Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком.

Консультация для родителей: "Игры с песком"

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование:
стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; тарелочки с песком по количеству детей; магнитная доска; картинка улыбающегося солнышка; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль), вода и салфетки для мытья рук.

Педагог: Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
А солнышко, которое светит нам с мольберта, знает туда дорогу.
Ребята повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло (Поднять руки вверх), Солнышко лучик тебе протянуло (Протянуть руки в центр круга), Солнышко щечку тебе полоскало (Погладить ладонями щечки), Доброй дороги тебе пожелало! (Прижать ладони к груди).
И вот мы уже в волшебной стране.
Дети подходят к столу с песком.

Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте повторим правила игры с песком:
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали. И в конце пути упали.
Ребята давайте поиграем в игру «Необыкновенные следы». Посмотрим, как идёт медведь.
«Идёт медведь» - сжимаем руки в кулачок и с силой надавливаем на песок.
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.


«Ползёт змея» - расслабленными/напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.


«Бежит сороконожка» - двигаем всеми пальцами, имитируя движение.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?


Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы, сколько их много и все они разные.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Молодцы!
Педагог: (Обращает внимание на солнце на мольберте). Ребята, посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Так и хочется понежиться под его лучами. Наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза. Теперь солнышко не кажется таким ярким.
Сейчас я приглашаю родителей помочь детям справиться со следующим заданием.
Перед вами стоят тарелочки с песком, вам нужно нарисовать пальчиком солнце (рисуем круг и лучики), а затем мамы помогут вам украсить лучики разными мелкими предметами.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке рисует круг, совместно с мамой украшает лучики солнца различными предметами.


Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.


Педагог: Дорогие мамы, все эти несложные и интересные упражнения, вы сможете проделать совместно с детьми во время игры, на летнем отдыхе, прогулки во дворе и даже в домашних условиях, если позаботитесь о запасах песка. Вместо песка можно использовать различные виды круп, соль, а чтобы игра казалась интереснее, песочек с помощью пищевых красителей можно покрасить в яркие цвета.
Игры с песком отлично развивают воображение ребёнка, мелкую моторику рук, делают пальчики чувствительными, обогащают тактильный опыт и конечно вызывают положительные эмоции.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка. Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка. Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает "песочная игра". Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук. Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Видеоуроки по математике.

Игры на песке.

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать - писать буквы, цифры...Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как "дорисовывание".

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях. При этом дети могут начать самостоятельно творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке - это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке.

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • "идут ведмеди" - ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • "ползут змеи" - ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • "бегут жучки, паучки" - ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - "жучки здороваются")
  • "крокозябла" - ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например:"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки - дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчанок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Видео про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей "горячо-холодно"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Песочница по-прежнему остается излюбленным местом для малышей. Задача родителей состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее безопасным и интересным детей.

Польза игр с песком:

Игры с песком считаются полезными развлечениями для детей в возрасте 3-5 лет.

1. Играя с песком, малыш развивает мелкую моторику рук.

2. Насыпая в формочки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, прививает точность и аккуратность.

3. Создавая из песка различные фигуры и постройки, ребёнок развивает свою фантазию и воображение.

4. Наблюдения и опыт психологов показывают, что игра с песоком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

5. Если в песочнице играют несколько детей, то они в игровой форме учатся основам общей жизни в коллективе.

Опасности при играх с песком

Не стоит забывать что в песочнице ребенок подвергается опасности - и может заразиться различными весьма неприятными болезнями.

Игры с песком приводят к возможности подхватить зараженные яйца гельминтов - это наиболее распространенное заражение детского организма. Чаще всего игры с песком приводят к заражению тремя видами гельминтов: острицы, аскариды, и токсокары.

Кроме того, не стоит забывать, что во время таких игр ребенок может заразиться через других детей различными неприятными инфекциями, вроде дизентерии или грибковых заболеваний (например, стригущий лишай).

