Если ребенок мало улыбается. Почему ребенок улыбается? Учить ли малыша

Первая улыбка ребёнка имеет для родителей такое же значение, как первые шаги или появление первого зуба. Улыбаясь, малыш проявляет эмоции и чувства по отношению к близким людям или тем, кто осуществляет за ним ежедневный уход.

Первая улыбка грудничка обычно обращена к маме как к самому родному человеку, ведь именно мама находится с крохой почти целый день.

Сколько времени пройдет, когда кроха подарит миру первую улыбку, зависит от степени доверия к окружающим людям, его темперамента и здоровья нервной системы.

Неосознанная улыбка новорожденного

С момента рождения ребёнок может проявлять свои чувства - обиду, злость, раздражение - при помощи плача. К трёхнедельному возрасту большинство малышей предпринимают попытки улыбнуться.

Происходит это неосознанно, например, во время поверхностного сна. Такую улыбку нельзя считать радостной реакцией, поскольку она является произвольным сокращением лицевых мышц, находящихся в расслабленном состоянии.

В возрасте до 4 недель детская улыбка является рефлекторной. Но это не означает, что ребёнок не испытывает положительных эмоций. О том, что ребёнку хорошо, свидетельствуют заинтересованный взгляд, расслабленность мышц и отсутствие признаков беспокойства.

Когда ребёнок начинает улыбаться осознанно?

Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 6-8 недель. Данные значения лишь приблизительно считаются вариантом нормы, так как вполне допускается колебание сроков от 5 до 12 недель. Если ребёнку уже 9-10 недель, а он всё ещё не улыбается, возможно, причина кроется в недостаточном тактильном и голосовом контакте с мамой или другим близким человеком.

Если малыш любим, и он это ощущает, улыбка на детском личике появляется значительно быстрее.

Педиатры и детские психологи выделяют 3 основных этапа формирования у ребёнка улыбки:

  1. рефлекторная улыбка;
  2. попытки заострить внимание на человеке, который за ним ухаживает или в данный момент разговаривает с ним;
  3. «рефлекс оживления».

Рефлекс оживления

Под этим термином подразумевается этап эмоционального развития малыша, характеризующийся появлением интереса к окружающему миру и осознанного восприятия предметов и лиц, окружающих кроху. Это важнейший период в психическом развитии ребёнка.

Начало данного этапа можно распознать по следующим признакам:

  • новорожденный может отличать живые предметы от неживых, фокусируя внимание на первых;
  • при общении с мамой малыш пытается заглянуть ей в глаза, долго рассматривает её лицо, при этом движения ручками и ножками становятся активнее (что говорит об эмоциональном ответе)
  • мышцы лица (а в улыбке задействовано 17 мышц) начинают тренироваться, поэтому на лице ребёнка появляется мимика, похожая на попытки улыбнуться;
  • ребёнок реагирует на речь, обращённую к нему, задерживая взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поёт песенку.

На развитие малыша и способность улыбаться влияют несколько факторов. Главный из них - эмоциональная привязанность к человеку, который проводит с ним много времени. Осознанная улыбка - это ответ на нежность и заботу, которую ребёнок получает от близкого человека (чаще всего - мамы).

Если с крохой много разговаривают, берут на ручки, уделяют много внимания, первая улыбка на его лице появится гораздо быстрее по сравнению с малышами, одиноко лежащими в своих кроватках почти целыми днями.

Какие ещё факторы могут влиять на время появления первой улыбки?

  • Зрение.

В первые недели жизни малыш может видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см, а также различать темные и светлые контуры и очертания. По мере роста малыша и устранения физиологической дальнозоркости появляется способность видеть лица вблизи и различать их.

Примерно в возрасте 4-6 недель у ребёнка появляется чёткое разделение «свои - чужие». Когда кроха видит незнакомого человека, он теряется, может начать плакать. С близкими людьми малыш чувствует себя уверенно и под защитой, делая попытки улыбнуться в ответ на общение с ним.

Даже слепые с рождения малыши начинают улыбаться раньше, если чувствуют мамино тепло и заботу. Поэтому не стоит стесняться проявлений нежности по отношению к ребёнку, когда он нуждается в этом в два раза больше, чем полностью здоровые дети.

  • Состояние нервной системы.

Спокойная обстановка в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок, имеет большое значение для формирования эмоционального поведения крохи. В семьях, где родители часто скандалят, разговаривают на повышенных тонах, дети растут замкнутыми и несчастными, что, конечно, не способствует проявлению положительных эмоций с их стороны.

