Совместные игры детей и родителей. Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей Игра «Фотография на память»

Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики. Игры позволяют родителям передавать детям свой жизненный опыт, учат их быть самостоятельными, не бояться принимать важные решения, нести за них ответственность и правильно оценивать поступки окружающих. Кроме этого совместное времяпровождение улучшает .

Взрослым очень важно правильно организовать игру и максимально заинтересовать в ней детей. Для этого хорошо сразу занять роль рядового участника и, вспомнив свое детство, самому полностью окунуться в игру. Ребенок, заметив такой искренний родительский интерес, непременно увлечется процессом.

Игры для детей в первую очередь должны быть направлены на развитие:

  • памяти;
  • внимательности и быстроты реакции;
  • коммуникативных способностей;
  • физической выносливости и ловкости.

Самыми распространенными и несложными развивающими играми для детей являются следующие:

  • «Холодно — горячо». Ребенок выбирает какой-либо предмет или любимую игрушку, передает ее взрослому, закрывает глаза либо отворачивается (главное — не подглядывать). Взрослый прячет предмет в комнате. Затем ребенок постепенно приближается к тем или иным предметам в помещении в поисках спрятанной игрушки. Взрослый же в это время дает ему подсказки: «холодно», «теплее» или «горячо». Если ребенок движется не в ту сторону, звучит подсказка «холодно». Если направление поиска правильное, то, соответственно «тепло», «теплее» и «горячо».
  • «Что пропало?». В данной игре взрослый на столе раскладывает перед ребенком различные предметы: карандаши, ручки, счетные палочки, мелкие игрушки и так далее. Затем он просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает со стола какую-либо вещь. Когда ребенок открывает глаза, взрослый просит его назвать исчезнувший предмет. Эту игру можно немного преобразовать и выкладывать на столе однозначные, но разноцветные предметы (например, карандаши), и так же просить ребенка определить, какого цвета карандаш исчез.
  • «Мужские и женские имена». По правилам игры взрослый и ребенок должны по очереди быстро называть мужские и женские имена. При этом ни одно имя не должно повторяться.
  • «Вкусное — невкусное». Желательно, чтобы в этой веселой игре участников детского возраста было несколько. Еще потребуется среднего размера мяч. Взрослый по очереди бросает детям мяч, при этом называет что-то съедобное или несъедобное. Если прозвучало что-то съедобное, ребенок должен поймать мячик, а если несъедобное — оттолкнуть от себя.
  • «Нарисуй так же». Взрослый рисует на листочке бумаги несколько простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), показывает ребенку в течение 1 минуты, затем убирает листок и просит ребенка нарисовать на чистом листочке то, что он только что видел, причем в такой же последовательности.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры помогают коллективу, состоящему из детей и взрослых, быстрее подружиться, найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Среди данных игр наиболее полезными являются:

  • «Давайте познакомимся!». Дети и взрослые садятся в круг вперемешку. Самый первый участник говорит как его зовут. Затем второй участник также называет свое имя, но добавляет еще и свой возраст. Третий действует по той же схеме, но добавляет к рассказу о себе место своего жительства или учебы. А у самого последнего участника, замыкающего круг, уже должен получиться целый связный рассказ о себе.
  • «Смышленый паровозик». Участникам игры нужно организовать своеобразную шеренгу, встав друг за другом и положив впереди стоящему руки на плечи. Первым обычно встает взрослый. Затем направляющий начинает показывать какие-либо движения. Стоящая сзади него шеренга должна их в точности повторять.
  • «Веселая география». Дети и взрослые располагаются в кругу. Затем все по очереди называют свое имя, страну или город, начинающийся с такой же буквы, что и имя.

Спортивные игры

Спортивные игры с родителями, развивающие физическую выносливость, ловкость и координацию движений, имеют также очень большое значение. Умеренные очень полезны для растущего организма. Спортивные игры способствуют развитию правильной осанки, развивают все группы мышц, укрепляют здоровье ребенка. Преимущество таких игр в том, что они не требуют специальной экипировки, поэтому ими можно заняться дома:

  • «Самый быстрый». Играют обычно два игрока, взрослый и ребенок. Берут два стула, к спинкам которых привязывают по широкой ленточке. Затем, по команде, каждый начинает скручивать свою ленточку. Победит тот, кто быстрее это сделает и первым сядет на стул.
  • На координацию движений. Участвуют обычно два человека. Оба одновременно берутся правой рукой за правое ухо, а левой рукой за нос. Затем нужно хлопнуть в ладоши и поменять руки, т. е. левой рукой взяться за левое ухо, а правой рукой за нос. Выигравшим считается тот, кто ни одного раза не нарушил условие игры и не запутался.
  • «Слепой художник». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. Сначала дети с закрытыми глазами рисуют каждого взрослого. Затем взрослые с закрытыми глазами рисуют детей. В конце все открывают глаза и смотрят, что у них получилось.

Командные игры

Отлично учат чувствовать коллектив и способствуют его сплоченности командные игры. Для этого желательно научиться играть в такие игры, как:

  • «Волейбол в Новый год». Так как игра требует большого пространства и тихо поиграть в нее не получится — лучше делать это вне дома. Зал нужно украсить новогодними украшениями, а посередине вместо сетки протянуть какую-либо новогоднюю растяжку с поздравлениями или длинную гирлянду. Также потребуется большое количество разноцветных надувных шариков. По одну сторону «сетки» располагается команда взрослых, а по другую — детей. Суть игры в том, чтобы каждая команда старалась перетолкнуть все шарики со своей стороны на сторону противника, не позволяя шарикам упасть. Победившей считается та команда, на стороне которой осталось как можно меньше шариков.
  • «Наступить на шарик». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. К ноге каждого участника на уровне лодыжки привязывается надутый шарик. В процессе игры нужно стараться наступить на шарик противника так, чтобы он лопнул. При этом необходимо следить, чтобы собственный шарик оставался в сохранности.
  • «Толкатель ядра». Для этого команде из взрослых и детей потребуется один надувной шарик. Победителем будет считаться тот, кто толкнул шарик как можно дальше от нарисованной на полу линии. Место падения шарика у каждого игрока следует отмечать на полу цветными мелками.
  • «Повар». Участвуют команда взрослых и команда детей, у каждой из которых имеется свой поднос. На подносе лежит список продуктов, из которых нужно приготовить то или иное блюдо, а на отдельных столиках лежат необходимые для этого продукты. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все необходимые для этого угощения ингредиенты на поднос.

