Самые известные бриллианты в мире. Что такое бриллиант

«Он остаётся невредимым в самом сильном огне, это свет солнца, сгустившийся в земле и охлаждённый временем, он играет всеми цветами, но сам остаётся прозрачным, точно капля воды...» Эти слова были написаны задолго до известной всем фразы Мерлин Монро, но не теряют актуальности и в наши дни.

Стоит ли говорить о том, что каждая женщина хотела бы иметь . Цена изделий с драгоценными минералами, и в первую очередь с огранёнными алмазами, во многом зависит от качества камня. Поэтому очень важно уметь правильно расшифровывать указанные на бирке изделия характеристики.


Система оценки бриллиантов: 4 «С»

Проводя экспертную оценку камня, специалист-геммолог учитывает 4 обязательных критерия, получившие названия 4 «С».

Первый параметр — carat weight (вес камня). Как известно, общепринятой мерой массы ювелирных камней является карат, равный 0,2 грамма. Само слово «карат» произошло от названия стручкового дерева, семенами которого изначально измерялись минералы.

Второй — color (цвет). Неспециалисту бриллианты кажутся абсолютно прозрачными, но на самом деле их оттенки различаются.


Третий параметр — clarity (чистота). Чистота минерала определяется наличием в его составе включений, а также их особенностями.

Четвёртый параметр — cut — огранка бриллианта.

Именно эти показатели являются основой для определения качества бриллианта и, соответственно, стоимости всего изделия. А теперь обо всём по порядку.

Расшифруем характеристики

Сертификатом на закреплённые ювелирные камни является бирка. Именно на ней указываются основные характеристики бриллиантов, зашифрованные в специальный код. Каждый шифр соответствует либо одному, либо нескольким закреплённым в изделие одинаковым камням.


Первая цифра указывает на количество бриллиантов с идентичными характеристиками.

Далее следует шифр вида огранки камня, который включает буквенное обозначение формы бриллианта и количество граней. Затем пишется общий каратный вес закреплённых в изделие камней с такими характеристиками. Две последующие, указанные через дробь цифры, обозначают класс цвета и чистоты соответственно (по Российским техническим условиям). Далее отмечается качество огранки бриллианта в соответствии с эталонной.


Качество огранки

В начале XX века математик русского происхождения Марсель Толковский опубликовал исследование «Diamond Design», в котором представил пропорции идеальной с точки зрения преломления лучей огранки алмаза, которая обеспечивает максимальные переливы света. Так, круглые бриллианты с 57 гранями стали известны как «бриллианты Толковского» и получили обозначение Кр-57. Именно этот вид огранки во всём мире называют русской и считают мировым эталоном.


Для небольших бриллиантов идеальной считается круглая форма с 17 гранями (Кр-17). Эта огранка позволяет сохранить наиболее оптимальное соотношение качественных характеристик камня с его ценой.

В России параметры огранки бриллиантов регламентируются ТУ 117-4.2099-2002. В документе указаны некоторые геометрические параметры бриллиантов, в соответствии с которыми камни относят к одной из четырёх категорий: от А до Г. Самая качественная огранка, при которой соблюдаются все признанные эталонными параметры, обозначается буквой «А». Так, бриллианты в украшениях SOKOLOV имеют именно такую огранку.


Цвет бриллианта

Существует несколько оттенков бриллианта. Некоторые из них имеют такие незначительные, на взгляд обывателя, отличия, что разграничить их может только опытный специалист-геммолог.

В России критерии оценки цвета бриллианта регламентируются ТУ 117-4.2009-2002. Оттенки камня варьируются от голубовато-белого до коньячного и обозначаются цифрами от 1 до 9. Оценка цвета, как и определение других характеристик бриллианта, является кропотливым процессом, требующим высокого профессионализма геммолога. Об этом говорят использующиеся в ТУ термины «едва уловимый», «ярко видимый», «незначительный оттенок» и др., на основании которых бриллиант относят к той или иной группе цвета.


В соответствии с действующими техническими условиями, по-разному оценивается цвет бриллиантов с 17 гранями, с 57 до 0.29 карата и 57 гранями от 0.30 карата. Поэтому оттенок мелкого кристалла 4 цвета будет насыщеннее, чем цвет более крупного бриллианта 4 класса от 0.30 карата.

Среди 17-гранных камней наиболее оптимальными по цене и качеству считаются бриллианты 2 группы («с едва уловимым оттенком» или «с незначительным жёлтым оттенком»). А для более крупных кристаллов с 57 гранями таковым является 3 класс цвета. По американской системе GIA (от названия Геммологического института Америки) этим цифрам соответствуют обозначения F, G и H.

