В какой стране разрешены ранние браки. Уж замуж невтерпеж

В ведийское время , как это видно из свадебных гимнов в «Ригведе» и «Атхарваведе», жених и невеста были взрослыми людьми, способными делать выбор и давать согласие на брак. Предполагалось, что жених имел дом, где его жена могла быть госпожой даже в том случае, если его родители, братья и сестры по каким-то причинам 42) жили вместе с , и таким образом ей давалось главенствующее положение в домашнем хозяйстве (Атхарваведа, XIV, 1, 44). Это было бы невозможно, если бы жена была ребенком.

Ведийские предполагают, что брачная пара достаточно взрослая, для того чтобы любить друг друга, быть мужем и женой и родителями детей. Почти на каждом шагу повторялась формула, показывающая, что они уже могут быть родителями. Взятие руки и супружеское соединение являются существенными элементами ведийского свадебного обряда. Все это показывает, что брак происходил, когда девушка была совершеннолетней. 43)

В ведах нередко упоминаются незамужние девушки, которые стареют в доме своих родителей (Ригведа, I, 117, 7; II, 17, 7; X, 39, 3). Девушки, живущие в доме родителей, общались с молодежью деревни.
Во времена «Ригведы» девушка не выходила замуж до наступления зрелости. До того как можно было думать о браке, она должна была полностью развиться физически. Сурья, дочь Сурьи (Солнца), была выдана замуж за Сому (Месяц), только когда она стала молодой девушкой, желающей мужа. 44) Гхоша, женщина-риши, вышла замуж, когда ее юность почти прошла. могли сами устраивать свои браки. В «Ригведе» (X, 145) и «Атхарваведе» (III, 18; II, 30; III, 25; VI, 8 и др.) мы находим многочисленные действия и заклинания с целью привлечь мужчины и женщины. Любовник пытается усыпить весь дом, когда он посещает свою любимую (Атхарваведа, IV, 5).

В «Атхарваведе» упоминается кумарипутра (сын незамужней) - это означает, что девушка могла родить ребенка до брака. Эти свидетельства не оставляют сомнений, что жених и невеста были взрослыми ко времени брака. О существовании детских браков в ведийский период имеется лишь несколько свидетельств сомнительного характера.

Свадебные ритуалы грихьясутр также показывают, что брак обычно совершался после того, как девушка достигала зрелости. Супружеское соединение могло происходить непосредственно после свадебной церемонии.
Согласно «Параскара-грихьясутре» (I, 8, 21), брачная пара должна была три дня не есть соленой пищи, спать на земле и не сожительствовать в течение года, двенадцати ночей, шести или, по крайней мере, трех ночей. Последняя возможность говорит о зрелости невесты.
«Баудхаяна-грихьясутра» (IV, 1, 16) предусматривает возможность того, что у невесты во время свадьбы могут быть месячные.

В период грихьясутр не было системы повторной свадебной церемонии, 45) что доказывало бы существование детских браков. Таким образом, предписания о сроках воздержания после прихода в дом мужа, так же как и о необходимости начала брачной жизни только по прошествии какого-то времени, могут относиться только к взрослой девушке. В поздних грихьясутрах, однако, может быть замечена тенденция понижения брачного возраста. Гобхила (II, 1) и автор «Манава-грихьясутры» (I, 7, 12) объявляют, что наилучшая невеста - нагника (букв. «голая»). Это показывает, что в их время более поздние браки хотя и были еще обычными, не одобрялись.46)

Во времена «Рамаяны» и «Махабхараты» также девушки ко времени брака были взрослыми. В первой главе «Рамаяны» описывается, что после того, как невесты пришли в Айодхью, они, оказав соответствующее почтение старшим, весело жили вместе с мужьями, что предполагает брак после наступления зрелости. Сита в «Рамаяне» говорит Анасуе: «Мой отец, увидев, что я достигла брачного возраста, очень озаботился, как человек, потерявший имущество. Спустя долгое время сюда пришел знаменитый Рагхава вместе с Вишвамитрой, чтобы увидеть Яджну» (I, 119, 34). Это утверждение показывает, что девушка могла ждать подходящую пару долгое время после наступления зрелости.

Впрочем, в книге III «Рамаяны» в уста Ситы вложены слова, что, когда Равана пришел, чтобы ее похитить, ей было восемнадцать лет, а ее мужу двадцать пять и что они провели в Айодхье двенадцать лет. Таким образом, возраст Ситы ко времени брака понижается до шести лет. Но следует заметить, что эпос несколько раз редактировался и данные стихи являются поздней интерполяцией, совершенно не согласующейся с убедительными доказательствами браков в зрелом возрасте. Бхавабхути в своей «Уттарарамачарите» просто отражает обычаи своего времени, когда он на основе данного текста «Рамаяны» описывает Ситу как девочку-невесту.

