Как развить реакцию у ребенка: советы профессионального тренера. Основные методики воспитания жизненно важных двигательных качеств у детей

Быстрота реакции является одним из самых впечатляющих физических качеств человека. Более того, скорость реакции жизненно важна даже в быту, не говоря уже об экстремальных ситуациях, довольно часто возникающих в нашей жизни. Если вы управляете автомобилем, ходите по оживлённым улицам города, играете в футбол или другие активные игры, занимаетесь боевыми искусствами, вам не обойтись без хорошо развитой реакции. Если у вас есть дети, стоит позаботиться о развитии и них хорошей скорости реакции, используя приведённые в статье упражнения.

Реакция. Что это?

Время реакции – это время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Весь процесс реагирования содержит в себе 3 фазы:

1) раздражение воспринимается рецептором и в виде нервного импульса бежит к коре головного мозга;

2) переработка нервных импульсов и формирование необходимой реакции;

3) передача сигнала мышцам для ответного действия и непосредственно их работа.

Чем меньше время, затраченное на все 3 фазы, тем выше скорость реакции человека.

Скорость реакции особенно проявляется в игровых видах спорта, боксе, единоборствах. Также она важна там, где необходимо быстро уйти со старта по сигналу (бег, плавание).

Хорошая скорость реакции нужна и в повседневной жизни – она помогает не только избежать неожиданно появившихся опасностей и препятствий (особенно на дорогах), но и быстро решать необходимые задачи, обрабатывая большое количество информации.

Скорость реакции каждого человека зависит от работы его нервной системы (скорости передачи нервных импульсов). Эта особенность заложена в нас генетически, и она не поддаётся тренировкам – изменить её мы никак не сможем. Как же тогда улучшить свои способности к реагированию?

Во-первых, следует улучшать свои скоростные способности – ведь быстрота реагирования организма после получения всех необходимых сигналов зависит уже от возможности мышечной системы быстро выполнять какие-либо действия.

Во-вторых, нужно сформировать у себя рефлексы, позволяющие реагировать на определённые раздражители без размышления и без постоянной корректировки движения.

Что значит корректировка движений? Когда мы пытаемся овладеть новым движением, мышца получает сигнал о том, что она должна сделать, а после уже она отправляет сигнал о том, что получилось в результате, и вносятся корректировки, то есть мышца находится под постоянным контролем. Это требует определённого времени. Если же Вы сумеете выработать рефлекс на нужный Вам раздражитель, например, на определённое действие соперника, то время на его обдумывание уже не понадобится.

Если вы просто хотите развивать скорость реакции, не привязываясь к какому-либо действию, можно использовать следующие упражнения.

Упражнения для развития скорости реакции

Выбегание со старта по чужой команде

Делайте это из различных положений: сидя, стоя на четвереньках, из упора лёжа, лёжа лицом вниз/лицом вверх (если позволяет поверхность). После старта будет достаточно пробежать 10-15 метров – здесь важна именно скорость реагирования на сигнал. Желательно выполнять это упражнение в группе либо с контролем времени выполнения упражнения.

Бег с высокой скоростью по лесу или парку

Нужно выбрать не самую популярную дорогу – чем больше препятствий на Вашем пути, тем лучше. Необходимо во время ускорения уклоняться от веток деревьев и успешно миновать кусты, встречающиеся на пути. Но не стоит выбирать для бега поверхность, покрытую травой – это может быть не только губительным для некоторых видов растений, но и травмоопасно для Вас. На траве очень легко поскользнуться.

Уклоны от брошенного партнёром мяча

Постепенно можно сокращать дистанцию и увеличивать силу броска. Выбрать следует такой размер и материал мяча, чтобы при неудачной попытке увернуться, Вы не получили травму, особенно головы. Например, теннисный мяч лучше не использовать в таких тренировках.

Спарринг

В боевых искусствах нет лучшего средства для развития реакции бойцов, чем спарринг. Поединок с имитацией ударов или нанесением лёгких ударов является прекрасной тренировкой не только реакции, но и координации движений, выносливости и многих других важных физических качеств.

Метания мяча в цель или на дальность после чужого сигнала

Это упражнение тоже лучше проводить в группе либо с контролем времени. Здесь, наоборот, отлично подойдёт именно теннисный мячик.

Детская игра «Сядь на стульчик», в которой стульев меньше, чем играющих

При определённом сигнале (выключение музыки, хлопке) необходимо занять стул, тоже неплохая тренировка реакции. Как разновидность можно использовать следующий вариант: вместо стульев разложить по столу примерно одинаковые по форме и размеру предметы и по сигналу каждый участник должен схватить один из предметов. Предметов, соответственно, должно быть меньше, чем участников.

Сигналы для тренировки реакции

Кроме звуковых сигналов можно подавать зрительные: например, вместо хлопка использовать включение лампочки (выключатель и человек, который должен включить лампу не должны быть видны тренирующимся).

Интересно, что реакцию можно тренировать и на запахи – это разовьёт чувствительность Вашего обоняния и добавит разнообразие в тренировочный процесс. Например, выполнять какое-либо движение на скорость после появление запаха какого-либо освежителя воздуха (брызнуть освежителем должен будет Ваш напарник). Важно, чтобы Вы не видели и не слышали, как это происходит, а реагировали именно на запах. Для этого напарник стоит вне зоны видимости, а само упражнение можно выполнять в берушах.

