Маленький ребенок заикается. Ребенок стал заикаться: причины, виды и что делать

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Ребёнок не говорит в 3 года. Причины и способы решения проблемы


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Некоторые из молодых родителей сталкиваются с тем, что их ребенок начал заикаться. Вы только представьте: обычный день, не предвещающий ничего плохого, и вдруг ваш малыш, запинаясь, выговаривает: «Ма-ма-мама, я не буду суп!», как будто что-то мешает ему начать фразу. Сердце наполняет тревога – а вдруг он будет заикаться и дальше! Сайт для мам сайт попытается выяснить причины заикания у маленьких детей и что предпринять в этой ситуации.

Заикание или по-научному логоневроз – это речевой дефект, проявляющийся нарушением темпа, ритма речи и дыхания во время выговаривания слов. Данные нарушения речи развиваются на фоне пережатия различных частей речевого аппарата.

Если вы сталкивались с заикающимся человеком, то можете представить, насколько сильно ограничивает данное заболевание его нормальное общение с другими людьми. Заикание наиболее часто наблюдается у детей в возрастной категории от 2 до 5 лет, когда фиксируется пик речевого развития.

Причины, почему ребенок начал заикаться

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения заикания – это нарушение правильного взаимодействия между речевым центром и артикуляционными движениями. Проявляется оно судорогами. Они-то и вызывают речевые отклонения: повторы слогов и отдельных звуков, торможение при произношении и т.д. Обобщенно, мыслительная деятельность малыша иногда попросту опережает двигательный аппарат.

Существует еще несколько причин, почему ребенок начинает заикаться:

  1. Перенесенные в раннем возрасте болезни: корь, коклюш, тиф и заболевания органов речевого аппарата – гортани, носа, глотки.
  2. Травма или ушиб головы.
  3. Сильное эмоциональное перенапряжение вследствие сильного испуга, переживаний, тревог, страхов или наоборот, положительного всплеска эмоций.
  4. Предрасположенность к развитию недуга из-за родовой травмы либо перенесенного матерью в период беременности сильного стресса.
  5. Чрезмерная умственная активность: загруженность занятиями в кружках, изучение сразу нескольких языков.
  6. Сложная психоэмоциональная обстановка в семье.
  7. Неосознанное копирование речи других сверстников.

Что делать, если ребенок начинает заикаться?

Если ваш трехлетний малыш пытается вставлять в слова лишние звуки, ненужные слоги, выговаривает слова, растягивая и повторяя звуки – это нормально для его возраста. Он пробует новые звуки и незнакомые ему слова «на вкус».

Но если такие запинки стали частым явлением и понимать ребенка становится все труднее, тогда стоит сходить на прием к нескольким специалистам: невропатологу, психологу или к логопеду-дефектологу. И сайт сайт советует не медлить с этим – нормальную речь восстановить будет намного легче, если начать устранение дефектов на ранних этапах.

Если ребенок заикается не более двух месяцев – это начальный этап и лечится он быстрее, нежели закрепившееся заикание.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 3 года?

  1. Ограничьте речевую активность – пусть ребенок говорит как можно меньше. Организуйте его ежедневный режим с наименьшей необходимостью в разговорах. Отвечайте на его вопросы, но без надобности не задавайте свои.
  2. На время оградите ребенка от просмотра мультфильмов, от походов по гостям, посещения шумных мест с большим скоплением людей. Скорее всего, даже придется на время отказаться от детского сада.
  3. Если ребенок начал заикаться, то ему будут полезны занятия на развитие мелкой моторики: настольные игры, рисование, игры с песком и водой. Можно также танцевать и петь под медленную музыку. Все эти меры способны успокоить и укрепить нервную систему малыша.
  4. Посещайте занятия с логопедом и не забывайте про визиты к невропатологу. Профессиональная помощь вашему ребенку сейчас нужна как нельзя кстати.
  5. Вы должны стать примером для подражания, поэтому разговаривайте при ребенке плавно и без речевых ошибок. И ни в коем случае не указывайте ребенку на его речевые нарушения – так вы только усугубите ситуацию.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 4 года?