Если ребёнок видит вокруг улыбающихся маму и папу, которые любят его и друг друга, ему невольно захочется стать похожими на своих родителей и улыбаться вместе с ними.

Замечено, что в спокойных, счастливых семьях дети начинают улыбаться в возрасте 6-7 недель. Если малыш постоянно находится в состоянии стресса, улыбка на его лице может появиться лишь к 12-13 неделе.

  • Слух.

Речь - важнейший инструмент общения между людьми любого возраста. Когда ребёнок слышит интересные или знакомые звуки, мамин голос, он пытается найти источник звука и ответить на него при помощи эмоций.

Улыбка в данном случае является способом демонстрации своего отношения к тому, что именно ребёнок. Так, громкие и резкие звуки его пугают, и он начинает плакать, а речь мамы, бабушки или другого родного человека вызывает у крохи положительные чувства и эмоции, пробуждая желание улыбнуться в ответ.

Если ребёнок не улыбается

Если ребёнку исполнилось 3-4 месяца, а он до сих пор не улыбается, обязательно нужно выяснить причину проблемы. Возможно, она кроется в неблагополучной семейной атмосфере - новорожденный может находиться в состоянии постоянного стресса и быть напуган происходящим вокруг.

Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Другая причина - нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.

Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).

Можно ли научить ребёнка улыбаться?

Если ребёнок здоров, и видимых причин того, что малыш всё ещё не улыбается, нет, можно попробовать помочь ему. Маме необходимо уделять больше времени крохе, рассказывать ему стишки, петь песенки и при этом смотреть в глаза и улыбаться.

Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.

Если родители решили научить ребёнка улыбаться, важно помнить, что делать это нужно, когда малыш спокоен, и его ничто не беспокоит и не раздражает. В комнате должно быть тихо (либо звук должен быть приглушён), также лучше убрать яркие источники освещения, так как они могут раздражать ребёнка и вместо улыбки вызвать плач.

Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.

Первая улыбка - важный этап в формировании личности, но не стоит слишком заострять своё внимание на этом. Если к 3 месяцам он не научился улыбаться, стоит показать его педиатру, который решит, требуется ли помощь профильных специалистов.

Каждой маме и каждому папе хочется видеть улыбку своего малыша, адресованную именно ему. Но время осознанных улыбок еще должно наступить, и это происходит далеко не сразу после выписки из роддома. В этой статье мы расскажем о том, когда карапуз начинает улыбаться осознанно и как понять, что это время пришло.


Особенности

Только что родившийся человек улыбается. Но делает он это неосознанно. Такие непроизвольные улыбки связаны с бурным становлением и «отладкой» нервной системы, которая началась еще в период внутриутробного развития и продолжается в течение первых лет жизни ребенка. Мимолетная неосознанная улыбка появляется на личике новорожденного в любое время, когда его тело достаточно расслаблено – во сне, во время водных процедур, после кормления. Эта первая физиологическая улыбка не адресована ровным счетом никому – ни маме, ни папе, ни даже бабушке, как бы ни хотела того последняя.

Улыбаться маме или другому взрослому, который занимается уходом за малышом, общением с ним, грудничок может начать только после того, как в его организме будет выполнен ряд важных условий:

  • мимические мышцы лица готовы и «созрели»;
  • психоэмоциональная сфера ребенка успешно развивается;
  • нервная система готова привести в действие мимические мышцы по собственной воле ребенка;
  • слух становится более острым;
  • зрение развивается и малыш уже может рассмотреть лицо, сфокусировать на нем взгляд, есть узнавание лиц.


Новорожденный всеми этими навыками не обладает. У него есть другой, более громкий инструмент для общения – крик. Криком он показывает, что голоден, что ему мокро или больно. Нельзя сказать, что новорожденный лишен эмоциональности, это не так. Но она носит иной характер и направлена на обеспечение первых и самых естественных нужд – питания, безопасности, выживания.

Эмоциональная осознанная улыбка появляется обычно в возрасте 2-3 месяцев. Ребенок может не только широко и беззубо улыбнуться папе или маме в ответ на ласковое обращение, заход в детскую комнату, но и демонстрирует яркий признак эмоциональной зрелости – комплекс оживления. Он оживленно размахивает руками и ногами, пытается прогнуть спинку.

