Классный час в начальной школе на тему "о дружбе".

Цели и задачи классного часа:

Воспитание в учениках чувства сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость;

Привитие этических качеств личности — доброты, сострадания, альтруизма, соучастия.

Описание классного часа

Учитель : Ребята, чтобы вы догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу зачитать вам небольшое стихотворение:

Без дружбы человек себя особо зрит,

Пустыннику подобен,

Который жизнь влачит,

К утехам неспособен;

Но дружбою свое

Мы множим бытие.

О дружба, дар небесный!

Тобою счастливы на свете мы,

Тобою кроткие умы

Чувствительных сердец союз узнали тесный.

(Из стихотворения И. Богдановича «Стихи о дружбе»)

О чем мы сегодня будем говорить? (Рассуждения ребят.)

Чтение и обсуждение рассказа В. Крапивина «Товарищи»

«В отряде "Каравелла" новички не сразу становятся полноправными членами своего экипажа и получают нашивку с якорем. Сначала они — кандидаты. Ребята неназойливо, но внимательно присматриваются: что за люди, не подведут ли? Потом совет отряда решает, кому закрыть кандидатский стаж, а кому — подождать.

В сентябре пришли к нам два пятиклассника — из одной школы, из одного класса. Приятели. Месяц прошел, совет обсуждает:

— Ну что, можно закончить кандидатский стаж Павлику и Витьке?

— Можно. Работают вроде бы нормально, задания выполняют...

И вдруг Лариска Коробицына, одна из главных командиров "Каравеллы" (она с четвертого класса в отряде, а теперь уже комсомолка), говорит:

— С Витей надо бы подождать, ребята...

Переглянулись наши капитаны и штурманы: чем пятиклассник Витька не понравился Лариске?

— Я вчера в их группе была на занятиях по фехтованию. Новичок Илюшка подошел, попросил помочь защитный жилет застегнуть, а тот говорит: "Да ну тебя, некогда мне. Попроси кого другого..."

Опять переглянулись ребята. И... ни один не поднял руку, чтобы проголосовать за Витьку.

Витька, конечно, очень огорчился. И удивился:

— Подумаешь! К такому пустяку придрались!

— Из-за таких пустяков иногда характер складывается, — сказали ему.

— Причем здесь характер? А если этот Илюшка мне не нравится!

Ребята усмехнулись. И два шестиклассника — Валерка и Андрей — тоже усмехнулись. У Валерки на скуле был синяк.

Дело в том, что Валерке очень не нравится Андрей. Спорили они часто, считали друг друга болтунами, выскочками и очень неважными матросами. Даже просили развести их по разным экипажам. Но вчера на улице увидал Валерка, что Андрея поймали на углу двое незнакомых мальчишек. Один держит Андрюшку за руки, а второй пытается содрать с рукава якорь.

В общем, хоть и здоровые были парни, а бежали они от Валерки и Андрея очень быстро. Бежали после короткого боя с двумя товарищами, которые умеют постоять друг за друга.

Хорошо бы, конечно, рассказать, что после этого случая Валерка и Андрей стали друзьями. Но это была бы неправда. Не стали. По-прежнему спорили и друг друга недолюбливали. Что поделаешь: разные бывают люди, часто случается, что один другому не нравится. Не каждый может стать твоим другом, с которым все в жизни пополам — счастье и горести, и которому можно любую тайну открыть, любую мечту доверить. Но товарищами в отряде должны быть все. Потому что товарищ — это такой человек, с которым у тебя общая работа, общая цель и на которого можно положиться в трудную минуту. Может быть, он и не друг твой, но тащить тяжелый рюкзак в утомительном походе поможет. В опасности не струсит, выручит. И если ты несправедливо обижен — он заступится. Потому что товарищество нужно и тебе, и ему, и всему отряду. Хорошо стоять в строю, чувствуя, что рядом надежные люди. Хорошо жить на свете, когда знаешь: есть у тебя верные товарищи, в любом хорошем деле поддержат. И замечательный будет у вас класс, Алешка, отряд, когда вы все станете товарищами.

Учитель : Какова главная мысль данного рассказа? (Рассуждения учеников.)

А теперь, давайте вспомним известную детскую песенку. (Учитель предлагает исполнить или прослушать аудиозапись песни «Улыбка», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.)

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на земле

Будто лампочки включаются улыбки.

Припев.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и поразмыслите, правильно ли герой стихотворения понимает дружбу?

