Конспект нод по развитию речи для старшей группы "путешествие в лес загадок". План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Мы – артисты»

Воспитатель Земелькина Надежда Николаевна. МБ ДОУ "Детский сад №203", г.Новокузнецка.

Данная работа будет полезна воспитателям старших групп. Занятие представлено в игровой форме. Действия происходят в "киностудии", где дети выполняют роль артистов.

Цель: совершенствование речевых навыков.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить составлять рассказ-описание по предмету сообща с товарищем;
расширять словарный запас детей словами: аплодисменты, артист, реклама, киностудия, радиопередача, репетиция;
закрепить умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию согласные;
учить образовывать однокоренные слова;
учить дифференцировать звуки с и з на слух
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, формировать навыки сотрудничества.

Реализуемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о работе артистов, знакомство детей с языком жестов, чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре».
Ресурсное обеспечение: корзина с игрушками, картинки с изображением предметов со звуками с и з, маленькая корзина, микрофон, магнитофон, диск (флэшка) с танцевальной, веселой музыкой, шоколадные медали, «волшебная палочка».
Ход НОД:
Вам нравиться профессия артиста? (ответы детей) А вы хотите побыть сегодня артистами? Мы будем, как артисты учиться выразительно и интересно говорить и понимать друг друга.
Артисты работают: в театре, в киностудии, на радио… Во время работы артисты внимательно слушают друг друга, не перебивают говорящего.

А как зрители благодарят артистов? (артисты это называют аплодисментами)
Итак, представьте, что вы все знаменитые артисты. Вы пришли на работу в киностудию. Пожалуйста, пройдите, и сядьте, кто с кем хочет. Я, Надежда Николаевна, директор киностудии.
1. Вы любите мультфильмы? Сейчас мы будем артистами, которые озвучивают мультфильм.
На экране рой пчёл («Ж-ж-ж»)
Следующий кадр: вечер, кругом комары (з-з-з)
Кадр изменился: пески, кругом змеи (ш-ш-ш)
И вот на экране заработал нанос (с-с-с)
Поаплодируем за прекрасное озвучивание мультфильма!
2. Артисты умеют интересно рассказывать обо всём. О любой вещи они расскажут так, что вы захотите купить эту вещь. Это называется реклама. Сейчас мы будем рекламировать игрушки. Об игрушке нужно рассказать кратко, но интересно, чтобы всем захотелось с ней поиграть. Послушайте, как будем рекламировать игрушки.
Воспитатель даёт образец рассказа.
Образец:
1. Это кукла.
2. На ней розовое платье и есть туфельки.
3. кукла изготовлена из мягкого материала, волосы – из шерстяных ниток.
4. У куклы есть туловище, руки, ноги, голова. У неё добрые глаза и улыбка.
5. С куклой можно играть, кормить, гулять, укладывать спать.

Воспитатель проходит мимо детей с корзиной игрушек.
- Возьмите одну игрушку на двоих. Придумайте рассказ о ней и договоритесь, кто из вас будет рассказывать.
После каждого рассказа – аплодисменты. «Эти артисты заслужили наши аплодисменты!» «Вы вместе составили рассказ об игрушке, поэтому реклама получилась удачная – все игрушки будут распроданы!»

3. Динамическая пауза.
- А теперь приготовьтесь к съёмкам Новогоднего карнавала, на который приглашены все игрушки, с которыми любят играть дети. Они будут танцевать под музыку. Когда музыка закончится – игрушки перестанут танцевать. А я буду корреспондентом (воспитатель подходит к ребенку с микрофоном). Расскажите, пожалуйста, какую игрушку вы изображали.

Аплодисменты.

4. Артисты умеют говорить одно и то же предложение по-разному. Вы будете на радиопередаче, и говорить предложение: «Наступила снежная зима». Я буду превращать вас волшебной палочкой в различных героев, и вы будете говорить их голосом это предложение. Говорит сердитый волк (хитрая лиса, весёлый Дедушка Мороз, добрая Снегурочка, грустный клоун)

После выступления всех артистов: «Аплодисменты не смолкают! Вы замечательно справились со своей ролью!»

