Пенсионный стаж для начисления пенсии. Какой нужен трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию по-новому

Ранее в России действовало понятие непрерывности трудового стажа, согласно которому продолжительность безработицы между увольнением и последующим трудоустройством не должна была превышать 1 месяц. Такой стаж влиял не только на начисление различных надбавок к зарплате, но и на размер пенсии, однако с 1 января 2007 года данное понятие отменено. Сейчас для работающего населения играет роль не непрерывный трудовой, а страховой стаж, т.е. продолжительность работы в течение жизни в сумме – периоды, за которые выполнялись страховые взносы.

Теперь наибольшее значение для величины пенсии имеет не количество отработанных лет, а размер зарплаты: чем она во время трудовой деятельности была выше – тем больше будет размер пособия по старости.

Общий трудовой стаж для начисления пенсии не имеет никакого отношения к страховым взносам, а определяется он исходя из суммарной продолжительности трудовой деятельности граждан вплоть до 2002 года, когда в России была начата пенсионная реформа. Целью таких изменений стало повышение уровня пенсионного обеспечения, и улучшение пенсионной системы, а программа рассчитана вплоть до 2024 года.

Необходимые условия

Согласно ранее действовавшему ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ», ежемесячное пособие по старости состоит из накопительной и страховой частей. Такая информация частично актуальна и на данный момент. В первом случае учитывается возраст гражданина и отчисления, которые работодатель делал за него в период трудовой деятельности. Что касается накопительной части, то она формируется на личном счете физического лица в ПФР или негосударственного Пенсионного фонда. Последнее подразумевает возможность наследования: после смерти владельца счета все деньги могут унаследовать близкие родственники или любые другие граждане по завещанию.

Чтобы претендовать на страховую пенсию, должно быть соблюдено несколько условий:

  • Женщинам достичь возраста 55 лет, мужчинам – 60. Иногда страховая пенсия по старости может начисляться досрочно: например, при размере коэффициента не менее 6,6. Также выход на пенсию досрочно предусмотрен для отдельных категорий работников: шахтеров, водителей общественного транспорта, мореплавателей, медработников, преподавателей; лиц, трудящихся в условиях Крайнего Севера.
  • Длительность страхового стажа должна составлять не менее 5 лет суммарно. Например, если гражданин работал с 2002 по 2004 гг., затем уволился и вновь трудоустроился только в 2005 году, проработал до 2008 года, то все эти периоды будут учитываться, и если по возрасту ему пришло время уходить на пенсию, его не могут лишить пенсионных выплат, т.к. он производил страховые отчисления в течение 5 лет.
  • Иметь на своем счету не менее 30 индивидуальных пенсионных баллов, которые определяются уплаченными страховыми взносами. Величина в 30 баллов будет актуальная только через несколько лет, а на данный момент коэффициент будет постепенно повышаться, начиная от 6,6 баллов.

Отдельно стоит выделить граждан, трудоустроенных на Крайнем Севере. Им положен досрочный выход на пенсию: женщины могут закончить трудовую деятельность в 50, а мужчины – в 55 лет, если общий стаж работы при этом составляет не менее 15 и 20 лет соответственно. При работе в районах, приравненных к Крайнему Северу, продолжительность работы должна составлять 20 и 25 лет.

Можно выделить отдельные случаи, когда лица, ведущие трудовую деятельность на Крайнем Севере или прилегающих к нему районах, могут выйти на пенсию раньше:

  • Женщины, воспитывающие двух и более детей и отработавшие от 12 до 17 лет, могут выйти на заслуженный отдых после достижения 50-летнего возраста. Если же они были трудоустроены в приравненных к Крайнему Северу районах, то необходимо 20 лет стажа.
  • Граждане, работающие в охотничьих сферах, могут выйти на пенсию в 50 (мужчины) и 45 лет (женщины), если стаж составляет 25 и 20 лет.

Страховая пенсия и страховой стаж: что это такое?

В соответствии с текущим законодательством, страховой стаж представляет собой общую продолжительность времени трудовой деятельности гражданина, в течение которого производились страховые начисления в Пенсионный фонд. Ранее же действовало понятие «трудовой стаж» – период работы граждан в различных организациях. Он мог называться непрерывным только в том случае, если промежуток между увольнением оформлением на работу не превышал 1 месяца.

Сейчас для формирования страховой пенсии важен именно страховой, а не трудовой стаж, т.к. официально такое понятие отменено. Это связано с вступлением в законную силу ФЗ №400 «О страховых пенсиях», который отдельно выделяет страховую часть и преуменьшает значение накопительной. Тем не менее, любой гражданин может делать накопительные отчисления в негосударственный Пенсионный фонд добровольно, а страховые же его работодатель должен производить в обязательном порядке.

