Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

  • связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы:

  • игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает:

  • Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
  3. Что делал Алеша?
  4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
  5. Что он делал?
  6. Что он сказал детям?

Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.

Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как догова риваетесь с товарищами об играх и игрушках.

Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много».

Игра «Один - много»

Это шар, а это... шары. Здесь много... шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)

Это мак, а это... маки . В букете много... маков . Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?

Дети отвечают.

Как вы понимаете выражение «красная девица»?

Дети отвечают.

Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

Дети отвечают.

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель: В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

Дети отвечают.

Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это... утята, это... снеги... рята, это... щег... лята.

Стали малыши играть, вдруг слышат - ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?

Дети. Снегирят, щеглят.

Воспитатель. Улетели куда-то и снеги... рята и щег... лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.

Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?

Дети. Синичек, попугайчиков.

Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели... Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)

Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью вос питателя.

Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.

Дети. Синички, попугайчики.



Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Задачи Образовательная область «Речевое развитие»Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Упражнять детей в умении пересказывать, используя простые схематизированные изображения.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова на определенный звук.
Грамматический строй речи. Закрепить умение образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание детей на несхожесть некоторых названий.
Формирование словаря. Активизировать употребление в речи названий предметов посуды.Приобщение к художественной литературе. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Познавательное развитие» Продолжать знакомить с предметным миром (название, функция, назначение).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Приобщение детей к народному словесному искусству
Образовательная область «Физичкское развитие» Развивать мелкую моторику руки через пальчиковые игры
2. Материал. Кукла – домовёнок Кузя, модели, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Кольца Луллия.
3.Предшествующая работа. Знакомство с пословицами и поговорками
Игры «Наоборот», «Да-нет», «Маша-растеряша», «Магазин «Посуда»и др.
4.Методы и приёмы.
1.Сюрпризный момент-приход домовёнка Кузи
2.Чтение рассказа
3. Вопросы по содержанию рассказа
4. Повторное чтение с моделированием
5. Пересказы 5-6 детей
6. Физкультминутка –пальчиковая гимнастика
7.Проговаривание пословиц и поговорок по теме
8.Игровое упражнение «Разложим продукты в посуду»
9. Игровое упражнение «Найдите картинку, в названии которого есть звук с»
15. Прощание с Кузей
16. Рефлексия.
5.Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовёнок Кузя.)
Воспитатель. Ой, ребята, что такое. Мы же убрали игрушки, а тут всё разбросано. А, вот кто у нас похозяйничал. Здравствуй, домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте. Я тут поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите, пожалуйста, расставить их на место.
Воспитатель. Давайте поможем Кузе расставить игрушки. (Дети помогают убирать игрушки.) Спасибо, говорит вам Кузя. Быстро навели порядок в группе. Он очень хочет с нами позаниматься, поиграть. Садись, пожалуйста, Кузя. Ребята, и мы тоже сядем на коврик. Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят – помощник?
Дети. Про того, кто помогает.
Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина.
Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол.
Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Про кого этот рассказ?
Ребёнок. Про Сашу и Алешу.
Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?
Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.
Воспитатель. Что забыли сделать мальчики?
Ребёнок. Положить ложки.
Воспитатель. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?
Дети. Воспитатель, родители, другие дети.
Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Чтобы лучше запомнить рассказ, я буду раскладывать на мольберте картинки.Подойдите пожалуйста сюда.
(Воспитатель пересказывает повторно. Схематизируя текст по предложениям.

Саша с Алёшей помогали накрывать на стол
Все сели обедать

Суп налили, а есть нечем.

Вот это помощники!
!