Чаще всего умение улыбаться близким появляется примерно в одно и то же время со способностью гулить и агукать. Вместе эти умения производят на родителей эффект оглушающего счастья. Контакт становится не односторонним, как в первые недели жизни ребенка, а вполне обоюдным.



Почему малыш не выражает радостных эмоций?

Если ребенок не улыбается, вовсе не обязательно, что у него есть проблемы со здоровьем. Довольно часто причиной является элементарное отсутствие наглядного примера. Если в семье не принято выражать эмоции ярко, домочадцы чрезвычайно серьезны и сосредоточены и ведут себя сдержанно, то и малыш будет копировать именно такую модель поведения.

Дети, с которыми мало разговаривают, которые не видят улыбок от мамы, да и маму видят только во время очередного кормления, обычно значительно отстают от ровесников в психоэмоциональном развитии. Им просто неоткуда взять примеры эмоций.

Нужно учитывать и собственный характер ребенка. Он с ним родился и именно таким (с небольшими коррективами в деталях) характер и останется. Если от рождения малыш «бука» или сосредоточенный наблюдатель, то вызвать у него осознанную улыбку будет непросто.



Иные причины отсутствия улыбки у младенца могут быть следующими.

  • Малыш родился недоношенным. Таким детям требуется больше времени не только для физического, но и для эмоционального развития.
  • Беременность протекала тяжело. Любые негативные воздействия на плод в период его вынашивания могут замедлить его развитие после рождения. Основные факторы – резус-конфликт матери и плода, внутриутробная хроническая гипоксия.
  • Тяжелые роды. Опасны родовые травмы, кровоизлияние в мозг, ишемия, острая гипоксия.
  • Неврологические заболевания , психические отклонения, аутизм, слабоумие.


Значение улыбок

После того как к привычному уже крику у малыша добавляется дополнительное умение улыбаться, он будет использовать улыбки для выражения самых разных эмоций. Конечно, в первую очередь, для демонстрации радости от вида родного человека. Также улыбками малыш с 2,5-3 месяцев начинает выражать удовольствие. Сытый, сухой, здоровый ребенок может довольно долго созерцать мобиль над кроваткой или потолок и блаженно улыбаться.

После полугода многие малыши начинают адресовать улыбки не только маме и любимым игрушкам, но и незнакомым людям, которые к ним обращаются – педиатру на приеме в поликлинике, массажисту, соседке по лестничной площадке.

Не стоит думать, что неуместные улыбки – обязательно признак психического отклонения. То, что кажется взрослым серьезным, может быть довольно забавным для младенца, и этому он будет улыбаться. Психические заболевания на первом году обычно не диагностируются вообще.



Как стимулировать умение?

Малыш обязательно научится улыбаться и будет делать это с нескрываемым удовольствием, если с первых его дней жизни он будет окружен вниманием и любовью взрослых членов семьи. Чем чаще он будет видеть улыбки вокруг, тем быстрее освоит это удивительное умение. Малютки многому подражают, и собственных пример родителей – лучший учитель. К тому же улыбка – знак добродушия и безопасности, а это новорожденные умеют чувствовать интуитивно.

Чем искреннее будет родительская улыбка, тем быстрее ребенок поймет, что эта мимика – это очень хорошо, и попытается повторить ее. Развитию улыбки способствует массаж ладоней и пальчиков малыша, ежедневный общеукрепляющий массаж, веселые упражнения, которые будут не только гимнастикой для развития мышц, но и тренировкой для эмоциональности ребенка.

Впервые увидев улыбку своего малыша, мамы и папы влюбляются в нее безнадежно и навсегда. Вот бы он не знал печалей и улыбался как можно чаще! Только как этого добиться?

Человек создан для счастья, как птица для полета. Эту оптимистичную истину подтверждают даже научные открытия: иначе зачем мы учимся улыбаться еще до рождения? Возможно, репетируем улыбку, чтобы как можно чаще пользоваться ею в жизни?

По какой бы причине ни научились улыбаться наши первобытные предки - радость от победы над мамонтом, удовольствие от созерцания горы заготовок ягод и кореньев на зиму, облегчение навязчивого кожного зуда во время купания раз в месяц, - навык прижился и закрепился. У современного человека причин улыбаться прибавилось: мы научились улыбаться дежурно и ради того, чтобы понравиться, улыбаться новым впечатлениям, жизненным достижениям и просто оттого, что встали «с той ноги».

