Мой ребенок – левша. Стоит ли переучивать ребенка-левшу и как научить красиво писать

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Детский психолог

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.


Головной мозг человека – сложнейший многофункциональный орган, каждая часть которого регулирует определенную операцию. Как известно, у большинства людей за умение писать отвечает левое полушарие – распределение функций мозга происходит крест-накрест, т.е. левое полушарие мозга отвечает за правую руку, правую ногу и обрабатывает сигналы правого глаза.

Однако из всех правил есть исключения, и примерно у 15% людей функцию письма берет на себя не левое, а правое полушарие головного мозга.

Считается, что такие люди очень чуткие, творческие натуры с богатой фантазией. Нередко среди леворуких встречаются талантливые люди, наделенные особым даром.

Леворукость обычно становится заметна с детства, когда ребенок более активно использует левую руку для игр, держит в ней ложку и карандаши. Даже по тому, в какой руке держит свои новорожденный малыш, можно заметить его особенность – леворукие.

Однако наш мир ориентирован на большинство, то есть на правшей, поэтому впоследствии, уже в детском саду или школе, у такого необычного малыша могут возникнуть трудности в овладении письмом. Что же делать в таком случае и как научить левшу писать ? Как организовать учебу ребенка так, чтобы он усваивал знания с минимальным дискомфортом?

Левша или правша – как определить

Для начала надо точно определить, левша ли ребенок. Как это узнать? Для этого зачастую не требуется обращаться к специалисту, порой хватает пары несложных тестов, которые легко провести с ребенком дома. Не говорите ему, что его сейчас будут проверять. Пусть это будет игрой. Итак, как определить, что ребенок левша:

Попросите его скрестить пальцы рук. Какой палец оказался выше всех? Затем пусть поднимет с пола игрушку, возьмет протянутый вами предмет, без вашего присмотра порисует карандашом и поест. Если эти действия ребенок делает левой рукой, вывод ясен: у вас растет левша.

Обучение левшей письму – с чего начать

Готовить леворукого ребенка к овладению письмом надо задолго до того, как он возьмет ручку и начнет выводить буквы. С раннего детства развивайте мелкую моторику кисти и пальцев. От этого зависит, насколько успешно в будущем ваш маленький левша сможет воспроизводить буквы, оптимизированные для письма правой рукой.

Как правильно держать ручку левше

Когда ребенок пойдет в школу, найдите время проверить, правильно ли он держит ручку. Неправильное положение пальцев при письме ведет к быстрой усталости и как результат – к ухудшению навыков письма. Если ребенок-левша не умеет держать ручку, объясните ему, покажите и проконтролируйте, как он научился этому. При выборе ручки для левши следите, чтобы она не была сильно толстой в обхвате, а чернила не мазали – иначе пальчики будут постоянно испачканы ими. Возможно, придется купить специальную ручку, созданную для леворуких детей. Сегодня в продаже есть даже ручка-самоучка для левшей.

Обучение письму леворуких детей – организация рабочей обстановки

Из-за особенностей письма для левшей нужна уникальная, индивидуальная организация рабочего стола, удобная ему, а не вам или учителю.

То же касается направления света, угла наклона тетради и положения руки. В идеале письменный стол должен стоять в возле окна, чтобы ребенок, по крайней мере, при дневном свете имел возможность комфортно заниматься письмом.

Не требуйте от левши классический наклон тетради 20-30 градусов – это может быть крайне дискомфортно для него.

Проблема в обучении левши письму – отзеркаливание

Обычно левши без проблем усваивают буквы и письмо, однако иногда родители сталкиваются с такими сложностями, как «отзеркаливание» левшой при письме отдельных букв или целых слов. Чтобы бороться с этим, нужно время и терпение. В самом начале изучения письма помочь могут специальные прописи для левшей . Помогайте ребенку, проработайте с ним дома проблемные буквы, хвалите за успехи и практикуйте письмо. Постепенно письмо будет доведено до автоматизма и ребенок запомнит, как правильно выглядят буквы.

Совет родителям: хвалите ребенка, участвуйте в его развитии и обучении, играйте вместе и делайте уроки. Помимо эмоционального контакта и удовольствия от совместной деятельности с ребенком, вы сможете вовремя заметить, если у левши появились проблемы в обучении и вместе исправить их.