Некоторые специалисты приравнивают трудовую пенсию к страховой, указывая на то, что на законодательном уровне они трактуются приблизительно одинаково. Однако стоит учитывать, что при формировании страховой пенсии учитываются также периоды, когда граждане не работали и не производили взносов, но это время все же включается в трудовой стаж: декретный отпуск, служба в армии и т.д.

Страховая составляющая трудовой пенсии по ФЗ №173 и страховая пенсия по ФЗ №400: в чем же отличия?

Основная разница между трудовой и страховой пенсий заключается в порядке расчета и условий предоставления:

  • Для получения трудовой пенсии имеет значение сумма произведенных страховых отчислений.
  • Страховая пенсия зависит от накопленных баллов и минимального страхового стажа (не менее 6,6 единиц и 5 лет работы суммарно).

При составлении проекта ФЗ №400 «О страховых пенсиях» законодателями было запланировано постепенное увеличение страхового стажа и количества баллов, и к 2024 году планируется достижение 15-летнего стажа для начисления пенсии, а также определенной суммы баллов – 30 вместо нынешних 6,6.

Вынужденное отсутствие трудовой деятельности: какие периоды включаются в стаж?

На этот вопрос в ст. 11 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях…» дан прямой ответ. Несмотря на то, что вместо данного законодательного акта сейчас применяется ФЗ№400, его нормы, регулирующие исчисление размера трудовых и страховых пенсий, остаются в силе. В общий стаж обязательно должны быть включены следующие периоды:

  • Нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Суммарная продолжительность таких отпусков не должна превышать 4,5 лет. Все, что более этого срока, в расчет не берется.
  • Прохождение военной службы.
  • Состояние на учете в Центре занятости.
  • Участие в общественных и социальных работах.
  • Переезд государственного служащего с одного места работы на другое.
  • Необоснованное привлечение к уголовной ответственности с лишением свободы и последующим снятием обвинения.
  • Уход за инвалидом 1 группы, пожилым родителем в возрасте более 80 лет или ребенком-инвалидом.
  • Проживание супруги военнослужащего за границу по месту службы своего мужа, если у нее нет возможности трудоустроиться. Суммарная продолжительность безработицы по этой причине не должна превышать 5 лет.
  • Временная нетрудоспособность вследствие болезни.

Стоит отметить, что любая из вышеперечисленных причин может включаться в стаж работы лишь в том случае, если гражданин ранее был официально трудоустроен.

Расчет стажа для начисления пенсии

В ст. 13 действующего ФЗ №400 указывается, что расчет страхового стажа производится в календарном порядке, и за 1 год стажа принимается равный период работы. Если, помимо ухода за ребенком в возрасте до 1,5 лет, гражданка осуществляла уход и престарелым родственником или имеющим инвалидность 1 группы, то в страховой стаж по ее выбору может быть включен любой из этих периодов.

  • Индивидуальные предприниматели, фермеры и граждане, работавшие по договору найма у физических лиц. В их страховой стаж включаются только периоды внесения страховых взносов.
  • Граждане, находящиеся на пенсии по выслуге лет или по инвалидности, полученной в ходе несения службы. Они могут претендовать и на страховые пенсии, однако в этом случае в страховой стаж не будут включаться ранее учтенные для получения пенсии периоды службы.
  • Авторы различных произведений искусства и литературы, продающие лицензии и производящие отчисления с полученных сумм от продажи в ПФР. Если сумма взносов менее фиксированного размера, установленного для конкретного года, то страховой стаж рассчитывается пропорционально уплаченной сумме, но он не может составлять менее 30 дней. Если же сумма превышает фиксированный размер, то в стаж включается 1 календарный год.

Как подсчитывается и подтверждается стаж для начисления пенсии?

С 1 апреля 1996 года вступил в силу ФЗ №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…», и с того момента подсчет страхового стажа разбивается на два интервала: до введения данного закона, и после того, как он начал действовать.

Для подтверждения стажа за период работы до 1996 года необходимы справки от работодателей. Время трудоустройства после 1996 года подтверждается с помощью системы всеобщего персонифицированного учета, которым занимаются сотрудники Пенсионного фонда.

Что делать, если документы для подтверждения трудоустройства до 1996 года утеряны или нет возможности получить их от работодателя? В этом случае возможно несколько вариантов:

  • Обратиться за восстановлением трудовой книжки в суд. Не лишними будут показания двух свидетелей, которые смогут подтвердить трудовую деятельность в организации.
  • Запросить сведения в Пенсионном фонде. Для этого нужно предоставить письменное заявление в территориальное отделение ПФР, и в течение 10 дней будет выдана справка о трудовом стаже с указанием периодов и мест работы.
  • Обратиться за информацией в Госархив. По письменному запросу может быть выдана информация о периодах и местах работы с указанием конкретных дат.