Ученые выяснили, что улыбка полезна и для здоровья, и для психики, и для успешной социализации, кроме того она еще и «заразна»: хотите проверить на себе эту гипотезу - попробуйте сохранить серьезное лицо, когда кто-то вам искренне, от всей души улыбается. И если против улыбки постороннего устоять можно, улыбка собственного ребенка приводит к полной и безоговорочной капитуляции.

Скажи, зачем?..

Почему родители чуть ли не с рождения ждут этого чуда - детской улыбки? Нужно ли пытаться вызывать у малыша улыбку? Если да, то зачем?

Оптимистичным, улыбчивым людям, согласитесь, живется легче. Ученые выяснили, что те, кто часто и охотно улыбаются, счастливее тех, кто смотрит на жизнь из-под нахмуренных бровей (какова бы ни была взаимосвязь - прямая или обратная). Возможно, родители правы, если стремятся привить своему ребенку привычку улыбаться, потому что:

  • улыбка разряжает напряженность, снимает стресс. Умение улыбаться и смеяться, а также наличие чувства юмора ученые считают защитными физиологическими реакциями человеческого организма (впрочем, эти умения и навыки - так же, как иммунитет и физическую выносливость, нужно тренировать);
  • готовность улыбаться, способность шутить и понимать шутки, чувство юмора, стоящее за ними, помогают ребенку приспособиться в незнакомом коллективе, понравиться сверстникам и взрослым;
  • умение посмеяться над собой полезно для самооценки и душевного комфорта малыша;
  • улыбка является полноценной физической нагрузкой (требует слаженной работы 53 мышц лица);
  • улыбка и вызывающее ее чувство юмора указывают на способность человека посмотреть на проблему или ситуацию со стороны и найти нестандартное решение.

Улыбнитесь, потому что жизнь - прекрасная вещь, и есть много причин для улыбок.

(Мэрилин Монро)

Но самая частая и вполне осознанная причина, по которой родители хотят чаще видеть улыбки на лицах своих детей, в том, что детская улыбка - это своего рода «пятерка» родителям, сигнал о том, что малыш здоров, уверен в себе и счастлив, а значит, мама и папа все делают правильно.

Существуют и «практичные» причины, по которым бывает нужно уговорить или заставить ребенка улыбнуться. Например, если мама хочет, чтобы ребенок понравился кому-то (воспитателю в детском саду, экзаменатору на собеседовании в музыкальную школу). Иногда родители пытаются вызвать улыбку на лице малыша, чтобы помочь ему забыть о боли, страхе или неудаче. Еще нам, конечно, хочется, чтобы малыш хорошо получался на фотографиях, ведь ничто так не украшает, как искренняя улыбка.

Кто такие «буки»?

Иногда родители волнуются: «Чужие детки улыбаются, смеются, а из моего «буки» улыбку ничем не вытащишь. Нормально ли это? Значит ли такая неулыбчивость, что малыш чем-то недоволен или хуже - несчастлив? И что теперь делать?»

Эти опасения напрасны. Все дети разные: есть, например, малыши, которые не любят сладкое (!), предпочитают чтение в тишине шумной беготне с друзьями (!), едят лимоны, не морщась (!). Так и ваш - его улыбку еще надо заслужить. Или просто ее дождаться.

Зачастую под маской «буки» скрываются дети…

… стеснительные (такой ребенок смущается лишний раз проявлять эмоции при незнакомых людях, но дома улыбается без труда и иногда даже без причины),

… капризные (такой малыш знает, как приятна маме или папе его улыбка и ради выгоды и получения подарков и поблажек),

… серьезные (фраза «смех без причины - признак дурачины» для такого ребенка не пустой звук, а причины для смеха и улыбок он тщательно проверяет на разумность и достаточность),

По данным опроса «ФОМнибус» 65% людей считают, что уметь понимать шутки важнее, чем самому уметь шутить.

… приученные (в семье такого малыша все, условно говоря, - «буки»; улыбаться часто и слишком широко - не принято, и ребенку просто неоткуда научиться вести себя иначе, что, впрочем, легко может измениться, когда он попадет в другую среду общения).

Непринужденно и охотно улыбаются не все дети, а только предрасположенные к этому свойствами характера и особенностями воспитания, НО любой ребенок, даже «бука», улыбается, когда ему хорошо.

Есть ли «волшебный ключик»?