«Махабхарата», так же как и «Рамаяна», представляет доказательства, что были распространены браки взрослых девушек. Услышав о браке Шакунталы по способу гандхарвов, 47) Канва выражает свои чувства следующим образом: «О, обладающая чистой улыбкой! Много твоих месячных прошло впустую. Теперь ты стала способной к рождению. Ты не совершила греха» (I, 94, 65).
В диалоге Умы и Махешвары девушка, которая достигла зрелости, называется пригодной для брака. «Девушка, совершившая омовение после месячных, считается чистой. Отец, брат, мать, брат матери и брат отца пусть отдадут ее замуж» (XII, 286, 6). Даже в более поздних классических санскритских произведениях сохранилась та же .
В санскритских драмах главным является любовная интрига или брак по любви, что возможно только в случае взрослых пар.48) В последующее время брачный возраст невесты становился все ниже и ниже.

Дхармасутры , которые были записаны около 500 г. до н. э., ясно показывают тенденцию снижения брачного возраста невесты. Они обычно считают, что девушка выходит замуж до того, как достигнет зрелости. Но они позволяют ей ждать некоторое время, если старшие не устраивают ее брак в надлежащее время. Васиштха (XVII, 6-7) и Баудхаяна (IV, 1,14) говорят о трех годах, а Гаутама (XVIII, 20) и (XXIV, 41) - о трех месяцах. Хотя считается желательным, чтобы брак происходил до наступления зрелости, дхармасутры не говорят о грехе, происходящем вследствие более позднего брака, не позорят тех, кто не выдает девушку замуж и не угрожают им, что свойственно более поздним авторитетам. Вероятно, браки обычно устраивались до 16 лет. В литературе смрити можно проследить различные стадии эволюции детских браков. В одной и той же дхармашастре мы находим тексты, которые не видят греха в браке совершеннолетних, и другие, рекомендующие детские браки. Это можно объяснить, только если мы предположим постепенный переход от ведийского обычая брака взрослой пары к распространению детского брака.49)

В часто цитируемом тексте Ману (IX, 88) вопросу о том, что отец должен выдавать свою дочь непременно за жениха той же и обладающего высокими достоинствами, придается большее значение, чем проблеме ее зрелости. «Согласно правилу, дочь, даже не достигшую (совершеннолетия), надо выдавать за жениха из хорошей семьи, красивого. Но девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме (отца) до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены (человеку), лишенному хороших качеств» (IX, 89).
И еще мы находим в «Законах Ману» (IX, 90): «Девушке, достигшей зрелости, полагается ждать три года, но после этого она может сама выбирать себе мужа, равного себе». Но хотя в этих стихах делается упор на выбор жениха равного, с одной стороны, выражение «даже не достигшую (совершеннолетия)» говорит о браке до наступления зрелости, с другой же стороны, выражение «три года и т. д.» показывает, что если нет подходящего жениха, то брак может быть отложен до наступления месячных и даже на долгое время после этого. И когда Ману вскоре за этим предписывает, что тридцатилетний мужчина должен жениться на двенадцатилетней девочке, а двадцатичетырехлетний - на восьмилетней девочке, и немедленно, если дхарма терпит ущерб (1Х,94), вероятно, этот стих может рассматриваться как высказывание в пользу ускорения свадьбы даже с несовершеннолетней девочкой.

Но в более поздние периоды, чем период «Законов Ману», безусловно, предписывались детские браки. Баудхаяна утверждает, что «добродетельному чистому мужу следует отдавать девочку еще незрелую, а если она достигла зрелости, не следует отказывать даже недостойному мужчине». Строгие , относящиеся к браку до наступления зрелости, еще более ужесточились благодаря тому, что их нарушение влекло за собой дурные последствия для тех, кто не выдавал девушку замуж.50) В то время как Ману (IX, 4) лишь порицает отца, не выдающего дочь замуж в надлежащее время, Васиштха утверждает: «Из боязни наступления зрелости пусть отец отдает дочь замуж, пока она еще ходит голая (нагника), 51) поскольку, если она останется в доме после достижения брачного возраста, грех падает на отца» (XVII, 70).

