Как объяснить ребенку, что такое время. Как объяснить ребенку, что такое любовь

Безопасность ребенка требует от родителей не только внимательности, важно донести до малыша что есть вещи, которые делать запрещено категорически. Именно с этим возникает больше всего проблем. Как объяснить крохе, что дергать повода, крутить ручки газовой плиты или бросать мяч в работающий телевизор опасно?

В то же время помните, что запретов не должно быть слишком много. Если малышу не позволяется дома вообще ничего трогать, то это делает его неуверенным и нервным.

Как донести до ребенка понятие «нельзя»

Если малышу грозит непосредственная опасность, то времени на объяснения у вас нет. Нужно моментально отобрать у него опасный предмет или увести в другое место. При этом достаточно строго сказать «Нет» или «нельзя». Как правило, дети на такую ситуацию реагируют негативно. Чтобы малыш не плакал, дайте ему что-то взамен.

Слишком частое употребление слов «нет» и «нельзя» приводит к тому, что малыш перестает их воспринимать. Вводите запреты постепенно. К примеру, малыш бьет кошку при любой возможности, приходя с улицы прямо в обуви залезает на диван, плюс у него появилась привычка рисовать на обоях и еще не сколько неприятных забав. Выберите сначала 2-3 запрещенных и наиболее плохих действий и отучайте от них. Когда справитесь с этим, переходите к следующим. Жизнь маленького ребенка не должна состоять из одних запретов.

Читайте также Помогаем первокласснику привыкнуть к школе

Слово «нельзя» применяйте лишь в очень опасных для жизни ситуациях. В других случаях конкретизируйте запреты. Например, если ребенок тянется к ножу, уберите и скажите «Остро», если хочет взять чашку с горячим чаем, так и скажите - «горячо». Если таскает кошку за хвост - » ей больно».

В некоторых случаях можно дать малышу возможность убедится в вашей правоте. Например, если он стоит на краешке стула, то можно просто предупредить «высоко, упадешь». Если малыш таки свалится, то он лучше запомнит это понятие.

Подобные случаи заставят ребенка в дальнейшем с большим вниманием и доверием относится к вашим словам и предостережениям. Разумеется, родителям необходимо реально оценивать потенциальную опасность для здоровья ребенка.

Реальная опасность и излишняя опека

Любым родителям хочется, чтобы малыш избежал травматизма. Но излишняя опека и постоянные запреты не дают малышу полноценно развиваться и набираться жизненного опыта. Поэтому вместо того, чтобы запрещать, к примеру, лазить по деревьям, лучше научите малыша делать это правильно.

Для детей в возрасте от 4 до 6 лет, такие слова, как счастье, любовь или дружба, являются абстрактными понятиями, которые им сложно воспринимать.

Если вы хотите с ранних лет привить ребенку главные ценности, вам нужно объяснить ему их значение как можно более простым и понятным для него языком.

Как объяснить ребенку, что такое радость?

Для того чтобы малыш смог понять, что такое радость, родителям сначала следует рассказать ему, что существует два вида эмоций : положительные и отрицательные.

Страх, печаль, гнев - это негативные чувства, а радость — противоположное состояние, которое возникает, если в жизни случается что-то приятное. Для наглядности родители могут привести ребенку в пример события, способные вызвать позитивные эмоции. Это может быть покупка новой игрушки; прогулка в ясную солнечную погоду; интересные игры со сверстниками, или, например, ласковые и нежные мамины слова.

Важно объяснить малышу, что чем больше он будет находить в жизни причин для радости, тем более веселым и позитивным станет его настроение.

Как объяснить ребенку, что такое счастье?

Счастье – состояние наивысшей удовлетворенности своей жизнью. Для того, чтобы ребенок смог правильно понять, что означает это слово, ему нужно объяснить, что у счастливых людей в жизни происходит много радостных событий , а если возникают какие-то неприятности, они легко их переживают. С ними очень приятно общаться, они всегда улыбаются, аккуратно и красиво одеваются, а также совершают добрые поступки и стараются помогать другим людям. Чтобы развить в себе состояние счастья, важно уметь справляться с негативными эмоциями.

Например, если ребенка что-то расстроило, он может заняться спортом, дыхательной гимнастикой, принять душ или поговорить по телефону с лучшим другом. Малыш должен понять, что счастливый человек не зацикливается на неприятностях , не нервничает, благодаря чему у него хорошее здоровье и всегда веселое настроение.

Как объяснить ребенку, что такое дружба?


Если ребенок интересуется, что такое дружба, ему можно сказать, что это - теплое и позитивное отношение к другому человеку . Благодаря дружбе, люди становятся более добрыми, отзывчивыми и сильными духом. Друзья помогают в работе, в учебе, радуются успехам и всегда приходят на помощь в трудную минуту.

