставать ребенка допросами и запрещать ему заниматься своим любимым хобби, если оно не вредит здоровью и является законно допустимым.

Когда взрослые сталкиваются с грубостью своего чада, который старается отстоять свои права, не стоит доводить ситуацию до скандала, ведь это только навредит. Постарайтесь разобраться в том, чем занимается ребенок: возможно, это новое для вас направление в музыке или стиле, и вам будет интересно пополнить свои знания. Через пару лет это непременно пройдет, зато останутся яркие воспоминания из жизни.

Неловкие темы

Многие дети начинают увиливать от интимных вопросов родителей или просто врут. Такое происходит из-за неправильного контакта с ребенком, который не может полностью открыться и поговорить на неловкие темы. В этом случае важно поговорить с психологом, однако работать над собой нужно, как родителям, так и ребенку.

Избежание наказания

Когда дети начинают лгать, они, таким образом, пытаются оградить себя от наказаний. Так происходит по вине родителей, которые воспитывают своих детей в деспотичной строгости. Ребенок боится, как отреагируют взрослые на ту или иную безобидную ситуацию и начинает говорить неправду.

Когда чадо поймет, что ложь его спасает, вранье потянется огромной цепочкой в дальнейшем. Поэтому стоит непременно посоветоваться с опытным психологом именно взрослым. Они должны понять, что сами виноваты в подобном поведении из-за своей гиперопеки.

Что делать с враньем и как его предотвратить

Прежде всего, следует быть очень внимательными к своим детям. Не стоит считать его дитем. Имейте, в виду, что личность формируется с подросткового возраста. Поэтому относиться к нему нужно, как к личности.

Со всей серьезностью воспринимайте все сказанное вашим ребенком, как бы глупо это вам не казалось. Детально обсудите каждую часть рассказа. Если чадо стремится к независимости, не отказывайте ему в этом. Если вы перестанете его контролировать и снимите запреты, у ребенка пропадет потребность во лжи.

Интересуйтесь мнением своего сына или дочери. Даже по любому пустяку спрашивайте, как бы он или она поступили. Советуйтесь, какие приобрести обои и мебель, какие цветы посадить, что надеть. Пусть он увидит, что вы и в правду цените его мнение и доверяете ему. Таким образом, у него не будет потребности самоутверждения своей значимости методом лжи.

Помните, что равнодушие всегда приводит к негативным последствиям. Если вы не хотите видеть своего ребенка агрессивным и озлобленным, станьте для него настоящим другом.


Показывайте своему чаду пример, чего вы от него хотите. Когда приходите поздно с работы, позвоните и предупредите об этом. Всегда говорите, где и с кем вы были, рассказывайте, как проводили время.

Характеризируйте своих коллег, друзей и знакомых, делитесь своими переживаниями. Так вы сблизитесь со своим ребенком и узнаете больше информации о его времяпровождении, друзьях, увлечениях. Всегда спрашивайте совет, как вам поступить и вам ответят взаимностью.

Создавая доверительные отношения, мы предотвращаем возможность лжи в целях нежелательного вторжения в личное пространство.

Никогда не подавайте плохой пример. Если вы пообещали своему сыну или дочке поехать на рыбалку на выходных и не сдержали обещания, то ваш родительский авторитет тут же разрушится. Все дело в том, что вы его обманули, давая ложную надежду. Не удивляйтесь, когда с вами будут поступать точно так же.

Все очень просто: если не уверены, то не обещайте, но если пообещали, вы должны сделать все возможное, чтобы сдержать свое слово. Дети обязательно будут брать пример с вашего поведения и возле них всегда будет достойная компания. Помните, что честность – залог успешных и доверительных взаимоотношений.

Если подросток воспитывается в семье, где есть доверие, никто не ограничивает его свободу и не вмешивается в личное пространство, если вы всегда помогаете ему преодолеть трудности в жизни, то места для лжи не останется, и с вами будут всегда честны.

Дорогие мои, чтобы не пропустить полезные статьи, подписывайтесь на обновления и делитесь с друзьями информацией в социальных сетях. До новых встреч!

Подросток врет. Что делать? В первую очередь взять себя в руки и не пороть горячку. Разобраться в причинах. Узнать что послужило поводом.

Но идти напролом — занятие провальное. Для разговора нужно выбрать время, обстановку и настроение. При совпадении всех условий взаимопонимание гарантировано.

Взрослые рядом, мудрые и понимающие, — это мечта каждого ребенка. Малыша или подростка — это неважно.

Тот самый пугающий момент первого вранья по-крупному

Наступает момент, когда родители ловят подростка на вранье. Если привычка врать не проявлялось в более раннем возрасте, то это становится шоком для близких. Кажется, что нельзя больше доверять человеку, который обманывает на бытовом уровне, кажется, что нельзя верить больше ни одному слову.

Особенно страшно, если этот человек – твоя плоть и кровь. Вот был маленький, послушный или не очень, такой близкий и понятный. И вдруг чужой – пугающий.

Подросток врет — что делать?

Мы сейчас не будем рассматривать патологическое вранье по поводу и без него. Если правильно отреагировать на первые проявления обмана, то вранье не станет глобальным и постоянным.

