Организация работы воспитателя в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи - практическая работа. Группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи - это сложная речевая патология, при которой нарушены все компоненты речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматика).

Выделяют три уровня речевого развития у детей с ОНР:

I уровень - "безречевые" дети, весь активный словарь которых составляет небольшое количество лепетных слов и звукоподражаний.

II уровень- помимо лепетных слов в речи присутствуют и общеупотребительные слова, как правило, сильно искаженные. Для этого уровня характерны грубые нарушения слоговой структуры (пропуски, перестановки слогов), фразовая речь примитивна, не соответствует возрасту.

IIIуровень - характеризуется наличием обиходной фразовой речи, но с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя, т.е. хотя ребенок и пользуется фразой, речь его остается малопонятной для окружающих из-за большого количества аграмматизмов, неправильного произношения многих звуков и нарушенной слоговой структуры.

Фонетические нарушения характеризуются:

отсутствием звуков речи;

недифференцированным произношением звуков речи;

заменами звуков;

нестойким употреблением звуков (заменами) в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

бедностью предметного словаря - это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов;

ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов;

трудностью использования антонимов;

недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются:

перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина);

пропуском слогов (пашютист вместо парашютист);

добавлением лишних слогов;

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Причины общего недоразвития речи

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует 2 группы причин, приводящих к нарушению речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние причины речевых нарушений.

Под внутренними причинами речевых нарушений следует понимать те причины, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.
Основные внутренние причины:
1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.д.).
2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония и т.д.).
3. Аллергия матери.
4. Перенесенное переливание крови.
5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору.
7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной и др.).
8. Курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков.
9. Короткий промежуток между первой и второй беременностью (менее 1 года).
10. Беременность до достижения 18 лет или после 40 лет.
11. Особые психические нагрузки (семейные проблемы, материальные трудности и т.д.).

Внешние причины речевых нарушений.

Внешние причины обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни.
Основные внешние причины:
1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит).
2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми.
4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми).
5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка.
6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей.
7. Конфликтные взаимоотношения в семье.

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих речевые нарушения. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов внешней среды, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Общее недоразвитие речи - собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является наруше­ние формирования всех компонентов речевой системы, относя­щихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста быва­ет разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформи-рованность - незначительный словарный запас, аграмматич-ная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языко­вой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выражен­ном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фо-нетико-фонематическая несформированность речи.

Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачис­ляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обу-


чения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выра­женными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной кон­тингент специальных групп составляют дети преимуществен­но с 3 уровнем общего недоразвития речи.

Характерным для таких детей является недифференциро­ванное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных сло­вах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреб­лении слов с переносным смыслом, не используют в речи си­нонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетиче­ский путь развития речи, свойственный нормально разви­вающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной систе­мы. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для само­стоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора ра­циональных приемов и методов воздействия необходимо чет­ко определить характер имеющегося у ребенка речевого недо­развития, его глубину и степень, уметь правильно анализиро­вать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.


В сводной группе детей с общим недоразвитием речи по­давляющее большинство составляют дети с моторной и сен­сорной алалией, но могут оказаться и дети с ринолалией и дизартрией, если у них кроме нарушения звукопроизноси-тельной стороны выявляется и лексико-грамматическая не­полноценность. Таким образом, ринолалия и дизартрия могут проявляться двояко: в виде фонетико-фонематической непол­ноценности и в виде общего недоразвития речи.

Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико-


психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцирован­ном подходе к ее преодолению.

3. Группы для заикающихся детей

В группы для заикающихся поступают дети с тяжелым на­рушением речи, при котором наблюдаются расстройство рит­ма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повто­рения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

Заикание определяют как судорожное нарушение темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заи­кание, логоневроз). При любой форме заикания страдает цен­тральная нервная система. Как и другие дефекты речи, заика­ние преобладает у мальчиков, в среднем это соотношение составляет примерно 4:1.

Комплексное воздействие при заикании проводится в сле­дующих направлениях: лечебное укрепление центральной нервной системы (медикаментозное, физиотерапевтическое ле­чение, ЛФК); логопедические занятия по выработке самостоя­тельной, свободной от заикания речи (обычно работа в спе­циальных группах проводится в течение 10 мес-года), работа воспитателя тесно связана с работой логопеда, работа с роди­телями; логопедическая ритмика.

