Знакомство со свойствами песка и глины. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Природный материал-песок, глина, камни»-конспект НОД по ознакомлению с природой, старшая группа

Пояснительная записка

Актуальность

Проведение занятий по модулю «Песок. Глина. Камни» в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по экологическому воспитанию и развитию интереса к дошкольников. Задачи, поставленные на занятии, усложняются, так как педагог заинтересовывает ребенка, казалось бы на первый взгляд, скучной темой.

Кроме обобщенных знаний о предмете исследования, происходит накопление конкретных представлений о неживой природе, пополняется опыт экспериментирования. Решается важная задача – развитие навыков и совершенствование ее способов.

Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно рассматривать, анализировать, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи, делать обобщения.

Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе детского сада в занятии по указанному модулю включаются разнообразные методы обучения: наглядные, словесные и, что очень важно, практические.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный , формирующий характер детей, занятия по модулю «Песок. Глина. Камни» планируется проводить только в игровой форме. Игры подобраны таким образом, чтобы в них присутствовала бы активная и развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Занятии по данному модулю можно проводить как в помещении, так и на улице: участке и за его пределами.

На занятиях используется и непосредственно природный материал, коллекция камней и большой количество иллюстраций, видеоматериал.

Календарно-тематическое планирование модуль «Песок. Глина. Камни»




Программное содержание

Методические приемы

Оборудование

«Песок, глина, камни»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе,

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.


1. «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Для чего человеку песок и глина?»

5 . «Какими бывают камни?»


прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, коллекция камней, ракушки.


«Удивительный песок. Песочные часы»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

1. «Песочная страна»?»

2. «Рисуем песком»

3.Опыт «Как сделать песочные часы»

Емкости с песком, с водой, лист бумаги, ложечки, лупы, магниты. Песочные часы.


Планируемые результаты освоения программы по модулю «Песок. Глина. Камни»:

К концу года ребенок должен уметь:

Наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

Пользоваться специальной терминологией;

С помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;

Следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;

К концу года ребенок должен знать:

Об использовании человеком факторов природной среды;

Различные свойства веществ;

Некоторые свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.

Ульяна Козыряд

Тема:«Природный материал-песок, глина, камни»

Целевой ориентир: Знают о неживой природы и их свойствах. Имеют представление отличительных особенностей песка, камней и глины.

Приоритетная образовательная область: познавательно развитие в интеграции образовательных областей: «речевое развитие».

Технологии, методы, приемы: личностно – ориентированные технологии: рефлексия; технология сотрудничества.

Материал: Лупа,различные камешки,емкость с водой,стаканчики с песком,глиной,палочки.

Предварительная работа: Рассматривание песка на прогулке, изготовление форм из влажного и сухого песка.

Задачи:

1. Обучение детей с такими составными неживой природы, как песок,камни,глина, а также с их свойствами. Обучение делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

2. Развитие представление отличительных особенностей песка,камней и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).

3. Воспитание интереса к неживой природе.

Организационный момент: «Неживая природа»

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии.

Камни, песок.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Давайте проверим свойства песка.

Опыт №1

Ребята, как вы думаете, можно ли из сухого песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

Песок не лепится.

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый.

А теперь давайте в стаканчик с сухим песком нальем воду,и попробуем лепить.

Правильно ребята,из мокрого песка можно лепить,делать куличики в песочнице.

На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Опыт №2

Если мы камень опустим в воду, что произойдёт?

Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду. Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно.

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами какую природу наблюдали?

Не живую природу – песок, глину, камни.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны.

Рефлексия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сухой и влажный песок» Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и сырого песка. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема «Знакомство с историей села Родниково» Цели: 1. Познакомить детей с образованием села; Учить ориентироваться на карте села; Выявить и закрепить знания детей о достопримечательностях.

НОД. Познание. Знакомство с окружающим миром. Тема: «Зима в лесу» НОД. Познание. Знакомство с окружающим миром. Тема: «Зима в лесу» Цель: расширять представления детей о жизни животных, развивать внимание,.

Ирина Щеглова
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок»

Тема : " Природные материалы : камень , глина , песок ".

Задачи :

Образовательные : Расширять знания детей об окружающем мире , знакомить с особенностями не живой природы . Уточнить представление детей о свойствах песка, глины , камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.