5. Игра «Кузовок».
На репетиции, перед съёмками, артисты развивают свою речь. Они учатся находить нужный звук в словах. У вас на столах лежат карточки. В эту корзинку нужно положить карточку с предметом, в названии которого есть звук з. Вы посовещайтесь вдвоём и решите, карточку, с каким предметом нужно положить.
Давайте проверим, что же у нас оказалось в корзинке. Если в названии предмета, изображенного на карточке, есть звук з - вы ничего не говорите, а утвердительно киваете головой; если нет звука з - показываете жестом – «нет».

6. Продолжаем репетицию. Очень много надо уметь настоящим артистам, даже подбирать слова похожие на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)

Бурные аплодисменты!

7. Уважаемые артисты, подойдите, пожалуйста, к директору киностудии.
Рабочий день артистов подошёл к концу. Что вы делали, как артисты? (предполагаемые ответы детей: придумывали рассказы об игрушках, показывали разные движения, озвучивали мультфильмы, находили слова с разными звуками, подбирали слова похожие на снег). Вам понравилось быть артистами?
Я, как директор киностудии, выражаю благодарность за хорошую работу, и хочу вручить премию (раздать шоколадные медальки)

Наше занятие закончилось, а всем артистам я предлагаю потанцевать.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Колосок»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе

«В гости к сказке»

Воспитатель: Дульнева Инна Сергеевна

с.Горнозаводское

2017год

Цель:

Закрепить знание сказки «Репка».

Задачи:

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.

Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Развивать связную речь детей.

Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.

Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, ёлки, тучка, солнышко, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, настольный театр «Репка», музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой

Встало солнце поутру, разбудило детвору. / ручки вверх

Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать. /прыжки

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это? (письмо лежит на столе)

Дети : Письмо.

Воспитатель : Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет:

«Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде. Животные убежали из избушки и заблудились в лесу. Помогите, пожалуйста».

Воспитатель: Скажите, какие животные были в сказке «Репка»? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Дети: Да.

Воспитатель : Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы отправиться в путешествие, давайте, поиграем в игру «Скажи наоборот».

слон большой, а мышка - маленькая

лук горький, а конфета - сладкая

скамейка низкая, а забор - высокий

зимой холодно, а летом - тепло

(дети становятся в паровозик)

Воспитатель : Поехали.(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат. Возьмём цветочки в руки.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

А теперь соберем красивый букет у меня на ладонях.

Ребята, посмотрите какой лес. Сколько ёлок!

Воспитатель : Ребят, кто это у нас тут?

Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)

А ворона где сидит? (На елке)

А как кричит ворона? (Кар-кар)

Воспитатель : Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?

Воспитатель: Ворона нам даёт подсказку.

Нужно отгадать загадки:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Дети: Собака .

Воспитатель : Ой, смотрите, а чей это хвостик? (рассмотреть собаку)

Воспитатель : Назовем собаку ласково (Собачка).

Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, виляет хвостом)

Как она лает? (Гав-гав).

Скажите мы, в какой сказке с Вами?

Дети: (варианты ответов) Репка .

Воспитатель : А как звали собачку в сказке Репка?

Дети : (варианты ответов) Жучка .

У нас еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет .

Дети : Кошка.

Воспитатель: Посмотри...Даша, кто под ёлочкой сидит?

Воспитатель : А как она кричит? (мяу-мяу)

Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька ) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет). А какая кошка? ( Мягкая, пушистая ).

Воспитатель : Ребята, а собака и кошка, какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.

Дети : (варианты ответа) мышка.

Воспитатель : А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!

А как она кричит? (ответы детей)

Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.

Смотрите, у меня есть тучка и солнышко, поиграем в игру «Солнышко и дождик»

Когда тучка, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти (показать тучку), прячемся. А когда светит солнышко (показать солнышко), мы веселимся.

