Типы темперамента у детей раннего возраста. Темперамент ребёнка: типы и характеристика

Инструкция

Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

Сангвиник

Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

Флегматик

Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

Меланхолик

Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.

Каждый ребенок неповторим. Невозможно найти двух абсолютно похожих друг на друга людей. Даже близнецы отличаются поведением, которое зависит от темперамента, характера. Говоря о темпераменте ребенка, не стоит думать, что характер и темперамент — это тождественные понятия.

Он заложен от рождения в человеке, характеризует индивидуальные особенности личности, которые определяют динамику поведенческого типа человека, его эмоциональное состояние, психические процессы. Именно темперамент определяет внешнее эмоциональное выражение характера. Характер — это совокупность тех психических особенностей личности, которые и определяют поведение человека с другими людьми в различных жизненных обстоятельствах.

На формирование характера огромное влияние оказывают социальные условия, в которых развивался, воспитывался ребенок. Со временем под влиянием внешней среды черты характера могут кардинально измениться. Изменить темперамент малыша нельзя. В процессе воспитания детей можно научить контролировать его, управлять им.

Тип темперамента

Знание о том, какой тип темперамента присущ малышу, помогает родителям подходить более взвешенно к процессу обучения, воспитания крохи. Взрослых часто тревожит вопрос, как определить темперамент ребенка. В психологии выделено 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик.

Случаи, когда малышу присущ только один конкретный тип темперамента, достаточно редки. Обычно у крохи можно заметить отдельные черты, особенности нескольких типов темперамента. Один из этих типов проявляется в большей степени и является доминантным. Существует множество видов тестов на темперамент, позволяющие, определить какой тип доминирует у малыша.

Тесты для детей лучше проводить среди дошкольников старше 6 лет. В этом возрасте непоседа уже понимает суть вопроса, а также может сформулировать ответ. Определить темперамент у грудничков и ребятни младше 6 лет помогут наблюдательность, внимательность родителей. У каждого типа темперамента есть свои особенности, которые его характеризуют.

Флегматик

  • Спокойный, рассудительный, все делает обстоятельно и при этом очень медленно. Малышей флегматиков трудно вывести из себя, они всегда первыми идут мириться, пытаются найти компромисс. Всегда уходят от явной борьбы. Не любят скандалов, драк.
  • Дети флегматики очень упрямы, всегда добиваются поставленной цели. Если такой малыш принял какое-либо решение, изменить его практически невозможно.Понаблюдайте, как ваш малыш строит башню из кубиков. Если он терпеливо, раз за разом пытается пристроить верхний кубик, который все время падает, скорее всего, ваш малыш относится к флегматикам.
  • Аккуратен, усидчив, старателен. Кроха спокойно будет играть один в комнате, рассматривать картинки в книжке или рисовать. Ребенку нравится, когда ему никто не мешает.
  • Очень рано начинает говорить. Запоминает новую информацию достаточно долго, трудно переучивается. Объем знаний у детей флегматиков достаточно большой, но они не любят хвастать, демонстрировать свои знания и умения.
  • Почти не использует жесты, мимику при общении. Не показывает свои эмоции. Очень трудно понять, какие проблемы волнуют малыша, ведь он не любит жаловаться.
  • Не любит новых знакомств, тяжело сходится с незнакомыми людьми. Не любит никаких перемен. Даже перестановка мебели в комнате может расстроить несмышленыша.

Почти всем родители, воспитатели и педагоги считают флегматиков самыми удобными для воспитания детьми. Однако медлительность, которую почти невозможно преодолеть, является причиной постоянных жалоб взрослых на флегматичных малышей.

Сангвиник

  • Всегда в хорошем настроении, сам предлагает свою помощь взрослым и ровесникам.
  • Покладистый, с таким малышом легко договориться. Ребёнок сангвиник любит быть в центре внимания, хочет нравиться всем. Такие дети — душа любой компании. Малыши легко находят общий язык в любом коллективе.
  • Легко запоминает учебный материал. Очень любознательный.
  • Часто пытается делать сразу несколько дел. Легко переключается с одного дела на другое. Малышу не важен результат, интересен сам процесс.
  • Очень импульсивный. При разговоре активно использует мимику и жестикуляцию. Громко радуется свои победам, быстро забывает про неудачи, которые его не сильно и расстраивают.

Неумение, нежелание доводить начатое дело до конца — большой минус у малышей сангвиников. Желание всем понравиться может привести к тому, что ребенок не научится говорить слово «нет», а это может вызвать большие проблемы уже во взрослой жизни.

