Пути развития патриотической культуры дошкольников. Русская народная народная сказка как средство патриотического воспитания детей Русские народные сказки на воспитание патриотических чувств

«Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Воспитатель: Шурыгина О. Е.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наблюдая за детьми мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.

Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В начале этого учебного года я решила создать педагогический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с русскими народными сказками «Нравственно-патриотическое воспитание сказкой».

Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста в реализации ФГОС.

Задачи проекта:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно -патриотических качеств дошкольников.

Участники проекта – дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста, созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методы и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

По срокам проведения проект долгосрочный, рассчитанный на 1 год.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

2. Основной этап (октябрь- апрель)

3. Заключительный апрель-(май)

Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.

Были проведены: анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка», диагностика детей «Мой любимый сказочный герой».

Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».

Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.

А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.

Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе ребёнка: близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников.

В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей») .

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса») «Заюшкина избушка».

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).

Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и ФГОС включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.

В работе мной используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) ; игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю

детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. А так же с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай из какой сказки,“Продолжи сказку ” (описание героев) и другие.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценированиисказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.

Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Для дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.

Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.

Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность речи. Само слово также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Слово вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В сказках нравственно-патриотическое содержание усиливается так же музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих нравственно-патриотическое содержание.

В работе с дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки.

В любом случае задача нравственно-патриотическое воспитание так или иначе решается в каждой сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.

Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т. д.

Приступая к работе над м сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей разных групп.

Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.

Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.

Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.

Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:

1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.

3. Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».

4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: трудолюбие, добро, дружбу, взаимопомощь, гуманность, любовь. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики,-- писал К.Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчёркивал, что "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия - удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме ("Курочка ряба", "Репка"), и сказки с острым захватывающим сюжетом ("Кот, петух и лиса", "Гуси-лебеди"). С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, борьба мужества, стойкости и преданности над злом, каким бы страшным оно ни было. Тем же целям нравственно-патриотического воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость и лесть. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. .

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал за ними. Эмоциональность рассказа, выразительность, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Присущие детям непосредственность восприятия, а так же вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей. Эта внутренняя активность - "жизнь вместе с героем" - как бы поднимает все душевные силы ребёнка на новую ступень, даёт возможность интуитивно, чувствами познать то, что он ещё не может осмыслить разумом.

Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать, объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его. Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают не точны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки и действия. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения и моменты.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение и чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра). У детей трёх-четырёх лет интерес можно возбудить присказкой. Сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

У каждого народа свои сказки, но все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, гордость за своих героев и свой край.

Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

Героический эпос (былины) - замечательное наследие прошлого, свидетельство искусства народа и древней культуры. Он сохранился в живом и устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Своё название былина получила от близкого по смыслу слова "быль". Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри - необыкновенной силы мужчины, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Большая часть русских былин говорит о героических подвигах народных богатырей. Например, былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Вольге Буслаевиче, о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут и не льстят. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим самым святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа. Былинный эпос - это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения предков, на изучение традиций и поведения людей во времена существования монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей отчизне и всячески защищал её от врагов.

Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с самого детства, с колыбели, где закладываются основные личностные качества. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательной и образовательной информации.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности малышей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

В современном дошкольном учреждении есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: "народная музыка", "оркестр народных инструментов", "народный хор".

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

Воспитатель широко может использовать в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка должна звучать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться того, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости, любви к родному краю. А музыкальное искусство, в свою очередь, "шаг за шагом" может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением молодого поколения страны. .

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве, их использование в воспитательной работе с детьми.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки . Концентрированность, ёмкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многогранность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребёнка потребность найти её решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения.

Самым ценным во все времена в воспитании детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать то, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: "Нет в мире краше Родины нашей", "Родина любимая - мать родная" и др.

Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: "При солнышке тепло, при матери добро", "Другой матери не будет", "Счастья и доброту у матери найду" и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными благодаря общению детей с природой.

Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: "Без хозяина земля - круглая сирота", "Земля заботу любит", "По погоде и урожай" и др. Большое значение в учреждениях придается патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далёкого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьёзную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние на маленького человека. Напившись из чистого родника, ребёнок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Пословицы и поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. .

Роль народных праздников и традиций в приобщении детей к народной культуре.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания, которая непосредственно связана с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует особенная русская традиция проведения этого праздника - это Рождественские Святки. Так, подготовка к Рождеству, как и было в народе, начинается заранее - ещё в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придаёт ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые должны быть сшиты по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинают интересное действо - игру - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания. На праздниках, что характерно для народной традиции, не должно быть просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребёнка нет ярко выраженных музыкальных и актёрских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребёнок любого возраста и уровня развития должен найти необходимую ему возможность самовыражения.

Роль игры в познании окружающего мира.

Дошкольники познают окружающий мир, и помогает ему в этом игра. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры - своеобразная школа для ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно - дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу - значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспитатели, дети и родители должны выходить с "экологическим патрулем" для очистки прилегающей территории. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.

В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а только то, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. воспитание патриотический дошкольник музыка

Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые воспитателю для руководства играми.

Итак, мы видим, что возможности организации патриотического воспитания в дошкольном учреждении огромны. Главное - понимать зачем это делать и не жалеть времени на поиск путей формирования будущего патриота, гражданина своей Родины.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Цели:

Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества

-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

-"Каша из топора"

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-"Мужик и медведь"

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

-"Два мороза»

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

Консультация для воспитателей

«Сказка учит и воспитывает»

«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. - Она учит его мужеству и верности; - она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира.
В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость» (И.А. Ильина)

Актуальность
XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

    добра побеждает зло («Золушка»);

    учат дружить («Теремок»)

    учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);

    уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);

    учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);

    помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);

    высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали как щедра и благородна Золотая рыбка?

    вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец»«Про Добрыню Никитича и Змея Горынича»«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
    Формировать понятие «единства всех живущих на земле людей». Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

    Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Немного отдохнем, предлагаю вам блиц-опрос:

«Назовите особенности сказок »

Троекрактное повторение : Три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул , триглазка;

Повторы : бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;

Забавные прозвища : мышка-норушка, лягушка-квакушка;

Встречается число 7 : в «Репке» семь персонажей, «Цветик- семицветик » , «Волк и семеро козлят» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях », «Семь Симеонов» ;

Противопоставления : добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели угадываете настоящее название сказки .

1. «Мышь босиком» - «Кот в сапогах» .

2. « Рассказ о простой курочке » - « Сказка о золотом петушке » .

3. «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе» .

4. « Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях ».

5. «Один из Молоково» - «Трое из Простоквашино» .

6. «Зеленая бейсболочка» - «Красная Шапочка» .

В завершении… С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня , пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

