Конспект занятия "учимся отгадывать загадки". Открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок Занятие в средней группе учимся загадывать загадки

1. Значение загадок для решения задач словарной работы.

Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Загадка – это своего рода игра.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
Загадки, сравнение предметов целесообразнее применять в старшем дошкольном возрасте. Много таких эффективных приёмов было разработано Е.И. Тихеевой.

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Требования к применению загадок в целях развития словаря:

  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
  • загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дет, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
  • обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом;
  • отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
  • придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;
  • загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Работа с загадками также применяется для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.

Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.

2. Причины ошибок детей при отгадывании загадок и способы отгадывания загадок.

Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок:

Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные.

Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.

Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным и загадка неразгаданной.

Например, дети дают неверные ответы на загадку «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».

Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.

Например, загадку «Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет» (Грамота, письмо) ребенок отгадывает так: «Это подсолнух, потому что семя черное и круг такой желтый». Взрослый возражает: «Но ведь в загадке говорится про белое поле». «Ну, все равно – желтое, белое…», - говорит ребенок в ответ.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

Невнимательно слушают текст загадки;

Не запоминают полностью содержание загадки;

Полностью или частично не понимают текст загадки;

При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

Не имеют достаточных знаний о загаданном;

Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

Дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с детьми дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

3. Методы обучения детей умению отгадывать загадки.

Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

Разнообразны цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Загадки широко используют на занятиях, в бытовой и игровой деятельности. Использование загадок на занятиях – один из важных приемов обучения. Загадки входят во все занятия по различным разделам программы.

Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр. Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений.

Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.
Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Нужны не только одноразовые наблюдения в естественных условиях, но и специально организованная система наблюдений, помогающая детям увидеть явления в разные периоды, в развитии.

Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:

Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)

Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).

Всестороннее обследование детьми предметов в процессе многократных действий с ними, наблюдение явлений в разных условиях обогащают опыт детей, дают фактические знания о мире. Загадка служит при этом художественным завершением и обобщением процесса наблюдения, рассматривания, сравнения. Отличительные признаки грибов, отмеченные ребенком при их рассматривании и после этого сформулированные в виде художественного описания в загадке, осознаются глубже и поэтому прочнее усваиваются.

В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:

Не зверь, а с ногами,

Не птица, а с перьями,

Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)

Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.

Можно провести занятие, все построенное на загадках: «Едем, плаваем, летаем» (о видах транспорта). Воспитатель предлагает отгадать загадки о разных видах транспорта. В случае правильного ответа ребенок берет картинку и ставит ее рядом с изображением, обозначающим среду предвижения указанного транспорта (дорога, вода, небо). Дети в ходе игры классифицируют транспорт на наземный, водный, воздушный.
Загадки активно используются также по на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок. Это повышает интерес к деятельности, упражняет детей в речевых навыках.

Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».

Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

Загадки широко используются для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал. Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи).

Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных коррекционных занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов.

Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

  • Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.
  • Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.
  • На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Рассмотрим способы доказательства отгадки.

Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.

Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.

Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства. Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.

Существуют два способа доказательства отгадок.

Первый способ дедуктивный способ, второй – индуктивный способ.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).

Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».

Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:

«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли. Загадки действительно являются средством развития познавательной активности дошкольников, обогащают их личный опыт и все стороны речи при условии организации систематической работы с дошкольниками по специальному формированию умений отгадывать и составлять загадки.

4. Подбор загадок по темам «Ознакомление с окружающим», по всем возрастным группам.

Рассмотрим загадки по теме «Ознакомление с окружающим» по всем возрастным группам в ДОО.

Младшая группа.

1. Загадка

В этом доме все для нас –

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс, тихий час,

В этом доме все для нас!

Вот какой хороший дом!

В нем растем мы с каждым днем,

А когда подрастем,

Вместе в школу пойдем. (Детский сад).

2. Загадка

Кто научит рисовать,

Лепить, строить и играть,

Усадив ребят в кружок,

Прочитает им стишок?

Кто сейчас же разберется

Почему Антон дерется?

Очень любит всех ребят,

Кто же это?…» (Воспитатели).

3. Загадка

Кто же нам на стол накроет,

Подметет, пропылесосит?

Вымоет окна, стены, пол?

Протрёт от пыли стол?

Проследит, чтоб тут и там

Всё стояло по местам?…» (Няня).

4. Загадка

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (Дождь)

5. Загадка

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли …(Зонт)

Средняя группа

1. Загадка

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это - ... (Дождь)

2. Загадка

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно... (Листопад)

3. Загадка

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

4. Загадка

Насупится, нахмурится,

В слезы ударится -

Ничего не останется. (Туча)

5. Загадка

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает:

Одним проходу не дает,

других он подгоняет. (Ветер)

Старшая группа

1. Загадка

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я - большой, красивый... (Шкаф)

2. Загадка

Яростно река ревет и разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел (Апрель)

3. Загадка

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

4. Загадка

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

5. Загадка

Я под мышкой посижу,

И что делать, укажу.