До ребенка важно донести, что настоящий друг примет его со всеми недостатками, с ним можно не только играть и веселиться, но и делится своими чувствами, тайнами, переживаниями.

Дружба сохранится надолго только в том случае, если она будет взаимной. Нельзя просто пользоваться добрым отношением другого человека, нужно и самому совершать по отношению к нему хорошие поступки.

Как объяснить ребенку, что такое совесть?

Совесть – это чувство стыда за совершение какого-либо недостойного действия. В раннем возрасте детям очень важно объяснить , какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими. До них нужно донести, что поступать по совести - значит, не обижать других людей , не причинять им зла, в ином случае их сердечко будет очень переживать из-того, что они поступили неправильно.

Для наглядности малышу можно привести примеры из его жизни, например - напомнить, как он переживал, когда обманул своего друга и тот из-за этого сильно расстроился. Ребенку следует объяснить, что людей с чистой совестью не мучает чувство стыда, так как они всегда ведут себя честно и совершают только добрые поступки.

Как объяснить ребенку, что такое Любовь?

Разговаривая с ребенком о любви, нужно подчеркнуть, что это - очень сильная эмоция, которая выражается в положительном отношении к другому человеку. Теплые чувства можно испытывать не только к родителям, но и к близким родственникам, к друзьям или к животным.

Объяснять лучше на живых примерах из жизни. Обратите внимание малыша, что ему очень важно много времени проводить с мамой и папой, нравится слышать от них ласковые слова, получать внимание и поддержку. Все эти эмоции говорят о том, что он их сильно любит.

Важно пояснить крохе, каким образом проявляется любовь . Она выражается не только добрыми словами, но и подтверждается действиями. Например, вы можете показать ребенку, как вы проявляете свою любовь к нему: ухаживаете за ним, обучаете новым навыкам, радуетесь его достижениям. Подчеркните, что это чувство бескорыстно, объект люби, хочется осчастливить, совершенно ничего не ожидая взамен.

Как объяснить ребенку, что такое Семья?


В крепкой счастливой семье царит тепло и уют, все близкие уважают друг друга, не ссорятся, они всегда готовы прийти на помощь и оказать поддержку в трудную минуту. Объяснить малышу ценность семьи родители могут на личном примере.

Обратите его внимание на то, как хорошо, что у него есть родители, которые его очень любят и проявляют о нем заботу. Малышу также можно показать детские книжки с картинками, где нарисованы семьи сказочных персонажей или каких-либо зверюшек. Он должен усвоить, что семья – это то, к чему нужно стремиться во взрослой жизни для того, чтобы быть по-настоящему счастливым.

Как объяснить ребенку, что такое Время?

Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил понятие времени, его следует научить, не только определять его по часам, но и объяснить, что существуют дни, месяцы, а также времена года. Для общего развития малыша, важно, чтобы он хорошо ориентировался во времени, поэтому ему необходимо разъяснить, что означают термины «вчера», «завтра» и «сегодня» .

Для того чтобы малыш хорошо запомнил дни недели, нужно чтобы они у него ассоциировались с какими-либо событиями. Например, в будни, он ходит в детский сад, а в субботу и в воскресенье – в зоопарк или в кукольный театр.

Можно также затронуть тему возраста , например, достать фотографии, и показать дошкольнику, каким он был раньше и как изменился за несколько лет.

Как объяснить ребенку, что такое Доброта?

Объяснить малышу, что такое доброта, можно, используя положительные примеры из реальной жизни и. Например, если ребенок навестил больного друга, помог бабушке на кухне или поиграл с младшей сестренкой, он должен понимать, что все эти поступки были проявлением его доброго отношения.

Воспитать в ребенке это качество родители могут, подавая собственный положительный пример . Если кроха видит, что в семье все хорошо относятся друг другу, не конфликтуют и совершают добрые поступки по отношению к другим людям, он начинает вести себя с окружающими аналогичным образом.

Как объяснить ребенку, что такое Бог и душа?

Самое главное, что малыш должен знать о Боге, это то, что он является Творцом нашего мира : природа, люди, животные, все создано, благодаря его могущественной силе. Создатель заботится обо всем человечестве, живущем на Земле. Он мудро направляет людей, желая, чтобы они вели себя праведно и жили счастливой жизнью.

Индивидуальная жизнь конечна. Так или иначе, но каждый человек с этим сталкивается. И сделать это столкновение наименее болезненным для ребенка –важная задача родителей. В том, как объяснить ребенку, что такое смерть кроются многие последствия для него во всей последующей жизни.