Давайте поиграем!

Совместная деятельность детей

И воспитателя.

В течении дня ребёнок большую часть проводит в детском саду и как он проведёт этот день зависит от воспитателя и от характера ребёнка. Дети, так же как и взрослые,имеют особенности своего характера. Наиболее всего дети подвержены агрессии, застенчивости, эмоциональной неуравновешенности, трудно находят контакт со сверстниками. Предлагаю игры на преодоление этих недостатков у детей дошкольников.

Игры, направленные на развитие навыков

Эффективного общения.

Умение общаться - непростой, но необходимый навык в современной жизни. Психологи определяют общение как процесс установления контактов. Способность к этому у всех разная. Если ребёнок тяжело вступает в контакт со сверстниками, ему нужна психологическая поддержка и помощь взрослого.

Предлагаемые игры вызывают положительные чувства по отношению к другим участникам, развивают речь, учат детей выделять хорошие качества о человеке, говорить о них, делать и принимать комплименты.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но известная детям тема, например: «Мои игрушки», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю маме» и т.д. Один из участников - «гость» - садится в центре комнаты и отвечает на вопросы участников по теме.

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА. Взрослый предлагает детям сказку-задание: чтобы развеселить Царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Выбирается Царевна Несмеяна. Дети по очереди говорят о её положительных качествах. Когда Несмеяна будет согласна с названным качеством, она должна улыбнуться.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА. Дети становятся в круг, Ведущий даёт одному из участников мяч. Дети бросают мяч друг другу, называя слова вежливости. Затем игра усложняется. Ведущий просит называть только слова приветствия (прощения, извинения, благодарности).

Игры на преодоление застенчивости.

Многие люди путают два совершенно разных понятия - застенчивость и скромность. И если скромность действительно украшает человека, то застенчивость создаёт много сложностей. Застенчивость характерна для многих детей. Психологи считают эту особенность реакцией на страх. Она возникает и закрепляется в определённый момент общения ребёнка с другими людьми. Помочь маленькому человеку преодолеть застенчивость и сформировать у него желание общаться со сверстниками непросто. Предлагаемые игры помогут ребёнку преодолеть чувство неуверенности в себе, избавиться от застенчивости, сформируют у ребёнка уверенность в своих силах, развивает речь, повышает самооценку.

СКАЗКА. Ребёнку предлагается придумать и рассказать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Ирина - мирная, сказка о девочке, которая приносит мир в каждую семью.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. Для разыгрывание различных ситуаций ребёнку можно предложить темы: «К тебе в гости пришли твои друзья. Как ты им покажешь свою комнату»? «Ты потерял игрушку. Как ты будешь её искать? Как ты попросишь друзей помочь тебе»?

СЕКРЕТ. Всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: бусинки, пуговицы, палочки небольшие, кусочки ткани; ребёнок зажимает кулачок с предметом и никому не показывает его. Это «секрет». Участники должны найти способ уговорить друг друга показать свой «секрет».

Я ЛУЧШЕ ВСЕХ УМЕЮ. Дети садятся в круг. Ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например: танцевать, петь, рисовать, заплетать косу и т.д). Затем дети по очереди показывают эти действия жестами.

Игры для коррекции эмоционально -

Неуравновешенного поведения детей.

Наблюдая детей психологи говорят об эмоциональной неуравновешенности. Таким детям трудно, а иногда и не под силу, владеть своими эмоциями. Многие их действия бесконтрольны, а поведение может быть агрессивным. Все негативные эмоциональные проявления не возникают сами по себе, а имеют определённую, иногда скрытую причину. Занимаясь с ребёнком, учите осознавать свои эмоции и адекватно выражать их. Игры помогут преодолеть трудности эмоционального развития малыша, наладить контакт с беспокойным ребёнком, научат концентрировать внимание.

ИЗОБРАЗИ ЭМОЦИЮ. Дети садятся в круг. Ведущий раздаёт карточки, на которых написаны или нарисованы различные эмоциональные состояния: радость, интерес, гнев и т. д. Игроки должны изобразить при помощи мимики, жестов и выразительных движений ту эмоцию, которая показана у них на карточке. Остальные участники отгадывают, какое эмоциональное состояние пытается выразить их товарищ.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ. По сигналу ведущего дети начинают делать все, что им хочется: прыгать, скакать, стучать. По второму сигналу дети садятся на стульчики и прислушиваются к тому, что происходит вокруг. После игры можно обсудить, какие звуки удалось услышать.

КЛУБОК. Если ребёнок сильно возбуждён или капризничает от переизбытка напряжения, предложите ему поиграть с клубком. Заранее приготовьте небольшой клубок шерстяной пряжи. Перематывая нитки, ребёнок успокаивается, становится серьёзным, концентрирует своё внимание. Игру можно разнообразить. Отрежьте несколько кусочков ниток разной длины. Пусть ребёнок сложит из них какую либо фигуру, а может быть, и целую картину.

Игры на развитие сплочённости группы.