(звучит музыка)

Вот и стало светло, выглянуло солнышко (показать солнышко). Можно идти.

Воспитатель : Ребята, давайте отнесем животных домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабушка : Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку.

Воспитатель : Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад (становятся друг за другом, едут на поезде, звучит музыка).

Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А кому мы помогли вернуться домой? А кто дедушки помог вытянуть репку?

На этом наше путешествие закончено, бабушка приготовила вам гостинцы.

Спасибо вам.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;

Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста;

Продолжать развивать умение отгадывать загадки;

Способствовать формирование дружеских взаимоотношений и взаимовыручки.

Задачи по интегрируемым областям:

Социально-коммуникативное развитие

Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, способствовать формированию чувства дружбы и коллективизма.

Речевое развитие

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

Физическое развитие

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивающая среда:

Иллюстрации, записи звуков леса, природы, разрезные картинки

Предварительная работа:

Рассказывание русских народных сказок;

Рассматривание сказочных иллюстраций. Рассматривание книг в книжном уголке.

Отгадывание загадок о животных.

Рисование любимых героев из сказок

Словарная работа:

Кот, котик, коток-серый лобок, кот- Котофеич; петух, петушок, Петенька, петушок-золотой гребешок; лиса, лисичка, лисонька, Лиса-Патрикеевна, плутовка, лисичка-сестричка, гусли. Смелый, добрый, глупый, хитрая.

Ход занятия:

I часть – вводная.

Ребята, я хотела сегодня отправиться вместе с вами в путешествие. Но сначала я хочу спросить у вас, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Отрывки из сказок:

    «Посадил дед…

Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)

    «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)

    «… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)

    «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

    «… Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит.

Добрый доктор….. («Айболит»)

«Яблонька, скажи, куда гуси полетели? » («Гуси – лебеди»)

II часть – основная:

Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. Давайте отправимся в путешествие к героям одной сказки. Чтобы нам встретиться с ними, нужно будет пройти по лесной тропинке, через ручей, и по кочкам через болото! (звучат звуки леса, пение птиц, дети проходят по тропинке, перепрыгивают через ленту, прыгают из обруча в обруч на 2-х ногах и останавливаются около избушки).

Ребята, мы с вами вышли на лесную поляну к избушке. Хотите узнать, кто же в ней живет в этой избушке?

Дети садятся на стульчики.

Сказки вы знаете хорошо, а чтобы узнать, кто же живет в избушке, попробуйте отгадать загадки!

Загадывание загадок:

    Шубка полосатая, мордочка усатая

Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

    Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный (Петух)

    Рыжая головка, хитрая плутовка.

Хвост пушистый – краса,

Кто же это… (Лиса)

Какие вы ребята молодцы, отгадали все загадки. Все эти животные герои одной интересной русской народной сказки, которую я вам сейчас расскажу, а называется это сказка «Кот, петух и лиса». Чтение детям сказки, с использованием иллюстраций. После чтения проводится беседа по сказке.

Как называется сказка?

Назовите героев этой сказки?

Куда рано утром уходил кот?

Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

Как лиса выманивала петушка?

Что кричал петушок котику, когда его схватила лиса

Почему? (Он боялся лису).

Как кот помог петушку?

Как заканчивается сказка?

Физкультурная минутка:

Утром лисонька проснулась

Лапкой правой потянулась

Лапкой левой потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Вытираться лапкой стала

Ручки, ножки и бока

Вот какая красота!

Ребята, котик и петушок принесли вам подарки, весёлые картинки.

А лиса плутовка махнула своим хвостом и все перемешала их.

У меня остались картинки, надо собрать по образцу и отгадать, кто же изображен на них.

Дидактическая игра: «Собери по образцу картинку»

III часть – заключительная:

Ребята, скажите мне с какой, русской народной сказкой вы сегодня познакомились?

А чему вас учит эта сказка?

Что небезопасно уходить из дома с незнакомыми, чужими людьми. А ещё учит нас дружить, как кот и петух.

А что больше всего понравилось?

Что вам запомнилось?

