Открытое занятие по рисованию в старшей группе: советы по составлению конспекта. Открытое занятие по нетрадиционному рисованию в средней группе «Цветы для любимой мамы

Цель:

  1. познакомить детей с новым способом изображения: рисование солью;
  2. с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к ИЗО деятельности;
  3. снижение психофизического напряжения;
  4. развивать творческое воображение детей, мелкую моторику рук;
  5. объединение участников в группу;
  6. разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
  7. использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии, ароматерапии.
  8. установление контакта и доверия с детьми;

Рамы из оргстекла, пищевая соль (экстра) подушки по количеству детей; ширма-замок; аромасвеча; кисточки, картон, клей; цветная соль; магнитофон.

Набор игрового материала:

  • коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др.
  • различные здания, постройки;
  • мелкие игрушки – сказочные герои;
  • животные (дикие, морские, домашние)

Ход занятия:

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются.

Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. (Дети рассаживаются на подушки) Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает фея по имени Соль. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?... (ответы детей)

Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова.

Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

«Фея Соль нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже» .

(Использование метода музыкотерапии для снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения) .

Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова…

Вот мы и очутились в сказочной стране. (Воспитатель показывает на ширму - замок рукой) . Посмотрите, какой прекрасный замок у феи Соль. (Воспитатель с детьми подходит к ширме. Дети рассаживаются на стульчики.)

Павлик и Арина помогите мне открыть двери.

Дверца в замок отворись!

Фея счастья появись!

(Выходит фея Соль и говорит) :

Во Вселенной была страна Соли с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.

Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами,

дружить с гномами, петь и танцевать.

Но однажды злой волшебник уничтожил все в нашей стране. И стала она темной и безжизненной.

Друзья, готовы ли вы помочь мне вернуть красоту в мою страну?... (Ответы детей) Спасибо, что вы согласились мне помочь. Вам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Ребята, фея Соль подарила свечу, которая озарит нам дорогу в страну соли. (Воспитатель зажигает аромасвечь запахом зеленого яблока, включает фонограмму со спокойной музыкой.) (Использование метода ароматерапии: аромасвеча с запахом зеленого яблока – тонизирование и освежение организма, восстановление сил и поднятие настроения, благотворное влияние на эмоциональное состояние человека) .

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Ты свеча, гори-гори, путь дорогу укажи!»

(Воспитатель со свечой вместе с детьми подходит к столу с солью)

А вот и волшебная страна, где живут друзья феи Соль. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Одна соль. Но эта соль не простая. Она волшебная. Она может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Упражнение «Здравствуй, соль!»

(Дети различными способами дотрагиваются до соли) .

Положите ладошки на соль. Давайте ее погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какая соль?.. (ответы детей) .

Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй соль!» .

Послушайте… Она, с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ей грустно и одиноко. Она говорит тихим голосом.

А давайте ее развеселим! Пощекочем ее сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по соли пальчиками.

Вы слышите, как она смеется?...

Давайте ее погладим между ладонями.

Возьмите за руки соль крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте ее возьмем за руки крепко, чтобы ни одна солинка не упала с кулачков. Соль, мы тебе поможем!

Злой волшебник заточил всех жителей страны в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Давайте мы поможем выйти им оттуда

(Воспитатель предлагает детям взять кисточки) . Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать соль во всех уголочках этой страны и вызволить наших друзей из темницы.

(Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в соли игрушки) .

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Узоры на соли»

Посмотрите, в этой стране Соли нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

Вы любите рисовать?.. (Ответы детей) Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: по соли пальцами, рук. Давайте нарисуем красивые узоры, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на соли можно нарисовать. (Воспитатель рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна» ) .

Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. (Воспитатель из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами) ; различными зданиями, постройками; животными. Дети расставляют предметы на соли.)

Страна Соли ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка» МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (звучит фонограмма песни Н.Королевой –Маленькая страна)

Давайте пойдем и посмотрим, что для нас приготовила фея Соль.

(Дети подходят к столам, на котором лежит цветной картон, коробочка с солью. Что это такое? Картинки цветные. Выберите, какая вам больше нравится. А здесь еще что то есть… Да это цветная соль!

