Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение

Слайд 2

План: Определение жанра. Собрание, издание и изучение. Тематика и содержание. Художественные особенности. Литература: Лазутин С.Г. «Метафора в загадках», М., 1981 г. Митрофанова В.В. «Русские народные загадки», Л., 1978г. «Русский фольклор», М., «Художественная литература», 1985 г. «Детская литература» Ключевые слова: содержание, художественная форма, иносказательный характер, мифология, народная наука, жанр, поэтический стиль, олицетворение, сопоставление, метафора, ритм, рифма, былины, сказки, рукописные издания.

Слайд 3

ЗАГАДКИ

Загадки относятся к малым жанрам русского фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора. Термин «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Слайд 4

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер. Загадываемый предмет, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент. Составить загадку - значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот разгадать загадку её метафорические образы заменить образами реальными Так, в загадке «На полянах девчонки в белых рубашках, в зелёных полушанках», нужно произвести следующие замены на поле не девчонки, а берёзки, у берёзок не белая рубашка, а белая кора, у них зелёные не полушалки, а зелёные листья.

Слайд 5

Загадка - это не просто метафорически заданный вопрос, очень хитро составленный вопрос. Загадка - не просто метафора, а какая-то необыкновенная, удивительная метафора. Так, нас удивляет намёк на существо, которое «Без рук без ног, а рисовать умеет» (Мороз). Трудно представить, как это может быть «В одном бочонке - два сорта вина» (яйцо) и т.д. В небольшом количестве загадки встречаются в произведениях древней русской литературы (летописи, житейная литература, «Повесть о Петре и Феофане»).

Слайд 6

Первые записи загадок относятся к ХVII в. В ХVII в. до 70 годов XVIII в. загадки вместе с пословицами и поговорками включались в различные рукописные сборники. В последней трети ХVIII в. появляются печатные сборники, в которых вместе с загадками литературного происхождения помещаются в под направленном виде и народные загадки.

Слайд 7

Систематическое собрание русских народных загадок начинается в 30-е годы XIX в. В 1841 г. И.П. Сахаров в своих ""Сказаниях» опубликовал более 200 загадок. В 1861 г. выходит сборник фольклориста-демократа И.А. Худякова «Великорусские загадки». Загадки в нём расположены в алфавитном порядке по отгадкам, всего 731 загадка. Используя все ранее собранные материалы, Д.Н. Садовников в 1876 г. издал большой сборник «Загадки русского народа», включавший более 3500 загадок. В основу расположения материала положен предметно-тематический принцип.

Слайд 8

В 1961 году был издан сборник «Пословицы, поговорки и загадки в рукописных сборниках XVIII-XIX веков», в котором было опубликовано более 1000 загадок, извлечённых из рукописных сборников. В 1968 году Академия наук издаёт свод загадок, в котором публикуется 5517 номеров этого жанра, взятых из прежних публикаций и архивных источников. Материал в сборнике расположен по предметно-тематическому принципу. Примечания дают возможность установить время и место записи, а так же место публикации или хранения вариантов.

Слайд 9

И.А. Худяков так же считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до XIX в. загадок по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки по определению Худякова, - это «народная наука» о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта. В статье «Значение загадок в народном быту и поэзии», предпосланной публикации материала, И.А. Худяков указывает на различные виды загадок, говоря об их связи с другими жанрами фольклора, останавливается на условиях их бытования и функциях.

Слайд 10

Каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: «Что краше свету белого?» (солнце); «Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и они имеют метафорически-описательный характер. Например: «По синему морю тарелка плывёт» (Месяц); «Жили три брата: один любит зиму, другой лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Слайд 11

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и: язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются общефольклорные эпитеты, как «сырая земля», «чистое поле», «темный лес», «зелёный сад», «добрый молодец», «красная девица», «родная мать» и т.д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т.п.

Слайд 12

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику, для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведём примеры метафорических (загадочных) эпитетов «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лёд), «золотой пень» (напёрсток) и т.д. Иногда, загадка строится на метафорических эпитетах. Например: «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ушком), «Печь мясная, приступы железные» (подковы). «Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник). Чаще всего в загадках встречаются собственные метафоры, когда сравнение двух предметов или явлений не имеет внешней, грамматической формы выражения. Например: «Между двух светил я в середине один» (нос), «Под полом, под полом ходит с колом» (мышь).

Слайд 13

метафорически сопоставляются с живыми существами и наоборот, живые существа - с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным. Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник со щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружу, челнок с уточкой, которая ныряла и хвост потеряла и т.д.