Желаю вам творческих успехов!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Матвеева Наталья Анатольевна воспитатель Пендюрина Татьяна Викторовна музыкальный руководитель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 63 «Весняночка» г. Тольятти, Самарская область СКАЗКА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: авторами статьи показано применение сказок в качестве метода обучения на занятиях в ДОУ. Исследователи считают целесообразным использование сказок, являющихся неиссякаемым источником для нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дошкольники, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, сказка. Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок Народная мудрость Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие, имеют сказки на дошкольников. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями,которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. С древнейших времён народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Задача педагога донести до сознания ребенка народную мудрость. Для сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. дружить. Например: «Репка», «Теремок» формируют такие качества, как трудолюбие, умение Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают найти ему Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И, наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей их активность, действенность. По мере развертывания фабулы препятствия и трудности, встречающиеся на пути положительных героев, усложняются. Это увеличивает ценность и значение их победы. Персонажи сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказания, а затем получают поощрения: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой, девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле». Прямая связь между поступком и его следствием характерна для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку -дошкольнику. Ему еще 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких, выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим. Обнажая человеческие слабости, сказка нередко пользуется таким могучим орудием как насмешка. Чаще всего эта насмешка добродушная, мягкая, но в некоторых случаях она острая, злая. Так, в сказке: «Битый небитого везет» («Лиса и волк») исключительно остро высмеивается тупость волка. Глупый, доверчивый волк, последовав совету хитрой и умной лисы, был избит и остался без хвоста, да к тому же еще взялся везти на себе плутовку-лису, виновницу всех его бед. Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман. Герой сказки «Жихарка» сумел найти выход из затруднительного положения, обманув лису. Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми. В сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках. 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Нетрадиционный подход как раз и дает нам и ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей должна стать творческим девизом для ребенка. Это явилось для нас главной установкой. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагали в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. Поскольку нельзя подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки. Содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным давать моральную оценку героям, их поступкам, т.е. научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции. В сказке «Рукавичка» нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Итак, можно сделать вывод, что сказка неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Список литературы 1. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь / В.И. Зимин, А.С. Спирин. М.: Сюита, Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна [и др.]. СПб: Детство-Пресс, Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, Соловьева Е.В. Наследие. И быль, и сказка М.: Обруч, Фаррахова Г.Ф. Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения:). 5


«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

Таштандинова Элеонора Николаевна воспитатель МБДОУ Белоярский Д/С «Теремок» с. Белый Яр, Республика Хакасия ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ХАКАССКОГО НАРОДА Аннотация: в работе

«Сказки помогают малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло» Л.Н.Толстой «Роль сказки в духовнонравственном воспитании младших дошкольников» Авторы ВОСПИТАТЕЛИ МБУ «Школа 86» СП

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.долинск Сахалинской области «Роль книги в формировании духовно нравственного воспитания дошкольников» Выполнил: воспитатель

Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство, информатика. подготовили Учащиеся 2 2 класса МБОУ «Гатчинская СОШ 8 «Центр образования» 2013 год Вопрос (проблема) проекта. Цель и задачи проекта.

Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании

Папанова Галина Сергеевна Суменко Нелли Аминовна Мизюркина Светлана Геннадьевна Чепурова Анастасия Александровна МБДОУ «Д/С 150» г. Новокузнецк, Кемеровская область ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ефименко Лариса Игнатьевна воспитатель Синдяшкина Татьяна Викторовна заместитель заведующего по ВМР АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 149 «Ёлочка» г. Тольятти, Самарская область ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Кошаева Наталья Владиславна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 140 «Златовласка» г. Тольятти, Самарская область МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ

Воспитание сказкой Презентация Стрельцова Надежда Павловна - Волшебное значение сказок известна с давних пор. До нас дошло не мало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений

Михайлова Олеся Борисовна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 2 «Сказка» г. Ядрин Чувашской Республики г. Ядрин, Чувашская Республика МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технологическая карта ОД с детьми средней группы Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» (речевое развитие) Возрастная группа: средняя. Воспитатель: Бахилова Алла Викторовна Образовательная

Горбунова Наталья Николаевна, воспитатель, ГБОУ ООШ 4 г. Новокуйбышевск Структурное подразделение «Детский сад «Буратино», г. Новокуйбышевск Скорынина Ольга Анатольевна, старший воспитатель, ГБОУ ООШ 4

ИГРЫ ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ РЕБЁНКА Хайруллин И. Т., доцент, К(П)ФУ, г. Казань [email protected] Екатерина Кучерова Владимировна, студент Института социальнофилософских

Проект «Мой сказочный любимый герой» Выполнила воспитатель МКДОУ «д/с 5»: Резник Т.В. Участники проекта: -Дети старшей группы - родители -Воспитатель Резник Т.В. -Специалисты ДОУ Тип проекта: Познавательно-творческий;

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад 98» План по самообразованию «Воспитание сказкой» Емельянова Маргарита Олеговна воспитатель 2017 2018 г. Актуальность. План по самообразованию Тема: «Воспитание

