Свадебные традиции в узбекистане. Узбекская свадьба: обычаи и традиции

Особый размах и соблюдение множества традиций - вот главные отличительные черты по-настоящему колоритной узбекской свадьбы. Чем она отличается от европейской и каковы ее особенности, именно об этом спешит рассказать вам портал Свадебка.ws.


Свадьба в Ташкенте: узбекские обычаи от начала и до конца торжества

Восточная нация всегда отличалась широким масштабом празднества. И когда дело доходит до свадьбы, гуляние точно не обходится одним днем. Только вот торжество не ограничивается банальной росписью в ЗАГСе и посиделками за праздничным столом. Перед заключением брака обязательно происходит помолвка - фатиха-туй, на которой мать невесты получает дары от родителей жениха. Это чаще всего деньги, баранина, национальные вкусности и дорогие ткани. Узбекская свадьба просто пропитана интереснейшими традициями и обычаями. С чего же начинается церемония бракосочетания и как организовать современную свадьбу на Востоке?

Привычное нам свадебное утро представляет собой сборы жениха и невесты, встречу с родственниками и небольшой фуршет. Узбекская свадьба же начинается с утреннего плова, который стряпают в семьях жениха и невесты. Между прочим, мероприятие обязательно проводится рано утром и на него допускаются только особы мужского пола. Иногда приготовлениями занимается только семья жениха, отправляя часть потчевания к дому невесты вместе с поздравлениями. Сегодня данная узбекская традиция на свадьбе поддерживается несколько в ином формате и угощение пловом организовывается в кафе или чайхане в Ташкенте и других городах, освобождая хозяев от лишних хлопот.


Церемония или официальная часть

После утреннего плова жених в сопровождении близких родственников спешит к дому невесты. Девушка, облаченная в свадебный наряд с закрытым фатой лицом, ожидает возлюбленного в отдельной комнате вместе со священнослужителем - имамом. Далее молодым необходимо совершить несколько обычаев:

  • Медовое угощение , во время которого жених отведает немного меда и даст попробовать его невесте со своих рук. Такое действие является символом сладкой жизни. В завершении обряда молодым необходимо увидеть друг друга в зеркале, в которое ранее никто не смотрел.
  • Подарки для невесты , которыми щедро одаривает жених. Возлюбленная может получить в дар браслеты и часы с руки ее мужчины. Главное условие - жених сам обязан одеть их на руки невесте.
  • Расстилание скатерти для трапез - дастархана, является завершающим обрядом перед заключением брака. На нее выкладывают лепешки и сладости, призывая к дому жениха с невестой богатую жизнь.


Никой туй или пышная узбекская свадьба

Пришла очередь родительского благословения, после которого молодых ожидает свадебная молитва под названием Хутбаи никох. Имам оглашает жениху с невестой их обязанности перед друг другом, пара зачитывает молитву и объявляется супругами. Далее брак необходимо зарегистрировать официально. После прощания девушки с родителями и сбора того, что входит в приданное невесты , начинается пышное гуляние свадебного торжества - никой туй. Иногда перед празднованием молодые совершают ритуал очищения и начала новой жизни - делают обход вокруг дома жениха три раза. После этого невесту встречают на пороге с расстеленной белой дорожкой, по которой новоиспеченная родственница под праздничное музыкальное сопровождение заходит в новый дом. Переступив порог, она кланяется (остона салом) и ее тут же осыпают сладостями и монетами, символизируя тем самым счастливую жизнь. С этого момента начинается богатое и масштабное гуляние узбекской свадьбы. Обычно действо проходит в доме жениха с большим количеством гостей (не менее 200-300 человек), щедро накрытым столом и безудержным весельем с песнями-плясками. Иногда пиршество затягивается на несколько дней.

Выкуп невесты

Да, не удивляйтесь, этот обычай принято проводить именно после основного гуляния свадьбы. Как проходит выкуп невесты ? Жених с невестой приходят в специально отведенную для них комнату, где молодую уже ожидает подруга или близкая родственница - янга. Она переодевает девушку, готовя ее к первой ночи с супругом. Именно янга требует выкуп за первую брачную ночь и только после этого молодожены могут остаться наедине.

Келин салом или приветствие невесты

Следующее утро или по иной версии, спустя три дня, начинается с еще одной традиции узбекской свадьбы - приемом в новую семью, Келин салом. Родители и родственники жениха собираются во дворе, где одаривают молодую жену дорогими подарками. Невестка обязана низко поклониться каждому. Именно после этого обычая девушка становится полноправным членом новой семьи.