Развивающие : Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать творческое воображение при лепке дорожки из глины и песка . Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе, формировать эстетическое отношение к почве родной природы , воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материалы и оборудование :

Природный материал : песок , глина , камни. Эмблемы команд, фишки, три поросенка, банка с водой, слайды с изображением каменных поделок , цветные камушки.

На каждого ребенка : доска для лепки, простой карандаш, лист бумаги, по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, влажные салфетки, фартуки, чепчики.

Ход занятия.

Приветствие :

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друг с другом и поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины , а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу , чтобы мы могли им найти правильное решение. Ребята, мы ведь поможем поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, чтобы помочь нам нашим поросятам, мы должны провести несколько опытов. А кто мне скажет, где проводятся опыты?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Совершенно верно. Лаборатория - это то место, где проводится много опытов и научных исследований. А сейчас, я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию (дети садятся за столы) . Ребята, чтобы помочь поросятам нам надо разделиться на две команды : «Любознайки» и «Почемучки» .

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам сравнить материалы , которые лежат у вас на столе : песок и глина , камни и глина , песок и камни . Ребята, если внимательно посмотреть на сухой песок и глину . Что вы можете сказать про эти материалы ?

Дети : Сухой песок рыхлый , сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная , мягкая, пластичная, в ней можно сделать ямки и из неё можно лепить.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину . Возьмите, в одну руку глину , а в другую- камень . Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной . Почему?

Дети : Камень твердый , крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая , пластичная, принимает любую форму.

Воспитатель : Верно ребята, камень твердый крепкий материал , а глина- мягкая , пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни . Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок ? Кто готов ответить на вопрос?

Дети : Песок рыхлый , сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый , жесткий, если присмотреться, можно увидеть маленькие кристаллики, трещины и даже узоры.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камень . Песок .

Воспитатель : Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни . Нужно провести опыт : в банку с водой, насыпим камни и песок , все перемешать палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов .

(Опыт проводиться 2-3 раза, после дети делают вывод) .

Воспитатель : Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камни тяжелее, потому что они упали на дно стакана раньше, а песок оседает позже .

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки) .

Воспитатель : У каждого из нас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные - каждой командой. (После подсчета команда- победителей встает, другая аплодирует) .

Физкультминутка.

Во дворе растет подсолнух

Утром тянется он к солнцу!

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом на оборот.

Отдохнули мы чудесно

И пора нам сесть на место!

Воспитатель : Скажите, ребята, так все же какой материал прочнее : песок , глина или камень ?

Дети : Камень прочнее , поросятам нужно строить дорогу из камня.

Воспитатель : Верно, ребята, из всех материалов , что у нас сегодня имеется, камень является самым прочным материалом .

Воспитатель : Природный камень - это твердая горная порода природного происхождения . Многие люди делают из камня настоящее произведения искусства. Ребята,посмотрите, на наш экран. Посмотрите, вот такие дома строили раньше из камня. Они отличались от всех домов своей прочностью. Многие люди украшают свой дом, клумбами, которые сделаны из маленьких камней. А на этом, слайде мы видим, поделку из грибочков, тоже сделанную из камней.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а это сказочные цветные камешки . Давайте, нашим поросятам слепим сказочную, прочную дорожку.

(Ребята, лепят дорожку) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете помогли мы сегодня поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Да, мы сегодня им построили прочную сказочную дорогу из цветных камушек. Они очень довольны. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, наши поросята очень довольны и им пора возвращаться обратно в сказку . Давайте попрощаемся с поросятами и с нашими гостями.

Подведение итога.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами». Зеликова Валентина.

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста «Природные заповедники» Тема: «Природные заповедники» Цель: знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением. Программные задачи: 1. Формировать представления.

Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему: “Моя страна” Прокуратова Г. А. Задачи. Познакомить с картой России, с российской.

Тема: «Ткани». Цель: дать возможность детям ознакомиться с разными видами ткани, их назначением, свойствами. Образовательные: дать детям.

Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе «Песок и глина-наш помощники». Цель:углубить знания детей о неживой природе; -самостоятельно проводить исследования, добиваясь результатов; -размышлять, отстаивать своё.

