Характер человека по написанию букв. Что говорит о человеке почерк: особенности, примеры, расшифровка и рекомендации

Можно ли составить общее представление о человеке, даже не видя его? Оказывается можно – по почерку .

И такую возможность предоставляет Графология , изучающая зависимость между почерком и личностью.

Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») - учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. (Википедия ).

На эту связь начали обращать внимание еще в древности. Известно изречение императора Нерона : «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» .

У Конфуция : «Почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» .

Почерк может рассказать специалисту-графологу о личности порой больше, чем сам он способен поведать о себе. Это происходит оттого, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга.

Письмо — сложный психомоторный навык, и если его довели до совершенства в школе, он откладывается в мозге и не утрачивается.

Каким же образом почерк может рассказать о человеке?

Приглашаю читателей в небольшое исследование этой темы.

Как всегда подойдем к вопросу системно, начнем с истории и закончим книжным обозрением.

История графологии

О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» .

Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более широких слоев общества.

Однако до начала XVII в. не существовало самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу.

Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего ».

Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва ».

Камилло Бальбо (1550 – 1637 гг)

Впервые слово "графология « появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“ , французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято считать отцом современной графологии.

Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.

Жан Ипполит Мишон (1806—1881 гг)

В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология », он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие — противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.

Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию.

Несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени обращались к теме определения характера по почерку. Такие имена, как Лейбниц, Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгар По.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, а также Иоганн Вольфганг Гете (1749 г- 1832 г) — великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме.

Жорж Санд , в свою очередь, считала: „Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем“ .

Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях ».

Ч. Ломброзо изложил свои взгляды на почерк и личность в книге «Графология», вышедшей в 1899 г.

Чезаре Ломброзо ( 1835 -1909 гг) - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

«Как идиот не может избавиться от подпрыгивающей походки, а паралитик от шаркающей, так и обычный «средний» человек не может не проявить свои особенности в движениях руки при письме ».

Почерку «преступного человека», по учению Ломброзо, свойственны особые графологические признаки, которые делятся на две группы. Одни признаки якобы характеризуют почерки убийц, разбойников и грабителей, другие – воров.

Но учение Ломброзо о почерке «преступного человека», как и вся его теория, оказалось научно несостоятельным.
****
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.

Вильгельм Прейер , профессор физиологии из Йены, предположил, что письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука.

Вклад в теоретическую базу графологии внесли немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес .

Наиболее выдающаяся фигура в швейцарской графологической школе – доктор Макс Пулвер , психолог Цюрихского Университета, который в 1934 году обнаружил три зоны в почерке.

В Англии Роберт Соудек, Ханс Яакоби и Ганс Айзенк провели исследования, подтвердившие валидность анализа почерка.

Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер признавали важность графоанализа. Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Также графологией занимался Альфред Адлер , он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка.

В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами.

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Графология в мире сегодня

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.

В настоящее время в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене, школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция).

В Италии, Венгрии профессии – «графолог» можно обучиться в вузе, как любой другой специальности.

В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге).

В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других - ее читают как часть медицинского курса.

Многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

****
О статусе графологии в других европейских странах говорят следующие факты:

Британская академия графологии (BAOG) была создана в 1985 году.
Британский Институт графологии (BIG) был основан в 1983 году.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

Также можно назвать:
Американское общество профессиональных графологов (ASPG).
Объединение немецких графологов.
Французское объединение графологов-консультантов.
Швейцарская ассоциация графологов.
Итальянская графологическая ассоциация.
Итальянская ассоциация графологов.
Испанская графологическая ассоциация.
Израильская ассоциация графологии.

Графология получила развитие во многих странах и особенно во Франции, Германии, Голландии, Израиле и США.

Графология в России

До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и, собственно графологическое.

Графологическое направление было представлено Н.Д.Ахшарумовым, Ф.Ф.Тишковым, В.В.Маяцким и М.И.Попялковским. Теоретическое обоснование графологии представлено И.Ф.Моргенштерном.