Узбекские невесты: особенности свадебного наряда

Особого внимания заслуживает традиционный свадебный наряд узбекских невест. В прочем, у невесты всегда есть возможность выбрать европейское платье для торжества. Каким должен быть национальный свадебный наряд, об этом портал Свадебка.ws расскажет ниже.

Изготавливают платье из хан-атласа - одного из видов шелковой ткани, широко используемой в Узбекистане. Под платье невеста обычно надевает шелковые штаны-шаровары. Поверх свадебного платья одевается умело расшитая безрукавка, халат из шелка или бархатный камзол, расшитый золотыми нитями.

Как видите, узбекская свадьба - очень колоритное празднество, а народ очень гостеприимный и радушный. Именно по этой причине торжество отличается дружеской и веселой атмосферой. Ознакомиться с самобытными особенностями казахской свадьбы вы также сможете на нашем портале.

    В группе молодежи УЗБЕКИСТАНА средний возраст первого сексуального опыта – 20 лет , несмотря на то, что средний возраст вступления в брак – 21 год: первый сексуальный опыт «молодеет» и постепенно становится добрачным.

    Первый сексуальный опыт у женщин, как правило, происходит в браке (63%) и соответствует возрасту вступления в брак, около 13% получили первый опыт до брака и добровольно. По трети мужчин испытали опыт в браке, по своему желанию и добровольно, а около 6% – из любопытства.

    Неподготовленность к первому опыту сказывается в женских стрессах и особенно их беспокоит процесс разрыва девственной плевы, ожидание боли при разрыве, опасения, что не будет крови как свидетельства девственности, а так же беспокоит возможное насилие супруга. Часть Р (женщин), напротив, приводили случаи, когда муж терпеливо ждал соответствующего настроения жены, готовил ее к сексу и даже защищал от родственников, которые «по долгу службы» хотели как можно быстрее оповестить родственников о состоявшейся брачной ночи, с демонстрацией атрибутов действия.

    У меня был страх перед половой близостью. В первую брачную ночь у нас ничего не было, так как я ему сказала, что боюсь. Попросила его повременить, и он согласился, а через 2–3 дня у нас получилось вступить в половой контакт. Девушки боятся, что не выйдет девственная плева, и еще нам рассказывали, что когда девушку лишают девственности, бывает так больно, как будто тело режут лезвием. Женщина, 24, Фергана.

    Моя подруга неделю после свадьбы бегала от мужа. И жених целую неделю не притрагивался к ней. Она говорила мужу, что боится его. А так, девушка образованная, медсестра. Ложилась спать, после того как везде погаснет свет. Женщины, 16–25 .

    Отношение к добрачному сексу
    В целом к добрачному сексу респонденты отнеслись отрицательно. Различия в отношениях к добрачному сексу мужчин и женщин представлены в таблице ниже, где явно прослеживается неравноправие женщин и мужчин, когда респонденты допускают такого рода секс для мужчин и не допускают – для женщин. Там же видно, что причин осуждения женщин значительно больше, чем мужчин. Для женщин, главным образом, потому, что они должны беречь девственную плеву, теряют право на «длинный язык» (право на отстаивание своей позиции в спорах с мужем и его родственниками), и/или не смогут выйти замуж.

    Причины отрицательного отношения женщин и мужчин к добрачному сексу (%)

    86% респондентов относится отрицательно к добрачному сексу женщин и, особенно, в селе (89%), что приводит к осуждению и стигматизации женщин, практиковавших добрачный секс, что ведет к трагедиям и даже суициду женщин.

    Одну девушку в подростковом возрасте родители не смогли на правильный путь наставить. Уходила из дома, когда хотела, куда хотела. Одевалась прилично, ничего плохого и не подумаешь. Встречалась с парнями. Забеременела, а парень не взял в жены. После этого она бросилась под поезд. Женщины, 16–25.

    У нас была наша соседка, девушка. Через 2 месяца после свадьбы уже родила, потому что встречалась с парнем до свадьбы. Эта девушка, не закончив 11-ый класс школы, вышла замуж и родила, бросила учебу. Не знаю – родители мужа позволили ей проучиться до конца или нет. Отец знал, что он встречается с кем-то. Наверное, и мать парня знала, но хотела быстро сосватать и сыграть свадьбу. Сейчас это превращается в моду. А о своем уважении они не думают. Никто и не удивляется. Это превращается в обычное явление. Женщины, 16–25.

