Ребенок ползает назад: причины, нормы развития, рекомендации врачей. Когда ребенок начинает ползать

Любая активность новорожденного вызывает у родителей гордость и бурный восторг. Но случается, что развитие нового навыка приобретает причудливую форму, например, ребенок ползает назад, а не вперед. Сразу возникают вопросы: нормально ли это, и нужно ли начать переучивать малыша сразу же после обнаружения данной особенности.

Мнения большинства педиатров в данном вопросе сходятся – не стоит травмировать малыша специальными упражнениями, развивающей гимнастикой, запретами и ограничениями. Нужно понаблюдать за грудничком хотя бы несколько месяцев, после чего при необходимости заниматься коррекцией навыка. Но и этот процесс должен больше напоминать игру, а не целенаправленную работу.

Сроки, в которые дети начинают ползать и этапы процесса

Примерно в 3 месяца многие малыши начинают переворачиваться, благодаря чему обнаруживают много интересного в окружающем мире. Понаблюдав за всем этим в течение нескольких недель, они начинают предпринимать первые робкие попытки передвижения. Поняв, что нельзя дотянуться до всего привлекающего взгляд, они укладываются на живот и начинают ползти. Сроки выработки навыка зависят от физиологических особенностей грудничка и внешних факторов (зачем ползти, если рядом нет ничего интересного?). В среднем это происходит в 6-7 месяцев.

Совет: Несмотря на то, что некоторые родители с гордостью рассказывают, что их младенец даже не ползал, а сразу пошел – это не повод для гордости и не пример для подражания. Мышцам нужно время, чтобы нормально развиться и укрепиться, ползание в данном случае является оптимальным упражнением. Если пропустить данный этап, то повышается риск развития проблем с позвоночником, суставами, мышечным корсетом.

Данные параметры не являются обязательными. Астеничные и активные младенцы могут поползти и в 5 месяцев, упитанные карапузы ждут до 8-9 и даже дольше. В некоторых случаях для стимулирования действий грудничка рекомендуется проведение укрепляющего массажа. Стоит учесть, что ползание считается правильным и полноценным только при условии расположении ребенка на четвереньках. Данное умение является предрасполагающим фактором к выработке навыка ходьбы. Правильное передвижение с четкой перестановкой конечностей окончательно формируется к концу 9-10 месяца.

Малышам редко удается научить свое тело подчиняться с первого раза, зачастую им приходится проходить несколько подготовительных этапов:

  1. Начинается все с ползания на животе. Причем даже здесь некоторые дети отличаются индивидуальным подходом к передвижению. Многие изначально двигаются вбок или назад.
  2. Первые попытки передвижения на четвереньках могут происходить путем выставления ручек вперед и подтягивания обеих ножек. Такие прыжки через какое-то время заменяются перекрестной перестановкой ручек и подтягиванием ножек.
  3. После всего этого малыш наконец-то переходит на перекрестное ползание, при котором ножки и ручки четко сменяют друг друга.

Все из описанного выше нормально при условии, что в процессе передвижения не деформируются суставы ребенка и он не принимает неприродного положения. Практика показывает, что в течение нескольких месяцев навыки оттачиваются, карапуз начинает двигаться уверенно и быстро, при необходимости даже преодолевает невысокие препятствия.

Многие родители, видя, что их малыш ползет красиво и правильно, но двигается при этом назад, стремятся поскорее научить его двигаться «нормально». На самом деле, спешить с этим не рекомендуется, детский организм интуитивно понимает, на какие мышцы уже можно полагаться, а какие еще стоит поберечь. Двигаясь назад, ребенок затрачивает меньше энергии, ведь ему нужно только оттолкнуться. Это особенно удобно на скользких полах и в соответствующей одежде. Нередко подобное поведение бывает продиктовано первым неудачным опытом прямого ползания. Например, ребенок пытался ползти вперед, его ручки не выдержали, он упал и ударился.

Случается и такое, что малыш делает это осознанно. Он мог подсмотреть подобный навык в телевизоре, у играющих старших детей. Может быть, мама мыла полы и двигалась именно назад. В любом случае, ничего патологического, страшного и опасного в этом нет. Со временем грудничку придется поменять направление движения, ведь однажды он поймет, что так можно быстрее достигнуть поставленной цели, не потеряв ее из виду.