Самое важное при тренировке скорости реакции – это создать эффект неожиданности в появлении нужного сигнала.

Для этого лучше всего тренироваться с кем-либо. Если всё-таки пришлось тренироваться одному, воспользуйтесь подручными предметами. Например, можно бросать в стену мяч для регби и ловить его – Вам будет сложно предугадать, куда именно он отскочит. Если вы просто будете отдавать сигналы самому себе – эффекта от тренировки не будет.

admin

Попробуем разобраться, как повысить скорость реакции на примере практических упражнений. Но сначала скажем несколько о теоретической стороне вопроса.

Существует миф, что скорость реакции у всех одинаковая, но это не так. Можно запросто в этом убедиться. Достаточно пройти тест на определение скорости реакции с друзьями или родными. Вы заметите, что она различается. Даже один человек в течение дня показывает разную скорость реакции.

Другой миф говорит, что скорость реакции нельзя улучшить. Это тоже не так. Множество исследований подтверждает, что реакция заметно повышается благодаря упражнениям.

Что такое реакция

Итак, сначала разберемся, что такое реакция. Она выступает серьезным элементом самозащиты. Чем выше действие реакции, тем скорее вы справляетесь с внезапностями и тем сложнее человека застать врасплох. Реакцией именуют установленные действия в ответ на влияния извне – раздражители. Простая реакция, точнее рефлекс, происходит так:

раздражитель воздействует на рецепторы органа;
оттуда поступает сигнал в мозг;
мозг дает приказ организму;
он приводит к движению мышц, а они сокращаются и исполняют задачу.

Реакция организма на раздражители – это рефлекс, заложенный природой. Важно суметь развить его для увеличения скорости действий.

Так функционирует моргание в ответ на определенные внезапные раздражители глаз (к примеру, если попадает соринка), коленный рефлекс, а еще отдергивание пальцев от горячего и т.п.

В реальности, чаще всего, подобный путь сложнее. Нередко задействуется не только спинной, но и головной мозг. Скорость реакции замедляется, если человек сам вмешивается в цепочку. По этой причине важно развивать ее и повышать, дабы избежать помех со стороны самого себя.

Как улучшить скорость реакции

Вас интересует ответ на вопрос, как улучшить скорость реакции? Он достаточно прост: постоянные занятия. Если 3-4 раза за неделю, то для тренировки реакции потребуется прилагать усилия каждый день.

Ключевой секрет повышенной реакции – это способность в требуемый момент . Но, к несчастью, организм наш не способен длительное время быть в состоянии высокой сосредоточенности. Потому первая задача – это развить умение сменять периоды концентрации и отдыха.

Как истинный спортсмен вам требуется уметь за долю секунды перейти в состояние наивысшей концентрации. И после этого требуется по максимуму расслабиться, дабы организм отдохнул.

Скорость реакции важна во многих жизненных ситуациях, а развить ее не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Специальные онлайн-тесты учат именно этому: максимуму концентрации и максимуму расслабления в нужный момент. Для улучшения скорости реакции потребуется сконцентрировать внимание только на конкретном объекте. Требуется забыть о другом, что окружает. Это сложно, но этому реально научиться.

Если возникает вопрос, касающийся повышения скорости реакции, то тут же требуется ответить на другой вопрос: на что именно, вы собираетесь развивать реакцию? Реагируют люди на:

прикосновения;
звуки;
видимые раздражители.

Таким образом, если вы желаете заняться развитием реакции, то делать это придется на один из данных раздражителей. В будущем их можно смешать, но сначала действуйте постепенно, тренируйте их по очередности.

Ответная реакция

Вне зависимости от того, какой тип реакции развивается: зрительный, слуховой или осязательный, требуется точно понимать, что выступает ответным рефлексом в ходя занятий, то есть, какое установленное действие. Корректнее тренировать определенный чувствительный рецептор на разного рода активности. Можно развивать действие реакции даже на наиболее нелепые сигналы, но немаловажно в ходе тренировки добиться разнообразия активностей, вы должны использовать максимум мышц.

Подобные действия требуются несложные, а выполнять их важно в одно касание или движение. Эти действия бывают разными, они требуют самых разнообразных усилий: от исполнения команды «ложись» до отжимания или подтягивания. Важно, чтобы данные движения оказались простыми.

Вам важно определить, какую именно реакцию вы развиваете: слуховую, зрительную или осязательную. Все сразу тренировать не получится.

Кроме того, играет роль и смысл упражнения, оно не должно быть лишено этого, т.е. требуется, чтобы оно несло конкретное значение. Иными словами, упражнение должно пригождаться в обычной жизни. Ключевой упор при выборе здесь требуется делать на безопасность и получение различных умений: спортивных, специальных. При этом важно адекватно выбрать раздражитель. К примеру, имитацией выстрела тренируется прыжок вбок, падение, но не бессмыслица.