Что такое конвертация пенсионных прав?

Конвертация пенсионных прав – это переоценка стажа и заработка граждан по состоянию на 1 января 2002 года, когда была начата пенсионная реформа. При конвертации учитывается только период работы гражданина до указанной даты.

После того, как в 2002 году была начата реформа, на лицевые счета всех трудоустроенных граждан стали поступать страховые взнос, производящиеся руководителями, и если до этого времени на размер пенсий существенно влиял трудовой стаж и средний ежемесячный заработок за последние 2 года, то теперь такие показатели не имеют особого значения. В связи с этим у властей возникла проблема, т.к. необходимо было соединить накопление страховых взносов с ранее действовавшими пенсионными правами у граждан, работавших до 2002 года. Этот вопрос и помогла решить конвертация прав, с помощью которой удалось перевести их в реальный денежный капитал. В 2010 году он был повышен на 10%, а для лиц, работавших до 1991 года, стали добавлять по 1% за каждый год стажа.

Начисление пенсионного пособия: нужен ли непрерывный стаж?

Как говорилось ранее, непрерывный трудовой стаж представляет собой период работы гражданина в одной или нескольких организациях, если перерыв между увольнением и последующим оформлением трудового договора составляет менее одного месяца. На данный момент для расчета и начисления страховой пенсии непрерывность работы не имеет значения, т.к. фактически учитывается только страховой стаж.

Подводя итоги, следует отметить, что на размер пенсии влияет не только страховой стаж, но и другие факторы: возраст, величина зарплаты и вариант пенсионного обеспечения: страховое или накопительное.

Время чтения: 7 мин.

С целью смягчения последствий пенсионной реформы помимо общего повышения пенсионного возраста на 5 лет по новому закону будут предусмотрены дополнительные льготы по досрочному выходу на пенсию для отдельных категорий граждан.

Одной из таких льгот является предоставление досрочной пенсии по стажу работы. Если он составляет не менее 37 лет у женщин и 42 у мужчин, то оформить страховую пенсию по старости можно будет на 2 года раньше нового предусмотренного пенсионного возраста, который уже с 2019 года начнет поэтапно повышаться и достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (к 2028 году).

Главное ограничение - стать пенсионером досрочно из-за продолжительной трудовой деятельности можно будет не раньше, чем при достижении возраста 55 или 60 лет (для женщин и мужчин соответственно). То есть не получится снизить таким образом действующий до конца 2018 года общий пенсионный возраст.

В первые 2 годы новой реформы (в 2019 и 2020 гг.) воспользоваться новой пенсионной льготой в полном объеме не получится - т.е. снизить срок выхода на пенсию на 2 года еще будет нельзя, поскольку он в любом случае не может быть меньше, чем сейчас - 55/60 лет (см. таблицу выхода на пенсию по стажу).

При определении права на льготу будут учитываться все периоды, входящие в страховой стаж (т.е. как периоды работы, так и иные учитываемые «нетрудовые» периоды, определенные законодательством - например, уход за каждым ребенком до достижения 1.5 лет).

Также необходимо понимать, что предусмотренная новым законом льгота при длительном страховом периоде 37 лет у женщин и 42 года у мужчин никак не повлияет на общие требования по стажу! Те условия, выполнение которых уже предусмотрено сейчас для получения страховой пенсии по старости на общих основаниях, в ходе реформы не меняются и останутся прежними.

Стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию (для женщин и мужчин)

Закон о повышении пенсионного возраста, принятый Госдумой в третьем (окончательном) чтении 27 сентября 2018 года, изначально предусматривал дополнительное основание для досрочного выхода на пенсию - это наличие продолжительного страхового стажа, который позволяет стать пенсионером на 2 года раньше предусмотренного новым законом срока (с учетом положений переходного периода).

Первоначальный вариант законопроекта также содержал ограничение, согласно которому воспользоваться такой льготой нельзя раньше 55/60 лет. Однако сама величина стажа, дающего право на такую льготу, в ходе обсуждения законопроекта для женщин и мужчин была уменьшена на 3 года в сравнении с первоначальным вариантом.

Напомним, правительственный проект закона изначально устанавливал нормативы, позволяющие получить статус пенсионера досрочно, в значениях 40 лет для женщин и 45 - для мужчин. Именно с таким содержанием был проект был принят депутатами в первом чтении в июле.

В ходе телевизионного обращения к населению страны Владимир Путин сообщил о необходимости снижения предложенных параметров, чтобы такая льгота стала более доступной. Соответствующие поправки к проекту закона были внесены Президентом в сентябре. В них требования к стажу были смягчены до 37 и 42 лет (то есть на 3 года).

Какие страховые периоды засчитываются при выходе на пенсию досрочно?

