Детский сад в Америке. Русский и Американский подход

Анна Антонова, мама двухлетней Евы, переехала с семьей в Сан-Франциско, где сумела осуществить мечту – стать воспитателем в детском саду. В своем собственном детском саду. BadMam`е она пошагово рассказала о том, как это сделать и сколько придется потратить сил, денег и времени.

Мысль о том, чтобы открыть детский сад в Сан-Франциско родилась еще в Киеве, до переезда. Когда услышала сколько в среднем нужно платить за детский сад в Штатах.

Конечно, тогда это была скорее шутка.

Вообще все это происходит благодаря моему мужу. Он всерьез задумался над тем, что в каждой шутке есть доля шутки. Это, кстати, отображает большую разницу в способе мышления, ментальности украинцев и американцев. Потому что в моей голове сразу возникли страшные мысли о поиске помещения и бюрократическом процессе с участием многих шагов, заканчивающихся на – ция: аккредитация, инвентаризация и т.п. И это немного поубавило мой пыл. Но американцы мыслят по-другому (не так, как я, по крайней мере) – они прежде, чем убить идею делают ресерч.

И – вуаля! Оказалось, чтобы открыть сад нужно всего ничего. Этот процесс с точки зрения взаимодействия с государством оказался таким легким, что мы не могли в это поверить. Честно. Читали в разных источниках и звонили уточнить ничего ли мы не пропустили.

Все потому, что детский сад может быть домашнего типа. То есть у тебя дома можно воспитывать до 12 детей. Если подаешься на лицензию впервые, то максимальное число детей будет 8, но уже через год их количество увеличится до 12. Такая лицензия дает право на работу с детьми с самого рождения, но одновременно нельзя брать в группу больше 3-х младенцев.

То есть, если лицензия получена впервые и рассчитана на 8 детей, то 3 из них могут быть младше года, еще три 1-6 лет и еще два ребенка школьного возраста (старше 6).

Для того чтобы получить лицензию необходимо:

  • Пройти «ориентацию». Это такой курс онлайн, стоит 75 долларов. За эти деньги в 12 коротких видео-презентациях тебе рассказывают, что бить детей нельзя, закрывать в кладовке и лишать еды тоже не желательно и, если ребенок не дышит, то нужно звонить 911. Ну вот правда, без преувеличений. В инструкции пишут, что это занимает около 6 часов, по факту у меня заняло меньше 2-х.
  • Пройти тренинг о профилактической медицинской помощи (preventative health care). Этот курс можно прослушать в авторизированных учреждениях. Я, например, проходила в Красном Кресте. Стоит 90 долларов, 8 часов лекций и коротенький тест в конце. Здесь тоже не рассказывают ничего принципиально нового, но это намного полезнее и интереснее, потому что ты приходишь в класс к живому лектору – можно задавать вопросы и слушать истории из жизни. На этом курсе рассказывают о здоровом питании, гигиене, прививках, автокреслах, безопасных площадках, тренингах по пожарной безопасности и т.п. В общем, полезно будет любой маме, даже без детского сада.
  • Пройти тренинг по первой помощи. Стоит 70 долларов, занимает 7 часов. Тоже приходишь в класс и получаешь живые навыки. Много полезной информации плюс тренируешься на манекенах делать массаж сердца, искусственное дыхание, командовать ситуацией в критический момент. Снова таки – ничего нового, но не могу придумать тренинга более полезного для человека любой профессии. Этот тренинг по закону нужно проходить каждые 2 года, чтобы обновлять в памяти навыки.

  • Заполнить форму-заявление.
  • Снять отпечатки пальцев. Это процедура стоит около 100 долларов.
  • Заплатить 73 доллара за подачу документов.
  • Приготовить дом к приходу инспектора . Это значит поставить затычки в розетки, закрыть доступ к лестницам, повесить пожарную сигнализацию, план эвакуации и огнетушитель).

То есть примерно 450 долларов, 17 часов свободного времени и желание что-либо делать могут превратить вас во владельца детского сада в США. Магия, не иначе!