Молодцы, ребята, очень внимательно слушали сказку, ответили на все вопросы. Вы были как настоящие артисты. В следующий раз вы мне сами расскажите и покажите эту сказку. А теперь мы вернемся из сказки обратно в нашу группу, а собой возьмем игру с разрезными картинками, чтобы в группе еще раз в нее поиграть!

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.

Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла.

Петушок напугался, закричал:

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку - сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:

Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?

Петя выглянул, а лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а то она тебя съест и косточек твоих не оставит.

Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет, кота ждет.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна видать, вот погляди.

Петушок поверил, выглянул, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища - наверное, его лиса утащила.

Пошел кот вначале на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.

Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки,

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Звери в лесу дивятся - откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.

И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:

Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:

Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:

Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

Конспект итогового НОД в старшей группе по речевому развитию «Спасение весны»

Цель: проверить знания детей по развитию речи посредством кейс- игры.

Задачи:

Образовательные:

  • уметь называть обобщающее значение слов;
  • закреплять умение называть противоречивые свойства явлений;
  • уметь составлять сложноподчиненные предложения;
  • закреплять умение согласовывать количественные числительные с существительные;
  • уметь правильно употреблять существительные множественного числа в винительном падеже;
  • уметь подбирать противоположные слова по смыслу(антонимы);
  • продолжать формировать навыки составления распространенного предложения;
  • уметь подбирать эпитеты к существительным;
  • закреплять умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • уметь разрешать поочередно определенные задачи.

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к занятию, эмпатию, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
  • воспитывать уверенность при преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
  • воспитывать уважение друг к другу на занятии, желание выслушивать ответы товарищей, не перебивая и не мешая другим;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой у детей.

Методические приёмы: мотивация, игровая ситуация, использование наглядности, речевые игры, подведение итогов.

Материалы и оборудование: мобильный телефон, «Весенний хоровод» — музыка и слова С. Насауленко, гимнастические палки 4 штуки, карточки с заданиями, шкатулка, обруч, плоскостные цветы, корзинка,бубен,

музыкальный центр,USB флеш-накопитель, картины сюжетные про весну,

подзорная труба, микрофон.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ярко и ласково светит солнце в окошко, давайте возьмемся за руки почувствуем себя маленькой частичкой природы.

Дети встают в круг и берутся за руки.

День весенний наступил,

Солнце светит ярко.

За руки возьмемся мы

Дружные ребятки.

Основная часть (введение в тему)

«Здравствуйте, это злодеи! Не ждите,дети Весну, мы ее похитили. Если выполните все задания, Весна вернется».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Весне спастись?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто похитил Весну?

Воспитатель: Дети, а если Весну не выпустят из плена, что тогда произойдет? Что предпримем для освобождения Весны?

Воспитатель показывает шкатулку.

Воспитатель: Вот эту шкатулку нам передали от злодеев, в ней находятся задания.

Воспитатель достает 1 задание.

Игра“Назови общим словом ”.

Дети называют обобщающие слова по темам: продукты, профессии, овощи, домашние птицы, перелетные птицы, зимующие птицы, посуда, деревья, дикие животные, домашние животные, мебель, наземный транспорт,воздушный транспорт, водный транспорт, головные уборы, обувь, одежда, инструменты.

Надо назвать общее слово и пройти по «волшебной дорожке».(Дорожка выложена из гимнастический палок).

Воспитатель достает 2 задание.

Игра“Хорошо — плохо”.

Рассказать о том, что хорошего в весне,и что плохого со словами потому что.

Воспитатель достает 3задание.

Игра «Посчитай и скажи со словом один. два, пять»

Ручей,облако,грач,проталина,подснежник,солнце,верба,одуванчик,лужа.кораблик.

Дети говорят ответ и пролазят в обруч.

Воспитатель достает 4задание.

Игра»Придумайте предложение о весне по картине»

Дети должны составить простое, распространенное предложение о весне.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Давайте споем для весны, чтобы она к нам побыстрей вернулась.