Слайд 14

Олицетворение, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближает его к человеку, придаёт загадке особую поэтичность, создаёт в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка «Полная горенка гусей да лебедей» (зубы). Овес в загадках представляется стройной, красивой девушкой («Как во поле, на кургане стоит девушка с серьгами»). В свою очередь, серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: «За темными лесами двое лебедей плясали» (серьги) и т.п.

Слайд 15

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тон или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью сверится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда в отрицательной форме) с солнцем «Не солнце, не огонь, а светит».

Слайд 16

Многие сказки созданы на основе сказочных образов: Например: «Баба-яга, короткая нога» (соха), «Конь бежит - земля дрожит» (гром), «Летит птица орёл, несёт в зубах огонь, посредине его человеческая смерть» (молния). А вот загадка, использующая присказку: «На море, на океане стоит дуб с гибелями, отростки чертовски, листки чемодановски» (репей).

Слайд 17

В свою очередь загадки нередко включаются в сказки. Приведём лишь один пример. Существует загадка о сваренное гусе, в которой загадываемые и отгадываемые предметы начинаются с одних букв «В Печорске, в Горшевске, под Крынским сидит КурлынКурлынович». Эта загадка вариативно использована в бытовой юмористической сказке о жадной старухе («Солдатская загадка»).

Слайд 18

ПОСЛОВИЦЫ

Лазубин С.Г. «Ритм, лирика и рифмы пословиц». В его книге: Поэтика русского фольклора. М., 1981 г., стр148-6З Митропольская Н.К. «Русские пословицы как малый жанр фольклора». Вильнюс, 1973 г. Морозова Л.А. «Художественные формы пословиц». В сборнике Вопросы жанров русского фольклора, М. 1972, стр. 3-7. «Детская литература», под редакцией А.В. Терновского, 1977 г., стр. 19-21.

Слайд 19

Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко ритмизированное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа: «Мир да лад - большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни».

Слайд 20

Свод пословиц значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывает самые разнообразные стороны действительности, в то время как другие жанры имеют определённый предмет изображения: былины и исторические песни касаются прошлого, истории народа, любовные и семейные песни - личных отношений людей и т.д. Даже сказки, хотя они включают в себя несколько жанровых разновидностей (сказки о животных, волшебные, семейно-бытовые) значительно более ограничены тематически, чем пословицы.

Слайд 21

Общее количество фольклора - традиционность - также иному выражается в пословицах. Они белее устойчивы в своём тексте, менее других жанров варьируется, хотя конечно, подчиняются общему закону связи устного народного творчества с жизнью, изменяются, но их изменения весьма ограничены. Народ хорошо осознаёт древность и традиционность пословиц: «Старая пословица век не сломится». Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность жизненных наблюдений, важность выраженных в них мыслей, поэтому народ ценит и бережет их. Немаловажной причиной устойчивости пословиц является выразительность и строгость их формы, благодаря чему они легко запоминаются. Устойчивость пословиц подтверждается тем, что их тексты в огромном большинстве случаев зарегистрированы без всяких изменений в сборниках XVII, XVIII, XIX и XX вв.

Слайд 22

Благодаря конкретному выражению общего пословица может применяться ко многим однотипным явлениям. Такой способ обобщения даёт основу для употребления пословиц в переносном значении. Иносказательность пословиц это характерная их особенность. В пословицах прямое значение совмещается с переносным: «Пусти козла в огород, он всю капусту обдерёт».

Слайд 23

Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от ХVII в. Первый такой сборник «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В него вошли около двух тысяч восемьсот текстов из более ранних сборников. Пётр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины ХVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу «Российская универсальная грамматика или Всеобщее письмословие», где поместил около 1000 (тысячи) пословиц.

Слайд 24

В 1770 г. вышло «Собрание 4221 древних российских пословиц», которое по предположениям исследователей, было составлено профессором Московского университета А.А. Барсовым. В него вошли, кроме пословиц, прибаутки и присказки. Собиранием пословиц занимался профессор Московского университета И.М. Снегирёв. Он выпустил два сборника: «Русские народные пословицы и притчи» (1848) и «Новый сборник русских пословиц и притчей» (1857). Ф.И. Буслаев в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России» (1654г.). «Русские пословицы и поговорки».

