Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада «Школа. Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе.
Цели:
1. Развивать внимание, память, умение логически мыслить.
2. Развивать творческое воображение.
Задачи:
1. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
2. Активизировать использование в речи сложно - подчиненных предложений.
3. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж».
4. Четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками.
5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.
6. Учить составлять рассказ на заданную тему.
Наглядный материал: Плюшевый медведь, счётные палочки, фишки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где, чей дом».

Воробей живет под крышей.
В теплой норке - домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.

Задает вопросы? «О чем говорится в этом стихотворении?». (О том, кто, где живет).
- Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыпленка).
- Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка – птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.)
- В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.
А у пеночки птенцы так же называются – пеночки. Один птенчик – пеночка, много птенцов – пеночки.
- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички»).
Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички.
- Каких еще птиц и птенцов вы знаете?(Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек).
Подвижная игра: «Совушка»
Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.
Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
Дети, отдохнув, возвращаются на свои места.
Воспитатель загадывает загадки:
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
- Почему вы думаете, что это ёжик?
- Какой знакомый звук есть в отгадке – «ж» или «ш»? (Вопрос задается после отгадывания детьми загадки).
- Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик).
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки. (Мышка)
- Почему выдумаете, что это мышка?
- Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка)
- Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук».

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

- Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте еще одно стихотворение:
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
- Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей).
- Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок».
- Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро).
Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание:
- Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину).
- Послушайте, как я произнесу слово «ма – ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три).
- Давайте посчитаем вместе: маа – лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку).
- Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части».
Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа».
Динамическая пауза «Правая – левая рука»
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
Это - правая рука,
Это - левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река…
Обернулись мы и вот
Стало всё наоборот:
Слева - шумная дубрава,
Справа - быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путем сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям).
Одного из них подарим Мишке».
Итог занятия:
1. С какими звуками мы с вами познакомились?
2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?

Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»),

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, истории, басни, стихи.

Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Нет.)

Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)

Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.

С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (С волком.)

Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.

А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)

- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти —

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е-е!

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Из-за чего возник спор у баранов?

Кто из баранов победил?

Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)

Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?

Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?

Как поступали вы?

Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?

Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:

1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»

2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.

3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.

4. Предложить играть вместе всеми игрушками.

Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).

А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).

Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.

Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)

- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.

Два петуха издалека

Увидели зерно.

К нему рванулись петухи,

А зернышко - одно.

Одна крупинка на двоих,

Раздорам нет конца.

Лишь честный бой рассудит их -

Решили два бойца.

Краснеют гордо гребешки,

Стоят два петуха,

Два клюва - только прикажи,

Посыплется труха.

Пока не остывает пыл,

Кидайся напрямик!

Но петухов остановил

Какой-то шум и крик.

Глазам своим два петуха

Поверить не могли:

Мальчишки, словно петухи,

Катаются в пыли.

Никак мириться не хотят

Два вздорных драчуна.

И пуговицы в пыль летят,

И бровь рассечена.

А ссора - из-за чепухи:

Словечко лишь одно...

Подобной драки петухи

Не видели давно.

И петушиный пыл потух

Перед двумя детьми,

И петуху сказал петух:

«Зерно твое, возьми!»

Ведь драка из-за пустяков

Со стороны смешна,

Совсем как битва петухов

Из-за того зерна!

Из-за чего произошел спор у петухов?

Что остановило петушиный бой?

Из-за чего произошел спор у мальчиков?

Почему петухи решили остановить битву?

Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна...)

В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была,

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

Вам понравились девочки?

Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)

Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).

А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).

Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?

Вы хотели бы так дружить?

Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)

Тема: «Домашние животные»
Цель:
  • расширять и закреплять словарь по теме: «Домашние животные», упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ - описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Ход занятия
Вовлечение
На ковре стоят 2 стола.
Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем её отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»
Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?
Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.
Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.
Загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга вцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
Педагог : Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретёт билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.
(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона.
Выполнение заданий
Педагог : Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта - необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?
Дети : цветик - семицветик
Педагог : правильно, а кто знает, почему он так называется?
Дети : у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков.
Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 - столько же, сколько лепестков у цветика - семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик - семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.
(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребёнок, принёсший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту.
У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это?
Какая она?
А это кто?
Какая она?
Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают её, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображён на карточке
Это корова.
Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака.
Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
(коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка - маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)
Один ребёнок описывает, остальные добавляют.
Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идёт за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2…>

Мария волкова
Конспект по ФГОС открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Путешествие на остров»

Цель : Закрепить правильное произношение звуков. Обогатить словарь. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков, закреплять умение определять позиции звука в слове.

Задачи :

Воспитательные :

Воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

Образовательные.

Умение составлять предложения

Развивающие .

-развивать умение с помощью мнемотаблицы

- развивать сообразительность ,мышление,воображение, фантазию.

- развитие фонематического слуха.

Ход занятия.

(Дети заходят в группу , встают полукругом.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите,сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте!.

Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время суток?

Дети : Утро.

Воспитатель : А как можно еще по другому поздороваться?

Дети : Доброе утро!

Воспитатель : Ребята, какое у Вас сейчас настроение

Дети : Хорошее.

Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение

(дети передают клубочек друг другу из рук в руки) .

Воспитатель : Ребята, давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже поделятся своим хорошим настроением.

(Гости подменяют клубочек)

Воспитатель : Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

(Звучит музыка,шум ветра)

Воспитатель : Ребята, что это?

Дети : Это ветер шумит.

Воспитатель : Почему вы думаете что это ветер?

Дети :

(на экране появляется остров в тумане )

Воспитатель : Ребята,посмотрите что там виднеется?

Дети : Ничего не видно.

Воспитатель : Давайте подумает что делают капитаны на кораблях когда ничего не видно.

Дети : Смотрят в подзорную трубу.

Воспитатель : Ребята, а у нас есть разве подзорная труба ?

(Дети начинают искать подзорную трубу)

Дети : Мы нашли.

Воспитатель : Так давайте скорее посмотрим что там?

Дети : Там остров .

Воспитатель : Почему вы так решили?

Дети : Там вода, и пальмы.

Воспитатель : Интересно что за остров такой ? И кто там живет? Ребята,можете вы знаете?

Дети : Незнаем.

Воспитатель : Ребята,а вам интересно узнать?

Дети : Да.

Воспитатель : Только как мы узнаем? Остров далеко .

Дети : Можно отправиться на остров .

Воспитатель : Хорошая идея, только вот на чем мы отправимся?

Дети : На корабле?

Воспитатель : А почему на корабле? Можно и на автобусе,и на поезде и т. д.

Дети : Нет,там вода,можно доплыть только на корабле.

Воспитатель : А где же мы возьмем корабль?

(Дети видят на столе разноцветные кораблики)

Дети : мы нашли кораблики.

Воспитатель : Тогда выбирайте себе кораблик, и мы отправляемся на неизвестный остров .

(Дыхательная гимнастика)

Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.

(слышим плач, на экране появляется житель острова )

Воспитатель : Ребята,посмотрите наверное нам здесь не рады?

Дети : Нет, наверное что то случилось?

(На полу появляется письмо)

Дети : Смотрите письмо.

Воспитатель : Интересно от кого это?

Дети : От жителя острова .

Воспитатель : А может письмо не нам.

Дети : Нам, здесь же не кого нет.

Воспитатель : Хорошо,давайте прочитаем письмо.

(Письмо : Злой волшебный ветер заколдовал наш остров , и все что есть у нас и дома, и поля, и леса. Помогите нам расколдовать нам наш остров чтобы мы попали в наши дома, для этого необходимо решить задание ветра, и если вы нам поможете двери как и прежде будет открыта для всех гостей .

Воспитатель : Ребята оказывается на острове случилась беда . И что же нам теперь делать?

Дети : Надо помочь жителям.

Воспитатель : Ребята,смотрите в конверте что то есть.