Способы вызвать у ребенка улыбку для каждого детского возраста свои. Улыбка новорожденных - физиологическая, так что может появиться после плотного обеда из грудного молочка или во время благополучного опорожнения мочевого пузыря. У детей 2-3 лет улыбку вызывают новые впечатления, а дошкольников и подростков заставят улыбнуться неловкость или нелепость взрослого. Каковы же универсальные, «проверенные» способы вызвать улыбку у ребенка от года до 3-4 лет?

1. Пощекотать

Щекотку любят не все, но так уж мы устроены, что легкие прикосновения к коже вызывают у нас улыбку, пусть даже вымученную. Впрочем, нелюбовь к щекотке приходит с возрастом, а дети это развлечение обычно любят.

2. Побыть нелепым

Этот способ вызывает улыбку не только у детей, но и у взрослых. Сделайте или скажите что-то несуразное, бестолковое, неожиданное - и ребенок обязательно наградит вас доброй и слегка снисходительной улыбкой. Можно подражать животным (кукарекать, мяукать, лаять), ходить на четвереньках, изображать великана или лилипута, чрезмерно «расстраиваться» из-за пустяков… Главное, забыть, что «нормальные» взрослые так не делают.

3. Улыбнуться

В мультике мама посоветовала малышу-еноту улыбнуться чудовищу из пруда, а последовав ее совету, он избавился от страхов и подружился с тем, кто его прежде пугал. Даже не отраженная в зеркале, а реальная улыбка заразительна, так что первой реакцией ребенка на вашу улыбку будет улыбка ответная. Если не сработает, добавьте «тяжелую артиллерию» - скорчите смешную рожицу.

4. Подуйте малышу в лицо

Необъяснимо, но факт: с большинством детей в возрасте от года до четырех лет «работает» - то ли сказывается эффект неожиданности, то ли струя воздуха вызывает у ребенка ощущение удовольствия.

5. Изобразите людоеда

Ничто так не веселит детей, как фраза «я тебя съем!» (или более мягкий вариант «укушу за попу»). Если боитесь напугать ребенка, ограничьтесь пантомимой с «ням-ням» или чавкающими звуками.

6. Растормошите

Подбрасывание в воздухе, «ехали мы ехали, в ямку бух!» и сражения подушками легко вызовут у ребенка не только улыбку, но и смех. Вообще же большинство энергичных игр поднимают детям настроение.

7. Похвалите

Комплименты любят все, а детям они нужны как воздух. Наряду с заслуженной похвалой улыбку легко могут вызвать хорошие, теплые, веселые воспоминания.

8. Заинтригуйте

В полгода малыша веселит «ку-ку», в год-полтора улыбку вызывает возможность погладить кису. Ребенок постарше рефлекторно улыбается, когда учится чему-то новому, успешно осваивает доселе незнакомые ему навыки.

9. Обрадуйте

Проще всего сделать подарок-сюрприз - только самые «искушенные» дети не улыбнутся в ответ (этот способ, кстати, чаще всего применяют профессиональные фотографы во время детских фотосессий: даже если ребенок улыбаться будет недолго, то оживленное, заинтересованное лицо сохранит хотя бы минут на 15). Ребенок улыбнется, если вы найдете потерявшуюся любимую игрушку или предложите его любимое развлечение.

10. Попросите

Иногда достаточно просто попросить - ведь если у малыша все хорошо, то порадовать маму искренней улыбкой ему совсем нетрудно.

И, конечно, эффективный способ сделать малыша улыбчивым - это «заразить» его личным примером. Улыбайтесь чаще сами, смотрите на жизнь с оптимизмом - и ребенок научится улыбаться даже в трудную минуту.

От улыбки станет всем светлей

Чувство юмора — способность человека оперировать одновременно двумя и более альтернативными взглядами на реальность; способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить - это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Источник: Википедия

Ученые многих стран посвятили себя изучению человеческой улыбки, они исследовали функции и назначение улыбки, ее виды и воздействие на настроение и самочувствие человека. В результате теперь мы знаем, что улыбка:

  • укрепляет иммунитет (вызывает снижение в крови уровня гормонов стресса - адреналина и кортизола - и увеличение количества Т-лимфоцитов, борющихся с вирусами)
  • улучшает настроение
  • расслабляет, снимает стресс (организм вырабатывает эндорфины, даже если его заставили улыбнуться)
  • дается нам проще, чем нахмуренный вид (для ее возникновения на лице задействованы меньше мышц)
  • заражает окружающих (любому человеку психологически трудно сопротивляться направленной на него искренней улыбке)
  • выражает одобрение и является признаком счастья и удовольствия во всех культурах мира
  • является врожденной способностью человека
  • помогает достичь карьерных высот, так делает человека привлекательным, общительным и уверенным
  • имеет 19 разновидностей (в том числе уважительные "дежурные" и "социальные" улыбки, а также искренние "чувственные" улыбки).

