Почему подростки играют со смертью. Смертельные игры подростков: как защитить своего ребенка

Здравствуйте, Инга.

Почему подростки склонны к самоубийству?

Суицид среди подростков является актуальной темой. Среди остальных групп людей, склонных к суицидальным наклонностям (одинокие, в разводе, после смерти близких и т.д.), именно подростки составляют самую многочисленную.

На сегодняшний день отмечается "эпидемия"склонности к самоубийству среди подростков. В абсолютном большинстве случаев суицид среди подростков является попыткой уйти от сложившейся жизненной ситуации. Ребенку не хватает мудрости прийти к умозаключению о том, что сложности происходят постоянно и их необходимо переживать. Единственно правильным выходом, по мнению подростка, является суицид.

Некоторые вопрошают и не понимают эту склонность к драматизации, т.к. им не понять точки зрения подростка, ведь ребенок впервые в своей жизни сталкивается с серьезными проблемами, решение которых далеко не всегда проходит бесследно и гладко.

К основным провоцирующим факторам, которые подталкивают ребенка к мыслям о суициде, относят: конфликты в семье и со сверстниками, отсутствие поддержки, а ведь мало кто задумывается над тем, что ребенок на этом этапе развития проходит через сложнейший этап взросления. Этап этот сложен именно с психологической стороны: непонимание родителей и друзей, унижения и оскорбления, чувство одиночества, отверженности, непонимания. Эти чувства у подростков гипертрофированы, усилены, если можно так выразиться, ведь они склонны к излишней драматизации и агрессии.

Если дети чувствуют непонимание, то им кажется, что весь мир смотрит на них как на отверженных. Если родители ругают за поведение или оценки, то им кажется, что самые близкие люди их ненавидят. Если друзья подтрунивают и посмеиваются, то подростку может показаться, что он "белая ворона", объект для издевательств и унижения. Одним словом, все чувства ребенка в период полового созревания чрезвычайно обострены и гипертрофированы.

На этом фоне подросткам кажется, что уход из жизни может стать выходом из сложившейся ситуации. Таким способом они хотят доказать всем, что они неправы, привлечь их внимание и доказать свою значимость. Родителям, сверстникам, всему белому свету посредством попыток ухода из жизни дети хотят показать, каким благородными и героичными могут быть их поступки, насколько смелым и бесстрашным был человек, которого вокруг все считали неудачником и объектом для насмешек.

Продумывая сценарий смерти, подросток в мельчайших подробностях представляет, как все будут горевать и жалеть о его кончине, как все будет пафосно, драматично и театрализовано. К сожалению, реальность далека от представлений ребенка о смерти. Немаловажным этапом профилактики подросткового суицида являются рассказы о некоторых физиологических нюансах смерти, которые очень далеки от красивых фантазий подростков.

Какое значение в подростковом суициде имеют компьютерные игры?

Многие подростковые субкультуры (аниме, готы и т.д.) в буквальном смысле вызывают у детей интерес к смерти и идеализируют ее. Преподносят уход из жизни эти субкультуры в качестве красивой картинки, где подросток - центр вселенной и всеобщего внимания. Именно этого и хотят все подростки, испытывающие психологические трудности и помышляющие о самоубийстве.

Основная опасность компьютерных игр в контексте данной проблемы заключается в том, что герои могут сколько угодно раз быть убитыми и воскреснувшими. Находясь в психологической зависимости от компьютерных игр, подростки не видят грани между реальностью и виртуальным миром. И победы, и поражения героев компьютерных игр дети воспринимают всерьез. Часто даже живут жизнью виртуального героя, полностью отторгая реальность.

Чередование жизни и смерти в сознании ребенка становится настолько естественным, что он перестает понимать, что после смерти никакой жизни в реальности уже быть не может. Если на этом фоне возникают мысли об уходе из жизни, то подросток не до конца понимает, что вернуться назад уже будет невозможно.

С уважением, Наталья.

С момента публикации статьи о «группах смерти» в «Новой газете» прошел год. Новость о зловещих «синих китах» (по названию одной из групп), уносящих жизни сотен детей, стала настоящим «сетевым Чернобылем».

Сейчас мы знаем, что группы, в которых подростков с помощью игры подталкивали к самоубийству, не новое оружие сектантов и террористов, а циничная авантюра таких же молодых людей, зашедшая слишком далеко. В полиции с «Синим китом» связывают лишь самую малую часть подростковых суицидов, произошедших за последнее время. Значит, «пронесло»? Можно выдохнуть?