Посещая детский сад, ребёнок большую часть времени находится в коллективе. Если коллектив дружный, сплочённый, то ребёнок легко адаптируется, получает положительные эмоции, чувствует себя уверенно и комфортно, занимается с большим желанием, меньше устаёт. На сплочённость коллектива влияет совместная деятельность, совместные увлекательные игры. Предлагаемые игры помогут ребёнку найти общий язык со сверстниками, вступать в контакт с группой детей,научат детей внимательности и аккуратности.

ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ. Дети садятся в круг. Педагог передаёт (пантомимикой) по кругу какой-либо предмет: «горячую картошку», «льдинку», «бусинку» и т. д. Важно, чтобы остальные участники могли догадаться, что передано, и этот предмет вернулся бы обратно к ведущему, не изменившись (пантомимика не должна меняться).

СЛУШАЙ ХЛОПКИ. Участники свободно двигаются по комнате. По сигналу воспитателя им необходимо объединиться в группы по несколько человек (количество человек в группе зависит от количества хлопков, сделанных воспитателем). Если число участников в группе не совпадает с количеством хлопков, то группа сама должна решить, как выполнить условия игры.

АССОЦИАЦИИ. Ребёнок жестами, мимикой изображает другого участника игры, его особенности, привычки, манеру двигаться и т. д. Остальные дети отгадывают, кого из участников изображает ведущий.

ПУТАНИЦА. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает игроков, тоже не разнимая рук игроков.

Игры на снятие агрессии у детей.

Агрессивность - довольно распространённое явление среди детей. Очень часто можно увидеть, как дети вступают в конфликт, провоцируют друг друга на ссору, вступают в драку со сверстниками. Агрессивность может проявляться у детей как вербальная (оскорбление словами), так и невербальная (драки, толчки и т. д.) Ребёнок должен понять, что он может с состоянием агрессии справится и сам, не доставляя никому неприятностей. Игры помогут ребёнку овладеть приёмами саморегуляции, способствуют выбросу негативных эмоций, успокоиться, развивают мелкую моторику.

МОНЕТКА В КУЛАЧКЕ. Дайте ребёнку в кулачок монетку и попросите его сильно сжать. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает его и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется.

РВЁМ БУМАЖКИ. Если вы видите, что ребёнок агрессивен или возбуждён, предложите ему несложную игру. Пусть он возьмёт лист бумаги или газету и разорвёт её на мелкие кусочки. Эта игра быстро успокоит ребёнка и поможет снять напряжение.

СЧИТАЕМ БУСИНКИ. Рассыпьте на столе крупные бусинки разных цветов и предложите сосчитать сначала все зелёные, затем красные, синие и т. д. В конце игры ребёнок поочерёдно складывает в коробочку или нанизывает на леску.

НАРИСУЕМ ГНЕВ. Предложите детям нарисовать гнев или человека в момент агрессии. Можно вспомнить ситуацию, в которой ребёнок испытывал чувство гнева и нарисовать её. В конце занятия все участники обсуждают рисунки и предлагают свои способы выхода из ситуации без проявления агрессии.



Совместная игровая деятельность воспитателя и детей старшей группы

«Если с другом вышел в путь»

Цель: Формирование навыков взаимодействия со сверстниками в рамках решения игровых проблемных ситуаций.

      Создание предметно-развивающей среды для организации игры, в которой дети конструировали пространство детской игровой площадки, выступают в роли строителей – дизайнеров. Обогащение игрового опыта детей. Воспитатель в роли игрового партнера, создает проблемные ситуации, позволяющие развивать любознательность, активность, творческое мышление. Развивая сюжет на основе знаний, полученных при восприятии р. н.с. «Гуси-лебеди», обогатить игру нестандартными ситуациями, для возникновения нового сюжета и его развития. Развитие коммуникативных качеств ребенка дошкольника, на примере героя воспитателя – Огонька, научить детей брать на себя роль выбранного персонажа, договариваться о последовательности совместной деятельности, налаживать и регулировать контакты в совместной игре, уступать, мириться. Формировать умение у детей умение планировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и . В ходе игры развивать положительные эмоции, при создании игровой мотивации в начале игры, дать детям самостоятельно составить алгоритм решения поставленной цели. Закрепление знаний, умение, навыков полученных детьми ранее.

Воспитатель: Ребята, сегодня с вами захотели поиграть мои друзья. Весёлые бумажные человечки. Посмотрите, как вы думаете, что это (показывает бумажную шляпку).


Дети: Это бумажная шляпа.

Воспитатель: Да, бумажные человечки живут в бумажной шляпке. Хотите их увидеть? Вот они какие, давайте знакомиться. (Достаёт первую куклу)

Воспитатель: Я, Розочка! Кто будет играть с Розочкой? (Пожелавшему ребенку отдает куклу).

Воспитатель: Я, Силач!

Воспитатель: Ну, а этого человечка я думаю вы догадаетись, как зовут? Я, Морячок!

Воспитатель: Я, Беляночка!

Воспитатель: А я, Веснушка!

Воспитатель: А еще у меня есть такой друг, его зовут Огонёк!

Огонёк: Привет ребята, привет!

Воспитатель: И Морковка!

Огонёк: Эй. Морковка, просыпайся, Морковка!

Морковка: Ой, сколько у меня друзей!

Воспитатель: Морковка, мы будем играть с ребятами?

Морковка: Конечно.

Воспитатель: Ну, что пойдемте, поиграем на ?

(Дети и воспитатель подходят к столу накрытый зеленной тканью)

Морковка: Ребята, а во что будем играть? В догонялки? Давайте в догонялки! Догоняйте меня!

(Дети бегают за Морковкой по столу)

Морковка: Ну нет, нет, чего-то я устала, как – то скучно у нас на площадке. Ребята, а у вас, что есть на площадке?

Дети: горки, качели….