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Какая же радость детская улыбка! Это не только приятная эмоция, но и важный компонент становления. Своевременно появившаяся улыбка на лице новорожденного является признаком его нормального умственного развития. Обычно ребенок начинает осознанно улыбаться в возрасте от месяца с небольшим до двух. Чем больше взрослые общаются с малышом — разговаривают, поют песни, носят на руках, ласкают — это происходит быстрее. Если родители меньше придают значения эмоциям, то ребенок начинает улыбаться в ответ позже.

Часто мамочки утверждают, что их малыш начал осознанно улыбаться еще в роддоме. Этого не может быть. До 5-8 недельного возраста новорожденный еще недостаточно хорошо видит и улыбнуться маме в ответ не в состоянии — на его личике могут появляться лишь гримасы.

Переход от внутриутробного к вне утробному образу жизни и сам процесс родов являются для ребенка сильной психологической и физической травмой. Американский психолог Станислав Гроф даже утверждает, что данный процесс влияет на всю жизнь человека. Его методика избавления человека от “взрослых” трудностей заключается во введении пациента в транс посредством выработки дыхания, имитирующего дыхание плода во время родов. Данная дыхательная тренировка проводится многократно, до тех пор, пока все звенья родовой “матрицы” (схватки, прохождение по родовым путям, , первый контакт с мамой) не будут удачно преодолены.

Представьте ощущения беспомощного ребенка в период появления на свет... Девять месяцев он тихонько жил в матке — дышал, кушал, спал. Его все устраивало, за исключением каких-то мелочей. Но вот он подрос и ему стало тесно двигаться и труднее дышать. От неудовольствия малыш начинает толкаться. В ответ начинает толкаться и“домик”, выгоняя кроху наружу. Что же делать!? Выход один — выбираться через неимоверно узкий проход. С большим трудом пройдя через этот путь, дитя видит ослепительный свет и много незнакомых существ. К тому же дышать нужно как-то совсем по-другому… Бесспорно потрясения колоссальные! Немудрено, что в первые дни после ребенок теряет в весе. Из всех средств взаимодействия с незнакомым миром у ребенка есть только крик. Вот он и кричит, кричит, плачет. Врачи и родители изо всех сил стремятся понять маленького человечка и облегчить страдания, связанные с приходом в новый мир.

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно?

Для преодоления кризиса новорожденности ребенку нужно время. Началом “оживления” младенца является возникновение реакции замирания и сосредоточенности в ответ на обращение к нему. Как правило, это можно наблюдать к третьей неделе его жизни. Чуть позже появляется улыбка, затем малыш в ответ на обращение к нему начинает оживленно двигаться и гулить. Окончательная адаптация после родов происходит к 4-х месячному возрасту ребенка. К этому времени он начинает реагировать гораздо сложнее и разнообразнее. Домашним он будет улыбаться осознанно и смеяться заливисто, а в присутствии незнакомых людей плакать — даже при ласковом обращении с ним.

Чтобы помочь своему ребенку легче преодолеть кризис и быстрее начать улыбаться, просто любите его и окружайте теплом, вниманием и заботой. Непременно разговаривайте с малышом, даже если полагаете, что он не понимает смысла ваших слов. В момент, когда ребенок крутит головкой, пытается достать ручками до игрушки или изучает какие-то предметы — коснитесь его ласково и улыбнитесь. В ответ вам дитя будет широко улыбаться или даже смеяться, “агукать”, радостно двигать ручками и ножками. Дети, лишенные общения, развиваются медленнее — позже начинают улыбаться, гулить, разговаривать.

Ошибочно считается, что новорожденный ребенок постоянно спит и ни на что не реагирует. Он просто еще плохо ориентируется в пространстве и находится в пограничном состоянии между сном и бодрствованием. Тем не менее все происходящее вокруг он тонко ощущает. Ребенок может часами спать на руках у матери. Он не выпускает ее грудь изо рта не потому что голоден, а чтобы убедиться в собственной защищенности. Младенцы также прикладываются к материнской груди, когда им грустно, одиноко, обидно. Маме не нужно бояться избаловать или перекормить дитя - он съест ровно столько, сколько ему необходимо. Контакт с матерью успокаивает, поддерживает малютку и будет являться залогом базового доверия к миру.