Позднее стали так сильно опасаться брака после наступления зрелости, что смрити предписывали еще более низкий брачный возраст. Они подразделяют девочек, которых можно выдавать замуж, на пять классов: 1) нагника (голая), 2) гаури (восьмилетняя), 3) рохини (девятилетняя), 4) канья (десятилетняя), 5) раджасвала 52) (после десяти лет). Наилучшей невестой считалась нагника.
Некоторые авторитеты дают смехотворные предписания. Например, поздняя интерполяция в «Махабхарате» гласит: «Отец пусть выдает дочь замуж подходящему мужу сразу после рождения. Выдавая дочь замуж в соответствующее время, он обретает религиозную заслугу». По «Брахма-пуране», девушку также следует отдавать замуж еще ребенком: «Отец пусть отдает свою дочь красивому мужу, когда она еще ребенок. А если не отдает, на него падет грех. Любым способом пусть выдает замуж свою дочь в возрасте от четырех до десяти лет. Ее следует отдавать замуж, пока она не знает женской стыдливости и играет в песочек. А если не выдает, отец совершает грех».
Детские браки настолько распространились, что комментаторы, жившие в средние века и в мусульманский период индийской истории, пытались иначе толковать древние тексты, говорящие в пользу брака совершеннолетних. Например, они говорят, что стихи вроде «пусть остается незамужней, если нет подходящего мужа» не повышают брачный возраст, а только подчеркивают, что жених должен быть подходящим. Когда стали распространяться детские браки, с точностью установить нельзя, вероятно, в начале н. э. Сначала они были распространены не во всех слоях индийского общества.

Вначале возраст жениха не понижался с возрастом невесты. Но когда перестала соблюдаться система , брачный возраст юношей понизился. Со временем, чтобы сделать пару подходящей, возраст мальчика был так же понижен, как и возраст девочки. Хотя эти священные правила все более распространялись и наконец стали существенными для ортодоксального брака, по-видимому, браки взрослой пары оставались обычными в течение столетий до средневековья. Иначе было бы трудно объяснить пренебрежение этим обычаем в средневековой драме и эпосе и средневековый раджпутский обычай взрослых браков. Древние индийские авторы медицинских сочинений также признавали, что девушка даже в Индии не достигает полного физического развития до 16 лет. Сушрута (35, 8) говорит: «Мужчина достигает расцвета в 25 лет, а девушка в 16. Мудрый врач должен знать это».53) В другом месте он подтверждает свою точку зрения какими деталями: «Если мужчина, не достигший двадцати пяти лет, сожительствует с девушкой моложе шестнадцати лет, зародыш умирает во чреве, а если ребенок рождается, он долго не живет или будет хилым. Поэтому не следует дозволять сожительство с женщиной слишком юной».

В сегодняшней Индии все прогрессивные люди выступают за взрослые браки и средневековая ортодоксия отходит в прошлое. Правительство Индии также издало закон об ограничении детских браков, чтобы прекратить этот нежелательный обычай.54)

Примечания
43) Свадебный ритуал, конечно, не может не иметь в виду взрослую пару. Впрочем, автор справедливо указывает на то, что снижение брачного возраста стало тенденцией послеведийского периода и главным образом детские браки распространились уже в средневековой Индии.
44) Имеется в виду миф, излагаемый в свадебном гимне «Ригведы» (X, 85).
45) В средневековой Индии в связи с развитием системы детских браков появился обычай повторной свадьбы. Действительной брачной церемонией стала вторая, сокращенная брачная церемония, за которой непосредственно следовал ритуал гарбхадханы. Первая свадьба стала, в сущности, торжественным обручением, хотя и имевшим, с юридической точки зрения, силу брачной церемонии (в частности, если малолетний жених умирал, его «жена» считалась вдовой и не имела права выйти вторично замуж).
46) О развитии детских браков в Индии см.: Jolly J. Beiträge zur indischen Rechtsgeschichte // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellscnaft. Bd. 46; Bhandarkar R. History of Child-Marriage // Ibid. Bd. 47.
47) Имеется в виду сюжет «Махабхараты», послуживший основой знаменитой драмы Калидасы.
48) Следует, конечно, учитывать и специфику источника. Для любовной лирики и драмы необходимы взрослые герои. Впрочем, даже в период наибольшего распространения детских браков, вовсе не исключены были и браки взрослой пары (кроме, может быть, наиболее ортодоксальных брахманских кругов).
49) О том, что обычай ранних браков, по крайней мере среди части населения Северо-Западной Индии, существовал уже в IV в. до н. э., свидетельствуют сообщения античных писателей, основанные на записках участников похода Александра Македонского в Индию. Не исключено, что помолвка детей была древним обычаем некоторых из племен ариев.
50) П. Тиме в специальной статье доказывает, что обычай детских браков является следствием строгого требования девственности невесты, а последнее связано с представлением о том, что девственность невесты является условием законности брака. Лишь тот, кто первый обладал девушкой, может предъявлять на нее права законного супруга (см.: Thieme P. Jungfrauēngatte, sanskr. kaumārah patih, Homer, kovpiδios Пoσis, lat. Maritus // Thieme P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1971. Bd. I). Поскольку женщина в индийской литературе постоянно отождествляется с полем, известное юридическое определение о том, что поле принадлежит тому, кто вырубил лес, относится и к праву на женщину (этот текст у Ману как раз и находится в контексте брачного права IX, 44). Речь идет, конечно, лишь об идеологической основе обычая детских браков, мы не касаемся сейчас его социальных причин.
51) Возраст нагники обычно определяется примерно в шесть-семь лет. Иногда полагают, что либо термин «нагника» должен иначе пониматься, либо имеется в виду младенческий возраст, поскольку вряд ли до шести-семи лет девочки могли ходить без одежды. Ср., впрочем, сообщение Афанасия Никитина: «Паронки да девчонки ходят нагы до семи лет, а сором не покрыт» (Хождение за три моря Афанасия Никитина. М., Л., 1948. С. 12). По мнению П. Тиме, первоначальное значение нагника - не «голая» в смысле без одежды, а та, у которой еще нет волос на лобке и подмышками, т. е. не достигшая зрелости. В этом случае грихьясутры рекомендуют не детский брак в полном смысле слова, а брак непосредственно перед наступлением зрелости (см.: Thieme P. Kleine Schriften. Wiesbaden, 1971. Bd. I. S. 439).
52) Раджасвала - та, у которой начались месячные.
53) Точка зрения врача, конечно, должна отличаться от подхода авторов текстов о религиозном благочестии - дхарме. Также и эротическая литература говорит о браке взрослой пары, причем муж должен быть не менее чем на три года старше жены (см.: Камасутра, III, 1, 2; Kāmasūtra of Vātsyayana. Bombay, 1970. P. 141; Schmidt R. Kāmasūtra des Vatsyayana. Leipzig, 1910).
54) В настоящее время детские браки в Индии запрещены. Минимальный возраст жениха, установленный законом, - 18 лет, возраст невесты - 16 лет.