Графология впервые была представлена широкой публике книгой Ильи Федоровича Моргенштерна „Психографология“ в 1903 г.

В 1915 г. выходит брошюра В. Маяцкого «Графология».

С 20-х годов XX столетия в этом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

Криминалистическое направление основали судебные почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог-графолог М.И.Попялковский.

В 1903 г издается книга Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею ». Он впервые подробно описал особенности почерка, как способа идентификации личности по рукописи. Таком образом, Буринский был основоположником нынешней графометрии. Он положил начало судебному почерковедению, как области знаний, изучающая методы для идентификации личности в целях раскрытия преступлений или установления личности по гражданским делам.


Евгений Фёдорович Буринский (1849—1912 гг) - выдающийся русский ученый-криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель судебной фотографии, технического исследования документов и судебного почерковедения в России.

Практически не развиваясь после революции, в СССР в 1940 году графология была официально объявлена буржуазной лженаукой .

В Большой Советской Энциклопедии (1952 г ) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны ».
Но в энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике» . О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано.

Положение графологии и специальной литературы не сильно изменилось и после распада СССР.

В России сильная именно почерковедческая Школа , хотя ведущие российские криминалисты-почерковеды писали, что и в графологии есть рациональное зерно. Но дальше этого дело в развитии графологии как-то не пошло.

Появившаяся доступность иностранных источников информации повысила интерес и популярность графологии, возросло количество русскоязычных книг.

Все это в целом отражает очень неоднородное состояние русскоязычной графологии.

****
В России и СНГ профессиональным графоанализом и обучением ему занимается международная Школа Графоанализа. Это Школа Графоанализа Инессы Гольдберг, она является наиболее авторитетной графологической организацией в русскоязычном пространстве (www.grafologia.co.il)

Добавим также Московскую Школу Графологии. Основатель и руководитель Школы Т. В. Ефремова (http://www.moscow-graphology.ru/).
Курсы по графологии по авторской методике, которые ведет Светлана Сибирская (http://grafol.ru/swet/kursi.html).

Хотя конечно не исключаю, что я что-то пропустил в моем исследовании и буду рад, если меня поправят мои читатели.

Графология и почерковедение

Графология и почерковедение - это не синонимы.

Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а графология – это учение о связи почерка и характера.

Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами и может определить, например, принадлежат ли два автографа одному человеку, но ни в коем случае она не определяет характер писавшего.

Почерковедческая экспертиза обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели, например, поможет выяснить является ли почерк или подпись подлинными или поддельными.

Научность графологии

Графология не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д, — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста , чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов.

Сподвижник Чезаре Ломброзо, итальянский профессор судебной медицины Сальваторе Оттоленги писал в начале 20-х годов: «Графология пока еще не наука, хотя и нет никакого сомнения в ее научном основании...».

В своей книге „По следам преступления“ профессора криминалистики Геза Катона и Имре Кертес пишут: «Возможно, что в будущем удастся выяснить отдельные вопросы, например обнаружить определенные признаки темперамента по почерку, но сегодня тот, кто утверждает, что может установить по почерку характер, обычно является либо обманщиком, либо искренне заблуждающимся человеком » .

Отечественный криминалист О.М. Глотов характеризуя современную графологию, процветающую на Западе замечает, что она «чаще всего граничит с шарлатанством, так сказать, в его чистом виде ». (Глотов О. М. О криминалистике//От преступления к наказанию/Под ред. Н. С. Алексеева. Л., 1973. с. 182).

Мнения криминалистов понятны, графология — не научная дисциплина.

Хотя исследования показывают что анализ почерка позволяет характеризовать некоторые психологические особенности личности. А Верховный суд США в 1978 году признал законным использование графологии при приеме на работу.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения.

Возможно Графология находится в стадии развития и через какое-то время будут найдены необходимые аргументы, удовлетворяющие академические инстанции для признания ее наукой. Пока же Графология по мнение графологов — это сочетание науки и искусства.

От общего к частному

Любой графологический анализ следует начать с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма. Эти три категории присутствуют во всех графологических школах мира и по сей день.