Меланхолик

  • Кроха меланхолик, как и сангвиники, не любит новых знакомств, совсем не любит находиться в большом коллективе. Но если детишки сангвиники стойко переносят неудобства, терпят новых знакомых, то для маленького меланхолика это дополнительный стресс.
  • Дети с меланхолическим складом характера очень чувствительны, ранимы, эмоционально неустойчивы. Могут расплакаться из-за пустяка. Очень долго переживают свои неудачи.
  • Нерешительны, всего боятся. Любое наказание или недовольство, высказанное старшими, для меланхоликов — огромная трагедия. Случайно разбитая кружка, поломанная машинка, лопнувший воздушный шарик — малейший пустяк вызывает бурю эмоций: слезы, истерики.
  • Любое слово может обидеть такого кроху. Меланхолики обладают богатой фантазией, благодаря которой развивается их мнительность.
  • Маленьким непоседам присуща тревожность. Крохи плохо засыпают, часто просыпаются, плачут во сне.
  • Дошкольники меланхолики с раннего детства — пессимисты. Не ждут ничего хорошего от окружающих.

Холерик

  • Сильный, очень эмоциональный, нетерпеливый непоседа. В коллективе среди сверстников часто пытается всеми командовать. Маленький холерик очень часто устраивает драки, скандалит, если ему что-то не понравилось.
  • Быстро запоминает новую информацию и легко ее забывает. Про таких детишек говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Очень невнимательны, маленьким холерикам не хватает терпения, усидчивости.
  • Для таких непосед нет авторитетов, они никого не слушаются. Любая сумасбродная идея, которая пришла им в голову, почти сразу осуществляется.
  • При разговоре очень сильно размахивают руками, не проговаривают окончания слов. Не закончив предложения, могут перескочить на другую тему.
  • Для всех его скандалов, истерик обязательно нужны зрители. Стоит отвести такого кроху в тихое укромное место, где никто не смотрит на него, как шалун сразу успокаивается.
  • Любое наказание воспринимает с агрессией. Физические меры наказания только усугубляют агрессивное поведение крохи. У дошкольника возникает желание дать отпор, вырабатывается жестокость.

Нельзя по собственному желанию поменять темперамент своему чаду. Негативные особенности данного вида темперамента может сгладить умение контролировать поведение. Проблемы чрезмерной возбудимости, гиперактивности, агрессивности необходимо решать совместно с опытным психологом.

Типы темперамента, их особенности — все это пригодится для более продуктивного воспитательного процесса вашего крохи. Знания о том, как можно скорректировать недостатки темперамента, помогут в воспитании дошколят. Не пускайте на самотёк неадекватное поведение своих чад. Советуйтесь с психологами, воспитателями, как помочь вашему крохе.

Если ваш кроха флегматик

Не торопите его. Всегда оставляйте дополнительное время с учетом неторопливости чада. Пусть кроха лишние 15 минут самостоятельно зашнуровывает ботинки, не стоит подгонять несмышленыша. Наоборот, похвалите его за то, что он такой самостоятельный малыш. Помните, у вашего карапуза свой ритм жизни.

Такие детки любят похвалу, но именно сангвиников не стоит хвалить очень часто. У крох очень быстро появляется «звездная болезнь». Хвалить стоит только за конкретные дела.

Непоседы сангвиники быстро увлекаются новые идеями и делами. Контролируйте их количество. Достаточно часто дошкольник начинает делать 2-3 дела одновременно. Заставляйте доделывать начатое дело. Контролируйте процесс исполнения. Вырабатывайте вместе с непоседой ответственность.

Ваш ребенок меланхолик

Будьте особенно внимательны к такому крохе. Не повышайте голос при разговоре, обязательно хвалите за любое достижение. Именно меланхолики нуждаются в похвале, которая придает им уверенность в собственных возможностях.

  • Никогда не ругайте, не воспитывайте кроху при посторонних взрослых и ровесниках. Для малыша это обернется дополнительным стрессом.
  • Не наказывайте. С меланхоликами достаточно просто поговорить, объяснить, что именно вас расстроило, кроха все поймет и попытается исправить свое поведение.
  • Чувствительные детишки быстро устают. Делайте перерыв в занятиях. Задания давайте те, которые по силам крохе.

Малыш холерик

Никогда не уговаривайте маленького холерика. Любые уговоры кроха воспринимает как вашу слабость. Родители должны быть требовательными и последовательными в воспитательном процессе.

  • Применяйте разумную строгость. После игры кроха должен убрать игрушки, свои вещи малыш не должен раскидывать. Объясняйте правила поведения.
  • Активные игры обязательно чередуйте со спокойными, тихими занятиями: рисованием, лепкой, сборкой конструктора. Обязательно перед сном пусть малыш принимает успокаивающие ванны. Их полезное действие можно усилить, если в постель малыша положить пакетики с успокаивающими травами.

Краткое содержание: Почему так важно определить темперамент вашего ребенка? Развернутая характеристика типов темперамента. Тесты на определение темперамента.