  • Давайте по контуру обведем клеем рисунок, чтобы у вас получилась белая дорожка. Внимательно ведем клеем только по нарисованным линиям. Теперь откроем коробочку, достанем цветную соль и засыпим ею весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!» . Ссыпайте соль с картинки и посмотрите что у вас получилось! Да, это веселые жители волшебной страны. Посмотрите как они вам улыбаются. (Выходит фея с гномами и говорит) :

Жители моей страны очень рады что вы спасли их, и приглашают вас на свой танец

(Таец Гномов)

Фея Соль и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника. Ребята я предлагаю подарить картинки с изображением жителей волшебной страны нашим гостям, чтобы они вспоминали о нашем сказочном путешествии.

Ну, а нам пришла пора прощаться и возвращаться обратно в детский сад. С каким настроением вы пойдете в группу? (Ответы детей) Я думаю, что мы с вами обязательно встретимся, так как сказок на свете много разных.

До свидания!

Звучит музыка Ш.Каллош «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Обезьянки, вперед!»

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования

С использованием ИКТ. Тема: « Зимний лес»

Подготовила: воспитатель 10 разряда

Могильченко Оксана Анатольевна

ГКУ Детский дом – интернат №24 г.Москвы

Цели занятия: развитие интереса детей к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи занятия:

Образовательные :

  • расширять и уточнять представления детей о времени года – зима;
  • учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года;
  • познакомить детей с новым способом рисования, «рисование капустой»;
  • закрепить умение смешивать на палитре краски, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка;
  • учить детей, рисовать несложный зимний пейзаж,

Коррекционно - развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру;
  • помогать детям, почувствовать всю красоту природы.
  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность, инициативу.

Здоровьесберегающие:

Следить за осанкой детей, соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия; развивать потребность в двигательной активности.

Индивидуальная работа : побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Обогащение словаря : великолепная, вьюжная, суровая, мягкая, пушистая, снежная радостная, запорошенная снегом, морозная.

Предварительная работа: познавательные беседы о времени года – зима; наблюдение за деревьями во время прогулок,; чтение и разучивание стихов о деревьях и о зиме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о зиме; экскурсия в парк, наблюдения за деревьями, снегопадом.

Используемые методы:

Словесные: чтение текста, чтение стихов - «Деревья»

Практические: показ приёмов рисования, самостоятельная деятельность детей

Наглядные: просмотр презентации на тему «зимний лес»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Материал к занятию:

Демонстрационны й: презентация на тему « Зимний лес», макеты деревьев, санки, снеговик, искусственный снег, шарики.

Раздаточный : тонированные листы бумаги синего цвета формата А4;, гуашевые краски холодных оттенков, ушные палочки, кисточки, банки с водой, салфетки, капустные листы.

План занятия

Вводная часть

  1. Организационный момент. (Чтение стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», прослушивание аудиозаписи музыкального произведения А.Вивальди «Времена года» (Зима)
  2. Календарь природы. Сообщение темы .Рассматривание репродукции картин И.Левитана» «Дуб», И.Шишкина «Сосновый бор».
  3. Сюрпризный момент (звук - сообщения, приходит письмо от деда мороза)
  4. Прогулка с детьми в зимний лес (прослушивание музыки)

Основная часть

  1. Игра « Найди листочек от дерева по отпечатку на снегу»
  2. Исполнения песни «Зимняя сказка» А. Пинегина
  3. Встреча снеговика с детьми, вручение ёлки от Деда Мороза ребятам.
  4. Физкультминутка «Зимний лес», возвращение ребят в группу
  5. Музыкальная разминка «Деревья качаются»
  6. Практическая часть. Показ и объяснение педагога при помощи слайдов технику рисования (капустным листом)

12.Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)

Заключительная часть

13. Итог занятия.

Ход занятия

Вводная часть. Приветствие

Ребята, сегодня к нам в группу на занятие пришло много гостей.

Давайте поздороваемся и улыбнёмся им.

Молодцы!

А сейчас мы все сядем ровненько выпрямим свои спинки, руки положим на столы и будем внимательно меня слушать.

  1. Организационный момент . (2- й слайд)

Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы внимательно послушайте.

Педагог предлагает детям прослушать аудиозапись музыкального произведения А.Вивальди «времена года» (Зима), при этом читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Педагог спрашивает у детей, о каком времени года было прочитано произведение.

  1. Календарь природы . (5 -6 слайды)

Презентация картины «Зима» (5 –й слайд)

Правильно ребята, это зима!