Я свою соседку Олю

За косичку дернул в школе, —

Эта Оля мне опять

Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину

Одноклассницу Марину,

Нужно с ней, вообще, построже,

Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,

Ей же — как горох об стену,

А веселую Катюшку,

Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы

Я с утра подкинул крысу,

Та устроит в сумке нору, —

Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку

Уважаю, как мальчишку,

С Ирой я давно дружу —

Ей лишь кнопку подложу...

(В. Можная «Такая дружба»)

Ребята высказывают свое мнение по поводу поведения героя стихотворения.

Вырабатываем, «Законы дружбы»

Учитель предлагает подумать: «Как стать хорошим товарищем?»

Прежде всего старайся быть хорошим товарищем сам. Сочувствуй товарищу в его бедах и горе, умей жить его радостями.

Будь готов помочь товарищу, выручить из беды. Не допускай отрицательных проявлений — зависти, черствости, бездушия, бессердечности.

Учитель: Ребята, недопустимо неумение радоваться радости товарища. Это приводит к зависти. Она уродует личность и взаимоотношения людей. Из-за нее может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу, чтобы у него случилась неприятность.

Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения.

Давайте сформулируем «Законы дружбы»:

Не оставляй друга в беде.

Дружба — это вера в человека, требовательность к нему.

Дружба всегда взаимна.

Дружба испытывается в беде и опасности.

Дружба — это не повод для поиска выгоды.

В мире афоризмов, пословиц и поговорок о дружбе

Учитель: А теперь обратимся к народной мудрости: как в народных пословицах и поговорках люди выражают свое отношение к дружбе?

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашел — береги.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Дружба дружбой, а служба службой.

Солома с огнем не дружит.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Верный друг лучше сотни слуг.

Для друга и семь верст не околица.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Без беды не узнаешь друга.

Друг познается в несчастии.

С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

Учитель: О чем говорят эти пословицы? Приведите еще примеры пословиц о дружбе. (Рассуждения учеников.)

Учитель: А теперь послушаем, что в разное время говорили известные люди о дружбе:

Дружба — это непрекращающееся путешествие, наполненное открытиями и открытостью (Ч. Мичли).

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно — не иметь ни одного друга и менять многих друзей (Сократ).

Господи, спаси меня от друзей, а с врагами я и сам справлюсь! (А.С. Пушкин)

Кто ищет друзей, достоин того, чтобы их найти; у кого нет друзей, тот никогда их и не искал (Лессинг).

Не замечать охлаждения друзей — значит мало ценить их дружбу (Ларошфуко).

Дружба — это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли... Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и довольствоваться хотя бы тем, что вот мой друг здоров и пускай еще здравствует (В. Высоцкий).

Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).

Наслаждаться общением — главный признак дружбы (Аристотель).

Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе (Л.H. Андреев).

В молодости я требовал от людей больше, чем они могли дать: постоянства в дружбе, верности в чувствах. Теперь я научился требовать от них меньше, чем они могут дать: быть рядом и молчать. И на их чувства, на их дружбу, на их благородные поступки я всегда смотрю как на настоящее чудо — как на дар Божий (А. Камю).

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза (Н. Хусрав).

В дружбе нет ни должников, ни благодетелей (Р. Рол- лан).

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения (Ш. Руставели).

Учитель: Ребята, как вы поняли эти крылатые фразы? (Рассуждения учеников.) А в завершение нашего разговора я хотела бы предложить вам еще одно стихотворение:

Мои друзья мне все прощали:

Дурной характер, спесь и лень.

Враги стреляли из пищали

И не давали спать весь день.

Всю ночь друзья оберегали

Меня от бурь, хандры, скорбей.

Враги — лишали всех регалий,

Что я собрал, как скоробей.

Друзей судьбина раскидала

На север, запад, юг, восток...

Враги все рядом. Все им мало.

Все ждут, чтоб кровью я истек.

Друг издали письмо мне пишет:

Мол, как дела, как жив-здоров...

И только враг в затылок дышит —

Все также злобен и суров.

От друга я приму упреки,

За радость радостью воздам...

Но за полезные уроки

Дай Бог здоровья и врагам!

(МарМар «Друг и враг»)

Подведение итогов . Классный руководитель предлагает вспомнить некоторые правила «Законов дружбы» и записать их в тетрадь (или на классной доске).

Вывод: Человек должен завоевать уважение других людей к себе, уметь сочувствовать товарищу и окружающим людям, оказывать посильную помощь товарищу или другим людям. В любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и не допускать проявления этих качеств в своем характере.

Беседа - игра «Что такое дружба?».

Цель: обогащение социального опыта ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Задачи:

    формировать понятия «друг», «дружба»;

    учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;

    развивать коммуникативные навыки;

    воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Ход мероприятия.

1. Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. А сейчас мы улыбнемся, поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит легкая музыка, звуки природы).

Приветствие: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй крепенький дубок!

Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую!

2. Молодцы, ребята! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Первый человек держит в руках кончик клубка и передает его соседу, при этом должен сказать доброе слово, сделать ему комплимент. Второй должен повторить это слово, назвать новое и передать клубок следующему игроку. А последний, получая клубок, сматывает его и произносит все слова, сказанные ему.

Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.

3. А у вас есть друзья? Назовите, кто они. Где они живут? В какие игры вы с ними играете?

А сейчас послушайте стихотворение.

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей,

На любой планете!

4. А вы знаете что такое дружба? Что значит дружить? Почему вы так думаете? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?

( Помогают другу в беде, умеют разделить радость и горе, не смеются над недостатками друга; вовремя остановят друга, если он делает что-то плохое; умеют принять помощь, совет, не обижаются на критику; не обманывают друга; умеют признать свои ошибки, помириться с другом; относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.)

Ребята, а кто из вас знает пословицы о дружбе. Вам нужно собрать пословицы из слов.

1.Дружбу и топором не разрубишь.

2.Без друга - сирота, с другом - семьянин.

3.Нет друга, так ищи; а нашел, так береги.

4.Друг познается в беде.

5.Старый друг лучше новых двух.

6.Друга за деньги не купишь.

5. А дружить это хорошо или плохо? Я предлагаю вам поиграть в игру «Две половинки». Каждый по очереди достанет то, что лежит в «Волшебном мешочке». У каждого из вас половинки сердец, нужно сложить целое сердце и найти себе пару. (Звучит песня «Дружба крепкая», дети находят свои половинки).

Вашим парам надо будет выполнить следующие задания. Будьте внимательны! Вам нужно правильно и быстро собрать разрезную картинку. Ваше умение договариваться, поможет быстро справились с заданием.

6. Молодцы! Я вижу, что вы очень дружные ребята. Как вы понимаете такое выражение: «Друзья не разлей вода». (Которые всегда рядом, вместе, готовы прийти на помощь и поддержать друга).

У вас очень интересные мысли, вы все правильно понимаете значение этого выражения. А теперь вспомним с вами сказки, в которых герои были друзьями? («Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Зимовье зверей», «Цветик - семицветик»)

7. Ребята, вам нравится, когда светит солнышко? А вот и солнышко. Только чего-то не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков! Вот сейчас мы с вами и украсим наше солнце лучиками – ладошками. Каждая пара договаривается между собой у кого красный. А у кого жёлтый лучик. Договоритесь между собой, кто какой лучик выберет. Во время работы детей звучит песенка «От улыбки». (Дети обводят свои ладошки на цветной бумаге - желтой и красной, а затем вырезают и приклеивают ладошки на солнечный круг.) Насколько ярче, светлее и добрее стало у нас! Какое солнышко у нас получилось? (Веселое, доброе, яркое, лучистое, счастливое, горячее, радостное). Конечно, у дружных ребят только такое солнышко светит.

8. Вы молодцы! Вы показали, как должны вести себя настоящие друзья. А как вы себя вели по отношению друг к другу? Были внимательными друг к другу, слушали и слышали друг друга, умели договариваться между собой. Вы умные, добрые, дружные ребята.

Заключение. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

На занятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • уважать и принимать мир другого;
  • относиться к ученикам с абсолютным доверием;
  • акцентировать внимание на позитивном поведении ребенка;
  • избегать оценочных суждений в отношении к детям;
  • безусловное принятие ребенка.

Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой

Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»

Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Приложение , 1-й слайд.

II. Сообщение темы и цели занятия

– Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

III. Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Приложение , 2-й, 3-й слайды.

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

IV. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим? (Выполнение заданий на слайде)

Приложение , 4-й слайд.

V. Пословицы о дружбе

Приложение , 5-й слайд.

– А какие пословицы о дружбе знаете?

Игра «Закончи пословицу»

Приложение , 6-й слайд.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).

VI. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

VII. Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Приложение , 7-й слайд.

IX. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Приложение , 8-й слайд.

X. Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Приложение , 9-й слайд.

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Приложение , 10-й слайд.

XI. Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

XII. Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Приложение , 11-й слайд.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Приложение , 12-й слайд.

Использованная литература:

  1. Бушелёва Б.П. «Поговорим о воспитанности» 1989 г.
  2. «Русские пословицы и поговорки» / под редакцией В. Аникина 1988 г.
  3. Романюта В.Н. «Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей»

Классный час для учащихся начальных классов «Учись дорожить школьной дружбой»

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы; познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей.