Родители желают подростку только добра, хотят держать под контролем его жизнь как можно дольше. Увы. У юного человека возникают собственные дела, связанные с взаимоотношениями со сверстниками или те, о которых лучше не знать взрослым. Но у лжи короткие ножки.Тайное стало явным.

И тут наказание или взрыв гнева может серьезно навредить взаимопониманию между самыми родными людьми. Придется принять, что ребенок поднялся на новую ступень своего взросления и попытаться выяснить причины вранья.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОДРОСТКОМ

Стоит кое — что знать о периодах подросткового возраста.

Подростковый возраст начинается с 13 лет до 15 лет. По крайней мере, такая шкала общепринята. Этому периоду свойственны резкие суждения. Критичность к окружающим зашкаливает. К самому себе воспринимается чуть ли не трагично. Все в этом мире сложно. Настолько, что масса конфликтов со сверстниками, учителями и родителями преодолевает критическую точку и превращается в войну. Не все воины по натуре. Для многих проще и легче соврать, чем доказывать свою правоту родителям или кому-то еще.

Подростки 13-14 летние

Самый трудный период становления человека. Все воспринимается очень остро, без полутонов. Критическая оценка зашкаливает. Каждый поступок взрослых, как под лупой, увеличивается в разы.Каждый шаг или требование оценивается по максимальнаой шкале. Но и к самому себе отношение повышенно критичное. Одни уходят в себя и замыкаются, другие вступают в комфронтацию со всеми окружаюшими.

Подросток 14-летний

Оценка поведения и убеждений друзей, взрослых и свои собственные принимают осмысленные формы. Она начинает базироваться на фундаменте формирования характера взрослеющей личности. Подросток становится общительнее, но вместе в тем склонен примыкать к какими-то группировкам, которые ему кажутся близкими по убеждениям и склонностям.

Подросток 15-летний

Почти взрослый. Считает себя совершенно свободным и самостоятельным. Рьяно отстаивает собственное право на поступки, мнение и поведение. В одежде, манерах и поведении самовыражается. Очень подвержен влиянию со стороны тех, кого считает достойным уважения. Это касается посторонних — сверстников или сложившегося коллективного сообщества. Увы, к родителям это почти не относится. Чаще всего родители воспринимаются досадной помехой к полной свободе.

ПОДРОСТКОВЫЕ РАЗБОРКИ И ВРАНЬЕ


Представим ситуацию, когда конфликт между мальчиками подростками должен разрешиться путем «стрелки» (термин из лексикона подростков), то есть встречи, в заранее оговоренном месте и в определенное время.

Как правило, такие разборки бывают коллективными и не всегда мирными. Возможны споры и драка. Разве можно сказать родителям, что ты идешь на такую разборку? Большинство родителей попытаются вмешаться, не пустить.

Подросток не может не явится на такую встречу – позор и осуждение друзей и недругов много страшнее родительского гнева. Кодекс чести, порой очень своеобразный, никто не отменял.

Тогда придумывается срочное дело к однокласснику Пете (Ване, Мише), как правило, связанное с учебой (реферат взять, учебник отнести, уроки вместе приготовить).

Всеми правдами и неправдами подросток вырывается из дома и возвращается грязным, перевозбужденным или побитым.

Выясняется, что родители обмануты, ни о каких уроках речи не шло, а имело место, угрожающее здоровью драгоценного отпрыска, событие. Знали бы – ни за что бы ни отпустили! У порога костьми бы легли.

Ведь это подходящий повод вызвать на откровенность. Самое время поговорить по душам. Выяснить достойным ли был повод для «стрелки», кто кому и что сумел доказать.

Исчерпана ли вражда или она будет иметь продолжение. В зависимости от серьезности повода и последствий принимать меры. Но такие, которые никак не смогут повредить репутации подростка.

Дать выплеснуться эмоциям, но не родительским, а вашего подросшего ребенка. Подождать пока спадет волна возбуждения, дать высказаться. Сумбурно, горячно. Только тогда, вы можете сказать свое мнение, если оно вообще будет уместно и нужно.

Побеседовать, осторожно выяснить состав противоборствующих и чью сторону держал ваш отпрыск. Понять причину конфликта. И, даже если, она кажется вам несправедливой, глупой удержать свою оценку при себе. А вот разбор полетов не помешает.

Попросить, чтобы не скрывал куда идет и зачем. В ответ пообещать не ставить препонов. Понять и проникнуться законами того мира, в котором живет подросток. Даже если многое не нравится – смириться.

Это социальная среда, в которой формируется умение адаптироваться в обществе, это мир, который не выбирают, но который существует вокруг различных возрастных слоев. Отстаивать свои интересы, защищать свои ценности нам всем приходится всю свою жизнь. Разными способами, кстати.

Разумная реакция родителей на вранье подростка, предотвратит нарастание того снежного кома отчуждения или увеличение трещины между вами на всю дальнейшую жизнь. Ничто не сможет заменить родительской любви и мудрости, даже если в данный период подросткового возраста, ваш оебенок видит во вранье единственный способ уйти из-под опеки и обрести свободу. Как он ее понимает.