Стаж для досрочного выхода на пенсию исчисляется в календарном порядке. При расчете будет учитываться только страховой стаж, включающий:

— Периоды работы либо иной деятельности на территории РФ, во время которых в ПФР уплачивались страховые взносы.

— Иные периоды, во время которых взносы в ПФР не отчислялись, но согласно п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» они засчитываются в страховой стаж (также за них могут быть начислены пенсионные баллы).

В частности, к засчитываемым «иным периодам» относятся те, в течение которых россиянин:

— ухаживал за каждым ребенком до достижения 1,5 лет, но не более чем 6 лет суммарно;

— ухаживал за инвалидом 1-ой группы, ребенком-инвалидом или за гражданином, достигшим 80 лет;

— проходил военную либо другую, приравненную к ней, службу;

— получал пособие по соц. страхованию в период временной нетрудоспособности;

— получал пособие по безработице;

— по направлению службы занятости переселялся в другую местность для дальнейшего трудоустройства;

— участвовал в оплачиваемых общественных работах;

— находился по стражей как лицо, необоснованно привлеченное к уголовной ответственности и др. периоды.

Согласно п. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ вышеперечисленные периоды будут засчитываться в страховой стаж, если до них или сразу после были периоды работы или иной деятельности, во время которых в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы.

Досрочная пенсия по стажу работы с 2019 года (таблица)

Наработав необходимое количество лет стажа (37 для женщин, 42 для мужчин), гражданин сможет досрочно оформить страховую пенсию по старости - на два года раньше предусмотренного на тот момент пенсионного возраста. Однако из-за того, что этот норматив возраста с 2019 года будет повышаться постепенно, не все граждане, проработавшие необходимое количество лет, смогут стать пенсионерами на 2 года раньше.

Фактически в первые годы реформы это снижение будет составлять меньшее количество лет:

— В 2019 г. пенсионный возраст в России на общих основаниях будет составлять 55,5 и 60,5 лет. Граждане, которые наработали требуемое количество лет для досрочного оформления пенсии, в 2019 году смогут снизить пенсионный возраст только на 6 месяцев - то есть они смогут стать пенсионерами в 55 и 60 лет (по нормативам старого закона). Такое изменение будет касаться женщин 1964 и мужчин 1959 года рождения.

— В 2020 г. снижение составит уже 1,5 года, так как норматив пенсионного возраста в этом году будет составлять 56,5 и 61,5 лет. Согласно таким условиям досрочно стать пенсионерами по стажу в возрасте 55 и 60 лет смогут женщины 1965 и мужчины 1960 г.р.

Досрочный выход на пенсию по годам рождения при наличии длительного страхового (трудового) стажа можно представить в виде такой таблицы:

Таблица - Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону 2018

Примечание: ГР - год рождения; ПВ - пенсионный возраст.

После того, как установятся окончательные значения пенсионного возраста для россиян - 60 и 65 лет, возраст досрочного оформления пенсии тоже будет окончательно закреплен в значении 58 и 63 лет. По таким нормативам смогут стать пенсионерами женщины с 1968 г.р. и мужчины с 1963 г.р.

Какой нужен стаж для получения пенсии по новому закону в 2018-2019 году?

С проведением пенсионной реформы с 2019 года никакие дополнительных условия для получения страховой пенсии по старости не вводятся, однако требования к минимально необходимому стажу начали повышаться еще раньше - с 2015 года.

Ежегодно минимально необходимая величина этого норматива увеличивается на 1 год:

— на 2018 г. норматив устанавливается в значении 9 лет;

— в 2019 г. потребуется уже 10 лет;

— в 2024 г. установится окончательное значение - 15 лет.

Но стоит напомнить, что помимо продолжительной трудовой деятельности есть еще 2 условия, выполнение которых требуется для оформления страховых выплат по старости, это:

— достижение предусмотренного пенсионного возраста (будет плавно увеличиваться с 01.01.2019 г. до 60/65 лет для женщин/мужчин);

— наличие минимально необходимого количества пенсионных баллов - ИПК (нормативы ежегодно повышаются на 2,4 балла до достижения норматива в 30 баллов).

Поэтому для выхода на пенсию в 2018 г. нужно достичь возраста 55/60 лет, иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 ИПК. В 2019 году эти нормативы будут изменены до 55,5/60,5 лет, 10 лет трудовой деятельности и 16,2 баллов.

Минимально необходимые требования будут корректироваться и после 2018 года. Все запланированные изменения условий выхода на пенсию по годам представлены в таблице ниже:

Примечание: ПВ - пенсионный возраст

Стаж работы для начисления пенсии по старости — одна из самых обсуждаемых тем, в первую очередь по причине изменений, внесенных в пенсионное законодательство и повлекших глобальное преобразование формул расчета пенсий. Требования к стажу, общие и специальные, а также иные условия возникновения права на страховую пенсию по старости освещены в нашей статье.

Минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию по старости

С момента вступления в силу ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, то есть с 01.01.2015, для назначения пенсии по старости и ряду иных оснований ключевое значение имеет не трудовой, а страховой стаж, то есть период работы и иной социально значимой деятельности, в течение которого за гражданина перечислялись страховые взносы во внебюджетные фонды.

Таким образом, зачету в страховой стаж не подлежат иные периоды жизни, включая обучение в образовательных учреждениях. В этом заключается одно из основных отличий страхового стажа от трудового, который предусматривал возможность учета времени получения образования.

По этому поводу существует обширная судебная практика. В частности, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в своем апелляционном определении от 12.04.2016 № 33-4411 четко указала на невозможность включения в стаж периода обучения истца, несмотря на то, что оно имело место задолго до вступления в силу закона № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости может быть назначена при одновременном соблюдении 2 условий:

ВАЖНО! Указанные значения в полной мере начнут действовать только с 2024 года. До этого времени они ежегодно увеличиваются. Так, в 2015 году, то есть с отправной точки применения новой пенсионной формулы, минимальный страховой стаж составлял 6 лет, и с каждым годом этот показатель будет повышаться на 1 единицу. В 2016 году он равен 7 годам, и так до 2024 года — до достижения установленного законом минимального 15-летнего предела.

ИПК также стартовал в 2015 году со значения 6,6, но он ежегодно повышается на 2,4.

Сколько лет нужно отработать женщине и мужчине для получения пенсии по старости

В законе предъявляются единые требования к стажу и показателю ИПК, необходимым для начисления страховой пенсии по старости женщинам и мужчинам.

Таким образом, ответ на вопрос, сколько нужно стажа для выхода на пенсию на общих основаниях представителям обоих полов, будет аналогичным. Если же речь идет о досрочной пенсии, то в этом случае гендерная принадлежность иногда имеет значение.

Основания для выхода на пенсию до достижения пенсионного возраста перечислены в ст. 31-32 закона № 400-ФЗ. В частности, претендовать на такие преференции могут:

  • работники, трудившиеся на Крайнем Севере более 15 лет (минимальный страховой стаж снижается на 5 лет);
  • женщины — инвалиды по зрению I группы (минимальный стаж — 10 лет).

Некоторые категории граждан получают пенсию от государства по правилам специальных законов (например, закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе…» от 12.02.1993 № 4468-I). Для них определяющее значение имеет выслуга (длительность работы в определенной сфере), а не стаж. Например, военнослужащие и сотрудники МВД получают право на пенсию, уволившись после 20 лет службы либо после 10, если увольнение произошло по льготным основаниям (в рамках оргштатных мероприятий, по состоянию здоровья).

Другие пенсии по выслуге представляют собой надбавку и выплачиваются вместе со страховой пенсией.

Так, мужчины — пилоты гражданской авиации могут претендовать на досрочную государственную пенсию при стаже работы по основной специальности 12,5 года, женщины — 10 лет. Однако в отсутствие общего 15-летнего страхового стажа от пенсионного фонда данным гражданам полагается только урезанная выплата к государственной пенсии, вычисляемая по правилам ч. 3 ст. 20 закона № 400-ФЗ.

Назначение пенсии по старости при недостаточном страховом стаже

Отсутствие достаточного страхового стажа не дает гражданину права на страховую пенсию. Тогда в случае невозможности продолжать трудовую деятельность назначается пенсия по государственному обеспечению, больше известная как социальная.

При этом в силу п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ право на социальную пенсию возникает:

  • у мужчин, достигших 65 лет, и женщин, отметивших 60-летний юбилей;

Важно! В интервал с 2019-2023 года возраст будет увеличиваться на год и достигнет 70 лет для мужчин и 65 лет для женщин (см. Закон «О внесении изменений…» от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

  • мужчин 55 и женщин 50 лет, относящихся к малочисленным народам Севера.

Длительность и недостаточность страхового стажа для пенсии от ПФР не оказывают влияния на размер социальной пенсии по старости. Он одинаков для всех и составляет 5 034,25 руб. без учета регулярной (и тоже одинаковой для всех) индексации.

Таким образом, требования к минимальному стажу для назначения пенсии по возрасту зависят от условий трудовой деятельности потенциального пенсионера. Если в отношении общего стажа для страховой пенсии вопросов обычно не возникает, то минимальный стаж выслуги для государственной пенсии зачастую индивидуален, зависит от сферы деятельности лица, его пола, состояния здоровья, осуществления работы на Крайнем Севере.

В пенсионном законодательстве ранее существовало понятие «трудовой стаж». Оно являлось одним из наиболее важных юридических фактов, в связи с которым наступает право на начисление пособий и льгот.

В настоящее время его отождествляют с понятием «страховой стаж».