    Отношение к утрате девственности
    90% респондентов отрицательно относятся к утрате девственности до брака и высказывают примерно в тех же аргументах, что и по отношению к добрачному сексу.

    Ниже представлены случаи, имеющие отношение к сюжетам девственности и процессов ее лишения, обнаружения отсутствия девственности во время первой брачной ночи и последствиям этого. Согласно социально-культурным нормам – родственники жениха и сам он имеет право выгнать новобрачную с позором и вернуть ее родителям. Более того, в некоторых махаллях, девушкам, которые вышли замуж не девственными, не позволяют селиться в махалле и они должны жить в «домах» (многоэтажные квартирные дома).

    Она рассказала матери об «этом». Парень был из богатой семьи. И они подали на него в суд. Вначале они прямо ему все объяснили. А потом, когда он не понял, подали на него в суд. Но в суде, наверное, они всех подкупили. Потому что родителям девушки сказали: «Принесите иголку с ниткой и мы зашьем все вашей дочери». Девушке было 16 лет. И они молча вернулись из суда. Имя девушки загублено. Девушка так и осталась незамужней, а парень женился и обзавелся детьми. Женщины, 16–25, Фергана.

    Для некоторых девушек это проба, любопытство или непреодолимое желание секса. Но они потом выходят за тех, кто уже был женат, за вдовцов, у которых уже есть 3–4 детей.

    Например, парень женится и думает, что девушка девственница. А после свадьбы узнает, что это не так. Скандал. Выгоняют такую невесту. В тот же день выгоняют. Женщины, 16–25.

    Всего было проведено 960 интервью на узбекском языке с мужчинами и женщинами в фертильном возрасте (16–49 лет). Интервью проводились в местах жительства респондентов. В составе респондентов 50% женщин и 50% мужчин, что незначительно отличается от действительной структуры населения, где женщин около 51%, а мужчин – около 49%. Сельские жители составили 69% респондентов и население малых городов/поселков – 31%. Молодежи (в возрасте 16–25 лет) в составе респондентов – 38% и взрослых (в возрасте 26–49 лет) – 62%.

    Чем пышнее и ярче, тем лучше. И мы сейчас не о платьях, а о свадьбе. Ташкентской свадьбе. Kaktakto уже рассказывал о том, что предшествует этому торжеству. от поиска друг друга и до помолвки, на этапах сбора приданого невесты и обмена дорогими подарками, жених и невеста оказываются в шаге от главного события, которое соединит их судьбы.

    Современная свадьба в Ташкенте состоит их трех мероприятий: нахор оши, никах и свадебный вечер. После следуют первая брачная ночь и келин салом, но — обо всем по порядку.

    Оговоримся: сама по себе регистрация в ЗАГСе по традиционным меркам не считается каким-то торжественным мероприятием и может проводиться в любой день между помолвкой и свадебными торжествами. Расписываться едут только молодые со свидетелями, друзья жениха и подруги невесты, родителей и других родственников, как правило, не приглашают.

    Утренний плов (нахор оши)

    Что это

    «Нахор оши» так буквально и переводится «плов, подаваемый ранним утром». С этого кулинарного обряда начинается день узбекской свадьбы, трапеза назначается на 6 или 7 часов утра. На нее приглашаются только мужчины — как со стороны невесты, так и со стороны жениха (за исключением самого жениха). За организацию нахор оши отвечает родня невесты.

    В былые времена за день до свадьбы сторона жениха отправляла в дом невесты нескольких живых баранов, мешок риса и моркови, полмешка лука и несколько десятков литров растительного масла. Из этих продуктов родственники невесты практически всю ночь готовили в огромных казанах плов, которого хватало на нескольких сотен человек. Для этого собирались родственники, друзья семьи и соседи. В эту ночь в доме невесты царила праздничная атмосфера, обычная готовка превращался в настоящее торжество. К раннему утру плов был готов. Накрывали длинные столы и с 5 или 6 утра люди начинали приходить к нахор оши.

    Сегодня нахор оши, как и сами свадьбы, проводят в специальных ресторанах, которые в Узбекистане называются «туйхона» (в переводе с узбекского языка – «место проведения свадеб»). Красиво оформленные залы в таких ресторанах с легкостью вмещают от 300 до 1 000 человек, а готовкой свадебных блюд (в том числе и утреннего плова) занимаются местные повара. Продукты никто никому уже не передает, вместо этого сторона жениха оплачивает стоимость ингредиентов.

