О моде. Пако Рабанн (Paco Rabanne) – революционер моды

(1934-02-18 ) (85 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Пако́ Раба́н (фр. Paco Rabanne ), урожденный Франси́ско Рабане́да-и-Куэ́рво (исп. Francisco Rabaneda y Cuervo ); род. 18 февраля , Пасахес , Испания) - французский модельер-кутюрье баскского происхождения, революционер в мире моды 1960-х годов . Известен своими убеждениями по поводу реинкарнаций . О своём творчестве кутюрье Рабан написал 5 книг.

Биография и творчество

Пако Рабан (тогда еще Франсиско Рабанеда) родился в Стране Басков ; после смерти отца его семья переехала во Францию. Его мать работала у знаменитого испанского модельера-баска Кристобаля Баленсиаги , она была убеждённой коммунисткой , вместе с нею Пако в 1950 году побывал в Москве . Во Франции Пако изучал архитектуру , но после завершения учебы по профессии не работал, хотя позже использовал архитектурные познания при моделировании одежды. Ещё будучи студентом он начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии. Пако использовал новые материалы (например, РИдоид - высококачественную пластмассу на основе ацетилцеллюлозы), которые предлагали простор фантазии. Лёгкие, цветные и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей. В 1965 году было продано около двадцати тысяч экземпляров костюмов от Рабана.

Сегодня Пако Рабан работает совместно с Розмари Родригес , которая в современных коллекциях торговой марки Paco Rabanne адаптирует принципы изобретений кутюрье к образу сегодняшней женщины.

В настоящее время бренд Paco Rabanne принадлежит испанской компании Puig - производителю модной одежды и парфюмерии.

Напишите отзыв о статье "Пако Рабан"

Примечания

Ссылки

  • Шевелев И. . «Российская газета" - Столичный выпуск № 3889 (3 октября 2005). Проверено 12 апреля 2012.

Отрывок, характеризующий Пако Рабан

– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.

История марки Paco Rabanne начинается с 1965 года с создания совершенно новых сережек из из прозрачной пластмассы на основе ацетата целлюлозы в одной из мастерских семьи Рабанн. Модели сережек пользуются успехом у молодых покупательниц, восхищенных оригинальностью и доступной ценой. За год продано 25000 пар!

Благодаря такому успеху и его освещению в средствах массовой информации, марка решает заняться производством одежды из только что открытого ею революционного материала. Первой вещью становится болеро!

В 1966 году марка Paco Rabanne представляет свою первую коллекцию в Париже. Мнения критиков по поводу двенадцати произведений из современных материалов, названных "непригодными для носки", разделились. Футуристичные платья из жестких пластин, скрепленных кольцами, потрясли публику. В международной прессе Пако Рабанна называют Жюль Верном высокой моды.

Позже дизайнер решает попробовать свою силы в парфюмерии. Аромат Calandre (его название вызывает ассоциации с металлом) станет первым ароматом для женщин, на создание которого дизайнера вдохновила модель автомобиля.

В 1976 году марка представляет первую коллекцию одежды прет-а-порте для мужчин Diffusion.

В 80-х годах марка прибегает к материалам повторного использования: алюминий, газетная бумага, губка. Некоторые из таких произведений создаются за несколько минут.

В 1986 году дом моды куплен группой Puig, но сам Пако Рабанн остается его главным креативным директором. Стиль Пако продолжает развиваться, и новые технологические изобретения, как и новые материалы, будут источниками его вдохновения. Так в 1988 году появятся платья из лазерных компакт-дисков, в 1993 - из оптического волокна, а в 1994 - из плексиглаза.

В 1990 году открывается первый бутик Paco Rabanne в Париже. Дизайн разработан архитектором Эриком Раффи, а использованные материалы (стекло и металл) напоминают о вкусах создателя марки.

В том же году Пако Рабанн предлагает коллекцию, очень сильно отличающуюся от его прежних творений. Для ее создания использован синтетический материал, напоминающий мягкую кожу. Одежда, изготовленная из этого материала, отличается легкостью и комфортом.