Материалы по теме:

Как воспитать девочку лидером

Девочки чаще, чем мальчики рождаются с явной искрой лидерства. Такие девочки активны и веселы, что видно уже в младших группах детского сада или при общении...

Практические советы подростку: как быстро заучить материал

Период подготовки к экзаменам настолько уплотнен, что ставит в тупик даже тех, кто добросовестно занимался и не допускал пробелов в изучении предмета. Как подростку быстрее...

Психологи настаивают, что утверждение «само пройдет» в отношении подростковой лжи неуместно. Родители должны четко обозначить свою позицию – «ложь в нашей семье неприемлема». Ведь любая, даже мелкая, ложь в общении с близкими – это мина замедленного действия, подрывающая взаимное доверие. Но, требуя правдивости от ребенка, предлагайте честность со своей стороны. Если в семье «невинная» ложь, хвастовство, секреты друг от друга – в порядке вещей, то бороться с ложью ребенка бесполезно, он лишь воспроизводит модель родительского поведения.

Постарайтесь понять причины

Важно понять причины изменения в поведении ребенка. Конечно, подростковый возраст – это время, когда у ребенка появляются свои интересы, и значит, свои секреты от родителей. Но систематическая ложь, сокрытие информации – это тревожный сигнал. Проанализируйте: когда началось ? кому он врет - всем или только некоторым? почему?


Причем не стоит задавать прямой вопрос ребенку – он сам может не осознавать истинной причины.


Почему подросток врет? Иногда подростки таким образом неосознанно пытаются привлечь внимание родителей к своим проблемам. Возможно, ребенок боится наказания с вашей стороны, или хочет казаться лучше, чем есть? Тогда, это повод задуматься – может быть, вы слишком завышаете требования, ставите много рамок и запретов, которые он пытается обойти с помощью лжи.

Поощряйте доверительное обсуждение

Чрезмерная жесткость и давление, острая эмоциональная реакция с вашей стороны могут лишь усложнить ситуацию. Старайтесь больше общаться с ребенком, показывайте, что вы ему доверяете и ждете ответного доверия. Не читайте нотаций, но открыто обсуждайте тему лжи, и высказывайте свое мнение о ее недопустимости. Задавайте вопросы, которые будут подталкивать подростка размышлять о своей ответственности: «что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?», «как я могу тебе верить, если ты обманываешь?»

Введите штрафы за вранье

Наказывать за систематическое вранье нужно. Но наказание должно быть справедливым и сопровождаться разъяснением вашей позиции. Самое лучшее – это ввести «систему штрафов за вранье», считают некоторые психологи.

Станьте другом своему ребенку

Главный принцип: чтобы решить проблему лжи , очень важна атмосфера доверия и поддержки в семье. Важно стать другом для вашего почти взрослого ребенка. Тогда он сможет доверять вам самые сокровенные тайны, а вы сможете подсказать ему верное решение и уберечь от ошибок.

К сожалению, эта проблема знакома всем родителям подростков. Как же советуют психологи вести себя в такой ситуации?

Не грубите и не повышайте голос в ответ

Главное правило, когда вы сталкиваетесь с грубостью подростка в ваш адрес – не грубите в ответ и не повышайте голос. Ошибка многих родителей в том, что пытаясь «поставить ребенка на место» они сами перестают контролировать свои эмоции, позволяя агрессию и грубость по отношению к ребенку. В этом момент вы становитесь отрицательным примером для ребенка, а он и дальше будет воспроизводить такую деструктивную модель поведения в любой конфликтной ситуации – дома, в школе, с учителями и сверстниками.

Поэтому, в любой ситуации общайтесь с подростком сдержанно. Если чувствуете, что начинаете «заводиться», не отвечайте на грубость сразу, а дайте себе несколько секунд успокоиться – мысленно сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов.

Подросток грубит – не «на зло» родителям

Родители, сталкиваясь с резкими изменениями в поведении и грубостью своих детей-подростков, часто видят в этом появление неблагодарности, стремление сделать наперекор и назло родительской воле. Поверьте, ребенок бунтует не против вас, не против того хорошего, что вы для него сделали. Это просто свойственное данному возрасту желание самоутвердиться, добиться уважения в глазах окружающих. Ребенок пробует быть взрослым, претендует на то, чтобы общаться «как взрослый». Но его представление о том, как должен вести себя взрослый часто бывает очень искаженным, что и проявляется в форме грубости.

Объясняйте подростку, как правильно общаться

Не обижайтесь на подростка, но в то же время дайте понять, что нарушать нормы общения недопустимо. Не спешите наказывать, особенно, если впервые столкнулись с проявлением грубости. Скажите подростку о том, что вы чувствуете в связи его поведением, что вы очень расстроены.

Вам может казаться, что подросток сам прекрасно понимает, что именно сказал и сделал не так. Но в том-то часто и дело, что не понимает! Поэтому важно общаться с подростком, объяснять ему правила поведения в соответствие с его новой, «взрослой» ролью.

Обсудите с подростком его поведение, но не в форме нотаций, а так, чтобы подтолкнуть его самостоятельно сделать вывод о недопустимости грубости в общении. Можете спросить, что бы он сам почувствовал и как сам поступил на вашем месте.