В тех странах мира, где существует хоть какая-то законодательная база, прописаны и условия вступления в брак. Кроме того, что брак в большинстве стран - дело добровольное, так ещё в каждой стране определен и свой брачный возраст - возраст, по достижении которого разрешается выходить замуж или жениться.

Нет ни одной страны, в которой бы брачный возраст девушек не наступал бы раньше, чем брачный возраст у парней. В разных странах самым ранним возрастом для вступления в брак охватывает диапазон от 9 до 18 лет. Бывают случаи, когда законодательством допускаются какие-либо исключения, а у населения с очень жесткими традициями местные обычаи и вовсе обходят законодательство.

Страной с самым поздним возрастом, начиная с которого можно выходить замуж, является Китай - девушки могут вступать в брак только по достижении ими 20 лет. Недалеко ушла от Китая Индия, там минимальный брачный возраст у девушек - это 18 лет. Хотя ещё 60-65 лет назад в Индии более 50% девушек, не достигших 14 лет уже были замужем, что приводило к многочисленным личным трагедиям, ведь в Индии и по сей день запрещены разводы. Поэтому минимальный брачный возраст был увеличен. Но и сегодня брачные объявления в Индии пользуются самой большой популярностью, а родители подыскивают пару своей дочери без её участия и в большинстве случаев невеста узнает своего будущего мужа непосредственно на свадьбе. Венгрия, Англия, Польша, Германия, Япония, Австралия, Египет и Алжир позволяют девушкам выходить замуж с 16 лет, а во Франции это разрешено с 15.

Законодательная база Италии, Аргентины, Перу и Колумбии определяет минимальный брачный возраст для девушек с 14 лет, а США с 13. Хотя в каждом штате Соединенных Штатов Америки свои порядки и минимальный брачный возраст может отличаться у различных штатов. В соседней США Канаде, в провинции Квебек минимальным брачным возрастом для девушек считается 12 лет. Также и в Парагвае, Эквадоре, Чили, Венесуэле, и даже в такой европейской стране, как Испания.

В 19-м веке девушки выходили замуж не позже 17-ти лет. После 17-ти девушек уже считали «перестарками», а к 20 годам незамужняя девица автоматически переводилась в разряд старых дев. Старым девам нельзя было воспитывать детей и помогать на родах. В России 18-го века есть упоминания о случаях, когда девушки выходили замуж в 13, 12 и даже 11 лет. А самый ранний случай вступления в брак есть в летописях 12 века - 8 лет.

В наше время в мусульманских странах, в небольших поселениях, вдали от цивилизации ранние браки процветают. В Непале и Кандагаре ранний брачный возраст составляет 14 - 15 лет. В той же Индии, в глухих деревнях девочек тайно выдают замуж в 10-11 лет. Т.к. такой брак считается незаконным, но жители придерживаются традиций, то свадьбы происходят или поздно ночью, или ранним утром и сохраняются в тайне всеми жителями деревни. Правда стоит заметить, что в Индии после свадьбы девочки остаются жить дома со своей семьей до наступления половой зрелости и лишь только после этого отдаются в собственность мужа. В глухих провинциях Йемена не так всё радостно. Здесь ранним брачным возрастом считается 6 лет. Мужьями становятся при этом взрослые 25-летние мужчины, на которых молодым невестам поначалу даже противно смотреть.