Дети исполняют «Весенний хоровод» С. Насауленко.

Воспитатель достает 5задание.

Игра» Наоборот»

Дети называют слова-антонимы. передавая друг другу бубен и ударяя в него после ответа.

Воспитатель достает 6задание.

Игра «Красивые слова»

Воспитатель: Небо какое? Весна какая? Дождь какой? Трава какая Солнце какое?

Дети называют слова эпитеты к существительным. и кладут плоскостные цветы в корзинку.

Воспитатель достает 7задание.

Игра «Назови первый,средний и последний звук в слове»

Весна, лужа, май, апрель облако, трава, проталина, подснежник, скворец, капель, март, ветер, луч, сосульки.

Воспитатель достает 8задание.

Игра»Кого, что вижу?»

Воспитатель: Надо назвать кого, что вы видите про большое количество предметов.

Береза(березы),скворец(скворцов),облако(облака),грач(грачей),ручей(ручьи),девочка(девочек),туча(тучи),мальчик(мальчиков).

Дети смотрят в подзорную трубу и говорят ответ.

Воспитатель: Ребята, послушайте, только что от Весны поступило голосовое сообщение.

«Спасибо вам большое ребята, за то, что вы спасли меня, выходите быстрей на улицу. я вас там жду с нетерпением».

Рефлексия

Игра»Журналист» (дети отвечают в микрофон)

Воспитатель: Тяжело ли вам было выполнять задания? Зачем мы выполняли все задания? За что вы можете похвалить себя? Ребята, вы старались, выполнили все задания и освободили весну.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОС.

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 72 «Мир детства»
Месторасположение: город Новосибирск

Конспект НОД по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема занятия: «Семья»

Цель: Систематизировать и уточнить знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о ролевых отношениях в семье; упражнять в различении и назывании людей разного пола и возраста, определении их роли в семье; упражнять в назывании своей фамилии, имени, отчества, домашнего адреса и телефона; активизировать номинативный, глагольный словарь, а также словарь признаков-прилагательных противоположного значения, качественные и притяжательные прилагательные; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений – из набора слов; закреплять знания о слоге, о слове, о предложении.
Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать артикуляционную, общую моторику; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать слуховое и зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, нравственные качества – заботливость, взаимопомощь, доброжелательность и внимательное отношение к близким; активизировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья»; конверты с заданиями; цветик – семицветик; волчок со стрелкой; карточки с цифрами.
Примерный словарь : предметный: дом, семья, дедушка, дочка, сын, внук, внучка бабушка, папа, мама, тетя, родители, дядя, брат, семья, старший, младший, старик, старая, молодой, взрослый, добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая, радость, тепло.
Глагольный: заботиться, помогать, стирать, утюжить, шить, вязать, убирать, ремонтировать, чинить, строить, готовить (еду), радоваться, веселиться, встречать, дарить, жалеть, беречь, любить, целовать, обнимать, радовать.
Качественный: старый, старенькая, молодой, взрослый, маленький, молодой, высокий, низкий, больной, здоровый, веселый, добрая, красивая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, хорошая, любимая, сильный, слабый, крепкий.
Словарь наречий: тепло, весело, красиво, уютно, хорошо.

Ход занятия.