Подросток остро ощущает потребность в признании и уважении – покажите, что цените его и уважаете его точку зрения, но требуете такого же уважительного поведения и с его стороны.

Видео по теме

Подросток стал неуправляемым. Что делать родителям?

Поймите своего ребенка

Сущность подросткового периода – не только психологическая, но и гормональная перестройка. Все это обуславливает совершенно особенное психоэмоциональное состояние подростка. Подросток и сам порой не понимает, что с ним происходит. Он еще не научился осознавать свои чувства и контролировать свои эмоции. А на это «накладываются» и предельные нагрузки – в школе, во дворе, в семье. Отсюда – резкие и беспричинные перепады настроения, повышенная импульсивность.

Подросток пытается самоутвердиться, и на почве постоянно конфликтует с окружающими – и взрослыми, и сверстниками. Однако он еще не умеет правильно выходить из конфликта, вести себя в спорной ситуации. А этому некому научить кроме родителей, которые сами должны стать примером и показать конструктивную модель поведения, стать советчиком и поддержать ребенка в сложный подростковый период. А крики, наказания, угрозы не помогут – наоборот только усугубят ситуацию подросткового бунта.

Поймите в чем причина

Подростковый бунт и неуправляемость всегда имеет определенные причины. Для родителей такое поведение должно быть воспринято, как тревожный звоночек. Но призывающий не к тому, чтобы усилить контроль, наказать и приструнить отбившееся от рук чадо. Это сигнал о психологическом неблагополучии и проблемах в ваших с ним взаимоотношениях. Ведь подростковый бунт не возникает без повода. Если еще до подросткового возраста установились теплые доверительные отношения с родителями, он живет полной и интересной для него самого жизнью (не только «интересами семьи» но и своими, порой «странными» интересами), окружен друзьями, то перешагнув порог переходного возраста, он столкнется и с трудностями и с конфликтами, но всегда буде знать, что будет принят родителями таким, каков есть. А потому причин для неуправляемости и разрыва отношений с родителями просто нет!

Другое дело, если в воспитании преобладали крайности. Чрезмерная опека и забота о ребенке, как и атмосфера строгости и запретов приводят к тому, что вступает в подростковый возраст, человек уже и с искаженной самооценкой. В первом случае она завышена, а во втором, как правило, занижена. То есть, обвиняя ребенка в «неадекватности» получается, что родители сами «воспитали» такую неадекватность. И поскольку психологическая перестройка подростка непосредственно связана сформированием его идентичности и самооценки, то все накопившиеся в этой сфере проблемы при вступлении в критический возраст дадут о себе знать.

Принцип «доверие за доверие»

Таким образом, неуправляемыми становятся те подростки, которые не чувствуют доверия со стороны взрослых или переживают затаенную обиду на «предательство» близких. Не чувствуя поддержки со стороны близких, чувствуя угрозу для своего внутреннего мира, становления идентичности, подросток пытается защититься. И ведет себя по принципу «лучшая защита - нападение». Делает он это, конечно, неосознанно, не на зло. Просто, по-другому его не научили. Поэтому самое важное в общении с подростком – не потерять взаимное доверие, каждый должен сделать шаг на встречу - и подросток, и родители. Принцип, из которого нужно исходить «доверие за доверие»!

Разговор по душам

Разговор по душам, поиск точек соприкосновения с уже почти взрослым ребенком, искренне стремление его понять поможет найти причину проблемы. Научитесь слушать и слышать ребенка, не игнорируйте его потребности, не отталкивайте непониманием и наказаниями. Дайте подростку почувствовать поддержку и любовь, поверив них подросток существенно измениться, обретет веру в вас и в себя, а значит и станет более спокойным, сдержанным.

Помощь специалиста

Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, контакт с подростком потерян, обратитесь к подростковому психологу. Он обязательно поможет найти верное решение и путь к восстановлению взаимного доверия и «погоды в доме»!

Если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей.

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: "Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор?"

В зависимости от прежнего опыта и возможности искреннего общения с родителями они могут приходить к принципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки теряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсивность — ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недостаточно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и замечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъявляя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориентиром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответственности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем искуснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные дей-ствия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств определяется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше вероятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о последствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсивно, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удовольствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфические механизмы защиты от неприятных последствий своего поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависимый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие "копинг". Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося положения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавшего. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негативных действий, то возможно формирование у него состояния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказание.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение трудиться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

Обсуждение

Очень много зависит от атмосферы в семье. По разным причинам подростки лгут, с одной стороны, это можно назвать ложью, а с другой стороны, это как бы так сказать они включают свое "воображение"

Комментировать статью "Почему лгут подростки? "

Почему лгут подростки? Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Что делать если постоянно и во Наша девочка постоянно врет и по...

Обсуждение

Да, очень близкий человек врал. Мама научила- ей проще было скушать вранье, чем разбираться в правде. Ну и автоматом мне такое отношение досталось.
То есть это была МОЯ работа- завоевать доверие, чтобы чел не боялся сказать мне правду. Ну и разговаривали конечно много об этом.