Требуется тренироваться помалу, начинать с несложных упражнений. Сюда относится «достань явару» или передвижения предметов. Другая отличительная черта процесса заключается в непременном наличии полностью внезапного и никак не контролируемого источника раздражений. Тренировки с приказами себе – бессмысленны и бесполезны, да и быстро наскучивают. Требуются поистине внезапные источники заданий.

Идеальным выбором станет другой человек, то есть напарник или тренер. Участие в упражнениях двух человек сразу вносит в них соревновательный элемент. Каждый пытается выиграть у второго, прикладывает усилия для усложнения задачи противнику. В роли тренера возьмите друга, родственника и т.п. Развить действие реакции мало кто откажется.

Конечно, если вы способны на это, то организуйте сами подобные условия, где много внезапностей. Но теперь рассмотрим некоторые упражнения, что созданы для повышения скорости реакции. Конечно, они не считаются истиной в последней инстанции, а обычным образцом, на базе него вы создадите различные, более уместные, задания.

Повышения реакции на слух

Дабы развить реакцию на слух в роли воздействия используется звук. В нем требуется четкое начало. Примером служит звук музыки, звонок, щелчок, стук и т.п. Даже звонок в дверь. При разработке реакции на звуки требуется прерывать видимую связь между тем, кто тренируется, и причиной звука. Иными словами, тренируемый не должен предугадывать момент появления звука по активности тренера-напарника. Можно создавать звук за спиной или пользоваться специальной программой для ПК.

Если идет развитие слуховой реакции для безопасности, то задания направляются на установленные действия (упор лежа, прыжок, пригибание и т.п.). Приведем примеры полезных заданий:

тренеру требуется выйти за дверь. Участнику после сигнала требуется перенести конкретный предмет (это требуется точно обозначить). Или взять предмет (с полки, из кармана, из ящика и т.п.);
тренер стоит за спиной и резко бьет линейкой по поверхности чего-либо. Тренируемому требуется сделать такой же удар;
в ходе заданий на безопасность требуется тренировать процесс отнимания оружия или того, что используется вместо него, по сигналу звуком (топот, крики, стуки и т.п.);

Упражнения простые, но действенные. Вы можете изменять их или усложнять по собственному вкусу.

напарники сидят один против другого, а перед ними расположен предмет. Тренер двигается вокруг них и внезапно возникает звук (хлопок, свист). Напарникам требуется взять лежащий предмет по звуку – кто скорее. Чтобы усложнить задачу, тренеру можно не только хлопать, но и говорить что-то вроде «бах», «бум» и т.п. Не забывайте, что напарникам нельзя стукнуться лбами.

Увеличение реакции на осязание

Теперь ведется развитие реакции на осязание, т.е. прикосновение, что не контролируется взглядом, к примеру, сзади. Это ключевой элемент безопасности. В ходе тренировок, требуется завязать глаза, если идет отработка осязаемости рук. А если выполняются задания на безопасность, то тренер располагается сзади. Приведем несколько примеров для тренировки:

человек находится на стуле с завязанными глазами, его руки требуется расположить на ширине плеч на столе. Тренер внезапно и с неопределенным промежутком времени касается рук участника. Последний, при касании, должен сделать хлопок ладонями. Важно, чтобы прошло минимум времени с момента касания до выполнения действия;
тренер стоит сзади на расстоянии протянутой руки. Он касается плеча тренируемого. Последнему нужно внезапно присесть, отпрыгнуть в одну из сторон, развернуться и стать в боевую позу.

Повышение реакции на зрение

Реакция на зрение очень важна, ведь это главное чувство. Почти все данные люди получают благодаря глазам, потому развитию реакций от «обозримого» раздражителя требуется уделять максимум времени.

Кстати, развивать его несложно. В ходе выполнения заданий важно уделить внимание не только реагированию по установленному событию, но и выбору человеком определенного события. Не нужно включать одну лампу, включите одну из двух или трех. В такой ситуации мозгу требуется оценить ситуацию и отбросить лишние раздражители. Вот несколько полезных заданий для повышения реакции на зрение:

к стене прижимается линейка. Участнику требуется поставить большой палец в 1 см от линейки на отметке 10-15 см от ее края. В момент опускания линейки, она падает. Цель – поймать ее пальцем и придавить к стенке. Чем меньшее время линейка «летит», тем выше реакция;
тренер в произвольном порядке включает одну из 2-х ламп (выключатель участнику невиден). При включении конкретной лампы требуется перенести предмет или совершить установленное действие;
из-за ширмы демонстрируются вещи. Реагировать требуется на конкретный предмет.

Действенной тренировкой выступают игры «на пальцах»: камень-ножницы-бумага и чет-нечет:

в забаве чет-нечет на пальцах показывается ведущим число 1-5. Второму участнику требуется показать собственное число, но с другим значением. Если первый участник показывает нечетное число, то второму важно показать четное;

Немало детских игр развивают зрительную реакцию. Достаточно вспомнить любимые забавы детства и начать тренировки.