Или разрешить гулять,

Или уложить в кровать. (Градусник)

Подготовительная группа

1. Загадка

Сама в земле - коса на улице. (Морковь.)

2. Загадка

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

3. Загадка

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

4. Загадка

Вырос в поле дом -

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом. (Колосок)

5. Загадка

Хоть прячется Алёна

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека (Яблоко)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009–2010.
  2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009–2010.
  3. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей младшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей подготовительной к школе группы. – М: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей среднего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Дыбина О.В. Рабочая тетрадь для детей старшей возрастной группы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  7. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  8. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
  9. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  10. Логинова В. И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 224 с.
  11. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников.//Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  12. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995.
  13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: 1994. – 344 с.
  14. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 2011.
  15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) // Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  16. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М.: 2011.
  17. Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб.: 2011.

Тема занятия: «Где живет Старичок – Лесовичок»

Задачи:

Образовательные: Учить детей отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме; закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь; развивать внимательность, мышление, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, любовь и бережное отношение к природе; расширять представления о материальном и духовном мире; воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;

Словарные: Обогащение словаря детей: кузовок – короб плетеный для носки чего – либо.

Материал и оборудование: Старичок – Лесовичок – кукла, объёмные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса, кузовок;

Ход занятия:

Стук в дверь.

Ребята, послушайте, кто – то стучится к нам в дверь. Воспитатель открывает дверь группы и вносит куклу Старичка – Лесовичка.

В. - Здравствуй дедушка.

Л. - Здравствуйте ребята.

В. - Скажите дедушка: - Как Вас зовут?

Л. – Меня зовут Старичок – Лесовичок.

В. - Вы откуда к нам пришли?

Л. - Я пришел к вам издалека. Отгадайте мою загадку и тогда узнаете, где я живу, откуда я к вам пришел:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Скажите, что это за дом? - Лес.

Л. – А почему вы решили, что это лес? (Ответы детей)

Л. – Правильно ребята, лес – наш зеленый дом, у него нет ни стен, ни крыши. Я пришел к вам из леса. В моём заповедном лесу, каких только чудес нет! Я вам принес вот такой короб, а называется он кузовок. Посмотрите, какой он красивый. Кузовок – сделан из бересты, в нем можно носить всё, что захочешь. А мой кузовок не простой, волшебный.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

И пропахла в нем берёста

Земляникой и смолой,

Спелой рожью,

Мёдом с воском

И травою луговой….

А что лежит в нём, вы узнаете, коль загадки разгадаете.

В моём лесу очень много деревьев. Послушайте загадки и разгадайте, какие деревья растут в моём лесу:

На лесной опушке стоят подружки:

Платьица белены, шапочки зелены. - Березки.

Л. – Почему вы так решили, что это березки. (Ответы детей)

Л. – Молодцы, правильно отгадали. Платьица белые – это стволы, только у берёзок белый ствол, а шапочки зеленые - это листва.

Лесовичок достаёт из кузовка несколько берёзок и ставит на стол. Слушайте следующую загадку:

Что за дерево:

Зимой и летом зелено? Елка.

Л. – Объясните, почему вы так решили? (Ответы детей).

Л. – Правильно. (Достает елочки из кузовка). Елка в любое время года зеленая.

Ребята, скажите, а какие ещё деревья вы знаете, которые:

Зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна).

Л. – Достает из кузовка игрушки и на столе появляется лес.

Вот в таком лесу я живу.

Что же еще растет в моем лесу, кроме деревьев? Вы хотите узнать?

– Слушайте еще загадки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ……….(Мухомор).

Объясните свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достаёт мухомор из кузовка). Мухомор – ядовитый, шапочка у него ярко красная с белыми точками, пестрая.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай не мешкай!

Это ……..(Сыроежки).

Объясните, свой ответ.

Л. – Молодцы. (Достает грибы из кузовка). У сыроежек разноцветные шляпки на белых ножках.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки-

Собираем огоньки.

Что это такое? (Земляника).

Л. – Правильно. Ягодка земляники похожа на огонек. Достает ягоду и ставит на стол.

А еще в лесу живут разные звери и птицы. Угадайте какие:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Л. – Правильно. У ежа иголки на спине, трогать его нельзя уколешься.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее …… (Лиса).

Л. – Правильно. Рыжая с пушистым хвостом, хитрая плутовка.

Верещунья, белобока,

А зовут ее…..(Сорока).

Л. – Правильно. Постоянно трещит, непоседа, белобока.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: Ку – ку, Ку – ку. (Кукушка).