Увы, все не так просто. Обсуждения только подогрели интерес подростков к играм. В поисковики посыпались запросы вроде «Синий кит что за игра». За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах. Опасен ли этот «ренессанс»? Чем вообще «суицидальные игры» привлекают подростков? Как работает их механизм и как можно им противостоять?

За спросом пришло предложение - игры «воскресли» в новых формах

В апреле состоялся круглый стол на тему опасных сетевых игр, организованный проектом социальной адаптации «Полдень». Психологи, активисты, специалисты по работе с подростками обсудили самые острые вопросы, а мы собрали ответы на главные вопросы.

Почему это явление возникло именно сейчас?

Игры со смертью были всегда и везде. Еще до появления интернета были игры-испытания: постоять на рельсах перед поездом и соскочить в последний момент, прыгнуть с моста в воду, зацепиться за троллейбус и проехать до следующей остановки. Это проверки на смелость. Дети идут на это, чтобы получить заряд адреналина и прослыть смельчаками.

«Синий кит» − новая форма организации таких игр. Многие процессы, которые прежде были интимными, в интернете стали публичными. Видеоблогеры обсуждают отношения с родителями, ссорятся, переживают, совершают глупые выходки прямо перед камерой. Формы самовыражения, существующие «в реале», перекочевали в Сеть.

Многие подростки играют в «Синий кит» по той же причине, по которой режут руки и залезают на заброшенные стройки. Ими движет либо желание получить адреналин, либо любопытство.

Зачем подросткам это нужно?

Игры со смертью обычно начинаются лет в 12-14. В этом возрасте подросток осознает себя отдельной личностью, хочет отсоединиться от родителей, бросить вызов их власти и доказать свою взрослость.

Утверждение власти над своим телом - тоже атрибут взрослого. «Я могу выложить фото обнаженного тела в интернет, могу курить, могу разрушать себя, если хочу, мое тело принадлежит мне; моя жизнь принадлежит мне. Я взрослый: я не смотрю «Смешариков», а рисую китов. У меня есть общая тема для разговоров с детьми постарше».

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят. Это слишком непонятное и далекое событие для них. Они думают, что игра расскажет им что-то про это явление, но не убьет.

Большинство подростков не планирует умереть в игре. Они вообще в свою смерть не верят

Есть те, кто хотят «переиграть игру». Бросают ей вызов. «Я буду играть по правилам и выиграю». Когда появляется популярная тема для разговора, появляются и те, кто против. Но здесь можно быть и героем, и борцом.

Есть мощное движение «дельфинов» или «китобоев», которые ищут администраторов и борются с ними. Это тоже дети, они тоже так играют. Иногда они просто вступают в группу, отговаривают участников.

Существуют группа школьников, которая официально ищет деньги на организацию таких групп смерти. Хотя денег они не нашли, сам факт такого мышления показывает, что для них это просто веселая и модная тема, в которую можно играть и даже зарабатывать на ней. Но не факт, что эти средства пошли бы именно на заявленную цель.

Кто в зоне риска?

Есть незначительная группа детей, которая стремится в этих играх погасить душевную боль, привлечь внимание к себе.

«Среди родителей детей, попавших в игру, очень распространено безразличие, - рассказывает Светлана Волокита, президент фонда поддержки семьи «Больше жизни», которая занимается спасением детей из подобных ситуаций. - Мы позвонили отцу и сказали, что с его ребенком случилась беда, нужно внимание. Ребенок уже более 40 дней играет в эту игру, то есть близок к самоубийству. Родитель же отвечает, что ему некогда. Удалось подключить брата, которого пришлось вытаскивать из армии ради этого. Я убеждена: если бы ребенок хотел уйти из жизни и долго бы это продумывал, он бы это сделал. Если же он ищет игру, то ему нужно внимание».

«Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации», − считает Светлана Волокита. Она приводит такой случай. Девочка живет с мамой. Мама во втором браке и занимается детьми от отчима.

Корень проблемы − ситуация в семье и проблемы социализации

Когда девочка стала просыпаться в 4:20, наносить себе порезы, закрываться в комнате с закрытыми шторами на окнах, бабушка забила тревогу. На обращение сотрудников НКО мать только отмахнулась, а отец заявил, что «этот ребенок не входит в его планы».

Единственное, что заставило включиться родителей, - угроза суда, так как за пассивное поведение в экстренных ситуациях тоже есть уголовное наказание. Но после выхода из игры ситуация не изменилась: у девочки по-прежнему конфликты с родителями, она недовольна своей жизнью.