Огонёк: Морковка, у них есть качели! А еще, что есть? Горка?! Я Хочу на горку!

Морковка: А что нам делать?

Воспитатель: Ребята, а у меня есть волшебный сундучок, а в нем много интересных вещей! Заглянем в него? Давайте оставим наших человечков на столе и пойдем посмотрим, что там.

(Подходят к сундуку, в котором лежат Лего - конструктор, бросовый материал, и т. п.)

Воспитатель: Ребята, берите предметы, которые пригодятся вам для строительства вашей детской площадке. Берите по одному предмету, потом еще вернетесь.

(Дети разбирают предметы и начинают строить детскую площадку)

(Воспитатель от имени Огонька и Морковки спрашивает у ребенка, что он поставил на площадку, что собирается строить)
Огонек: Смельчак, что ты поставил на площадку? Расскажи нам! А ты, Розочка, что поставила?

Морковка: это качели? Кто со мной покачается (качается) Здорово? Ну. ка загляните в коробку может там еще, что – ни будь есть?

(Пока дети смотрят, воспитатель прячет в карман Морковку, оставляя Огонька. Общается с детьми от имени этого героя)

Огонёк: Бенляночка, что ты нашла?

Воспитатель: Ой, посмотрите, что мы с вами сделали, а красота какая! Что у нас получилось? Давайте-ка, пройдемся по нашей детской площадке.

Огонёк: Морячок, морячок, привет! Вам нравится наша площадка? И мне нравится, только где моя подружка – Морковка? Морковка, Морковка? (заглядывает под кустик).

Тут нет, где же она? Ну-ка, ищите.

(На экране появляются гуси лебеди)

Дети: Гуси лебеди забрали.

Воспитатель: Смотрите гуси-лебеди летят, а в какой они сказке встречаются?

Огонёк: Ребята, зачем Баба Яга унесла мою Морковку? (плачет)

Дети: (рассуждают)

Огонёк: Что будем делать?

Дети: Пойдем искать.

Огонёк: Пойдем спасать мою Морковку? И вы вместе со мной?

Огонёк: И не испугаетесь Бабы Яги?

Дети: Нет.

Огонёк: Ну, хорошо! Тогда идем.

(Звучит музыка про урожай, дети передвигают кукол по столу в сторону импровизированного макета «Сад»)

Огонёк: Ребята, что за дерево нам встретилось?

(На экране появляется яблоня)


Дети: Яблоня.

Воспитатель: Ребята, в саду, в котором растут яблоки, есть еще деревья, на которых растет что-то не похожее на яблоки, Расскажите, что это. А слива, что это? А малина? А яблоки?

(Дети рассказывают о сливах и малине).

Огонёк: Яблоня, нам встретилась, ну прям, как в сказке. Вздыхает. Какие яблоки тяжелые.

Дети: Давайте соберем все яблоки, сливы и малину.

Огонёк: Ой, а нам некуда их собирать.

Дети: В ведерки.

Огонёк: В ведерки, а вы видели ведерки?

(Дети достают ведерки из сундучка)

Воспитатель: Ребята всем хватило ведерок? Ребята вы договоритесь, кто, что будет собирать. А еще обратите внимание, что ведерки не простые, а математические. Что нарисовано на них?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Каждый из вас должен положить посмотреть на цифру, которая нарисовано на его ведерке и положить в него соответствующее количество ягод и фруктов.

(Дети собирают ягоды, фрукты).

Огонек: Морячок, что собрал в своё ведерко, сколько положил?

Огонек: А я всего одно яблоко собрал, ну ничего корзина все ровно тяжелая.

(На экране появляется речка)

Дети: К речке с кисельными берегами.

Огонек: Думаете к кисельным берегам? Как перейти эту речку?

(Дети предлагают положить что-то, через что можно перебраться. Берут и строят из Лег-мост)

Воспитатель: Кто самый смелый, кто первый пойдет? Вставайте друг за другом, крепче держитесь и аккуратно проходите по мосту. Ведерки не забывайте.

(Дети-куколки переходят по мосту)

Огонек: Ой, я пойду самый последний, я самый трусливый, я очень боюсь воды, ведь я же Огонёк. Помогите мне пожалуйста, держите меня.

Огонек: Уф, как было тяжело. А вот и печка.

(На экране появляется речка)

Огонек: Что мы можем сделать с ягодами и фруктами, стоя около печки?

(Дети предлагают сварить варенье)

Огонек: А давайте и правда сварим варенье для Бабы Яги, может она подобреет и отпустит нашу Морковку?

Огонек: Что нам нужно, чтобы сварить варенье?

Дети: Кастрюля, поварешка, сахар.

Огонек: А у вас есть кастрюля. Морячок, может у тебя есть котелок? Нет, а что же делать? Где взять?

Дети: Нужно купить в магазине.

Огонек: Давайте понарошку у нас будет магазин. Только я не пойду в магазин, я ни разу там не был, я боюсь. А кто из вас ходил в магазин за покупками? И вы знаете, как нужно разговаривать с продавцом? Ну, хорошо, ты иди в магазин, купи пожалуйста три кастрюли, три поварешки, сахар, вот тебе кошелек с монетками, а мы рядом постоим, послушаем и если – что тебе поможем, правда ребята?

(Все заходят в магазин, один из детей ведет диалог с продавцом)

Ребенок: Здравствуйте!

Продавец: Здравствуйте, ребята. Зачем вы пришли в магазин?

Ребенок: Нам нужны кастрюли.

Продавец: Кастрюли? Сколько штук?

Ребенок: Три штуки.

Продавец: Три кастрюли, а для чего вам кастрюли ребята?

Ребенок: Варенье будем варить.

Продавец: А еще, что нужно?

Ребенок: Три поварешки, сахар.