Слайд 25

На основе далевского сборника позднее составлялись популярные сборники пословиц и поговорок. Публиковались сборники специальной тематики: земледельческой, юридической. И.И. Иллюстратов в 1940 г. издал в Киеве книгу «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках». В ней приведён богатый материал достаточно объективно освещающей воззрения народа, дана подробная библиография. Изучение пословиц следует вести от М.В. Ломоносова, который собирал пословицы и изучал их в связи с занятиями русским языком («Российская грамматика», «Риторика»). В начале XIX в. изучением пословиц занимался А.Х. Востоков. В 1816 г. А.Ф. Рихтер издал «Два опыта в словесности. Рассуждение о русских пословицах», он показал связь пословиц с жизнью, отражение в них воззрений народа.

Слайд 26

Много лет пословицы изучал И.М. Снегирёв. В 1823 г он выпустил «Рассуждение о русских пословицах», в 1829 г напечатал статью «Замечания о русских пословицах, сходных с греческими и римскими», в1831-1834 гг. издал книгу «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках». В середине XIХ в. пословицы изучали А.Н. Афанасьев и Ф.И. Буслаев. В 1854 г. Ф.И. Буслаев напечатал статью «Руский быт и русские пословицы». В ней было много наблюдений над взаимоотношением пословиц и народного быта. Однако Н.А. Добролюбов в статье «Заметки и дополнения к сборнику пословиц г. Буслаева» критиковал сборник за недостаточное раскрытие народных воззрений, за неразличение пословиц и поговорок, за мифологическое толкование пословиц и отрыв их от народной жизни.

Слайд 27

В конце XIX в. изучение пословиц получило новое направление: учёные занялись историей пословиц формированием их состава, а также их лингвистическим исследование. И. Тимошенко издал в 1897 году книгу «Литературные первоисточники и прототипы трёхсот русских пословиц». В современный период развернулись исследования по изучению проблематики пословиц. Уделяется значительное внимание определению жанра, соотношению пословиц и поговорок, афоризмов и пословиц, специфики пословиц как малого жанра (А.Н. Кожин, В.С. Гудков, Л.А. Морозов). Много работ исследователи посвятили рассмотрению синтаксиса пословиц, особенностей лексики, именам собственным, числам. Освещали вопросы отражения истории (В.П. Аникин, А.М. Жигелёв, Л.Н. Пушкарёв).

Слайд 28

Познавательная ценность пословиц определяется прежде всего многообразием сведений, которые в них сообщаются. В целом создаётся широкая картина русской жизни, отражённая реалистически. Пословицы дают представления о воззрениях и взглядах народа, о его понимании явлений действительности. Познавательное значение пословиц состоит в том, что они типизируют явления, т.е. выделяют среди них наиболее показательные и отмечают в них самые существенные черты. Так, говоря о положении крестьян в царской России, они скажут и о его бедности, и о его безземелье, и об отсутствии у него скота, и о его задолженности по уплате за аренду земли. Получится довольно полная и точная картина.

Слайд 29

Познавательное значение пословиц сказывается в обобщении богатого жизненного опыта народных масс. Исключительно богаты и верны наблюдения над природой: «Земля мать - подаёт клад», «Сибирь - золотое дно», « Не родит верба груши», «Где цветок, там и медок». Кроме того, пословицы часто имеют, как отмечалось расширительный смысл, что подчёркивается обобщающими словами: «везде», «всегда».

Слайд 30

Пословиц - философский жанр. Они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерностях развития природы и общества: «Время не дремлет», «Старое старится, молодое растет», «Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь», «Без причины и чирей не сядет», «Где не было начала, не будет и конца». Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувству дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперирует понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей.

Слайд 31

Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Береги честь смолоду», «Посеешь ложь не вырастет рожь», «Труд человека кормит, а лень портит», «Чужого мужа полюбить - себя погубить», «Берись дружно, не будет грузно», «Не учась и лаптя не сплетешь». Эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Пословица - явление высокого мастерства. В ней воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве простота, краткость, содержательность, выразительность. Народ иронически говорит о многословие «Слов много, а складу нет».

Слайд 32

Пословица, как и всякий жанр, представляет собой содержательную форму, структуру, основное отличие которой внутреннее художественное единство. В пословице это выражено с удивительной наглядностью. В одном предложении заключён огромный смысл. Кроме того, в пословице обнажена её целенаправленностъ. Все элементы подчинены задаче - точнее раскрыть мысль, ярче её выразить, благодаря чему достигается концентрация мысли. Внутреннее единство пословицы определяется и её однотемностью, сосредоточением на одном факте или явлении. Для пословицы свойственны две основные формы построения: одночастная и двухчастная. Обе формы представляет собой скрепление по правилам связи и согласования предложение: «Всякая сосна своему бору шумит», «Пустая мельница без толку мелет», а вторая отличается неразрывной связью двух частей сложного предложения: «Белый свет не околица, а пустая речь не пословица».