В 1999 году, после того как производство моделей высокой моды в модном доме прекратилось, дизайнер продолжает следить за созданием коллекций прет-а-порте и парфюмерии, однако, все больше и больше удаляется от ателье. В течение нескольких смена нескольких креативных директоров: Орелиан Трамблэ, Кристоф Декарнен, Розмари Родригес и Перри Эллис попробуют приспособить стиль Paco Rabanne под пожелания современной публики.

Сейчас дом Paco Rabanne не принимает участия в неделях моды, но по-прежнему выпускает часы и ароматы, а так же грозится вернуться на мировые подиумы.

История в датах

1965 : Создание фантазийных украшений и появление марки Paco Rabanne.
1966 : Первая коллекция и появление платьев из алюминиевых пластин.
1967 : Появление платьев из бумаги.
1969 : Выпуск первого аромата Calandre.
1976 : Первая коллекция для мужчин.
1986 : Дом Rabanne куплен группой Puig.
1990 : Пако Рабанн получает премию "Золотой напёрсток" за достижения в области высокой моды.
1996 : Создание платьев-пузырей из пластика и металла.
1997 : Создание объемных платьев-пачек из пластика и серебристого металла. Появление прозрачного платья из прозрачной пластмассы и шариков, заполненных водой.
1999 : Пако Рабанн отдаляется от одноименной марки.
2002 : Розмари Родригес становится креативным директором.
2003 : Создание платья из хрустальных капелек.
2005 : Новая смена креативного директора.
2007 : Выставка самых знаменитых изделий марки Paco Rabanne.
2008 : Выпуск аромата 1 million.

Paco Rabanne (Пако Рабанн) – французский Кутюрье, модельер, дизайнер родом из Испании.

Краткая биография Paco Rabanne

Пако Рабанн (настоящее имя Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился в БАсконии (Испания) в 1934 году, однако в 1939 после смерти отца, его семья переехала во Францию. Его воспитывали мать, состоявшая в социалистической партии Испании и бабушка, которая увлекалась религией. С детства, Пако Рабанн был в некотором роде привязан к миру моды, так как его мать работала у знаменитого испанского модельера Кристобаля Баленсиага. В 1950 году Пако вместе с матерью побывал в Москве.

В 18 лет Рабанн поступил в Национальную школе художественного искусства. Что бы оплачивать учебу Пако подрабатывал в Доме моды Баленсиага, делая аксессуары и украшения. Он использовал новые материалы, например родоид - высококачественная пластмасса на основе ацетилцеллюлозы, которые предлагали простор фантазии и были несколько необычны и нестандартны. Легкие, цветные и недорогие, его изделия привлекли внимание молодых покупателей. Постепенно Пако начал создавать и другие аксессуары: сумочки, пояса, и сотрудничать с Живанши, Диором, Ив Сен-Лораном и других известных дизайнеров. К 1965 году он продал более 20 000 экземпляров украшений и аксессуаров.

В начале 60-х годов, в мире моды начали происходить изменения. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, а живописцы - к яркому неону. Так Пако Рабанн в 1966 году представил свою первую коллекцию, которая состояла из 12 платьев, которые были сделаны из пластика и металла. При их изготовлении использовались пассатижи и паяльная лампа. Демонстрировали коллекцию модели босиком. Первая коллекция была столь не обычна что вызвала шок у публики, но принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа и известность.

После первой коллекции Пако продолжил поражать публику и выпустил одежду сделанную из бумаги, кожи, металла, перьев. Для платьев в 1988 году дизайнер использовал лазерные диски, которые передавали необычный отражающий эффект. Во всех его нарядах, женственность сочетается с ультрасовременной эклектикой, космические мотивы перекликаются с деловым офисным стилем.

Парфюмы Paco Rabanne

В 1969 Пако решил выпустить свой парфюм – «Calandre», который получил признание. Каландр (Calandre) - машина для непрерывного формования листа полимера или бумаги. Флакон с металлическим ободком ассоциировался с Нью-Йорком и внутри содержал аромат кипариса. Так же Пако создал такие ароматы как PacoRabannePourHomme (1973), Metal (1979), LaNuit (1985), Sport (1986), Tenere (1988), XS (Excess Pour Homme) (1993). XS – это один из самых покупаемых мужских ароматов.
Часы Paco Rabanne

Разумеется для часов создается только дизайн, а изготавливаются они обычно у известной часовой компании. С Рабанно было точно так же. Сотрудничая с MONTRES AMBRE SA были выпущены часы Paco Rabanne, которые характеризуются заботой об окружающей среде, поэтому сделаны из втор сырья. У Пако нет женских и мужских коллекций, есть разные размеры часов. То есть все часы – унисекс, их могут носить как женщины так и мужчины. Простые формы, рельефные корпуса, вот чем подкупает покупателей Рабанн.