«Синий кит» направлен на то, чтобы привлечь к себе внимание. Был серый подросток, «тихоня», незаметный школьник. Но как только он попадает в игру, сразу становится тем, кого нужно спасать. Он причастен к «крутому», взрослому и опасному делу.

С ним ведут диалог на новом уровне, не с позиции сверху вниз. Его воспринимают как личность, способную распоряжаться своей жизнью. «Угрозы смерти - самый действенный и довольно простой способ заявить о себе и привлечь внимание по-настоящему», - подчеркивает Светлана Волокита.

Когда были созданы такие игры?

Вначале на сайтах и ресурсах вроде «2ch», «Упячка», «Палата №6», «Подслушано» зародилось движение «нетсталкинг» (net - «сеть», stalking - «выслеживание»). Суть его в поиске «сокровищ» в интернете − скрытых страниц, странностей, удаленных (якобы) видео.

Даже простая прокрутка новостной ленты в поиске необычного - зачаток нетсталкинга. Тот, кто нашел что-нибудь интересное, сразу привлекает к себе внимание и становится на какое-то время популярен. Первая «суицидальная игра» появилась на одном из этих сайтов.

Как они устроены

Человек получает приглашение либо сам пишет сообщение в Сети, оставляя нужный хэштег, ключевое слово. За участником закрепляется куратор. Игра длится 50 дней, и на каждый день игроку присылают одно задание. Он должен вставать в 04:20 и что-то делать.

Сначала задания относительно безобидные: выйти на улицу без куртки, читать книгу 2 часа, слушать определенную музыку. Потом они становятся опаснее: перебежать дорогу на красный свет, выйти на парапет и смотреть вниз. Последние пять крайне опасны и могут привести к смерти, а в финале игроку прямо указывают: убей себя.

Как это работает? Как игра настраивает на суицид?

«Кураторы «Синего кита» или других подобных игр манипулируют игроком, чтобы ослабить его чувство реальности и инстинкт самосохранения, - рассказывает Александр Минкин, ведущий разработчик игр проекта «Полдень». - Сначала включается депривация сна и эмоциональное воздействие. Игроку приходится вставать в 4 утра несколько дней подряд. Это выбивает его из колеи, он становится мнительным, тревожным, легче поддается внушению. В нагрузку к недосыпу игрок получает депрессивные эмоции из текстов и музыки. Так участник дозревает до состояния, когда им легко манипулировать».

Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать

Второй этап направлен на притупление инстинктов. Подростку предлагают привыкнуть к мысли, что смерть рядом, ее можно потрогать. Перебежал дорогу, постоял на краю моста - значит, немного победил смерть. На этом этапе появляются угрозы от куратора: убить близких подростка, выложить некий «компромат», если игрок решит «соскочить».

Часть этих механизмов знакома психологам, ведь это очень похоже на формирование привычки. Участник втягивается, привыкает раз за разом выполнять задания, слушаться куратора. Механика игры хорошо приспособлена для этой задачи: она удерживает внимание и состояние игрока в «потоке».

Что значит «состояние потока»? Александр поясняет: «Возьмем для примера игру в теннис. Мы впервые взяли в руки ракетку и учимся отбивать мяч в стену. Через несколько занятий мы уже можем рассчитать траекторию и силу удара. Как только результаты видны, мы встаем против тренера, который адаптируется к нашему уровню. Нам тяжело, но мы справляемся, и так далее вплоть до чемпионата по теннису.

Нам постоянно интересно - мы «в потоке». Но если тренер оставляет нас упражняться у стены слишком долго, нам становится скучно. И наоборот, если он играет в полную силу - мы переживаем стресс из-за постоянных неудач.

В игре «Синий кит» скучные задачи чередуются с интересными. Первые - интригуют, вызывают любопытство. Потом несколько скучных заданий заставляют томиться в ожидании. Затем снова идут интересные, но сложность нарастает. Преодолев их, игроки чувствуют свою победу.

Если увеличивать сложность с каждым этапом, дойти до конца будет невозможно. А за счет промежуточных пунктов игрок остается в «потоке».

Слабость игры проявляется там, где куратору приходится угрожать участнику. Это говорит о том, что механика не всегда справляется с удержанием человека в игре. Там, где интерес не справляется с удержанием, в дело вступает страх. Участнику нельзя выложить фото в Сеть, чтобы рассказать, что именно с ним происходит. И это работает: кто-то остается из-за боязни потерять родных, кто-то - из-за перспективы быть опозоренным».