1. Степень гармоничности.
Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого?

Гармоничность почерка — это степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова.

Чем выше степень гармоничности письма тем выше степень одаренности личности.

2. Степень геометричности.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью нажима.

Высокая степень гармоничности говорит о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.

3. Степень графологичности письма.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца.

1. Нажим при письме.

Сильный нажим характеризует людей энергичных и готовых к преодолению препятствий на пути к желаемому.

Слабый нажим свидетельствует о чувствительной натуре, склонной к идеализации, к влиянию чужого мнения.

Неравномерный нажим — показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности.

Если же нажим при письме слабый, и к тому же еще неравномерный, то автор такого почерка скорее всего неуверенный в себе, склонный к постоянным сомнениям.

2. Выдержанность строки.

„Прямая“ строка говорит об уравновешенности и сдержанности писавшего, умении доводить дело до конца.

„Волнистые“ строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.

Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху.

Если же строки, наоборот, падают к концу, то и автор почерка скорее всего обладает нехваткой энергичности для доведения дела до конца.

3. Наклон почерка.

Слишком наклонный почерк — от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.

Почерк наколенный влево часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни.

Если же почерк вертикальный, не имеющий наклона, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека.

4. Размер букв.

Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.

Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.

Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.

5. Расстояние между словами и строками.

Если в почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.

Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.

6. Подпись.

Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.

Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.

Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить „острые углы“.

Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.

Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.

В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.

Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.

Вот примерно так кратко некоторые моменты. Конечно только по ним нельзя судить о человеке, должен быть комплексный анализ почерка. Для желающих расширить свои познания существует литература, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Каллиграфичность почерка

Считается, что излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не поздравление на на открытке) – отражает проявление усиленного Супер-Эго в ущерб индивидуальности и самобытности человека.

Т.е. следование стандарту в сочетании с украшенностью и стилизованностью отражает шаблонное, стереотипное восприятие и мышление.

Именно поэтому учителя не должны требовать от учеников, особенно начальных классов излишней внешней красивости почерка. Намного важнее научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке.

Для сведения: Почерк как индикатор характера и индивидуальности отметил в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».


Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал». Издательство: «Наука». 1978 г

Национальные особенности почерка

Небольшая выдержка из книги И.В. Белова «Секреты почерка. 20 типов личности 20 типов почерка».

«Нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран. Эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных особенностей.

Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что говорит об их гордой и романтической натуре.
Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни.
Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами свидетельствует о чувстве ритма и изяществе.
Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке.

Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов.

У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
Американский почерк - свободный и размашистый» .

Ум и почерк

Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление.

Так как же проявляются эти признаки в почерке?

Самое главное – это не банальный почерк. Не обязательно оригинальный, но обязательно несущий свои индивидуальные черты.

Излишнее преувеличение через различные украшения почерка – это не проявление ума, а лишь желание произвести впечатление, т.е. казаться, а не быть.

«Умная» форма почерка – продуктивная, экономит усилия руки, сокращает время написания букв.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк.

Оказывается, так много скрытого смысла в обычном почерке. Даже поэтому стоит более внимательно отнестись к Графологии.

Темперамент и почерк

Каждому темпераменту помимо присущим им жестам и движениям, есть и присущие особенности почерка.

Люди изысканные, элегантные по своей натуре, - это сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.

Вот например как определяет предварительные условия для анализа почерка Инесса Гольдберг в своей книге «Язык почерка, или Проблемы на бумаге».

«Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала» .

«Правила подготовки качественного материала для анализа почерка.

1. Письменные принадлежности, стол.
Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая по верхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и неровностей.
Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.
Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

3. Что и как писать .
Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. По дойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Самое главное требование — писать в привычном темпе, спонтанно, не списы вая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — расписаться.

4. Язык.
Писать на родном языке, для двуязычных — на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Зачем все это нужно – лучше узнать из самой книги И Гольдберг.

Итак, общее представление о предмете Графология мы получили. Чтобы углубить наши знания обратимся к книжным источникам.