Познавать мир ребенок начинает с рождения. И обычно родитель пытается показать ему мир с доброй стороны, со стороны прекрасного: не пугать, не расстраивать его. «Пусть ребенок насладится всем тем, что ему дается, и пусть детство для него будет радужным и прекрасным. А с реалиями окружающей действительности он уж сам познакомится потом», - думает родитель. И ошибается.

Хотят они вместе с ребенком или нет, но мир врывается в детское мироощущение, не оставляя место радужным картинкам. К чудесному или ужасному в этом мире должен подготовить родитель, заботясь о последующем выживании ребенка. Слишком часто родитель откладывает это объяснение или игнорирует детские вопросы о смерти.

Когда же ребенок сталкивается с реальностью – все объясняется скомканно и невпопад. Чаще его оставляют наедине с его переживаниями и болью, ожидая, что тот «воспримет» и сам все поймет. Конечно, на подобный стресс психическое ребенка реагирует незамедлительно – в этот момент ребенок чувствует потерю ощущения безопасности и защищенности , которые должны давать ему родители, он чувствует боль. И эти последствия будут проявляться напрямую в его поведении.

Как объяснить ребенку, что люди смертны? Что хомячки, котики, собачки и прочие живые существа могут не жить? И ребенок никогда их не увидит. Впрочем, как и то, что подобное может случиться и с его близкими.

Объяснять важные вещи с ребенком следует с точки зрения его врожденных свойств. Особым вниманием в этом плане должен быть обеспечен маленький обладатель зрительного вектора – к нему подход должен быть особый (см. ниже). Как это сделать грамотно? Как объяснить ребенку, что такое смерть? Ведь малыш интересуется не просто так. У него есть для этого причины.

Главное – не пугаться самому родителю. Смерть – такое же естественное происшествие в природе, как и рождение. От собственного отношения к смерти стоит абстрагироваться (наверняка оно вызвано тем, что самому родителю это не было грамотно истолковано в детстве). Во время разговора родителю следует быть объективным и не нервничать. Для того, чтобы пояснить – прецеденты в реальности не нужны. Как объяснить ребенку, что такое смерть? Изначально нужно сделать это на словах и простых примерах. Примеры следует приводить от простого к сложному: от неживого уровня природы и выше – к человеку.

Как объяснить ребенку … ? Начнем с простого

Ребенок видит мир вокруг. После 3-х лет он воспринимает уже все то, что может обозревать взглядом. Это дает возможность привести примеры того, что мир изменчив и непостоянен. Прежде всего следует показать противоположности в самых объективных вещах. Видит ли он, как солнце садится за окном и наступает ночь? Да, он видит. Солнце временно исчезает, а утром вновь возвращается - рождается, освещая уже новый, совсем непохожий на предыдущий день. Видит ли, как осенью листья опадают и остаются на земле? Ведь они больше не зеленые, а увявшие, желтые, и падая, не возвращаются на ветки, а остаются лежать до следующего года. А следующей весной на этом дереве будут уже маленькие, новые листья. Они рождаются весной и уходят осенью.

«Может, они умирают?» - нет, они просто меняют форму. Ведь опавшие листья прессуются под снегом, превращаются в гумус, удобрение для земли, и становятся ее частью, чтобы вновь вырасти деревом и листьями на нем. Это уже будут новые зеленые листья, когда-то бывшие другими. Так происходит везде: все имеет начало и конец, чтобы продолжиться в чем-то новом.

Подобные примеры должны быть близки ребенку: это может быть не листва, а цветочек в парке, который ему понравился и увял. Не солнце, а морской прилив (все, что циклично в сутках и сезонах на неживом и растительном уровнях).

Важно – чтобы ребенок воспринимал и соглашался с тем, что ему говорят, ему это также должно быть очевидно. От растительного уровня следует перейти к животному и начать с того,что не взаимодействует напрямую с человеком. К примеру, рыбы – без воды они «засыпают».

«Они умирают? Они же больше не могут плавать и дышать под водой». И здесь с рыбой также как с листвой, которая прекращает быть зеленой и прикрепленной к ветке. Да, она не дышит и не плавает больше, но рыба продолжается в природе тем, что является пищей для многих других рыб или животных. А с теми в свою очередь случается точно также. Куры, коровы, птицы – все они рождаются и умирают.

Как объяснить ребенку, что такое смерть? Смерть – это смена внешней формы. Как с листиком: он упал, на ветке его уже не видно, и это выглядит как смерть, но на самом деле все продолжается. Если смотреть только на отдельный листик, на отдельного кролика или любое другое животное – то он начался, родившись, был маленьким, вырос, стал большим и умер – закончилось его время. Но не бывает отдельного кролика или отдельного хомячка – все мы живем друг рядом с другом. То же случается и с людьми.