Кому это выгодно?

В массе своей люди не знают, как устроена игра, не видят причин играть в нее, воспринимают все группы смерти как комплексную угрозу и легко рисуют за ними образ врага. Как будто есть единый злодей, управляющий всеми этими группами и играми.

Но доказательств связи суицидов и игр нет, нет наглядной картинки, очень много домыслов вокруг того, как это работает. Да и требований со стороны какой-либо террористической организации не поступает, как и заявлений о том, что кто-то принимает на себя ответственность за эти акции.

Смертность же подростков именно в результате таких игр не так значительна, чтобы рассуждать о террористической угрозе или разработке оружия. Поддерживать всех кураторов и все группы - это огромные бюджеты с минимальным результатом. Любой службе разведки такая результативность не к лицу.

Никакого секрета или власти у этих людей нет

Кроме того, информация, которую использует куратор, всегда добывается в открытых источниках самым примитивным способом. Никакого секрета или власти у этих людей нет. Это не взрослые хакеры, а активные сверстники участников. Возможно, у кого-то из них есть личная обида на своих игроков.

Сейчас уже невозможно сказать, кто именно создал первую игру. Возможно, психолог, возможно, подросток. Возможно, это чья-то дипломная работа. Формат и версии этой игры постоянно меняются, и сейчас ее организуют разные молодые люди.

Как если бы мы гуляли из двора во двор и обнаруживали там игры, в которые играют дети: ножички, классики, резинку, мяч. Вроде все похожи, но автор неизвестен и правила отличаются.

А процесс игры, механика и образ участников подсказывают, что и администраторы, и участники - подростки. Особенно это заметно по тому, что никто до последнего момента не воспринимает такую игру всерьез. Ведь подросток не верит в собственную смертность.

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так

Кому-то может показаться, что «Синий кит» - явление уникальное и очень сложное. Это не так. Дети очень много играют в игры - это норма их повседневной жизни. А количество игр, созданных детьми, огромно, особенно в интернете.

«Синий кит» родился на стыке нескольких явлений - тяги к экстриму, поиска новых ощущений, желания получить уважение сверстников и доказать свою взрослость. Подростки приходят в игру, чтобы привлечь к себе внимание, получить адреналин, обыграть соперника и погасить душевную боль. Администратор и участник приходят к игре по-разному, но уже в процессе относятся к ней одинаково, они не верят до конца, что игра закончится смертью, и стремятся обыграть соперника.

Как с этим бороться?

1. Не бояться

Перестать говорить с придыханием об игре. Так мы лишь добавляем популярности этой теме. Наша задача - вывести это понятие из моды.

2. Формировать ценности

Подросткам тяжело осознать, что действительно важно и дорого в жизни. Необходимо говорить с детьми о семье, работе, о дружбе, показывать на своем примере, что действительно ценно. Читать вместе классическую литературу, обсуждать фильмы и сюжетные компьютерные игры. Например, проект «Полдень» проводит для воспитанников детских домов игры, в которых они могут прожить ту или иную ситуацию и совершить ценностный выбор.

3. Быть бдительными

Ребенок сам не будет просить помощи, если уже идет по пути суицида. Важно наблюдать за ним. Если он начал играть, у него есть около 40 дней. Изменения в поведении хорошо заметны: изоляция, депрессия, нарушения сна, появляются порезы и травмы.

4. Быть рядом

Важно знать, что происходит с ребенком, с его окружением, что его тревожит, что он чувствует, часто ли ему бывает одиноко. А также приучать его звать на помощь взрослого в крайних ситуациях.

5. Обнадеживать

Если ребенок встал на путь суицида, заявил об этом, ему нужно объяснить, что есть люди, которые расстроятся из-за его смерти. Хочет ли он этого? Может последовать ответ: «У меня нет друзей, им плевать, я никому не нужен». Тогда можно сказать, что даже незнакомые ему люди расстроятся, будут сопереживать.

6. Обсуждать тему суицида

Подросток может воспринимать самоубийство в романтическом ключе, как яркий жест, способ «красиво уйти». Важно дать ему альтернативный взгляд - какую боль и страдания приносит людям этот шаг, как искаженно выглядит в глазах самоубийцы его жизнь.

Есть фильмы и социальные ролики, которые поднимают эти темы. Что бы вы ни смотрели, обязательно обсудите это с ребенком - важно узнать о его впечатлении, мыслях и чувствах по поводу увиденного.