Но будем помнить, что опыт приходит с практикой. Безусловно самообучение заслуживает уважения, но время от времени возникают вопросы, требующие объяснения, которые сложно найти в книгах. Здесь важно, чтобы эти объяснения давал опытный профессионал.

Обзор книг по теме «Графология»


Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» . Издательство: «ЛТД», «Перлит продакшн». 1992 г.

Д.М. Зуев-Инсаров - крупнейший русский графолог, председатель Русского научного графологического общества.

В переизданной впервые с 1929 г. книге в простой и доступной форме излагаются принципы оценки по почерку черт характера человека.

В книге приводятся различные образцы почерков, даётся их подробная характеристика. Также приведены характерологические расшифровки почерков известных людей, например, Сергея Есенина, Льва Толстого, Максима Горького, Александра Пушкина и других.

Приведена библиография, выпущенных на тот момент книг в различных странах.

Можно начать с этой книги, по крайней мере, она написана практиком.

Одна из самых известных книг, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1903 г и переизданная в 1994 году — И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку».


Два издания:
1. И. Моргенштерн. «Психографология». Питер. 1994 г
2. И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку». Типография «Наука». 2006 г

В книге знаменитого психографолога И. Моргенштерна рассказывается об истории графологии, приводится психографологическое описание нескольких сотен почерков.

Приведу несколько интересных выдержек из книги:
Ум
«Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не совсем законченные ».

Глупость
«Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в заглавных буквах – когда стараются выводить их архитектурно, придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными; следует обратить внимание на неравные нажимы".

Высокий рост
«Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся» .

Низкий рост
«Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми, будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или переносят на другую строку, оставляя свободное место» .

Брюнеты
«Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые» .

Блондины
«Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже; почерк разборчивый, не растянутый».

В книге приводится подробный анализ психографологических законом почерка. Описаны все буквы и их графологические признаки.

Отдельная глава посвящена детским почеркам. Приводятся почерки людей, с отклонениями в психическом и физическом отношениях.

Дан анализ почерков известных исторических личностей. Читатель узнает как меняется характер письма с возрастом, сможет по собственному почерку определить свои скрытые возможности


В. Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Переиздано в 1990 году (репринт).

Маяцкий. «Графология». 1990 г.

Очень простая, небольшая книга — брошюра, написанная еще в царской России. Содержит микроструктурный типологический анализ каждой буквы. Как дополнение к другим книгам. Ниже содержание книги.

Авторская серия книг «Секреты Почерка» Инессы Гольдберг в ключает 8 изданий:
1. Учебник «Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом».
2. Учебник «Почерк и типы личности».
3. Книга «Почерк и Ваша успешность».
4. Книга «Почерк и Ваша личная жизнь».
5. Книга «Почерк - Зеркало Души».
6. Книга «Тайны Почерка - Что на роду написано».
7. Книга «Язык Почерка или Проблемы на бумаге».
8. Избранное серии «Психология Почерка».

Это систематизированные учебные пособия по основам графологического метода, а также научно-популярные издания, посвящённые различным аспектам применения графологии.


Соломевич В.И. Уласевич В.И. «Почерк и характер» . «АСТ» 2009 г.

Кроме основ эта книга познакомит вас с графологическим анализом почерков некоторых известных политиков, спортсменов и популярных артистов эстрады и кино.

Джудит Норман. «О чем говорит почерк. Графология для начинающих». Вектор. 2010 г.


Сара Дороти. «Тайны почерка. Как по почерку определить черты Вашего характера» . АСТ. 1998 г.

Книги Ильи Щеголева

Илья Щеголев - специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ.


Илья Щеголев. «Тайны почерка». Феникс. 2011 г.
Илья Щеголев. «16 типов почерка». Питер. 2005 г.
Илья Щеголев. «Загадки почерка. От маленькой буквы к великой судьбе». Феникс. 2011 г.

Книги Юрия Чернова

Юрий Георгиевич Чернов — кандидат технических наук, разработчик программного обеспечения, психолог, имеющий сертификат по деловой психологии, сотрудник Швейцарского графологического общества, регулярно принимает участие в различных конгрессах и конференциях по анализу почерка.