    Правила проведения

    Приходить принято за 10-15 минут до начала торжества. Опоздать или, не дай Бог, проигнорировать приглашение допускается лишь по действительно серьезной причине.

    Вообще на утренний плов, который длится как правило не более часа, приглашают от 200 до 500 человек. Отец невесты и ее близкие родственники выстраиваются у входа в ресторан и встречают гостей.

    Церемония начинается с чаепития под звуки традиционной узбекской музыки за столами, уставленными восточными сладостями, миндалем и фисташками. Примерно через 10-15 минут приглашенный мулла начинает проповедь о семейных ценностях и о роли супругов в семье, читает суры из Корана. По окончании духовной части на праздничные столы подают плов.

    Сколько стоит

    На сегодняшний день в Ташкенте общая сумма расходов на нахор оши на 300 человек составляет 10-15 млн. сумов ($ 1 265-$ 1 900).

    Визит жениха к невесте и никах

    Пока родственники завтракают пловом, жених готовится к визиту в дом невесты. Сам визит — на свадебном кортеже — происходит, как правило, после полудня. Будущего мужа сопровождают друзья. У дома невесты их встречают музыканты с карнай и сурнай. Под звуки этих узбекских национальных инструментов жених входит в дом своей будущей супруги. Здесь его ждет угощение — тот самый плов из нахор оши.

    Перед женихом выстраивается очередь из его друзей-холостяков, которых брачующийся кормит прямо с рук (именно с рук, а не с ложки). Считается, что таким образом жених передает «свадебную ауру» неженатым товарищам. После такой трапезы парень отправляется в отдельную комнату, где его ждут невеста и мулла. Последний проводит обряд никах — спрашивает у молодых, согласны ли они на брак, читает суры из Корана и небольшую проповедь о семейной жизни.

    Ставшие мужем и женой — как по светским законам, так и по канонам ислама — новобрачные в сопровождении друзей и подруг отправляются в небольшое путешествие по городским достопримечательностям, по заранее спланированному сценарию. Конечный пункт их маршрута — туйхона, где будет проходить главное свадебное торжество.

    Свадебный вечер

    Если утренний плов – это мероприятие исключительно для мужчин, то их участие на свадебном вечере в Ташкенте строго ограничено. На вечернее торжество приглашают женскую часть родни, а также друзей невесты и жениха. Из мужчин разрешается присутствовать лишь друзьям жениха и ближайшим родственникам брачующихся.

    Сначала за праздничными столами размещаются гости. Жених и невеста входят последними. На пути к «пьедесталу», где располагаются главные места в зале, невеста совершает несколько поклонов, останавливаясь возле близких родственников жениха.

    Как правило, свадебное торжество начинается около 6-7 часов вечера и заканчивается не позже 11 ночи. Все расходы на это мероприятие (от 80 до 200 тысяч сумов или $10-$25 на одного гостя) покрывает сторона жениха. Они же оплачивают расходы на аренду свадебного кортежа, оформление банкетного зала, гонорар музыкантов, артистов, певцов.

    По окончании вечера кортеж отвозит молодых в дом жениха, где их ожидает…

    Первая брачная ночь

    Серьезным испытанием для невесты является первая брачная ночь, по итогам которой девушка должна будет продемонстрировать пятна крови на простыне. Для этого, в первую брачную ночь несколько родственниц молодоженов остаются ночевать в комнате, соседствующей с их спальней. Раньше в задачи более старших женщин входил не только осмотр постельного белья на утро после свадьбы — они также давали новобрачным советы о том, как обезопасить себя в первую ночь от возможных травм, грели воду и подавали ее в тазах, оказывали при необходимости любую помощь, включая медицинскую. Сегодня советов никто из молодых не просит, да и горячее водоснабжение — это норма, но обряд сохранился для того, чтобы подтвердить «непорочность» молодой жены.

    Если в первую ночь у молодоженов дело до близости не доходит, то тетушки и бабушки разъезжаются по своим домам, а после новобрачная должна будет продемонстрировать «доказательство своей девственности» кому-нибудь из родственниц мужа. Ведь если он или кто-то из родни поставит под сомнение девственность супруги, вероятно, дело закончится скорым разводом.

    Кстати, пятна на постельном белье не обязательно показывают в открытую, приглашая заинтересованных в спальню. Достаточно оставить испачканную простынь в одной из общих комнат — кому нужно, тот обязательно найдет.