7. Прервать «поток»

Как и с другими играми в интернете, например, разнообразными фермами, мы увлекаемся и на некоторые время можем «выпасть» из реальности. Но стоит прерваться на неделю - и уже не вспоминаем о них.

Если вы боитесь, что ваш ребенок уже играет в опасную игру, изолируйте его от средств связи, увезите на дачу на неделю, дайте выспаться. Как минимум он перестанет воспринимать угрозы куратора как реальные, как максимум - перестанет воспринимать игру всерьез. Но помните, что это не решение его внутренних проблем, а только прерывание состояния «потока».

8. Дать замену

Прервать контакт, чтобы вытащить из потока, недостаточно. Дальше важно найти что-то, что нравится ребенку, и дать ему возможность этим заниматься. Поддержать его хобби, какую-то интересную для него деятельность.

Если вы будете давить и наказывать, это даст обратный эффект. Ребенок найдет другой способ покончить с собой или вернуться в игру - через знакомых, чужие аккаунты.

9. Обратиться к психологу

Существуют психологические центры, которые работают с «китятами», вы можете найти их в интернете.

История с «Синим китом» учит нас, что детям нужно уделять внимание. Они не просто объект воспитания, они живые люди со своими эмоциями, желаниями и стремлениями. «Модная», будоражащая тема смещает фокус проблемы: многих захватывает мысль об эпидемии суицида, но им не так интересно говорить про реальные проблемы детей - одиночество, неудачи в любви, невнимание или насилие со стороны родителей.

Что такое проект «Полдень»

Проект социальной адаптации воспитанников детских домов «Полдень» помогает воспитанникам детских домов. Волонтеры проекта разрабатывают и проводят игры, в которых дети проживают различные ситуации и решают задачи, приучаясь действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выстраивать границы, учитывать интересы и потребности других людей, брать ответственность за свои решения.

Программа действует уже шесть лет. Сейчас ее участники ведут работу не только в детских домах, но и в школах и учреждениях дополнительного образования в 23 регионах Российской Федерации - от Москвы до Владивостока.

Сайт: thenoon.ru

Вы знаете, в какие опасные игры играет ваш ребенок, когда его нет дома? Наверняка - не знаете. Зато вам нравятся его товарищи - ответственные, решительные, уважительные, занимаются спортом. Все подтянутые, пиво за углом не пьют. Хорошие дети, что тут говорить. Вот только очень рисковые. Но вы же об этом ничего не знаете? А вы поинтересуйтесь - чем увлекается ваш сын или дочь. Если сможете, загляните на его страничку в контакте, в рюкзак, на полку шкафа. Если обнаружите незнакомые предметы, спортивное снаряжение, насторожитесь и попытайтесь аккуратно «расколоть» ребенка. Может быть, ваше любопытство спасет ему жизнь. А я хочу, чтобы вы знали, какие опасные виды спорта сейчас популярны и чем они опасны.

Паркур

Первоначально паркур предназначался для тренировок спасателей и военных, для обучения их эффективному перемещению по городу. Те опасные трюки, которые выполняют на улицах подростки, перепрыгивая с крыши на крышу, ничего общего с паркуром не имеют. Это скорее уличная акробатика.

Ребята, которые самостоятельно пытаются заниматься паркуром, похожи на фехтовальщика, который вместо шпаги фехтует палкой. Безрассудные подростковые трюки никакого отношения к паркуру не имеют и ведут в серьезным травмам и даже к самому худшему. Если уж ребенок рассказал о том, что занимается паркуром, узнайте, кто его тренирует и посоветуйте обратится в сообщество трейсеров. Многие трейсеры проводят тренировки бесплатно. Они объяснят, покажут и расскажут о настоящем паркуре и о бессмысленности неоправданного риска

Джампинг

Джампинг подразделяется на:

- Банджи-джампинг - когда прыгают вниз головой с моста, здания, и т.п. с привязанным к ногам резиновым троссом. Тросс растягивается и раскачивает экстремала вверх-вниз.

- Роуп-джампинг - прыжок выполняется с использованием альпинистской системы страховки. Страховочная и прыжковая веревки закрепляются на поясе. Прыжок вниз выходит на маятник, то есть человек раскачивается из стороны в сторону.

Что тут опасного? Первое - с подростком может произойти что угодно - обрыв троса или веревки, если организуются прыжки неопытными или халатными тренерами. Как вы узнаете, что ребенок прыгает с высоты? Единственный способ - не давить, а разговорить подростка. Если у вас доверительные отношения, он расскажет о том кайфе, который испытал, о том состоянии полета, которое не передать словами. Может быть вам и самим захочется прыгнуть…

Но не поощряйте такие занятия. Подростки неосторожны, им свойственна бесшабашность, бравада, риск.