Понятие и юридическое значение

Трудовой стаж - это исчисляемая в определённом порядке общая продолжительность рабочей и общественной деятельности, начинающейся с момента достижения трудоспособного возраста . Его расчёт необходим для получения различных гарантий и компенсаций, установленных законодательством.

С юридической точки зрения - это факт, с наступлением которого возникает право на получение пенсионных выплат, некоторых видов пособий, льгот.

Он имеет две характеристики:

  • количественная, то есть временной срок продолжительности деятельности;
  • качественная — представляет собой условия, в которых человек трудился, их вредность, опасность и прочее.

Основной документ, подтверждающий его длительность - трудовая книжка .

Более подробную информацию о данном понятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Классификация

Нормативные акты различают несколько видов стажа.

Общий

Определяется как длительность работы по трудовым договорам . К этой категории также относится общественная деятельность.

Перерывы в работе не влияют на величину срока, так как расчёт осуществляется исходя из суммарного количества отработанного времени. То есть, если человек по какой-то причине не был официально оформлен в организации, при дальнейшем продолжении деятельности стаж будет увеличиваться, его отсчёт не начнётся сначала. При этом сам срок перерыва к рабочему периоду не прибавляется.

На основании величины этого показателя начисляется пенсия за выслугу лет, по инвалидности, по старости.

К видам деятельности, подлежащим включению, причисляются:

  • работа по , в том числе начавшаяся до образования СССР, в качестве служащего, рабочего, члена колхоза и любого другого предприятия;
  • иная работа, во время выполнения которой человек подлежал государственному страхованию;
  • деятельность в ординатуре, аспирантуре и т. д.;
  • воинская служба;
  • индивидуальная предпринимательская деятельность;
  • время работы по ;
  • участие в оплачиваемых общественных работах.

В общий стаж не входят следующие отрезки времени:

  • обучение в вузах и ссузах;
  • уход за инвалидом I группы;
  • проживание супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться из-за невозможности этого действия;
  • проживание за границей супругов работников любых международных организаций, а также советских учреждений;
  • уход за ребёнком в период, начинающийся за 70 дней до его рождения и завершающийся достижением возраста 3 лет;
  • уход за ребёнком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет.

Специальный

Под этим видом понимается общий период трудовой деятельности в определённых отраслях, на некоторых должностях, в установленных местностях, в особых условиях .

К данной деятельности относятся:

  • работа в тяжелых климатических условиях, например, на севере;
  • вредные производства;
  • труд на территориях, подвергшихся опасному радиоактивному излучению;
  • занятость в спецслужбах.

На основании данного срока назначается особая льготная пенсия. Также предусмотрена выслуга лет.

Непрерывный

Представляет собой срок продолжительной работы на одном или нескольких предприятиях .

До 2007 года величина этого периода влияла на расчёт выплат по листам нетрудоспособности. Однако в настоящее время размер этого пособия определяется в зависимости от общего страхового стажа.

Непрерывность сохраняется в случаях, если:

  • перерыв в работе составил не более месяца;
  • женщина имеет ребёнка-инвалида возрастом до 16 лет;
  • перерыв после увольнения по согласию сторон составляет менее трёх недель;
  • увольнение было вызвано переводом супруга в иную местность, а также выходом на пенсию.

Величина данного показателя не используется для расчёта пенсионных выплат.

Отличие от страхового стажа

Многие люди сталкивались с этими понятиями, но далеко не все знают, в чём между ними разница. Страховой срок применяется при определении права на начисление пенсии с 2015 года.

Согласно действующему закону, выплаты назначаются по достижению человеком пенсионного возраста и при наличии общего страхового стажа не менее пяти лет. В этот период включается время, за которое начислялись и уплачивались взносы в ПФР, а также некоторые сроки, в течение которых человек не работал:

  • уход за инвалидом I группы;
  • уход за ребёнком-инвалидом;
  • время получения пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребёнком до полутора лет, но не более шести лет в общей сумме;
  • уход за пожилым человеком возрастом более 80 лет.

Трудовой же используется для определения права на пенсионные выплаты граждан, работавших до 1 января 2002 года. В настоящее время в законодательстве это понятие отсутствует. От его продолжительности зависит размер пенсии, начисленной до указанной даты. После неё выплаты рассчитываются по-другому.

Порядок расчета

При вычислении стажа для разных целей используется трудовая книжка работника, все . Если она отсутствует, то вычисление производится на основании трудового договора, справки с прошлого места работы, выписок из приказов, зарплатных ведомостей и подобных документов.

Конкретный алгоритм подсчёта зависит от цели проведения этой процедуры.

Для получения пенсии, пособий

В данном случае значение имеет каждый день стажа, так как величина выплат зависит от длительности срока. Для вычисления используются все периоды работы человека, включая время муниципальной службы, а также иные виды, предполагающие отчисление страховых взносов.