Кажется легко? Так вот добавлю, что еще существует такой специальный институт в каждом регионе, который помогает со всем этим. В Сан-Франциско он называется Children’s Council. Они бесплатно отвечают на все вопросы, ты можешь к ним приходить хоть сто миллионов раз, так же они предоставляют бесплатные тренинги о маркетинге, о том, как общаться с родителями, как составить правильное меню и так далее.

Требования к детским учреждениям немного отличаются в разных регионах, но суть такая же. Ничего сложного, если хотеть.

Нужно еще придумать чем ты будешь детей занимать, но это уже не волнует государство. Чем больше услуг и чем качественнее программу ты предлагаешь, тем дороже стоишь. Но это уже проблемы твои и твоих клиентов. В Сан-Франциско цена за детский сад колеблется от 1200 до 2500 долларов в месяц, и зависит, в том числе, от возраста ребенка и района города.

Мы подошли к вопросу очень основательно. У нас целый этаж выделен под детский сад – мы его специально красили, делали пол. Во дворе обнесли забором зону, где будут играть дети. Мы вложили в этот детский сад много денег и сил. Но так делают не все. В основном, начинают с минимальными вложениями, с тем, что есть.

Когда получаешь лицензию, начинается самое интересное – поиск клиентов. Мы пока на этом этапе. Делаем дни открытых дверей, постим все время рекламу в фейсбуке, платим гуглу, клеим на столбы объявления.. Пока что лучше всего работают бесплатное приложение nextdoor и сарафанное радио. Люди приходят, смотрят, знакомятся.

Я всегда любила детей и хотела с ними работать. Но в Украине было очевидно, что я не стану воспитателем в детском саду, потому что есть здравые амбиции и желание хорошо зарабатывать. Тем более совсем не хотелось внедряться в мир украинского дошкольного образования.

А здесь я чувствую, что могу. Могу вкалывать по 10 часов с малышами, могу создать не систему, а такое место, которое позволит детям обрести вкус к жизни и вырасти счастливыми взрослыми. И могу получать за это достойные деньги.

В моем случае об успехе говорить слишком рано, мы только набираем деток. Я продолжаю заказывать из Киева русские книжки, и тестировать свои идеи и методики на собственном ребенке… Но дальше будет 🙂

Исторический аспект дошкольного воспитания

Первый детский сад в Америке появился в 1855 г. Он был создан немцами - эмигрантами. К концу девятнадцатого века количество садов ощутимо выросло, они образовывались для детей из бедных слоев населения, где женщины занимались промышленным производством. Но до настоящего времени в Америке еще нет единой государственной системы воспитания детей. На данный момент в США большее внимание уделяется организации групп обучения и воспитания младших дошкольников (до 4-х лет) при государственных школах, сейчас в США дошкольное образование сосредоточено на советской системе дошкольного воспитания. Все же, работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно, об этом сообщают Американские специалисты. Так, в настоящее время только в 24 штатах Америки при школьных округах организованы такие «младшие дошкольные» группы.

Структура и подразделение дошкольного образования.

Система образования, в США является децентрализованной, она не имеет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Все дело в том, что вопросы об образовании не разъяснены в Конституции США, и получается, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Несмотря на это, с 1980 г. в США существует Министерство образования (это одно из самых маленьких Министерств в правительстве США, в нем около 5000 сотрудников), перед которым стоят такие задачи, как:

  • - наблюдать за выполнением федеральных законов об образовании;
  • - сбор информации об учебных заведениях Соединенных Штатов;
  • - распределение и управление внедрением федерального финансирования образовательных планов.

Министерство образования Соединенных Штатов само не воссоздает учебных заведений и ими не управляет. Его состав определён так: Национальный институт по дилеммам инвалидности и реабилитации; Управление федеральной поддержки студентам; всевозможные консультативные советы и комитеты и другие.