Планкинг

Планкинг - «лицом вниз». Наверное, родители одобрят этот вид экстремального занятия своего отпрыска. А что тут такого - никакого движения, просто лежит себе лицом вниз на скамейке, бордюре. И пусть себе лежит… Не все так просто.

Начинающие планкеры ложатся на шкаф дома, на скамейку у подъезда, на перила лестницы. И фотографируются в такой позе. Дальше - экстрима еще больше - вниз лицом на перилах моста, на краю высотки, на арматуре заброшенного завода, под потолком аэродрома.

Вот пример - 20-тилетний парень в Австралии в Бирбене, упал и разбился насмерть с балкона 7-го этажа. Неудачный планкинг…

Руферы

Быть руфером смертельно опасно. Это нелегальное занятие приводит к смерти многих подростков. Что такое руферство? Это исследовние доступных и недоступных мест - крыш зданий, высоких сооружений, различных опасных мест. Преграды для руферов нет. Ни заграждения, ни охрана, ни милицейские посты не помогают.

Подростки пронырливы, хитры. Они жаждут новых впечатлений и часто не соблюдают технику безопасности. Они считают, что у них весь мир в кармане, что все получится, что старые ржавые конструкции выдержат. Но часто не выдерживают…

Зацеперы

Зацеперы - теперь так называются идиоты, которые катаются с внешней стороны поездов. Если у железки появились зацеперы, от них нет спасу, машинисты боятся, что раздавят подростка, ведь поезд - не машина, его не остановишь на полном ходу.

Что заставляет подростка рисковать жизнью? Бывали случаи, когда подростков, залезших на крышу электрички, убивало током. 27 000 вольт - не шутка! Такие опасные игры наблюдаются и в метро, катаются на трамваях. Милицейские протоколы - пустой звук.

Зацеперы и руферы - самые неконтролируемые, рисковые экстремалы. Если ваш ребенок замечен в таком деле - бейте тревогу и делайте что угодно, но заставьте ребенка отказаться от этого занятия, ведь здесь пахнет не просто адреналином, а смертью.

Вот в такие опасные игры играют наши подростки. Как их уберечь, как проконтролировать, как заставить заниматься чем-то более безопасным? Думайте, родители!

В социальных сетях появились смертельные игры. Организаторы этих игр подводят подростков, детей к самоубийству. Некоторые профессиональные психиатры заявляли, что такого не может быть. Другие деятели - блюстители свободы - сказали, что это провокация, специальный вброс, чтобы ограничить свободу Интернета в России. К нашему ужасу оказалось, что подростки и дети действительно вовлечены в эту дьявольскую игру и кончают жизнь самоубийством. Мотивы организаторов пока не ясны. Но это, конечно, чрезвычайно опасные люди. Это - маньяки.

Самоубийство - до сих пор во многом загадочное явление. Раньше его объясняли скорее патологией, психическими расстройствами. Позднее стали говорить о самоубийстве как о явлении социальном.

Вот статистика самоубийств в нашей стране за последние 30 лет. На графике число самоубийств на сто тысяч человек. Вы видите взлет в 90-х годах, а вот с начала 2000-х число самоубийств неуклонно снижается. И если в 1992 году кончали с собой 46 человек из ста тысяч. То в 2016 году 16 человек. Снижение почти в три раза.

Тогда в 90-х миллионы людей потеряли цель своей деятельности. Они растерялись, они не знали, что им делать. Старые социальные и государственные структуры развалились. Сама повседневность - та, к которой люди привыкли, стала совсем другой. И очень многие не нашли себя в этой новой жизни. А кто-то решил из этой жизни уйти. Отсюда - взлет числа самоубийств.

Сейчас самоубийств меньше. Но здесь не должно быть головокружения от успехов. Цифра 16 самоубийств на 100000 человек - это все равно много. Норма, если здесь вообще можно говорить о норме, существенно меньше десяти.

За каждой историей оборвавшаяся жизнь совсем еще молодых мальчишек и девчонок, сыгравших в страшную игру со смертью. Завтра в 4:20 утра ты получишь свое первое задание. Но смотри, если я не увижу, что ты сразу прочла мое сообщение, ты отстраняешься от игры. Скорейшей тебе смерти, мой кит.