Я знаю одного уже взрослого такого человека,ровесника моего мужа.В юности даже дружили.Живет у нас в Одессе.Ему уже под полтинник.
Видно часто на местных каналах в ТВшоу.
Хотела даже ссылку на него дать,есть на ютубе его выступления и интервью.
Но подумала,это неэтично.
Короче,он носит собой визитку всем представляется как психотерапевт,экономист,общест-венный деятель.

А закончил он только школу,даже ПТУ не закончил.
Не работал дольше пары месяцев нигде,везде выгоняют за лень и пустые странные разговоры.
Интеллект высокий,внешне очень яркий,зимой может в красных шортах ходить и желтых ботинках.
Был женат в 20 лет,жена ушла через пару месяцев,поняла все.Больше не женат,детей нет.

Почему они врут? Что же делать, если ребенок "достал" вас своими преступлениями? Во-первых, нажмите на свои "тормоза" (у взрослых они уже Помогите советом. Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком...

Обсуждение

У старшей была проблема с враньем. Именно по-глупому, но с гонором и упорством. Лет с 11 и до 15, наверное.
В этом его вранье вы участвуете точно так же, как он. Не надо подлавливать, программировать, что будет врать всем и т.п. Не надо риторических вопросов, он действительно может не понимать, почему и зачем врет и контролировать себя не может. Это слабость эмоционально-волевой сферы, когда ему сиюминутно кажется, что вранье - наилучший выход, и почти всегда оказывается, что нет, но это ничему не учит.
Не создавайте условий для вранья. Не задавайте вопросов, если можете получить достоверную информацию из другого источника, контролируйте то. что нужно контролировать, расслабьтесь насчет остального.
Относитесь к вранью, как к насморку. Если у ребенка из носа течет, никто не считает это педагогическим фиаско, поводом для разговоров типа - опять сопли! ты же обещал! всю жизнь будешь сопливым и несчастным! Вы хорошая мать, ребенок хороший, просто простудился немного такой вариант взросления. Это вранье пройдет, когда ребенок подрастет, если вы не закрепите его как стереотип и сохраните с сыном нормальные отношения.
Разговоры душеспасительные, конечно нужны, но не следует ожидать сиюминутного результата. Я со своей в ее 11-12-13 лет говорила разговоры и видела, что все мимо, ничего не задерживается. Но лет с 16 она стала выдавать мои же фразы, только теперь это ее личные установки, она даже не помнит, что я это говорила.

Почему официально не ставите диагноз СДВГ? Делайте обследования и лечитесь у невролога. Проблемы могут выявиться в том месте, где Вы не предполагаете. Это реально помогает.

К детскому психологу сходите сами. Услышите, что Ваш ребенок развивается согласно нормам. Получите советы.

Врут все дети и все взрослые. Постарайтесь не провоцировать.

03.04.2015 16:47:35, Акелла.

Обсуждение

Моя подруга и бывшая однокурсница рассказывала мне что в 15 лет была жуткой врушей. Она врала всегда и везде. Сейчас объяснить зачем не может. Думает что мозги так развивались... зато сейчас умеет очень договариваться с людьми, обладает даром убеждения и прочее.
Смотрите на это с большим пофигизмом... А подруге моей влетало крепко за это от родителей и все равно врала...
Мой то же врет, но мы это знаем и когда я пристально смотрю ему в глаза - ритуал такой - обычно сознается и говорит правду...

если ребенок только год дома- контролируйте, пришла ли она на те занятия, на которые должна по расписанию. кроме того поговорите- может она просто в принципе не хочет туда ходить, если вообще-то ребенок не проблемный?
может не лежит ей эта легкая атлетика? по поводу вранья вообще- надо стараться следить, чтобы вы знали правду, где и что делает ваш ребенок. и не через полгода, а сразу. это не значит всегда ругать, вам вот разные способы реакций уже написали. просто врушам надо научиться понимать, что их вранье почти всегда будет сразу раскушено, какой бы способ реакции за этим не последовал.

Сын врёт.. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Врёт часто. Такое ощущение, что " ничего святого" для него нет. Почему лгут подростки? Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду.

Обсуждение

нужно понять причины, толкающие его на вранье.
Просто так для красивости речей редко кто врет.
Обычно это по причине вашей реакции на правду.
Посмотрите, как Вы реагируете,
посмотрите, по каким ситуациям чаще всего получаете вранье.
И, может это все-таки "безобидное вранье" и Вам стоит отпустить ситуацию и не рвать сердце?
Было бы проще "давать советы", если бы Вы отвечали в конфе, давали полнее информацию.
а так то причин может быть "мульон".
Есть еще версия, что Вселенная подсовывает нам людей и ситуации, которые нами категорически неприемлемы.
тренирует нас)

Что важнее - сохранить отношения с сыном или чтобы не врал? Нет отношений - нет вранья, такой вариант устроит?
В обмане участвуют минимум двое, сам себя не обманешь, и вы можете повлиять на процесс со своей стороны - не задавать вопросов, на которые придется солгать. В конце концов вообще не спрашивать.
А еще работать со своими негативными стереотипами (соврать другу - ужас! раз ребенок врет - мама плохая) ваш ребенок - другой человек, у него свои понятия о приемлемом и неприемлемом. Далеко не всегда врут, когда хотят оскорбить, бывают, расстраивать не хотят, силы воли сказать правду не хватает и т.п. и т.д. А еще бывают патологические лжецы - те врут как дышат, уж так они устроены.
И еще допишу - неужели Вы в поростковости могли 100% все выложить родителям? Не было ни разу, когда язык не поворачивался сказать правду?