Слайд 33

Наконец, своеобразным отличием пословицы служит то, что она по форме полностью совпадает с употреблёнными в ней стилистическими средствами - сравнением и антитезой. В песне, сказке, былине эти средства представляют собой лишь небольшие элементы структуры, а в пословице они становятся основой её композиции: «За старой головой, как за каменной стеной», «Счастья без ума, - дырявая сума», «Делу время - потехе - час», «Птице - крылья, человеку - разум». В приведённых примерах важно указать на то, что употребления в них сравнения антитезы, метономии, с одной стороны, служит их передаче определённой мысли, а с другой - сохраняет целостность пословицы.

Слайд 34

Как уже было отмечено, пословицы обобщают наблюдения, размышления народа о социальном устройстве и человечестве, относятся не к одному, а ко многим предметам и явлениям. Пословицы говорят о месте человека на земле («Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»), его отношении к другим людям («Человек человека стоит»), дают человеку нравственные рекомендации («Береги честь смолоду»). Пословицы широко используются на уроках литературы. Они помогают ученикам глубже понять общие принципы словесного искусства, комментируют близкие по темам произведения русской литературы. На уроках русского языка пословицы и поговорки являются основой лексико-фразеологической работы с учениками, материалом при изучении разнообразных языковых явлений.

Слайд 35

ПОГОВОРКИ

Поговорки относятся к малым жанрам фольклора. В большинстве случаев они даже ещё больше кратки, чем пословицы. Как и пословицы, поговорки не специально не исполняются (не поются, не рассказываются), а употребляются в живой речи к случаю, кстати. Вместе с тем поговорки существенно отличаются от пословиц по характеру содержания, по форме, и по выполняемым в речи функциям. Поговорки имеют свои специфические жанровые признаки. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы, то назначение поговорки в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной. По своей структуре поговорка проще пословицы. Поговорки употребляются только в связи с определёнными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание. По определению А.А. Потебни, поговорка - это «иносказательный образ отдельно взятого, качества, действия».

Слайд 36

В зависимости от того, к какому конкретному лицу или действию в речи относится поговорка, изменяется и предложение, в котором она приводится. В силу сказанного поговорка, в отличии от пословицы, в речи не составляет и не может составить цельного, законченного предложения, а является его частью. Научный подход к поговоркам, как и к пословицам, впервые появился в статьях И.М. Снегирёва, опубликованных в 20-30-е годы XIX в. В работах В.И. Даля и А.А. Потебни даётся краткое, но глубокое определение жанровой специфики поговорок, устанавливается их взаимосвязь с пословицами.

Слайд 37

Наибольший интерес представляет статья М.А. Рыбниковой «Русская поговорка», в которой раскрывается содержание и формы поговорок. По верному определению Рыбниковой, главное назначение поговорок (в отличии от пословиц) выражается в том, что они служат образно-эмоциональной характеристике человека и его действий. Изучение жанровой специфики поговорок также посвящены работы В.П. Аникина, Г.С. Гаврина, А.Н. Кожина и другие. Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причём эта характеристика людей очень многогранна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и индивидуализирована. По заключению пословицы, в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка».

Слайд 38

Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть положительные и отрицательные. Пример положительного портрета: «Красна, как маков цвет». Отрицательный портрет: « Оборист как корова на льду». Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящегося в радостном настроение говорят: «Ходит насмешником, прыгает козлом». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т.п., поговорка говорит: «Дошёл до белого колония», « На стенку лезет».

Слайд 39

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке простом, открытом: «Душа нараспашку». О человеке скрытном и лицемерном: «На лице медок, на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «Мягок, как воск». О человеке чёрством, бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша». Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей: «Не в бровь, а прямо в глаз», «Переливать из пустого в порожнее». В поговорках мы находим социальную характеристику: «У него денег, куры не клюют»

Слайд 40

Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности. В поговорках очень широко используются образные средства живого разговорного языка: сравнения («Гол, как сокол, а остёр, как бритва», «Вертится, как белка в колесе») метафоры («Подливать масла в огонь», «Остаться у разбитого корыта»). Поговорки, являясь образным выражением живой разговорной речи, нередко выходят в сказки.