Среди дошкольных учреждение США существуют: дошкольные учреждения при государственных школах, при колледжах, университетах; частные детские сады; детские центры; группы развития; детские сады при церквях и национальных общинах; сады от предприятий.

Дошкольное образование в Соединенных Штатах не обязательно. Родители могут, сами определять в какое воспитательное учреждение отдать детей в возрасте 3-5 лет.

Дошкольное образование в Америке включает в себя 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) они осуществляются в таких дошкольных учреждениях, как: ясли, детсады и подготовительные дошкольные центры - общественные и частные заведения для детей ясельного и детсадовского возраста, Nursery school.

  • *В яслях находятся дети с 3-4 лет, они получают изначальные знания в чтении, счете, рисование и музыке.
  • *Children Day Care Center - центр развития детей разного возраста.
  • (Варианты названий: Child сare, babycare, daycare).

Kindergarten - в русском значении - детский сад т.е. детское учреждение, где дети проводят время, пока родители на работе, и заодно получают начальное дошкольное воспитание. Но общепринятым понятием термина Kindergarten в американском контексте является подготовительный год перед школой (с 5 до 6 лет). Если до этого возраста у семьи есть выбор, оставлять ребенка с няней или отправлять его в садик, то «подготовишку» обычно проходят все. По сути Kindergarten - это нулевой класс, где малышей подготавливают к обучению в начальной школе.

Оплата дошкольных учреждений. В любом штате и мегаполисе есть дошкольные учреждения, которые полностью или же отчасти финансируются агентствами по государственному образованию, коими правят в школах (дистриктах) или под управлением государственных и местных образовательных служб. Но большинство дошкольных заведении являются частными. Оплата в них колеблется от 1200 до 1600 долларов в месяц, сумма находится в зависимости от престижности заведения, своиств программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, естественно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в дошкольном учреждении. Существуют также программы дотаций, например, Head Start - сады для людей с невысокими доходами. В таких случаях оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а так же такие заведения могут быть и вовсе бесплатными. Необходимо отметить, что бюджет детского сада, заработная плата персонала, в основном складывается из взносов родителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По окончании дошкольного образования, исходя из штата, родителям выдается сертификат, в котором оцениваются единые достижения ребенка. Это надобно в основном для зачисления ребенка в начальную школу.

Дошкольное образование Америки значительно отличается в разных её штатах. В большинстве случаев государственного дошкольного образования просто нет в штатах за исключением садика для малоимущих «Head Start» или же специализированных групп для дошкольников с отклонениями в развитии при государственных школах.

Цели и задачи дошкольного образования в США.

В Соединенных Штатах нет единой системы дошкольного образования. Оно образовывается в рамках определенного рода кратковременных или долговременных программ обучения, воззванных решать определенные задачи. Поэтому в США в наличии самые разные программы, рассчитанные на дошкольников, одни на весь день, иные - на часть дня. Бывают программы с гибким графиком, который позволяет родителям избирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на ребят 3-4 лет с отличительными чертами в развитии. Обычно это платные программы, но им предоставляется возможность финансироваться и из иных источников.

Ребенок сможет в начале дня заниматься по одной из программ, а во второй половине дня совсем по другой. Участие в различных программах и мероприятиях поощряется.

Сегодня распространена задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых большая вероятность неуспешного обучения в школе. Родители таких детей совместно с педагогами принимают участие в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Особенности.

Зачисление в Детское учреждение происходит свободно, т.к. любое заведение из многих близлежащих готово принять новых воспитанников. О зачислении в группу можно договориться за месяц-два, до начала её посещения. Если родителям или ребенку не понравилось - можно в любой момент перейти в другой детский сад.