Стол накрыли, а ложки не положили.
Воспитатель. Ну, а теперь перескажите вы этот рассказ. Картинки вам помогут.
Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6 детей). Воспитатель от имени домовёнка Кузи обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций.
Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.
Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.
Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики
Пальчиковая игра «Моем посуду»
Кран с водою мы открыли с-с-с-с
(изображают, как будто бы открывают кран с водой)
И посуду перемыли ш-ш-ш-ш
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого) И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Так мы Кузе помогали.
А теперь все дружно встаньте
И друг другу улыбнитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернитесь
Ручками колен коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. А еще я люблю пословицы и поговорки. А вы?
Дети. Любим.
Воспитатель. Тогда вспоминайте, какие пословицы и поговорки подходят к истории про Сашу и Алёшу? Вспомнить их вам помогут картинки.(Компьютерная презентация)
*Дорога ложка к обеду
*Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
*Поспешишь, людей насмешишь.
*Кончил дело - гуляй смело
*Солнце красит землю, а человека труд.
*Торопливый дважды одно дело делает.
*Умел ошибаться, умей исправляться
*Уменье работать дороже золота.
Воспитатель. Справились.
Кузя. Ребята, а может вы мне и продукты разложить поможете. Я знаю, что есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Но не знаю какой продукт в какую посуду класть.
Воспитатель. Поможем Кузе. Возьмите волшебные круги и разложите продукты.
Игра с использованием кругов Луллия «Разложим продукты в посуду»(под спокойную музыку дети выполняют задание)
Воспитатель. (проверяет работу детей).Саша, куда сахар положила?
Саша. Сахар положила в сахарницу.(и т.д.)
Воспитатель. Послушайте, какой одинаковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка, масленка, сахарница, салфетница, салатник)
Ребёнок. В этих словах слышится звук «С»
Воспитатель. Назовите слова, в названии которых есть звук «с». (Дети называют слова. Воспитатель предлагает проговаривать чистоговорки на названные слова, если останется время)
Кузя. Спасибо вам, ребята. Теперь я никогда не перепутаю посуду. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.
Дети. До свидания, Кузя.
Воспитатель. До свидания. Приходи ещё.
С каким рассказом мы познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Кто был в гостях у нас?
Чем помогли мы ему?


Приложенные файлы

МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска

Цель: воспитывать бережное и доброжелательное отношение к игрушкам.

Задачи:

  • расширять кругозор ребенка через игру в игрушки;
  • воспитывать бережное отношение к вещам;
  • воспитывать умение ценить дружбу и преданность.

Материал: музыкальное оформление; много разных игрушек для игры «Магазин» ; рассказ Н. Калининой «Разве так играют?» ; стихи А. Барто «Игрушки» ; цветные карандаши по количеству детей; листы бумаги А-4 для каждого ребенка.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и встают в круг на ковре. Звучит музыка «Хей, хей, тебе привет!» (приветствуют друг друга) . Садятся на ковер по кругу.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Ой, ребята посмотрите, а кто это лежит у нас под скамейкой? Находят мокрого зайца. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .

Воспитатель: Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мне кажется, я кого-то вижу.

(Находят мишку, с оторванной лапой.)

Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Воспитатель: А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней

Воспитатель: Ребята, а вы любите игрушки?

Воспитатель: Есть ли любимые?

Воспитатель: А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) ,
Начинают все играть (изобразить любое движение) .

Воспитатель: Ребята, мне очень хочется прочитать вам маленький рассказ, который написала Н. Калинина, он называется «Разве так играют?» .

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
  3. Что делал Алеша?
  4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
  5. Что он делал?
  6. Что он сказал детям?

Воспитатель: А как поступили бы вы? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) . А вы хотите отправиться в магазин игрушек?

Воспитатель: Давайте сейчас туда отправимся и выберем себе понравившуюся игрушку, а поиграть вы с ней сможете только после занятий.

Но просто так взять понравившуюся игрушку вам не удастся, ведь в магазине за них нужно заплатить. А платить вы будете своими знаниями.

И так, пошли (звучит фонограмма детской песенки) .

Воспитатель: Ребята, мы оказались в том самом магазине игрушек. Посмотрите на них. Думаю, вы уже выбрали для себя что-то. Но для начала давайте правильно расставим игрушки в нашем магазине.

Воспитатель: Заканчивайте начатые мною предложения.

Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .

Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .

У грузовика кузов шире, а у фургона … (уже) .

Воспитатель: Замечательно!

(Дети помогают воспитателю расположить игрушки правильно.)

Воспитатель: Сейчас вам пригодятся ваше внимание, смекалка и находчивость. Вы готовы? Слушайте задания внимательно. Если знаете правильный ответ, поднимите руку. При правильном ответе у вас будет возможность выбрать игрушку.

Задание 1. Придумайте предложение из трех слов.

Задание 2. Назови ласково: заяц - …, мяч - …, кукла - …

Задание 3. Придумай слово, чтоб звук «ш» был в середине слова.

Задание 4. Где в слове “игрушки” стоит звук [и] ?

Задание 5. Придумай предложение из двух слов.

Задание 6. Придумай слово, чтоб звук «Ч» был в начале слова.

Задание 7. Скажи наоборот: белка маленькая, а медведь…

Задание 8. Сколько букв в слове “игра”?

(После каждого ответа ребёнок получает понравившуюся игрушку) .

Воспитатель: Молодцы! Каждый из вас выбрал игрушку по душе. А я тоже хочу купить игрушку. Задайте мне какой-нибудь вопрос, а я постараюсь на него ответить.

(Один из детей задаёт вопрос – воспитатель берёт игрушку) .

Воспитатель: Давайте теперь посадим наши игрушки на стульчики, чтобы они смогли посмотреть, как вы будете хорошо работать дальше, тем более, что мы договорились играть с ними после занятий.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем с вами свои любимые игрушки.

Дети рисуют свои любимые игрушки.

Елена Аказина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Разве так играют?»

Пересказ рассказа Надежды Дмитриевны Калининой «Разве так играют

Программные задачи :

- связная речь : учить выразительно пересказывать текст ;

- словарь и грамматика : активизировать в речи глаголы , учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы :

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках. Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» :

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Воспитатель : Ребята, жалко вам игрушечного зайца? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно ли поступила девочка - хозяйка игрушки, оставив зайку мокнуть под дождём? (ответы детей) .

Чтение стихотворения А. Барто “Мишка”:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель : А в этом стихотворении любит ребёнок свою игрушку? (ответы детей) Да, ребята, не стоит плохо относиться к своим игрушкам, даже если что-то сломалось, оторвалось по какой-то причине. Иногда нужно просто заменить или починить деталь и игрушка вновь станет прежней

Воспитатель : Ребята, а вы любите игрушки?

Дети : Да.

Воспитатель : Есть ли любимые?

Дети : Да.

Воспитатель : А как вы к ним относитесь? (Ответы детей) .

Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх) .

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) .

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) .

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) .

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза,

Начинают все играть (изобразить любое движение) .

Воспитатель : Ребята, я прочитаю вам рассказ , который написала Н. Д. Калинина , он называется «Разве так играют .

Воспитатель читает рассказ .

«Разве так играют

Пришли Саша с Алешей в младшую группу , подошли к игрушкам. А игрушек много : есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть . А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку - мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет - все в одну кучу складывает :

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю .

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют ?

Послушайте внимательно еще раз.

Дети пересказывают текст по цепочке . Пересказ можно повторить дважды.

Вопросы :

1. О чем говорится в этом рассказе ?

2. Какие игрушки были в кукольном уголке?

3. Что делал Алеша?

4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?

5. Что он делал?

6. Что он сказал детям?

Воспитатель : Вспомните, чем заканчивается рассказ .

Рассказ заканчивается словами : «Разве так играют , и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе , если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть . Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том , как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках .

Отвечают дети (по одному) . Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи , умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть ?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать,передавать ,отбивать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой , что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять, расчесывать и т. п.

Артикуляционная гимнастика.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам…

Буду подражать слону,

Губы хоботом тяну…

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Вот веселая лошадка,

Темная как шоколадка…

Воспитатель : Ребята, а у меня к вам вот какой вопрос - а как вы думайте, откуда берутся игрушки? (из магазина) .

Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Игрушки» :

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котёнок плюшевый,

Пирамидки в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень

(Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель предлагает назвать игрушки, которые есть в группе , подумать, почему эти предметы называются игрушками. Просит детей сказать из какого материала они сделаны. Ребёнок двумя руками обследует игрушку и говорит из какого материала сделана (Это кубик, он сделан из дерева. Он деревянный) .

Воспитатель : Заканчивайте начатые мною предложения.

Кукла стоит выше, а машина … (ниже) .

Грузовая машина больше, а легковая машина … (меньше) .

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель : В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами : шар (пар, дар, мак (лак, рак, лук (жук, бук) .

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Игра «Один - много»

(детеныши животных)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?» . Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фигурки.)

Итог занятия .

Обобщающие вопросы по теме занятия .

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор животных». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Улыбка» г. Южно – Сахалинска.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину) Воспитатель: Муравлева З. В.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Как Миша варежку потерял» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял" Программные задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разве так играют?» Задачи: учить выразительно, пересказывать текст; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных; учить.

Библиотека изображений:

Конспект НОД по развитию речи для старших дошкольников с использованием мнемотехники "Кораблик"

Данный материал может оказаться полезным для воспитателей, учителей, родителей. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, а в результате грамотной работы педагога приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Цель : развить навык работы по развитию речи с применением мнемотехники
Задачи : (программное содержание):
Обучающие:
1. Познакомить детей с новой сказкой В. Сутеева «Кораблик»
2. Обогатить речь детей новыми оборотами («Чуть было не захлебнулся», «И пошла работа: ……»), словообразовательными моделями (веревочка, листочек, скорлупка, соломинка и т.п.), словами (находчивый, сообща, трудолюбивый, упорный)
3. Закрепить умение правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанный текст
4. Закрепить умение передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
5. Закреплять навык работы с применением мнемотехники, которая служит средством для:
- обогащения словарного запаса (зрительные образы нового слова)
- закрепления в памяти «каркаса», сюжетной линии текста как образца логического повествования (на зрительном уровне)
- обогащения речи художественными оборотами, языковыми средствами, словообразовательными моделями
- развития воображения, ассоциативного мышления
- нового отношения к слову (оно наполняется смыслом, является главным смыслообразующим началом в тексте, на него «смотрят» через призму образов, его рисуют)
6. Закрепить умение излагать содержание пересказываемого текста с опорой на мнемодорожки
7. Закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения

Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение
Воспитательные:
1. Закрепить умение внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять
2. Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей (находчивость, хвастовство, слаженная работа как залог успеха)
Материалы и оборудование :
1. Книга с текстом сказки и иллюстрациями
2. Игрушки: заводной жучок, пластмассовая мышка, резиновый лягушонок, муравей
3. Мнемоквадраты с символами
4. Магнитная доска, магниты
Предварительная работа :
1. Знакомство с символом и его «расшифровкой»
2. Знакомство с мнемоквадратом и мнемодорожкой
3. Занятия по описанию предмета с опорой на мнемодорожки (описание снегиря, сидящего на ветке, описание лисы)
4. Занятия по пересказу рассказа Н.Калининой «Разве так играют?», рассказа о зиме, рассказа Н.Калининой «Помощники» с опорой на мнемодорожку
5. Классификация карточек с изображением транспорта: каждый вид транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный) мы разложили по конвертам и нанесли на конверт символ, расшифровав который, можно было понять, какой вид транспорта «спрятан» в нем
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный этап):
Дети с воспитателем входят и рассаживаются полукругом. В центре стол и магнитная доска. На столе стоят игрушки (жук, муравей, лягушка, цыпленок, мышонок).
Воспитатель : Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел в гости?
Дети : Жук, муравей, цыпленок, мышонок, лягушонок.
Воспитатель : И правда! Так это не просто животные, это герои сказки! Они пришли к нам прямо из сказки. Сказку эту написал Владимир Григорьевич Сутеев, а называется она «Кораблик».
Какие они милые, наши гости. Но вот интересно, зачем они к нам пожаловали?
Дети : Познакомиться, подружиться!
Воспитатель : Конечно, познакомиться и подружиться! Но еще они хотят загадать вам задачку, ребята: расшифровать их секретные карточки. Вот, посмотрите.
Воспитатель показывает мнемоквадраты.
Дети : (рассматривают) Как их разгадать?
Воспитатель : Нужно сказку начинать читать. Слушаем внимательно.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) :
Воспитатель читает сказку, демонстрируя иллюстрации в книге и предлагая поочередно мнемоквадраты, которые дети выставляют на доску.
Пошли гулять Лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.
Мнемоквадрат номер 1 на доску.
Пришли на речку. Мнемоквадрат номер 2 на доску.
- Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду. Мнемоквадрат номер 3 на доску.
- Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок . Мнемоквадрат номер 4
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Засмеялся лягушонок. Куда же вы годитесь! И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся. Мнемоквадрат номер 5 и 6
Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали . Номер 7
Пошел цыпленок и принес листочек . 8
Мышонок – ореховую скорлупку . 9
Муравей соломинку притащил . 10
А жучок веревочку . 11
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали – и построили кораблик . 12
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли.
13
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь 14 и 15.
Воспитатель читает текст еще раз.
Воспитатель : Вы поняли теперь, зачем нужны были эти секретные карточки?
Дети : Это подсказки!
Воспитатель : Верно! Вы будете на них посматривать и вспоминать, что же происходило в сказке.
На доске висят картинки, которые помогут вам ничего не забыть из этой интересной истории.
По 3 человека выходят. Поочередно берут по одному квадрату, пересказывают, опираясь на него. Воспитатель помогает.
Два пересказа по три человека. Лучше задействовать тех, кто не участвовал в выставлении карточек, чтобы все приняли участие в работе.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Воспитатель : Понравилась вам сказка, ребята?
Дети : Да!
Воспитатель : О ком эта сказка?
Дети : О мышонке, цыпленке, муравье, жуке и лягушонке
Воспитатель : Как поступил лягушонок?
Дети : Смеется над другими, говорит обидные слова…
Воспитатель : так друзья разве поступают?
Дети: Нет, так друзья не поступают!
Воспитатель : Конечно, так друзья не поступают. Друзья должны быть вместе, все дела делать вместе, не обижать друг друга и не хвастаться.
Скажите, а какими оказались мышонок, жучок, муравей и цыпленок? Как быстро они придумали, как построить кораблик…
Дети : Находчивыми, трудолюбивыми…
Воспитатель : Помните, им захотелось тоже поплыть и они взялись за…
Дети : работу
Воспитатель : да, взялись за работу. Как они взялись за работу?
Дети : дружно, вместе, чтобы построить корабль
Воспитатель : Можно еще сказать сообща. Сообща – значит дружно. Как вы думаете, ребята, почему у друзей получилось построить корабль? Что же им помогло?
Дети : то, что они все вместе трудились
Воспитатель : Конечно, они работали вместе, каждый сделал что-то, чтобы получился кораблик, каждый внес свой вклад в общее дело! Им их дружба помогла – можно ведь так сказать?
Дети : Да!
Воспитатель : Какие интересные карточки принесли с собой наши друзья! В них вся сказка загадана, но мы-то ее разгадали, правда?
Дети : Да
Воспитатель : Если бы не они, нам бы сложно было пересказать историю. Как можно назвать карточки?
Дети : помощники
Воспитатель : Верно! Ребята, вы отлично поработали: дружно, вместе, сообща! Хотите поиграть с игрушками, которые к нам пришли? Держите. Кто хочет полистать сказку, посмотреть иллюстрации – пожалуйста.
Мне так понравилась сказка, что я решила нарисовать какой-нибудь эпизод из нее. Кто со мной? (ребята, не участвующие ни в игре, ни в рассматривании иллюстраций, присоединяются к воспитателю и рисуют коллективную картину).