Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому. История праздника «Новый год»: как он возник, интересные факты, в какой стране Новый год не празднуют? Кто празднует новый год 1 января

Новый Год — самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бокалов с шампанским, мерцание огней…

Нововведения Петра I в празднование нового года

Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января.

В те времена Рождество Христово в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 — 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.

Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами.

Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат «Оливье». Он был владельцем трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье».

Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.

С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество Христово и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество — на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: «Кюба» на Большой Морской улице, или «Медведь» на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.

Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.

После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» — писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью — елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась.

Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников.

С 1936 года в Москве, устанавливается самая главная детская Елка России в Кремле.

Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.

Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Новый год - любимый многими праздник, который сегодня широко отмечают в странах СНГ и во всем мире. В России его празднуют с особым размахом, и каждый ребенок с малолетства знает: в ночь с 31 декабря на 1 января надо загадывать желания и ждать чудес. Но далеко не всегда Новый год отмечался в эти даты. Праздновать его 1 января повелел Петр I: соответствующий указ император подписал 320 лет назад - 20 декабря 1699 года. Именно тогда в России начали украшать дома еловыми ветками и запускать фейерверки. А что же было до этого? Расскажем в нашей статье.

«Первый день во году»

Первые сведения о том, что на Руси праздновали Новый год, появились в XV веке. Тогда этот праздник назывался «Первый день во году». Первоначально Новолетие было связано с сельскохозяйственным календарем и днем весеннего равноденствия. Каждый год, согласно юлианскому календарю, начинался 1 марта и заканчивался 28 февраля или - в високосные годы - 29 февраля. С приходом на Русь христианства празднование стали переносить то на Пасху, то на 1 сентября - по аналогии с Византией. Одним словом, четко установленной даты праздник долгое время не имел.

Точку в новогоднем вопросе поставил великий князь Московский Иоанн III. В 1492 году он окончательно постановил считать началом года 1 сентября - в соответствии с церковным календарем. Конечно, никаких елей тогда еще не наряжали, традиции были иными. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки. Также для многих это был шанс лично встретиться с государем и попросить его о милости: накануне Нового года царь принимал у себя всех желающих - от бояр до простолюдинов, и каждый мог обратиться к нему с просьбой.

В Кремле в честь Новолетия проходили пышные торжества. Они назывались «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Основная церемония начиналась около 9 часов утра на соборной площади Кремля. По большому помосту, покрытому персидскими и турецкими коврами, в праздничном облачении проходили царь и патриарх в сопровождении духовенства. Начиналась служба, после которой патриарх обращался к царю со «здравственной» речью. После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Новый год по-европейски

В 1682 году власть перешла в руки к молодому царю-реформатору Петру I, и жизнь в стране начала кардинальным образом меняться. Преобразования Петра затронули и Новый год. Император терпеть не мог скучных официальных церемоний и стремился сделать Россию светским государством. С жадностью перенимавший опыт иностранных соседей, Петр решил и праздники отмечать на европейский манер.

20 декабря 1699 года вышел царский указ, который предписывал отмечать Новый год так, как это делают в Европе. Празднование было перенесено на 1 января. Свое решение Петр мотивировал тем, что многие европейские христианские страны «согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира». Так как к 1700 году большинство европейских государств уже перешли на григорианский календарь, а Россия все еще жила по юлианскому календарю, она отпраздновала наступление нового столетия на 10 дней позже, чем ее западные соседи.

По приказу Петра I россияне стали украшать дома и большие проезжие улицы ветками сосны, ели и можжевельника в соответствии с образцами, выставленными в Гостином дворе. В знак веселья всем полагалось поздравлять друг друга с Новым годом и наступлением нового столетия. На Красной площади устроили праздничные салюты и фейерверки, а москвичам было велено палить из мушкетов и запускать возле домов ракеты. В полночь император вышел на Красную площадь с факелом в руках и самолично запустил в небо первую ракету.

Веселье длилось вплоть до сочельника и окончилось 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки многолетней традиции, царь следовал за духовенством в праздничном облачении. Вместо этого великий реформатор стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы, расшитые золотом и серебром. Всем представителям знати - как мужчинам, так и женщинам - Петр также повелел облачиться в европейские костюмы.

Несмотря на то, что далеко не все были довольны такой политикой самодержца, новогодние традиции в России прижились довольно быстро. Во многом это объяснялось и тем, что Новый год наложился на другой праздник, любимый на Руси еще со времен язычества - зимние Святки. Поэтому веселые гуляния, колядки, проделки ряженых, катание на санях, гадания и хороводы - все это отлично вписалось в обряд встречи Нового года. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре и дожил до наших дней. Правда, было время, когда Новый год и Рождество в России фактически запретили, но это уже другая история.

Новый год – известный, яркий и едва ли не самый ожидаемый праздник, который знаменует начало нового года и, несмотря на зимнюю погоду, приносит много радости и тепла. Во многих странах новый год приходит 1 января. Однако люди не всегда праздновали начало года в первый день второго месяца зимы. Давнейшие празднования по случаю Нового года проводились ещё с 2000 г. до н. э. в Месопотамии и приурочивались к весеннему равноденствию. Древние народы использовали и иные даты для новогоднего праздника. В античной Греции начало года встречали вместе с зимним солнцестоянием, в Египте новый год справляли в осеннее равноденствие.

Почему тогда 1 января является всеобщим новогодним праздником, который отмечается в разных уголках мира? Очевидно, чтобы узнать это, следует заглянуть в историю праздника.

Ранний римский календарь

Древнеримский бог начал Янус

Древние римляне изначально использовали лунный календарь, где насчитывалось десять месяцев и год брал своё начало 1 марта. В VII в. до н. э. римский император Нума Помпилий преобразовал календарь, в результате чего к году прибавились 2 новых месяца – январь и февраль. Январь именовали в честь римского бога начал и дверей Януса, который изображался с 2-мя лицами, развёрнутыми к западу и востоку, смотрящими в прошлое и будущее. Имя «Янус» произошло от латинского слова janua, что в переводе означает «дверь, вход».

"Парижский словарь московитов" XVI века одним из первых сохранил русское название новогоднего праздника: "Первый день во году". Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года - первое сентября (по юлианскому календарю). Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии "О начатии нового лета", "На летопровождение" или "Действо многолетнего здоровья" в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом - между Архангельским собором и Иваном Великим - на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.

Напротив располагались два места - для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде. Многочисленная царская свита также блистала роскошью - сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.

Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи - непременно с низким поклоном до земли. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому "не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны".

…волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года

В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.

Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта - со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков - первый губернатор Петербурга.ёлка" стало синонимом трактира - отсюда и выражения "поднять ёлку" (выпить), "идти под ёлку" (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал "древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла".

Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной - на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.

Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году - праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.