Почему по детским проблемам я работаю не с детьми, а с родителями. Когда родители много работают

Фотобанк Лори

Хорошо это, или плохо, когда родители много работают, стараясь обеспечить детей всем необходимым? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все зависит от обстоятельств, в которых находится конкретная семья, и от того, что ее члены вкладывают в понятие «все необходимое». С уверенностью можно сказать только об одном: детям необходимо чувствовать себя любимыми, нужными, интересными своим родителям. Детям важно, чтобы их понимали в родной семье. Вот из этого и стоит исходить, определяя для себя минимум или максимум «необходимого».

Конечно, кроме интересов детей, существуют еще и интересы взрослых. Им тоже многое необходимо для того, чтобы чувствовать себя любимыми, интересными и нужными, а также иметь уверенность в завтрашнем дне. Понятно, что работа играет в этом далеко не последнюю роль. Рассмотрим возможные плюсы и минусы ситуации, когда профессиональная деятельность родителей конкурирует за первенство с семейными обязанностями.

Возможные плюсы

1. В большинстве случаев, «вкалывание» на работе приносит вполне осязаемые материальные плоды. Люди с относительно неплохим доходом могут позволить себе больше, чем те, кто живет «от зарплаты до зарплаты». А это значит, что их дети имеют возможность воспитываться состояться профессионально, есть и такие, что имеют заниженную самооценку. Это неизбежно сказывается на атмосфере в семье и на детях, в частности. Естественно, ребенок лучше чувствует себя рядом с удовлетворенной собственной жизнью, энергичной и оптимистичной мамой, чем с человеком, страдающим от комплексов и, чего доброго, упрекающего в этом свое чадо.

Возможные минусы

Тут, как по мне, все сильно зависит от ребенка. Мой в сад пошел без слез. Не потому что не любит маму, а потому что ему там нравится. Общество себе подобных и все такое. А вот маменькин сынок - это не по мне, да и характер ребенка позволяет иметь ему свое мнение.

1. Ряд психологов считает, что дети до шести лет вообще не приспособлены к разлуке со взрослыми. Следовательно, для ребенка, чьи мама и папа «пропадают» на работе, такая ситуация может стать источником хронического стресса , имеющего отдаленные психологические последствия.

2. тоже живут в состоянии постоянного стресса, а их ритм жизни напоминает бег белки в колесе. Они вынуждены успевать все и везде: работа отнимает уйму времени и сил, муж и дети справедливо требуют внимания и тепла, домашнее хозяйство в той или иной степени также никто не отменял. А ведь нужно еще успевать следить за собой, да и многое другое держать под контролем. Это тяжело, и чаще всего женщине приходится чем-то жертвовать. Печально, если этим «чем-то» становятся отношения с ребенком.

3. Школьники, остающиеся после уроков на «продленке», – отдельная тема для разговора. В большинстве случаев дети, вынужденные находиться в школе целый день, не имеют возможности ни отдохнуть как следует, ни качественно выполнить домашнее задание, ни полноценно поесть, ни погулять. Хорошо, если придя домой, они успевают показать маме или папе тетрадь с домашним заданием, после чего вся семья садится к столу и ужинает чем-то легким и полезным. А если нет?

4. Помногу работающие родители иногда, к сожалению, теряют контакт с собственными детьми. Нередко так происходит, когда мамы и папы видят цель воспитания исключительно в своих чад. Сами того не замечая, изо дня в день они задают детям одни и те же вопросы: «Ты поел?», «Уроки сделал?», «Ноги не промочил?». Надо ли говорить, что посредством подобных диалогов трудно настроиться с ребенком на одну волну, быть ему другом.

5. Вырастить из ребенка эгоиста и «потребителя» не так уж сложно, в принципе, а если работать не покладая рук ради его же блага – совсем легко. Дело в том, что родители, трудящиеся от зари до зари, нередко стараются восполнить недостаток общения со своими чадами разного рода поездками, развлечениями и подарками. У детей, не видящих маму и папу в процессе труда, но привыкших к поездкам и подаркам, часто возникает впечатление, что родители работают именно для того, чтобы иметь возможность . А раз так, делают вывод смышленые детки – в этом и состоит основная функция родителей.

Списки аргументов за и против родительского «работоголизма», безусловно, можно было бы продолжить. В этом, правда, нет большого смысла, ведь, в конечном итоге, для семьи важно не количество, а качество проведенного вместе времени. Если всем членам семьи хорошо, и никто в ней не чувствует себя обделенным любовью, значит, все делается правильно.