Обустройство. Здание детского сада может быть в отдельности стоящим, хотя наиболее часто это несколько комнат на первом этаже высотного строения или же частный дом, который открывается для малышей на несколько часов в день. Младенцы находятся в отдельном помещении от более взрослых детей. На одного совершеннолетнего педагога приходится 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже одного воспитателя к 8 - максимум к 12 детям. Группы от 8 до 12 человек часто разного года рождения находятся под опекой одного воспитателя, а то и двух - при этом в одно и тоже время. Детки, находящиеся в одной группе весь день располагаются в одной комнате - в ней они промышляют, играют, кушают и спят. В полном распоряжении детей нескончаемое количество игрушек и принадлежностей для их творчества. Для сна предусмотрены мягкие матрасы, на которых если у ребенка возникнет желание, он может отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко урочного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться перед сном. Однако, если малышу необходимо, и он стал клевать носом - ему не только расскажут сказку, но и за ручку подержат, еще и рядом полежат. Именно поэтому место для сна ребенка является удобным. Время сна ребенок определяет сам, педагоги ему могут в этом только посодействовать, когда видят, что он перевозбужден.

Питание. Американцы немало говорят о своем здоровом питании, на самом же деле им даже и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: в детских садах нет, так знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, не следит за тем, чтобы ребенок поел, провоцируя его отпустить играть только при условии чистой тарелки. Ребята в саду едят то, что приготовили и принесли родители. Чаще всего еду из ресторанов быстрого питания.

В типичном среднестатистическом частном дошкольном учреждении во Флориде органической пищи почти нет (да и в более дорогом тоже),детей кормят рыбными, куриными палочками, пиццей, в редких случаях тушеной курицей с рисом, тушеными овощами и консервированными фруктами. Прием пищи происходит в основном в обед. Почти во всех садах завтрака нет, а на второй завтрак и полдник предоставляют горстку печенья и около 150 г сока.

В группе, где собираются дети 3-х лет по закону Флориды положено на 15 детей одна воспитательница (без нянечки). Плата за 3-х леток за полный день (5 дней в неделю) от 110 до 250 долларов в неделю.

Практически во всех дошкольных заведениях изучают буквы, числа, цвета, геометрические фигуры, т.е. то, что необходимо для дальнейшего обучения в школе. По определению, устойчивой программы для изучения нет, есть лишь их названия. Эффекты данного обучения часто зависят от района проживания семьи. Групп дошкольного развития, которые не включают в себя основные знания, необходимые для школы, просто нет. Например, просто нереально разыскать художественную школу для группы детей - только частные уроки. То же самое и с музыкой. Есть частные секции футбола, гимнастики, плавания и некоторых других видов спорта (естественно все платно и недешево).

Об американских школах я вам уже рассказывала. Сегодня предлагаю отправиться на экскурсию в американский детский сад.

Сразу оговорюсь, что бесплатных детских садов в США нет. Мы наведаемся в обыкновенный среднестатистический американский детский сад, стоимость обучения в котором 1 тыс. долларов в месяц. Да-да, вам не померещилось. Именно одна тысяча долларов в месяц. Это далеко не самая высокая цена. При желании здесь можно найти садики за 2 и даже за 2,5 тыс. долларов.

Дошкольное образование в Америке -- удовольствие не из дешевых. Если у вас нет желания растить ребенка дома, то извольте раскошелиться...

Несмотря на цены, спрос на детские сады в США очень высокий. Соответственно, выбор учреждений огромный. На любой вкус и цвет.

Садик, в котором мы побываем, позиционирует себя как двуязычный Монтессори. Монтессори -- это особое направление в воспитании детей. Не буду долго расписывать. Кому интересно, можно в интернете почитать. Скажу лишь то, что американцы очень любят Мотессори-садики.
Двуязычным этот садик называется потому, что помимо основного -- английского -- языка дети изучают здесь Мандарин (самый популярный китайский диалект). А еще немного испанский язык, поскольку почти все здешние воспитательницы -- выходцы из соседней Мексики.

В США детские сады как правило небольшие и рассчитаны на одну-две группы. Поэтому часто под садик переоборудуется часть жилого дома или квартира.
Данный садик распологается в чьем-то бывшем жилом двухэтажном доме. На первом этаже здесь находятся комнаты для детей, на втором -- административные помещения и кладовая.