Учитывая особенности леворуких детей и выполняя все вышеописанные рекомендации, вам станет более понятно, как научить левшу писать правильно, чтобы в будущем у него не возникло проблем с обучением в школе или ВУЗе. Удачи вам и вашему ребенку!

Татьяна Броницкая, специально для детского сайта .

Мой ребенок пользуется только левой рукой! Он левша! Нередко данный факт воспринимается родителями в негативном ключе. Бывает и хуже - как наказание или приговор судьбы. А так ли это на самом деле? В этой статье родители найдут много полезной информации о том, как помочь ребенку-левше приспособиться к миру, который «заточен» под праворуких людей.

Леворукость: в чем причины?

От чего зависит то, какая рука окажется ведущей? Это обуславливается тремя факторами: воспитанием, наследственностью и возможными нарушениями, которые приобрел ребенок в результате родовых травм или перинатальных осложнений.

Как правило, доминирующая рука связана с противоположным ведущему полушарию головного мозга. То есть, если доминантное полушарие левое, то человек пишет правой рукой, и наоборот.

Леворукость не является дурной привычкой или прихотью. Это результат особого устройства мозга. Чаще всего это врожденная индивидуальная особенность малыша - такая же, как темп речи или цвет волос, и поэтому ее необходимо просто принять, а не ломать и пытаться перестроить.

Психологические особенности левшей

Каждое из полушарий в ответе за свой тип обработки информации. Так, левое «логическое» полушарие обрабатывает сведения последовательно, перебирая при этом все возможные варианты развития событий. Тогда как правое «образное» полушарие мгновенно обрабатывает полученную информацию, воспринимая ее как один целостный образ.

Отличия левшей и правшей не ограничиваются лишь тем, что один активно использует правую руку, а другой - левую. Все находится глубже и куда сложнее, но основное отличие состоит в способе переработки сведений, поступивших из окружающего мира. Левши иначе воспринимают полученную информацию, а также по-другому эмоционально реагируют на нее.

Существует ряд основных психологических особенностей, которые отличают людей с доминирующей левой рукой от правшей:

  • У левшей лучше развито воображение, и они склонны к фантазированию.
  • Левшам сложнее дается арифметический счет, за счет того, что эти действия требуют последовательного мышления, логики, а это функция контролируется левым полушарием. А вот в изучении геометрии они преуспеют за счет ее пространственной природы.
  • Левши хуже выполняют деятельность, которая требует постоянного самоконтроля.
  • Правшам проще овладеть грамотной письменной и устной речью, так как у левшей гораздо слабее выражена способность активно воспроизводить речь по сравнению с умением понимать слова.
  • У левшей прекрасное «чувство тела», пространственная ориентация и замечательная координация движений. Они куда более подвижны, чем люди с преобладающей правой рукой.
  • Левши более впечатлительны, эмоциональны и ранимы. В связи с этим они чаще могут обижаться, злиться, раздражаться. Особенно это проявляется на стадии затруднений, которая нередко у них встречается.
  • Левши замечательно справляются с разнообразными задачами на обобщение, однако склонность «схватить» целостный образ картины вместо того, чтобы поэтапно его проанализировать, мешает им овладеть навыком чтения.

Как не нужно воспитывать ребенка-левшу

Ни в коем случае не стоит заниматься переучиванием ребенка. Этот процесс обернется настоящей пыткой для мозга малыша. Какой будет результат?

  • У малыша будет с задержкой формироваться речь, возникать различные логопедические проблемы.
  • Невротизация ребенка на базе настойчивого переучивания повышается. Ее самыми распространенными симптомами являются нарушения аппетита и сна, боли в животе и головные боли, заикание, энурез и прочее подобное.
  • Тот самый «топографический кретинизм», или неумение уже взрослого человека правильно ориентироваться на месте, невозможность воспринимать мелодию, неспособность танцевать и прочее.

Лучше вообще не заострять внимание на том, что у ребенка есть врожденная особенность. Ни сам малыш, ни окружающие люди не должны видеть в этом что-то уникальное и необычное. Иначе у ребенка может сформироваться застенчивость, и жизненный сценарий неудачника.

Помните, что на ребенка-левшу (в прочем, как и на любого другого малыша) не следует кричать, иначе он просто замкнется в себе, и со временем потеряет контакт с родителями. Причины этого кроются в природной повышенной впечатлительности и ранимости.