игра камень-ножницы-бумага знакома нам с детства. Камнем выступает кулак, который ломает ножницы (два пальца). Последние побеждают бумагу (ладошка), а она способна покрыть камень. В простом типе игры участники «создают» предмет в один момент. В этой ситуации тренер дает время тренируемому, дабы тот успел понять и выбрать предмет, который выигрывает;
ладушки. В данной игре участники сидят за столом один против другого. Руки тоже на столе. Один ладонью пытается покрыть ладонь другого, а тому важно убрать ее до этого.

Существуют и другие тренировки для развития реакции на видимые раздражители:

игра для детей, в ходе которой люди стоят в кругу. Они прыгают по движения часовой стрелки, пытаясь прыгнуть соседу на ногу. Последний сдвигает ногу прыжком. Если участник прыгнул, атакуя, то ему важно замереть на месте. Если участник прыгает, отпрыгивая, то должен наступить на ногу соседу. Тот, кому наступили, покидает круг;
легкая забава под названием «слови бумажку». Один участник держит в руках бумагу, а второй кладет ладонь на его кисть, держащую эту бумагу. Первый бросает, а второй должен поймать рукой бумагу, что была на кисти первого. Если игра идет на деньги (поймал денежную бумажку – получил ее), то процесс развития реакции проходит максимально быстро;
жонглирование. Начинаете учиться жонглировать. В данной ситуации цель не только развить реакцию, но без нее не обойтись.

Для развития скорости реакции тела используется игра, где требуется поймать рукой мячик для тенниса. Все видели тренировки теннисистов. Они стоят напротив стены и прорабатывают удары. Мяч отпрыгивает от стены и снова возвращается.

Берите тоже мяч для тенниса, станьте напротив стенки и начинайте кидать его, прикладывая усилие. Действия аналогичные тренировкам теннисистов: рука-земля-стена-рука. Сначала идет тренировка одной руки, потом второй, затем все сразу. Как вариант, вы можете кидать левой рукой, а ловить только правой. Это усложнит задачу. Еще лучше делать упражнение с напарником, так вы будете ловить мячик по очередности.

24 января 2014

Ольга Арефина
Развитие слуховых-ориентировочных реакций у детей младенческого возраста

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является, чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания - сенсорное воспитание.

В значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько ребенок совершенно слышит, видит, осязает окружающее. В норме младенцы уже впервые минуты жизни способны грубо локализовать источник звука, поворачивая голову в его сторону (Sanford, 1983) .

В младенчестве можно выделить два возрастных периода , соответствующие двум уровням развития зрительно- слуховой координации . Первый период - от рождения до 20-40 дней. В этом возрасте поворот головы в направлении источника звука осуществляется рефлекторно, он неточен, имеет большой латентный период, угасание реакции отсутствует или выражено слабо, количество правильных "поворотов " зависит от временных характеристик стимула.

На 2-3-м месяце жизни дети перестают поворачивать голову в направлении источника звука. Это временное ухудшение звуковой локализации не удается предотвратить с помощью тренировки, его срок определяется не фактическим, а гестационным возрастом ребенка .

Второй период начинается с 4-х месячного возраста . Для этого возраста характерно резкое уменьшение латентного периода поворота головы на звук, повышение точности локализации; к 6-ти месяцам увеличивается скорость привыкания.

У слепых детей в возрасте 4-6 месяцев наблюдается полное угасание поворота головы в сторону источника звука. Бауэр отмечает, что у детей в возрасте до 20 недель способность дотягиваться в темноте до звучащего предмета, который они перед тем видели на свету, и схватывать, его развита в гораздо большей степени, чем у детей 20-40 недельного возраста (Бауэр, 1979) .Он объясняет это тем, что у старших детей дотягивание зрительно направляется, тогда как у младших детей оно лишь инициируется видимым или звучащим объектом. Исследования фон Хофстена (von Hofstenб 1991, 1993) показали, что движение руки новорожденного направлены к объектам, но только позже совершенствуются под контролем зрения. У слепых младенцев наблюдается слежение за своими руками и взгляд их довольно точно направлен на то место, где находятся в данный момент руки. Однако позже, когда "первое" дотягивание исчезает, слепые дети перестают следить за своими руками.

Если первые интерсенсорные координации является врожденными, то следующий уровень требует афферентного подкрепления, уточнения по мере взаимодействия со средой. Существование зрительно-моторных координаций у слепых детей , возможно, объяснить не столько жестко врожденной программой скоординированных действий, сколько первоначально большим влиянием проприоцептивной системы в общем интегративном действии.

В дальнейшем зрение занимает место главного интегратора в организации и совершенствовании действий (Covalata, 1974; Egeth, Sager, 1977; Freides, 1977) . Однако взрослые слепые люди осуществляют хорошо скоординированное поведение за счет компенсаторного использования слуховой и тактильной систем . Мы полагали, что использование слуховой и тактильной систем значительно возрастет в случае серьезных потерь зрения уже на ранних этапах развития .

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СЛУХОВОГО АППАРАТА

Слуховая система , имеет очень сложное строение. Внутри слуховой системы определяют две подсистемы : способность оценить громкость звука и способность одновременно оценить удаленность, пространственное расположение источника звука.

При поражении среднего уха нарушается способность с помощью звука одновременно оценить удаленность, пространственное расположение, источника звука.

