Значение свадебного обряда на руси. Свадебный обряд на Руси: Венчание

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость. Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста так же отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.
А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а так же представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а так же способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом. пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Свадьбы, которые играли несколько веков назад, значительно отличаются от сегодняшнего бракосочетания. Многие традиции прошлого сохранились, но приняли иные формы, видоизменились, потеряв первоначальный смысл. Старинные свадебные обряды на Руси ( , смотрины, благословение и др.) были неотъемлемой частью женитьбы, без них торжество не могло состояться. Описания таинств и традиций, представленные ниже, помогут вам понять, как проходила старинная русская свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Переход девушки из одной семьи в другую – основа свадебных обрядов прошлого. Считалось, что она умирала в отцовском доме, а после свадьбы возрождалась в семье мужа. На венчании девушку прятали под плотными тканями, платками, за которыми не было видно ее лица и тела. На нее нельзя было смотреть, потому что по поверьям она была «мертва». К алтарю невесту вели, держа под руки, но после венчания она самостоятельно покидала церковь, «родившись заново».

Многие свадебные обряды на древней Руси имели магическую подоплеку. До того, как священник навсегда соединял души влюбленных, будущие муж с женой считались уязвимыми для злых сил. Проводилось множество ритуалов, чтобы помочь молодым избежать сглаза, порчи: например, подметание дороги перед новобрачными. Обряд исключал возможность того, что супругам под ноги подбросят что-то, привлекающее злых духов к новой семье. Переходить им дорогу также считалось плохой приметой.

Свадьбу в древние времена праздновали несколько дней. Первый день был полон событий: невесту готовили к скорому приезду суженого, перевозили приданое, потом будущие супруги получали благословение, отправлялись к свадебному застолью. Масштабный свадебный пир происходил на следующий день, после обряда церковного венчания. Во время свадьбы жениху нужно было соблюдать молчание, поэтому ответственность за свершение свадебных ритуалов лежала на дружке (родственнике или друге жениха).

Чтобы избежать порчи, обычай предписывал молодым спать в новом месте – для первой брачной ночи им готовили сенник, убранством которому служили иконы, стрелы по четырем углам с куницами на них, постель из двадцати одного снопа. Во время свадебного застолья новобрачные пили и ели мало, а последнее блюдо им приносили к постели. Поутру при помощи стрелы поднимали одеяло, проверяя, невинной ли была невеста, выходя замуж.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Перед свадьбой существовало несколько старинных обрядов. Первым было сватовство, когда родственники и друзья жениха приходили к родителям невесты, нахваливали его, рассказывали о достоинствах. Чтобы встреча прошла удачно, сваты и свахи ехали окольными путями, запутывая следы – это была защита от темных сил. Первый раз родителям невесты следовало отказать сватам, не смотря на предварительную договоренность между семьями о женитьбе.

После данного сватам положительного ответа проводился другой важный обряд – смотрины. Он представлял собой осмотр одежды избранника, посуды, общего состояния домашнего хозяйства. В былые времена смотрины могли изменить решение родителей выдать дочь замуж – человек, который недостаточно богат, чтобы ее обеспечить, получал отказ.

Если смотрины прошли хорошо, а родственники девушки остались довольны материальным положением будущего супруга, назначался день, когда семья официально объявит о своем решении – тогда уже ничего не могло помешать свадьбе, кроме непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. На Руси об обручении было принято говорить во время застолья в присутствии множества гостей.

Накануне самого торжества девушке с подружками необходимо было посетить баню. Там они мылись, пели песни, разговаривали. После бани продолжался девичник, на котором проводились обряды защиты от темных сил – подружки описывали жизнь невесты с мужем мрачной, несчастливой. Раньше считалось, что это отпугнет нечистых духов. Девушки проводили ночные гадания при свечах, водили хороводы, исполняли ритуальные обряды укрепления связи с будущим мужем.

Расплетание косы суженой подружками и плетение вместо нее двух косичек – важный свадебный обряд в перечне привычных на Руси, который проводился накануне церемонии. Он символизировал прощание невесты с девичеством, становление ее как женщины, готовность зачать ребенка.

Жених тоже посещал баню перед свадебным торжеством, однако один. В отличие от суженой, которой предстояло провести целый вечер, общаясь с подругами, гадая и танцуя, он должен был соблюдать молчание.