Л.- Молодцы отгадали мои загадки. Посмотрите, у нас получился настоящий лес!

Вот так лес!

Полон лес и загадок, и чудес!

А сейчас давайте немножко поиграем. Физкультминутка (по выбору воспитателя).

Молоды ребята. Мне у вас очень понравилось в детском саду. И я хочу подарить этот чудесный лес вам, чтобы вы не забывали о нашей встрече. Придумывайте загадки про обитателей леса, а когда я снова приду к вам, вы сами будете загадывать их мне.

До свидания ребята.


Конспект образовательной деятельности по развитию речи для старшей группы

Тема: путешествие в лес загадок.

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников

1) образовательные: учить детей составлять загадки, опираясь на модель. С помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

2) развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание.

3) воспитательные: воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование : таблицы с изображением модели составления загадок; картинки-фото: заяц, медведь, белка; цветные круги для дидактической игры.

Предварительная работа : дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Формы организации детей : фронтальная.

Ход мероприятия:

  • Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»
  • Доброе утро, солнцу и птицам,
  • Доброе утро, улыбчивым лицам,
  • И каждый становится добрым, доверчивым
  • Пусть доброе утро длится до вечера!
  • Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес загадок. Это необычный лес. Чтобы лесные жители – звери там ожили, нам нужно будет составить о них загадки. Но прежде чем мы отправимся в путь, нам следует немного потренироваться.
  • Игра «Назови предметы»

Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек желтого цвета, называет предметы желтого цвета: солнце, цыпленок, банан.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились все замечательно. Следующая игра называется «Закончи фразу»

  • Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)
    Пластелин мягкий, а камень (твердый).
  • Ручей мелкий, а речка (глубокая)
    Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).
  • Кашу варят густую, а суп (жидкий)
  • Лес густой, а иногда (редкий).
  • Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы отправляемся в путь. Сначала мы полетим на самолете (), потом поплывем на катере (), теперь едем на поезде (). Вот мы и в волшебном лесу. Ребята, не кажется ли вам, что здесь необычно тихо. А почему?
  • Дети: не слышно пения птиц, шуршания листьев, треска сучьев
  • Воспитатель: Правильно, лесные жители заколдованы. А чтобы им помочь, мы с вами должны придумать о них загадки. Посмотрите ребята, какое большое дерево, а в нем дупло. Кто же там живет? А вот висит фотография. Кто это? (белка). Давайте сядем на полянке поудобнее и будем придумывать загадку о белке (вывешивается модель: «Что делает - что (кто) делает также »)

Что делает белка?

Скачет, грызет, собирает.

Кто делает также?

Скачет? Кто (обезьяна)

Грызет? Кто (бобер)

Собирает? Кто (хозяйка)

Вот что у нас получилось

Давайте соединим левую часть с правой подставляя слова «как», «но не». Что у нас получилось: скачет как обезьяна, грызет как бобер, собирает, но не хозяйка. Вот и получилась наша загадка о белке. Ой, ребята, кто это поскакал по веткам так весело и резво. Да это же белочка. Значит, мы расколдовали белку. Молодцы! Давайте немножко отдохнем. (Гимнастика для глаз ) «Волшебный сон»

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!

Дети : Много

Воспитатель: Посмотрите, здесь тоже висит фотография (медведя ). Давайте присядем на пенечек и постараемся оживить медведя, а для этого мы придумаем загадку о нем.

Что делает медведь?
Рычит, спит зимой, любит малину.

Кто делает также?

Рычит кто? (лохматый пес)

Спит зимой кто?(колючий ежик)

Любит малину кто?(маленький ребенок)

Вот что у нас получилось

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не».

Наша загадка о медведе: рычит как лохматый пес, спит зимой как колючий ежик, любит малину, но не маленький ребенок. Вот и ожил наш медведь. Давайте поиграем в игру «У медведя во бору».

Воспитатель: Продолжаем путь. Кто же здесь прячется за кочкой? Смотрите, здесь лежит фотография зайца (модель «какой-что бывает таким же?»).

Какой заяц по цвету?(белый)

Какой заяц по действию?(прыгающий)

Какой заяц на ощупь? (пушистый)

Что бывает таким же?

Белый? (выпавший снег)

Прыгающий? (звонкий мячик)

Пушистый? (Вязанный шарфик)

Вот что у нас получилось

Какой заяц?

Что бывает таким же?

Выпавший снег

Прыгающий

Звонкий мячик

Пушистый

Вязанный шарфик

Воспитатель: Соединяем левую и правую часть, подставляя слова «как», «но не». У нас получилась загадка: белый как выпавший снег, прыгающий как звонкий мячик, пушистый, но не вязаный шарфик. Молодцы ребята, вот и заяц запрыгал на кочке. Он проголодался. Давайте раскрасим морковки и накормим зайчика.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Ребята, вот нам и пора отправляться в детский сад. Сначала едем на поезде (имитация, проговаривание звука ч-ч-ч-ч ), потом плывем на катере (имитация, проговаривание звука л-л-л-л ), а дальше мы летим на самолете (имитация, проговаривание звука в-в-в-в ). Вот мы и дома.