В процессе обучения и воспитания большое внимание уде­ляется развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом. Работа направляется на развитие всех видов деятель­ности ребенка, в том числе и речи как одного из видов дея­тельности. Воздействие способствует нормализации взаимоот­ношения ребенка с окружающими. Как и при других наруше­ниях, преобладает преимущественная игровая форма работы.

В ряде случаев особое внимание обращается на терапию семьи, под чем понимаются нормализация семейных взаимо­отношений, выработка правильного родительского подхода к ребенку с заиканием, определение согласованных требований к речи и поведению ребенка.

Система работы с заикающимися ныне проводится по про­грамме, предложенной С.А.Мироновой. В основе этой про­граммы одновременная работа над речью и изобразительная деятельность детей. Нормализация деятельности и ее речевое сопровождение (речь, сопровождающая действие, завершаю-


щая, планирующая) способствуют преодолению заикания. Работа ведется согласно годовой программе по изобразитель­ной деятельности, которая в свою очередь ориентирована на поквартальное планирование.

Режим работы дошкольного специального учреждения, в том числе воспитательские и логопедические занятия, заня­тия музыкой и физкультурой, подчинены одной цели - пре­одолению запинок, нормализации темпо-ритмической орга­низации речи.

Как правило, заикающиеся зачисляются в специализиро­ванные группы дошкольного учреждения с двух лет, срок пребывания в детском саду - один год, на это и ориентирует программа, составленная С.А.Мироновой. Заикающихся де­тей более старшего возраста (5 лет и старше) зачисляют в специальную группу со сроком занятий 2 года.

Логопедическое воздействие, направленное на преодоле­ние заикания и связанных с ним личностных и поведенческих особенностей детей, помогает им социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников.

В зависимости от вида психического и речевого нарушения и возрастных особенностей детей определяются форма и ор­ганизация обучения и воспитания. Приемы работы и дидак­тический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Коррекци-онные задачи подчиняются общеобразовательной программе, гармонично с ней сочетаются.

По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсор­ный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психоло­гом (если такой специалист в учреждении есть).

Программой специального детского сада предусмотрено ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, развитие эле­ментарных математических представлений и другие разделы. Проводятся занятия по изобразительной деятельности и кон­струированию, физкультурные и музыкальные занятия, кото­рые также дают большие возможности для коррекции имею­щихся у детей нарушений.

Зрительное восприятие детей развивается с помощью дейст­вий, направленных на обследование предмета, ознакомление с его строением и функциями, с его качественными характери­стиками. От зрительного восприятия переходят к аналитико-- синтетической работе: выделение составляющих предмет эле­ментов, их сравнение, установление сходства и различия и т.д.


Слуховое внимание и фонематическое восприятие разви­ваются системой специальных упражнений при их постепен­ном усложнении: привлекается внимание детей к неречевым, а затем речевым звукам, детей учат дифференцировать звуки, сначала далекие, а затем и близкие по звучанию (вначале формируются более грубые дифференцировки, а затем все более тонкие, применительно к анализаторной деятельности всех видов: слуховые, зрительные, тактильные ощущения).

Особое внимание обращается на формирование у ребенка деятельности. Развивается ориентировочная основа деятель­ности, на которую опираются в дальнейшей работе, выраба­тываются ориентировка в задании, умение планировать и контролировать выполняемые операции.

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с ОНР, особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скоррегировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении.

Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей.

Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Коррекционно-образовательную деятельность в группах с ОНР ведут учитель-логопед и два воспитателя. Привлекаются наиболее опытные воспитатели. Характелогические особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Воспитатели групп для детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание.

Ключевые позиции в организации коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР принадлежат учителям-логопедам, деятельности которых присущи достаточно широкие и разноплановые функции:

  • диагностическая,
  • профилактическая,
  • коррекционно-педагогическая,
  • организационно-методическая,
  • консультативная,
  • координирующая,
  • контрольно-оценочная.

Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Однако не следует забывать и достаточно сильном потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса: педагогического коллектива, родителей, самого ребёнка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

Воспитатель помогает логопеду в преодолении ОНР и процессов, тесно связанных с ним, осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных общеобразовательной программой воспитания и обучения дошкольников.

Однако, необходимо помнить, что наиболее значимым и ведущим является коррекционно-воспитательное направление.