Шкала цвета бриллиантов различных размеров

Описание Группа цвета бриллианта
Кр-17 Кр-57
до 0,3ct от 0,3ct

Голубовато-белый

1 1 1

С едва уловимым оттенком

2
2 2 3

С незначительным желтым оттенком

3 4

С небольшим оттенком

3 5

Белый, с видимым цветным оттенком

4 6

С ярко видимым цветным оттенком

7

Желтый цвет

5 8-1 - 8-5*

Коричневый цвет

4 6 9-1 - 9-4*
7

*Вторая цифра после основной указывает на интенсивность цвета в одной цветовой группе.


Чистота бриллианта

Как и определение цвета камня, оценка его чистоты не происходит одинаково для всех бриллиантов. В российских ТУ подробно описан характер включений (их объём, количество, расположение и т. п.), влияющих на отнесение бриллианта к конкретному классу чистоты.


Для применяемых в ювелирных изделиях бриллиантов Кр-17 оптимальными группами чистоты являются 2 и 3. Для Кр-57 до 0.29 карата это 4 и 5 группа, а для более крупных бриллиантов с 57 гранями – 4-6.

Важно учитывать, что группы имеют достаточно широкий диапазон. Простыми словами: пять пяти рознь. Поэтому не спешите с выводами, увидев слишком «низкий», по вашему мнению, класс чистоты. В таком случае лучше уточнить у производителя украшения более подробную информацию о поставщиках бриллиантов, особенностях огранки и других аспектах, влияющих на качество камня.

Характеристика групп чистоты Группа чистоты бриллианта
КР-17 КР-57 GIA
До 0,29ct От 0,29ct
Без дефектов 1 1 1 IF

Дефекты: одна светлая точка в центральной зоне, различимая только при просмотре с павильона; не более двух едва уловимых светлых точек или одной едва уловимой полоски в средней или периферийной зоне

2 2 2 WS-1

Дефекты: не более трех незначительных светлых точек в центральной зоне; не более двух дефектов в виде незначительных темных точек или полосок в средней и периферийных зонах

3 3 WS-2

Дефекты: не более двух незначительных темных точек в центральной части; не более четырех небольших светлых точек, не более двух полосок или одной полоски и трех небольших светлых точек в любой зоне; незначительная трещина в периферийной зоне

4

Дефекты: одно небольшое светлое облачко или одна небольшая трещина в центральной зоне или не более шести дефектов в виде небольших светлых полосок; не более трех незначительных трещинок в средней и периферийной зонах

3 4 5 VS-1
VS-2

Дефекты в любых зонах: не более восьми мелких рассеянных светлых дефектов в виде точек, полосок, мелких трещинок, пузырьков, микрошвов и линий роста, или до пяти небольших темных точек, или одно незначительное графитовое включение

5 6 SI-1

Дефекты в любых зонах: не более восьми мелких рассеянных дефектов (в т. ч. слабо видимых невооруженным глазом) в виде точек, полосок, мелких трещин, облачков пыли или одно небольшое графитовое включение

7

Многочисленные дефекты в любых зонах: не более двух небольших графитовых включений, или не более двух небольших трещин, или не более одного небольшого облачка в сочетании с графитовым включением, или одной небольшой трещины в сочетании с графитовым включением, или несколько мелких трещин в сочетании с графитовым включением

7a SI-2
SI-3

Многочисленные дефекты в любых зонах: кроме графитовых включений, в том числе в виде трещин, видимых невооруженным глазом

4 6 8 I-1

Многочисленные дефекты в любых зонах: в виде графитовых включений или графитовых включений в сочетании с трещинами, видимыми невооруженным глазом

9 I-2

Дефекты в любых зонах: различного вида, видимые невооруженным глазом, прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта

7 10

Дефекты в любых зонах: различного вида, видимые невооруженным глазом, прозрачные для просмотра менее 60% граней павильона бриллианта

5 8 11 I-3

Чёрные бриллианты

В последние годы в моду вошли украшения с чёрными бриллиантами. Некоторые ошибочно полагают, что эти минералы являются низкосортными.


Стоимость чёрных бриллиантов, действительно, значительно ниже, однако они являются более редкими. Благодаря этому украшения с ними часто считаются эксклюзивными. При отборе чёрных бриллиантов учитывается насыщенность цвета камня, равномерность окраски, отсутствие сколов и трещин.

Выбирайте украшения с бриллиантами грамотно и радуйте драгоценными подарками себя и своих любимых.


), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Исторические алмазы






  1. «Дрезденский зелёный », 41 карат . Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Санси» , 55 кар. Хранится в Лувре .
  5. «Тиффани », 128,51 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  6. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», имевшего массу 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  8. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  9. «Регент» - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  10. «Шах» , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  11. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат » на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант ». Её автором считают Массимо-Эльбе . Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами . Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространённые имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - фианит (кубически стабилизированный диоксид циркония), карборунд (муассанит), ниобат лития , гадолиний-галлиевый гранат, шпинель , титанат стронция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бриллиант"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бриллиант

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес. >

Долгая, полная мистики и загадок история бриллиантов начинается одновременно с историей алмазов, ведь бриллиант — это не что иное, как ограненный ювелирный алмаз. Определить точное время появления алмазов в жизни общества крайне затруднительно, а уж выяснить, когда к этому минералу стали относиться как к драгоценному камню — так и вовсе невозможно. Известно, что в Европу они стали попадать V-VIвеках до н.э., а вот как драгоценный камень бриллиант стал использоваться значительно позднее, только тогда, когда появились способы его огранки — приблизительно 550 лет назад.

Индия — родина алмазов

В далекие времена, когда алмазы добывались исключительно в Индии, им приписывались мистические свойства. Их чаще всего они использовались как атрибуты религиозных обрядов. Ими украшали талисманы, обереги и статуи индийских богов. Запасы алмазов строго охранялись монахами. Те немногочисленные камни, которые оказывались в Европе, попадали туда через путешественников или редких, отважившихся на длительный и трудный путь торговцев. Тогда еще алмазы выглядели совсем не так, как сейчас, им не умели придавать теперешнюю форму: их лишь немного шлифовали по естественным граням.

Алмазы в Средние века

В Средние века алмазы использовались как обереги и талисманы. Позднее их стали применять и в медицинских целях. Некоторые истово верующие в целебные свойства алмазов даже глотали их в надежде на исцеление. Римский мыслитель Плиний Старший в своем труде Naturalis Historia описывал применение алмазов в качестве инструментов, отмечая их непревзойденную прочность.

В 13 веке человечество научилось с помощью огранки придавать алмазам необходимую форму. Однако это изобретение осталось незамеченным, так как считалось, что после обработки алмазы теряют свои чудодейственные свойства. Поэтому до 1910 года (а именно тогда была изобретена шлифовка алмазов, которая применяется и по сей день) алмазы практически не обрабатывались.

В те далекие времена носить алмазы в качестве украшений разрешалось только монархам и членам их семей, поскольку они были символами силы, отваги, власти. Фактически, это был камень победителей. Согласитесь, зачем простому смертному носить у себя на шее такой камень?

Первый бриллиант

Первый бриллиант был изготовлен Луи де Бернелом в 1454 году для герцога Бургундии Карла Смелого. Увидев невероятно сверкающий камень, герцог пожелал украсить ими свои доспехи. Он свято верил, что блеск камней будет на поле боя ослеплять врагов, приводить в ужас и обращать их в бегство. И пример герцога, как показала история, оказался заразительным. Многие правители считали своим долгом выйти на поле боя в доспехах, усеянных бриллиантами. На светских мероприятиях появляться в бриллиантах было не принято, до тех пор пока фаворитка короля Франции Карла VII Агнесса Сорель не ввела моду на их ношение в свете.

Во второй половине 19 века в Европе началась настоящая бриллиантовая лихорадка: в Южной Африке был найден первый кимберлитовый алмаз — знаменитая «Звезда Южной Африки». Произошло это не совсем обычно: в 1869 году некий фермер заявился в таверну, держа в руках бутылку с камнями, которые он наковырял из облицовки собственного дома. Как ни странно, это были алмазы. Всего через несколько лет Южная Африка стала основным мировым поставщиком алмазов (второе место прочно заняла Бразилия).По всему миру стали распространяться слухи о том, что алмазы ядовиты. Делалось это для того, чтобы прекратить кражи, которые постоянно происходили на приисках: рабочие просто глотали их и уходили домой.

Именно в этот период на мировую арену выходит компания «De Beers», которая сконцентрировала в своих руках около 75% мощностей по производству алмазов во всем мире. Именно с того момента, когда компания открыла свои двери, началась новейшая история бриллиантов.