Как нужно воспитывать ребенка-левшу?

Прежде всего, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок не связывал неудачи с тем, что он пишет не правой, а левой рукой. Для этого можно, например, рассказать малышу об известных личностях-левшах. Таковыми являлись Леонардо Да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Иоганн Себастьян Бах и многие другие знаменитые и талантливые люди.

Подведя скажем, что если родители окончательно убедились в том, что их малыш - левша, им не стоит огорчаться. Лучше потратить свое время на то, чтобы научится учитывать особенность ребенка в обучении и повседневном общении. Кроме того, о том, что ребенок является левшой, необходимо обязательно предупредить воспитателей и учителей. Во многом именно от них зависит степень подверженности малыша невротизации.

  1. Примите как должное особенность своего малыша. Не стоит пытаться превратить его в правшу. Объясните ему, что людей, которые делают работу левой рукой, тоже много, и это так же является нормой, как и праворукость.
  2. Не предъявляйте к нему завышенные требования и ни в коем случае не противопоставляйте его другим детям.
  3. Не стремитесь вырастить вундеркинда, однако поощряйте его за любые, даже самые маленькие успехи, и хвалите творческие способности.
  4. Создайте ребенку необходимые условия не только в доме, но и в школе. Попросите учителя выделить ему место за столом с левой стороны, так чтобы он не сталкивался с локтем соседа по парте. Сделайте так, чтобы свет от окна или настольной лампы падал на рабочую область с правой стороны.
  5. Не забывайте о повышенной впечатлительности и эмоциональности своего малыша. Взрослым необходимо быть очень доброжелательными и чуткими с ним.
  6. Приготовьтесь приобретать инструменты для левшей. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает учиться письму. Существуют специальные ручки. В недалеком будущем ему придется сесть за компьютер с «левой» мышкой и зеркальной клавиатурой - текст набрать будет куда проще, чем написать.

А пока что необходимо осознать, что ребенок с преобладающей левой рукой - это не повод расстраиваться. Даже в том случае, если его будут ругать на каждом родительском собрании.

Самые распространенные мифы о левшах

Некоторые психологи считают, что дети-левши более тревожны, а также чаще сталкиваются с эмоциональными расстройствами, чем их ровесники с преобладающей правой рукой. Считается, что очень болезненные и нередко страдают расстройствами сна. Психологи утверждают, что дети-левши склонны к чувству вины, более застенчивы, непрактичны, неуверенные в себе, грубоваты, а также обладают более низким уровнем интеллекта, чем правши.

Дети-левши: особенности обучения письму

В первую очередь родителям необходимо уделить внимание рабочему месту ребенка. Зафиксировать внимание на том, что все элементы стола будут иметь особую ориентацию.

Чтобы ребенок-левша не закрывал рукой свет, он должен падать либо спереди, либо справа.

Перемещает тетрадь только правая рука. На письме все элементы прямые. Наклон достигается только с помощью наклона листа или тетради влево. Плюс в таком положении в том, что ребенок не закрывает рукой, которая должна находиться в положении «под строкой», то, что он пишет. Относительно тела лист также сдвигается влево.

Если на начальном этапе ребенок-левша усвоит правильное расположение предметов на столе, а также правила чистописания, то в дальнейшем родители сумеют избежать многих трудностей в обучении малыша письму.

В помощь детям и родителям: товары для левшей

Как научить левшу писать? Использовать в качестве помощников разработанные инструменты.

Сейчас выпускают прописи для левшей. Они специально разработаны для «необычных» детей. В этих прописях стрелками указывается направление письма. Все буквы необходимо писать прямо. Прописи для левшей значительно облегчат процесс обучения, а также позволят быстро научить леворукого малыша красивому и аккуратному письму.

Еще один помощник - это специальная ручка, разработанная для детей, у которых преобладает левая рука. Она имеет необходимые углубления для пальцев, а также наклон, облегчающий написание. Кроме того, специальные ручки для левшей имеют особенные чернила, которые быстро сохнут, благодаря чему они не размазываются во время письма, обеспечивая чистоту и аккуратность в тетрадке.

Помимо этих помощников можно приобрести специальные ножницы для левшей, ластики, точилки, линейки. Все левши, которые уже попробовали на деле эти полезные новинки говорят, что они значительно облегчают жизнь и обучение.