Как объяснить ребенку, что с ними будет после смерти? После смерти ничего нет, эти люди не чувствует тело, они продолжаются в других людях, даже если это не очевидно для ребенка.

Объяснять факт смерти для зрительного ребенка – процедура щепетильная, требующая предварительной подготовки для ребенка. Эмоциональное восприятие ребенка должно быть достаточно развито, чтобы он не получил сверхстресс.

Это достигается близкими отношениями с мамой. Эмоциональная связь с ней должна ежедневно подкрепляться доверительным общением, постоянным взаимодействием мамы и ребенка, чтобы ежечасно он знал, понимал, чувствовал, что его любят, что мама рядом и готова разделять все его чувства и переживания.

Во-вторых, необходимо постоянно развивать в ребенке чувство сопереживания : обращая его внимание на то, что цветочку больно, если его сорвали, собачке, если ее ударили, и, самое главное, когда человеку плохо, его надо пожалеть.

Примеры для развития чувства сопереживания нам в избытке предоставляют сказки и мульфильмы нравственного содержания, направленные на пробуждение именно этого чувства. Прежде чем говорить с ребенком о реальной человеческой смерти, о которой часто навязчиво спрашивают такие дети, следует показать ее в качестве причины для сострадания на примере как «Девочка со спичками» Андерсена, когда смерть станет причиной для сопереживания ребенком врожденного страха смерти не за себя, а за другого человека и ужаса, от страха потерять собственную жизнь он не почувствует.

Зрительный малыш будет переживать, сострадать и выносить собственные эмоции. Рассказ о листьях станет для него реальной проекцией того, что события сказки также могут случатся и в жизни. Главное, подвести его к этому плавно и последовательно.

Если же так вышло, и родитель не успел или не знает, как объяснить ребенку, что такое смерть, когда в жизни уже случился такой прецедент с кем-то из близких – не стоит паниковать. И тем более не стоит оставлять ребенка в неведении. Нужно обнять его, и напоив теплым молоком, рассказать вышеприведенное объяснение с конца: от уровня человек до неживого уровня. Это будет не так плавно и спокойно для него как в первом случае, но так степень стресса у ребенка значительно снизится. В ближайшее время его следует внимательно ограждать и беречь от стрессов, пока он не справится с таким состоянием посредством заботы и состояния защищенности, предоставляемой родителями.

Детки – разные, для каждого из них есть свои уязвимые стороны, и важно понимать потребности каждого, чтобы помочь избежать психологических травм, вырасти с ощущением уверенности. Знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана http://www.yburlan.ru/training/ дадут вам несравнимое преимущество - полное понимание психического своего ребенка, того подхода в воспитании, который будет для него наилучшим.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Татьяна Скрягина
Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители - главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу , что такое время , с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить . Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени , для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени . Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него : «Летом я видел живую лошадку» . Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия - время года , месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего , если начать со времени года и времени суток .

Вначале расскажите о том, что год - это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том , что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты . Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года , их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните , что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка - время суток , когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу .

Когда ребенок осознает , что такое год и сутки , и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом , минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду - одно мгновение. Объясните , что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять , что в минуте много хлопков - секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором .

Публикации по теме:

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель:дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Время - понятие невещественное, единицы времени абстрактны и их невозможно пощупать. Между тем, умение определять время относится к важным бытовым навыкам, поэтому постичь данную науку рано или поздно придется всем детям. В школьной жизни этот навык особенно необходим, так как график ребенка буквально расписан по часам и нужно уметь распоряжаться своим временем.


Как доступно и понятно объяснить маленькому ребенку, что такое время и как определять время по часам, расскажет сайт.

Начинаем с основ

Прежде чем знакомить малыша с такими внесистемными единицами измерения, как секунда, минута, час, нужно привить ему общие представления о времени. Начните с объяснения разницы между прошлым, настоящим и будущим. К прошлому относится понятие «вчера», к настоящему «сегодня», «сейчас», к будущему, соответственно, «завтра». Приводите примеры из реальной жизни, например:

  • Вчера мы гуляли в парке и собирали опавшие листья;
  • Сегодня мама испекла пирог и сейчас ты его кушаешь;
  • Сейчас мы ложимся спать, а завтра ты, я и папа все вместе пойдем в зоопарк.
Как видите, это очень просто и даже не требует каких-то специальных усилий - вы ежедневно оперируете такими понятиями и ребенок опосредованно впитывает знания.