Илья Щеголев, Юрий Чернов. «Тайны почерка» (+ CD-ROM). «Эксмо». 2008 г.

На диске — уникальная программа для анализа почерка и составления психологического портрета человека по почерку.


Юрий Чернов. «Психологический анализ почерка». Генезис. 2011 г.
Автор рассматривает проблему на стыке дисциплин — психологии, медицины, криминалистики, затрагивает вопросы диагностики, судебного почерковедения и т.п. Но основное внимание направлено на психологию почерка.

Юрий Чернов. «Анализ почерка в работе с кадрами». БХВ-Петербург. 2012 г
Книга рассказывает о том, как использовать анализ почерка в диагностике кадров. В книге системно рассмотрены все этапы работы с персоналом через призму анализа почерка.


1. И. Белов. «Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка». Харвест. 2007 г
2. Исаева Е.Л. «Практическая графология: как узнать характер по почерку». Рипол Классик. 2010 г.
3. Айк Надж (О.К.Наджимов). «Узнать характер человека по его подписи или практическая графология».
4. Владимир Тараненко. «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Ника-Центр. 2008 г.


5. Ирина Улезько. «Характер и почерк». АСТ. 2009 г.
6. Вера Надеждина. «Тайны почерка. Шаг за шагом». Харвест. 2009 г.
7. Александр Фармагей. «Графология как наука и не только». Ника-Центр. 2010 г.
8. А. Соколова. «Графология – ключ к характеру». Рипол Классик. 2013 г.


9. Е. П. Ищенко. «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души». Проспект. 2015 г.
10. С.Ю. Алесковский, Я.В. Комиссарова. «Основы графологии». Юрлитинформ. 2008 г.
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные положения графологического (психолого-почерковедческого) метода исследования личности, а также история становления графологии и ее современное состояние.
11. Т. И. Еремина. «Визуальная психодиагностика». Феникс. 2012 г.
Помимо физиогномики приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, интерпретация рисунков человека).
12. Б. Хигир. «Графология. Узнай характер по почерку». Издательство: Амрита-Русь 2014 г.


13. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. «Психологический анализ рисунка и текста». Издатель: Речь. 2006 г.
14. Е. Судиловская. «Разгадываем почерк. Графология (+ СD с программой)». Питер. 2007 г
15. Кравченко В.И. «Графология: характер по почерку». Учебно-методическое пособие ГУАП. 2006 г.
16. Петросян А.Э., Петросян Ю.С. «Как разговорить почерк (практическая графология)». Издательство Тверского университета бизнеса. 1995 г.

И обязательно несколько книг по почерковедению.


17. Орлова В.Ф. (науч. ред.). «Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть». Наука. 2006 г
18. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. «Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения». Наука. 2006 г
19. Бастрыкин А.И. «Криминалистическое исследование письма». Учебное пособие. 2002 г
20. Орлова В.Ф. «Судебно-почерковедческая диагностика». Учебное пособие. Юнити – Дана. 2012 г

И в заключении обзора добавлю журнал «Научная Графология» http://inessa-goldberg.ru/portal-magazine/

Международный журнал на русском языке «Научная Графология» является некоммерческим проектом Института Графоанализа Инессы Гольдберг. Она же — Главный редактор журнала.

Вот так в общих чертах мы познакомились с Графологией. Думаю многих заинтересовала эта тема.

Начните с базовых книг, указанных в начале. Каждая книга дает что-то новое, не в смысле базовых принципов – они повторяются, а в смысле – нюансов. Но именно знание нюансов определяет Мастера.

Желаю успехов в овладении новых Знаний!

Если статья понравилась, дайте, пожалуйста, знать — кликните на кнопку соц. сетей.
Будут вопросы, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Люди всегда хотели знать больше не только о других, но и о себе. Часто встает вопрос «А как же определить характер человека по почерку ?» Сейчас услугами специалистов по определению почерка пользуются не только крупные компании при приеме на работу, но и родители у которых дети стоят на распутье .

Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный… Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк!

Общие сведения

Что такое графология? Графология - это научная область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, характером человека. Графологический анализ проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расположение на листе… Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика. Хороший графологический анализ дает полнейшую характеристику – от перспектив личностного роста, определения способностей до сексуальных предпочтений и склонности к наркомании.

В последнее время услугами экспертов-графологов пользуются многие компании для составления характеристики специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Так что не стоит пугаться, если при приеме на работу тебе предложат чистый лист бумаги, грифельный карандаш и попросят написать парочку предложений на свободную тему. Обмануть графолога вряд ли удастся, а вот искусственно исказив почерк, ты можешь сделать себе медвежью услугу, получив характеристику человека, который не подходит на данную позицию.

Основными принципами графологического анализа делится психолог, графолог Михаил Петухов.

Что нужно?

Для графологического анализа необходим текст, написанный от руки на чистом листе бумаги. Как минимум четыре предложения с подписью. Чем больше объем текста, тем лучше (например, лист формата А4).

Принципы анализа. Писать лучше грифельным карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим.

Для анализа подойдет не каждый рукописный текст. Например, поздравление в открытке – не лучший вариант, так как, подписывая, человек, как правило, прикладывает некоторые усилия, чтобы сделать это максимально красиво. Анализируемый документ должен быть написан при таких обстоятельствах, когда человек спокоен и никуда не торопится. Лучше всего иметь несколько экземпляров, написанных в разное время.

Основные этапы анализа

1. Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

2. Наклон

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Размер, очертания, расположениеЕсли почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.

3. Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

4. Очертания

Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.

Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.

5. Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки характерны для людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Графолог Михаил Петухов согласился проанализировать для нас серию текстов с разными видами почерков. Небольшая оговорка: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую характеристику человека.

Однако, эти краткие характеристики дадут тебе представление о том, как работает графолог и какие выводы на основании каких значимых элементов делает. Присмотрись, может быть, ты найдешь почерк, похожий чем-то на твой?

Рисунок 1

Характеристика: Целеустремленный, последовательный, логичный (по связности букв, наклону вправо)

Рисунок 2

Характеристика: Последовательный (алгоритимичный), открытый, стабильный человек (по стилистической выдержанности почерка, по наклону буквы В)

Рисунок 3

Характеристика: Открытая, театральная, неординарная личность (по выдержанности почерка, по наклону почерка и отдельных букв)

Рисунок 4

Характеристика: эмоциональный, харизматичный, творческий человек (по темпу, размаху письма)

Рисунок 5

Характеристика: Внутренняя конфликтность, скрупулезность, обязательность (по нажиму почерка, по соотношению буквенных элементов)

Рисунок 6

Характеристика: Упрямство, оппозиционность (по наклону влево).

Рисунок 7

Характеристика: Индивидуализм и эгоистичность (комплексная оценка наклона букв и нажима)

Рисунок 8

Характеристика: Упрямый, последовательный, логичный человек (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв)

Рисунок 9

Характеристика: Авантюрист, конфликтный и лукавый человек (по неравномерному расположению букв, нажиму, расположению на листе)

Рисунок 10

Характеристика: Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек (по равному расстоянию между строчками, связности букв, разборчивости почерка)

Рисунок 11

Характеристика: Инфантильность, упрямство (по вертикальному расположению букв, их закругленности и нажиму)

Рисунок 12

Характеристика: Высокий интеллект, актерские навыки, коммуникативность (комплексная оценка: ясность почерка, наклон вправо, особенности написания букв)

Есть такое направление в психологии, как графология . Так вот ее представителям достаточно всего-лишь беглого взгляда на рукопись, чтобы определить каким характером обладает человек написавший ее и в каком эмоциональном состоянии он в тот момент находился. Графологи считают, что манера написания букв - зеркало всего . По буквам можно довольно многое узнать о человеке, а изменив почерк - изменить даже .