Перед тем, как приступить к переучиванию младенца, необходимо оценить позитивные моменты таких физических упражнений:

  • Научить ребенка ползти назад намного сложнее, чем вперед. Если ему это дается так просто, нужно воспользоваться ситуацией. В процессе такого передвижения работают некоторые группы мышц, не подключающиеся при стандартном подходе.
  • Нагрузка на мышечные волокна увеличивается постепенно. Передвигаться за счет отталкиваний намного проще, чем подтягивать тело или поднимать и переставлять конечности. Развитие всех отделов позвоночника и разработка суставов пройдут без сложностей и неприятных для ребенка ощущений.
  • Ученые утверждают, что отработанное ползание назад тренирует вестибулярный аппарат. В будущем, по мере взросления, малыш не будет страдать от недостатка ловкости и не вырастет неуклюжим.

Есть правда в такой особенности и негативные моменты:

  1. Если через пару месяцев грудничок не начнет предпринимать попыток ползти нормально, стоит провести оценку его мышечной силы. Случается, что подобный способ передвижения оказывается результатом незначительного гипотонуса или гипертонуса мышц.
  2. Ползание в одну сторону не позволяет равноценно развиваться всем группам мышц. В этом случае нужно либо научить грудничка новому методу передвижения, либо обеспечить его достаточными физическими нагрузками.

Получается, что, если малыш в 6-7 месяцев ползает назад – это не проблема. Но в случае зацикленности ребенка на таком способе передвижения в течение 3-4 месяцев стоит задуматься о введении в его режим корректирующей гимнастики.

Чтобы привить своему малышу новый навык необходимо запастись терпением. Изначально стоит попробовать обойтись собственными силами, только при отсутствии нужного эффекта в течение нескольких недель стоит обращаться к педиатру или ортопеду.

  • Прежде всего, необходимо оценить качество поверхности, по которой передвигается ребенок. Если она скользкая и гладкая, стоит постелить половичок. В большинстве своем дети, чувствуя сложности, стараются приспособиться к новым условиям и начинают переставлять ножки и ручки так, как нужно. Главное, не отступать от своих планов и не «жалеть» малыша.
  • Если дело в гипертонусе или гипотонусе, необходимо посетить комплекс физиотерапевтических процедур, которые довольно быстро дадут нужный эффект.
  • В некоторых случаях помогают простые упражнения, направленные на разработку мышц, укрепление позвоночника и суставов. Это может быть плавание в ванной, занятия на фитболе или профильная гимнастика в комплексе с массажем.
  • Помимо всего перечисленного, необходимо позаботиться о достойном стимуле для грудничка. У него должна появиться цель, ради которой он будет ползти вперед. Это может быть игрушка, любимое лакомство, просто зовущая мама.
  • В некоторых случаях достаточно показать ребенку положительный пример. Если мама немного поползает, показывая, как это нужно делать правильно, возможно дополнительных упражнений и не потребуется.

В случаях, когда подобное положение вещей сильно напрягает кого-то из родителей, а описанные подходы не помогают, стоит обратиться к врачу. В противном случае взрослый человек начнет срываться на ничего не понимающего ребенка, что только усугубит существующую проблему или даже спровоцирует новые.

Источник: therebenok.ru

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.
  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.
  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.
  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать кормление грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о введении прикорма при грудном вскармливании). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Источник: ladushki.info

Любая мама пристально следит за особенностями развития своей крохи. С рождения ребенка и до момента, когда он начинает уверенно ходить, карапуз проходит через несколько этапов: он учится переворачиваться, держать головку, садиться, ползать, вставать.

Причем эта “эволюция” может происходить как поэтапно, так и рывками, когда маленький человечек “перепрыгивает” некоторые ступени.

Случается, что некоторые особенности развития непоседы беспокоят маму. Например, ребенок ползает назад, а не вперед. Стоит ли бить тревогу? Нормально ли это? Возможно ли как-то помочь крохе, научить его ползать правильно?

На самом деле ничего страшного в этом нет. Если ваше чадо ползает - это уже хорошо. Сегодня многие детки минуют эту ступень, начиная сразу неуверенно ходить.

Некоторые мамочки гордятся таким “достижением”, дескать, мой ребенок развивается с опережением сверстников. Отклонением от нормы такой рывок не считается, но, тем не менее, педиатры считают, что вначале малыш все-таки должен научиться передвигаться с помощью ручек и ножек, а уже потом осваивать ходьбу.

Из этой статьи вы узнаете

Человек - создание прямоходящее, а ведь ходить прямо на двух конечностях не так уж и легко. Для этого у маленького человечка должна быть развита мускулатура.

И именно этап ползания позволяет ему укрепить свой организм и подготовить его к дальнейшим свершениям в виде первых шагов. Ползая, малыш укрепляет мышцы ручек, плечей, запястий. Его костно-мышечная система приходит в тонус и готовится выдерживать нагрузки. Дополнительный бонус: развитие тонкой моторики.