Оформление доски : плакат с эпиграфами: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам», «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается» (Ф. Ларошфуко).

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Я предлагаю вам сегодня обменяться мнениями по такой теме: «Учись дорожить школьной дружбой».

Может быть, мы и поспорим немного. А ведь, как известно, в споре рождается истина.

II. Разговор о первом друге.

Какой он мой друг? И почему он бесценен?

Друзья, я хочу, чтобы сегодня в нашем разговоре каждый принял участие, каждый высказал свое мнение. Итак, я приглашаю для разговора всех учащихся.

Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека: Он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я без друга как без рук». А каков ваш друг? Я знаю, что у некоторых ребят пока нет друга или подруги среди сверстников. Пожалуйста, вам слово.

Учащиеся рассказывают о своих друзьях.

Вопросы по ходу рассказа:

Почему он твой первый друг?

Почему он бесценный?

Ребята, а как вы думаете, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы он стал кому-то другом?

Вы, наверное, знаете, что есть такая поговорка: «Пойду с ним в разведку». Как вы полагаете, что бы это значило?

А с кем из класса каждый бы пошел в разведку?

Дети отвечают.

Ребята, вы заметили, что рассказываете иногда о людях, которые учатся в другой школе, в другом классе. Этих друзей вы приобрели давно, но они по-прежнему важны для вас, потому что они - первые друзья.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы кто-то мог назвать его другом? (Тот, кто никогда не подведет, кому можно доверить секрет, кто честно выскажет свое мнение о вашем поступке.)

Какими правилами нужно руководствоваться, чтобы приобрести друзей?

Есть книга, которая называется «Как завоевать друзей». Ее автор Д. Карнеги дает советы, к которым стоит прислушаться.

Правила:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Ребята, а знаете ли вы стихи о друге, о дружбе? А песни?

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен. Мне хочется, чтобы вы послушали «Песню о друге» (в исполнении В. Высоцкого).

Дети слушают в записи песню.

Этой песне уже очень много лет. Ее, наверное, в таком же возрасте слушали ваши родители. Как вы думаете, почему людям до сих пор нравится эта песня? (Потому что дружба всегда важна для человека.)

Настоящий друг во все времена - величайшая ценность.

Я сейчас дам вам свиток, а вы напишите по одному качеству, которое цените в друге, в дружбе. Таким образом, получится собирательный образ друга.

Учащиеся пишут, в это время звучит какая-нибудь музыка, имеющаяся в распоряжении организаторов и соответствующая теме.

Понятие «друг» неразрывно связано с понятием «дружба». Как известно из детской песенки, «дружба начинается с улыбки». Что лежит в основе дружбы? Да, доброта, доброжелательность, уважение и внимание, стремление понять друг друга, разделить радость и печаль, уметь быть благодарным и нести радость другому. Во все времена и у всех народов высоко ценилась дружба, верность, преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал в XII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого бы не было легенд и пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки?

Учащиеся отвечают.

Пословицы и поговорки:

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба не гриб - в лесу не найдешь.

Друга иметь не убыток.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

По своему происхождению слово «дружба» тесно связано с таким понятием, как «родственная близость»; выражения «друзья» и «братья» некогда звучали почти одинаково.

Дружба предполагает взаимопомощь, сходство чувств, переживаний, недаром близкого друга часто называют собственным, то есть другим, «>1».

Вопрос классу:

А как вы понимаете такое выражение: «До дружбы надо вырасти»?

Ребята высказывают свои мнения по данному вопросу.

Знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются». Итак, Шекспир считал, что настоящий друг везде верен: в счастье и беде, а Вольтер - что «глаза дружбы редко ошибаются». Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие «дружба».

Как вы считаете, при каких условиях или с чего в нашем классе может завязаться дружба в коллективе и у отдельных ребят друг с другом?

Дети отвечают.

Конечно, именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя. Ведь каждый человек испытывает желание быть нужным другим, замеченным, ощутить потребность в себе. Это исток дружбы. Очень хороший педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое».

Подумайте, ребята, о потребности в человеке. Ведь это именно то, с чего начинаются поиски близкого тебе, понимающего тебя. А из этого следует, что в основе дружбы лежит именно понимание, причем сочувствующее понимание близкого человека.

А как проявляются начинающиеся дружеские чувства, в чем они выражаются?

Ребята осмысливают сказанное, высказываются сами.

Вспомните, как поется в одной из популярных детских песенок. Ведь это верно, ребята, дружба действительно начинается с улыбки. Как вы думаете, почему? (В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого и начинаются дружеские отношения.)