Ребята, а какая зима? (великолепная, вьюжная, суровая, мягкая, пушистая, снежная радостная, запорошенная снегом, морозная).

Ребята а какие зимние месяцы вы знаете? ((Декабрь, январь, февраль), (4- й слайд)

По каким признакам мы узнаём, что наступила зима? (На улице становится холодно, выпадает снег, люди одевают тёплую одежду и.т д) (5 – 6 сдайды)

Сообщение темы (7-слайд)

  1. Знакомство с новым материалом

– Ребята, а кто мне скажет, из чего состоит лес? (Из деревьев и кустарников)

Правильно, из деревьев, а из каких мы сейчас с вами посмотрим.

Рассматривание деревьев (8-слайд)

Ребята а чем они отличаются друг от друга? (Есть деревья лиственные, а есть хвойные) (9-10 слайды)

Рассматривание деревьев в разное время года. (11 –й слайд)

Кто мне скажет, что общего у этих деревьев (показ слайдов, рассказ детей)

Какие деревья осенью, а какие они зимой? Чем отличаются деревья в разное время года?

Рассматривания деревьев в зимнее время года (12-13 слайды)

4. Сюрпризный момент (слышен звук сообщения, приходит электронное письмо от деда мороза), (14-й слайд)

Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза, интересно, что он нам написал?

Педагог читает письмо. (Здравствуйте мои дорогие ребята, я вам отправил елку и гостинцы через снеговика почтовика, а он заблудился в лесу, пожалуйста, встретьте его в лесу!)

Педагог, не пойму что за ёлка, кто просил ёлку у Деда Мороза.

Показ слайда как дети писали письмо Деду Морозу.(15- й слайд)

Ну что отправляемся? (Да)

5.Прогулка с детьми в зимний лес (16-й слайд)

Ребята прежде чем мы с вами пойдём в зимний лес, мы вспомним что нам нужно одеть, чтобы не замерзнуть? (Шапку, теплую куртку, сапоги, брюки, перчатки, шарф)

Тихо звучит музыка «Зима», и дети отправляются в зимний лес.

В лесу стоят деревья, сделанные из веток деревьев, все усыпано снегом.

Ребята, обратите внимание на красоту зимней природы, на деревья, которые вы видите.

Какие они? (Красивые, заснеженные, голые)

Педагог предлагает детям рассмотреть эти деревья и узнать, как они называются. Дети затрудняются, так как все деревья стоят голые и им тяжело узнать.

Педагог предлагает поиграть в игру.

6 .Игра « Найди листочек от дерева по отпечатку на снегу»

На столе лежат листочки сделанные за ранее из теста от деревьев, (клёна, берёзы, ели, дуба, рябины).

Воспитатель предлагает детям, взять ему понравившийся листочек и найти от какого он дерева по отпечатку листочка остающегося ещё с осени около дерева.

Каждый ребёнок берёт листок, и ищет, от какого он дерева, когда он находит, называет названия дерева.

8.Исполнения песни «Зимняя сказка» А. Пинегина (ритмопластика под музыку)

Пинегин Александр → Зимняя сказка

Тихо-тихо сказку напевая, (1-й ребёнок)
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.


Над полями легкий снег кружится (2-й ребёнок)
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес

Спят на елках золотые совы (3-й ребёнок)
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы
Как большие белые слоны.


Все меняет форму и окраску. (все вместе)
Гасят окна сонные дома
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.

9. Встреча снеговика с детьми, вручение ёлки от Деда Мороза ребятам

Ребята, смотрите, а вот и снеговик! Ребята находят снеговика сидящим под елкой на санях.

Снеговик: Ребята я здесь!

Снеговик: Здравствуйте ребята, какие вы молодцы, как быстро вы меня нашли. А то у меня еще столько много дел. Вот вам ёлка и гостинцы от деда Мороза и видео послание от него. Посмотрите его обязательно.

Педагог: Большое спасибо тебе снеговик, за доставленную нам ёлку.

Дети прощаются.

Ребята, ну а нам уже пора возвращаться.

10.Физкультминутка «Зимний лес», возвращение ребят в группу (17-й слайд)

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и

Смотрят)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят ввер х)

Как красивы они!

В лесу красота и покой , (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте)

Подитог : Ребята, вот мы с вами и погуляли по зимнему лесу.

Понравилось вам, в зимнем лесу? (Да)

А что вы там видели? (Разные деревья, много снега, красивую заснеженную зиму)

Правильно ребята!