Костюмы для кино

Необычные наряды Рабанна проникли в кинематограф. Еще бы, ведь они были столь не обычны, что обращали на себы повышенное внимание. Знаменитости Голливуда Франсуаза Арди, Джейн Фонда, Одри Хепберн снимались в костюмах Рабанна. В разные годы Урсула Дилере, Сильви Вартан, Патрисия Каас, Бриджит Бардо носили эти необычные платья из перьев, металла и бумаги.

Неповторимый Пако Рабанн

Пако Рабанн получил множество наград, среди них: приз ‘Beauty Products Industry’ - за ‘Calandre’ (1969 год), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) - за композицию и упаковку ‘Paco Rabanne Pour Homme’ (1974 год), «Золотая игла» - за коллекцию Haute Couture (1997 год), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 год), «Золотой наперсток» (1990 год), Пако Рабанн также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции.

Линии прет-а-порте Рабанна (первая появилась в начале 80-х годов) демонстрировались на многочисленных международных выставках и вызывали не меньший восторг, нежели его модели от-кутюр. На пяти континентах бутики и представительства работали на марку «Расо Rabanne».

В течение многих лет произведения Рабанна выставлялись в лучших музеях и фестивалях мира. В 1989 году в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической».

В 1991 году Рабанн выпустил в свет свою книгу – «Траектория», которая стала бестселлером и разошлась полумиллионным тиражом. Вскоре Рабанн написал книгу «Конец времен» а за ней и «Настоящее время: дорога посвященных». В 1999 году вышла в свет книга «Небесный огонь».

Однако в 1999 г. этот удивительный художник объявил о своём уходе из мира высокой моды и вообще покинул Париж.

Одной из причин, по которой Рабанну пришлось оставить Париж, была ошибка в предсказании. Он предрек катастрофу Парижа в день августовского солнечною затмения 1999 г. Когда это не сбылось, модельер подвергся жестоким нападкам в прессе.

Уже много лет Пако Рабан занимается живописью, но он никогда не выставлял свои художественные работы публично. Впервые художник представил свои работы на выставке в Центральном доме художника в Москве. Официальное открытие выставки состоялось 1 октября 2005 и продолжалось до 14. В мае 2008 мэтр снова посетил российскую столицу, в этот раз он приехал с трехдневным визитом чтобы принять участие в открытии Дома моды Вероники Жанви.

Где купить

К сожалению на официальном сайте не указаны адреса магазинов, а из стран которые есть на сайте Украины нету. Поэтому ближайший официальный магазин Paco Rabanne можно найти в России или Польше. Однако есть множество интернет-магазинов которые продают духи Paco Rabanne. Только будьте внимательны, что бы не купить подделку!

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.

Пако – по-испански «ворон». Именно в честь этой мудрейшей из птиц и мифического покровителя его рода, придумал себе новое имя всемирно известный теперь кутюрье Франциско Рабанеда-и-Куэрве, сократив при этом еще и труднопроизносимую фамилию.


Летом 2000 года Пако Рабанн заявил, что навсегда оставляет мир высокой моды.

Мода от кутюр стала слишком дорогой даже для французов. По оценкам самого художника, когда он делал только первые шаги в моде, в мире было около 50 тысяч женщин, которые могли себе позволить одежду от кутюр. Сейчас таковых всего 200! Многие из домов мод давно уже ничего не продают, а дают напрокат звездам Голливуда.

Выходом из сложившейся ситуации может стать основательная разработка линий прет-а-порте (классическая одежда для мужчин и женщин). У Пако Рабанна две такие коллекции: «Пако» и молодежная линия. На особом счету линия прет-а-порте в элегантном варианте.