Товары для левшей. Ручка

Ручка для детей с преобладающей левой рукой пишет под любым наклоном. Кроме того, она обладает тонким стержнем и чернилами, которые быстро сохнут, ведь толстые стержни оставляют чернильные следы, которые размазываются, ведь кисть левой руки скользит по уже написанному тексту.

Родители часто спрашивают, переучивать ли левшу? Психологи однозначно отведают «нет»! При обучении письму, родителям необходимо учитывать чувственную и ранимую натуру своего малыша, помните, что необходимо чаще поощрять и хвалить его. Если вы будете заниматься вместе, то своевременно сумеете исправлять ошибки, а также вовремя заложить основу правильного чистописания. В этом случае утверждение «Ребенок-левша не может писать красиво» не будет касаться вашего ребенка.

Как правильно держать ручку?

Прописи для левшей позволят малышам сформировать навык чистописания и научиться правильно держать ручку.

Рука малыша должна составлять одну прямую с ручкой. Допускается небольшой наклон.

Левая рука находится под строкой, но иногда малышу удобнее писать в положении «кисть под строкой». Некоторые считают подобное положение ошибочным.

Во время письма правая рука перемещает тетрадь.

Наклон букв достигается только наклоном тетради, все линии письма должны быть прямыми.

Пальчики при письме должны располагаться несколько выше, чем у детей с преобладающей правой рукой. Это примерно 4 см от кончика.

Избегайте чрезмерного напряжения в указательном пальце: он должен свободно двигаться вверх и вниз. Лучше попросить ребенка приподнять его.

Линейки и ластики для левшей

Обычный ребенок рисует и проводит линии слева направо. Однако левше неудобно пользоваться обычной линейкой - все размазывается, не видно шкалу. Почему? Потому что ребенок рисует линии справа налево - ведь он левша. Для того чтобы в его тетради всегда было аккуратно и чисто, необходимо приобрести специальную линейку для детей-левшей.

Еще одно удобное приспособление - это ластик для левшей. Он обладает особой формой, которая естественна для левой руки, поэтому работа с ним не будет требовать много усилий.

Клавиатура для левшей

Ребенок-левша тоже будет пользоваться компьютером, поэтому ему необходима удобная клавиатура. Внешне она похожа на стандартную, однако расположение некоторых клавиш отличается. Первое, что можно заметить, это то, что цифровой блок клавиш находится не справа, а слева. Помимо этого, клавиши Enter, Del, Page Up, Page Down, и стрелки располагаются в зоне досягаемости левой руки. Кроме того, они же дублируются справа. Так что этой клавиатурой сможет пользоваться и левша, и правша.

Производители клавиатур для левшей пристальное внимание уделяют эргономике, поэтому клавиши на этих моделей часто имеют специальную форму и пирамидальное расположение. Кроме того, клавиатуры имеют подставки для запястий.

Производятся и специальные мышки для детей, у которых преобладает левая рука. Вертикальные и горизонтальные, эргономичные, имеющие специальные выемки для пальцев. Кроме того, существует и игровая мышь для левшей.

Компьютерная мышь для левшей

Компьютерной мышкой для левшей называется специальное устройство, которое также «заточено» под людей, у которых преобладает левая рука. Форма этого прибора разработана так, чтобы пальцы избежали искривления. Компьютерная мышка для левшей создавалась целой командой докторов, инженеров и физиотерапевтов, и разрабатывалась с учетом положения руки и ладони в процессе ее использования, чтобы избежать напряжения в запястьях и кисти.

Любой из нас может стать амбидекстром, то есть человеком, в равной степени владеющим левой и правой рукой. Амбидекстрами были Эйнштейн, Микеланджело, Тесла, да Винчи, Флеминг и Франклин. Конечно, для того, чтобы разбудить другую руку (в случае этой статьи - правую), вам потребуется немало времени и терпения, однако эта цель все же вполне достижима! И эта статья расскажет вам, что надо будет сделать.

Шаги

Отрабатываем навыки письма

    Каждый день пишите что-нибудь левой рукой. Нельзя сегодня захотеть, а завтра проснуться амбидекстром - придется поработать, причем достаточно долгое время - несколько месяцев или даже лет. Так что, если вы и в самом деле хотите научиться пользоваться левой рукой на все 100%, то придется ежедневно тренироваться.