Ползая, маленький исследователь растягивает связки запястий и кистей. В будущем это поможет ему легче управляться с ложкой, быстрее освоить навыки письма и рисования.

Поэтому педиатры советуют не ограничивать ребенка в ползании. Это его естественная тяга к познанию нового мира и пониманию своего тела. Очень многие родители стремятся оградить своего отпрыска от опасностей нашего мира.

Передвигаясь на четвереньках, кроха может удариться о предметы мебели или стянуть что-нибудь, не предназначенное для детских шаловливых ручек. Конечно, проще поместить непоседу в ходунки.

Там ему безопасно, да и ходить научится быстрее. На самом деле, таким образом вы лишаете ребенка важного этапа его развития. Ползать - это полезно и интересно, пусть даже от родителей этот процесс потребует более пристального внимания за своим чадом.

В соответствии с российскими медицинскими нормами, ребенок должен начинать пытаться ползти в 6-7 месяцев. Полноценным передвижением это не назовешь, кроха совершает первые неуверенные движения.

Но этому этапу предшествует переворачивание на животик и оттачивание способности держать головку. Естественно, что чем раньше малыш сам научиться держать головку, тем быстрее ему захочется научиться передвигаться.

Процесс можно условно разделить на несколько стадий:

  • Ползание на животе. Кроха напоминает маленького червячка, он очень старается переместить свое тельце вперед, но еще не знает, как это сделать. Ножками он еще пользоваться не умеет, передвижение происходит только за счет рук, поэтому вся нагрузка приходится на мышцы ручек.
  • Промежуточный этап: малыш понимает, что ноги тоже можно задействовать. Ребенок опирается на ладошки и коленки, он учится подтягивать ножки. Именно в это время некоторые карапузы начинают вести себя нетипично: ползти задом наперед, с подволакиванием ножек и т.д.
  • Стадия уверенного передвижения: кроха резво ползает, все его движения отличаются четкостью и слаженностью.

Почему же ребенок предпочитает ползти назад? Причин может быть несколько. Во-первых, для малыша нет понятия “нормальности”. Он считает, что все делает правильно. И вам стоит перенять его уверенность: развитие вашего чада идет своим чередом, и оно необязательно должно происходить так же, как у других деток.

Во-вторых, передвигаться задом наперед для некоторых малышей проще, так как их мускулатура еще слабенькая. В этом случае вы можете помочь своему непоседе укрепить мышцы для “правильного” передвижения и показать ему, что ползать вперед не менее интересно.

Но даже если ничего не предпринимать, со временем ребенок сам научиться ползать в правильном направлении.

Укрепить мускулатуру ручек помогут простые упражнения. Возьмите малыша на сгиб локтя, другой рукой придерживайте спинку. Опустите кроху над твердой поверхностью (например, столом). Ребенок инстинктивно начнет искать опору под ладошками, перебирая ручками.

Укрепить ручки маленький непоседа сможет и без непосредственной помощи мамы. Выложите малыша на животик. Желательно, чтобы вокруг было достаточно места.

Перед ребенком положите яркую игрушку. Ваша задача - так рассчитать расстояние, чтобы ребенку для того, чтобы взять игрушку, пришлось опереться на одну ручку и тянуться к “приманке” другой.

Если у вас дома имеется фитбол, его тоже можно задействовать. Положите ваше чадо спинкой на мяч. Легонько покачивайте мячик вперед-назад, придерживая кроху. Это упражнение укрепит спинные мышцы карапуза.

Вы можете показать своему непоседе, как надо правильно ползать. Подложите под животик ребенка упругий валик так, чтобы малыш мог опираться на ладошки. Ножки согните в коленках. Постепенно двигайте валик вперед, и кроха будет вынужден передвигать ножки.

Обязательно позволяйте маленькому исследователю самостоятельно ползать. Отправляя дитя в “свободное плавание”, застелите одеяльцем или пледом пол (проследите, чтобы одеяло не комкалось при его передвижениях).

Заинтересуйте свое чадо любимой игрушкой, яркой погремушкой или любым другим предметом, к которому ребенок проявляет интерес. Естественная тяга к познанию будет той силой, которая заставит его двигаться вперед.

Используя все эти маленькие хитрости, вы быстро покажете своему ребенку, что ползать вперед гораздо интереснее и занимательнее. Но соблюдайте меру: не стоит раскладывать перед малышом весь арсенал игрушек, в этом случае он будет оставаться на месте, созерцая все это многообразие.