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария человека не в состоянии определить бытовые звуки и шумы. Так же у больных могут быть нарушения слуховой памяти , трудности оценки ритмических структур сложности узнавания и воспроизведения знакомой мелодии.

При поражении Кортиева органа у ребенка нарушается нормальное восприятие громкости звуков.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Влияние общения обнаруживается как в ускорении обычного темпа развития ребенка , так и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию.

Госпитализм - синдром психической и физической отсталости, возникающий впервые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (больница) .

Зачастую младенцы , поступившие, в дом ребенка не проявляют слуховой реакции на шумовые или звуковые раздражители (либо совсем, либо частично, но в течение, 1-2 месяцев слуховые реакции восстанавливаются .

Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие , разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка .

ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИАГНОСТИКА .

Для исследования зрительно-слуховых координаций использовались следующие ситуации :

1. Статическая звучащая игрушка в центре поля зрения и вне его (на расстоянии 30 см в 90 град. от центральной линии взора)

2. Прослеживание объекта со звуком и без звука во фронтальной плоскости

3. Предъявление музыкальных звуков в поле зрения и вне него.

4. Речевые звуки, пение, ритмизированная речь.

5. Реакции на собственное имя ребенка в поле и вне поля его зрения

6. Индифферентные звуки-хлопок, свист, звук колокольчика, вне поля зрения

7. Звуковой тон частотой 250 Гц и громкостью 70 ДБ, предъявляемый во время сна для тестирования собственно слуховой чувствительности .

На протяжении всего эксперимента регистрировались реакции фиксации , повороты головы по видеозаписи и по записям движений глаз, методом ЭОГ, и вегетативной реакции КГР .

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Название реакции Приблизительный возраст

вздрагивает или моргает при разных звуках 0

Различает тембр, громкость и высоту звука 1

Прислушивается к звуку погремушки 0 - 1

Замирает при появлении нового звука на фоне других 1 -2.5

Эмоционально реагирует на звуки в зависимости от настроения 1.5

Прислушивается к музыке 2 - 3

Поворачивает голову к источнику звука 3

Трясет погремушкой, прислушивается, делает паузу

и снова трясет погремушкой 3 -4

Стучит, прислушивается и снова стучит 3 - 4

Переводит взгляд с одного говорящего на другого 3 - 5

Смотрит внимательно на объект, издающий звук 3 - 5

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить их и использовать звуковые впечатления из прошлого. Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память . Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен : шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т. д. Этот «язык» легко становится понятным ребенку уже в раннем возрасте . Для понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

В 6 - 10 недель младенец узнает голос матери , выделяет среди других звуков определенную музыку. В 3 месяца - начинает узнавать звуки родного языка, а к концу 3 месяца уже избирательно реагирует на звук в зависимости от его характера, а не от интенсивности.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Название реакции Возраст появления реакции (в месяцах)

Узнает любимую музыку 2 - 4

Внимателен к определенным

звукам, что зависит от их характера, а не от

интенсивности 2 - 4

УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Человек живет в мире звуков - звуков природы, работы механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия улавливаются звуки, настраивается на оптимальное восприятие слуховой аппарат , который находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

развитие развития детей .

Младенец

реакциях малыша , свидетельствуя

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом .

С первых месяцев жизни ребенка уже нужно развивать слуховые реакции . Очень важно, чтобы не было лишних звуковых раздражителей. Позаботьтесь о том, чтобы кроватка малыша не была расположена у стены, за которой находится телевизор или другие источники постореннего звука.

В 1месяц у ребенка наблюдается длительное слуховое сосредоточение , ребенок прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. В разные отрезки бодрствования взрослый на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, в не поле его зрения гремит погремушкой или ласково разговаривает, с ним в течение 50 сек.

В 2 месяца у ребенка наблюдаются ищущие повороты головы при длительном звуке. В разные отрезки бодрствования взрослый гремит, погремушкой 3-5 сек. На расстоянии 40-50см. с боку, в не поле зрения лежащего на спине ребенка.

В 3 месяца ребенок проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор) . Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком ласково, улыбается ему, оживленно разговаривает, с ним в течение 20-30 сек. Обращаясь 3 раза.

В 4 месяца ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Взрослый в не поле зрения ребенка, лежащего на спине, на расстояние 50-70 см. гремит погремушкой 3-4 раза (пауза 2 сек) или шуршит бумагой.

В 6-8 месяцев ребенок, по-разному реагирует на свое и чужие имена. Взрослый, в не поле зрения ребенка, лежащего на спине или животе, называет чужое имя, резко контрастное по звучания с именем ребенка, повторяет его 2 раза, с паузой 1-2 сек., затем после паузы 2-3 сек, имя ребенка и после паузы опять чужое имя. Оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

В 9-12 месяцев ребенок выполняет плясовые движения под веселую музыку. Во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает.

Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка, и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии , совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Конечно, его содержание и задачи впервые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы оно непременно проводилось в необходимом объеме. По мере увеличения возраста ребенка

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое развитие малыша первого года жизни. Добросовестный уход и забота окружающих взрослых о самых маленьких в доме ребенка восполняет материнскую любовь и ласку, создает эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей .

Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков.

Интонации взрослого начинают проявляться и в голосовых реакциях малыша , свидетельствуя о возникновении положительных эмоций.

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом (например, кормлением, купанием или занятием с показом игрушек)

Важно приучить малыша к звуковым контрастам. Для этого взрослым полагается много петь ребенку. Подбирается не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговор с малышом происходит с разной интонацией. При этом большое место отводится звукоподражанию.

Высокие и низкие звуки

Необходимо дать ребенку почувствовать различие между высокими и низкими звуками. Например : ребенку дают послушать звук маленького колокольчика, а затем большого колокола, звон хрустального бокала, свист, стук в дверь, и т. п. Переходя от одного звука к другому много раз необходимо подчеркнуть, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким.

Ни в коем случае нельзя создавать вокруг ребенка атмосферу тишины, даже во время сна. Но в, то, же время, исключить наличие постоянного шума, так, же не целесообразно.

Кассеты и диски не могут заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, можно включать ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).

Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы : дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом» , как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом обладающим, хотя и диффузной, но все, же своей индивидуальной психической жизнью. У ребенка, имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях) и социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни : потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности, в дальнейшем, становятся важнейшими, для нравственного формирования ребенка.

Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается : в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в реальность.

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста , ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка . Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

“Первое, что мы должны воспитать у наших детей , и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанов А. С.

2. Ильина Е. Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии.

3. Павлова Л. Н.

4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез 2005. -120с.

5. Развитие и воспитание детей раннего возраст : Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений/ Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора : Под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002. – 192с.

6. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология . - М.: Просвещение, 1978. – 287с.

7. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М. ,1992.

8. Сергиенко Е. А. Нарушение или генерализованное изменение психофизиологии развития// Психол . журн. 1993.,Т. 14.,С. 48-67.

9. Сплошнова Ю. Психологическое обеспечение гармонического развития ребенка в младенчестве . 2005г.

Задержка реакции - способность подумать, прежде чем начать действовать, не поддаться искушению сказать или сделать что-то до оценки ситуации. Отсутствие этого навыка у взрослых намного более заметно постороннему наблюдателю, чем наличие, потому что большинство из нас контролируют себя, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими как дома, так и на работе. Из этой статьи вы узнаете, как развить задержку реакции у ребенка.

Как развить задержку реакции у ребенка

Некоторые успешно пользуются навыком задержки реакции, пока не оказываются в эмоционально напряженной ситуации. В наше время быстрой связи злые письма, о которых отправитель жалеет тут же (или после получения злобного ответа), - обычный результат неумения сдерживаться. Наша способность думать, прежде чем действовать, также снижается, когда организм ослаблен алкоголем, недостатком сна или стрессом. Если вы склонны делать поспешные выводы, или действовать, не собрав необходимые факты, или говорить первое, что придет в голову, не подумав, - скорее всего, у вас плохо развит навык задержки реакции.

Учимся развивать навыки задержки реакции

Как мы уже говорили, навык задержки реакции возникает в младенчестве. Его зачатки позволяют ребенку «выбирать», реагировать или не реагировать на то, что он видит перед собой. До его появления малыши по большей части зависят от окружения. Если что-то попадает в поле их зрения, они зацикливаются на этом, пока не выяснят, что к чему. Вместе с навыком задержки реакции появляется возможность игнорировать помехи при достижении цели. Когда дети начинают понимать речь, способность сдерживаться развивается, потому что они могут усвоить правила, данные другими (например: «Не прикасайся к горячей плите»).

Как и настойчивость в достижении цели в наиболее развитой форме может быть высшим организационным навыком зрелого человека, задержка реакции - фундаментальный навык, основа для остальных. Ребенок, не способный противостоять импульсам, не может сам начинать работу, сосредоточиваться, планировать, организовывать свои дела или решать проблемы. Ребенок, умеющий подавлять сиюминутные импульсы, имеет значительное преимущество в школе, легче заводит друзей и в итоге успешнее достигает своих целей.

Способность ребенка задерживать реакцию

Известное исследование, проведенное много лет назад, показало, что дети различаются по способности задерживать реакцию, и именно это обусловливает их успехи в дальнейшем. Трехлетних детей оставляли в комнате с одной зефиринкой и давали выбор: съесть ее или подождать, пока не вернется взрослый и не даст им вторую. Через одностороннее зеркальное стекло ученые увидели, что некоторые дети могли сдержать импульс съесть сладость, разговаривая с собой, стараясь не смотреть на нее или отвлекаясь иным способом. Много лет спустя ученые проследили за успехами этих детей и обнаружили, что те, кто в трехлетнем возрасте смог сдержать себя, со временем получали лучшие оценки в школе, намного реже нарушали закон и были более успешны в других сферах.

Время проявлений навыков

По мере взросления дети становятся более искусными в применении основных организационных навыков. Однако к задержке реакции это утверждение не относится. Этот навык, по-видимому, часто нарушается в подростковом возрасте. Неврологи, занимающиеся изучением изменений мозга в этот период, обнаружили, что существует «разрыв связи» между подкорковыми структурами мозга, где возникают эмоции и импульсы, и предлобной корой, где принимаются рациональные решения.