    Келин салом

    Свадебная церемония завершается обрядом – келин салом («приветствие невесты» в переводе с узбекского). Проходит он так: на следующее утро после свадьбы в доме мужа собираются близкие родственники. Под фольклорные песни, которые исполняют специально приглашенные женщины, невеста в национальном костюме с покрытой головой кланяется сначала родителям супруга, а затем каждому его родственнику. В ответ приветствуемые дарят новобрачной ценные подарки — золотые украшения, ковры, предметы интерьера… После такого «обмена» приглашенных зовут к столу — посидеть, попить чай. И, в общем-то и все — после того, как ушел последний гость, наконец-то начинается семейная жизнь молодых.

    Свадьба в Узбекистане - это очень ответственное мероприятие, к которому готовятся очень тщательно. Мать взрослеющей дочери, на протяжении долгих лет, складывает в сундук все, что в будущем должно понадобиться в ходе подготовки к свадьбе. Это не только приданое дочери, но и те подарки (отрезы на платья, рубашки), которыми нужно будет одаривать будущих родственников.

    Сватовство

    О девушке и ее семье собирается, со стороны будущего жениха, подробная информация. Умеет ли она готовить, не строптивый ли у нее характер, хороша ли она? Затем в дом девушки засылают сватов. В качестве таковых в наши дни могут выступать мать будущего жениха и кто-нибудь из близких родственниц. Берут сладости, лепешки, кладут один отрез ткани.

    Если даже сторона девушки предупреждена, что придут в сваты, стараются на таких встречах не готовить и не подавать горячее, только ставят на стол сладости, чай, так как бухарцы верят в примету, что девушка не сможет долго выйти замуж.

    С первого раза не дают согласия. Если сваты неугодны, тогда все принесенное возвращается гостям обратно. Если хотят намекнуть, что подумают, тогда оставляют что-то из принесенного. Только на третий раз дают согласие и предварительно решают сроки проведения свадьбы.

    Свадебные мероприятия

    1. Ширини хури («отведать сладостей») или жавоб берди («дали ответ»).

    Следующий этап, когда со стороны жениха несколько мужчин (аксакалов) приглашаются в дом невесты, с тем, чтобы обговорить уже конкретные сроки свадьбы. Сторона девушки предоставляет список, по которому оговариваются, какие вещи следует в качестве подарков преподнести невесте: это и отрезы тканей на платья, готовые вещи, костюмы, пальто, обувь зимнюю, летнюю, золотые украшения, национальный костюм. Оговаривается количество гостей на свадьбе с обеих сторон и те расходы, которые предстоят по проведению вечера и всех досвадебных мероприятий. Исходя из этого, семья жениха должна до свадьбы привезти в дом невесты все необходимые продукты: скот, рис, масло, овощи, спиртное, напитки, муку, фрукты,

    сладости.

    2. Фотия или Занона («Обручение» или «Женщина») - женская свадьба.

    Это мероприятие заранее оговаривается, и сторона жениха привозит за день до фотия все продукты и угощения в дом невесты. Рано утром у жениха собираются женщины, которые начинают готовить ляли (подносы), на них ставятся подарки, которые предварительно демонстрируются всем присутствующим. Количество их обязательно должно быть четным.

    Фотия иначе можно назвать официальным сватовством или празднеством сговора. Обычно это мероприятие проводится днем. По улице идут празднично одетые женщины и мужчины, на руках у них лали.

    Возглавляют шествие музыканты. Громкие звуки карная, сурная (национальные музыкальные инструменты) и барабана слышны на всю округу, как бы объявляя всем, что девушка из такого-то дома засватана, и вскоре здесь начнутся приготовления к свадьбе.

    3. Хино бандон («Наносить хну»)

    В доме девушки устраивался вечер, на который она приглашала своих подруг. Девушки пели, веселились, читали стихи. На этом мероприятии девушки наносили хну на ладони и ступни ног, поэтому вечер назывался «хино бандон».

    Невеста в течение всего вечера постоянно переодевалась и выходила к подругам в новых нарядах.

    4. Падар Ош («Плов отца»)

    Вечером, за день до свадьбы, в доме невесты идут приготовления к утреннему плову. Мужчины-ошпазы (повара) и их добровольные помощники чистят и шинкуют морковь, лук, перебирают рис.

    Знаменитый бухарский плов (ош-софи) готовится в 4-х казанах. Когда-то в глубоком секрете держали рецепт приготовления этого плова и не каждый повар соглашался готовить его.