Этот детский сад рассчитан на одну группу. В группе 18 ребятишек. Причем, некоторые из них приходят сюда только на полдня или только по определенным дням недели. Это довольно распространенная в США практика, так как в этом случае оплата за детский сад будет почти вдвое меньшей.

В группе собраны дети разных возрастов. (Это особенность садиков Монтессори. Здесь такая философия, что дети должны уметь общаться не только со своими сверстниками, но и с теми, кто старше и младше их...)
В этот садик принимаются дети от 2 до 5 лет. К слову, в Америке немало садиков, работающих с малышами от 0 до 2 лет. Но это учреждения несколько иного рода и стоимость у нах другая. Давайте, о них как-нибудь в другой раз.

За детьми в нашем Монтессори-садике присматривают четверо взрослых:
-- Мисс Эйприл -- хозяйка садика, она же воспитатель (мексиканка в возрасте);
-- Мисс Джемери -- преподаватель Мандарина, она же воспитатель (молодая китаянка);
-- Мисс Пэт -- воспитатель, помощник воспитателя (мексиканка в возрасте);
-- Мисс Териса -- воспитатель, помощник воспитателя (мексиканка в возрасте);
И на этом все. Никаких тебе заместителей, физкультпросвет-муз-работников, завхозов, кладовщиков и прочих протирателей штанов.

На одного воспитателя в американских детских садах приходится не больше восьми ребятишек. Если детей пришло меньше чем обычно, то кто-то из работников может уйти домой.

Не нужен такому садику и целый штат кухонных работников. Еда здесь закупается простая и свежая в уже готовом виде. Единственное, что требуется от воспитателей, это подогреть ее, если надо в микроволновке и разложить/разлить в одноразовую картонную посуду, которую после приема пищи дети сами за собой выбрасывают.

В садиках Монтесори детей приучают убирать за собой ВСЕ. В том числе посуду.

Дети в этом садике едят три раза в день.
Утром и вечером -- перекусы крекерами/орешками/цукатами/свежими фруктами.
На обед могут быть, например, макароны/рис, говядина/курица, огурцы/морковь. После каждого приема пищи детям предлагается на выбор: стаканчик молока или воды.

С помещениями здесь обходятся очень экономно.
В этом садике нет раздевалок и отдельных шкафчиков для сменной детской одежды и обуви. Во-первых, штате Калифорния всегда тепло, поэтому теплую верхнюю одежду здесь практически никто не носит. А во-вторых в американских садиках, равно как и у себя дома, дети ходят в уличной обуви.

Более того! Дети здесь оказывается даже спят не разуваясь... У меня сначала от удивления тоже глаза на лоб полезли, если честно. Но выяснилось, что делается это в целях пожарной безопасности. В случае пожара дома в Америке полыхают как спички, поэтому дети должны быть готовы мгновенно вскочить и выбежать на улицу.

Второй момент: в американских садиках нет отдельных спален, как у нас. Дети спят в тех же комнатах, что и играют. При этом кровати у них не тяжелые, стационарные, как в украинских садиках, а легкие, переносные.
Вместо кроватей могут быть матрасы. Когда настает время сонного часа, их раскладывают на полу, застелают постельными принадлежностями, и вперед! Сонный час закончился -- постельное собрали, кровати сложили стопочкой в одном месте. Вот тебе и место для игр освободилось.

Нет никаких особых требований к постельным пренадлежностям. Знаю, что в украинских детских садах дОжили, например, до того, что стали запрещать натуральные перьевые подушки. Дескать, там микроклещи заводятся. А это ж уууууууу как страшно!
В США: какое постельное ты дал своему ребенку, таким он и пользуется. За здоровье и комфорт отпрыска отвечаешь только ты.

В распоряжении детей в этом садике находятся:
-- две больших комнаты для занятий и игр (они же спальни),
-- одна комната -- это кухня, она же столовая,
-- еще одна комната -- это холл.
Также предусмотрен просторный санузел с унитазами и умывальниками.