Постепенно, в подростковом и даже зрелом возрасте, соединения укрепляются. В результате способность сдерживаться усиливается. Пока соединения не укрепятся, молодые люди чаще принимают решения интуитивно, не на основе рационального мышления, за которое отвечают лобные доли.

Подростки переживают и другие изменения, которые требуют контроля импульсов. Обретение автономии - важнейшая задача развития, которая упрощается, когда подростки попадают под влияние сверстников и начинают оспаривать родительский авторитет. К сожалению, хотя этот сдвиг и помогает повысить независимость, он также обусловливает большую импульсивность. Ко всему прочему, общество в целом ослабляет контроль, давая подросткам больше свободы в выборе, как и с кем проводить свободное время. И это может привести к неверным решениям. Если повезет, такие решения в результате станут хорошими уроками и не нанесут непоправимого ущерба детям или кому-то еще. Но мы можем повысить шансы на успех, если будем активно помогать детям учиться контролю импульсов.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои импульсы по сравнению со сверстниками? Нижеприведенный опросник поможет вам ответить на этот вопрос, подтвердив или опровергнув предварительные оценки. Вы сможете внимательнее изучить, как часто ваш ребенок использует этот навык.

Насколько успешно ваш ребенок сдерживает реакции

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа детский сад

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может придерживаться простых школьных правил (например, поднимать руку, прежде чем высказаться)
  • Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его
  • Может подождать, пока родитель договорит по телефону, прежде чем сказать ему что-то (иногда нужно напоминание).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может разрешить конфликтную ситуацию со сверстниками без драки (иногда теряет терпение)
  • Следует школьным и домашним правилам, даже когда взрослых нет рядом
  • Может успокоиться в эмоционально напряженной ситуации после напоминания взрослых.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен не реагировать на колкие замечания или провокации сверстников
  • Может отказаться от развлечений или быстро спланировать «запасной» вариант
  • Не обижает друзей.

Если вы присудили по 2-3 балла каждой способности в соответствии с возрастом ребенка, вероятно, он не страдает от недостатка этого навыка, но может только выиграть от небольшой коррекции поведения. Если вы поставили только нули и единицы, скорее всего, ребенка необходимо обучить этому навыку. Чтобы помочь вам сформировать собственную стратегию корректировки, мы приводим пару подробных сценариев, описывающих ситуации, с которыми родители часто обращаются к нам.

В каждом случае мы описываем изменения среды, последовательность обучения навыку и стимулы, которые помогут ребенку закрепить его использование.

Правила обучения навыкам задержки реакции

Всегда учитывайте, что маленькие дети практически не могут контролировать свои импульсы. Вроде бы это очевидно, но, если ваш ребенок не только рассеянный, но и умный, легко забыть, что врожденный интеллект не связан с навыком задержки реакции, особенно если ребенку всего 4-6 лет. Этот навык начинает развиваться в младенчестве, но у дошкольников и учеников начальных классов очень много конкурирующих потребностей (желание съесть четыре шарика мороженого вместо одного, лечь спать попозже, потому что ни капельки не устал, или броситься через школьную парковку, забитую машинами, пытающимися выехать с нее, потому что увидел лучшего друга на другой стороне). Мы можем устранять соблазны: контролировать количество съеденных сладостей, определять порядок приготовления ко сну, устанавливать правила поведения (например, за столом и при общении с другими детьми) и обеспечивать надзор в ситуациях, когда импульсы могут довести до беды (вспомните о парковке). Определение границ помогает маленьким детям понять, что такое контроль импульсов, и развить навык задержки реакции.

Чтобы развить задержку реакции научите ребенка ждать удовлетворения сиюминутных порывов в течение некоторого времени. Умение ждать - основа развития более сложных навыков. Если у вашей дочери проблемы с ожиданием, установите таймер и скажите, что, когда раздастся сигнал, она сможет сделать или взять то, что хочет. Поначалу устанавливайте небольшой интервал и постепенно увеличивайте время ожидания. Порядок действий преследует ту же цель («Сначала сделай задание по правописанию, а затем играй в видеоигры»).

Требование «заслужить» то, чего хочет ребенок, - еще один способ научить ожиданию и сдерживанию импульсов. Если ребенку это тяжело дается, дайте ему возможность видеть свой прогресс, например, ведите график или таблицу.

Помогите детям понять, что слабый контроль импульсов чреват неприятностями. Иногда проблемы возникают естественным образом (например, если сын будет бить своих приятелей, они не захотят играть с ним), в других случаях придется применить наказание («Если ты не можешь делиться своей игровой приставкой с братом, я заберу ее на какое-то время»).

Подготовьте ребенка к ситуациям, которые потребуют контроля импульсов, предупредив заранее. Спросите: «Какие у нас правила для видеоигр?» или «Что ты будешь делать, если перед самой длинной горкой в аквапарке будет очередь ребят, которые хотят спуститься с нее?»

Отрабатывайте навык задержки реакции с помощью ролевых игр. Детям, как и взрослым, сложнее контролировать импульсы в напряженных ситуациях, когда они чрезмерно устали или слишком возбуждены (например, в праздники). В таких случаях сформулируйте предполагаемую проблемную ситуацию и сыграйте роль того, кто может негативно повлиять на способность вашего ребенка подумать, перед тем как действовать.