    Падар Ош, буквально, с таджикского переводится «плов отца». Отец девушки отдает свой отцовский долг, провожая дочь в чужую семью. Поэтому, на этом мероприятии, на столы не ставится спиртное, для отца - это грустный день расставания с дочерью, звучит очень печальная

    старинная песня.

    На утренний плов, он подается в 7 утра, приглашаются только мужчины, и обслуживают столы тоже мужчины. Мероприятие заканчивается довольно быстро.

    5. Джума-и-пушон («Одевать халат»)

    В этот же день в доме у жениха, но уже под вечер, тоже готовится плов. На этом плове проводится мероприятие, называемое, «джума-и-пушон». Со стороны невесты жениху преподносится в дар золотошвейный халат, тюбетейка или красивый тюрбан, чалма и расшитый

    поясной платок.

    Все эти вещи торжественно надевает на молодого человека старейшина, затем читает молитву. Жениха осыпают деньгами и конфетами. Именно в таком наряде, в сопровождении близких друзей, шумная процессия с горящими факелами, ведет жениха в дом невесты.

    6. «Вечер» (вечернее торжественное мероприятие).

    Еще сравнительно недавно свадьбы, по традиции, проходили в доме у невесты. В наши дни строятся большие залы (туй-хона), предназначенные для больших торжеств.

    Свадьбы собирают от 150 до 1000 человек. Считается, что свадьбы нужно справлять по четвергам и субботам.

    Время берет свое и поэтому национальные свадьбы мало чем отличаются от европейских свадеб, может только числом приглашенных и тем, что на таких мероприятиях звучит национальная мелодия и обязательно присутствие профессиональной танцовщицы.

    После свадьбы молодые едут в дом невесты, здесь их ждет еще одно испытание. Девушку переодевают в старинную одежду, на ноги натягивают ичиги (легкие кожаные сапожки), лицо закрывают паранджой.

    В углу большой комнаты натягивается что-то, наподобие занавеса, туда, под песнопение, пожилые женщины заводят девушку. Затем, точно также, ведут жениха.

    После окончания этого мероприятия гости со стороны жениха вместе с ним удаляются. Невеста в старинном наряде проводит последнюю ночь в доме родителей. На следующий день, на рассвете, приезжает кто-нибудь из мужчин со стороны жениха за невестой.

    7. Руйбинон («Руй - лицо», бинон - смотреть) «Смотрины»

    После того, как невесту привезут в дом жениха, начинается еще одна малая свадьба. На это женское мероприятие приглашаются близкие родственницы со стороны жениха, соседки.

    В большой комнате развешивают приданое невесты, те наряды, которыми одарил ее будущий супруг. Женщины приходят ближе познакомиться с новым членом семьи и преподносят невесте подарки (ткани, золото, деньги).

    Опять звучат песни, на столах угощение. Когда гости расходятся, для молодых готовится постель. Все это проходит в торжественной обстановке, самая благополучная женщина, у которой сложился удачно брак, есть дети, перекатывается по постели молодых, с пожеланиями, чтобы счастливо сложилась их семейная жизнь.

    8. Домод салом (Приветствие зятя).

    Через несколько дней после свадьбы молодых супругов приглашает сторона невесты. Это их первый визит к родителям девушки. Мать девушки готовит каждому гостю и своему зятю подарки.

    9. Сар Шуен или Жой Гундорон («Cобрать постель»).

    Через неделю после свадьбы с ответным визитом к молодым идут родители и родные девушки.

    Они везут подарки. В этот день убирают постель, которая специально готовилась для новобрачных.

    Жой гундорон «собрать постель». Для молодых в первую брачную ночь готовятся две постели: одна высокая, другая низкая. На седьмой день после свадьбы эти постели убираются.

    Если семья придерживается старых взглядов, то вручается матери девушки простыня, как свидетельство невинности девушки.

    Сар шуен - дословно, «мыть голову». В первый визит мать невесты приносит подарки, среди них и таз (офтоба). Это связано с тем, что в первый визит матери невесты после свадьбы, в дом жениха, волосы девушки убирали в специальный головной убор: культапушак. Подтверждая этим, что теперь она стала женщиной.

    10. Талбон.

    В первые месяцы семейной жизни, молодых приглашают в гости родственники, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Это первое приглашение молодых в гости в новом их качестве, как супругов.

    Накрываются столы, вручаются подарки всем гостям.