Сила нажима на ручку выдает степень эмоционального возбуждения: чем сильнее человек давит на перо, тем выше внутренний накал. Более того, каждая буква в почерке "отвечает" за определенную черту характера. По размеру букв, наклону, другим особенностям написания графологи с точностью до 90% составляют психологический портрет человека. И при знакомствах с людьми советуют нам обращать внимание на несколько самых существенных особенностей почерка, о которых мы и поговорим дальше.

О чем говорит почерк человека

Наклоны в почерке
Почерк нарочито прямой, когда буквы стоят на бумаге, как солдаты в строю, выдает самовлюбленных личностей, не интересующихся мнением окружающих. Правши пишут с наклоном вправо, - влево. Но есть один важный нюанс. У человека с "бегущим" почерком (сильный наклон вправо) день, как правило, расписан поминутно, он постоянно в движении, свободное время всегда в дефиците. Впрочем, иногда это говорит о попытке убежать от самого себя. Сильный наклон влево присущ обидчивым и злопамятным людям, вечно не довольными другими и собой. Оптимальный же вариант - это небольшой наклон вправо. Такие люди обычно поступательно движутся вперед, и не опережая события.

Что могут рассказать соединения букв в почерке
Подчеркнуто слитное написание букв в словах - примета людей с очень высокой степенью исполнительности. Они всегда скрупулезно выполняют поручения на работе, в личных отношениях никогда не предадут. Но если решат разорвать отношения, скорее всего, уже не передумают. Иногда такие люди излишне консервативны. Разрывы между буквами в словах делают более гибкие личности, способные в процессе жизни менять приоритеты, цели и задачи. Такой стиль поведения графоманами считается более располагающим к саморазвитию и . Редко, но все же встречается "рваный" почерк, в котором практически все буквы стоят обособленно. Это признак необязательных людей: больше всего в жизни они ценят свободу, ненавидят систему и обычно не приживаются в корпорациях.

О чем говорят острые углы в почерке
Графологи рекомендуют свести к минимуму общение с правшами, почерк которых клонится влево, а верх всех букв сильно заострен. Часто такие люди способны на подлость, их хлебом не корми, дай сделать какую-то пакость соседу или коллеге. К тому же они обидчивы и злопамятны. Острый верх почерка - еще и признак закрытых людей, не доверяющих миру. Наличие треугольных нижних хвостиков у маленьких прописных букв "з", "д", "у" говорят о злопамятности и недовольстве собой. Особенно опасно иметь дело с людьми, прописывающими большой треугольный хвостик букве "з". Злобные скандалисты - по-другому их не назовешь.

Диагностика буквы "Т" в почерке
По написанию буквы "т" графологи определяют способность человека к обучению и практикуемый им тип принятия решений. Все, кто пишет данную букву по-школьному, реже полагаются на интуицию. Обычно для принятия решений они собирают максимальный объем информации и только потом делают свой выбор. Таким людям требуется больше времени на переучивание, они не слишком открыты к чему-то новому, да и переубедить их в чем-то практически нереально. Усвоив что-то однажды, они будут стоять на этом до конца. Школьная "т" с горизонтальной черточкой сверху - символ неуверенности в себе, попытка придать вес своим решениям и знаниям. А вот модернизированный вариант "т" (палочка, а сверху шляпка) говорит о предрасположенности к здоровому риску, быстрому анализу ситуации и быстрому обучению. Интересно, что печатная "т" со скошенной вправо шляпой в исполнении врачей выдает тех, кто не уверен в поставленном диагнозе. Заметив такую букву в свежевыписанном рецепте, возможно, есть смысл сходить для подстраховки к другому специалисту.

Изменяя почерк мы изменяем характер

Чем человек старше, тем сложнее изменять его почерк, а соответственно и его характер . И все-таки с помощью графотерапии-психокоррекции личности с помощью изменения почерка - можно стать гораздо лучше, гибче, успешнее. Если вы давно хотели изменить какую-то свою черту характера, усилить ее или, наоборот, ослабить, начните именно со своего почерка. И вскоре сами удивитесь переменам в себе.

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.