Часто ли мы видим в нашем классе улыбку расположения и доброго отношения друг к другу?

Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе?

Дети отвечают.

Давайте проведем маленький эксперимент, чтобы определить общее мнение. Мы вместе напишем небольшой творческий Рассказ о классе, автором рассказа будет каждый из вас. Потом

сравним ваши записи и сделаем не только вывод, но и составим план нашего пути до настоящей школьной коллективной дружбы.

Учитель читает рассказ, а дети вставляют свои мысли, рассуждения, ответы. Каждую мысль надо писать с новой строки, чтобы удобнее было разобраться.

Рассказ

В классе проходил классный час, посвященный коллективу. «Ребята, - спросила учительница, - как бы вы назвали наш разговор?» (Дети пишут названия.) «О чем в отношении друг к другу вы хотели вы поговорить сегодня?» (Дети записывают.) «Я считаю, - сказала Света, - что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное. Вот пуст ь ребята скажут, что такое внимательность». (Дети пишут.)

«А ты лучше скажи сама, бываешь ли ты заботлива к другим или только о себе думаешь?» - выкрикнул Петя.

«Не надо пререкаться, - попросила учительница. - Пусть лучше каждый вспомнит какой-то пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение. Это ведь и есть внимательность». (Ребята записывают примеры. Таких примеров дети привели немного.)

«Вот видите, - сказала учительница, - значит, в нашем классе не хватает существенного - заботливого и чуткого отношения к другому. А как вы думаете, почему это происходит?» (Ребята записывают ответ.)

«Что же мы должны решить на сегодняшнем собрании? До чего договориться? Давайте каждый внесет свои предложения». (Ребята записывают свои предложения.)

III. Заключительная часть.

Ребята, обсуждать вставленные в рассказ суждения мы будем на следующем классном часе.

Я думаю, что все мы будем стараться, чтобы все наши мероприятия, разговоры, беседы, праздники послужили началом интересной и богатой по содержанию дружбы в нашем коллективе.

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты -

Ведь это все любви

Счастливые моменты...

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова...

Классный час

«Разговор о дружбе»

Выполнила:

Учитель МАОУ СОШ №1

Терентьева Н.А.

Цели :

Расширение знаний детей о дружбе.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «дружба», «друг», «бескорыстная дружба».

2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни, развивать стремление дружить с окружающими.

3.Развивать речь детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим. А помогут нам вот эти картинки на экране (Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья). Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев? (слайд №2)

Ответы детей.

Учитель. Правильно, это друзья.

III. Беседа.

1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.(слайд№4)

– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?

2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?(слайд№5)

Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба?

3. Рассказ учителя.

– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

IV. Обсуждение проблемных ситуаций

– А сейчас, ребята, давайте обсудим ситуации: “Как бы я поступил?”.(слайд №6)

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

V.

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./

Ответы детей.

VI.

О дружбе есть много пословиц. Составь пословицы(разрезные карточки)(слайд №7)

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дерево держится корнями…./ а человек друзьями/

Молодцы с этим заданием справились хорошо.

Физкультминутка .(слайд№8)

« Два Дрозда»

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос

У тебя щеки красные и у меня.

У тебя губки аленькие и у меня.

Мы два друга мы любим друг друга.

Викторина «Кто с кем дружит»? (слайд №9)

1.Чип (и Дел)

2.Доверчивый Буратино (и Мальвина)

3.зеленый крокодил Гена (и Чебурашка)

4.Смешной мишка вини-пух (и Пяточек)

5.Мальчик по имени Малыш (и Карлсон)

6.Кай и (Герда)

7.Дед мороз и(Снегурочка)

8.Белоснежка и (7 гномов)

9.Маша и(Медведь)

Молодцы! Сказки знаете хорошо.

VII.

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Давайте попробуем составить правила дружбы.(слайд №10)

1.Не обзывай и не унижай своего друга.

2.Помогай другу в беде.

3.Не обманывайте друг друга.

4.Умейте признавать свои ошибки и помиритесь со своим другом.

5.Умейте уступать друг другу.

Если вы будите пользоваться этими правилами то на всегда сохраните теплые отношения.

У каждого из вас есть тоже свои достоинства, и хорошие качества. Перед вами лежат листочки. Обведите свою руку и на пальчиках напишите свои достоинства и хорошие качества. Возьмите свои ладошки и подарите тому с кем хотите дружить.(упражнение выполняется под песню « Дружба крепкая»(слайд № 11)

Заключительная часть:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего друга!