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с , или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о ). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я - глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите - с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает держать голову, садиться, вставать. Особым предметом гордости для молодой мамы является развитие малыша с некоторым опережением или вовсе "перепрыгивание" каких-то этапов, к примеру, когда малыш, не ползая, сразу начал ходить. Но так уж ли это хорошо на самом деле? Об этом с нами поделилась руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, к. п. н., доцент кафедры клинической психологии РГМУ Татьяна Германовна Горячева.

Маленький лежебока: когда пора ползти?

Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей

Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического , а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки "виноваты" в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в "кенгуру", в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?

Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.

Осваиваем пространство

Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять подгузник . Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые "поползновения" могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития

Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Ребенок не ползал. Поезд ушел?

Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением

Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами "наверстывают упущенное", активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не "доползал" в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

Обсуждение

Мы вообще против ходунков, ребенок все должен делать в свое время, когда его скелет и мышцы готовы к этому.И у нас стимулом ползти стал пульт, уж очень он нам понравился, лучше игрушек.

во многих странам все эти ходунки-прыгунки запрещены, т.к. приводят к ортопедическим проблемам разной степени тяжести. ИМХО, это игрушки не для малышей, которым они нафик не нужны, а для их тщеславных родителей. Ну что от вас убудет, если ребенок пойдет на месяц позже, но САМ и ПРАВИЛьНО? Соседки/подружки/род-ственники заклюют? Ребенок ведь не одолжение тому дяде делает, а СВОЙ первый шаг.
ИМХО, можно вмешиваться на всех этапах развития чада, научить можно всему, даже алфавиту в год (даже обезьяну можно научить играть на пианино). Понимаю, что невозможно не сравнивать своего ребенка со сверстниками и не пыться "переплюнуть конкурентов", но ведь, постоянно и навязчиво вмешиваясь, можно зарубить на корню самостоятельность и инициативность ребенка, его самодостаточность и жизнерадостность:(

Очень полезная статья!
Я переживала, когда мой второй ребенок в первые дни вообще! не мог лежать на спине - скрючивался и плакал -а врачи ведь рекомендуют! Я решила не париться и укладывала дочу спать на животик. Оказалось, поступала правильно. Согласно новейшим медицинским веяниям спать на животе считаетя полезнее для малыша. 5 лет назад (когда родился первый ребенок) - детей чуть не насильно укладывали на спину.
Веяния меняются, а вы с вашими детьми и ненужными переживаниями остаетесь. Хочется поменьше категоричности в рекомендациях педиаторов.

Очень хорошая статья! У меня младшему сыночку сегодня 6 месяцев, так он уже месяц как ползает по-пластунски! Неделю назад начал раскачиваться на четвереньках, аж самому смешно. Несколько дней одеяло не стелим, та как ползает по паласу по всей комнате. А у старшего этот период пришёлся на холода - весь одетый висел в прыгунках, а потом ходил в ходунках. Как потеплело так и пополз, месяцев в 8-9. Ходить начал в 1 год 13 дней. Ему через месяц будет 7 лет - оригами в садике лучше всех делает, читать сам научился, правда писать аккуратно ленится. Весь год в дошколку уроки самостоятельно делал! ... Но млашего я все-таки в ходунки ставить не хочу;)

Cathii ,вы не правы, если ребенок рано пошел, то все остальное он будет делать позже. У меня дочка пошла в 9 мес., но никаких отставаний в развитии у нас нет, даже наоборот мы достаточно далеко ушли в развитии от сверстников, с мелкой моторикой никаких проблем, в свои 2,5 года она собирает пазлы из 70 штук,без какой-либо помощи, а годом раньше уже знала весь алфавит. Так что рано ребенок пошел или поздно это еще не показатель его дальнейшего развития. А вот про ходунки здесь правильно написано,это самый злейший враг малышей.

22.07.2008 22:05:19

У меня немного другая проблема. Дочке 9 месяцев. Начала ползать в 8 месяцев. Но ползает не на четвереньках, а на попе. Может доползти куда угодно. Но делает это не по правилам. На ручки опирается. Запястья, локти и плечи, как написано в статье, она, видимо, развивает. Но категорически не хочет ползать на четвереньках. Пробовали и ставить ее, как полагается, и раскачивали, и новой игрушкой манили - ничего не получается. Ползает по-своему. Можно что-то сделать в этой ситуации? Или поезд ушел, пусть развивается, как может?