Однако в 2001 году в Бургосе (Испания) состоялась ретроспективная выставка Рабанна, сопровождающаяся показом мод. Выставка охватывает все время работы маэстро – от первого пластикового платья, вызвавшего переполох в мире моды в 1964 году, до коллекции прет-а-порте, подготовленной кутюрье к летнему сезону 2002 года. Рабанн предстал во всем многообразии своих талантов – не только как модельер, но и как скульптор, архитектор, и даже автор книг по эзотерике. Выставка, подытоживающая без малого 40 лет работы Рабанна, не случайно организована в Испании.

Мистик по воспитанию

Пако Рабанн (Франциско Рабанеда-и-Куэрво) родился 18 февраля 1934 г. в баскской части Испании в городе Сан-Себастьян. Детство его прошло в обществе крайне религиозной бабушки, не чуждой оккультизму, матери – видного деятеля испанской Социалистической партии и абсолютной атеистки. Его отец был генералом и сохранил в гражданской войне верность конституционному правительству Республики, за что был расстрелян франкистами в 1937 году. После победы режима Франко в Испании увезла пятилетнего Франциско во Францию.

– На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Она лечила травами и заговорами, снимала боль руками, избавляла от камней в почках. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей.

Столь неоднозначное окружение предопределило развитие в юном Пако Рабанне тех качеств, которые пригодились ему в дальнейшей жизни: терпимость, убеждение в том, что у реальности много граней, щедрость, заботу об окружающих и открытость миру.

В 1952 г. Пако Рабанн поступил в Национальную школу художественного искусства, на архитектурное отделение. Чтобы оплачивать учебу, он делал модные аксессуары, пуговицы для Дома Баленсиага (не без влияния матери – в Испании она работала главным ассистентом у Кристобаля Баленсиаги).

Модный провокатор

Постепенно он перешел на другие аксессуары – создавал сумочки, украшения и пояса для Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Ива Сен-Лорана. И это далеко не полный перечень имен известных дизайнеров, с которыми сотрудничал и дружил молодой Рабанн.

В начале 60-х годов в искусстве произошли большие изменения. Стало модным «Оптическое» и «Кинетическое» искусство. Архитекторы, отвернувшись от камня, обратились к металлу, живописцы – к неону. Эти революционные изменения в искусстве вдохновили Пако Рабанна на создание собственной коллекции. В 1965 г. появляются первые творения с подписью Paco Rabanne.

Впервые он шокировал публику в 1966 году. Тогда собранию утонченных ценителей была представлена коллекция «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить». Надо представить парижские показы мод тех времен: безмолвствующая публика и голос, выкрикивающий номера моделей. В первых рядах – эстетствующие журналисты, дамы в классических платьях с рядами жемчуга на шеях и мужчины в безупречных костюмах. И вдруг молодой испанец (увлекавшийся, кстати, тогда музыкой «Битлз», дадаизмом и одержимый идеей представить публике женщин всего мира) выводит под музыку Пьера Буле танцующих чернокожих манекенщиц в металлических платьях. Публика в шоке. Часть возмущенных журналистов немедленно покидает зал. Оставшиеся зрители с изумлением взирают на девушек. Немыслимые платья модельер собирал, используя обыкновенные пассатижи и паяльную лампу. Колючее железо безжалостно царапает нежные тела моделей. Но мужественные девушки продолжают танцевать.

Первая коллекция принесла Рабанну признание в среде модных дизайнеров Парижа, а также определила его беспокойное революционное будущее. В 1966 г. Рабанн создал бумажные платья – так родилась идея одноразовой одежды.

В 1967 г. основывает собственный Дом моды в Париже. Представляет «отлитые» платья – подогнанные по форме тела и сделанные из металлических частей.

В 1968 г. появились вязаный мех и алюминиевое джерси. В этом же году создает костюмы для знаменитого фильма «Barbarella» с участием Джейн Фонды.

Для платьев 1988 г. дизайнер использовал лазерные диски. «Днем ее одежда должна определять деловой скоростной образ жизни. Вечером – подчеркивать величие и женственность богини», – говорил в конце 80-х Пако Рабанн. Для достижения вечернего эффекта Пако Рабанн играл со светом и прозрачностью, используя сверкающие на теле отражающие и микрокристаллические материалы. Это было второе рождение «экспериментальных» образов от Пако Рабанна: платья из голографического волокна и органического стекла.