Бриллианты в России

В славянских летописях упоминания об алмазах появляются в 1073 году. А вот как ювелирное украшение его стали использовать значительно позднее. В описании одеяния царя Михаила (17 век) упоминаются алмазные запонки. В начале 18 века в Россию приходит мода на алмазные пуговицы. Екатерина II любила играть на алмазы в карты. Кстати, именно в период ее правления слово «бриллиант» в обиходе почти полностью вытеснило наименование «алмаз». Стоит отметить, что в те времена бриллианты были сплошь привозными. Русские алмазы были обнаружены на Среднем Урале лишь в 1829 году. Несколькими десятилетиями позже месторождения были найдены и в Сибири — на реке Мельничной, рядом с Енисейском, затем алмазы были обнаружены в Якутии, а потом и в Архангельской области. В августе 1954 года была открыта знаменитая кимберлитовая трубка «Зарница» — крупнейшее месторождение алмазов. Вот уже в более чем 50 лет она находится в резерве и не разрабатывается.

Только после открытия месторождения в Якутии, именно тогда, когда стало понятно, что бриллианты — это перспективная для России отрасль, в стране стали строиться заводы по огранке алмазов. Сейчас работает 7 таких заводов, основной из них и самый первый — завод «Кристалл» — находится в Смоленске. А знаменитые белые русские бриллианты ценятся по всему миру.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Александра 12.07.2016 17:55
Очень хорошая статья, написана просто и чрезвычайно увлекательно, дочитал до конца и не пожалел, такое редко бывает на просторах интернета, спасибо авторам!!!

Бриллианты поломали не одну сотню жизней. Но среди многих трагических случаев, связанных с украшениями, выделяются истории «роковых камней», которые меняли хозяев «как перчатки» и повсюду оставляли за собой кровавый след.

Пожалуй, самый безобидный в нашем списке, бриллиант «Регент» (140,64 карата). Доподлинно неизвестно, где и когда он был найден, но, по самой распространенной версии, его обнаружил в 1701 году индиец раб на руднике, в районе приисков Голконды (Центральная Индия), где была добыта большая часть алмазов, о которых мы сегодня будем говорить. Свою биографию камень, начал с крови – раб отказался отдавать его хозяевам рудника и обманул охрану, спрятав камень в разрезанном бедре и повязав все это повязкой из листьев. Ночью он сбежал, но был предательски убит одним матросом, который обещал в обмен на алмаз вывести его из страны. Прибыв в пункт назначения матрос продал алмаз сэру Томасу Питту, губернатору крепости Сент-Джордж. Деньги он истратил «по-матросски» - быстро, а потом повесился с горя.
Отсюда начинается подлинная история бриллианта. Томас Питт отдал камень ювелиру Джозефу Коупту, который и придал ему современную форму. Но в те времена губернатору небольшой крепости было опасно обладать таким сокровищем – охотники за драгоценностями не оставили бы его в покое. Поэтому, помучившись от мании преследования, Томас продал камень регенту Франции Филиппу II Орлеанскому. Во время французской революции «Регент» украли вместе с другими украшениями Бурбонов. Вернуть в руки монархии роковой бриллиант удалось Наполеону, который украсил им рукоятку своего меча. Что стало со знаменитым полководцем, всем и так известно. После Наполеона, сколько бы камень ни крали, он всегда, в конце концов, оказывался во Франции. Сегодня его можно увидеть в Апполоновой Галерее Лувра.

"Кохинор"

История белого бриллианта «Кохинор» («Гора света»), который сегодня украшает корону королевы Елизаветы, известна с XIV века, хотя найден он был, очевидно, раньше, согласно легендам, все в тех же копях Голконды. Несколько веков он украшал тюрбан раджей из династии государства Малва. Существовали легенды, что первым владельцем камня был легендарный герой Индии Карна из эпоса Махабхарата. Поэтому, в народе существовало поверие, что когда «Кохинор» поменяет владельца, то государство будет порабощено. Так и случилось в 1304 году, когда Малву завоевал делийский султан Ала-ад-Дином, который присвоил себе знаменитую драгоценность.
Впоследствии, камень сменил много династий – Великих Моголов, иранскую династию Афшаридов, афганских Дурранов – везде он считался символом власти, поэтому его владельцы менялись не всегда бескровно. Историки утверждают, что из восемнадцати владельцев этого бриллианта одни были предательски убиты, другие погибли в сражениях, остальные умерли в нищете. В конце концов, Кохинор оказался в 1849 году в руках у английских властей и был передан среди прочих ценностей, королеве Виктории.

"Черный бриллиант Орлов"

Также известен как «алмазное око Брахмы». В Индии черный алмаз в 195 карат, по легенде, украшал глаз статуи бога Брахмы около Пондишери (Южная Индия). Возможно подобная биография, а также редкий черный окрас и объяснили бы все слухи о проклятье, если некоторые из его владельцев не свели счеты с жизнью. Первым был Джей Пэрис, который привез бриллиант в Америку в 1923 году. Спустя некоторое время он спрыгнул с одного из небоскребов Нью-Йорка. Следующие владелицы – Надежда Орлова и княгиня Галицина-Баританская тоже, якобы, в 1947 году покончили с собой.