Дети, поступающие в группы указанного профиля в пятилетнем возрасте, по запасу знаний, по своему речевому и психическому развитию, поведенческим навыкам отстают на год или на два года от сверстников с нормальным развитием. Их обучение приходится начинать по программе средней группы массового детского сада. В первую очередь это касается занятий по формированию элементарных математических представлений и изобразительной деятельности. Дети с ОНР ослаблены, расторможены, быстро утомляются. Увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано. Поэтому, количество занятий по нескольким дисциплинам должно быть значительно меньше, чем в массовых группах.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений.

В речевых группах воспитатель осуществляет коррекционные задачи:

  1. закрепляет речевые навыки по заданию логопеда;
  2. максимально пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов;
  3. осуществляет систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей на занятиях и в свободной деятельности;
  4. на своих занятиях включает задания на развитие внимания и памяти, стимуляцию словесно-логического мышления детей;
  5. развивают произвольную пальцевую моторику детей.

Индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми (2-3 ребёнка), которых логопед ежедневно указывает в специальной тетради по взаимосвязи в работе. Важно, чтобы в это время все остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей. Для этой цели подходят настольные игры, учитывающие особенности детей, способствующие их развитию и обучению.

Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются различные шнуровки, мозаика, нанизывание бус, рисование по трафарету. При трудностях с конструктивной деятельностью детям можно предложить разрезные картинки, игры – пазлы, специальные кубики.

Занятия с детьми желательно проводить в специально обустроенном речевом уголке, который должен быть в каждой логопедической группе. Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется. Ребёнок и воспитатель занимаются перед большим зеркалом, за столом. Воспитатель, повторяя и закрепляя индивидуальные задания с ребенком, способствует устранению грамматических и фонетических ошибок, допускаемых детьми-логопатами.

С чего начать планирование воспитательной работы в группах для детей с ОНР?

В первую очередь, следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее. Нужно выделить время, может быть, провести специальные занятия по знакомству детей с кабинетами, группами, музыкальным, физкультурным залом и другими помещениями детского сада. Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. На данном этапе целесообразно применять такие формы работы:

  • чтение художественной литературы;
  • разучивание стихотворений;
  • просмотр диафильмов, видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий;
  • проведение экскурсий;
  • проведение бесед по картине.

По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда можно усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи: развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. Логопед и воспитатели учат детей рассказывать по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учат составлять описательные, сравнительные рассказы.

В соответствии с планом работы логопедической группы все, без исключения, занятия содержат и реализуют основные коррекционные задачи, все виды детской деятельности оречевлены. Активно применяется так называемый «речевой режим».

Например, утренняя гимнастика. При выполнении некоторых упражнений, дети чётко произносят слово: «Ух!», «Хлоп!», «Топ!», при приседании: «Тук-тук-тук!», или: «Кап, кап, кап!» Говорить слова дети должны на выдохе. Вначале года даётся 1-2 слова, затем, по методике детского сада, с учётом речевых возможностей детей.

Перед утренней гимнастикой, а так же перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми и не требующих особого зрительного контроля. Например, такие общие артикуляционные упражнения как «Часики», «Качели», «Барабанщик».

Занятия – основной вид деятельности в обучении и развитии ребёнка. Воспитатели планируют занятия с учётом всех поставленных задач, совместно с учителем-логопедом обговаривают планирование занятий, объективно оценивая достигнутые результаты, намечают дальнейшую работу с детьми.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом ребёнка, произнесено и сохранено им в памяти. Для этого, ребёнок должен воспринимать его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен его часто повторять, закреплять не только автоматически, но овладевая при этом навыками самоконтроля.

Закрепляя знания детей об осени, воспитатель уточняет их представления об осенних явлениях вопросами, побуждающими мыслить и повторять про себя:

Как мы узнали, что это осень?

Дети поставлены перед необходимостью анализировать, выделять отдельные признаки осени: стало холоднее; листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг и т.п. В разных играх у детей формируются и закрепляются понятия о птицах, овощах, фруктах и так далее по содержанию календарно-тематического планирования работы в группе. Воспитатель предлагает детям назвать овощи со звуком «С» (свёкла, редис, капуста), птиц со звуком «Р» (грач, ворона, сорока).

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструировании воспитатель учит детей не только техническим навыкам: владеть кистью, карандашом, уметь ровно закрашивать, лепить из одного куска, но и решает общеобразовательные задачи, расширяет и обогащает словарь, работает над грамматически правильной речью.