    • Выделите время в своем расписании на то, чтобы писать левой рукой. Достаточно 15 минут в день.
    • Главное, не заставлять себя через силу, – разочарование и усталость загубили немало великих начинаний.
    • Практикуйтесь регулярно, и вы добьетесь своего.
  1. Правильно держите руку. Когда вы пытаетесь приучить себя писать левой рукой, важно удобно держать в ней ручку.

    • Многие из нас держат ручку слишком крепко, сжимая ее едва ли не мертвой хваткой, из-за чего рука быстро устает. Уставшая рука, в свою очередь, ухудшает качество письма.
    • Чтобы рука не уставала, держите левой рукой ручку так, как держали бы правой, но зеркально все отразив. И не отказывайте себе в перерывах для отдыха!
    • Писать на хорошей бумаге хорошей ручкой будет куда удобнее и проще.
    • Наклоните бумагу на 30-45 градусов вправо, – под таким углом вам будет удобнее.
  2. Отработайте написание символов алфавита. Левой ручкой запишите весь алфавит вашего языка, как строчные, так и заглавные буквы. Не спешите, сосредоточьтесь на том, чтобы буквы хотя бы отдаленно напоминали самих себя. Пока что вам важно качество, не скорость.

    • Сравнения ради, сделайте то же самое, но уже правой рукой. Соответственно, дальше уже работайте с этим образцом для подражания.
    • Держите свои черновики в какой-нибудь папке. Так, вам будет удобнее и проще отслеживать прогресс и, соответственно, легче бороться с недостатком мотивации.
  3. Отработайте написание предложений. Проработав алфавит, пора переходить к тексту, точнее, к предложениям.

    • Начните с чего-нибудь простого, например: “Я пишу это предложение левой рукой”. Помните, спешить не надо, надо стараться сделать все качественно.
    • Затем попробуйте написать какое-нибудь предложение из тех, что содержат все буквы русского языка.
    • А затем еще одно такое же.
  4. Работайте с прописями. Вы их помните, вы по ним сами писать учились, пусть даже давно и правой рукой. Тем не менее, ни ситуация в целом, ни правила написания букв еще не успели измениться. С помощью прописей вы отточите навыки написания букв левой рукой.

    • Строго говоря, вы не просто учитесь писать правой рукой, – вы заново учитесь писать и приучаете мозг к этому. А именно для таких случаев прописи и создавались.
    • Помните свои разлинованные тетрадки в строчку с наклонной линией? Они вам снова пригодятся, – так будет проще следить за тем, чтобы у букв были схожие пропорции.
  5. Попробуйте писать задом наперед. В русском, как и во многих других языках мира, текст идет слева направо, “от большого пальца к мизинцу”.

    • Для правшей в этом нет ничего странного. К тому же, так, они еще и не размазывают случайно чернила при письме.
    • Для левшей, в свою очередь, такое положение дел выглядит менее естественным. Левшам действительно проще писать справа налево.
    • К примеру, да Винчи был левшой и писал именно так - справа налево, зеркально отражая буквы при письме. Это создавало своего рода шифр, прочесть который можно было лишь отразив текст в зеркале.
    • Потренируйтесь в написании текста справа налево левой рукой, и вы удивитесь тому, как быстро и просто будут получать буквы. Впрочем, чтобы по-настоящему писать задом наперед, вам надо писать так еще и сами слова!
  6. Порисуйте. Это, конечно, не совсем то, но все же умение рисовать левой рукой вам пригодится – вы научитесь точнее контролировать руку, а также сделаете ее сильнее.

    • Начните с чего-то простого – скажем, с базовых геометрических форм, например, квадратов, кругов и треугольников. Затем переходите к более сложным фигурам – деревьям, стульям и так далее. Когда же и это будет даваться вам просто, начните рисовать людей и животных.
    • Рисуйте сверху вниз левой рукой. Это замечательное упражнение, с помощью которого вы начнете тренировать мозг и приучать его владеть левой рукой так же, как и правой.
    • Многие великие художники были амбидекстрами и частенько, когда уставала одна рука, просто брали кисть другой и продолжали рисовать. Сэр Эдвин Генри Ландсир, известный художник, так и вовсе славился тем, что умел рисовать двумя руками одновременно.
  7. Будьте терпеливы. Как уже упоминалось ранее, чтобы научиться писать левой рукой, вам потребуется немало времени и сил. Так что запаситесь терпением и не сдавайтесь!