Сложно утверждать, насколько правдивы эти истории – архивы обходят загадочные смерти стороной. Согласно документам, княгиня Галицина-Баританская умерла в возрасте 102 года в Швейцарии в 1918 году, а Надежда Петровна Орлова в 90 лет во Франции в 1988 г.

Впоследствии камень поменял еще многих владельцев, наиболее известный из них - ювелир Денис Петимезас, купивший камень в 2004 году. Он публично заявил, что не чувствует никакого действия пресловутого проклятья, и бриллиант не принес ему ничего иного, кроме удачи. Тем не менее, уже спустя 30 месяцев он выставил его на продажу. В 2006 году у «черного Орлова» нашелся загадочный покупатель, по словам СМИ, «с другого континента», чье имя и судьба общественности неизвестно.

Ничего неизвестно о происхождении еще одного печально известного бриллианта «Санси». Говорят, что его добыл некий купец в пещерах с драгоценностями и вез в дар султану, но в пути его убили. После этого камень пошел «гулять» по свету, пока не попал в руки короля Карла Смелого в XV веке. Он и отдал его ювелиру для огранки, который сделал из него бледно-желтый бриллиант 55, 23 карата. Спустя два года король умер, а камень пропал без вести и был найден только в 1570-м году у Николая де Санси – французского поверенного в Константинополе. Вот к кому бриллиант отнесся благосклонно – с его помощью Николаю удалось добиться расположения короля Франции Генриха III, которому он на время его одолжил. По легенде, слуга, отправившийся доставить камень королю, погиб от руки грабителей, но перед этим успел проглотить "Санси". Как известно, Генрих III тоже не долго просидел на троне.

Когда произошла Французская революция 1789 года, "Санси" находился во французской сокровищнице вместе с другими роковыми бриллиантами «Хоуп» и «Регент». Дальнейшая его судьба туманна. Известно, что он успел побывать в руках у Демидовых. В конце концов, его купили американские промышленники Асторы, которые через некоторое время продали его Лувру, где он и находится по сей день.

Самый последний и самый кровавый – сапфирово-синий бриллиант, с абсолютно несоответствующим именем своей репутации – «Хоуп» («Надежда»). Камень, весивший до огранки сто пятнадцать каратов (карат равен 0,2 грамма), был привезён из Индии французским купцом, путешественником и ювелиром Жаном-Батистом Тавернье, который, кстати, известен своими описаниями копей Голконды. Он подарил его королю Людовику XIV. Первой, на кого обрушилось проклятье, была многолетняя любовница короля маркиза де Монтеспан. Эта пылкая черноволосая красавица, к тому же умная и образованная, успевшая родить королю восемь детей, получив алмаз в подарок, сразу же опротивела Королю-Солнце. Даму сердца изгнали из дворца, а алмаз, нашел свое место на кружевном жабо Людовика XIV. Ровно через семь месяцев, в 1715 году, король, не расстававшийся с бриллиантом, скончался. Его наследник Людовик XV упрятал "Хоуп" на долгие годы в королевскую сокровищницу. Следующей его хозяйкой стала печально известная Мария-Антуанетта, которая любила шикарные платья и красивые камушки. Ее судьба, как и судьба ее супруга всем прекрасно известна – гильотина. Следующим его известным владельцем стал Георг IV, который вскоре сошел с ума. После этого, камень продали банкиру Томасу Генри Хоупу. Человека, именем которого назвали камень, отравили.
В 1910 году бриллиант приобрёл за 550 тысяч франков ювелир Пьер Картье, который почему то сразу же перепродал его семейству миллионеров Маклин. Эдвард Бейл Маклин являлся наследным владельцем газеты «Вашингтон пост», а его жена Эвелин Уэлш Маклин владела алмазными копями. Вскоре семья потеряла наследника, после чего мистер Маклин запил горькую и скончался. Напуганное семейство продало в 1958 году «Хоуп» известному филантропу Гарри Уинстону, который, впоследствии передал его Смитсоновскому институту.
Сегодня знаменитая «Надежда» поджидает свою новую жертву за пуленепробиваемым стеклом экспозиции.

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Муассанит и бриллиант

Субтитры

Исторические алмазы

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат» на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант». Её автором считают Массимо-Эльбе. Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами. Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.