Старинная церемония благословения

Православный обряд родительского благословения, проводившийся в древности, считался одним из самых важных свадебных мероприятий. Пары расставались, если получали отказ в ритуале благословения. Проводился он так: будущие супруги перед венчанием приезжали ко двору родительского дома невесты, где мать с отцом встречали их хлебом-солью и крестили иконами, обернутыми рушником. Подробнее об обряде смотрите на фото ниже.

Молодым следовало воздержаться от питья и еды за свадебным столом. Они принимали подарки и поздравления, а во время подачи последнего блюда (обычно это было жаркое) уходили в сенник, где проводили первую брачную ночь. Гостям было дозволено несколько раз за ночь разбудить молодоженов, чтобы снова вызвать их к столу.

Утром, когда большинство захмелевших гостей покидало пир, накрывался «сладкий стол». После него молодожены шли мыться, а простынь или рубашка невесты нередко демонстрировалась односельчанам, доказывая девичью невинность.

Третий день свадьбы был для супруги тяжелым – ей необходимо было показать свои способности как хозяйки: растопить печь, приготовить обед, помыть полы, а гости разными способами пытались помешать ей.

Крестьянская свадьба обычно длилась три дня. Суженых называли «князь» и «княгиня», потому что таинство свадебного обряда в этом ракурсе на Руси было похоже на возведение князей в достоинство власти.

Традиционные свадебные песни

Без традиционных свадебных песен не проводилось ни одно торжество. Они сопровождали предсвадебные обряды и несколько праздничных дней. Посмотрите видео, на которых исполняются традиционные свадебные песни Руси:

  • Русская народная свадебная песня:

  • «Вьюн над водой»:

Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны.

Какие свадебные обряды Руси показались вам интересными? Может вы были участником такой свадьбы? Расскажите об этом в комментариях.

Свадебный обряд – это самый сокровенный ритуал в жизни каждого человека. Все мы стремимся найти свою вторую половинку, мечтаем соединить судьбу с человеком противоположного пола, очень похожим на нас и близким по духу.

Обряд сватовства уходит своими корнями к нашим далёким предкам – во времена Древней Руси. Тогда ритуалам уделяли больше внимания, чем сейчас, но и по сегодняшний день свадебная церемония не утратила своей популярности. Несмотря на моду на гражданские браки, большая часть молодожёнов всё же стремится связать себя законными узами брака. В этой статье мы расскажем вам, как проходили у наших предков.

Для заключения брачного союза у наших предков важно было полное соответствие жениха и невесты по статусу (сюда относилось и материальное положение). Для обеспеченных представительниц прекрасного пола подбирали таких же женихов и наоборот.

Примечательно то, что будущие муж и жена могли даже не видеть друг друга до свадебной церемонии. Как правило, родители занимались выбором невесты для своего сына.

При этом браки заключались в очень раннем возрасте – девушке должно было быть не больше 13-ти лет, но к этому времени она уже умела вести хозяйство, чему её обучали с раннего детства.

Свадебные обряды у древних русичей выполнялись по трём этапам:

  • сначала шло сватовство;
  • потом дарение приданого;
  • а затем проводились девичник и мальчишник.

Обряд сватовства

Когда принималось решение о заключении брачного союза, невеста и её родственники активно готовились встречать жениха с его родителями (то есть, сватов). Для этой встречи организовывали празднование с вкусным обедом.

Жениху следовало приехать со своей роднёй (брали отца, деда, братьев) на телеге, которую везли лошади. Телегу украшали с помощью ленточек и колокольчиков, чтобы при первом взгляде на неё становилось понятно, что предстоит сватовство. А невеста, услыхав приближение своего суженного, выбегала на улицу и встречала сватов.

Потом родственники знакомились. Жених преподносил дары родителям невесты. Этот обряд символизировал уважение и наличие серьёзных намерений по поводу их дочки.

Дарение приданного

Когда родители благословляли брачный союз, устанавливали дату свадьбы. Затем невеста занималась подготовкой своего приданного вместе со своей матерью, старшей сестрой и бабушкой.

Характер приданного находился в зависимости от материального положения семьи. Но обычно это были предметы одежды и домашнего обихода, картины, предметы постельного белья, ковры и так далее.

Девичник и мальчишник

Невесте следовало организовать девичник. Он проводился за 3 дня до свадебной церемонии.

Но, в отличие от современного варианта весёлой вечеринки, тогда на девичник собирались все женщины живущие в селе, подруги и родственницы. Также в обязательном порядке приглашалась вытница. Она запевала грустную песню, которая доводила будущую невесту до слёз. Это символизировало прощание с молодыми годами жизни, беззаботностью и родителями.