Как видим, в каждой стране, в каждой культуре существуют свои обычаи и традиции, которые нам, европейцам могут показаться дикостью и варварством.

Юридически, брак считается ранним, если он заключен парнем и девушкой, которые не достигли определенного законодательством возраста. Общественное мнение несколько отличается – мы называем созданную семью ранней, если молодым было 18-20 лет. Однако есть еще психологический фактор, определяющий ранние браки, он не имеет привязки к конкретному возрасту. Например, когда создающие семью парень и девушка не готовы к этому, поскольку не осознают в полной мере последствий своих действий.

Причины заключения ранних браков

Многих волнует важный вопрос: что движет подростками, которые решили вступить заключить брак? Если современная, еще не сформировавшаяся психологически, молодежь рвется зарегистрировать семью, порой даже не дожидаясь наступления разрешенного возраста, для родителей это становится проблемой, причем часто неожиданной. Тогда взрослые начинают интересоваться причинами возникшего у детей желания заключить брак в раннем возрасте. О мотивах, которые толкают их на решение о создании семьи, родителям знать действительно необходимо:

  • Желание узаконить интимные отношения. Некоторые семьи строго относятся к вопросу сексуального воспитания детей, подвергая их удушающему контролю. Поэтому подросшие сын или дочь решают удовлетворить любопытство путем «легализации» своих отношений.
  • Сильная любовь и желание соединить себя с партнером узами брака. Такие аспекты, как отсутствие жилплощади для совместного проживания или финансовая зависимость от родителей, пару не волнуют. Осознать ответственность, которая на них ложится при вступлении в брак, молодые люди пока не способны.
  • Беременность – самый распространенный аргумент для раннего создания семьи. Молодой человек вынужден либо платить за аборт, либо брать ответственность за будущее ребенка и молодой матери.
  • Стремление уйти от чрезмерной опеки родителей. Эта причина ранней женитьбы или замужества ребенка возникает тогда, когда взрослые им манипулируют или не интересуются его мнением.
  • Бывает, что несчастная любовь становится аргументом для начала новых отношений. Чтобы насолить бывшему любимому человеку, некоторые подростки даже решаются на ранние браки.

Плюсы и минусы браков в раннем возрасте

Не удивительно, что последствия заключения браков в раннем возрасте бывают плачевными. Однако есть и счастливые примеры, когда семейный быт складывается благополучно, а супруги всю жизнь счастливо проживают вместе, учась, строя карьеру, воспитывая детей. Скорые браки имеют свои плюсы и минусы. Начнем с негативных аспектов, которые могут сопутствовать молодым людям, решившим рано создать семью:

  1. Неосознание всех трудностей, с которыми предстоит столкнуться подросткам. Это рутинный быт, разделение домашних обязанностей, необходимость материального обеспечения семьи, забота о будущих детях, нехватка времени, желание развлекаться.
  2. Кардинальные изменения в жизни парня и девушки с появлением ребенка. О встречах с друзьями, своих увлечениях нужно будет на время забыть, но к таким переменам готовы не все пары, рано вступившие в брак. Как результат, возникает непонимание, конфликты, обиды, которые могут привести к разрыву отношений.
  3. Не стоит забывать о физиологических аспектах молодых парней и девушек. Уровень сексуальности жен-подростков очень низок, а у их мужей на это время, наоборот, выпадает пик сексуальной активности. Поэтому брак между ровесниками в возрасте 18-20 лет нежелателен, ведь девушка не сможет полностью удовлетворять сексуальные запросы новоиспеченного мужа. На этой почве неизбежно возникнут конфликты, растущее недовольство друг другом.

Плюсами брака в раннем возрасте могут быть такие моменты:

  1. Сильные чувства стимулируют молодых проявлять заботу друг о друге, прощая ошибки или недостатки партнера.
  2. Свадьба делает молодых девушек, которые мечтали об этом событии, очень счастливыми: белое платье, внимание гостей, подарки и цветы. В более зрелом возрасте торжество уже не вызывает такого восторга.
  3. Крепкие нервы у юных жениха и невесты позволяют им легче справляться со стрессовыми ситуациями и трудностями семейной жизни.
  4. Брак в раннем возрасте помогает девушке и парню стать более самостоятельными, быстрее психологически повзрослеть, поскольку появляется чувство ответственности не только за себя, но и за членов семьи.
  5. Свобода принятия решений привлекает парней и девушек, которые скорее хотят избавиться от родительской чрезмерной опеки.
  6. В молодом возрасте менять привычки легче, поэтому парень с девушкой смогут совместно сформировать совместные традиции. Процесс адаптации и притирки друг к другу пройдет проще, чем когда он осуществляется между зрелыми людьми.
  7. Работодатели предпочитают нанимать людей, которые уже имеют семью, поскольку считают таких кандидатов более ответственными. Однако это касается только парней, к замужним девушкам отношение другое. Есть вероятность, что она забеременеет и вскоре уйдет в оплачиваемый декретный отпуск, поэтому работодатель нередко отказывает такой кандидатке.