Ребенок врал, при том старались что бы в оконцовке все же сказала правду. Из обьяснений для себя думаю что делала это потому что мама моя Я испугалась и пообещала разобраться, вот думаю, что делать, поговорить с мальчиком? Ребенок врет. Со временем это прошло, но зато...

Обсуждение

Я по радио совсем недавно слышала, что американские ученые проводят исследования, чем же обусловлено, что одни люди честные, а другие врут как дышат. Для исследований там долго искали совсем уж патологических врунов. И таки нашли разницу в определенном участке головного мозга, у лгунов белого вещества оказалось больше, чем у честных.
Так это или нет, но исследования продолжаются в этом направлении.
Может, вам это поможет немного по-другому взглянуть на эту проблему. Быть может, это просто дочкина особенность, на которую сложно как-то повлиять.

У нас проблема в чем-то схожая. Ходили мы к психологу. Ребенка протестировали просто до молекулярного уровня. Диагноз - отличный ребенок:). Интеллект, самооценка, отношения в семье, в школе, я всего счас не упомню, но тетя-психолог сообщила, что более успешного, развитого и еще-какого-то-там-ребенка она не встречала. И проблема, видимо, во мне. Если я не могу изменить ситуацию, то я должна изменить свое отношение к ней (проще говоря - забить). Тем и живу. Когда совсем фигово, вспоминаю, что у меня отличный ребенок, что многие были бы счастливы на моем месте. Что, наверное, я слишком задрала планку. Помогает не всегда. Поняла точно лишь одно - чем больше циклишься на проблеме, тем больший "эффект" от нее имеешь. Держитесь.

03.04.2008 19:46:13, Проходили

Ворует и врет, врет и ворует!. Юридические и правовые аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Обсуждение

Моего родного сына (6 лет, воровал сначала по мелочи, потом по крупной,врал)впечатлило следующее:
-Для чего у нас в доме дверь?
-Чтоб воры не украли.
-Пойди ее открой нараспашку и пусть всегда будет открыта.
-Зачем?
-Если у нас в квартире вор, то чего нам чужих воров бояться?
Также были выяснены причины воровства (ЗАИСКИВАНИЕ ПЕРЕД МАЛЬЧИШКАМИ ПОСТАРШЕ. Так сладко слышать:"Миша богатенький!" и одаривать их 500-ками!!
С учетом примерной суммы (7 тыс руб)- лишение подарков на праздники и т.п. Получилось примерно на год. Отмена на 2 месяца всех похождений на дни рождения к друзьям.
Весь этот год на праздники мы тяжело вздыхали и разводили руками:"Сам понимаешь, провинился..."(ВЫДЕРЖАЛИ!!!)
И в конце всех бесед- порка от папы. Тоже с тяжелым вздохом с нашей стороны- провинился, что делать. Таков порядок.
Помогло.Но это не Ваш случай.
Крестница, 10лет, из ДД. Тоже, что и у Вас совершенно. Действительно не понимает, что это плохо, никаких эмоций, врет совершенно честно глядя в глаза.
Разговоры вообще (вроде как не замечаем воровсва)не помогли. На исповедь сводили- бесполезно. Пришлось выворачивать карманы. Совершенно нагло себя вела, ничуть не задумываясь, что может быть поймана. Когда я нашла деньги, я изо всех сил ДАЛА ЕЙ ПОЩЕЧИНУ!(судите, если можете). И сказала следующее:" Разве я мало для тебя делала? И тебе все мало?". Потом дала время ей прочувствовать чем это для нее обернулось:
1.Перестала брать ее в гости (дядя Дима не разрешает), приходила в ДД к другим детям, она все пыталась попадаться мне на глаза, я здоровалась, спрашивала как жизнь и проходила дальше.
2.Прекратились, разумеется, подарки на д/р и именины, этот момент я ей объяснила- на сумму украденного подарков не будет. Еще объяснила, что Бога не обманешь, он ведь все видит, а любой грех влечет наказание, и всегда только так в жизни и бывает.
3."Поймали" ее на воровстве и в ДД, стали дразниться мальчишки (тут я уж встряла, и провела с ними "разъяснительную беседу" на тему,что ее грех- это ее грех, а их грех еще хуже- они как свора собак травят беззащитного). В общем, жизнь у нее стала никудышняя.
Когда я увидела, что до нее дошло, что потеряла она больше, чем приобрела радостей от сворованных денег,я выждала еще немного (всего около полугода),и стала мириться. Попросила прощение за пощечину, договорились с ней, что вспоминать ничего не будем, обнялись. Но пока в гости не забираем (не все сразу, потихоньку).
Но девочка была любима, о ней искренне заботились.
Основной вывод, думаю, такой. Он должен прочувствовать, что радость от сворованного много меньше неприятностей, которые воровство несет с собой. Он должен осознать "стоимость" сворованного на практике: в пересчете на лакомства, подарки и т.п. Если Вы начнете его сейчас ласкать и т.п., то раскаянья не получите. Нужно РАЗГОВАРИВАТЬ. Если нет любви, то все же есть желание разобраться, понять причины и т.п. из этого и исходите. Расскажите на каких-то жизненных примерах что за собой тянет грех. В конце концов скажите, что живут вместе только когда доверяют друг другу, а иначе как жить? Спросите, нужна ли тебе помощь, что для тебя сделать? А потом тяжко вздохните и... выпорите, и не абы как, а по настоящему.