Спасибо, очень полезная статья! А то только и слышишь: "а у нас пошел в 8 мес! Зато молчит в 2 года." Наша дочка болтает во всю. к сожалению, полгода лечилась от дисплазии т/б суставов, поэтому с 7до 10 мес только могла сидеть. Зато после снятия гипсовой повязки в 10,5 мес сначала дочка ползала, как будто плыла,затем на четвереньках. Знакомые пытались в год ее учить ходить, поддерживая под ручки. Но не объяснишь же всем, что еще ребенок только-только ползать начал, месяц назад ножки еще были скованы! а как же ведь "все дети должны пойти к году"! в год и месяц наша доченька решила, что можно ее уже водить за ручки, еще через месяц давала одну ручку. А вот в год и 2,5 мес ровно пошла САМА!!! Наш доктор считает, что это очень быстро после такого лечения. а все ранние хождения-сидения, когда родители насильно заставляют ребека, только могут навредить, ведь опорно-двигательный аппарат еще не готов. Соседка наша в 6 мес ребенка в ходунки втиснула! Еще раз спасибо автору. Прислушайтесь! не бегите впереди природы, ребенок сам знает, когда ему ползать, сидеть и ходить!

Замечательная статья. Читаем вместе с мужем и только говорим "мы так делали и так делали". все это шло от сердца и понимания ребенка. Спасибо большое.

Комментировать статью "Нужно ли ребенку ползать? "

Ребенок не ползал. Поезд ушел? Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает Подползая к стене, малыш пробует встать на ножки, падает и снова встаёт, опять падает и т.д. В конце концов, в 8 месяцев ребёнок уже...

Обсуждение

моим близнецам 10 месяцов они не встают на ноги

17.06.2017 08:35:48, Ягмур

Привет.Вот у нас тоже такая проблема села поздно в семь с половиной месяцев,поползла в 8 .сейчас доче 9 исполнилось она на ноги не встает только на коленки,сейчас лечимся у невролога.прокололи уколы 20дн.теперь пьем понтакальцим.но пока изменений нет.

17.08.2016 10:22:37, Марусяоо4

Девочки, когда ваши дети начали ползать на четвереньках? И старшей и младшей в связи с отсутствием ползания на четвереньках в 7 месяцев ставили задержку моторного развития. Во сколько поползла старшая уже точно не помню.

Малышу, который большую часть времени проводит в кроватке и на руках, ползать научиться сложнее. Мои дети, поползшие в 5,5 месяцев, с У меня сын старший не сидел и не вставал в 8 месяцев. это реальная задержка моторного развития. В нашем случае - последствия 3-ей АКДС.

10 месяцев, не ходит, родители вобще к врачам не ходят ни разу. с виду нормальный ребёнок, шустрый, ползает на пузе и залазит везде. могу для примера свой случай рассказать. мне муж с 2 мес. ребенка всю плешь проел, что с ребенком что-то не так. я его успокаивала именно...

Обсуждение

Они в глухой деревне живут? Иначе сомневаюсь я, что они у врачей не бывали, а если бывали, то врачи бы отставание в развитии заметили. Причин может быть много, вплоть до отклонений в генетике. Возможно, Ваша подруга просто не хочет обсуждать с Вами здоровье своего ребенка.

дцп это или не дцп - вопрос вторичный. первично то, что в 22 мес не ходить уже давно не норма. и чем больше времени проходит до того, как родители доберутся до приличного врача-невролога, тем больше труда им потребуется, чтобы помочь ребенку, если у ребенка серьезные проблемы. а проблемой может быть все что угодно - от нелеченной дисплазии до проблем с нервной системой. и не слушайте тех, кто будет успокаивать - у нас такое было - и прошло. да, есть вариант, что пойдет таки сам. а есть вариант, что есть проблемы. есть ещеи третий вариант - пойдет сам, но проблема на более глубоком уровне останется и впоследствие все равно всплывет. и без обследования врача никто вам не скажет, что именно верно в вашем случае.

могу для примера свой случай рассказать. мне муж с 2 мес. ребенка всю плешь проел, что с ребенком что-то не так. я его успокаивала именно вашими словами - крохотный родился, все догонит. именно так мне рассказывал педиатр. именно так мне в 12 мес два невролога посоветовали ждать, пока само придет. и только в 15 мес. нашелся специалист, который теперь дает прогноз, что ребенок через год пройдет... если с ним заниматься каждый день по три раза в день.

Про ползание и вставание. Девочки, подскажите, когда у вас детки начали ползать и вставать в кроватке... Вот нам через 1 день будет 8 месяцев, а мы никак не ползаем и не поднимаемся... ребенок очень активный, крутится на животе волчком по кругу, перекатывается, к любой...