(Продавец достает, три кастрюли, две поварешки, дети видят ошибку, исправляют продавца, продавец извиняется, дает еще одну поварешку, сахар и просит заплатить пять рублей. Ребенок отсчитывает монетки из кошелька, благодарит продавца).


Продавец: Ребята, помните, когда вы будете варить варенье, будьте очень аккуратны, не подходите близко к печи и не хватайте руками горячие кастрюли, а то можете обжечься. Желаю удачи.

(Дети возвращаются к печке).

Воспитатель: Ребята, давайте выберем кто какое варенье будет варить.(Можно считалочкой).

(Дети раскладывают фрукты ягоды по кастрюлям, ставят на плиту, «повара», начинают варить, а остальные дети считают до десяти. Варенье готово.)

Воспитатель: Какое варенье у тебя получилось? Из чего ты варил свое варенье, какое оно получилось? (яблочное, малиновое, сливовое).

(Воспитатель предлагает вылит каждое варенье в одну банку и рассказывает о том, что если перемешать варенье разного вида, то получится фруктово-ягодный ассорти, просит повторить детей это новое название).

Огонёк: Ой, ребята, какое ароматное у на получилось фруктово-ягодное ассорти.

(Предлагает понюхать остальным)

Воспитатель: Какое у нас варенье получилось?

Дети: Вкусное, ароматное, полезное и т. д.

(Звучит тревожная музыка, дети идут через густой, дремучий лес, рассматривают птиц на деревьях, говорят их названия, интересные факты из их жизни)

(Появляется макет избушки Бабы Яги)

Огонек: Ребята, кажется мы пришли или я ошибаюсь.

(Дети подтверждают, что это избушка Бабы Яги, т. к. она стоит на курьих ножках)

Огонек: Ребята, я боюсь, а кто смелый и не боиться Бабы Яги? Наверное тот, кто смелые, а кто у нас смелый.

(Смельчаку предлагается подойти и постучать в дверь избушки)

(Появляется за ширмой Баба Яга)

Баба Яга: Кто стучится ко мне в дверь? Кто посмел нарушить мой покой?

Смельчак: Я, смельчак?

Баба Яга: Зачем ты пожаловал Смельчак?

Дети: отдайте нам пожалуйста Морковку.

Баба Яга: Ха, ха. ха! Морковку! Она мне самой пригодиться. Я из нее суп собралась варить.

(Дети предлагают на обмен варенье, Баба Яга спрашивает какое, просит дать понюхать, спрашивает из чего варили и с восторгам отдаёт детям Морковку)

Морковка: Ой, ребята спасибо, что вы меня выручили из плена Бабы Яги. Дайте я вас обниму, мне было так страшно у Бабы Яги.

Баба Яга: Да ладно, не жалуйся, я тебя не обижала. Идите быстрее из леса, а то я могу и передумать.

(звучит музыка, дети уходят к площадке, Огонек просит их не бежать, а помочь ему и Морковки добраться до дома)

(Звучит спокойная музыка воспитатель предлагает детям лечь на ковер, отдохнуть, а затем предлагает продолжить игру на площадке с куколками)

Обучение игре детей второй младшей группы

В педагогической работе на первом этапе учитывая возрастные особенности детей четвертого года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.), надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отмечали, что, участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

В современных теоретических работах (См.: Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963; Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979; Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 3; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование игровых действий у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 6 ) имеются разные подходы к изучению проблемы воспитательного значения сюжетных игр. В некоторых воспитательные задачи рассматриваются в контексте сюжетно-ролевых игр, развиваемых самими детьми. В ходе педагогического руководства воспитатель акцентирует внимание детей на играх с запрограммированными положительными взаимоотношениями. В других работах центр тяжести переносят на разыгрывание ролей, предлагаемых воспитателем, и отработку заданных им игровых действий. При этом ребенок ставится в условия воспроизведения действий воспитателя.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка четвертого года жизни.

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей. Поэтому в начале года внимание в педагогическом процессе должно быть уделено играм с куклами и игрушками-животными (в групповой комнате и на участке). Так, например, если у детей был развит интерес к строительным играм и играм с машинами, целесообразно использовать также элементы конструирования и сюжетно-ролевые игры с машинами. В начале учебного года (сентябрь) внимание сосредоточивается на плановом развитии наиболее близкой детям игры в «семью». Естественно, наряду с этим осуществляется педагогическое руководство играми, возникающими по инициативе детей.

Игры в «семью» развиваются как игры с куклами. Куклы живут вместе с детьми, у каждой есть свое имя, свой характер, свои любимые занятия. Так, например, кукла Юля серьезная, любит рассматривать картинки, книжки, убирать в комнате и др.; Оксана веселая, любит плясать, танцевать и пр.

Особое значение в этот период придается играм-занятиям. Обращаясь к играм-занятиям, на первое место выдвигаются воспитательные задачи: формирование нравственных чувств, положительных взаимоотношений, опосредованное влияние на развитие самостоятельных игр.

Образовательный материал в основном повторный, и только незначительная часть его новая. Игры-занятия проводятся в обстановке, приближенной к условиям творческих игр. Они не требуют большой предварительной подготовки детей, поскольку воспитатель с помощью взятой на себя роли подсказывает развитие сюжета, показывает образец выполнения некоторых игровых действий, заботливого отношения к куклам. Приводим перечень сюжетов игр-занятий с куклами (При разработке перспективного плана развития игр с куклами использованы рекомендации Р. И. Жуковской, А. А. Анциферовой, Н. А. Бойченко с учетом особенностей возраста и интересов детей четвертого года жизни к игре в «семью». ): «Встреча куклы Оксаны. Постройка комнаты», «Встреча маленького Андрейки», «Купание Андрюши», «День рождения Оксаны», «У кукол новоселье. Постройка комнаты и мебели» (на занятии по конструированию).