А сейчас мы с вами попробуем, всю красоту зимней природы и леса, образно перенести на лист бумаги, т.е. нарисовать всю красоту на бумаге.

Но прежде чем мы начнем рисовать, мы немножко разомнемся.

11.Музыкальная разминка «Деревья качаются» (18-й слайд)

  1. Практическая часть

После разминки педагог предлагает детям, рассмотреть картину «Зимний лес», в разных красках зимы, создавших в воображении художественного образа зимнего леса на примере репродукций картин. ( 19 –й слайд)

- Посмотрите внимательно на эту картину, какие краски использовал художник, рисуя этот красивый зимний лес? (Белая сиреневая, голубая розовая)

Как вы думаете, какие это цвета- тёплые или холодные? (Холодные) (20-й слайд)

Сегодня мы с вами будем рисовать, вот такой, заснеженный зимний лес . (21-й слайд)

Рисовать мы будем необычным способом. Для рисования зимнего пейзажа, будем использовать капустный лист. (22-й слайд)

Краску мы будем наносить не на бумагу, а на капустный лист, а потом мы будем отпечатывать капустный лист, на лист бумаги и у нас с вами должен получиться, замечательный и заснеженный, зимний лес. ( 23 –й слайд)

  1. Наносим белую краску на капустный лист (23-й слайд)
  2. Коричневым цветом по середине капустного листа нарисуем ствол дерева ( 24-й слайд)
  3. Отпечатаем лист капусты (25-й слайд)
  4. Снимаем. Дерево почти готово! (26-й слайд)
  5. Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительней (27-й слайд)
  6. Добавляем несколько холодных оттенков Зима предпочитает, чтобы кругом было холодно и морозно и поэтому мы, будем использовать холодные цвета. (28 -й слайд)
  7. Опечатываем капустный лист на лист бумаги (29 - 30 слайды)
  8. Рисуем запорошенную снегом землю (31 –й слайд)
  9. Вот такой лес у нас получился! (32 –й слайд)

Самостоятельная работа (под музыкальное сопровождение)

Дети рисуют, при этом педагог, помогает и показывает на слайдах поэтапное рисование.

Заключительная часть

Работы выставляются на стенд, и проводиться их анализ

13. Итог занятия.

Посмотрите, какие чудесные зимние пейзажи получились! На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! У каждого получился свой, неповторимый зимний лес, в котором много сказок и чудес!

Анализ работ

Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники.

Достаточно сложно сказать, чем же сегодня должен больше заниматься воспитатель в детском саду - развитием малышни или бумажной волокитой. Если он собирается провести открытое то ему не обойтись без подробного план-конспекта. Причем требуется это по закону, а не по прихоти начальства.

Введение

Для того чтобы вы лучше поняли, что должен представлять собой план-конспект, давайте рассмотрим реальную ситуацию. Например, следующее занятие - на тему "Зима". И не простое, а открытое. Так что вам в любом случае придется составить план, чтобы не оплошать перед родителями.

Для начала вам потребуется расписать два пункта:

  1. Тип занятия. Тут вы должны указать, в какой манере будет проводиться урок: обобщение знаний, их закрепление или, может быть, изучение нового материала.
  2. Цели занятия. Общими словами расскажите, чего вы хотите достигнуть в ходе открытого мероприятия. В нашем случае подойдут вариации вроде: создание коллективного и индивидуальных рисунков на тему "Зима".

Указав эти два пункта, вы создаете себе основу для размышлений. Отталкиваясь от них, вы можете продумать будущий ход занятия. Однако на этом конспект занятия по рисованию только начинается.

Задачи

Мы разобрались с теми практическими целями, которых вы хотите достигнуть. Далее поставьте перед собой эмпирические задачи, которые вы хотите выполнить в отношении детей. ФГОС и ФГТ настаивают на том, что развитие дошкольников должно быть комплексным и разносторонним. Исходя из этого, можно выделить три направления задач:

  1. Образовательные. Укажите, чему должны научиться ваши воспитанники в ходе занятия. Какие практические навыки должны быть получены или закреплены: закрепление художественных умений и техник, повышение качества самоанализа и критики чужих работ, способность самостоятельно выбирать материалы, необходимые для работы.
  2. Воспитательные. Какие черты характера вы бы хотели привить ребёнку через это занятие? К нашей теме хорошо подойдет бережное отношение к дикой природе.
  3. Развивающие. Может показаться, что это то же, что и в первом пункте. Но если там вы указывали практические навыки, то здесь лучше заострить внимание на умственных. Покажите, что вы стремитесь развить в детях интерес к окружению и природе, художественное чутье, инициативу и воображение.