Рядом с рабочим столом у меня в кабинете висит рисунок одной моей маленькой знакомой. На небольшом листе бумаги в клеточку нарисован огромный лохматый мамонт, неуклюже отбивающийся от толпы маленьких человечков, замотанных в обрывки шкур, с копьями и топорами в руках.

Очень эмоциональный рисунок, и моя знакомая - весьма впечатлительная и увлекающаяся девочка, настоящая непоседа. Мама ее с умилением смотрит на детей, способных высидеть за столом больше получаса, но "перевоспитать" этого бурно реагирующего на все холерика в тихого флегматика никто не в состоянии. Да и не к чему - ее темперамент, как и темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Так было всегда. Жизнерадостные коммуникабельные сангвиники сколачивали из праздношатающихся соплеменников охотничьи отряды. Импульсивные холерики впадали в боевой экстаз и первыми врывались в пещеру саблезубого тигра, ведя за собой менее активных товарищей по оружию. А в пещерах невозмутимые флегматики кропотливо разделывали и делили тушу, слушая, как меланхолики анализируют ошибки проведенной операции и разрабатывают стратегию следующей вылазки с учетом предыдущего опыта.

Если вам когда-нибудь доводилось наблюдать школьников на перемене, вы согласитесь, что мода на набедренные повязки из шкур давно прошла, но во многом мы похожи на наших первобытных предков.

Сангвиники среди нас - это душа коллектива.
Холерики - движущая сила.
Флегматики - наша совесть.
Меланхолики - мозговой центр.

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

Часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
- задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
- с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
- излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;
- холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
- проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

Если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;
- если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;
- не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

Пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;
- если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";
- попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;
- маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;
- хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;
- предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";
- в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;
- отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";
- вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Тесты на определение темперамента

Попробуйте определить, к какому типу ближе всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что - может мешать. Почему он ведет себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его "непохожесть" - преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.

Помните, мы с вами уже говорили, что в чистом виде типы темпераментов встречаются редко. Скорее всего, вы найдете у себя и окружающих черты холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика.

Тест Н. Л. Крыловой

Начертите на листке бумаги горизонтальную и вертикальную оси. Напишите у левого конца горизонтальной оси - "замкнутость" (интроверсия), а у правого - "общительность" (экстраверсия). В высшей точке горизонтальной оси - "невротизм" (нестабильность), в нижней - "стабильность". Поставьте в центре нулевую точку - это статистическая норма. Понаблюдайте за ребенком и поставьте точку, которая, по вашему мнению, соответствует проявлению этих черт у него (стабильность-нестабильность, интроверсия-экстраверсия). Посмотрите на картинке, какому типу характера соответствуют координаты, которые вы определили.

Старшим школьникам и родителям предлагаю пройти знаменитый тест Г. Айзенка и определить, черты какого типа темперамента преобладают в характере тестируемого.

Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка)

На предложенные вопросы отвечайте только "да" или "нет".

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?
4. Трудно ли вам ответить другим "нет"?
5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?
7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин?
10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?
22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?
27. Вы человек очень живой и подвижный?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?
33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?
35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
38. Раздражительны ли вы?
39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми?
47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Часто ли у вас бывает бессонница?

Обработка результатов:

Прежде всего проверьте, насколько искренне вы отвечали. Подсчитайте число положительных ответов на вопросы: 6, 24, 36. Прибавьте к ним количество отрицательных ответов на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если сумма больше 5, то полученные результаты надо поставить под сомнение, а если больше 7, то дальнейшая обработка результатов вообще не имеет смысла. Вы еще не готовы быть искренним человеком даже наедине с собой. Постарайтесь впредь не приукрашивать себя, иначе бесполезно потратите время. Кто получил результат по шкале "искренности" меньше 6 имеют возможность определить важные качества личности по двум группам вопросов.

Экстраверсия - интроверсия. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56 и отрицательных в вопросах: 5, 13 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51. Если общая сумма меньше 12, то вам свойственна скорее интроверсия (обращенность внутрь своего "Я"). Если сумма в пределах 13-24, то, напротив, вам более свойственна экстраверсия (обращенность вовне).

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если сумма меньше 12, то вам более свойственна эмоциональная стабильность, если больше - эмоциональная нестабильность.

Согласно известному психологу Г. Юнгу, есть два варианта приспособления к окружающему миру - экстраверсия и интроверсия, которые впоследствии стали считать основными характеристиками темперамента.

Экстраверсия. Скорее всего вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсан-та, брокера, продавца, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.

Интроверсия. Скорее всего вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты помогут в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение.

Другие публикации по теме данной статьи:

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу характера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за характера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

Темперамент и увлечения ребенка

При выборе занятий для ребенка необходимо учитывать его темперамент, это обеспечит ребенку успешность в выбранной деятельности и позволит чувствовать себя комфортно.

Темперамент - очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придает своеобразие поведению ребенка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребенок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т. д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок- холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.