Статистика ранних браков и разводов в России

По статистике, максимальное количество девушек выходят замуж в период с 18 до 24 лет, а парни – с 25 до 34 лет. Если говорить про ранние браки, то в 2010 году на территории России их было заключено более 1, 215 миллиона. Среди них: женилось несовершеннолетних парней – 1131, девушек – 11698. Специалисты отмечают, что на протяжении последних пяти лет число браков среди подростков существенно сократилось.

Подсчитано, что с 2001 по 2005 год в среднем было зарегистрировано браков между несовершеннолетними около 3100 (среди мужчин) и 25 тысяч (среди женщин). А в более поздний период с 2006 по 2010 зарегистрировано 1744 и 16128 браков со ответственно. Однако браки между несовершеннолетними до сих пор остаются проблемной социальной темой не только в России, но и во всем мире. По статистике на 6,7 заключенных подростками браков приходится 5 разводов.

Самые ранние браки в мире

Не существует ни одного государства, где бы брачный возраст девушек наступал позже, чем у парней. На территории разных стран максимально ранний возраст для регистрации брака составляет от 9 до 18 лет. Иногда законодательство предусматривает определенные исключения, а нередко поселения с очень строгими традициями и канонами вовсе обходят установленные законы.

Согласно законодательству Аргентины, Италии, Колумбии и Перу, минимально допустимый возраст для замужества у девушек составляет 14 лет, а в США – 13. Однако каждый штат Америки самостоятельно определяет минимальный брачный возраст, и на территории разных округов он может отличаться. В Канаде, Эквадоре, Испании, Парагвае браки разрешены с 12-летнего возраста.

В некоторых мусульманских странах и поселениях, которые находятся вдали от цивилизованного мира, ранние браки процветают. Так, в Афганистане и Непале ранний возраст, с наступлением которого парням и девушкам разрешается вступать в брак, равен 14-15 годам. В некоторых индийских деревнях замуж отдают девочек, которым едва исполнилось 10 лет. Но поскольку это незаконно, жители проводят церемонии поздно ночью, скрывая это от администрации поселения и представителей закона.

Видео: Мнение психологов о ранних браках

Нельзя однозначно судить, хороши или плохи браки между несовершеннолетними. Некоторые молодые пары расходятся после прожитого вместе года, а другие счастливо отмечают золотую годовщину свадьбы. Так или иначе, окончательное решение принимать самим возлюбленным, однако если есть весомые на то причины, стоит немного подождать с днем бракосочетания. Настоящей любви это ничем не грозит, а слабые чувства не достойны брака. Что же думают о раннем создании семьи психологи, смотрите в видео ниже.

В Ираке прошли первые с момента вывода американских войск парламентские выборы. Хотя их официальные итоги будут подведены лишь в конце мая, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, что победителем станет нынешний премьер шиит Нури аль-Малики. Между тем одним из предвыборных обещаний его кабинета было принятие «Закона Джафари о личном статусе», позволяющего жениться на маленьких девочках.

Шокирующие сообщения о нравах исламского мира попадают в прессу с завидной регулярностью. Так, пару лет назад западное общество потрясло известие, что в Египте, где тогда к власти пришли исламисты, намереваются узаконить некрофилию. Дескать, в течение суток после смерти женщины ее муж имеет право вступить с ней в половую связь. Новость эту вскоре опровергли, но, как это обычно бывает, разоблачение привлекло к себе значительно меньше внимания, чем сама «утка».

В основном появление и распространение таких сообщений является следствием исламофобии и отсутствия даже базовых представлений об основах мусульманской культуры. Но бывает, что кажущиеся совершенно дикими инициативы действительно становятся законами в исламских странах.

Таков случай иракского «Закона Джафари о личном статусе». Эта правовая норма легализует изнасилования в браке (муж имеет право заниматься сексом с женой, даже если она этого не хочет), запрещает женщинам покидать дом без разрешения супруга, а в случае развода все дети старше двух лет автоматически переходят под опеку отца. Но самые вопиющие положения «Закона Джафари» касаются изменения брачного возраста.

В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. С разрешения опекунов вступить в брак можно и в 15. Такой порядок в стране существует с 1959 года. Однако, согласно «Закону Джафари», брачный возраст для юношей должен быть снижен до 15 лет, а для девушек, а точнее девочек, - до девяти! Более того, девочки младше девяти лет тоже могут выходить замуж, но только с разрешения отца или деда.