Таким образом, вы сформируете "третий столп", на котором будет держаться весь процесс обучения и ваш будущий конспект занятия по рисованию.

Предварительная работа

Поскольку открытое занятие по рисованию в старшей группе обычно проводится в конце кварталов или года, то здесь вы должны будете указать весь пройденный материал, который можно было бы отнести к рассматриваемой тематике.

Что можно использовать в нашем случае? Давайте составим список материалов к изучению, чтобы легче было провести рисование в старшей группе на тему "Зима".

  1. Чтение сказок "Снегурочка" и "12 месяцев".
  2. Рассматривание и обсуждение фотографий и картин с зимним пейзажем.
  3. Изучение свойств воды и её агрегатных состояний.
  4. Беседы об особенностях жизни животных в зимний период. Смена окраса, спячка.
  5. Зарисовки животных с помощью геометрических фигур.

Только снабдив детей необходимым багажом знаний, вы можете проводить открытое занятие по рисованию в старшей группе.

Ход занятия

С этого момента в вашем плане-конспекте начинается самая неоднозначная и вариативная часть. Вам нужно заранее спланировать, что вы будете говорить, а самое важное - что будут отвечать дети. В этом и состоит ваша основная задача. Чтобы не допустить развития событий, которые могут выйти из-под контроля, надо проанализировать весь будущий урок и составить план.

  1. Приветствие.
  2. Диалог с детьми.
  3. Коллективная работа.
  4. Физминутка.
  5. Индивидуальное творчество.
  6. Подведение итогов и анализ работ.

Запомните, вам надо подробно описать, что будет происходить на занятии. Например:

Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости пришел снеговик! А на улице уже лето! Давайте поможем ему остыть и нарисуем (рисуя мелками на доске, дети делают совместную композицию).

В таком ключе вам нужно продумать полностью урок. Открытое занятие по рисованию в старшей группе должно быть спланировано и проведено очень точно, ведь чем старше дети, тем неожиданнее могут всплыть вопросы, на которые у воспитателя должен быть ответ.

Использованные материалы

Мы уже выяснили, что необходимо узнать детям перед проведением подобного открытого урока. Но это не всё. Воспитателю также необходимо подготовиться и принести все необходимые материалы. Либо попросить детей, чтобы те сами подготовили некоторое оборудование. Чтобы ничего не забыть, составьте список и также включите его в план.

  1. Фотографии и картины с изображением зимы.
  2. Мультимедийное оборудование по необходимости. Можно ограничиться проектором и показывать слайды вместо бумажной волокиты с картинками. Музыкальный проигрыватель и записи. Например, "Времена года" Вивальди.
  3. Детям понадобятся художественные принадлежности. Карандаши, краски, мелки. Альбом.
  4. Уточните, какая будет использоваться техника рисования. Старшая группа имеет широкий выбор в этом аспекте - пуантилизм (точками), пластилинография, кляксография, пальцами, граттаж.
  5. Возможно, вы захотите создать аппликацию. Тогда понадобятся другие материалы - клей, вата и так далее.

Данный пункт очень важен. Если вы упустите что-то важное, занятие может полностью пойти насмарку. Кроме того, укажите, по каким методическим пособиям вы готовились к уроку. При этом неважно, делали ли вы это или нет. Просто для отчетности, чтобы к вам не могло придраться начальство, что вы проводите обучение не по стандартам.

Напоследок

Рассмотренная нами тема "Зима" не всегда хорошо подходит для проведения открытых занятий. Как бы вы ни стремились развить воображение детей, существуют более "удобные" темы занятий по рисованию в старшей группе. Могут подойти самые разнообразные варианты.