Например, дети лепят огурец и помидор, сравнивают их по форме, цвету, загадывают загадки. При объяснении воспитатель точно употребляет нужные слова, чётко проговаривает их, задаёт конкретные вопросы. В итоге занятия, при анализе работ, обращается внимание на самостоятельные ответы детей, как они ориентируются на образцы речи воспитателя, как грамматически правильно оформляют свои высказывания.

При планировании занятий по математике в начале учебного года воспитатель может пользоваться учебным материалом предыдущей группы, осуществляя подход к детям, испытывающим затруднения.

Воспитатель должен стараться задействовать различные анализаторы, развивая зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения детей, чередовать различные виды деятельности, соблюдая «охранительный режим» на занятиях.

Музыкальные занятия, пение развивают дыхание, улучшают артикуляцию, подвижность речевых органов, закрепляют поставленные звуки. Пение способствует воспитанию выразительности речи, ладовая окраска помогает правильно интонировать. Музыка влияет на психику и эмоции ребёнка, устраняет стеснение и скованность.

Развитие речи должно рассматриваться в непрерывной связи с деятельностью детей. Слово должно закреплять каждый действенный навык, усвоенный ребёнком. Проявление речи наиболее ярко выступает в игре и через игру. Очень часто, как уже упоминалось, дети-логопаты не умеют играть. Игры детей 5-6 лет примитивны, соответствуют возрасту 3-4-летнего ребёнка. Не умея создавать сюжет, дети не вступают и в речевое общение.

Воспитатель учит детей играть самостоятельно, правильно планировать и проводить сюжетно-речевые игры. В литературе широко описаны разнообразные приёмы руководства игрой. Но текст подвижных игр лучше разучивать на физкультурном занятии, в утреннее или в вечернее время. Большое место надо отводить и хороводным играм.

При планировании прогулок, воспитатель пишет конкретные наблюдения, продумывает вопросы, которые заставляют ребёнка думать, использует художественное слово. Потом этот материал повторяется на занятиях по закреплению правильного звукопроизношения.

Большой интерес дети проявляют к «Уголку природы». Здесь широкое поле деятельности по развитию речи, активизации словаря, в правильном произношении слов сложного состава и по развитию фонематического слуха. (Определить позицию того или иного звука в составе слова). Работа с детьми в уголке природы развивает умственные способности ребёнка. Почему поблёк цветок, завяли его листочки? – Плохо поливали. Правильное ведение календаря природы развивает и обогащает речь ребёнка, даёт многообразный речевой материал: погода дождливая, небо пасмурное, серое; день солнечный, ясный и т.п.

В практике логопедической группы слабо используются режимные моменты: умывание, завтрак, одевание на прогулку, подготовка ко сну. Бывает так, что воспитатели дают детям однообразные стандартные указания: «Мойте руки!», «Сели!», «Встали!», «Тихо!». Такие отрывочные односложные фразы не способствуют развитию детской речи. Опытный воспитатель старается, разговаривая с детьми, активизировать их речь: «Какое у тебя красивое платье. Кто тебе его покупал?»

Во время еды воспитатель сообщает детям, что сегодня на завтрак, обед. Дети узнают названия блюд и приучаются пользоваться вежливыми словами.

Перед занятием дежурные сообщают день, месяц, число. С отдельными, особенно трудными в речевом общении детьми во время подготовки ко сну закрепить обобщающие понятия «одежда», « постель», загадать загадку, например, про подушку, уточнить названия предметов его личной одежды.

Индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по закреплению речевых заданий можно также проводить, используя утреннее время, когда ещё мало детей.

Таким образом, только комплексный подход в преодолении ОНР у детей, при активном включении всех педагогов и сотрудников ДОУ, является максимально эффективным, способствует оптимальной коррекции речи, повышению уровня речевого развития, формированию общепсихических навыков. Дети могут, в итоге, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Елена Барахтина
Общая характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интел-лектуальной , сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности : от пол-ного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей , находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители упот-ребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются пара-лингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей . У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом от-ношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов : существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей , части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т. д.,

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме : они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отноше-ния.

Нарушение связной речи - один из симптомов общего недоразвития речи. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» дейст-вующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или час-тей объекта, при этом нарушают всякую связность : не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детей с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изло-жении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается по-мощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициатором общения, они не обращают-ся с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Четвертый уровень речевого развития, представлен в работах Т. Б. Филичевой, характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

Понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.