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФГОС Наружных Е.И., воспитатель МБДОУ ДС 10 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Проект «Русские народные сказки в воспитании патриотических чувств в средней группе» Автор: Исаева Надежда Викторовна - воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение города

Осипова Татьяна Владимировна старший воспитатель Смаева Оксана Игнатьевна воспитатель Федорова Светлана Валерьевна воспитатель Черненко Валентина Анатольевна заведующий МБДОУ «Д/С 2 «Калинка» г. Новочебоксарск,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Проект по познавательному развитию для детей первой младшей группы «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» Воспитатель: Музыка Н.С. 2017-2018

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Хузина Виктория Мирзахасановна инструктор по физической культуре Зименкова Татьяна Геннадьевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 63 «Весняночка»

Шатохина Валентина Владимировна воспитатель Орехова Оксана Олеговна педагог-психолог Кальченко Юлия Львовна старший воспитатель МБДОУ «Д/С 53» г. Белгород, Белгородская область ТЕХНОЛОГИЯ «КЛУБНЫЙ ЧАС»

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение (частное учреждение) «Детский сад «Золушка» Конспект совместной образовательной деятельности кружка «В гостях у сказки» Составил: Коробова Вероника

Родительское собрание в группе 6 Ноябрь 2017 тема «Сказка как средство развития речи и воспитания нравственных качеств у ребенка» Цель: познакомить родителей с организацией работы по нравственному и речевому

Никульникова Оксана Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 178» города Магнитогорска Челябинская область, г. Магнитогорск «ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО СКАЗКАМ»

Мишенина Наталья Владимировна педагог дополнительного образования, заместитель директора Горбенко Наталья Сергеевна педагог дополнительного образования МУ ДО «Центр детского творчества» п. Дубовое, Белгородская

Педагогический проект: «Роль мультфильмов в развитии и воспитании детей». Рыжкова Ольга Валентиновна МБДОУ д/с 4 «Сказка» г. Никольск Актуальность: Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей,

Консультации для родителей «Ребёнок и книга» Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень

МБДОУ «Детский сад «Колобок»с.Засосна» «По страницам сказок» Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей подгруппе. Выполнила: воспитатель Быкова Ирина Николаевна 2014г Интеграция

Зверева Ольга Владимировна педагог-психолог Гревцова Надежда Павловна инструктор по физической культуре Земцова Светлана Васильевна воспитатель Тарутина Ирина Леонидовна заведующая МАДОУ Д/С КВ 38 «Совёнок»

Садыкова Елена Николаевна воспитатель МБУ Д/С 5 «Филиппок» г. Тольятти, Самарская область ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТО ИГРА, В КОТОРОЙ РЕБЁНОК ПОЗНАЁТ МИР И РАЗВИВАЕТ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Аннотация: в данной

МКДОУ Нововоронежский детский сад 12 Программа по духовнонравственному воспитанию детей 4-7 лет В МКДОУ Нововоронежский детский сад 12 имеется «Программа по духовнонравственному воспитанию детей 4-7 лет»

Доклад: «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу,

Консультация для педагогов «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова д 4 к 3) Отчет по инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год «Формирование

Крюкова Наталья Владимировна воспитатель Потапова Ольга Александровна воспитатель Евдокимова Ирина Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Д/С 53» г. Белгород, Белгородская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ

Вейлерт Наиля Талгатовна заведующая Большакова Юлия Валериевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 204 «Колокольчик» г. Тольятти, Самарская область РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ

Составитель: воспитатель МБДОУ детского сада 5 г.ворсма Васильева Татьяна Николаевна ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ЛОТО «СКАЗОЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Для детей старшего возраста Многих бед в сказках могло бы не случиться,

DOI 10.21661/r-113345 Постникова Оксана Валерьевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 31 г. Могоча, Забайкальский край УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ д/с 31 Кузнецова М. В. 2016 г. ПРОЕКТ «Эти прелестные сказки» для детей младшего