  • "Салют". Для практики рисования "тычком".
  • "Лес". Позволяет ближе познакомиться с животными и растениями.
  • "Моя семья". Нарисовать человека намного труднее. Данная тема хорошо подойдет для практики сложных узоров.
  • Рисование в нетрадиционном стиле. Научите детей рисовать картины подручными средствами. Например, если нет акварели, но зато имеется утюг и воск (энкаустика).
  • "Правила дорожного движения". Позволит детям лучше понять необходимость их соблюдения.
Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Организация: МАДОУ ЦРР д/с № 24 « Сказка»

Населенный пункт: РФ, Московская область, г. Ступино

Цель: рисунок на тему «Подводный мир» в нетрадиционной технике «граттаж».
Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный(просмотр), практический, нетрадиционного рисования.
Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки,морские ракушки,морская звезда,морские кораллы,сундук, иллюстрации морских обитателей,), аудиозаписи: П. И. Чайковский: « Тема моря», песня « Я рисую море» , песня « А рыбы плавают вот так ».

Принадлежности для ныряния: обруч «Ворота морского Царства » спасательный круг с сумкой почтальона.

Ход занятия

  1. Вводная часть:
    Беседа
    :
    Воспитатель:
    - Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Здравствуйте!)
    - Посмотрите-ка, что это? Сундук! ? Интересно,что в нем? Давайте его откроем и посмотрим,что в нем лежит. (Дети рассматривают предметы лежащие в сундуке, предлагают варианты ответов: ракушки, морская звезда, камни,кораллы.)

- Ребята как вы думаете, а откуда все эти предметы?(из моря)

Это море приглашает нас к себе в гости.Вы хотите побывать на

морском дне и познакомится с обитателями морских глубин?(Да).

А как вы думаете как нам туда попасть? (Нужно нырнуть в море).

Правильно.

У меня есть волшебные ворота в морское царство, сейчас мы произнесем волшебные слова:

« Волна морская расступись, я на дне моря окажись» ,

и каждый из вас нырнет в них и окажется на морском дне.

Набирайте воздух в рот и ныряйте.

(Дети выполняют задание и садятся на стульчики).

Звучит песня:

« А рыбы в море плавают вот так…»

Воспитатель: наше путешествие начинается.

Воспитатель: А сейчас, мы с вами поиграем в игру « Угадай, что это».

Дети закрытыми глазами на ощупь определяют предметы,делают сравнения и описание их.

Просмотр фильма « Рыбы» - из серии: «Энциклопедия для детей».

3. Загадки
Воспитатель:

- А вы знаете, что в Москве есть океанариум? Кто-нибудь из вас был в нём? Если не были – очень советую посетить его с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Эта рыба – хищник злой
Всех проглотит с головой
Зубы показав зевнула
И ушла на дно… (акула)

Груша с длинными ногами
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног
Это чудо - … (осьминог)

Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап
Догадались? Это … (краб)

Что за шар плывёт с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмёшь
Этот шарик - … (рыба-ёж)

И на суше, и в воде
Носит дом с собой везде
Путешествует без страха
В этом доме … (черепаха)

Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – грозит – Не троньте!»
Лапки у неё и пузо
Как зовут её? (медуза)

На лошадку так похожа
А живёт-то в море тоже
Вот так рыбка! Скок да скок -
Прыгает морской… (конёк)

4. Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Море волнуется раз…».

5. Основная часть:
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Для этого мы опять должны нырнуть в волшебные ворота, чтобы оказаться в нашей группе. Давайте опять произнесем волшебные слова: « Волна морская расступись, я в группе окажись». Дети по очереди ныряют, берут свои стулья и садятся за столы.
Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас побывали в подводном мире. Увидели какой он красивый, разнообразный и интересный.Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «Тема моря»).

Вспомните: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает. Откройте глазки и давайте сделаем зарисовки того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог).

Поэтому для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего рисунка (дети выбирают формат заготовки).

Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны.

А теперь представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко.
Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.

Тех детей, кто закончил работу,воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» - игра «Найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общий альбом « Подводный мир».

6. Заключительная часть:
Воспитатель:

- Ребята, наш альбом «рисунков» готов, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.
-Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? Вы такие молодцы: разгадали загадки, и сделали целый Морской альбом! Давайте мы его оставим посмотреть нашим гостям, а сами пойдём подкрепиться, нас ждёт второй завтрак.
Дети уходят из зала под продолжение песни «Я рисую море».

Литература:

А.В. Никитина « Нетрадиционные методы техники рисования в детском саду.» Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб: КАРО, 2008 год

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром». 2007г.

М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия). 2006г.

«Юный Эколог. Система работы с детьми в старшей группе» детского сада. Издательство Москва. МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2010 год