Мир ароматов

В самом начале дизайнерской карьеры Пако Рабанн бросается в другую авантюру – в мир ароматов. В 1969 г. созданный им аромат «Calandre» мгновенно завоевал избалованные женские сердца. Названный именем автомобиля, флакон с металлическим ободком ассоциировался с нью-йоркской архитектурой, а общепринятому основному лимонному тону ароматов той эпохи Рабанн предпочел ноту кипариса. Затем появились «Paco Rabanne Pour Homme» и его вариации в 1973 г., «Metal» (1979 г.), «La Nuit» (1985 г.), «Sport» и его вариации (1986 г.), «Tenere» (1988 г.). В 1993 г. пришел черед дерзкого аромата 90-х XS (Excess Pour Homme) – для мужчины желанного и чувственного. Этот аромат по сей день пребывает в списке самых покупаемых мужских туалетных вод. В 1981 г. в интерьерах многочисленных поклонников Дома Paco Rabanne появилась мебель, столовые принадлежности и скатерти от любимого модельера. А в 1990 г. вышла 1989 г. – представляет женскую линию ready-to-wear. На основе своего футуристического стиля создает «носибельную» одежду, так называемую линию pret-a-porter для женщин в 1989 и годом позже для мужчин.

В течение многих лет творения Рабанна выставлялись в лучших музеях мира в Нью-Йорке, Токио, Париже, были представлены на фестивалях и ярмарках в Монреале, на Капри, в Милане.

Награды свидетельствуют о международном признании его искусства: приз «Beauty Products Industry» – за «Calandre» (1969 г.), Оскар «Фонда ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) – за композицию и упаковку «Paco Rabanne Pour Homme» (1974 г.), «Золотая игла» – за коллекцию Haute Couture (1997 г.), награда за вклад в моду на Первом Международном фестивале моды (1985 г.), «Золотой наперсток» (1990 г.).В 1989 г. в знак признания его таланта и за активный вклад в многочисленные гуманитарные проекты Пако Рабанн был награжден высочайшим орденом Испании «Орденом Изабеллы Католической», а также стал Кавалером «Ордена почетного легиона» во Франции. В 1992 г. Пако Рабанн удостоился высокой чести представить ретроспекцию своих работ королевскому Двору Испании на выставке в Севилье. 31 мая 2001 года король Хуан Карлос вручил ему «Золотую медаль за достижения в изящных искусствах».

Страстный ценитель культуры, Пако Рабанн вкладывает силы и средства в открытие культурных центров, в издание журналов. В его костюмах снимались Урсула Анднерсен, Джейн Фонда (костюмы для знаменитой Barbarella были придуманы именно Рабанном), Франсуаза Харди, Брижит Бардо, Одри Хепберн и др.

Брызги ультрафиолета

В июле 1999 г. состоялась презентация коллекции от кутюр осень-зима 1999/2000, определившая важный этап в жизни Дома: Рабанн заявил, что отныне не будет лично заниматься высокой модой, и с головой уйдет в прет-а-порте. И передал дальнейшую работу по созданию коллекций Дома команде молодых модельеров. Последнюю коллекцию Рабанн привез на московскую Неделю высокой моды вместе с новым ароматом Ultraviolet, очень изысканным и ни на какой другой не похожим.

В Москве Пако Рабанн показал свою новую коллекцию от кутюр в канун нового века. Удивительные платья из металла, соединенные с искусственным мехом, в форме китайских фонариков; облегающие платья из металлического джерси в комплекте с длинными камзолами, пластиковые болеро, металлические джемпера и другие необычные вещи. Рабанн замечательно играет со светом и оптическими характеристиками материалов: все его модели буквально ослепляют. Последняя коллекция еще раз подтвердила титул мастера как великого провокатора в мире моды: большинство присутствовавших на показе пребывали в полной уверенности, что искрящаяся и струящаяся одежда выполнена из шелка, а между тем это был самый настоящий металл.