Слайд 41

СКОРОГОВОРКИ

Безобидной и весёлой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: «На дворе трава, на траве дрова», «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковывать». Трудно решить, кто творец этих скороговорок - дети или взрослые. По крайней мере некоторые из них (а именно те, у которых нескромный смысл) вряд ли созданы детьми. Пришёл Прокоп, кипит укроп, И при Прокопе кипит укроп, И ушёл Прокоп, кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Слайд 42

СТРАШИЛКИ

Литература Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Выпуск 20. – Л.,1981. – С.96-106. Осорина М.В. «Чёрная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории? // Знание – сила. – 1986. - №10. – С.43-45. Мамонтова Г.И. Культурно-исторические и психологические основы жанра страшилок// Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1981. Лойтер С.М. Детские мифологические рассказы / Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология. – Петрозаводск: КГПУ, 2001. – С.84-104. Чередникова М.П. Современная русская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Ульяновск, 1995.

Слайд 43

М. Осорина: страшилки – рассказы, «имеющие целью вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису». Мельников М.Н.: страшилки – «детские устные рассказы условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность». Лойтер С.М.:, «Детские страшные истории – один из жанров повествовательной традиции детей: мифологические рассказы о страшном и ужасном (смерти прежде всего), которые приходят по воле существ, предметов и явлений, наделённых сверхъестественными свойствами и возведённых в ранг демонологических сил; они обладают устойчивой структурой и имеют своей целью вызвать переживание страха, необходимое для самоутверждения личности». Лойтер С.М. (С.87): «Главная характерная черта детских страшных историй, являющих собой рассказ с однотипными сюжетными коллизиями и развязкой, состоит в том, что те таинственные и необъяснимые события, которые в них происходят, есть результат действия сверхъестественных сил, предметов, вещей». Подобная же ситуация (т.е. вера в сверхъестественные силы) наблюдается в бывальщинах и быличках.

Слайд 44

С.М. Лойтер разделяет всех вредителей на 2 группы: Но функционируют эти персонажи во взрослом и детском фольклоре по-разному. Во взрослых – рассказ о встрече с демонической силой необходим для убеждения слушателя в достоверности этой силы. Другие архетипические мотивы и персонажи: оборотничество, осиновый кол и крест как обереги, нарушение запрета, вампиризм, разрубание, оживление, пространственные перемещения и т.д.

Слайд 45

Страшилка как жанр отличается своей художественной оформленностью, завершённостью. Её начало часто повторяет сказочный зачин («Жила-была одна женщина, и были у неё дети: девочка и мальчик», «Однажды жила девочка со своими родителями» и т.д.). Толчком к действию часто является нарушение запрета, следующее за «отлучкой». Под влиянием волшебной сказки страшилки обрели чёткость композиционной структуры: предупреждение / запрет – нарушение – воздаяние / наказание. Сюжетно-композиционный ритм основан на повторении одних и тех же действий (по ночам голос последовательно говорит сначала папе, затем маме, потом девочке: «Встань!») или кумулятивном принципе нанизывания («В чёрном-чёрном лесу стоит чёрный-чёрный дом, в чёрном-чёрном доме стоит чёрный-чёрный стол…»)

Слайд 46

Другие черты поэтики: небольшой объём текста, элементарность сюжета, устойчивая лексика, повторы языковых элементов, частотность глаголов. Исполнительская манера рассказывания страшилок, как ритуал, диктует ряд внешних условий: это должен быть вечер, укромное место, без взрослых, соответствующие интонации, выкрики и неожиданное хватание слушателя за руку.

Посмотреть все слайды

Загадки, пословицы и поговорки о лете.

Автор подборки: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» ДДТ г.Аксу Республики Казахстан.
Описание работы: Загадки, пословицы и поговорки о лете для детей младшего и среднего школьного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для организации интересного досуга детей.
Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас.

Пословицы и поговорки

В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко.
Белые ночи - долгие дни.
В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
На зимний стол август готовит разносол.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
В августе зима с летом борется.
Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
В августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Что летом родится, зимой пригодится.
Летний день за зимнюю неделю.
Красное лето - зеленый покос.
Клади по ягодке, наберешь кузовок.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Люди рады лету, пчелы рады цвету.
Зима страшна волками, а лето мухами да комарами.
Дождливое лето хуже осени.
В летнюю пору заря с зарей сходятся.

Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться... (лето)
Солнце печет, липа цветет, бабочки летают, когда это бывает? (летом)
Я соткана из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, "Купа
йтесь!" - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я - ... (лето)
От его громких слов и от смеха по лесам меж стволов бродит эхо. Там, где может весна простудиться, взять ракушки со дна не боится! (лето)

Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда - и сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (роса)
Кто-то проплакал всю ночь на лугу, сколько слезинок сосчитать не могу. (роса)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (роса)
Заря-заряница, красная девица, по лесу ходила, ключи обронила, месяц видел, не сказал, солнце увидало - подняло. (роса)
Вот брильянты на листочках, Вдоль дорожек и на кочках - Это что за чудеса? По утру блестит... (роса)

Солнце вечером заходит, В небе кисточкой проводит. Уходить не хочет зря. Остается след - ... (заря)
Только дождик удалился, в небе мостик появился, ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой.(радуга)
Что за чудо – красота! Расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти! (радуга)
Кто развесил над землей, как для сушки, шарф цветной. (радуга)
Поднялись ворота, всему миру красота. (радуга)
Крашено коромысло через реку повисло. (радуга)

Теплый, длинный-длинный день, в полдень - крохотная тень. Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос, дозревает земляника. Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
Расцвели в саду пионы, в землянике - горок склоны. Ветерок, прохладой дунь, чтоб не жарким был... (Июнь)
Ароматен чай из липы! Мы её цветов могли бы насушить хоть целый куль! Приходи скорей, ... (Июль)
Жаркий, знойный, душный день, даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Листья клена пожелтели, в страны юга улетели быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи! (Август)
Этот летний месяц жаркий дарит всем свои подарки: сливы, яблоки и груши. Фрукты варим, фрукты сушим. Он - последний месяц лета, осень рядом, близко где-то. (Август)

Его ждут, не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)
Он поплачет над садами - сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник рад умыться в летний... (дождик)
Подходила, грохотала, стрелы на землю метала, нам казалось, шла с бедой, оказалось, что с водой. Прошла и пролилась, вдоволь пашня пролилась. (дождевая туча)
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою, зацепился он за лес, прохудился и исчез. (дождевая туча)
Не удержались в сите сверкающие нити и, выскочив на волю, прошлись с тучей по полю. (дождь)
Заслонили тучи солнце, гром раскатисто смеется. В небе молний полоса - значит, началась... (гроза)

Лежит на дороге – в ней промочишь ноги. (лужа)

Живут сестра и брат, каждый видит, но не слышит, слышит, но не видит. (гром и молния)
Сверкает, мигает, огневые стрелы пускает. (молния. )

Похож я с виду на горох. Где я пройду – переполох. (град)
На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
Льдинки с неба полетели, колоски побить хотели. (град)
Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог. С крыши катится он в сад. Что такое? Это - ... (град)

А в июне белый снег вновь порадовал нас всех - будто рой ленивых мух, с тополей слетает... (пух)
Жаркий шар на небе светит. Этот шар любой заметит. Утром смотрит к нам в оконце, радостно сияя, ... (солнце)
Мчится по холмам змея, влагу деревцам неся. Омывая берега, по полям течет... (река)
Они легкие, как вата, по небу плывут куда-то. Держат путь издалека каравеллы-... (облака)

ЗАГАДКИ

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (колобок).

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино).

Пословицы и поговорки


Не хвались серебром, а хвались добром.

Делай добро и жди добра.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Мир строит, а война разрушает

Жизнь дана на добрые дела.

Добра не смыслишь - так худа не делай.

Доброго чти, а злого не жалей.

Доброе дело два века живёт.

Добрые дела и после смерти живут.

Следовать добру - взбираться на гору, следовать злу - скользить в пропасть.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Тёплое слово и в мороз согревает.

Плохо тому, кто добра не творит никому.

Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Спать пора! уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

СЧИТАЛКИ

Вышел ежик из тумана
Выпил водки полстакана
Вынул ножик, колбасу
Хорошо в родном лесу
Тихо песню затянул
О несбывшемся всплакнул
Посмотрел в пустой стакан
И опять ушел в туман...

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет

Пиф - паф ой-ой-ой
Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,
Отказался он лечиться,
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Аты-баты
Шли солдаты
Аты-баты
На базар.
Аты-баты
Что купили?
Аты-баты
Самовар.
Аты-баты
Сколько стоит?-
Аты-баты
Три рубля.
Аты-баты
Кто выходит?
Аты-баты
Это я.

ПРИБАУТКИ

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл, -
Сидит, грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Туру-туру-туру-ру!
Во сыром тёмном бору
Сидит филин на дубу
Да играет во трубу.
Во трубоньку, во трубу:
Бу-бу-бу-бу

Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха).

Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник).

Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор).

Кочет голенаст, кланяться горазд (то же).

Мается, мается - придет домой, растянется (то же).

Лежит красавица лицом в подлавицу (то же).

В лес идет, домой глядит; из лесу идет, в лес глядит (он же, за поясом).

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).

Сквозь лошадь и корову свинью и лен волокут (тачанье сапогов).

Шла свинья сквозь быка по железному следку, хвост смолевой (то же).

Сам гол (наг), а рубашка в пазухе (свеча и светильня).

День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет (свеча).

Кто ни крещен, ни рожден, а правдой живет? (Безмен).

Черныш, огарыш, куда едешь? - Молчи, продолбанная, и тебе там быть (пивной котел и чан).

Боровище в черном хлевище (деготь в бочке).

Вкруг поля хожу, в одну жердь колочу (набивка обручей).

В избу вороном, из избы лебедем (лутошка).

Сухая пятница кости грызет (чесалка, гребень).

Бабье ремесло хворостом поросло (намычка пряжи).

Под передом, передом сидит барин с бородой (гребень с мочкой).

На осине (липе) сижу, сквозь клену гляжу, березой трясу (пряденье).

Пять, пять овечек зарод подъедают; пять, пять овечек (или: шестой барашек) прочь отбегают (то же).

Пять, пять овечек зарод подъедают; пять, пять овечек труху подбирают (то же).

Пять братов по дороге бегут, да сухи; пять братов под одоньем стоят, да мокры (пальцы обеих рук во время пряжи).

Пять подъедают, а пять подгоняют (пальцы и пряжа).

Четыре сестрицы вокруг гоняются; одна другой не догонит (воробы, мотовило).

Загануть ли те загадку - перекинуть через грядку, через плетень, через барский двор (гребень, мочка).

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

Ногой топчу, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колону и опять начну (тканье).

Брюхом тру, ногами пру, где разинется, тут и ткну (тканье).

Слепой поросенок возле тыну ползет (челнок).

Деревянные ноги, хоть все лето стой (ткацкий стан).

Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).

Маленька, синенька, всему свету миленька (то же).

Маленько, светленько, весь мир одевает (то же).

Синяя синичка весь белый свет одела (то же).

Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит (или: одевает. Иголка с ниткой).

Зверок с вершок, а хвост семи верст (то же).

Сам железный, а хвост портяной (иголка с ниткой).

Бычок кованый, а хвост воровеный (то же).

Конь стальной, хвост льняной (то же).

Железный конь, посконный хвост (то же).

Бык железный, хвост кудельный (то же).

Волк железный, хвост конопляный (то же).

Шмыг под ворота, посконная борода (то же).

Бежит свинья из Питера, вся истыкана (наперсток).

На яме, яме сто ям с ямой (наперсток).

На ямке, ямке сто ямок со приямком (то же).

Типяк (пиктель) бьет, ревяк (жернов) ревет, трубы (колеса) трещат, воды плещут (мельница).

Летят колпчики и говорят: у нашей матушки сердце каменное, грудь железная (то же).

Затопали кони в Кириловском поле, залаяла собачка на Муромском, заревел медведь на Ивановском (Романовском) (кони - мельничные песты; собачка - порхлица; медведь - жернов).

За ельником, за березничком кобылка ржет, жеребенка ждет (мельница).

Во поле, поле затопали кони, заревел медведь на ярмарке (то же).

Сидит баба на юру, ноги свесила в реку (то же).

Птица-юстрица на ветер глядит, кряльями машет, сама ни с места (то же).

Без рук, без ног лапшу крошит (то же).

Тах-тарарах, стоит дом на горах, вода брызжется, борода трясется (то же).

Стучит, бренчит, сто конец бежит: что есть в околотке, весь хлеб поест (то же).

Весь мир кормит, сама не ест (то же).

Лежит монах в крутых горах; выйдет наружу, кормит верных и неверных (жернова).

Два борова дерутся, промеж их пена валит (то же).

Бык бурчит, старик стучит; бык побежит, пена повалит (жернова).

В темной избе медведь ревет (то же).

Брат брата трет, белая кровь течет (то же).

Один говорит - побежим, другой говорит - полежим, третий говорит - покачаемся (вода, жернов, колесо).

Шило, мотовило по подлавочью ходило, по-немецки говорило (журавль).

Семь Семионов, одна Матрена (песты и ступа в мельнице).

Стучит, бренчит, вертится, страху божьего не боится (толчея).

Без ног прытко, без жил сильно, без разума хитро (мельница).