Перед тем как ребенок попадет в ситуацию, требующую определенного поведения, намекните ему об этом, а затем похвалите за самоконтроль. Допустим, вы усердно пытаетесь научить своего ребенка избегать драк, когда он выходит гулять с соседскими детьми. Перед тем как он выйдет на улицу, спросите: «Над каким поведением мы сейчас работаем?» - и затем посмотрите на результат. Тогда вы сможете быстро предложить вознаграждение, если ребенок покажет, что стремится контролировать себя. Очень важно, чтобы кто-то из родителей был в непосредственной близости (или как минимум мог наблюдать за ребенком на небольшой дистанции, например через окно), сам видел его поведение, а не надеялся на правдивый ответ. Ваше присутствие важно и потому, что вы должны поощрить и укрепить положительное поведение ребенка.

С двух лет малышу уже можно предложить очень простые задания и игры для развития внимания. Например: найди тень от объекта на картинке, посмотри вокруг и покажи что-то, выложи картинку из мозаики и так далее. Главное, чтобы ребенку было интересно, и лучше остановить игру, пока малыш не устал. Ребенок будет подрастать, и задания будут становиться сложнее. Примерно с 4-5 лет можно начать играть в настольные игры для развития внимания. Увлекательные, разнообразные и разного уровня сложности – такие игры очень нравятся детям. И кстати, такие игры, развивающие внимание, часто еще тренируют реакцию. Итак, какие же полезные настольные игры можно предложить ребенку?

От 5 лет

В этом возрасте малыш уже умеет концентрироваться, но всего минуты на 3-4. Чтобы научить его направлять внимание и игнорировать все отвлекающее, надо предложить что-то простое и веселое, например, игру на развитие внимания и реакции с задорным названием «Свинтус».

Это игра с карточками разного цвета, на которых написаны еще и числа. Игра начинается, и первый игрок выкладывает карту в центр стола. Следующий может положить на нее карту такого же цвета или достоинства. Но кроме этих карт тут еще есть специальные: хлопкопыт, тихохрюн, полисвин и много других. Что же они делают? Как только на столе появится «хлопкопыт», надо быстро положить на колоду руку, и лучше успеть это сделать не самым последним, а то вам достанется целая куча лишних карт. Задача игрока - от всех карт поскорее избавиться.

От 6 лет

Ребенок подрос и можно предложить ему игры на реакцию и внимание посложнее. Его мелкая моторика достаточно развита, поэтому можно переходить к тренировке реакции.

"Волшебник изумрудного города" – добрая командная игра с милыми картинками Леонида Владимирского, который оформлял наши детские книжки. Задача игроков – довести Элли и её друзей до Изумрудного города по игровому полю. Для того, чтобы сделать каждый шаг, надо будет выполнять разные забавные задания и делать это быстро, потому что злая Бастинда уже близко и может кого-нибудь схватить. Интересна механика игры: всем игрокам надо действовать сообща и помогать друг другу. Это замечательно учит малыша взаимовыручке.

"Медвед" развивает реакцию и внимание всей семьи весело и шумно. Посередине стола ставится бревнышко – оно называется «Привед», а каждый игрок получает стопочку карт. Все по очереди переворачивают по одной карте и внимательно смотрят, что же открылось. Потому что как только будут открыты две одинаковые по рисунку карты, начинается дуэль за «Привед». Кто схватил первым, избавляется от части своих карт. А надо скорее избавиться от них всех. Сложность в том, что многие карты очень похожи. И еще попадаются особые карты, например, «Медвед», тогда все скорее под стол!

От 8 лет

Школьник уже многое знает и многому научился, так какие же настольные игры для развития внимания и реакции ему подойдут?

«Уно» – простая и очень популярная игра с карточками. Она существует уже больше сорока лет, и есть больше 20 вариантов её правил. Именно на ее основе был создан «Свинтус», так что суть вы себе представляете: цветные карты с числами и специальные карты, чтобы было интереснее играть.

Потренировать и внимание, и реакцию, и устный счет к тому же? Это про "7 на 9" . На карточках этой игры есть два числа, большое и маленькое. Сложите эти числа и вычтите из большого маленькое, и вы узнаете какие карты можно положить сверху. Например, большая 5 и маленькая 3. Значит, сверху можно класть карты с большими 8 (5+3) и 2 (5-3). И не надо ждать своей очереди: есть подходящая карта - скорее бросайте ее, а то кто-то опередит. Отличная разминка для ума!

Ещё одна игра на внимание и реакцию «Забирай!». Здесь есть карты с числами, «обратные» и «дикие» карты, а самое главное карты со слогами «за», «бе» и «ру». Тот, кто выложит их все три сразу или закончит своим слогом «ру» то, что начали другие, получит себе всю стопку карт и много призовых очков. Важно не забыть положить руку на стопку и сказать «Заберу!», а то все усилия пропадут зря.

Вот примеры игр, развивающих реакцию и внимание. Хорошей вам памяти и не зевать!