Обсуждение

средний встал в 6.5, пополз около8 вроде... ниче не помню:) мелкий ползает потихоньку но еще не встает - боится руки отпускать от земли:)

Нам 7 мес. мы сидим с 5 хорошо (после массажа), но сами не садимся, не ползаем вообще, юлим очень активно, начала переворачиваться пару недель назад со спины на живот, пару раз улетала с большоя низкой кровати, бегаем в ходунках уже месяц очень активно. Да, еще умеем из положения сидя в положение лежа на животе пере...ходить???

Ползаем по кругу. ну не целиком конечно, а вокруг своей оси так сказать.. делает неполный круг на коврике игрально:) то ли за игрушками тянется, то ли к маме (которая опять убежала к компу - "ИДУ У подруги 8 месяцев ребенку - не ползает.Моему сыну 9 лет - он вообще не ползал.

Обсуждение

Моя Дашка (6 месяцев и 10 дней)стремительно ползком пятится назад, делает различные акробатические упражнения с выпрямлением ног, подниманием попы, а позавчера села! Вчера уселась около процессора, попыталась поковырять кнопочку "вкл", понравился ей зелёный огонек!
Но полноценного ползания вперед пока тоже нет.

08.08.2007 19:00:50, Тематическая мама

Вопросы психического и физического здоровья крохи имеют первостепенную важность для всех родителей, поэтому папы и мамы пристально следят за развитием своего малыша и радуются каждому новому навыку, который он освоил. Переворачивание, усаживание, ползание, ходьба - грудничок поочередно проходит эти этапы развития, и каждый из них становится небольшой победой в жизни ребенка. Поэтому немудрено, что вопрос «когда ребенок начинает ползать» является очень популярным и вызывает немало беспокойств. Давайте попробуем разобраться, как же формируется навык ползания и когда он проявляется.

Этапы ползания

Новорожденный младенец обладает рядом врожденных рефлексов, в числе которых находится рефлекс ползания (Бауэра). Проявляется он в отталкивании крохи, лежащего на животе, от опоры, подставленной к его пяткам. Этот рефлекс является первым этапом, он предшествует классическому ползанию и угасает к четырем месяцам.

Следующей ступенью в развитии навыка становится передвижение грудничка на животе. Проявляться оно может по-разному: это и перемещение вокруг своей оси, и ползание по-пластунски, и движение назад или вбок. Все эти движения полезны для малыша, так как способствуют развитию его мускулатуры. Обычно первые попытки подобных перемещений дети совершают в возрасте пяти-шести месяцев, но иногда и позднее.

Затем кроха переходит к освоению очередного этапа, который предваряет период активного ползания и проявляется в том, что ребенок пытается ползти, подняв свое тело над поверхностью пола или кровати. При этом он может перемещаться как лягушка, выбрасывая вперед ручки и прыжком подтягивая к ним ножки; может передвигаться задом наперед, а может вставать на четвереньки и, раскачиваясь, падать вперед. Все эти пусть порой и неуклюжие попытки двигаться в пространстве приведут к заключительному этапу: самостоятельному ползанию.

Некоторые родители на приеме у педиатра с удивлением спрашивают, почему сначала ребенок ползает назад? Вероятно, такое передвижение связано с недостаточным развитием координации движений. Кроха еще просто не в состоянии понять, что нужно делать, чтобы двигаться в противоположном направлении.

И вот наконец пришло время наиболее сложного этапа. Он называется классическим перекрестным ползанием и представляет собой попеременные скоординированные действия рук и ног малыша, стоящего на четвереньках. Он считается наиболее трудным, потому что требует не простого перемещения в пространстве, но и искусного владения своим телом.

Важность ползания

Несмотря на то что существуют дети, пропускающие этап ползания, не стоит считать это значительным достижением. Существование периода, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, закономерно и обусловлено самой природой. При активном ползании энергичная физическая деятельность развивает мускулатуру и кости, сердце и сосуды, улучшает процессы обмена веществ, благотворно влияет на нервную систему. Кроме того, ползание создает умеренную нагрузку на позвоночник и подготавливает организм к переходу на следующий уровень: освоению ходьбы.

Для того чтобы малыш развивался быстрее, рекомендуется выкладывать его на чистый, сухой и теплый пол, который можно застелить толстым одеялом или ковром. Очень полезно оставлять его при этом максимально раздетым, потому что стимуляция рецепторов, находящихся на поверхности кожи, ускоряет развитие головного мозга.

Многие мамы не заостряют внимание на моменте, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, зато их очень беспокоит вопрос, когда же кроха должен освоить умение самостоятельного ползания. Поскольку все дети проходят индивидуальный путь развития, однозначно ответить на вопрос, когда должен начать ползать малыш, невозможно, но ортопеды и педиатры считают нормальным для овладения навыком ползания период с шести до девяти месяцев.