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Павловская Валентина Анатольевна воспитатель МБДОУ Д/С 53 г. Белгород, Белгородская область ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект во 2 младшей группе на тему: «Читаем сказки» МКДОУ детский сад 12 «Аленушка» Воспитатель: Симаева Н.Е. г. Минеральные Воды 2018год Проект «Читаем сказки» во 2 младшей группе. -Тип проекта: творческий,

Викторина по русским народным сказкам Цели: -формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая, воспитывать

Трубникова Татьяна Викторовна музыкальный руководитель высшей категории АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 171 «Крепыш» г. Тольятти, Самарская область ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт

Басинова Наталья Андреевна воспитатель МКДОУ Д/С 7 г. Мирный. Архангельская область ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в данной статье затронута

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 г. Йошкар-Олы «Жемчужинка» Программа кружковой работы с детьми младшей группы 3 4 года «Осьминожки» «Книголюб» (Здравствуй

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Болилая Татьяна Федоровна воспитатель МБДОУ «Полазненский Д/С 8» пгт Полазна, Пермский край КНИГА УЧИТ НАС ДОБРУ... Аннотация: в статье описаны методы и приемы ознакомления детей

Панова Валентина Ивановна заведующая Погорелова Светлана Васильевна воспитатель МДОУ «Детский сад 5 с. Хохлово Белгородского района» с. Хохлово, Белгородская область ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 комбинированного вида города Ейска муниципального образования Ейский район ОО «Речевое развитие» /Чтение художественной литературы/

Эврикова Лилия Фаридовна воспитатель МБДОУ «Д/С 182» г. Чебоксары г. Чебоксары, Чувашская Республика ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: данная статья посвящена вопросу взаимодействия

Ильина Мария Дмитриевна воспитатель Кузнецова Людмила Михайловна музыкальный руководитель Куфтова Марина Викторовна воспитатель МБОУ «Тишковская СОШ» им. П.П. Мурыгина с. Тишково, Астраханская область

DOI 10.21661/r-119418 Соколова Ольга Сергеевна аспирант Институт культуры и искусств ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» г. Москва ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Алексеева Светлана Васильевна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 107 «Ягодка» г. Тольятти, Самарская область ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Аннотация: сенсорное развитие имеет огромное значение

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Подготовила: Лукьянова С.Н. Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребёнка,

Артамонова Мария Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С 100 «Островок» городского округа Тольятти г. Тольятти, Самарская область К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ Аннотация: в

Проект для младших школьников «Какие бывают сказки?» Воспитатель: Крылова Светлана Анатольевна Место проведения проекта: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Участники проекта: обучающиеся 3 класса. Время

Уварова Лариса Сергеевна воспитатель Шевченко Елена Борисовна воспитатель Шабалина Галина Николаевна заведующая детским садом МБДОУ Д/С КВ 5 г. Белгорода г. Белгород, Белгородская область ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 99» «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект «Сказки всегда с нами!» 2 младшая «А» группа 2016г. Педагог: Домченко М.Р. Тип проекта: художественно- эстетический

Бородкина Екатерина Павловна воспитатель МБДОУ Д/С 7 «Жемчужинка» г. Симферополя г. Симферополь, Республика Крым СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 12 г. Пугачева Саратовской области» Сказки за безопасность детей Развивающее занятие «Лисичка сестричка и серый волк» Педагог-психолог Волкогон

Сказкотерапия воспитатель средней группы Першикова Светлана Павловна Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки,

Научно-исследовательская работа Русский язык Основные черты характера героев в сказках о животных Выполнила: Воронкова Мария Олеговна Учащаяся 3 «Б» класса МБОУ «Школа 77» г. Казани Руководитель: Савина

Проект «Что за прелесть эти сказки!» Разработали: воспитатели старшей группы 10 «Затейники» Яркова В.И. Варванская Е.В. Проект разработан на основе годового учебного плана, в рамках тематической недели

Викторина «В гостях у сказки» Цели: Расширить знания учащихся о сказках; Создать условия для пропаганды здорового образа жизни; Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;