Во внутреннем дворе садика -- детская площадка с качественным и современным инвентарем. Там находятся: большая пластиковая горка с лабиринтами, пластмассовый домик с крышей для игр внутри...

Также в распоряжении детей разнообразный спортивный инвентарь, самокаты, велосипеды и даже ольшой пластмассовый автомобиль... Если кто-то изъявит желание прокатиться на любом из средств, то в обязательном порядке должен одеть на голову защитный шлем.

Необычно в садике Монессори и то, что здесь нет привычных для детей игрушек -- машинок, кукол и т.д.
Все предметы, с которыми играют воспитанники, направлены на развитие мелкой моторики и воображения. В первую очередь это пазлы самой разной модификации, кубики, бусины, пуговицы, веревочки, проволоки, природные материалы и т.д.
Они лежат в специальных коробках. Каждый ребенок волен выбрать занятие на свой вкус. При этом, поиграв, обязан за собой все убрать.

Что еще понравилось так это то, что после болезни ребенка здесь не требуют справок от врача, разрешающих посещение садика. Эту никому не нужную, на мой взгляд, процедуру одновременно усложняющую жизнь сразу трем сторонам: родителям, медикам и работникам детсада, могли придумать только у нас.

Несложно заметить, что разнообразных канцелярских принадлежностей и учебно-методических пособий в этом садике -- огромное количество. Это не случайно. Американские сады Монтессори славятся хорошей подготовкой детей к школе.
К своим пяти годам (а именно в этом возрасте американские дети идут в школу) воспитанники сада Монтессори, как правило, уже умеют писать и читать, приучены к школьным порядкам, к усидчивости и дисциплине.

Напоследок еще один интересный момент.
Знаете ли вы, что в США учительниц и воспитательниц принято называть "мисс". Например, мисс Пэт или мисс Эйприл, хотя по возрасту и семейному положению они могут быть уже давным давно не "мисс" (девушка). Оказывается эта традиция имеет глубокие исторические корни, с тех пор, когда учительствовать было разрешено только молодым и незамужним особам.

Подпишитесь на в вашем

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Детские сады в США (с ценами и фотографиями) skysheep wrote in January 13th, 2016

Детские сады (дошкольные учреждение) в США почти никак не регулируются федеральным правительством, и полностью находятся сфере местных властей. В США, как правило, нет каких-либо муниципальных детских садов. Почти все дошкольные учреждение либо частные, либо принадлежат какой-либо компании для своих сотрудников, либо делаются на базе религиозных организаций. Почти все крупные церкви имеют при себе дошкольные учреждения, которые открыты не только прихожанам этой церкви, но и для любых других людей. Довольно частно можно видеть детей мусульман или христиан, которые посещают дошкольные учреждения при еврейских храмах.


Небольшое отступление насчет терминов. Слово детский сад (kindergarden или kindergarten) в США обозначает первый класс школы, в который идут по достижении 5 лет. То, куда дети ходят до 5 лет, называется либо центром ухода за детьми (child carе center), либо просто day school (дневная школа). Место для совсем маленьких детей называется яслями (nursery).

Обычно градация в США такая. В разных штатах могут быть небольшие отличия.

Kindergarten (бесплатное, часть публичной школьной системы) начиная с 5 лет.


Так как в России все дошкольные учреждения называют детскими садами, то во избежания недопониманий, я буду писать просто "учреждения" (дошкольные учреждения)

1. Размер групп

Регулируется законами штата. У нас во Флориде, вот такое максимально соотношение детей к воспитателям:

Моложе года - 1 взрослый на 4 детей
от 1 до 2 лет - 1 взрослый на 6 детей
от 2 до 3 лет - 1 взрослый на 11 детей
от 3 до 4 лет - 1 взрослый на 15 детей
от 4 до 5 лет - 1 взрослый на 20 детей
свыше 5 лет - 1 взрослый на 25 детей

Но болшинство детских садов имеют более маленькие группы Например, в той школе которую я посетил, 2 летки были в группах по 14 человек, с двумя взрослыми. 3-4 летки были в группах по 20 человек, с двумя взрослыми.