Плакать на девичнике невесте нужно было непременно – в противном случае её ждал неудачный брачный союз.

Потом все женщины приглашались в жилище – они пили вино, ели и плакали. Невесте следовало одарить всех присутствующих двумя поясками. После этого начиналось коллективное пение песен. Если родители позволяли, то девушка с подругами отправлялась в поле (в летнее время), а в зимнее — катались на санках и громко распевали песни.

В завершение невеста брала своих лучших подруг и отправлялась в баню, где её купали перед свадьбой.

Что касается жениха, то в его случае ситуация была не такой весёлой – ему нужно было одному отправляться в баню и не проронить ни одного слова в течение всей ночи.

Свадьба на Руси

Свадьба выступала 2 этапом торжественной церемонии заключения брака. Первая часть обряда проводилась утром, до восхода солнца. Будущей жене нужно было прочесть различные заклинания от сглаза в жилище своего будущего супруга.

Затем жених приезжал к невесте, но прежде чем получить свою будущую жену, ему следовало справиться с большим количеством сложных задач. Всё проходило в весёлой форме. Участие при этом принимали все родственники девушки.

Первым делом жениху закрывали въезд в село, а затем к воротам. Если у жениха не получалось преодолевать препятствия – он должен был рассчитаться деньгами.

Сама свадебная церемония проводилась очень весело и торжественно. Когда молодые входили на место её проведения, мать жениха сыпала на них овёс и пшено, что символизировало достаток в будущем союзе.

На свадьбу традиционно приглашались все: родственники, соседи и друзья. Также на неё могли спокойно зайти даже незнакомые люди.

Что означал белый цвет платья

Платье для свадьбы не зря выбирали именно белое – этот цвет олицетворял собой невинность и душевную чистоту невесты. Если невеста на момент заключения брака успела потерять невинность – ей запрещали надевать белое платье.

Составлением букета для невесты занималась её свекровь. Для этой цели использовали только полевые цветы (даже в зимнее время).

Традиционно свадьбу на Руси праздновали на протяжение трёх дней. Таким образом новобрачных проверяли на выносливость. Они должны были обязательно высидеть 3 дня, если хотели прожить счастливую семейную жизнь.

На вторые сутки новоиспечённые муж с женой отправлялись в заблаговременно приготовленное для них родными ложе (оно не обязательно находилось в доме, это мог быть и хлев, и сеновал и баня). Там они занимались любовью, а впоследствии любой желающий имел право зайти туда и проверить одеяние девушки, которое подтверждало её невинность.

Когда молодые супруги возвращались к свадебному торжеству, свахе следовало снять с головы невесты фату и надеть кику. Дальше мы уделим этому моменту повышенного внимания, чтобы понять, что он обозначал.

Обряд снятия фаты с невесты

Традиция покрывать голову невесты фатой пришла в Русь из западных государств. До этого вместо фаты использовали венки с цветами. Снятие фаты имело очень символичный смысл – оно указывало на то, что теперь статус девушки изменился и отныне она превращается в замужнюю даму, покидает родительский дом, взрослеет, заводит свою семью и готова к появлению на свет собственных малышей.

После снятия фаты невеста становится женой и, соответственно, хранительницей семейного очага.

Этот ритуал не утратил своей актуальности до настоящего времени – сегодня также невесте положено снимать фату, отправляя её тем самым во взрослую жизнь.

Так проходил свадебный обряд у наших предков – славян. Некоторые моменты из него сохранились по сегодняшний день (например, снятие фаты, проведение мальчишника и девичника), а некоторые – безвозвратно канули в лету (к примеру, стадия сватовства). В любом случае необходимо уважительно относиться к традициям предков, ведь они обладали огромной мудростью и скопили большой жизненный опыт, который передаётся от поколения к поколению посредством ритуалов и обрядов.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Интересно, зачем на свадьбе бьют посуду и почему новобрачную принято вносить в дом на руках?

Оказывается большинство современных лет 200 назад делались вовсе не ради красивого эффекта - в их основе старинные свадебные обряды, дошедшие до нас из глубины языческих времен.

1. История свадебных обрядов.