Воспитатель : Ребята вам понравилось путешествие?

Воспитатель: Кому мы помогли в лесу? Что мы для этого делали? Я думаю, что лесные жители благодарны вам.

Использованная литература:

  • 1.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.
  • 2.Журавлева, Н. М.Методика обучения разгадывания и составления загадок по сказкам /Электронный ресурс / http://www.trizminsk.org/e/prs/232023.htm

3.Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-N9.-С. 23-26./ электронный ресурс / www.dou50-krsk.ucoz.ru

  • 4.Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

Тема : «Загадки и отгадки»

Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).

Оборудование и материалы : предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»

Часть I. Выбери отгадку

Цели: формирование умения: разгадывать загадки, содержащие простое описание, формулировать цель и задачи предстоящей работы.

В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой.

Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке.

Учебная задача: выяснить, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе, научиться искать спрятанную в загадке отгадку.

Треугольник предлагает вниманию детей загадки-описания. Педагог учит детей выделять названные признаки и характерные для загадочного существа (предмета) действия. Учить рассуждать в поисках отгадки — лучше на примере загадок, не содержащих элементов усложнения описания (сравнений, метафор, слов в переносном значении, многозначных слов).

Снаружи — твердый, зеленый, полосатый.

Внутри — мягкий, сочный, красный. (Арбуз.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

Во дворе поставлен дом.

На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц, кролик.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Вот свернулся он в клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж.)

Зверь летает над лесами

С очень чуткими ушами.

Днем он спит вниз головой.

Что за странный зверь такой? (Летучая мышь.)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

В цирке он смешит ребят,

Встрече с нами очень рад.

Догадались ли вы, кто он?

Он забавный шумный... (клоун.)

Дидактическая игра «Выбери отгадку»

Детям 5 и даже 6 лет бывает трудно составить единую картину по нескольким признакам. Поэтому для начала будем предлагать им не представить загаданный предмет, а выбрать подходящий по описанию предмет или изображение. Сделав выбор, ребенок поясняет, какие признаки (действия) данного предмета или существа он услышал в загадке.

При знакомстве с игрой будем подбирать предметы и изображения, значительно отличающиеся друг от друга по описанию, ограничим их число 5—6. Затем количество карточек должно расти, нужно добавлять предметы, имеющие схожие с отгадкой черты (цвет, форму, составные элементы, качества, действия). По мере освоения детьми данной формы работы задание усложняется: комплект составляется из предметов, во многом похожих, и лишь один рисунок полностью отвечает описанию. В дальнейшем детям предлагается единый рисунок, на котором нужно найти сразу несколько отгадок.

Работу над любой загадкой несложно индивидуализировать, предлагая каждому ребенку набор карточек, соответствующий его потенциалу. Также важно предоставлять детям возможность давать ответ без опоры на карточки. Педагогу нужно помнить, что у некоторых загадок может быть несколько отгадок, поэтому верным признается любой обоснованный ответ.

Треугольник . А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?

(Ответы детей.)

Треугольник . Давайте поиграем в игру «Кто я, угадай?» Подумайте, как в этой игре отгадка «рассказывает» о себе.

Подвижная игра «Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.

По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.

Часть II. Умные руки

Цели : дальнейшее формирование представлений о форме и размере предметов, материале, из которого они сделаны; развитие сенсорных возможностей, речи, образного мышления, внимания.

Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него?

При знакомстве с игрой стоит использовать заведомо знакомые детям игрушки. По ходу игры педагог задает уточняющие вопросы, которые помогут детям определить, какие свойства предметов они смогли выявить при помощи пальцев (форма, размер, качества поверхности, материал, из которого они сделаны), а какие нет (цвет).

Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?

С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.

Последующая работа

Правильно организованная встреча с загадкой приносит детям радость, оказывает развивающее воздействие. Она уместна и на прогулке, и на занятии, и в свободном общении взрослых и детей.

Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия:

Воет, свистит,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка. (Полотенце.)

Затем вниманию детей можно предлагать загадки, содержащие признаки, действия и другие характеристики отгадки. Чтобы разгадать их, требуется оперировать разными категориями представлений.

Под землей он обитает,

Длинные ходы копает.

В черной шубке дорогой.

Догадайтесь, кто такой? (Крот.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит.

Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц.)

Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдешь

И возьмешь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он — сорняк.

(Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек.)

Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении. Обучение составлению и анализу описаний является важным разделом работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений — необходимая база для обучения детей разгадыванию и созданию загадок.