Обогащение детей жизненными впечатлениями и создание эмоционального контакта с воспитателем осуществляется в процессе организации совместных игр детей со взрослым вне занятий. Проводятся игры «Оксаночка проснулась», «Покатаем кукол на машине», «Приготовим куклам обед», «Куклы собираются на прогулку», «Оксана идет в детский сад» и др.

В первый день пребывания детей в новой группе для проведения игры-занятия воспитатель вносит большую красивую куклу. «Дети,- говорит он,- куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать, играть».

Ребята вместе с воспитателем строят комнату для куклы из строительного материала. Затем воспитатель напоминает, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске," на машине, кормить, одевать, укладывать в постель и др. При этом подчеркивает, что с куклой следует бережно обращаться, нежно разговаривать, проявлять заботу о ней, как это делают мамы.

Иногда интерес к игре с куклой быстро угасает. Тогда воспитатель сам организует игру, помогает распределить роли, подсказывает ход игры, последовательность игровых действий. Принимая участие в играх, он имеет возможность общаться с каждым ребенком. Именно при такой форме общения можно применить тот прием, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям ребят.

Например, через три дня после знакомства с куклой, когда девочки стали относиться к ней более равнодушно, воспитатель обратился к ним с предложением:

Кто хочет быть мамой и сестричками Оксаны? Пусть сегодня мамой Оксаны будет Таня, а Света и Наташа - ее сестрами. Мама, покорми Оксану, она, наверное, есть хочет. Света и Наташа, давайте поможем маме накормить Оксану... Теперь мама пойдет на работу, а сестры будут гулять с Оксаной. Где коляска Оксаны? Вот она.

Вечером воспитатель предложил накормить куклу и уложить ее в постель. На другой день, придя в группу, все сразу направились к машинам, начиналась шумная "игра. Но воспитатель опять привлек внимание к кукле: «Дети, играйте тише, не разбудите Оксану. Пойдемте лучше пока цветы польем».

После того как пришли все дети, им предложили разбудить Оксану, умыть, одеть ее. Так постепенно, но настойчиво у детей формировали интерес к продолжению игр с куклой, начатых накануне.

В дошкольной педагогике принято рекомендовать детям трех - четырех лет поиграть вместе. При этом сначала надо научить ребенка играть в одиночку, не мешая другому, а потом уже переводить на совместную игру. При организации совместных игр следует также учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек, распределение ролей между ними. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с воспитателем могут построить из стульев машину и пригласить девочек поехать покататься вместе с куклами.

На третий день в группу была внесена подружка куклы Оксаны - кукла Катя. Воспитатель познакомил детей с новой куклой, рассказал, какие любимые занятия у Кати, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить. Игры с большими куклами требовали участия сразу нескольких детей. И руководство со стороны воспитателя, а часто и его участие в игре были совершенно необходимы.

Спустя несколько дней воспитателю достаточно было напомнить детям о возможных ролях: «Дети, кто сегодня хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати?

А кто хочет быть воспитателем?» - и длительная игра возобновлялась. Каждый начинал выполнять свои обязанности. Мамы поднимали дочек с постели, причесывали, умывали и вели их в детский сад. В это время Таня - воспитатель готовилась к приему ребят: убирала в групповой комнате, накрывала на стол. (В самом начале развития игр разграничение деятельности воспитателя и няни не проводилось. Это упрощение роли было необходимо, так как оно давало возможность ребенку действовать более активно.)

В конце первой недели дети самостоятельно организовывали игры с куклами небольшими подгруппами.

Обучение вне занятий также позволяет создать необходимые условия для совместной деятельности детей, основанной на подражании образцам нравственного поведения, для укрепления планомерного систематического социального развития.

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Эти моральные задачи реализуются постепенно, усложняясь от занятия к занятию. На уровень усвоения моральных требований оказывает влияние опыт семейного воспитания. Дети, которые растут в семьях со сложившимися традициями уважительного отношения к старшим, заботятся друг о друге, они более восприимчивы к усвоению нравственных норм. Вместе с тем имеют место и такие факты, когда, например, ребенок отказывается выполнять роль бабушки, а если кто-либо из детей берет эту роль, он выражает неуважительное отношение к ним. Очевидно, влияют сложившиеся плохие взаимоотношения между взрослыми в семье и ребенок по - своему реагирует на это. Работе с родителями такого ребенка надо уделять особое внимание.

На первом этапе работы наблюдается ощутимый разрыв в характере реальных и игровых взаимоотношений детей.

Например, Таня и Лена играют в «семью», Таня-мама, используя личный опыт, а также опыт, приобретенный в совместных с воспитателем играх, вежливо обращается к своей дочке, улыбается ей, нежно разговаривает. Но вдруг, увидев, что Лена берет посуду и хочет сама готовить обед, Таня проявляет недовольство, резко останавливает Лену, отбирает у нее посуду. Обида выводит ее из игровой ситуации, она грубо говорит Лене: «Не трогай, Лена, ведь я же мама». Лена также выходит из игрового состояния, несколько секунд недовольно смотрит на Таню и уходит от нее со словами: «Ну и играй одна, Танечка».

После двух-трех недель целенаправленной работы с детьми можно отметить положительные изменения в отношении детей к куклам. Правда, иногда наблюдаются и отрицательные проявления в воспитании кукол. Дети наказывают, шлепают своих дочек, а также мишек, собачек. Это один из показателей социального сознания детей: в играх в «семью» они выражают свое отношение к поведению непослушных. Подобные взаимоотношения педагог не оставляет без внимания, говорит детям, что дочка, наверное, хотела помочь маме, поэтому встала со стула; или дочка еще не знает, как вести себя, ее надо научить, а бить кукол нельзя.

Организуя игру «Приготовим куклам обед», воспитатель стремится к дальнейшему обогащению содержания игр в «семью», воспитывая у детей желание помогать маме, папе, бабушке. Сюжет игры развивается следующим образом. Папа ходит в магазин, покупает продукты, дочка помогает маме приготовить обед. Программное содержание этого занятия наряду с воспитательными отражает общеобразовательные задачи, которые заключаются прежде всего в определении места игры, расширении знаний о том, что нужно для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда). Продукты и посуда должны быть тщательно вымыты. Дочка может помочь маме вымыть фрукты для компота и положить их в кастрюлю.

Выделение места для игры, подбор игрушек и атрибутов рассматриваются как показатели уровня игры. Если с детьми не проводится работа, они не придают значения тому, что ставят на стол плиту, умывальник, здесь же варят и едят иногда прямо из кастрюли. Поэтому в совместных с воспитателем играх прежде всего планируется, где будет организована игра, вместе с детьми обсуждается, какие нужны игрушки и оборудование.

Повышение уровня детских взаимоотношений под влиянием совместных игр

В результате совместных с воспитателем игр у детей повышается уровень игровых умений. Если, например, вначале в играх с куклами дети только одевали их, кормили, гуляли с ними, то после проведения воспитателем игр-занятий они стали дополнительно использовать следующие игровые действия: умывали кукол, мыли им ноги, купали, катали их в колясках, на машинах. Сравним содержание игр с куклами детей четвертого года жизни до и после проведения целенаправленной работы (табл. 4).

таблица 4.
Название игры Характер игры до проведения работы Характер игры после проведения работы
1 2 3
Укладывание куклы спать Играли две девочки, но активной была только одна. Вторая выполняла отдельные поручения (подержала куклу, пока мама готовила обед, подала стульчик). Игровые действия: приготовили постель, сняли тапочки, уложили, не снимая платья, качали кроватку вдвоем. Играли 7 мин. Играли две девочки и мальчик. У девочек были активные роли. Мальчик - папа помогал маме, дважды уходил на работу и снова включался в игру. Игровые действия: сестра готовила постель, мама раздевала куклу, складывала одежду, умывала, мыла ноги, заботливо укрывала, говорила кукле "спокойной ночи", целовала и уходила. Игра длилась 20 мин.
Кормление куклы Играли две девочки с куклами. Они были соседками. Игровые действия: посадили кукол, приготовили посуду, покормили, пошли гулять. Общались между собой мало, с куклами также почти не разговаривали. Игра длилась 20 мин. Играли три девочки: мама зазбудила дочку, умыла, вытерла полотенцем, одела ее, сестричка застелила постель, бабушка расставила на столе посуду, поставила стул. Мама покормила куклу и с двумя дочками пошла гулять. Бабушка вымыла посуду, поставила ее на место. Во время игры не наблюдалось никаких конфликтов. Игра длилась 22 мин.

Педагогическая работа способствовала формированию интереса к играм с куклами, обогащению содержания игровой деятельности, формированию положительных взаимоотношений между детьми. Они свободно оперировали знаниями и навыками, использовали их в самостоятельной деятельности. Расширение кругозора детей и овладение навыками способствовали увеличению "количества ролей и игровых действий. Важным качественным показателем во взаимоотношениях ребят во время игр с куклами было проявление заботы, нежности, внимания. Это способствовало налаживанию отношений и со сверстниками.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Для детей четвертого года жизни совместная деятельность длительностью от 15 до 30 мин является характерной. Отдельные игры продолжаются до 50 - 60 мин. Замечено также, что игры, основанные на стихийном опыте детей, менее длительны, чем те, что отражают содержание известных игр. Это объясняется неумением детей развивать сюжет игры, устанавливать и поддерживать положительные взаимоотношения.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть прежде всего обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Игра планируется во второй части занятия с целью закрепить знания, полученные в результате беседы, дать детям некоторый навык использования их в самостоятельной деятельности.

Так, например, игра-беседа «Мамин праздник» проводилась 10 марта. Накануне в детском саду был утренник, посвященный 8 Марта, дети готовились к нему: разучивали стихи, песни, пляски, готовили подарки. Отмечали этот праздник и в семье. Поэтому было вполне логичным на занятиях по родному языку уточнить их знания о празднике, способствовать развитию речи, прививать навыки внимательного отношения (приготовить подарки, тепло поздравить, уметь ответить благодарностью на поздравление и др.). На данном занятии воспитывался интерес к сюжетно-ролевым играм с элементами общенародных праздников.

В начале занятия детям были заданы вопросы о том, какой праздник они недавно отмечали, как поздравляли мам и бабушек. Затем рассмотрели несколько иллюстраций из альбома «Наши мамы». После этого воспитатель посоветовал поиграть в «Мамин праздник», выбрать роли, подумать, что можно сделать к приходу мамы, чем порадовать ее. Предложений было много: купить цветы, нарисовать картинку, убрать в комнате, сходить в магазин, приготовить чай, накрыть на стол, а когда придет мама, спеть для нее, прочитать стихотворение и др.

Подготовив детей таким образом, воспитатель сказал, что сейчас они будут играть. Кто хочет, может посмотреть, а остальные дети могут организовать самостоятельные игры. В игре приняли участие 6 человек. Многие наблюдали за ними. Воспитатель постоянно направлял игру и взаимоотношения в ней.

В последующие дни, как показали наблюдения, дети неоднократно играли в «Мамин праздник».

Аналогично были проведены игры «Как мы играем в шоферов», «Кто заботится о нас в детском саду».

Кроме игр, проводимых на занятиях, особенно в первые месяцы, часто используются совместные игры воспитателя с детьми вне занятий. В них детям предоставляется больше свободы и самостоятельности, воспитатель включается в игру только на определенное время и с определенной целью.

Например, Лена и Наташа начали игру «Накормим кукол», но делают это недостаточно хорошо: спешат, не соблюдают культурно-гигиенические правила, а главное, нет у них теплоты во взаимоотношениях. Воспитатель берет на руки куклу и садится с нею к играющим детям, предварительно спросив разрешения. Он ласково разговаривает с куклой, заботливо спрашивает, удобно ли ей сидеть. Кормит куклу не спеша, вытирает салфеткой. Тем самым детям показывает пример взаимоотношений и между собой, и с куклами.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

На характер и уровень самостоятельных игр оказывают влияние не только совместные игры с воспитателем, но и совместные игры детей четвертого года жизни с детьми подготовительной группы. В начале года регулярно, а во второй половине года эпизодически организуются наблюдения детей четвертого года жизни за игровой деятельностью старших детей. Кроме того, 1 - 2 раза в неделю в группу приходят шестилетние мальчики и девочки, умеющие развивать интересные совместные игры и легко налаживающие контакты с окружающими.

Накануне надо объяснить старшим детям, что они должны научить ребят младшей группы сооружать определенные постройки: автопарк, гаражи, детский сад, комнату, мебель в ней, развивать сюжетно - ролевые игры.

Совместные игры младших детей со старшими более непосредственны, чем игры с воспитателем. В общении их на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная.

Приведем краткое описание и анализ игры, организованной мальчиком подготовительной группы. Играют Вова (6 лет 10 мес.) и Люда (3 года 8 мес.).

Вова. Давай играть во «врача»!

Люда. Давай.

Вова. Я врач.

Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно. Люда смотрит и все время улыбается, видно, что она рада такому общению.

Вова. Бери куклу и приходи на прием.

Люда с дочкой приходит на прием к врачу, здоровается.

Вова. Садитесь, пожалуйста. Что с вашей дочкой? Что у нее болит?

Люда. Она кашляет... Горло у нее болит.

Врач осматривает, выслушивает, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит: «Это не больно. Раз - и готово». Потом выписывает рецепт, отдает его Люде-маме со словами: «Будете давать лекарство по чайной ложке 3 раза в день. До свидания».

Люда. До свидания... (Несколько секунд спустя.) Вова, а можно я буду

Вове явно не хочется уступать роль. Но Люда повторяет просьбу, и он уступает:

Ладно, садись. А ты знаешь, что это такое? (Показывает на фонендоскоп.)

Люда. Трубка, чтобы слушать.

Вова. А это? (Показывает на термометр.)

Люда. Градусник. У нас дома есть градусник. А один бабушка.разбила...

Люда приготовилась к приему. Приходит Вова с зайцем на руках.

Здравствуйте,- первым здоровается он.- Доктор, вот зайчик простудился и сильно кашляет.

Люда молча выслушивает, выписывает рецепт, старается все делать так, как

делал Вова.

Вова. А еще у зайчика болит зуб. У вас есть машина, которая лечит зубы?

Люда молчит.

Вова. Давай я опять буду врачом.

Люда и Вова меняются ролями. Вова быстро находит предметы-заменители для игры в зубного врача. Он присоединяет шнурок к ножке стула и получается

бормашина.

В игре наблюдалась заинтересованность обоих детей, стремление отобразить личный опыт, собственные впечатления. Но Вова был активнее, он стремился научить Люду выполнять различные игровые действия. Девочка в игре проявила внимательность и каждую новую игровую ситуацию пыталась тотчас опробовать в самостоятельной деятельности. Действия ребят отличались взаимной вежливостью, доброжелательностью.

В педагогический процесс могут быть включены игры-драматизации. Использование игр-драматизаций как одного из методов обогащения самостоятельных игр и формирования положительных взаимоотношений осуществляется несколькими путями. Во-первых, используются элементы игр-драматизаций (См.: Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975, с. 68 - 77 ), во-вторых, дети подготовительной группы показывают для малышей спектакли, например: «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка». Проводятся также игры-драматизации с использованием кукольного театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам. В конце четвертого, года жизни дети сами могут подготовить показ сказок «Теремок», «Репка».

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в совместной игровой деятельности. В соответствии с этим в педагогическом процессе должны быть созданы оптимальные условия для развития самой игровой деятельности.

2. В этих целях целесообразно использовать такие педагогические средства, которые способствуют одновременному повышению уровня самой деятельности и детских отношений в ней. К ним следует отнести тематическое планирование некоторой части программного материала и развитие характерных игр, организацию систематического общения со взрослыми и старшими детьми, использование в педагогическом процессе различных методов обучения игре.

3. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств: справедливости, доброты, внимательности, заботливости, взаимопомощи и др. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений младших дошкольников, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами.

4. Уровень взаимоотношений в играх несколько опережает уровень отношений между детьми в бытовой деятельности, т. е. уровень игровых отношений в группе, как правило, выше уровня реальных отношений. Однако между ними существует диалектическая взаимосвязь. Роли, в которые дети вступают в играх, способствуют налаживанию реальных отношений, хотя на четвертом году жизни более характерным является обратный процесс: реальные взаимоотношения определяют характер и уровень ролевых отношений. Личностные качества партнеров также имеют большое значение, затрудняя или облегчая установление и поддержание положительных взаимоотношений.

Вопрос и задания для самостоятельной работы

1. В чем выражается идея обучения игре в советской дошкольной педагогике?

2. Проанализируйте статью Р. И: Жуковской «Игры - занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста» (в кн.: Нравственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 63 - 82). Покажите изменение характера совместных игр детей под влиянием игр-занятий.

3. Разработайте серию игр-занятий и игр-драматизаций для детей четвертого и пятого года жизни с целью формирования положительных взаимоотношений.

Лукьянчикова А.Г., инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.) , надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка.

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть, прежде всего, обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.