Меры предосторожности во время игр с песком

1. Задуматься над местом для игры с песком. В обычных песочницах во дворах или детских садах можно легко подхватить болезнь, поскольку к ним имеют доступ бродячие животные, а люди бросают окурки, бутылки и прочий мусор.

2. Поэтому следует задуматься над тем, чтобы повести ребенка на пляж. Под лучами солнца многие личинки погибают, от высокой температуры, что несколько снижает вероятность, что ребенок что-то «подхватит».

3. Объясните малышу, что песок нельзя есть, ним нельзя кидаться в других детей, а также ломать чужие постройки. Однако, несмотря на эти объяснения, совсем маленьким карапузам все равно требуется присмотр взрослых, во избежание неприятностей.

4. Лучше отложить игры с песком, если у ребенка есть открытые ранки.

Правильная песочница

1. Чистую песочницу для своего ребенка можно организовать на дачном участке. Для этого вы можете использовать готовые песочницы, предлагаемые магазинами или сделать песочницу своими силами.

2. Песок для песочницы детских площадок можно набрать на ближайшем берегу водоема или купить несколько мешков песка в магазине для садоводов.

3. Прежде, чем высыпать песок в песочницу, его необходимо просеять, чтобы удалить из него камни и другие посторонних предметов.

4. Позаботьтесь о том, чтобы в ночное время песочница была накрыта - такая мера предосторожности изолирует песок от животных.

Правила после игры с песком

1. После игры в песочнице, необходимо обязательно помыть хорошо руки, переодеть ребенка в чистую одежду и вымыть обувь.

2. Примерно раз в месяц необходимо сдавать анализ кала на выявление яиц гельминтов, не зависимо от того, насколько часто ребенок играет с песком. Это позволить обнаружить гельминтозу на ранней стадии и вылечить ее без последствий для здоровья малыша.

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

ЦЕЛЬ: снять напряжение.

Ход упражнения:

От имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

Касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

Сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

Касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».

Упражнение «Песочный дождь»

ЦЕЛЬ:

Учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

Знакомить со свойствами сухого песка.

Ход упражнения:

Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

ЦЕЛЬ: учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая - легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

Упражнение «Необычные следы»

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змеи» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

«Бегут жучки, паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - «жучки здороваются»);

«Кракозябра» - дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

Дидактические игровые упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

Ход упражнения:

Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. - и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу - из треугольников».

Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

Расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри - как хорошо и интересно все получилось!».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники - пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

Ориентировочные темы для проведения упражнений:

Создаем море, реки, озера и их обитателей;

Создаем город и его жителей;

Создаем село и его жителей;

Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

Игровое упражнение «Мы идем в гости»

ЦЕЛЬ:

Учить ориентироваться на песчаной поверхности;

Развивать пространственные представления;

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх - вниз», «вправо - влево», «над - под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.

Игры и упражнения по погружению рук в песок

Некоторые дети боятся полного погружения рук в песок. Такие дети не участвуют в играх и упражнениях по погружению рук в песок. Для других детей игры на поверхности песка и игры по погружению чередуются в зависимости от их желания.

Игровое упражнение «Тайные задачи крота»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, умение расслабляться;

Активизировать заинтересованность играми с песком;

Расширять знания детей о тех, кто живет под землей.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня наши ручки будут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый машет руками и составляет их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на запястьях глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Для этого нужно помочь моему кроту выполнить секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый рисует крота у него на запястьях.) Ну что? Погружаемся? Смотри и делай, как мой крот».

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ей, обращает внимание ребенка на изменения на поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый пальчик.

Как вариант все действия можно выполнять с закрытыми глазами искать в песке руки товарищей, пожать их - «кроты здороваются».

Игровое упражнение «Песчаные жмурки»

ЦЕЛЬ:

Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление;

Расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях;

Формировать произвольное поведение.