Всем удачи, до встрече в следующей статье.

По задумке природы с момента появления на свет младенец общается с миром только лишь посредством плача. Иногда это приводит в отчаяние молодых родителей. Но всему свое время, и до демонстрации положительных эмоций малышу нужно дорасти.

Все сложности послеродового периода и усталость мамы утрачивают свою значимость, когда младенец улыбается ей. Поэтому всех родителей интересует вопрос «Во сколько малыш начинает улыбаться?»

С какого возраста дети начинают улыбаться

Выражение положительных эмоций является показателем нормального развития крохи. Часто бывает, что новорожденный улыбается совсем скоро после рождения. Он это делает и во сне, и в минуты бодрствования, но такая первая улыбка новорожденного является физиологической, неосознанной и с радостными эмоциями не связана. Появляется она потому, что ребеночку комфортно. Часто ее можно наблюдать на лице крохи, когда он купается либо непосредственно после кормления.

В каком возрасте ребенок улыбается осознанно зависит от тонкостей его индивидуального развития. Только когда младенец станет задерживать взгляд и выделять среди прочих объектов мамино лицо, тогда улыбка на его личике станет знаком радости.

В большинстве случаев первая улыбка у ребенка появляется в возрасте 7-8 недель. Обычно это улыбка в ответ на появление мамы. Младенец начинает улыбаться на речь взрослого, оживленно размахивать ручками и ножками, надолго фокусирует взгляд на любимом человеке. Это означает, что малыш уже различает родное лицо среди других, стал определенно узнавать маму. На втором месяце жизни детки начинают улыбаться и агукать,общаясь с окружающим миром.

Общеизвестно, что чем активнее и продолжительнее родители общаются с младенцем, тем быстрее кроха научится демонстрировать радостные эмоции. Отмечено, что даже малыши, которые не имеют возможности видеть или слышать, расплываются в улыбке, чувствуя ласковые прикосновения или слыша нежный голос родителей. А малыши, которым уделяется мало времени, заметно отстают в психическом развитии.

Иногда бывает так, что новорожденный даже у ласковых и общительных родителей мало улыбается или вовсе не проявляет радостных эмоций. Не нужно паниковать, так как все детки развиваются в своем темпе и характер у них разный. Если к 2 месяцам ребенок не радует маму своей улыбкой, можно научить его улыбаться.

Чтобы спровоцировать у крохи ответную улыбку, нужно подобрать время, когда дитё уравновешено и довольно. Необходимо взять младенца на ручки, нежно погладить, ласково улыбаясь, поговорить с ним. Почти наверняка младенец пожелает быть похожим на родного человека, он повторит мамину (папину) мимику и расцветет в ответной улыбке. Чтобы малыш не прекратил улыбаться, нужно непрерывно одаривать его своей радостью. Демонстрация материнской радости дает ребенку понять, что окружающий мир безопасен и благосклонен.

Когда малыш освоил улыбку, он начинает так приветствовать самых любимых и близких – маму и папу, а позже и всех остальных. К 4-5 месяцам ребенок начинает улыбаться и смеяться. Бывает, что кроха, услышав свой смех, сначала пугается. Потом он осознает, что сам генерирует эти звуки и начинает «тренироваться». При этом стороннему наблюдателю кажется, что младенец хохочет без причины.

Как идет психологическое развитие малыша дальше

Со временем кроха учится удерживать зрительный контакт с другими людьми, реагировать на необычные звуки и нежные поглаживания, то есть улыбку ребенка вызывают внешние факторы. Поэтому необходимо с грудничком часто разговаривать, включать классическую музыку, можно повесить мобиль со звуком и яркими игрушками.

Постепенно малыш начинает не только улыбаться людям, но и «гулить» в ответ на ласковую речь. Если взрослый активно проявляет свои эмоции от общения с младенцем, кроха усилит гуление.

Ребенок может активно двигать ручками, начать улыбаться и гулить и еще до того, как взрослый начал с ним разговаривать. В таком случае оживление малыша является призывом к общению.

Стоит проявить немного терпения, и любимое чадо просияет маме своей доверчивой улыбкой и порадует заливистым смехом.