Вплоть до появления господина Рабанна на сцене не верилось в то, что он действительно почтит своим присутствием презентацию. Тем не менее, послышались апплодисменты, и в окружении свиты на сцену проследовал мужчина с белыми волосами и с такого же цвета бородой. Это, собственно, и был всемирно известный кутюрье. По словам Пако Рабанна, он испытывает трепетные чувства к России, преклоняется перед красотой русских женщин. После окончания официальной части на сцене появились мускулистые полуобнаженные молодые люди с нанесенными на грудь таинственными знаками, святящимися в темноте, (которые, вероятно, и должны были символизировать концепцию и название запаха Ultraviolet), и начали разбрызгивать новый аромат, шествуя по клубу.

Публика увидела утонченный силуэт, взрывные цвета и формы, взрезающие пространство своей геометрией, возвещают о наступлении миллениума. Металлическая кожа, соединенная с искусственным мехом, платья в форме китайских фонариков, накидки и комбидрессы яркого ультрафиолета, пронзительного розового, кислотного зеленого и искрящегося желтого.

Космический взгляд: наряды, создающие металлические оптические иллюзии, кольчужное покрытие, металлическое джерси и цепочки блесток в комплекте с длинными камзолами и прямыми облегающими платьями, сияние бриллиантовых метеоритов. Электрический мороз: тонкая пластиковая пленка ловит свет на болеро и свободных атласных брюках, металлические джемпера, связанные огромными иглами, бижутерия на длинных узких юбках и бархатные прямые брюки цвета ночи. В последней коллекции Рабанн воспоминал о самых известных местах Парижа, Берлина, Брюсселя, Сиднея и Нью-Йорка – в росписях по шелку и на сверкающих серебряных пластинах. Заключение коллекции – свадебное платье: под мантильей из золотого кружева невеста, подобно русской матрешке, закутана в платье-пальто из меха мышиного цвета, вышитого золотыми тюльпанами.

Дорога посвященных

– Мы переживаем рубеж тысячелетий. Становится труднее отождествлять какие-то вещи, понятия. Я являюсь представителем младшего искусства. Есть, как вы знаете, старшие искусства – музыка, живопись, скульптура, и младшие – дизайн, мода, так называемые прикладные. Низшие искусства светят отраженным светом. Они развиваются не сами по себе, а под влиянием высших искусств. Вспомните: когда появился конструктивизм, он охватил все области, в том числе и моду. Царила гармония. А сейчас произошло смешение высшего и низшего искусств. Началась эпоха их слияния. Это нормально, но высшие искусства утратили свое лидирующее положение. Они не знают, куда идти, не могут предложить новую философию. Поэтому низшие искусства тоже не знают, куда направляться. Посмотрите на моду в Париже – это же просто ужас, отсутствие основополагающей идеи!

Сравнительно недавно Рабанн открыл для себя новую область. Его первая книга «Траектория» «Trajectory», вышедшая в 1991 г., стала бестселлером и разошлась тиражом более 500 000 экземпляров. Вскоре появилась вторая – «Конец времен» «The End of Times» (1992), в которой он призвал человечество к более глубокому проникновению в суть вещей и нравственных ценностей, к заботе о ближних. Обе книги были переведены на пять языков. В 1994 г. Пако Рабанн написал новую книгу «Настоящее время: дорога посвященных» (Le Temps Present: le chemin des grand inities) – личный путеводитель, рассказывающий о том, как стать более светлым и искренним в наш изменчивый век, продолжающий тематику двух первых книг.

Все изыски мастера – от его философии, его взглядов на мир. Есть два света, считает он, – свет физический, идущий от солнца, и свет духовный. Соединить эти два потока он пытается в одежде. Более прозаическое объяснение – в стремлении художника предвосхитить события будущего.

Население Земли растет по экспоненте. Когда нас будет двадцать миллиардов, не будет человека, по мнению художника, одевающегося в натуральные ткани. Исчезнут хлопок и шерсть. На смену придут металл, пластик, минеральное сырье. Другое направление он видит в использовании отходов. В недалеком будущем женщина, встав утром с постели, будет брать в руки тюбик или баллон с жидким металлом и наносить одежду, как картину, прямо на свое тело. Сама себе творец, она пойдет по улице в платье, обтекающем линии ее тела, кутаясь в шарф или мантилью из газа.