Ход упражнения:

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки с иллюстрациями из разных сказок и изображениями сказочных персонажей, их можно изготовить самостоятельно, оклеив скотчем яркие картинки. Для песочной терапии-игр с детьми мы используем цветные картинки с четким изображением. На начальном этапе - с изображением одного предмета или сказочного персонажа с постепенным усложнением изображаемого. Для игр со старшими дошкольниками можно использовать картинки с черно-белым или даже силуэтным изображением.

Перед упражнением психологу следует вспомнить с ребенком его любимые сказки и сказочных персонажей, поговорить о причинах положительного и отрицательного отношения к различным персонажам.

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «В песке любят прятаться сказки и сказочные персонажи. Давай поиграем с ними в песчаные жмурки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «На песок посмотри - из песка сказка покажись». (Взрослый закапывает в песок картинку с иллюстрацией из знакомой ребенку сказки, оставляя видимым уголок изображения.) Открой глаза, бери щеточку и начинай искать в песке сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты уже почистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка?».

Ребенок постепенно раскапывает картинку, пока не сможет назвать сказку или сказочных персонажей. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку с элементами картинки, педагог меняется с ребенком ролями. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а потом взрослый откапывает ее и вслух размышляет, анализирует увиденное, обучая ребенка способам действия.

Следует помнить, что в песочнице ребенок может подвергнуться опасности заражения многими серьезными болезнями. Можно подхватить яйца гельминтов – самое часто встречающееся заражение организма ребенка. Обычно, играя с песком, можно заразиться тремя видами гельминтов: острицы, аскариды и токсокары. Следует помнить, что во время игр ребенок может получить заражение от других детей такими неприятными инфекциями, как дизентерия или грибковое заболевание (к примеру, стригущий лишай).

Основные правила безопасности при игре с песком:

  1. Выбрать место для игры. В обычных песочницах, которые находятся во дворах или детских садах, повышенный риск заразиться, потому что к ним имеют доступ бродячие кошки и собаки, люди могут бросить окурки, бутылки и тому подобное. Не следует отпускать играть ребенка в те песочницы в городских дворах, которые не огорожены.
  2. Безопаснее привести ребенка на пляж. На пляже от высокой температуры и нагревания песка многие личинки погибают, поэтому риск заражения ребенка во время игры с песком немного снижается.
  3. Основное правило во время игр в песочнице – это полный запрет на любые перекусы в песке. Это и не гигиенично, так как руки ребенка грязные и на них может быть много бактерий. Постоянно мыть руки на улице не получится. Нужно постоянно следить, чтобы ребенок не грыз игрушки в песочнице и не пробовал песок. Также нужно предупредить ребенка, что нельзя кидаться песком в других детей, не играть с найденными в песке разными предметами. Для совсем маленьких детей в любом случае необходим присмотр взрослых, чтобы избежать неприятностей.
  4. Если есть открытые ранки, в целях безопасности до их полного заживления игры с песком лучше отложить.
  5. Ребенку нельзя играть на холодном или сыром песке, нельзя допускать, чтобы он садился на него, у него может возникнуть заболевание мочеполовой системы. Особенно это важно для девочек – могут возникнуть воспалительные заболевания.
  6. Песок можно смачивать для того, чтобы он не пылил и не попал случайно в глаз ребенка, а также не рассыпался, если нужно строить замок или «печь пирожки». Лучше это делать водой из лейки, тогда вода не разбрызгивается и не получается «каша».
  7. Ночью лучше закрывать песочницу фанерой или целлофаном, чтобы избежать визита непрошенных гостей.
  8. После прогулки необходимо протереть лицо ребенка салфеткой, а дома умыть с мылом, поменять одежду и вымыть обувь. Если песчинка попала в глаз, его нужно промыть водой движением от внешнего края глаза к внутреннему. Дома можно использовать свежий отвар ромашки, который обладает противовоспалительным действием.
  9. Раз в месяц нужно сдавать анализы на выявление яиц гельминтов, при этом не важно, как часто ребенок играет с песком. Это позволит выявить заражение на ранней стадии и вылечить заболевание без последствий для здоровья ребенка.