18.03.2006 07:01:39, Бывает,захожу

И мои 3 копейки.
Про воровство. Я делала так: Ты взял у Васи машинку без спроса? Идем к Васе, ребенок сам отдает обратно машинку, с моей помощью приносит извинения за то что взял (одолжил а не украл) без спросу. И так каждый раз, сьеденые конфеты маме придется покупать новые а ребенок отработает эти деньги посильным домашним трудом. Я бы не стала употреблять слова вор и воровство. Притворяюсь что он не знал что нельзя без спросу брать машинку, кофету, деньги, у Васи, у Тани, у мамы...

А вобще полностью согласна с Шурамурой.

А если всякие мелочи-придумки-фантазии,то нестрашно. Еще, бывает, они шутят так. "Прикалываются"

Криста, я Вам, если можно, только по поводу того вранья, которое Вы описАли. Желудок ребенка еще не проснулся, а в него уже норовят запихнуть завтрак. Ребенок чувствует, что это неверно и сопротивляется. Это очень здоровое поведение. Необходимости в завтраке практически нет, если не верите - уточните у диетологов, завтрак может быть хорошо переварен часа через полтора после пробуждения. Если Вам трудно брать еду с собой, чтобы накормить ребенка сразу после занятий (дома - только питье), попробуйте будить его немного раньше и давать ему попить то, что он охотно пьет - чай, например. Можно с печеньем. А непосредственно перед выходом - завтрак.

Дети врут ведь чаще всего от того, что боятся скандала, ну, это Вы и так знаете. Как не скандалить? Я не знаю. Можно выяснить, почему ребенок что-то не ест. Печенку, например, трудно жевать и глотать, сухая она. Попробуйте делать из нее котлеты, они идут лучше. Ну и дальше в том же духе. А еще, я себя, например, уговариваю, что в шоколаде (моя девочка может его иногда очень много есть) содержится много железа и витаминов. Только это должен быть высококачественный черный шоколад. Можно давать пить всякие кефиры детские, в специальных детских пакетиках через трубочку, тоже хорошо. Мясо я даю только как "макароны по флотски", с самодельным кетчупом. Конечно, кормление превращается в некоторую проблему, точнее приготовление пищи, но полное нежелание есть все же удалось победить. Извините, что так сумбурно, ночь на дворе, засыпаю:)).

15.04.2000 03:40:44, Яся

Любой родитель сталкивался с враньем своих детей. Но если в раннем возрасте это выглядело как невинная игра и фантазерство, то в подростковом возрасте сокрытие правды может иметь более серьезные основания и последствия.

В каком возрасте дети начинают врать?

  • В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
  • После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
  • С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
  • В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.

В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.

Почему многие подростки 13-14 лет постоянно врут?

Прежде, чем ругать ребенка за вранье, необходимо выяснить причины такого поведения:

  • Необходимость в самостоятельности

Подростки чаще всего считают себя уже вполне взрослыми людьми, принимающими самостоятельные решения. Это повышает их самооценку и дает стимул к самосовершенствованию. Запрет на некоторые поступки или действия неизбежно приведет к тому, что подросток начнет говорить неправду, пытаясь отстоять свое право. Раздражение и наказание только усугубят ситуацию, и родители рискуют вовсе потерять доверие своего ребенка, который будет настойчиво гнуть свою линию.

В такой ситуации лучше всего оценить, насколько безобидны самостоятельные действия подростка. Если же он совершает недопустимые вещи, необходимо спокойно и мягко объяснить, что он пока не может сам делать те или иные вещи. При необходимости можно предложить альтернативу.

К примеру, если ребенок прогуливает уроки, считая учебу пустой тратой времени, то можно предложить ему право на свободный день раз в месяц, который он может провести за своими увлечениями.

  • Личное пространство

Чересчур амбициозные родители, желающие вырастить вундеркинда по всем канонам воспитания, следят не только за его учебой, но и за всеми действиями вне школы. Это может касаться друзей, увлечений, любимой музыки. Кому-то может показаться, что подросток общается со сверстниками, недостойными его уровня или социального статуса. В таких ситуациях чрезмерный контроль или наказание за непослушание может привести к тому, что ребенок закроется от родителей и начнет обманывать, защищая свое право на личную жизнь.

Важно прислушаться к желаниям подростка и найти совместное решение. Нет необходимости запрещать ему музыку, которая не нравится родителям, ведь вкусы у всех людей разные. А общение с друзьями, вызывающими подозрение, можно перенести в домашнюю обстановку, естественно, без вмешательства взрослых. Такой вариант даст право общения, а родители смогут присмотреться к его друзьям.