1.Организационный момент .
Воспитатель: - Здраствуйте, ребята.
-Меня зовут Покровская Елена Николаевна.
-А вас как зовут? (дети представляются по очереди).
-Ребята, я работаю в детском саду воспитателем, и ко мне тоже ходят ребята.
-Посмотрите, какой цветок они для вас выростили. А кто из вас знает, как называется этот цветок?
Дети: «цветик-Семицветик».
Воспитатель: Правильно. А кто из вас знает, почему он так называется?
Дети: У него семь лепестков разного цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Этот цветок не простой. В нем скрыт сюрприз. Чтобы его узнать, надо открыть все лепестки. Вы хотите, узнать, что это за сюрприз?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы открыть все лепестки, нужно выполнить определенные задания. Ребята, мои дети приготовили задания, вам нужно ответить на них. Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам со мной в игру, которая называется «Что? Где? Когда?». А вы знаете, кто играет в эту игру?
Дети: Знатоки.
Воспитатель: Правильно. Вот и мы с вами превратимся сейчас в знатоков. Посмотрите, я вам приготовила вот такие шапки знатоков и бабочки.
Ну, вот мы с вами и готовы. Прошу знатоков занять свои места за столом.
(Звучит музыка, дети рассаживаются за стол).
2.Объявление темы занятия.
Для того чтобы начать выполнять задания нам необходимо выяснить, какой же темой будет объединена все наша игра. Для этого мы с вами должны разгадать ребус. Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Дети: Семь.
Воспитатель: Назовите эту букву.
Дети: Я.
Воспитатель: А теперь все вместе скажите, какая это цифра и назовите букву. Какое слово у вас получилось? Правильно семья. Тема нашей игры– семья.
3.Упражнения на активизацию и закрепление лексико-грамматического строя речи и навыков связного построения предложений по теме «Семья».
Воспитатель: Кто же первый будет крутить волчок? Давайте вспомним считалочку и посчитаемся. (Дети припоминают знакомую считалочку и выбирают первого ребенка, который будет вертеть волчок). Итак, первым крутит волчок Алексей. Первый коверт и задание от Ромы.
Конверт № 1 - Игра «Кто кем приходится?» (на слух).
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками или родными.
Что делает дома мама в вашей семье? Что делает папа? Чем занимаются дедушка и бабушка? Как помогаете вы взрослым?
Молодцы. Первое задание мы выполнили, Алеша отрывай лепесток.
(отрывает лепесток и ложит его на стол).
Конверт № 2 - Отгадывание членов семьи по признакам:
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая - старый, мудрый, серьезный-
Сильный, строгий, большой – грамотная, старательная, аккуратная-
Добрая, ласковая, старенькая - Маленький, забавный, веселый-

Конверт № 3 - Позвони мне по телефону:
Выкладывание на столах своего телефонного номера каждым ребенком с проговариванием номера вслух.
4. Физкультурная пауза.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу, ни словечка не скажу.
(дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения воспитателем)
Конверт № 4 - Игра на развитие временной ориентации, связанной с возрастом человека «Разложи картинки, по возрасту начиная с самого младшего (старшего)».
Конверт № 5 - Работа по сюжетной картинке «Семья»
Вывешивается картинка «Семья».
Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.)
Как назовем их, одним словом? (Семья.)
Сколько в этой семье человек?
Кто самый старший?
Кто самый младший?
С какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Давайте придумаем детям в этой семье имена со звуками м, м (Майя, Митя, Дима, Максим.) Малыша назовем Дима, девочку - Майя, а старшего брата - Митя. Как ласково они называют свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая.)
5.Пальчиковая гимнастика «Семья».
Кто живет в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Конверт № 6 - Игра «Составь предложение».
Ребята, а вот Дима написал вам письмо. Но все слова рассыпались. Давайте их собирем и составим предложения.
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Дима.
У мня дружная семья.
Конверт № 7 – Игра «Угадай кто это?
Дети иммитируют действия разных членов семьи. Один ребенок отворачивается, остальные дети договариваются, что они будут изображать. Дети показывают, ребенок, который уходил, угадывает, кого изображают дети.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами отрываем последний лепесток. А теперь давайте, посмотрим, что же это на обратной стороне лепестков?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. А можно ли из этих букв составить слово? Давайте, попробуем.
Дети: Молодцы!
Воспитатель: И я тоже хочу сказать вам «Молодцы». Вы прекрасно справились с заданиями, хорошо слушали, думали и выполняли.
Ой, посмотрите, у нас остался еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(Вынимаю карточку, на которой написано «черный ящик»).
Внесите нам, пожалуйста, «черный ящик».
Ребята, я вам приготовила сладкий подарок.
(вынимаю из ящика сюрприз).