Программа раннего развития, которая практикуется на данный момент в дошкольных учреждениях, сильно нагружает и утомляет детей. Как итог, развиваются выраженные нарушения речи. С вашей стороны требуется:

  1. Регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе.
  2. Минимум информационной нагрузки – уберите на время телевизор и другие гаджеты.
  3. На время отказаться от посещений детского сада.
  4. Следить за режимом дня: вовремя , не игнорировать дневной сон.
  5. Обратиться за помощью к логопеду и невропатологу. Заикание, даже вовремя вылеченное, может вернуться, особенно на фоне новой стрессовой ситуации.

Что делать, если ребенок начал резко заикаться?

Если недуг развился резко и остро, то это может указывать на то, что ребенок перегружен информацией, сильно напуган либо он получил психологическую травму. Если негатив исходит со стороны , то следует на время отказаться от его посещения либо вовсе перевести ребенка в другое учреждение.

Ко всему прочему стоит добавить, что нелишним будет научить ребенка дыхательным упражнениям для формирования плавной речи без перескоков, а также посетить несколько сеансов расслабляющего массажа.

Заикание – нарушение темпа, ритма речи, дыхания во время говорения, вызванное перенапряжением мышц речевого аппарата. В речи проявляется как внезапные запинки и повторения отдельных слогов. Чаще всего заикание проявляется у детей 3-х лет – с началом периода активного развития речи. Мальчики более склонны к заиканию, чем девочки, поскольку они менее устойчивы в эмоциональном плане.

Ребенок начал заикаться в 3 года: причины

  1. Физиологические . Заикание не передается по наследству, но возможна предрасположенность. Также проблемы с речью могут быть вызваны родовой травмой, органическими нарушениями в структуре речевых центров головного мозга, а также инфекционными заболеваниями – корью, коклюшем, тифом и болезнями органов речи – гортани, носа, глотки.
  2. Психологические . Заикание невротического характера носит название . Он может быть спровоцирован резкими эмоциональными потрясениями, детскими страхами, внезапным испугом. Это объясняется тем, что когда ребенок волнуется, его речь не успевает за мозгом, и возникают запинки.
  3. Социальные . Эту группу причин подчас сложнее всего выявить, поскольку в этом возрасте дети очень впечатлительны и подвержены влиянию. Так, например, они могут неосознанно копировать речь заикающихся сверстников. Нередко заикание возникает при перегрузке трехлетки речевым материалом, например, при одновременном изучении нескольких языков. Также причиной заикания в 3 года может стать чрезмерная строгость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.

Кроме того, существует ряд провоцирующих факторов, которые могут способствовать проявления речевых нарушений, например, переутомление, рост зубов, преобладание в рационе ребенка белковой пищи, аденоиды, вызывающие нарушении дыхания.

Заикание у детей 3-х лет - лечение

Лечение заикания заключается в комплексе мероприятий, назначаемых логопедом. В этом случае важно установление доверительных отношений между родителями ребенка и специалистом для того, чтобы терапевтическое взаимодействие оказалось наиболее эффективным. Если заикается ребенок в 3 года, в первую очередь следует соблюдать следующие рекомендации:

  • соблюдение режима сна и бодрствования. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша;
  • следует уделять внимание развивающим играм, чтению детских книг, свести к минимуму просмотр мультфильмов и телепередач;
  • ни в коем случае не следует игнорировать прогулки, минимальная продолжительность ежедневной прогулки для малыша 3-х лет – 2 часа;
  • создание благоприятной обстановки в семье, конфликты и выяснение отношений следует свести к минимуму. Также не следует акцентировать внимание на проблеме заикания ребенка, обсуждать ее при нем с посторонними и, тем более, смеяться;
  • общаться с ребенком правильно. В ежедневном общении ребенок должен слышать красивую, плавную речь, соответствующую лексическим нормам.

На сегодняшний день существуют следующие методы лечения заикания у ребенка.

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

  1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
  2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

  • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
  • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа.
  • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

При коррекции заикания делаем так:

  • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
  • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
  • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
  • Занимаемся с психологом.

Советы родителям на каждый день.

Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

  • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
  • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
  • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
  • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
  • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
  • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.

Нормальная работа речевого аппарата так же важна для развития ребенка, как и способность полноценно двигаться и перемещаться. При возникновении заикания существует огромная опасность того, что ваш малыш не только медленнее остальных детей сможет познавать окружающий мир, но и станет более отстраненным и замкнутым. Если вы заметили первые признаки заикания у своего ребенка, не пускайте ситуацию на самотёк.

Первые признаки заикания

При заикании почти все дети ведут себя одинаково. Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

  • Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью;
  • При заикании возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание;
  • Ребенок может долго выговаривать первые слоги или по несколько раз повторять одно и то же слово;
  • Ребенок долго не может сосредоточиться, внезапно обрывает свою речь, замолкает;
  • В начале или в середине предложения, между словами часто повторяются лишние звуки «А», «О», «И»;
  • Ребенок часто останавливается и думает над каждым словом;
  • Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе;
  • Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц;
  • Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание;
  • Малыш начинает вместо слов использовать жесты.

Заикание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

Психологические особенности заикающихся

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Последствиями заикания

  • Нарушение социальной адаптации;
  • Снижение самооценки;
  • Логофобия – боязнь речи;
  • Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук;
  • Усугубление речевого дефекта.

Причины появления заикания

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

  • Испуг;
  • Перенесённый менингит или энцефалит;
  • Сахарный диабет;
  • Частая бессонница и энурез;
  • Гиподинамия и быстрая утомляемость;
  • Длительное пребывание в напряженном невротическом состоянии;
  • Резкая смена окружающей обстановки (переезд, длительное путешествие);
  • Чрезмерно строгое отношение родителей к ребенку;
  • Нарушения в работе центральной нервной системы;
  • Наследственность;
  • Ушиб головы, сотрясение мозга;
  • Плохая приспособляемость к обществу;
  • Чрезмерно позднее или чрезмерно раннее развитие речи;
  • Нарушение нормального функционирования ЦНС;
  • Высокая подверженность к простудным заболеваниям.

Всего в медицине принято выделять 2 основных типа заикания:

  1. Невротический — возникает вследствие перенесенной психологической травмы, потрясения (например, испуг или стресс; такая форма заболевания обычно легко поддается исправлению) или из-за чрезмерно увеличенной речевой нагрузки. Этим типом расстройства страдают по большей части впечатлительные и ранимые дети.
  2. Неврозоподобный — развивается зачастую при поражении нервной системы, которая может достаться в наследство или стать последствием нарушения внутриутробного развития.

По характеру судорог заикание бывает:

  • Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  • Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  • Тонико-клоническое.
  • Клоно-тоническое.
  • Артикуляционное.
  • Голосовое.
  • Дыхательное.
  • Смешанное.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Почему ребёнок заикается:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Помощь ребенку

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога . Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

При лечении заикания необходимо придерживаться таких рекомендаций врача:

  • Создайте для ребенка комфортные условия в доме. Позаботьтесь о том, чтобы малыша ничего не выводило из равновесия и не провоцировало на отрицательные эмоции, исключите мультфильмы и игры агрессивного характера;
  • Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты;
  • Общайтесь с малышом в спокойных тонах, говорите внятно и разборчиво;
  • Никогда не говорите ребенку о том, что он что-то неправильно говорит или выговаривает;
  • Читайте ребенку побольше детских сказок (). Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего;
  • Заведите в доме . Таким образом, малыш перестанет чувствовать себя одиноким и подавленным, и заведет настоящего друга;
  • Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев;
  • Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно;
  • Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений;
  • Если малыш не желает в какой-то момент общаться с людьми или со своими сверстниками на детской площадке, не принуждайте его к этому.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

  1. Создайте для своего малыша идеальный режим дня, в котором у него будет достаточно времени для игр, прогулок и сна. В возрасте с 3 до 7 лет ребенку необходимо не менее 10 часов ночного сна и 2 – дневного. Дневной сон просто необходим, поскольку он положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
  2. Не разрешайте смотреть передачи и мультики, которые не соответствуют возрастной категории вашего ребенка и могут вызывать непредсказуемые эмоциональные всплески.
  3. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  4. Не перегружайте ребенка, заставляя его учить наизусть целые поэмы, чтобы похвастаться перед друзьями или родителями в садике.
  5. Наказывая ребенка, не оставляйте его одного в темном помещении, так как велик риск развития навязчивого страха. Оставьте лучше малыша без сладкого или без любимой игрушки, если он провинился.
  6. Вовлеките свое чадо в занятия музыкой или танцами, это способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа и так, малыш раскрепостится и станет более уверенным в себе. Полезны занятия по пению.

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

ШДК: Занятия с логопедом: заикание

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!