2. Цена

Исходя из размера групп, и средних зарплат, можно примерно прикинуть стоимость. В каждой группе работает как минимум двое взрослых (иногда 3) - учитель и ассистент. Зарплата учителя наверно около $15-20 в час, и зарплата ассистента может быть в районе $10-12 в час. Следовательно, если в группе 8 детей, то затраты только на зарплату будут около $150-200 в неделю на каждого ребенка. Если в группе 15 детей, то затраты на зарплату все равно не опустятся ниже $100 в неделю на каждого ребенка. А помимо зарплаты, также надо содержать помещения, покупать расходные материалы и игрушки, и покрывать другие расходы.

В итоге, имеем то, что в самом дешевом варианте, это будет стоить около $600 в месяц (там где большие группы детей). Там где группы поменьше, будет стоить около $1000 в месяц и выше. Вот пример расценок в одном из местных детских садов. С 8:45 утра по 1 час дня стоит $638 в месяц. Если продлить до 6 вечера, то это стоит еще $360 в месяц. Есть бесплатная программа (за счет правительства штата) для 4 летних (VPK), но она только до 11:45 утра, и если хотите оставить 4-летнего ребенка на продленку до 6 вечера, то это стоит $800 в месяц. Если не забираете ребенка после 6 вечера, то штраф за опоздание $1 в минуту. Помимо этого, есть единовременная плата за регистрацию - $350. Также, каждый год берут $300 на улучшение школы. Если более одного ребенка из семьи посещяют, то скидка 10% за второго, и 15% за третьего.

Для бедных людей есть какие-то программы помощи и субсидии. В одном местном учреждении, написано что для семей с доходом ниже $55K в год, есть бесплатные места , а для семей с доходом от $55К до $170К в год, есть скидки. Но так как я не попадаю в эти категории, то ничего не могу сказать об этих скидках.

Я подозреваю что в местах с более дорогими ценами (Нью Йорк, Сан Франциско), цены могут быть существенно выше из-за более высокой стоимости помещения и более высоких зарплат, и в местах с более низкими ценами, цены могут быть немного ниже.

3. Расписание:

По умолчанию, с 8:45 по 13:00. Можно расширить с 7 утра, до 18:00. В этом конкретном учреждении, один раз в неделю, по средам, ходят в церковь. Также, каждый день читают отрывок из библии. Дважды в день выходят играть на площадку. Два раза в неделю занимаются музыкой или искусствами, и два раза в неделю занимаются науками.

4. Как выглядит

Каждый ребенок приносит рюкзак. В нем смена одежды на всякий случай, и обед (lunch).

Комната разделена на секции (centers), и у каждой секции своя тематика - рисование, чтение, география, буквы, животные. Дети разбиваются на более мелкие группы, и каждый занимается в своей секции.



Это отдельная библиотека, с компьютерами.

Это комната 4 летних.

У них 2 детских площадки, по возрастам, для 2 летних (и младше), 3 летних (и старше). Это площадка для 2 летних.

Эта для 3 летних.

Также есть отдельных зен-сад, с рыбками.

5. Питание

Тут все по разному. В некоторых учреждениях, все питание включено. Но в большинстве учреждений, родители должны приносить питание. В этом конкретном учреждении, они предоставляют пару перекусов (snacks) утром и вечером, но родители должны давать детям с собой обед (ланч).

6. Дневной Сон

В яслях спят в детских кроватках.

Начиная с 2 летних, они спят либо на вот таких кроватках (cots). Обычно переходят в отдельную комнату, и там раставляют эти кроватки либо матрасы.

Либо вот на таких матрасах на полу (mats)

В целях гигиены, обычно эти кровати и матрасы закрепляют за каждым ребенком, и на нем пишут его имя. Раз в неделю простынь матраса меняют.


7. Дополнительные Занятия
В большинстве мест, также есть дополнительные занятия, за отдельную плату. Иностранные языки, танцы, футбол, и тд.