Согласно законодательству, при расчёте за месяц считается срок в 30 дней, а год приравнивается к 360 дням.

Порядок расчёта следующий. Для начала следует выписать даты начала и окончания всех периодов трудовой деятельности. После этого определяется продолжительность каждого срока с точностью до дня. Далее все цифры суммируются, указывается количество полных лет, месяцев, дней.

  1. В первую очередь следует подсчитать дни: 25 в сентябре, 19 в декабре. Итого 44 дня или 1 месяц и 14 дней.
  2. Далее подсчитать месяцы: 3 полных месяца в 2012 г., 11 в 2014 г. Итого 14 месяцев или 1 год и 2 месяца.
  3. После определить количество полных лет: 1 год в 2013 г.
  4. Теперь необходимо сложить все получившиеся значения: 1 год, 1 год и 2 месяца, 1 месяц и 14 дней. Итого 2 года, 3 месяца, 14 дней.

Этот показатель и есть общий трудовой стаж.

Для больничного листа

Вычисление для определения суммы пособия по временной нетрудоспособности осуществляется с помощью трудовой книжки. Определение продолжительности рабочего периода для этой цели должно производиться с точностью до дня. Если человек трудился на нескольких предприятиях, стаж рассчитывается по каждому месту занятости.

Величина напрямую влияет на . То есть, чем больше период, тем выше начисления. Согласно законодательству, зависимость следующая:

  • при стаже до 6 месяцев размер пособия равняется одному МРОТ;
  • до 5 лет - 60% от средней заработной платы;
  • до 8 лет - 80% от заработка;
  • более 8 лет - 100% средней зарплаты.

Метод вычисления такой же, как и для определения размера пенсии. Например, если срок работы человека в общей сумме составит 2 года, 3 месяца и 14 дней, то размер выплат будет составлять 60% от рассчитанной .

С помощью онлайн-калькулятора

Нет необходимости в ручном подсчёте периодов времени, включаемых в рабочий стаж. В интернете можно найти множество специальных калькуляторов. С их помощью вычислить нужную цифру гораздо проще и быстрее.

Для этого необходимо заполнить поля, проставив дату начала и окончания сроков работы, после чего система автоматически определит размер показателя.

По достижению определенного возраста граждане РФ имеют право получать от государства выплаты в виде пенсии. В последние годы пенсионная система в нашей стране неоднократно подвергалась реформированию. Теперь размер пособия определяется многими факторами, но наличие трудового стажа для выхода на пенсию остается одним из самых важных условий.

До 2002 года размер пенсии в России определял единственный показатель: количество лет, отраженных в трудовой книжке. В трудовой стаж включались периоды прохождения воинской службы, получения образования и нахождения в декретном отпуске. Требованием для начисления трудовой пенсии было соответствие пенсионному возрасту и наличие подтвержденного стажа 20 или 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Каждый дополнительный отработанный год означал прибавку к пенсии в размере 1% от оклада.

После вступления в силу Федерального закона от 28.12 2013 года N-400-ФЗ “О страховых пенсиях” введено новое понятие “страховой стаж”. Начиная с 2002 года в расчет берутся только те периоды, в которые производились страховые взносы в пенсионный фонд. Перечисляет их работодатель, а размер отчислений зависит от того, сколько составляет заработная плата работника. Поэтому принципиально важными становятся и факт трудоустройства в соответствии с ТК, и наличие “белой” зарплаты.

В течение 13 лет минимальный стаж для начисления пенсии был равен всего 5 годам непрерывной работы со страховыми отчислениями. При условии высокой зп, даже за столь небольшой срок граждане могли претендовать на пенсию размером выше средней, что не совсем справедливо в отношении людей, отработавших десятки лет с меньшим окладом. К тому же мягкие требования к продолжительности страховых взносов недостаточно эффективны в мотивации граждан искать официальную работу и не соглашаться на зарплату “в конверте”.

Реформа 2015 года

С учетом наблюдаемых последствий предыдущей реформы и развившегося экономического кризиса в 2015 году в пенсионную систему вновь были внесены существенные изменения:

  • Правительство приняло решение постепенно к 2025 году поднять минимальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости с 5 до 15 лет. Так в 2019 году необходимый минимум – 9 лет.
  • Система накопления пенсии переводится в баллы, на количество которых влияет и стаж, и размер дохода. С одной стороны, это минимизирует риски влияния инфляции. В течении трудовой деятельности фактически не копятся сами деньги, а формируется коэффициент, на основании которого будет в итоге рассчитываться размер пенсионного пособия. С другой стороны, получается, что за каждым гражданином больше не закреплена какая-то конкретная сумма, и всё зависит от реального положения дел в экономике страны на момент выхода на пенсию.
  • Повышается минимальный стаж для выхода на пенсию «за выслугу» в некоторых отраслях.
  • Внесены изменения в части видов и сроков иной деятельности, учитываемой при подсчете страхового стажа.
  • Отменено понятие , учитывается общий стаж работника.