Зайду я в топотушку, загляну в работушку, стоит пузырь с побрякушкой (кузня).

Замолола безголова (коловорот).

Сухой Мартын далеко плюет (ружье).

Черный кочет рявкнуть хочет (ружье).

Дудка-дуда, на дудке дыра; дуда затрещит, собака бежит (ружье).

Летит орел, во рту огонь, по конец хвоста человечья смерть (ружье).

Летит ворон, нос окован: где ткнет, руда канет (ружье).

Во поле-полище несут голенище: в этом голенище деготь, леготь и смерть недалече (ружье).

На горе-горище лежит голенище: в том голенище деготь, леготь и смерть недалеко (ружье на плече).

Летит птица тонка, перья красны да желты, по конец ее человечья смерть (ружье, выстрел).

Летела сова из красна села, села сова на четыре столба (выстрел).

В печурке три чурки, три гуся, три утки, три яблочка (ружейный заряд).

Летела тетеря вечером, не теперя, упала в лебеду - и теперь не найду (пуля).

Птичка-невеличка по полю катится, никого не боится (ружейная пуля).

Идет свинья из болота, вся испорота (бредень).

Ноги каменны, голова деревянная, а сам в шабуре и ходит в воде (недотка мережа).

Двор дыроват, люди говорят, а выйти не велят (морда).

Ехал не конем, погонял не кнутом, жег не палку, угодил не в галку, сварил, не отеребил (на лучину рыбачить).

Пришли воры (рыбаки), хозяев украли (рыбу), а дом в окошки ушел (вода в ячейки невода).

Пошел по тут-тухту, взял с собой тав-тавту, нашел на храп-тахту; кабы да не тав-тавта, съела б меня храп-тахта (пошел за лошадью, взял с собой собаку и нашел на медведицу).

Шел я по тюх-тюхтю, наше я валюх-тюхтю; кабы эта не валюх-тюхтя, так бы съела меня тюх-тюхтя (мужик, топор и медведь).

В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут (балалайка).

В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет (балалайка).

В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает - скачет (гудок).

Ситуации бывают разные, грустные и веселые, добрые и не очень.

Позвонила мама ребенка, который лежит в больнице с ангиной, пожаловалось на грусть и скуку и попросила найти несколько стихов о болезнях.

Попробуем начать раздел с этой рубрики, быть может идея получит развитие и мы сделаем хорошую подборку стихов на различные жизненные ситуации.


br /> Cтихи о болезнях
подборка стихов о болезнях, лекарствах и докторах, для детей которым скучно и грустно болеть.

Стихи к Пасхе II
Стихи к Пасхе для детей.

Спутники дождя. Непогодные загадки
Подборка загадок о непогоде. Малышам будет интересно узнать о друзьях и подружках дождя: облака, тучи, гроза, радуга, молния, гром…

Загадки про дождь
Мы предлагаем Вам вместе с детьми впитать немного народной мудрости, используя в играх загадки про дождь. Это не только забавная игра, но и развитие речи ребенка, проявление своей эрудиции, и просто замечательное времяпровождение дома и на улице.

Загадки про лето
Подборка летние загадок.

Детские загадки про зелень с грядки
Загадки про петрушку, укроп, салат, сельдерей и лук.

Детские загадки с грядки: капуста, картошка и лук
Мы продолжаем публиковать подборку детских загадок про овощи. Сегодня мы с Вами поразгадываем загадки про капусту, картошку и лук.

Детские загадки с грядки. Баклажан, горох и кабачок
Любые детские загадки, а народные в особенности – это маленькие произведения искусства. поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.поиски ответов способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире. Поиски ответов на загадки способствуют расширению знаний малыша об окружающем мире.

Пословицы и поговорки о семье
Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего малыша, играя с ним, не забывайте об этой мудрости, включайте в свои занятия пословицы о семье для детей.

Пословицы и поговорки про учебу
Пословицы и поговорки про азбуку, про ценность и значимость учёбы в жизни человека, пословицы и поговорки о ценности знаний.

Пословицы и поговорки о труде
Это пословицы и поговорки для младших школьников. Пословицы и поговорки о труде, о мастерстве пропагандируют важность и ценность любого труда, уважение и почитание людей труда.

Загадки про осень
Загадки об осени можно отгадывать хором и индивидуально, на занятии и при проведении развлечений. Если ребенок сам начинает сочинять и загадывать загадки – это свидетельство развития его мышления и памяти, умения обобщать, сравнивать и создавать новый образ.