    • В конце концов, на то, чтобы научиться писать правой, у вас ушли годы! Да, вы были ребенком, но это не сильно меняет ситуацию. Более того, это значит, что левую вы разбудите даже быстрее! Тем не менее, даже с учетом этого не стоит ждать быстрых результатов.
    • Не задумывайтесь о скорости письма в первое время. Вы должны научиться управлять рукой, точно писать буквы, а не писать быстро. Скорость - это вопрос следующего этапа.
    • Мотивируйте себя тем, что умение писать левой рукой для правши - это круто и зрелищно. Уж что-что, а мотивация вам пригодится…

    Делаем левую руку сильнее

    1. Делайте левой рукой все. Вообще все. Это самый простой способ приучить ее к различным нагрузкам. Если вы что-то делаете правой, теперь начните делать это левой..

      • Чистите зубы левой рукой. Расчесывайтесь левой. Сахар в чашке размешивайте левой. Масло на хлеб – левой. Дверь открывайте – левой. Все левой!
      • Дротики бросайте – левой. Кий держите – левой. Боулинг – тоже левой.
      • Да, сперва будет сложно, вы будете случайно срываться и начинать делать все правой. На этот случай есть одно верное средство – свяжите пальцы правой руки. Все, рука бесполезна, придется делать все левой!
    2. Поднимайте левой рукой тяжести. Это поможет вам выправить разницу между доминирующей и недоминирующей рукой.

      • Гантели, кистевые эспандеры - все это сослужит вам верную службу.
      • Начните с небольших весов, постепенно увеличивая нагрузку.
    3. Научитесь жонглировать . Жонглирование тремя-четырьмя мячами – это, пожалуй, один из лучших способов усилить левую руку и улучшить координацию. Кроме того, это еще и зрелищно само по себе!

      Тренируйтесь с мячом. Так, одним из замечательных упражнений для не доминирующих рук является работа с мячом, отскакивающим от какой-то поверхности. Возьмите две теннисные ракетки и два мяча, затем начинайте отбивать их от пола - одновременно и двумя руками.

      Научитесь играть на музыкальном инструменте. Многие музыканты, чей инструмент требует работы двух рук, в определенной степени амбидекстры.

      Займитесь плаванием. Еще одно занятие для двух рук сразу, развивающее общую координацию движений и, как следствие, мозг.

      • Запишитесь в бассейн, проплывите пару дорожек, и вы не только начнете развивать левую руку, но и в целом для организма сделаете полезное дело. Кардио еще никому не мешало!
    4. Мойте посуду левой рукой. Регулярное мытье посуды левой рукой – простой и надежный способ развить ее ловкость. Это и увлекательно, и полезно на будущее, причем не только для мытья посуды.

    5. Начните выполнять левой рукой задачи, требующие большей точности. Пишите в зеркальном отражении, играйте в бильярд или в дартс, чистите креветок недоминирующей рукой, которую вы уже натренировали на более простых задачах. Это также разовьет в целом ваше умение автоматически переносить любое действие в зеркальном отражении на другую руку. В следующий раз, берясь левой рукой за новое дело, которое обычно выполняете правой, вы будете действовать с самого начала чуть более ловко, чем если бы ваша левая рука не была приучена к таким упражнениям. Чтобы левая рука сравнялась с правой, могут уйти годы, но уже через два месяца она приблизится к ней. Когда вы научитесь достаточно ловко справляться левой рукой, не нужно нетерпеливо добиваться, чтобы она догнала правую. Если вы спешите стать амбидекстром и готовы к тому, что поначалу все будет получаться медленно, можете пропустить шаги 2-7.

      • Тренируйтесь писать левой только дома. В школе или на работе пишете доминирующей рукой до тех пор, пока не научитесь писать левой достаточно быстро и аккуратно.
      • Когда начнете все делать левой, старайтесь не использовать правую.
      • Делайте левой рукой ежедневные дела - держите в ней вилку, пульт и т.д.
      • Будьте терпеливы и не спешите.
      • Все, что делали доселе правой, отныне делайте левой.
      • Учась писать левой, не забывайте про осанку.
      • Особое внимание уделяйте написанию предложений, содержащих все буквы алфавита.
      • Когда пишете левой рукой, смотрите правым глазом.