Бывают случаи, что малыш не проявляет интереса к ползанию - в этом случае следует обратиться к специалистам: педиатр, невролог и ортопед должны подтвердить, что с крохой все в порядке. Если они не обнаружат никаких отклонений в развитии, расстраиваться не стоит: возможно, малыш либо поползет позже, либо пропустит этот этап.

Существует категория детей, которые развиваются медленнее остальных. Причин этому может быть несколько: рождение раньше срока, перенесенная в период внутриутробного развития гипоксия или заболевание. Если ваш малыш относится к этой группе детей, то следует помнить, что его темп овладения новыми навыками немного иной, и родителям не нужно расстраиваться и тем более ругать ребенка, если он не оправдывает их ожиданий. Их задача - помочь крохе на пути освоения ползания и других умений.

Если ребенок начал ползать поздно, это значит, что его организм только сейчас сформировался настолько, чтобы сделать следующий шаг в развитии.

Укрепляющие упражнения

Чтобы научить грудничка ползать, необходимо стимулировать его желание дотянуться до интересующего предмета, а также развивать те группы мышц, которые задействованы в этом навыке. Для этого и существует специальная гимнастика, которая поможет малышу укрепить мышцы спины, рук, ног.

Для укрепления спины идеально подходит фитбол. Ребенка кладут на него животиком и, придерживая под мышки, выполняют покачивающие движения вперед-назад и вправо-влево. Кроме развития спинных мышц это упражнение тренирует координацию, а также способствует развитию боковых мышц живота.

Тренировка мускулатуры рук осуществляется в положении на спине. Мама располагает свои большие пальцы рук в кулачках крохи, а остальными пальцами обхватывает его запястье. Затем аккуратно поднимает малыша сначала до угла в сорок пять градусов, а позже, когда он научится сидеть, и до положения сидя, потом медленно опускает назад. Развивать ручки можно, скрещивая их на груди ребенка, чтобы он будто бы обнимал сам себя. Затем руки разводят в стороны и снова скрещивают так, чтобы сверху оказывалась то правая, то левая рука.

Демонстрация укрепляющих упражнений

Когда младенец способен полностью поднимать свое тело, опираясь ручками о стол или пол, можно выполнять упражнение «хождение на руках», приподняв заднюю часть тела и придерживая кроху.

Для развития ножек малыша их сгибают и разгибают в положении лежа на спине. Причем сгибания нужно проводить в разведенном состоянии, как лапки у лягушки. Завершается это упражнение переворачиванием грудничка на живот: пусть кроха оттолкнется ножками от ладоней мамы.

Завершающим этапом упражнений может стать массаж для ребенка: нежные поглаживания и легкие растирания кожных покровов. Они помогут расслабить мышцы после нагрузки и дополнительно подготовить их к ползанию.

Хотя ползание генетически заложено в программу развития новорожденного, вопрос о том, как научить ребенка ползать правильно, не является праздным. Многие родители задают вопрос, как помочь малышу научиться ползать.

Самый простой вариант - заинтересовать. Положите перед крохой игрушку на достаточном расстоянии, стимулировав таким образом его интерес и попытки дотянуться до предмета. Любые попытки малыша ползти следует поощрять: похвалить, поцеловать; ободряющие слова помогут и в случае, когда ребенок боится ползать.

Чтобы грудничку было понятно, чего от него добиваются, взрослые или старшие дети могут наглядно показать, как нужно ползать. Малыши очень любят подражать и с удовольствием попробуют повторить эти движения.

Когда детка поползет более уверенно, можно усложнить ему задачу, разместив на полу разнообразные препятствия (скрученные полотенца, подушки, стулья и пр.). Хорошие результаты показывает применение специального приспособления - трека Домана.

Некоторые мамы ставят ручки ребенка на какую-либо подставку и начинают потихоньку перемещать ее вперед - малыш вынужден при этом передвигать ножки. Подобное упражнение можно выполнять, придерживая ребенка за грудь, и помогая ему передвигать ноги, согнутые в коленях.

Как не надо учить ребенка ползать? Все дети перемещаются по-разному: кто-то на спине, двигаясь головой вперед; кто-то прыгает, как лягушка; а кто-то и вовсе поначалу ползет только назад. Все эти проявления совершенно нормальны. Не нужно заставлять малыша передвигаться именно так, как вы считаете правильным, и принуждать к ползанию, даже если кроха долго не может освоить его. Не надо пытаться быстро научить ребенка ползать, потому что развитие любого навыка - процесс естественный; он будет освоен только в тот момент, когда кроха будет к этому готов.