Ученые так пока и не выяснили, почему киты выбрасываются на берег - зато авторы так называемых групп смерти в социальных сетях превратили эту загадку в жуткий конвейер самоубийц. Череда заданий от безобидной, на первый взгляд, картинки на руке до самого последнего в жизни шага под руководством невидимого куратора - счет детским смертям открыт и не останавливается.

Иркутск. На этой неделе одноклассницы Юля и Ника шагнули с 12-го этажа - на Юлиной странице в соцсети все те же киты и последняя запись: «Я побила все рекорды». Девочкам было по 15 лет. И ведь никто не замечал ничего подозрительного - только теперь младший брат Ники вспоминает: однажды обмолвилась про игру и показала видео в сети.

Братьев Ника предупредить успела. Самой ей наверняка казалось: пути назад уже нет. Именно так работает система.

Ангелина погибла в декабре 2015-го, тоже прыгнула с высоты. Девочка училась в седьмом классе. Ее мама тоже до самого конца не замечала ничего необычного, но после смерти дочери решила разобраться, почему счастливый с виду ребенок вдруг сводит счеты с жизнью и сама зарегистрировалась в группе смерти, выполняя задания кураторов одно за другим.

«Я вспомнила, что мой ребенок однажды показал мне руку, не задолго, у нее некие царапки были на руки. Нет, не глубокие порезы, просто царапки. На мой вопрос: что это и почему? Это она сказала, что это кошка, это наша любимая кошка. Кошка, да, действительно есть. И я поверила. Но потом, когда я проходила все эти этапы, да, там нам дают подобную инструкцию, что если мама вдруг увидит, ты скажи, что это кот поцарапал тебя, что ничего страшного. Это настоящее убийство. Именно убийство путем таких умелых манипуляций», - рассказывает Елена Давыдова.

Чтобы противостоять таким манипуляциям, Елена вместе с другими родителями открыла центр спасения детей от киберпреступлений, говорит, уже удалось помочь многим вырваться из смертельной игры. И каждый, кого спасли или волонтеры или сотрудники полиции, потом рассказывает свою историю заданий, чуть не стоивших жизни.

«Администратор группы от своего лица писал всякие наставления, касаемо жизни и смерти, что после смерти будет лучше, зачем жить, зачем мучиться. Он сказал, чтобы я такого-то числа во столько-то времени сбросилась с крыши или вскрыла вены», - рассказывает девочка.

Еще кураторы часто просят игроков найти кого-нибудь, кто снимет самоубийство на смартфон - так называемый шок-контент на определенных сайтах в цене. А тем, кто в последний момент отказывается сводить счеты с жизнью, угрожают расправиться с семьей.

«Вообще мы называем это не иначе, как теракт. Потому что зачем что-то взрывать, если они сами попрыгают с крыш?» - говорит председатель движения "Скорая молодежная помощь" Антон Андросов.

Антон вместе с друзьями начал свою охоту на охотников за детскими душами. Волонтеры создают фэйковые аккаунты и вступают в группы смерти, чтобы предостеречь тех, кто там оказался, а данные об организаторах передать полицейским. Система работает - вот только с наказанием за доведение до самоубийства, говорит Антон, проблемы.

«Пробел в законодательстве. Статья 110-я Уголовного кодекса, говорит, что только насильственное доведение с пометкой, что если еще был умысел. Если вам пистолет к голове приставили, сказали: «Вешайся», тогда что-то за это будет. За пропаганду суицида ничего нет, ненасильственное доведение - ничего нет», - рассказывает председатель движения "Скорая молодежная помощь" Антон Андросов.

Этим наверняка воспользуются адвокаты Филиппа Будейкина, его ник в сети Филипп Лис. Следователи называют его куратором смертельной игры и считают: он довел до самоубийства 15 подростков. За несколько дней до ареста издание "Санкт-Петербург.ру" опубликовало интервью с Будейкиным, в котором он под запись дает страшный ответ на вопрос - зачем.

«Планете просто не нужен этот биомусор. Эта ненужная биомасса. Она портит мир и окружающую среду», - сказал Филипп Будейкин.

О самом Лисе известно немного, журналисты писали: ему 21 год, жил в Ухте, потом переехал в Солнечногорск, знакомым казался скрытным и необщительным. Вряд ли тянет на собирательный образ маньяка, но Будейкин ведь не единственный администратор, есть и другие. И мотив, говорят психологи, у каждого свой.