  • Страх перед наказанием

К возрасту 13-14 лет дети уже понимают, что за плохое поведение их ждет наказание. Стараясь избежать неприятностей, подростки пытаются недоговорить или обмануть родителей. Чаще всего в этом возрасте конфликты возникают на почве неуспеваемости или отсутствию дисциплины в школе.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и не всегда может справиться со школьной нагрузкой. Наказывать за плохую оценку без выяснения причин совершенно несправедливо. Разбираться в ситуации лучше всего в спокойном настроении и стараться не повышать тон. Родителям будет неплохо вспомнить, что и на работе случаются промахи, которые порой и сами взрослые скрывают за ложью или недоговорками.

  • Особенности темперамента

Склонность к фантазиям и приукрашиванию встречается у многих в этом возрасте. Если ребенок рассказывает о своих успехах и немного лукавит, то лучше всего вообще не обращать внимание на этот факт, а лишний раз похвалить и проявить внимание. Но некоторые дети так входят во вкус, что уже не могут остановиться и даже сами верят в свою ложь.

В такой ситуации можно задать несколько шутливых вопросов, которые раскроют обман, но ругать за такое поведение нет необходимости: врунишка, поставленный в тупик, итак будет чувствовать неловкость и в дальнейшем задумается, прежде чем придумывать невероятные подвиги.

  • Отсутствие внимания

Очень часто случается так, что подростки намеренно врут, вызывая чаще всего негативную реакцию. При недостатке внимания дети намеренно раздражают родителей. Если кажется, что сын или дочь стали грубыми и дерзкими, то в большинстве случаев причиной этому становится занятость родителей, забросивших своих детей. Такая ситуация часто встречается в семья, в которых есть младшие дети, получающие больше внимания и заботы.

Как распознать ложь в подростковом возрасте?

Несмотря на то, что дети 13-14 лет уже достаточно умны и сообразительны, распознать ложь не составляет труда, задав пару уточняющих вопросов. Обманщик быстро запутается в деталях и растеряется.

Существует множество невербальных способов распознать вранье во время разговора:

  • Обманщик отводит взгляд в сторону, смотрит на потолок.
  • Непроизвольно прикрывает рот руками или пальцами.
  • Притрагивается к кончику носа.
  • Теребит мочку уха.
  • Почесывает шею и теребит волосы.
  • Стоит в закрытой позе, скрестив ноги.

Все эти движения очень неестественны для спокойного поведения. У многих такие жесты сохраняются и во взрослом возрасте.

Семейный психотерапевт Ольга Троицкая, считает, что единичные случаи вранья – вполне нормальное явление как для взрослых, так и для подрастающего поколения. Она отмечает тот факт, что раздраженные непослушанием и регулярными обманами родители не задумываются о чувствах сына или дочери в порыве своего гнева. Вранье подростка редко вызвано счастливым событием, скорее за ним скрывается неприятность, о которой он не хочет говорить. Зная о том, что врать плохо, многие дети итак испытывают колоссальный дискомфорт, который усугубляется раздражением родителей. Для того, чтобы спокойно разрешить проблему, необходимо перенести себя на место своего ребенка и постараться в первую очередь привести его к душевному равновесию, а потом уже разбирать ситуацию.

Психолог Антон Сорин акцентирует внимание на том , что недостаток внимания – одна из главнейших причин подросткового вранья. При это он обращает внимание на то, что гиперопека и авторитарный контроль не являются проявлениями внимания.

Как вести с подростком-обманщиком:

  1. Разговор на тему вранья следует начинать , будучи в спокойном уравновешенном состоянии, предварительно обдумав вопросы, которые будут задаваться.
  2. Для того, чтобы не задеть подростка , не оттолкнуть его от общения, можно предварительно записать свои вопросы на диктофон и прослушать – возможно некоторые формулировки могут прозвучать нетактично.
  3. До начала разговора убедиться в том , что ребенок в спокойном настроении, отсутствует перевозбуждение или усталость.
  4. Начинать разговор лучше с фраз , которые дадут понять, что родитель настроен доброжелательно. Например, «Слушай, тут говорят, что…» или «А правда, что мне сказали…». Такие фразы помогут обманщику самому начать излагать ситуацию, а не вытягивать информацию из него.
  5. Выяснив причину , по которой подросток солгал, необходимо показать ему свое сочувствие и готовность помочь. Например, фразой «Давай вместе подумаем, как сделать…».
  6. Если наказание все-таки неизбежно , то неплохо было бы выразить свое сожаление: «Мне очень жаль, но придется ограничить тебя в…» При этом лучше не использовать фразы со словом «наказание».
  7. В конце разговора выразить искреннюю надежду на исправление ситуации: «У тебя все получится», «Я верю, что ты сможешь в следующий раз…».

Не нужно делать трагедию, узнав об обмане ребенка. Многие взрослые тоже лгут в повседневной жизни, подавая дурной пример. Для того, чтобы решить проблему с враньем и не потерять доверие своих детей, необходимо всего лишь научиться слушать их и стать им надежным другом.