Не будем забывать, что любовь – это и есть универсальный ключик к решению всех семейных проблем. Важно только не потерять его в повседневной суете.

Противостояние «дети - родители» извечно. Одни не понимают других, вторые пытаются учить первых... И почти всегда из этого ничего хорошего не выходит. И обе стороны думают, мучительно соображая, как понять друг друга, при этом основная претензия - в том, что родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью...

Детям нужны сначала погремушки, потом дорогие игрушки, а после их игрушки и развлечения становятся поистине масштабными. Например, великовозрастное чадо может захотеть поиграться «в семью» или «в бизнес». Родители, пока они несут ответственность, вынуждены всякий раз «выручать» ребенка. Вот и получается дилемма, которую не знаешь, как понять - родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, сидя на шее у своих «предков».

0 82489

Фотогалерея: Как понять, родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью

Детям сложно почувствовать, каково родителям - это факт. Детский и подростковый эгоизм огромен. И только когда дети сами становятся родителями, они могут прочувствовать всю полноту ответственности. Они могут оценить, сколько же в них «вкладывали» сил и денег, времени и навыков их родители. Но так ли виноваты дети, или их все-таки можно понять в том, что они наслаждаются жизнью по полной программе, пока их родители трудятся?

Никто не виноват

Сначала дети учатся ходить, потом - понимать жизнь во всех ее проявлениях. И все это время рядом - они, родители. В первые годы мама и папа - это практически вся вселенная. И ребенок на все сто процентов зависит от нее. Комфорт и гигиена, развитие и общение даже в первый год жизни - все это надо требовать у родителей.

Дети растут, а родители все еще хотят видеть в них «тех самых» детей, которых они растили долгие годы, к которым привыкли. Но у детей появляется свое видение мира, отдельные уголки, недоступные вездесущему вниманию родителей, и тем более - собственные желания (вразрез идущие с родительскими наставлениями «как жить правильно»). А значит, конфликты, столкновения и ссоры неизбежны.

И самое страшное в это непростое «подростковое» время - то, что умом ребенок уже окреп и вполне самостоятелен, но свободы материальной он еще не имеет. Поэтому все, чего ему только хочется он опять же требует у Вселенной - у своих родителей, которые взялись его кормить, обеспечивать и опекать вплоть до восемнадцати.

И вот, казалось бы, последний рубеж. Ребенок получил аттестат зрелости, перешагнул некую черту... ан нет! Подождите, мы пока поступаем. Устроили «поступление» (опять же, по настоянию родителей - на очное отделение) - учимся. Причем непременно «мы». Как когда-то давно было «мы кушаем» или «мы покакали»...

Итак, пять лет обучения, и ребенок уже вполне взрослый... Хотя подождите! Он пошел на работу - и наконец-то не «мы пошли». В дебрях офисных джунглей ваш «малыш» вынужден справляться сам. Вот только зарплата подкачала - с такой оплатой никак не съедешь хотя бы на съемную квартиру. Мама, папа, помогите! Или по крайней мере, не мешайте. Вот вам 50 у.е. на мое питание, а за коммунальные - так вы сами свет за собой не выключаете, вот и нагорает!

А в выходные чадо едет к девушке или уходит с друзьями, проматывая свою и без того небольшую зарплату. Мама (иногда уже пенсионерка) вздыхает, и выделяет дочке недостающую сумму «на косметику» или «на колготки». Вот и получается, что никак не понять, почему же родители (даже пенсионного возраста) все еще трудятся, а дети наслаждаются жизнью за их счет...

Итак, зарплата подросла, профессия обретена и подтверждена. Вот уже и родителям пора почивать на лаврах... Но дети женятся и выходят замуж, и тем более со стороны невесты (даже если жених способен оплатить все свадебные расходы) родители берутся «помогать». Ну не их же бедной девочке в одиночку на свою средненькую зарплату тащить такое финансовое бремя!

Потом дети, потом квартира, потом на машину не хватает... Родители отдают не просто все - они отдают последнее, только бы их дети были в достатке и не нуждались. Даже если эта нужда воображаемая, так сказать, «виртуальная»...

В какой-то момент, и лучше раньше, чем позже, нужно суметь красиво сказать «Стоп, хватит» . Сделать это аккуратно и логично, объяснив, что семьи теперь разные, бюджеты - тоже. Конечно, приходить с букетом и тортом в день рожденья любимой дочки или сына, не поздравив чем-то более серьезным - это жестоко. Впрочем, если финансовые возможности подкачали, то можно и так. Но в любом случае, должен наступить тот самый момент, когда дети могут понять, что родители не только трудятся, но и тоже должны наслаждаться жизнью. Что у родителей могут быть свои планы и свои накопления, никак не связанные с планами детей...