Осознать ход времени ребенку помогут повторяющиеся действия, поэтому необходимо по возможности соблюдать режим дня. Базовый сценарий каждого буднего дня выглядит примерно одинаково: пробуждение, завтрак, прогулка, обед, дневной сон и так далее. Ежедневно повторяющиеся события закладывают у ребенка внутреннее ощущение времени.

Сыграйте с ребенком в полезные игры на определение времени суток:

Нарисуйте разные предметы, которые малыш использует ежедневно - зубную щетку, подушку, книгу со сказками , уточку для ванны и т.д. Можно ничего не рисовать, а использовать реальные вещи или сделать распечатку картинок из интернета. Спросите, в какое время ребенок использует те или иные предметы. Не скупитесь на похвалу при каждом правильном ответе. Попросите малыша рассказать, что он обычно делает утром? Задавайте вопросы, связанные со временем суток, например, когда папа приходит с работы?

Как правило, малыши сами чувствуют и видят перемены в окружающей среде, поэтому к трем-четырем годам довольно свободно ориентируются в понятиях «день - ночь», «утро - вечер», «вчера - сегодня - завтра». Теперь, когда кроха знает, что такое утро, день, вечер и ночь, можно постепенно переходить к знакомству с понятиями «час» и «минута».

Учим ребенка определять время

Объясните малышу, для чего вообще нужен такой предмет, как часы (пока будем использовать электронный вариант). Расскажите, что часы - это прибор для точного определения времени суток и они нужны, чтобы везде успевать и никуда не опаздывать. А цифры на табло как раз и показывают текущий час и минуты. При этом час длится дольше минуты, поэтому цифры-минуты сменяются чаще, чем цифры-часы.

Соорудите плакат с распорядком дня . Нарисуйте яркие картинки тех действий, которые малыш выполняет каждый день. Важно, чтобы получившийся плакат отражал действительность. Например, в 8 часов ваш малыш просыпается (рисуем пустую кроватку и солнышко), в 8:15 идет умываться (рисуем умывальник), в 8:30 - завтракает (тарелка с ложкой). Не умеете рисовать - найдите и распечатайте соответствующие картинки из интернета. Рядом с каждым действием нарисуйте таймер с соответствующими цифрами.

Повесьте плакат в таком месте, чтобы ребенок мог видеть и его, и часы одновременно . В течение дня нужно будет придерживаться установленного распорядка.

Знакомим ребенка с циферблатом, минутными и часовыми стрелками


Игры с циферблатом помогут ребенку освоить механические часы и, буквально, «пощупать время». Для обучения вам понадобятся старые нерабочие часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и крупными стрелками. Можно самостоятельно изготовить картонный циферблат с подвижными стрелками - это не трудно. Возьмите кусок картона, вырежьте из него круг, разделите его на сектора по 5, 10 или 15 минут. Стрелки закрепите с помощью ниток, прошивая картон насквозь. Или используйте шуруп и гайку. Секундную стрелку пока в расчет не принимаем. Повесьте циферблат в детской, чтоб ребенок всегда имел возможность поиграть с ним, когда у него возникнет желание. Главное, чтобы хенд-мейд часы выглядели максимально упрощенно и ярко.

Игры для изучения времени:

  • Изучаем круг . Объясните малышу, что большая стрелка «обходит» круг в течение дня, а за сутки (день и ночь) делает это два раза.
  • Двигаем стрелки . Дайте малышу игрушечный циферблат, чтобы он мог самостоятельно подвигать стрелки пальчиком. Расскажите, в какую сторону должны двигаться стрелки. Попросите его с помощью большой стрелки выставить время, когда он просыпается по утрам или ложится спать (в качестве подсказки можно использовать тот самый плакат с распорядком дня).
  • Определяем минуты . Расскажите, что тонкая стрелочка означает минуты и двигается быстрее, чем толстая и короткая часовая стрелка. Дорисуйте на вашем плакате циферблат и стрелки, расположенные соответственно указанному времени (помните, мы рисовали электронное табло часов?).
  • Проживаем день «понарошку» . Предложите малышу такую игру: двигайте стрелки на циферблате час за часом и спрашивайте у ребенка, что он обычно делает в это время.
  • Практикуемся . При любом удобном случае показывайте ребенку действующие часы и озвучивайте текущее время. Так вы научите малыша понимать взаимосвязь между числами и часами.


Даже маленькие детки способны обучиться определять время, просто визуально запомнив расположение стрелок. Пятилетнему ребенку уже можно подарить собственные наручные часы. Мамочки, а как вы научили деток понимать время? Поделитесь личным опытом!