Правительством «Закон Джафари» был одобрен еще в феврале. Теперь его осталось ратифицировать парламенту.

За последнее время законопроект был подвергнут критике как в самом Ираке, так и за его пределами. Например, когда эта правовая норма еще не была вынесена на рассмотрение парламента, с соответствующим заявлением выступила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Прохождение "Закона Джафари" будет катастрофическим и дискриминационным шагом в отношении женщин и девочек Ирака, - заявил Джо Сторк, заместитель главы отдела HRW по Ближнему Востоку. - Этот закон о личном статусе только укрепит неравенство в Ираке в то время, как правительство заявляет о своей поддержке равных прав для всех».

Самих авторов законопроекта критика нисколько не смущает. «Есть люди, которым не нравится этот закон, но нам на них наплевать, потому что они противники ислама», - заявил пресс-секретарь министра юстиции. А либеральная пресса получила отповедь из уст Али аль-Муссави, советника премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. «Некоторые СМИ выставляют дело так, будто Ирак откатывается в прошлое. Но это неправда. На Западе люди разглагольствуют о гей-браках. Это то, что мы никогда не будем обсуждать, и это противно нашей природе и религии», - заявил он.

Разговоры, что брак с малолетними девочками не противоречит исламу, не лишены смысла. Одна из жен Пророка - Аиша - была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже, то есть как раз достигнув прописанного в «Законе Джафари» девятилетнего возраста. Правда, при этом нигде не говорится, что вступление в брак автоматически означало начало половой жизни.

Ссылка на возраст Аиши и сегодня имеет определяющее значение для судеб многих девочек в мусульманских странах. В том числе она напрямую касается малолетних подданных Саудовской Аравии. В законах этой страны в принципе отсутствует понятие «брачный возраст». Принимая решение о допустимости того или иного союза, местные жители ориентируются на суждения богословов, а те в свою очередь полагают, что девочки могут выходить замуж с девяти лет. Неудивительно, что к моменту достижения совершеннолетия примерно 16 процентов саудовских девушек уже состоят в браке.

Иногда неравные браки в Саудовской Аравии приобретают черты трагикомедии. Например, немало шума наделала история, главным действующим лицом которой стал 90-летний мужчина, женившийся на 15-летней девушке. За согласие на этот брак он заплатил родителям невесты 65 тысяч риалов (чуть более 17 тысяч долларов). Впрочем, ячейка общества так и не сложилась: сразу после свадьбы новобрачная заперлась в комнате на несколько дней. В итоге разочарованный супруг подал иск к семье девушки, посчитав себя обманутым.

Еще печальнее обстоят дела в Афганистане. Почти каждую пятую девочку там выдают замуж до того, как ей исполнится 15 лет. В 2009 году в стране принят закон, защищающий права женщин. В том числе эта правовая норма запрещала насильственные и ранние браки. Но соблюдается данное предписание далеко не всеми и не везде. Согласно докладу ООН, судебное преследование случаев насилия в отношении женщин за год возросло лишь на два процента. Очевидно, что на фоне таких проблем, как возможность реванша талибов после вывода американских войск или борьба с колоссальным наркотрафиком, о выданных замуж против их воли девочках мало кто вспоминает.

Между тем многие афганцы считают допустимым поправить финансовое положение за счет калыма, полагающегося за малолетнюю невесту. Таков случай жителя провинции Джаузджан по имени Рамадан. Будучи наркоманом и имея долги, он согласился выдать свою семилетнюю дочь замуж за 35-летнего мужчину, получив за это две тысячи долларов. В новом доме девочке жилось несладко - за год супружеской жизни она несколько раз убегала к родителям, надеясь там укрыться от побоев мужа и свекрови. Однако каждый раз супруг забирал ее обратно. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы мать девочки не обратилась к правозащитникам. В результате Рамадан, его зять и мулла, проведший брачную церемонию, были арестованы.

С особым драматизмом борьба за повышение брачного возраста идет в Йемене. Проблема детских браков в этой стране привлекла внимание всего мира после душераздирающей истории, произошедшей в прошлом году. Тогда восьмилетняя девочка умерла в первую брачную ночь, получив травмы во время секса со своим 40-летним супругом. Возмущение правозащитных организаций было столь велико, что высказаться по этому поводу пришлось даже главе европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Но не стоит думать, что ранние браки - это порок, присущий только мусульманским странам. По данным ЮНИСЕФ, 40 процентов таких свадеб играется в Индии. Правда, там разница в возрасте между женихом и невестой обычно не бывает очень большой. И жить вместе они начинают по достижении 15-16 лет. Но сам союз заключается их родителями, зачастую когда будущие супруги еще совсем дети. Эта практика запрещена законом. Но даже перспектива провести два года в тюрьме и быть оштрафованным на приличную по индийским меркам сумму не слишком пугает организаторов таких свадеб.