Современные мамы разительно отличаются от своих предшественниц. Раньше женщина была глубоко погружена в хозяйство. Дом для неё был единственной бесконечной работой.

www.2do2go.ru

Теперь жены наравне с мужьями уходят в «поле», на «охоту» - женщина стала покидать границы своего дома, чтобы тоже принести на ужин «мамонта». Сегодня работающие родители все чаще сталкиваются с проблемой, как успеть забрать ребенка из детского садика.

Этот вопрос больше охватывает жителей мегаполисов. В маленьких городах - все проще, ибо все на месте, рядом. Цейтнот столицы же заставляет молодых родителей жить в ускоренном темпе.

Конечно, если под боком есть незанятые бабушки и дедушки, тети, дяди, сестры и прочие родственники, то проблема решается в одно касание кнопки вызова на мобильном телефоне. Однако не всем так повезло.

Гонка на опережение

Наверное, многие мамы сталкивались с тем, что некоторые родители уже в 16:00 забирают детей домой. Тут у матерей включаются несказанные лидерские качества: каждая пытается забрать своего ребенка пораньше, чтоб он не оказался последним и не подумал, что его меньше любят.

Ситуация доходит до того, что уже к 17:00 какая-нибудь зазевавшаяся мама забирает своего малыша из сада последним, а потом дома корит себя за плохое материнство.

Марина, мама двоих детей (3 года и 1 год):

Обычно я прихожу за сыном в сад в 16:00. Но пару раз задержалась и была в 16:45. И вот, мой ребенок уже одиноко сидел на стуле возле воспитателя. На лице педагога читалось недовольство и как будто усталость от долгого ожидания. Я стараюсь больше не опаздывать.

Целесообразно ли спешить забирать ребенка из садика рано, и в самом ли деле ребенок будет думать, что последний - значит, нелюбимый? Постараемся разобраться в этом вопросе, обратившись к детскому и семейному психологу Диане Волковой.


www.minibanda.ru

Для ребенка важно, что бы мама или папа, пришедшие его забирать, чувствовали радость от встречи и интерес к тому, что произошло в жизни ребенка за день, т.е. их включенность, желание быть рядом.

Для ребенка важен тактильный и эмоциональный контакт. По поводу «последний - значит нелюбимый», то это взрослая интерпретация ситуации, ребенок же просто скучает по близким.

Здесь важно выстроить доверительные отношения между родителями и воспитателем. Компетентный педагог заботится об эмоциональном состоянии ребенка и всегда поддержит в ребенке веру, что он нужен, важен и любим.

Между тем, заведующая одного минского детского садика не понимает, почему родители спешат так рано забирать своих детей. Ведет это и к нарушению планового распорядка в детском саду.

В пять у них ужин. А малышей разбирают уже в четыре дня. В результате, чуть ли не вся еда выбрасывается, потому что ее некому есть. К тому же с детьми и позанимаются, и погулять успеют. Ну, поделайте вы свои дела, и придите на часок позже. Мы же вам помогаем. А для чего еще были придуманы садики?

А для чего еще придуманы садики?

Собственно, детские садики и были придуманы для того, чтобы работающие родители могли на время занятости доверить своих детей няням. Первый такой детский садик был открыт в 1802 году в Шотландии и назывался - «Школа для малышей».

Название «Детский сад» появилось в Германии только спустя 35 лет, благодаря немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю. В России первый детский садик открылся только в 1863 году.

Сегодня первоначальная функция детского садика претерпевает кризис. Из-за острого дефицита педагогических кадров садики не справляются с большим количеством детей и с трудом дотягивают рабочий день до 6-7 часов вечера.

Дежурные группы, традиционно формирующиеся до 21:00 для детей мам и пап, заканчивающих работу позже, теперь становятся редкостью. Вот и выходит: сад до шести, родители до шести - как успеть?


www.ourbaby.ru

Зоя, мама двоих детей (2 года и 5 лет):

У нас садик работает до 18:00 и никаких дежурных групп. Я пока в декрете со вторым, но даже не представляю, где найти такую работу, чтобы потом успевать забирать малыша из садика. Плюс нам еще почти 1,5 часа до сада ехать.