«Мотивация, я думаю, разная у этих администраторов, есть социопаты, есть садисты, которые смотрят на то, что получится, и которые манипулируют нашими детьми. Это могут быть совершенно заурядные люди, соседи по вашей лестничной клетке. Вы же не знаете, чем они вечером занимаются, сидя в Интернете? Поэтому с точки зрения проявления в повседневной жизни эти люди могут ничем не отличаться от нас с вами», - отмечает психолог Елена Фейгин.

И при этом нести смерть. А ведь их умысел - лишить жизни ребенка - еще нужно доказать, и даже в таком случае максимальный срок - три года. Этот законодательный пробел уже давно заметили в аппарате уполномоченного по правам ребенка.

«Мы вышли с инициативой ужесточения наказания за призывы к суициду, в том числе через социальные сети. И этот законопроект уже разработан и находится в кабинете министров, в правительстве. То есть мы ожидаем, что в ближайшее время он будет принят. Это те нормы законодательного характера, которые должны быть неизбежно приняты, они помогут реально этих людей находить, которые занимаются этой деятельностью и должно быть последующее наказание», - заявила уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова.

Строгое наказание, впрочем, - лишь часть борьбы с новым виртуальным злом. Социальная сеть «ВКонтакте», где, собственно, и появились первые группы смерти, каждый день блокирует все новые страницы и по указанию Роскомнадзора, и в результате своего мониторинга, но есть и еще один действенный способ.

«Самый главный вектор в этой борьбе - наши собственные пользователи, которых мы активно призываем жаловаться на любой тип контента, размещенный в социальной сети. У них есть такая возможность отправить жалобу на фотографию, видеотекст - в общем на любые вещи. С недавнего времени мы в списки тех жалоб также добавили призывы к суициду. Это позволяет нашим модераторам еще более оперативно реагировать на это, принимать соответственные решения о блокировке того или иного контента», - рассказывает пресс-секретарь социальной сети "ВКонтакте" Евгений Красников.

А если на своей странице вы опубликуете один из популярных хэштегов смертельной игры, аккаунт временно заблокируют и предложат список вопросов, ответ на некоторые из них автоматически перенаправит на сайт центра психологической помощи.

Здесь никто не говорит по телефону - особенность работы фонда «Твоя территория». Ведь подростки привыкли общаться в чатах - такая помощь им ближе. И не только тем, кого втянули в очередную суицидальную группу, ведь опасность может таиться даже в, казалось бы, безобидной детской игре.

Видеообзор на основе эпизода популярной игры «Майнкрафт» заканчивается самоубийством персонажа по имени Алена, а перед этим несколько дней на странице автора видео велась бурная дискуссия о том, что с этой Аленой делать - простить или нет. И, несмотря на результаты опроса, автор решил не прощать - результат известен. Можно ли считать это пропагандой суицида - вопрос к юристам, но, играя именно на этой открытой для творчества платформе, десятилетний Артем в чате познакомился с некой девочкой, дальше ночная переписка и таинственные звонки, после которых, говорит мама, сына как подменили.

«Он убежал от репетитора, к нам ходит учительница по русскому языку, в одно и то же время всегда, он это прекрасно знает, всегда четко выполняет ее задания. Бабушка уже хотела в милицию идти, чуть ли не заявление писать, в школе его не было. И потом он пришел как ни в чем ни бывало, сказал: «А я ходил в кино». Как будто это не мой ребенок, а какой-то закомплексованный подросток», - рассказывает мама.

Артем и сам заметил: с ним что-то происходит. Бабушка и мама вдруг показались злыми, а младшая сестра слишком шумной. Мама решила отвести сына к психологу и обещает теперь больше времени проводить с детьми. Это, уверены специалисты, - лучший способ не упустить момент. А еще советуют не молчать о проблеме, а, наоборот, говорить как можно больше. Так сделали ребята из Екатеринбурга, сняв сериал о детях-самоубийцах - в нем все беды подростков их же глазами и поиск выхода.

И выход этот не в том, чтобы шагнуть в пустоту. А выбросившийся на берег кит - это на самом деле гора гниющей плоти и никакой романтики. Об этом стоит помнить тем, кому игры со смертью кажутся загадочным приключением.

Правоохранительные органы занялись организаторами страшных игр, этими маньяками. Уже есть подозреваемые, один задержан. Общество должно быть абсолютно нетерпимо к этим негодяям. Мы поддерживаем работу следствия. А законодателям надо подумать о коррекции наказания по статье о доведении до самоубийства. Сегодня это наказание никого не пугает.