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе «Витамины» Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе №7: «Витамины». Цель: формировать у детей младшего.

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности «Песок и глина» (подготовительная группа) Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины. Задачи: - обучающая: формировать познавательную мотивацию к свойствам природных компонентов.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал - песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:

Гульнара Шавалиева
Конспект занятия по экспериментированию «Особенности неживой природы - песок, глина, камень»

«, глина , камень »

Экологическое воспитание детей

дошкольного возраста - проведение опытов.

Возраст : средняя группа

Тема : Особенности не живой природы – песок , глина , камень .

Цели :

1) знакомить детей с особенностями не живой природы ;

2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;

3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.

Оборудование : песок , глина , вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.

Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии .

Камни, песок , глину , землю.

Какие-нибудь изменения вы видите?

Они лежат без изменения.

Какой вывод мы можем сделать?

Они не живые.

А что значит - не живые?

Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.

Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой ?

Людей, деревья, растения, животные.

Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.

Черепаха.

А черепахи где живут?

В воде, в песке.

Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы . Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.

Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?

В одной – песок , во второй – глина , в третьей – земля.

Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)

В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.

- Глина не пропускает воду .

Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.

Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли .

Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)

Какой вывод можно делать?

- Песок не лепится .

Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё .

Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?

Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.

Если мы камень опустим в воду , что произойдёт?

- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.

Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду . Что наблюдаем?

В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно .

Какой вывод сделаем?

Тяжёлые предметы тонут.

Черепаха :

Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень , что произойдёт?

(опускает в воду пенопласт и камень )

- Камень упал на дно , а пенопласт остался над водой.

А чём это говорит?

Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.

А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?

Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?

Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.

А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.

Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали ?

Не живую природу – песок , глину , землю, камни, пенопласт.

Проверяли их свойства, отличия.

Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны . Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны .

Используемая литература :

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно ! – М :Линка – ПРЕСС,2004.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

3. Хакимова Г. Экологическое и нравственное воспитание детей. Набережные Челны, 2004.

Подготовила : воспитатель МБДОУ №86 Шавалиева Г. Р.

· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?

· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики : Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Результаты диагностики (начало и конец учебного года)


Календарно-тематический план

Дата № п/п Тема занятия Материал Форма организации Примечание
Сентябрь 1. «Что такое природа» Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140
2. «Живая и неживая природа» Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей). Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146
3. Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки). Пластиковые бутылки для воды. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
4. Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода). Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»
Октябрь 5. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе). Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение Г. Люшнина «Капелька» См. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» стр.25
6. Водные растения и животные. Загрязнение водоемов. Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
7. Воздух и его свойства. Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка. Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61
8. Воздух вокруг нас. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»
Ноябрь 9. «Вот труба – над нею дым» Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка». Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.
10. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования
11. Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка. Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
12. Легенды и сказки о солнце. Художественные произведения: легенды и сказки о солнце. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
Декабрь 13. Что у нас под ногами. Песок, глина. Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки. Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».
14. Удивительные камни. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.
15. Магнит и его свойства. Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112
16. Почва – живая земля. Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой. Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение). Решение проблемных ситуаций, исследование. Рассматривание предметов исследования, схем, моделей; Выполнение опытов, составление схем-моделей.
Январь 17. Жители подземного царства. Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи. Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.
18. Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт. Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.
19. Разнообразие видов растений в природе. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото». Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.
20. Как узнать растения (части растений). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий
Февраль 21. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Занятие на тему: « Крылатые семена» Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51
22. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.
23. Растения – пища для животных и человека. Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»
24. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. Кукла Айболит. Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» «Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90
Март 25. Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные». Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.
26. Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках». Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.
27. Земноводные. Демонстрационный материал «Земноводные». Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.
28. Пресмыкающиеся. Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся» Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.
Апрель 29. Насекомые. Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.
30. Птицы. Наглядный материал «Птицы». «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.
31. Звери. Наглядный материал «Звери». «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.
32. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Наглядный материал по теме. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.
Май 33. Лес - как пример сообщества. Иллюстрации с видами леса, его обитателями. Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова «Кто в доме природе живёт» материалы блока « Лес». Хрестоматия для детского сада. (Стихи о природе. Стр.97.
34. Лес и человек. Охрана леса. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
35. Десять заповедей друзей природы. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
36. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Костюмы по содержанию. Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом»

Литература

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.

2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014