Совмещать работу и детский садик становится трудно. С одной стороны, государство начинает активную борьбу с тунеядством, с другой - мы все хотим быть хорошими родителями, в том числе приносящими в дом средства для пропитания.

Засидевшаяся дома мама сверх декретного отпуска воспринимается обществом, как иждивенец: казалось бы, что мешает работать - ребенок весь день в саду, зачем дома сидеть.

Но тут и просматривается нонсенс - многие мамы пытаются найти работу ближе к саду, чтобы успевать забирать ребенка; выбор остается невелик, особенно, если мамы надеются трудоустроиться в соответствии с имеющимся образованием; традиционно рабочий день до 18:00, плюс время на дорогу.

Как ни крути, получается либо забирать дитя поздно - коли сад работает до 18-19 часов, либо приходится «сидеть дома» и забирать рано. Замкнутый круг!

Виктория, мама Андрея (3 года):

Выходя из декретного отпуска, я была вынуждена заново искать работу. Искала долго. Нашла неплохую, правда, находилась она на другом конце города - недалеко от работы мужа. Оба мы заканчивали рабочий день в 18:00. Ехали за сыном через весь Минск, но приезжали где-то в 18:40 (сад до 19:00).

Воспитатель была недовольна, просила приезжать раньше, ставила в пример остальных мам, которые забирали детей уже после 16:00, говорила, что наш ребенок чувствует себя брошенным на фоне остальных.

Мы объясняли, что по контракту рабочий день у нас до 18:00 и иначе не можем. Дежурных групп не было. Создавалось ощущение, что от меня требовали уволиться, чтобы я могла приходить за малышом как все работающие на местном заводе. Это вызывало негодование.

С работы мы неслись, как угорелые. Воспитатели в нашу группу переходить не хотели, говорили тогда друг другу, что придется сидеть с Андрюшкой до закрытия. Остальных забирали до 17:00, а с нашим одним им приходилось сидеть еще 2 часа.

Атмосфера накалялась, хотя мы еще успевали до семи , - все было в рамках правил. Но вот однажды из-за непогоды мы опоздали - прибыли в 19:10. Это была катастрофа! Нам угрожали милицией и обещали при следующем таком опоздании передать малыша участковому.

Мы почувствовали себя ужасно - будто нас хотели лишить родительских прав за то, что пытаемся заработать на квартиру. Слишком уж сурово! ...Беседовали с заведующей. Она просила остро не реагировать на угрозы милицией. Мол, воспитатели знают такую норму и твердят ее при первой возможности.


ihappymama.ru

С одной стороны, рабочее время родителей полностью совпадает с рабочим временем детского сада, и время на дорогу иногда не учитывается. У родителей возникают сложности с успеванием.

Это накладывает свой отпечаток на личное восприятие воспитателя - с другой стороны. Конечно, воспитателей можно понять. Кому из нас не хотелось бы уйти домой с работы пораньше?! Но у всех у нас в контракте прописаны точные часы работы. И эта норма касается каждого.

Отвечает психолог Диана Волкова:

В то время, когда взрослых обуревает масса негативных эмоций друг к другу, ребенок их хорошо чувствует и считает, что он - их причина.

Режим работы д/у регламентирован, воспитатель находится на рабочем месте, так что, когда детей остается мало, он просто имеет возможность индивидуально позаниматься с ребенком, чего так не хватает в нашей системе образования.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Безусловно, в каждой ситуации есть пути решения. Вероятно, нанятая няня, смена места работы ближе к дому или смена детского сада ближе к работе. Однако на эти выходы найдутся свои камни преткновения: няню оплатить могут не все, хорошая работа на дороге не валяется, а детские садики нынче переполнены и мест нет.

Так что успевают ли родители забирать своего кроху из садика, - проблема исключительно родителей . Работодателя не беспокоит, успевают ли родители к ребенку после трудового дня. Садики имеют ограниченное время работы. Однако самодеятельность воспитателя по укорачиванию себе рабочего дня недопустима.

Между тем, эта система, как и многие другие системы общества, может быть пересмотрена на уровне реформирования образования и откорректирована... хотя бы на предмет дежурных групп. Ибо проблема есть, и в идеале ее надо решать.

Нехватка воспитателей приводит к сокращённому времени работы детского дошкольного учреждения, отсутствию вечерних групп и лишним конфликтам. А пока все мы будем Мюнхгаузенами, вытягивающими сами себя из болота за шапку.

Уважаемые читатели! В какое время вы забираете своего ребенка из детского сада? Вам удается забирать ребенка вовремя? Ждем ваши комментарии!