(Воспитатель вынимает картинки из конверта) .

Воспитатель : Что же это такое?

Дети : Картинки.

Воспитатель : Ребята вот и первое задание ветра. И что же нужно делать с этими картинками.

Дети : Это ребусы, нужно отгадать по первым звукам.

Воспитатель : Ну что ребята попробуем отгадать.

Дети : Да.

Воспитатель : И какое же у нас предложение получилось?

Дети : Пришла весна прилетели птицы.

Воспитатель : Ребята, а какие птицы прилетают весной?

Дети : Грачи, Скворцы. жаворонки, дрозды, чайки, утки,гуси.

Воспитатель : Интересно, а зачем птицы прилетают к нам?

Дети : (ответы)

(На экране появляется открытая дверь )

Воспитатель : Ребята, посмотрите,дверь открылась . Мы с вами справились.

(Звучит музыка, появляется еще одна закрытая дверь)

Воспитатель : Что такое,мы уже выполнили задание ветра, почему опять дверь закрыта?

Дети : Это другая дверь, мы должны еще выполнить задание.

Воспитатель : Интересно,сколько же задания у ветра. Ребята я не много устала,а вы?

Дети : Да.

Воспитатель : Предлагаю вам не много отдохнуть.

(Физ-минутка)

(На экране появляется задание ветра решить мнемотаблицу которую мы найдем на мольберте)

Воспитатель : Что это?

Дети : Таблица.

Воспитатель : И как же нам отгадать, ничего не понятно)

Дети : Надо отгадать что на картинках.

Воспитатель : Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание по мнемотаблице.)

Воспитатель : И о каком же время года идет речь?

Дети : Весна.

(На экране появляется отрытая дверь)

Воспитатель : Какие вы молодцы,посмотрите дверь на остров открылась .

(звук ветра который вздыхает)

Воспитатель : Ребята слышите?

Дети : (ответы)

(на экране появляется третье задание от ветра, назови общий звук в словах. Картинки Сойка, сорока, сова, скворец- звук – с, Цапля, птица, яйцо- звук -ц.

(слышим как ветер вздыхает, и открывается третья дверь на остров появляется ветер который сдувает туман и появляется город с жителями, все танцуют и радуются за освобождение злого ветра)

Воспитатель : Ребята,посмотрите мы справились со всеми заданиями и попали не просто на остров , а оказывается это целая сказочная страна, давайте же посмотрим кто здесь живет.

Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу . Давайте вспомним, где мы были? Зачем туда отправились? Получилось ли помочь?

Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать ! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями. Мы сейчас отправимся в группу и прочитаем все сказки, а потом все вместе напишем письмо жителям сказочной страны какие они интересные. Ребята, а давайте мы еще и схему нашего садика нарисуем. Вдруг они заходят к нам в гости приплыть, а по схеме они быстро найдут дорогу к нам. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети : До свидание.

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя!

Они живут повсюду,

И нам они друзья!

(Под весёлую музыку дети отправляются в группу .)

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие".В конспекте интеграция образовательных областей "Познавательное развитие","Социально-коммуникативное развитие","Физическое развитие","Художественно-эстетическое развитие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа о посуде»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в чистоговорках

Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения («Речевое развитие»)

2) Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать закреплять умение классифицировать посуду («Познавательное развитие»).

3) Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей при изображении предметов посуды («Художественно-эстетическое развитие»).

4) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении («Социально-коммуникативное развитие»).

5) Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук. («Физическое развитие»).

6) Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы:

Практические: физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика «Моем посуду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипающий чайник», речевая игра «Какая посуда?», дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»

Наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной посуды

Словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

Материалы и оборудование:

Сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»,

Разнообразная посуда

Аудиозапись, музыкальный центр

Картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями

Карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)

- варианты карточек

1. сковорода, кастрюля, чайник, тарелка

2. чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник

3. супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода

Платок

Сервировочный стол

Магнитная доска

Карандаши цветные, краски

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!»

Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Игровая

Мимическое упражнение «Закипающий чайник»

Д/и «Что лишнее?»

Коммуникативная

Загадывание загадок о посуде. Вопросы.

Составление описательного рассказа.

Словесная игра«Какая посуда?».

Проговаривание чистоговорок со звуками «Ш» и «Ж»

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение сказки

Изобразительная

Рисование «Дорисуй деталь посуды»

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь,

а ударь – разобьюсь»

Дети слушают и отгадывают загадку

Мотивированы к организованной деятельности

2.Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово

Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам посуды подбирают обобщающее слово

Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закреплены знания названий посуды. Дети умеют правильно строить свое предложение, находить лишний предмет, классифицировать

3.Мимическое упражнение

«Закипающий чайник»

Воспитатель дает детям задание показать этюд «Закипающий чайник». «Представьте себе что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист). Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»

Дети участвуют в этюде «Закипающий чайник», выполняя действия по сигналу и произносимому тексту воспитателя.

Дети умеют с помощью жестов и мимики создавать выразительные образы.

4. Воспитатель зачитывает

отрывки из сказки «Федорино горе», задает вопросы. Предлагает детям обсудить сказку о посуде, которая убежала от хозяйки.

Как называется сказка?

Кто написал эту сказку?

Какая посуда в сказке ожила и убежала?

Почему посуда убежала от Федоры?

Как можно помочь Федоре?

Дети обсуждают сказку, отвечают на вопросы воспитателя.

5. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Воспитатель надевает на голову платок и превращается в Федору. Затем, от лица Федоры, просит детей помочь ей поухаживать за посудой, подводит детей к выполнению пальчиковой гимнастики «Моем посуду»: «Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком,

Вытрем тебя полотенчиком.

И ты будешь опять,

Словно солнышко сиять»

Слушая текст, который читает воспитатель, дети сначала трут кулаком о ладонь, делают круговые движения ладонями, поднимают руки в стороны – вверх.

Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук.

6. Воспитатель предлагает речевую игру «Какая посуда?»

Дети называют прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду

Обогащен словарь детей прилагательными по теме.

7.Воспитатель предлагает детям подойти, к заранее подготовленному сервировочному столу, на котором расставлена посуда. Затем, воспитатель выбирает предмет и рассказывает о нем.«Предлагает детям составить описательный рассказ

Дети подходят к сервировочному столу, выбирают предмет, который им нравится, и составляют описательный рассказ уже сами.

Сформировано умение составлять описательный рассказ о предмете (посуде).

8. Воспитатель предлагает детям повторить чистоговорки:

«Жу-жу-жу- я кружу,

«Жи – жи - жи – у меня ножи»,

«Ша – ша – ша – чашка хороша».

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем

чистоговорки хором и индивидуально.

Закреплено произношение звуков

“Ж” и “Ш”

Дети умеют выделять их в словах.

9.Физкультурная минутка (аудиозапись к сказке)

«Федорино горе»

Воспитатель предлагает детям выполнить движения под музыку

« Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Дети выполняют движения под

Музыку

Дети умеют согласовывать движения с музыкой

10. Дидактическое упражнение «Дорисуй деталь посуды».

Воспитатель раздает детям

картинки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, которая убежала от Федоры в сказке «Федорино горе». Давайте поможем Федоре, дорисуем посуде недостающие детали.

Дети, называют недостающие детали, объясняют, почему они так необходимы, каково их назначение, и что случится, если их не будет; дорисовывают недостающие детали.

Умеют анализировать и синтезировать; сформировано целостное восприятие, стремление выполнить задание правильно.

11. Воспитатель раскладывает рисунки детей, и предлагает оценить свою деятельность

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о посуде, что понравилось больше всего, и в гости к какой сказке им хотелось бы отправиться в следующий раз?

Анализируют и оценивают свою работу

Дети отвечают на вопросы воспитате-

ля, рассуждают, фантазируют.

Владеют речью, как средством общения.

Расширены и закреп-лены представления детей о посуде.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры»