Содержание работы с детьми раннего возраста. Особенности работы педагога с детьми раннего возраста

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей на ранних этапах онтогенеза (288)

Дисциплина: Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 2. Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста

Выполнил:

слушатель Семенова Елена Евгеньевна

Преподаватель:

Гершман Елена Дугласовна

Москва – 2018

Задание:
Изучив методы педагогики раннего возраста, заполните таблицу. В нее необходимо внести все представленные в тексте лекций методы педагогической работы с детьми раннего возраста. Примеры использования метода подбираются самим слушателем (на основе личного опыта или описанных в литературе примеров). Именно соответствие примера выбранному методу и определяет глубину понимания студентом сути изученных методов педагогической работы с детьми раннего возраста. В конце таблицы в текстовом режиме на 1-2 абзаца необходимо сделать вывод, о наиболее эффективных методах работы педагога с детьми раннего возраста с точки зрения ФГОС ДО.

Таблица:

Воспитатель детского сада каждый вечер наблю­дает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму (или ба­бушку), пришедшую за ним, как он покидает группу детско­го сада.

Воспитателю желательно обратить внимание на следующее:

*на заключительный этап деятельности ребенка (бросил игрушки или убрал их; прекратил игру или доиграл);

*на характер встречи с родителями (быстро или медлен­но подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет, встречает родных, рассказывает ли о проведенном дне, выражает ли недовольство и как);

*на характер прощания с детьми и воспитателем - как прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча.

Информация, полученная с помощью метода наблюде­ния за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отно­шении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе меж­личностных отношений. Наблюдения помогут воспитателю организовать работу, как со всей группой, так и с отдельны­ми детьми.

Педагогический эксперимент

Дидактический эксперимент

Направлен на изучение особенностей сен­сорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной дея­тельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению. Практическая цель - накопление данных о ребенке, вос­питателе и группе детей в целом. Проводится в специально созданных условиях, но привычных для ребенка условиях.

Ставится с целью доказательства преимущественно одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его результатов.

Тема: «Песок»

На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

Беседа

Метод устного опроса по заранее намеченному плану.

«Беседа о зимующих птицах»

Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Анкетирование

Метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. С помощью анкетирования:

*у родителей - получить сведения о ребёнка и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам

* у воспитателей – выявить их отношение к собственной деятельности, запросы к руководству учреждения, особенности психологического климата в группе

Интервью

Разновидность беседы по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Может проводится через определенное количество времени с целью проверки достоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере

3-хлетнему ребёнку могут задаваться следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут маму? Папу?

4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

5. Чего на картинке много? Мало?

6. Нарисуй круглый мяч

7.. «Собери мисочки».

Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

Изучение документации

Изучение планов, отчётов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики организационной работы, некоторых приемов воспитания

Ребенок с девиантным поведением. Психологу необходимо изучить личное дело и характеристику ребенка, особенности воспитания. Эти данные будут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

Анализ процесса и результатов детской деятельности

Дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном состоянии, умениях.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Видеосъемка

Дополняет методы наблюдения и изучение документации. Можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям

Открытый урок воспитателя или психолога. Видеоматериалы материалы способны достаточно наглядно и информативно охарактеризовать ситуацию.

Методы обучения и воспитания

Словесные методы

Объяснения, указания, рассказы об окружающем

*показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

* просьба произнести, сказать слово (это платье).

* объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

*многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

* договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

Наглядные методы

Непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг.

*показ с называнием (это кролик).

*пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

* просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

*многократное повторение слова.

*активное действие детей.

* задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

* включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Практические методы

Необходимость практически действовать с предметами, обнаруживать их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

*Упражнения (оказание помощи).

*Совместные действия воспитателя и ребенка.

*Выполнение поручений.

Методы прямого воздействия

Постановка перед ребенком практической задачи, показ образца, способа действия, помощь взрослого в его выполнении Использование метода эффективно не только для овладения предметно-практической деятельности, но и в других сферах его развития - художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. Данный метод не должен подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность

*построить из кубиков домик;

*собрать и разобрать пирамидку

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия

При использовании данного метода воспитатель дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности.

На занятиях лепки и рисования

Метод проблемного воспитания и обучения

Направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи.

Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений.

В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста и включать в себя как исследовательские методы, так и методы обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

2. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.

Цели создания Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – Развитие детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи :

  • оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям;
  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
  • создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
  • содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
  • активизация творческого потенциала личности ребенка;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  • взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • консультирование в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Организация деятельности.

Создается при наличии не менее 24 воспитанников.

Дети принимаются в ЦИПР по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между ними и администрацией ГБОУ, при условии предоставления медкарты из детской поликлиники о состоянии здоровья ребенка и родителя (законного представителя).

Основными формами работы с ребенком и семьей служат индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.

Наполняемость групп при организации работы с детьми - не более 8 чел. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет не более 1 ч, в зависимости от возраста детей. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.

Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание ГБОУ введены дополнительные штатные единицы: старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, помощника воспитателя.

В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

Основные направления работы:

Развитие познавательных способностей;

Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

Развитие представлений об окружающем мире;

Развитие речи;

Развитие мелкой моторики;

Развитие творческих способностей;

Развитие сенсорных ощущений;

Развитие двигательной активности;

Развитие музыкального слуха и ритма.

В нашем центре Вам предложат квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального работника по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.


Ребёнка раннего возраста.
Цель: довести до родителей информацию об основных направлениях развития детей раннего возраста; объяснить значимость роли родителей в обучении, воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Задачи:


  1. Познакомить с понятием «ранний возраст».

  2. Дать общую характеристику развития ребёнка от года до трёх лет.

  3. Познакомить с предметной и игровой деятельностью в раннем возрасте и её значением для развития ребёнка.

  4. Познакомить с кризисом 3 лет «Я сам».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, много читал, хорошо учился в школе, с удовольствием занимался и стал образованным человеком. Поэтому многие желают начать обучение малыша в самом раннем возрасте. И здесь перед родителями возникает множество вопросов: с чего начать? как и чем заниматься? в каком возрасте следует начать образование? заниматься самим дома или водить ребенка в школу раннего развития? какие методики существуют и какую из них выбрать для своего любимого крохи?


Ранним развитием считается обучение и воспитание ребенка с рождения и до 3 лет. Дело в том, что ребенок рождается с огромным потенциалом, его мозг активно работает, устанавливаются и укрепляются связи между нервными клетками, он впитывает в себя всю информацию, как губка. Дети начинают учиться сразу после рождения. Окружающие звуки, тактильные ощущения, зрительные образы – все это является первыми уроками в жизни новорожденного. С каждым днем малыш получает больше и больше сведений. Психологи утверждают, что в первые три года жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы! Природа все устроила таким образом, что именно в этот период ребенок легко учится, хорошо запоминает множество слов, способен усвоить огромное количество знаний. Но, увы, так происходит не всегда. Развитие мозга, которое так активно происходит в детстве, со временем замедляется. И если годовалый малыш легко воспринимает незнакомую речь, без труда запоминает новые слова (пусть даже и пассивно, не умея еще употребить их самостоятельно), а к пяти годам уже хорошо овладевает устной речью, то взрослому человеку выучить иностранный язык бывает намного сложнее. Но для того чтобы мозг полноценно развивался, он требует постоянной работы. В принципе, это касается, всего нашего организма. Представьте себе, что будет, если мы длительное время будем просто лежать и ничего не делать. Правильно, мышцы организма ослабнут и перестанут работать. Так и мозг, если он не будет работать, то его развитие пойдет крайне медленно. И именно поэтому обучению в первые годы жизни следует уделять особенно большое внимание. При этом обучение должно быть разносторонним, а развитие гармоничным. Для многих родителей раннее развитие – это способность ребенка уметь читать и считать. Это не совсем так. Раннее развитие подразумевает и получение ребенком основных понятий об окружающем мире , и физические занятия и упражнения, и развитие творческих способностей, и навыков самообслуживания, и многое другое с самого раннего возраста.

Раннее детство (ребенок от 1 до 3 лет). Приобретения раннего возраста.

Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.


На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.


Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

Психологи даже склонны предположить, что три года - это середина пути развития от рождения до зрелости.

“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/

Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13 лет работаю педагогом-психологом в детском саду № 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.

Методом работы дошкольного психолога является сопровождение естественного развития детей в условиях ДОУ.

Под психологическим сопровождением мною понимается движение рядом с ребенком, иногда чуть впереди, если надо объяснить возможные пути, но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание своих путей и ориентиров.

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста, которая на практике определяется лишь как помощь малышу в период его адаптации к условиям ДОУ.

В последнее время я стала уделять больше внимания работе с детьми раннего возраста не только в кратковременный период их адаптации к условиям пребывания в нашем детском саду.

Своим опытом работы с малышами, их родителями, воспитателями групп раннего возраста я охотно поделюсь с коллегами.

Немного из теории.

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало . От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша в условиях семьи, детского сада зависит его будущее .

Хочется отметить, что первым пытался указать на важность раннего развития и проанализировал процессы развития ребёнка раннего возраста русский психолог и философ Л.С.Выготский. По мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте возникает особая структура восприятия, а на ее основе системная и смысловая структура сознания.

Одним из новообразований раннего возраста является речь . Вход в сознание возможен только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского, надо рассматривать “не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями”.

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем: к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов. Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

Давно доказано, становление речи тесно связано с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи малыша.

Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик c пальчик” и т. д.

В современной литературе описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).

Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста возможны случаи отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 – 3-х лет имеют обширный активный словарь.

В условиях сопровождающего развития детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего возраста.

2. Координирующая работа со специалистами, воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников ясельных групп.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:

Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

- Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи детям, их родителям в адаптации к новым социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:

Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.

Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;

Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время (со старшей мед.сестрой и воспитателем определили для этих минут благоприятное время: после завтрака и режимных процедур). Мой приход в группу сопровождается эмоциональным “якорем”: обязательно привожу “гостя” - яркую мягкую игрушку. Большинство малышей мгновенно проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель и предлагает им поиграть с “гостем”. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети “не привыкнут” к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с “гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с ноября месяца начинается второй Этап моей работы: подгрупповые занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни малышей в детском саду через поэтапные встречи на развивающих занятиях со специалистами.

Мои встречи (занятия) с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребёнку в приобретении им позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми.

Первый выход детей из группы (ребят “приглашает” Котик в гости) сопровождается воспитателем и если они спокойно зашли в игровую комнату, то я остаюсь с ними одна.

Мои встречи (Занятия ) реализуются конечно же через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо – эмоциональных проблем у малышей.

В основу занятий с малышами легли следующие принципы :

- “от простого – к сложному”;

Принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);

Принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);

Принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно:

1. Вводная часть.

Цель вводной части занятия – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы на данном этапе:

Приветствие, игры с именами, игры на сплочение.

2.Основная часть.

Цель основной части занятия – нести смысловую нагрузку всего занятия: активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное.

Она включает в себя:

- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа пальчиков и кистей рук;

Игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

Изодеятельность(пальчиковое рисование, действие с бумагой, лепка и т.д.).

3. Заключительная часть.

Цель этой части занятия – закрепление положительных эмоций от встречи,

Чувства доверия к психологу и желание следующей встречи.

В этой части занятия провожу:

Игры малой или средней подвижности;

Произвольный общий танец (часть репертуара музыкального занятия).

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях обязательно используется музыкальное сопровождение. Основным местом

Хочется отметить, что вместе с музыкальным руководителем мы практикуем проведение “пальчиковых” игр с малышами на музыкальных занятиях.

Работа педагога-психолога с педагогами

Воспитатель ясельной группы – это, по существу, Визитная Карточка детского сада. Такую установку приняли наши педагоги, работающие в группах раннего возраста, которые стараются соответствовать следующим требованиям к своей педагогической деятельности:

Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону.

Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.

Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно- эмоциональная заряженность на работу с малышами.

Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста очень ответственная должность, с серьезными к ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их педагогам необходима психологическая поддержка и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:

Психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;

Психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;

Исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

Консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального сгорания воспитателей.

Ежеквартально на Медико-педагогических совещаниях мы проводим экспресс-диагностику нервно-психического развития детей групп раннего возраста, используя методику К. Печоры.

По результатам диагностики намечается индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий уровень НПР. При необходимости мы привлекаем родителей к совместной помощи их малышу и разрабатываем индивидуальный план сопровождения развития ребёнка на следующий квартал.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сада.

В конце каждого учебного года на последнем. Медико-педагогическом совещании подводятся итоги результативности нашей работы по сопровождению развития детей раннего возраста, воспитатели определяют свой запрос к психологической службе детского сада на новый учебный год: в виде анкетирования проводится отслеживание результатов совместной деятельности и намечаются темы и направления работы на следующий учебный год, интересующие и волнующие воспитателей.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности сопровождающего развития детей раннего возраста и родители полноправные члены этой команды.

Первое мое знакомство с родителями проходит в момент поступления их ребёнка в детский сад. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, во время которой я прошу их заполнить информационный лист, затем поздравляю с поступлением их ребёнка в наш детский сад и вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124 , так же молодым родителям дарятся Памятки от педагогов и самого ребёнка.

Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта Воспитанника и Памяток участвовали не только педагоги, но и родители наших воспитанников.

На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Родители, как правило, с интересом вступают в диалог, успокаиваются.

Выявляя запрос родителей на просветительскую и развивающую работу с ними, мы отметили, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми и готовы к сотрудничеству.

Работа по повышению уровня Доверия родителей к нашему детскому саду успешна и мы получаем радость от совместного сотрудничества.

Вместо заключения

Начиная работу в группах раннего возраста более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни самый эффективный в условиях детского сада.

На последнем Медико-педагогическом совещании было отмечено снижение количества детей со средней степенью адаптации, а тяжелая степень не наблюдается уже третий год.

Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011 уч. годы показал повышение уровня речевого, сенсорного развития, развития игровой деятельности.

Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении Театральной Недели: они для всех детей детского сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”, что говорит об их высоком уровне речевого развития.

Кризис системы общего дошкольного образования обострил проблему помощи и поддержки семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям поможет только человек, имеющий специальное образование и освоивший новую модель дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ) – Родитель.

Мы работаем над повышением уровня доверия родителей к нашему детскому саду и получаем взаимную радость от сотрудничества с ними.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.

Ранний возраст -- особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.

Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет -- с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительнои деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений.

Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревания» на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В целом ранний возраст является сензитивным периодом для развития всех видов восприятия (сенсорно-перцептивной деятельности), непроизвольной памяти и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

В раннем возрасте ярко проявляется высокая степень ориентировочных реакций на окружающее. Известно, что при сенсорной, эмоциональной депривации существенно замедляется темп развития ребенка. Сенсорные потребности вызывают высокую двигательную активность, а состояние двигательной сферы во многом определяет возможности ребенка в познании окружающего мира.

Ребенка раннего возраста характеризуют повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций -- залог становления личности ребенка, основа для познавательной активности.

Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде.

Дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, недоразвитие речи у слабослышащего, умственно отсталого и ребенка-алалика). Замедленный темп развития может касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями.

В связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения ЦНС, сроки созревания разных структур задерживаются в разной мере, а значит, и сензитивные периоды для развития тех или иных функций имеют временной разброс.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития.

В диагностическую группу могут приниматься дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, у которых обнаруживается задержка психомоторного развития и речи. Важно определить степень тяжести нарушений -- дети с грубым органическим поражением ЦНС направляются в дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

В условиях детского сада для детей с задержкой психического развития диагностическая группа может формироваться как разновозрастная, основным показателем является уровень психического и речевого развития ребенка (могут приниматься дети от 2,5 до 3,5 лет). Количество детей в группе -- 6 человек.

На первый план в работе с детьми раннего возраста выдвигается изучение динамики развития при целенаправленном обследовании и на основе постоянных наблюдений в процессе коррекционной работы.

Дети, поступающие в специализированную группу, отличаются целым рядом особенностей.

Как правило, это соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям.

Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, вступают в деловое сотрудничество со взрослыми и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Дети практически не владеют речью -- пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено.

Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия -- они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. В отличие от умственно отсталых дошкольников, дети принимают и используют помощь взрослого.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

С учетом перечисленных выше особенностей определяются следующие программные задачи:

Совершенствование двигательных функций, что предполагает необходимость развития общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 до 3 лет). Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления.

Развитие ребенка раннего возраста происходит в активном взаимодействии со взрослым, поэтому очень важно формировать у детей навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.

Основными средствами коммуникации являются речевые средства, важнейшим аспектом работы с маленькими детьми является целенаправленное развитие речи, ее функций.

Рассмотрим более подробно содержание коррекционной работы и ее основные этапы, условно обозначив их как «Ступеньки развития», которые можно соотнести с периодами обучения.

Напомним, что в течение первого месяца пребывания в диагностической группе проводится углубленное комплексное обследование с целью определения уровня развития ребенка.

В дальнейшем занятия проводятся индивидуально или дети объединяются в подгруппы по 2-3 человека.

Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает: диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

  • ·обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
  • ·взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
  • ·построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • ·занятия интегративного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
  • ·индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений;
  • ·построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • ·использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • ·продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более 15-20 минут;
  • ·необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.