Возвращаясь к Ираку: сторонники «закона Джафари» утверждают, что он лишь легализует то, что и так является обыденностью. В 2011 году почти 25 процентов девушек вступили в брак до 18 лет (для сравнения: в 1997-м таковых было лишь 15 процентов). Если же закон примут, утверждают его авторы, это пойдет на пользу самим девушкам, поскольку их отношения с мужьями будут подкреплены правовой базой. А раз так, то и отстаивать свои права им будет проще. Но, как показывает случай йеменской девочки, умершей на супружеском ложе, иногда последствия брака оказываются такими, что бороться за свои права уже некому.

Многие наверное знаю, что раньше в большинстве стран женщины в обществе играли самую последнюю роль и о своих правах они даже не осмеливались думать. Основной задачей женщины было ублажать своего мужа, рожать детей и вести хозяйство. Грубо говоря, женщина была рабыней. Также, вы наверное знаете, что в средние века практиковались ранние браки и молодая незамужняя девушка лет 18 уже считалась старой девой.

К счастью, эти суровые времена прошли и теперь женщины имеют такие же права как и мужчины. Однако в некоторых уголках Земли женщина до сих пор остается товаром. К примеру, в мусульманских странах в небольших деревнях ранний брак является нормой и здесь родители выдают своих дочерей замуж чуть ли не с пеленок.

На фото снизу изображены супруги. Девочка в розовом, это Тагани, которая вышла замуж в 6 лет. Тагани вспоминает свои первые дни брака с 25-летним мужем Маджидом: “Каждый раз, когда я видела своего мужа, я пыталась спрятаться, так как мне было противно на него смотреть”. Вторая девочка на фото, Гхада, также является молодой женой и бывшей одноклассницей Тагани.

Для некоторых девочек ранний брак является спасением от полного контроля со стороны семьи. На следующей фотографии показано, как после празднования с родственниками , новоиспеченных йеменских жен Сидабу и Галлиях отправляют к их новым мужьям, предварительно одев на них паранджу.

Многие девочки, которые вступили в ранний в возрасте 14-16 лет даже никогда не посещали школу, однако у них есть еще надежда, что им все же удастся получить образование.

На следующей фотографии Асия. Ей 14 лет и она уже мать двоих детей. У Асии все еще есть кровотечение после родов и она чувствует слабость, но все же моет свою новорожденную дочь, а рядом играется ее 2-х летняя дочурка. У нее также как и у большинства молоденьких мам нет образования и она имеет смутные представления как ей сейчас позаботиться о себе и о своем здоровье.

На этой фотографии Нуджод Али и она выглядит счастливой, так как когда ей было 10 лет она сбежала от своего мужа-мучителя. Она добралась до суда в Сане (Йемен) и, в конечном итоге, ей удалось развестись и вернуться к семье, в школу. Эта молоденькая девочка стала национальной героиней и смелым борцом за права женщин в стране.

Здесь, кандагарская женщина-полицейский Малалай Какар арестовывает мужа, который систематически бил свою 15-ти летнюю жену ножом за то, что она отказывалась ему подчиняться. По словам Какар, с этим "нелюдям" ничего не сделают и скорее всего его отпустят, так как мужчина в этой стране царь и Бог.

На улице уже темно и большинство людей спят, но не эта маленькая девочка Раджини, которую разбудили, чтобы повести на ее свадьбу. В Индии детские брак незаконный, поэтому церемонии проводят в основном по ночам или ранним утром. Сам же брак становится тайной, которая хранится всеми жителями деревни.

Маленькая невеста Раджани и такой же маленький жених практически не смотрят друг на друга, в то время как перед священным огнем им проводят . Здесь, согласно традиции девочки невесты продолжают жить с семьей дома, пока не достигнут половой зрелости. После этого проводят другую церемонию, которая передает девочку в полное владение мужа.

А это небольшая непальская деревня, где ранний брак давно уже является обычной практикой, однако 16-ти летняя Сурита рыдает и кричит в знак протеста против своей свадьбы, но ее желание здесь никто не учитывает.

И опять Индия, на фото Сунил. Когда ей было 11 лет, ее родители решили выдать ее замуж и уже даже подготовились к свадьбе, но смелая девочка пригрозила им, что сообщит про них властям и им пришлось пойти девочке на уступки. Сейчас ей 13 и она учится в школе. Полученное образование даст ей преимущество перед другими девочками и возможно более светлое будущее, чем то, которым ее хотели наградить родители.

Если честно, для меня это просто шокирующая информация. Удивляют родители, которые соглашаются на ранний брак своих детей, отдавая их в руки неизвестно какого взрослого мужика. В нашей стране это называется педофилией и таких людей посадили бы в тюрьму, где они навряд ли прожили бы и неделю, а в мусульманских странах это нормальное явление. Безумный мир.