Если бы с помощью машины времени мы попали на крестьянскую свадьбу (например, века 17-го), то, во-первых, вряд ли развеселились, а во-вторых, не поняли бы и половины из происходящего - какое-то бессмысленное смешение песен, плача и таинственных «телодвижений». Тем не менее, всё, до мельчайших деталей, на русских свадьбах - имело свой смысл, значение и было строго регламентировано.

Старинные свадебные обряды - это система последовательных и четко обыгрываемых ритуалов (многие из которых «живут» до сих пор, только в несколько облегченном варианте).

Последовательность была такая: сначала - сватовство, затем - смотрины, «рукобитие» (сегодня - «помолвка») и, наконец, «вытие» (от «выть», «плакать»). Обязательно устраивали девичник - для подготовки и плача невесты, ее подружек и родственников и «молодешник» - для жениха и его друзей. Важнейший элемент - выкуп, после него шло венчание. Обвенчавшись, молодые отправлялись на гуляние и затем - на свадебный пир. Не правда ли, очень знакомые моменты?

2. Обряд сватовства и обручения.

Сегодня сватовство и обручение - необязательны или носят символический светский характер, тогда как в старину именно в день «рукобития» - договаривались о дне свадьбы и публично признавали молодых людей женихом и невестой. Тогда-то и делался первый подарок невесте - кольцо, которое было своего рода «задатком». Вместе с кольцом преподносили и другие ценные презенты - знак того, что пути назад уже нет.

В этот же момент молодые получали от своих родителей официальное благословение, то есть одновременно согласие и напутствие на дружную совместную жизнь. Обручение обязательно происходило при свидетелях, для которых устраивался небольшой пир.

3. Предсвадебная "неделя" и девичник

Обычно за обручением шла «неделя» (впрочем, это могло продолжаться и недели полторы - две), во время которой шла подготовка к свадьбе. Весь этот период невеста не показывалась на людях и все время причитала и плакала, потому что она должна была символически умереть для своей семьи и рода, а после возродиться для новой жизни в семье своего супруга. А кому ж охота умирать? Отсюда и вытие (с ударением на «Ы»).

Родители встречали новобрачных хлебом-солью (делают это и сегодня). Молодожены откусывали от каравая, который затем разламывали у них над головами. Этот хлеб супруги должны были хранить всю оставшуюся жизнь, ведь он испокон века символизировал семейный достаток, плодородие земли и скота. И, хотя в наш век все уже не так серьезно, каравайный момент обязательно присутствует.

Чтобы в дому новобрачных водилась не только скотинка и хлеб, но и детки, молодых усаживали на вывернутую мехом вверх звериную шкуру или шубу. Скорее всего, это были символы животной плодовитости.

Немного подробнее о славянской свадьбе можно прочитать в статье «Славянская свадьба»

(для скачивания-кликнуть файл)

8. Традиции свадебного пира.

Свадебные празднества продолжались до трех дней: первый - в доме жениха, второй - в доме невесты, на третий снова возвращались к жениху. Причем, новобрачные в первый день свадебного пира ничего не ели. Между первым и вторым днями осуществлялся обряд «укладывания и бужения» молодых. С точки зрения наших предков, такой контроль над первой брачной ночью был залогом здорового потомства. Частенько, в знак плодовитости брачное ложе молодой пары обкладывали разными орудиями труда.

Во время пиров (на второй и третий день) новобрачной устраивали «проверки». Например, заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, при этом всячески ей мешали, испытывая терпение и усердие молодой хозяйки. (В наше время - это традиции 2-го дня свадьбы). Конец этим притязаниям мог положить новоиспеченный супруг, переключив внимание гостей на водку и угощения.

Способствовал «породнению» семей и началу их общения такой обычай: рядом с невестой садились родители жениха, а рядом с женихом - родители невесты. И еще на русских свадьбах пировали и пели величальные, то есть хвалебные, песни супругам, их родителям и дружке, было место и различным забавам.

Современные свадьбы не так строго «обременены» условностями - они более веселые, музыкальные и зрелищные. И все-таки особый русский колорит им придают именно старинные свадебные обряды, которые составляют основную канву программы свадебного торжества и вносят в него трогательные и проникновенные нотки, или, наоборот, дают повод для их шуточного обыгрывания.

Понимание истоков русских свадебных традиций дает возможность пользоваться ими осознанно, бережно и свободно.

Правильное включение старинных обрядов в современный свадебный сценарий - становится украшением праздника, а сама свадьба с ними - настоящим радостным событием и хорошим началом для долгой и счастливой семейной жизни новобрачных!