С 2015 года обязательным становится не только количество лет, посвященных трудовой деятельности, но и то, сколько перечислено страховых взносов в пенсионный фонд. То есть возможна ситуация, когда стажа хватает, а норма баллов не набрана. На 2019 год достаточно 12,4 балла, а к 2025 году нужно будет иметь не меньше 30 баллов. Это значит, что в скором будущем работа за низкую “белую” зарплату не будет гарантировать право на страховую выплату даже при наличии минимального стажа для получения пенсии.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Если работодателем или самим гражданином осуществляются перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, трудовой стаж в большинстве случаев рассчитывается так: 1 день трудоустройства равен 1 дню стажа. Но бывают периоды, в которые работник не исполняет свои трудовые обязанности. Страховые взносы не перечисляются, однако в стаж это время в соответствии со ст.12 Федерального закона N400-ФЗ засчитывается:

  • Период прохождения службы в армии.
  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (учитывается не более 6 лет в сумме).
  • Период временной неработоспособности в результате травмы или болезни.
  • Время нахождения под заключением в случае несправедливого привлечения к уголовной ответственности.
  • Период поиска работы при условии и соблюдении правил взаимодействия с ней.
  • Период ухода за инвалидом или гражданином старше 80 лет.

Важным условием учета времени, потраченного в результате данных обстоятельств, является наличие официальной работы до и после этих периодов.

С введением балльной системы социально значимая деятельность не просто включается в стаж, но и подразумевает начисление баллов за каждый год в размере:

  • Армия -1,8 балла
  • Декрет – от 1,8 балла в зависимости от количества детей
  • Уход за инвалидом – 1,8 балла

Годы получения образования, за исключением повышения квалификации и трудовой оплачиваемой практики, по новому законодательству больше не принимаются в общий стаж. Предполагается, что в дальнейшем полученный уровень квалификации обеспечит более высокую заработную плату, что позволит получать большее количество баллов.

Льготное исчисление стажа

В некоторых случаях возможно . Речь идет о выплате “за выслугу”. Начисляется такая выплата, если гражданин трудился в особенных вредных, сложных условиях или занимался определенным общественно полезным видом деятельности:

  • Жителям Крайнего севера и территорий, приравненных к ним на 7-10 лет снижен возраст возможного выхода на пенсию. Есть требования к общему стажу, количеству лет, прожитых в данных регионах и стажу в определенной отрасли.
  • Медицинскому персоналу и учителям пенсия положена после отработанных 25-30 лет в профессии.
  • Летчикам и военнослужащим достаточно 20-25 лет службы для оформления пенсии.
  • В ряде производств, предполагающих вредное воздействие на здоровье человека установлен минимальный возраст выхода на пенсию ниже общепринятого на 5 лет.
  • Госслужащие раньше получали право на пенсию “за выслугу” после 15 лет стажа. Согласно закону N143-ФЗ, принятому мае 2016 года, требуемый срок государственной службы поэтапно к 2026 году поднимется до 20 лет.

Пенсия для безработных

Чтобы претендовать на страховую пенсию, важно соответствовать установленным законом требованиям: иметь необходимое количество баллов и минимальный стаж для назначения пенсии по старости. Но если какой-то из двух пунктов не выполнен, это не значит, что гражданин преклонного возраста не имеет права на пособие.

В случае недостаточного стажа или его отсутствия, государство выплачивает социальную пенсию по старости. Она устанавливается на основании Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Так как сумма в итоге получается незначительная, за счет средств регионального бюджета размер социальной пенсии доводят до принятого в данном регионе прожиточного минимума. Начать получать социальную пенсию можно только неработающим гражданам по достижению 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, что на 5 лет позже общего требования к пенсионному возрасту.

В последние годы увеличен минимальный пенсионный стаж, посредством балльной системы выставлены обязательные требования к объему страховых взносов, наблюдается тенденция сокращения возможности досрочного выхода на пенсию “за выслугу”. Правительство не скрывает, что реформы направлены на сокращение расходов государства на пенсионные выплаты. Такая мера объясняется возникшим дисбалансом между количеством трудоспособного населения и количеством людей пенсионного и предпенсионного возраста.

Выплата пособий, в том числе пенсионных, ежегодно является одной из самых крупных статей расходов в федеральном бюджете. Государство рассчитывает, что принятые меры способны повлиять на пополнение пенсионного фонда за счет страховых отчислений, и тем самым частично решить вопрос с дефицитом средств на выплату трудовой пенсии нынешним и будущим пенсионерам.