Если ребенок не желает ползать

Несмотря на то что ползание полезный навык, который осваивает большинство малышей, не все дети демонстрируют это умение: часть из них переходят сразу к хождению, минуя этап ползания. Если ребенок в десять-одиннадцать месяцев или даже в год не хочет ползать, но при этом он весел и активен, а у врачей к нему нет претензий, то родителям не стоит беспокоиться. Может быть, ваш кроха поползет чуть позже, а может быть, и вовсе пропустит эту ступень развития. Упражнения и массаж, которые мы рекомендовали выше, помогут ребенку укрепить мышцы, развить координацию движений, и этого вполне достаточно.

Таким образом, ответ на вопрос «во сколько месяцев малыш начнет ползать самостоятельно» зависит от характера малыша и от особенностей его индивидуального развития. Нужно ли учить ребенка ползать? Безусловно, нужно. Но переживать, что к определенному возрасту малыш еще не пополз, не стоит. Любите своего малыша, помогайте ему в развитии, и он не замедлит порадовать вас достижениями.

Малыш начал ползать. Это важная веха в развитии ребенка, так как, научившись ползать, он расширил сферу своих возможностей и интересов. Во время ползанья он не только познает мир, но и изучает возможности своего тела.

Когда малыши начинают ползать

Примерно в 6-7 месяцев малыши начинают активно пробовать себя в ползании. Одним детям этот способ передвижения удается освоить раньше, другим - позже, а некоторые дети и вовсе перешагивают этот способ передвижения и сразу начинают пробовать себя в хождении. Дети начинают учиться ползать постепенно: сначала пробуют вставать на четвереньки, потом, осторожно покачиваясь, пробуют переставлять руки, пытаясь координировать свои движения, пытаются приставлять ноги. Но каждый ребенок делает это так, как ему удобнее, выбирая способ, который лучше всего ему подходит. Некоторые детки начинают ползать только назад, другие же двигаются вбок. Обычно к 8 месяцам почти все дети уже умеют ползать. Главное, чтобы для них были созданы условия, которые бы давали возможность пробовать передвигаться этим способом. Случается, что дети, которые рано начинают ползать, учатся ходить позже сверстников, так как им нравиться этот способ передвижения и они не ощущают потребности переходить на ходьбу. Родителей это не должно беспокоить: ползая, малыш приобретает такие нужные для ходьбы навыки, как умение ориентироваться в пространстве, умение управлять руками и ногами и координировать их движения.


Почему так важно для малыша умение ползать

Умение ползать открывает для ребенка новые возможности. Например, раньше он способен был брать только те игрушки, до которых мог дотянуться рукой, а теперь он в состоянии сам доползти до желаемого предмета. Ползание значительно расширяет границы до сих пор очень небольшого детского мира. Это влияет на самооценку ребенка, которая повышается вслед за появлением некоторой самостоятельности. Иногда родители замечают, что, начав ползать, малыш также начал проявлять свой характер. Научившись ползать, малыш начинает осознавать, что расстояние бывает разным, то, до чего он не мог дотянуться, стало досягаемым, так как он сам может сократить расстояние. Кроме всего прочего, то, что ребенок начал ползать, обозначает, что он готов к ползанию не только морально, но и физически, так как ползание – непростая задача как для мозга, так и для мышечной системы малыша. Передвижение на четвереньках является сложнейшим действием с точки зрения координации движений, так как удерживать центр тяжести и при этом еще двигать руками и ногами в нужном направлении совсем непросто. Как только малыш начал ползать, старайтесь давать ему возможность свободно передвигаться по комнате, так как нахождение в манеже не дает возможности в достаточной мере развивать сложную координацию и укреплять другие группы мышц. Своевременное начало освоения ползания говорит о том, что мозг ребенка нормально функционирует, развивается и созревает согласно возрасту.

Если ребенок ползает задом

Ваш ребенок ползает задом и это вас насторожило? Это нормально. Вероятно, у него закрепился стереотип первой удачной попытки ползания назад и он продолжает пользоваться знакомым методом, увенчавшимся успехом. Ребенок ползает по-пластунски - это тоже нормально. Но если период ползанья по-пластунски затягивается, попытайтесь понять причину. Некоторые дети просто осторожничают, боясь упасть, и поэтому перестраховываются. Возможно, ребенку пока сложно скоординировать свои движения, находясь на четвереньках, не торопите малыша - и у него все получится. Иногда родители замечают, что их ребенок ползет, как раненый солдат - это проявление симптома несимметричного тонуса мышц. Для такого малыша ползание - лучшее упражнение, которое поможет равномерно развить мышечную систему.