Новорожденный ребенок не видит. Как видят новорожденные: особенности зрения ребенка

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Новорождённый – ребёнок в первые 28 дней (первые 4 недели жизни) с момента рождения. Это время он проводит между едой и сном, практически не удостаивая маму своим вниманием и не отличая дня от ночи. Его организм невероятно уязвим в этот период, поэтому он особенно нуждается во внимании со стороны своих родителей. Главная потребность маленького человечка на первом месяце жизни – телесный контакт с мамой, тепло и материнское молоко.

Первый месяц жизни – время адаптации к новым условиям, когда физическое развитие идёт невероятно быстро. Малыш в течение девяти месяцев развивался в мамином животике, защищённый от внешней среды, теперь же ему нужно приспосабливаться к новому способу дыхания, кровообращения, получения пищи, а также к слишком резким для новорождённого зрительным, слуховым и осязательным ощущениям.

Мышцы ребёнка сразу после рождения слабые даже для того, чтобы он смог самостоятельно держать головку. Нередко маленькие пальчики сжаты в кулачки, а сами кулачки плотно прижаты к туловищу. В отдельных случаях наблюдается подёргивание мышц – это нормальное явление, повышенный тонус исчезает примерно на третий месяц после рождения. В возрасте до месяца можно заметить так называемые рефлексы новорождённых детей, особенно ярко выражены два из них: глотательный и сосательный.

Кормление

Нет ничего лучше для питания только что родившегося крохи, чем молоко матери. Ведь оно содержит все необходимые питательные вещества и витамины, а поэтому идеально подходит для кормления новорождённого. Более того, материнская грудь является успокаивающим фактором для детской психики, а потому прикладывать к груди малыша приходится практически при каждом писке. Поскольку желудок крохи ещё очень мал, кормить его надо довольно часто, примерно каждые 3 часа. По мере роста частота прикладываний к груди в сутки будет уменьшаться.

Уважаемые мамы, обратите внимание, что иногда новорождённый срыгивает после кормления. Это происходит из-за того, что вместе с молоком в организм попал воздух. Во избежание этого учитесь правильно прикладывать кроху при кормлении. Вот основные правила, выполнение которых позволяет правильно кормить:

  • Кормить новорождённого ребёнка следует начинать сразу после его рождения, т.е. в первые полчаса жизни. Если малыша правильно положить на мамин живот, он сам найдет грудь и начнет сосать. Помните, как в первый раз ребёнок приложится к вашей груди во время кормления, так, скорее всего, будет кушать в дальнейшем.
  • Важно научиться правильному прикладыванию к груди: при сосании должен захватываться не только сосок, но и ареола. При этом подбородок малыша касается груди матери, рот его слегка приоткрыт.

Ранее прикладывание к груди позволяет ребёнку почувствовать материнское тепло, дарит чувство безопасности. Начиная кормление грудью, примите удобное положение и постарайтесь расслабиться. Низкое кресло или стул с подножкой вполне сгодятся. Сам процесс должен быть приятным, не вызывая у мамы никаких дискомфортных ощущений – ни в спине, ни в груди.

Симптомами неправильного прикладывания к груди являются звуки во время кормления – чмоканье, чавканье, щелчки, что может приводить к заглатыванию воздуха. На самом деле нет ничего особо страшного в том, что ребёнок проглотил воздух при кормлении. Если это случилось, подержите его некоторое время в вертикальном положении (столбиком), пока попавший внутрь воздух не выйдет.

Не давайте малышу пить молоко слишком быстро, это провоцирует колики и вздутие живота, из-за чего младенец плачет, дёргает ручками, ножками, выгибает спинку. Помочь можно поглаживанием живота по часовой стрелке, а также прикладыванием к животику, сложенного в несколько раз и проглаженного утюгом теплого хлопчатобумажного полотенца поверх одежды .

Сон

Никогда не укладывайте ребёнка на спину, а только на бок! Так, если у малыша произойдет срыгивание, в положении на спине он может задохнуться, а это угрожает летальным исходом.

Сколько должен спать новорождённый ребёнок? Суточная продолжительность сна составляет приблизительно 16–18 часов. В таком возрасте дети не особенно отличают день от ночи, поэтому режим сна равномерно распределён порциями на дневное и ночное время.

Патронаж новорождённого

Для проверки состояния здоровья младенца в первый месяц его жизни к вам должен приходить врач-педиатр как минимум 2 раза в неделю. Если врач или медсестра не пришли, стоит позвонить в поликлинику, к которой приписан малыш. В последующие месяцы родители отвозят ребёнка на осмотр в поликлинику по месту жительства сами, но вначале врач должен приходить на дом.

Купание и гигиена

Нежная и очень чувствительная кожа малыша требует ежедневного, тщательного ухода. Следует систематически выполнять очищение кожи после того, как он покакал или при очередной смене подгузника, дабы избежать раздражения. Очищать кожу можно под струёй воды из-под крана с температурой 37°С или влажными детскими салфетками, увлажняющими кожу и сохраняющими нейтральный РН баланс. Соблюдение обычных правил гигиены, поддержание кожи в сухом и чистом состоянии, уход при замене подгузника – вот главные правила профилактики пеленочного дерматита.

Малышу, так же как и взрослому человеку, нужно ежедневно умываться. Выполнять эту процедуру следует утром, уже после того, как вы его покормили. В отличие от взрослого, новорождённого ребёнка умывают ватным тампоном, предварительно смоченным в остывшей до комнатной температуры прокипячённой воде. Лёгкими, промокательными движениями проводят вокруг глаз от наружного угла к внутреннему. Нос очищают ватными палочками на пластмассовой основе. Ушки – ватными жгутиками или пластмассовыми ватными палочками с ограничителем. В ушки не следует лезть глубоко внутрь, а убирать только то, что по краям. Деревянная палочка опасна, поскольку может сломаться и остаться внутри. При чистке ушей внимательно следите, чтобы вода не попала внутрь. Если в носу есть сухие корочки, ватную палочку слегка смачивают детским солевым раствором или закапывают им по капельке в каждую ноздрю.

При смене одежды обращайте внимание на кожу, нет ли на ней покраснений, опрелости или высыпания. Если вдруг обнаружили гнойные очаги на теле, срочно обратитесь к врачу, т.к. это симптом серьезного заболевания.

Кроме этого, детская гигиена состоит в поддержании чистоты под ногтями. Их начинают обрезать только с третьей недели жизни малютки. Ножницы должны быть удобными, тупоконечными, позволяющими исключить травму. Перед применением их стоит протереть спиртовыми салфетками. Если на момент рождения ногти всё-таки слишком длинные, чтобы ребёнок себя не поцарапал, надевайте ему кофточку с прикрытыми рукавами или специальные детские рукавички.

Когда отпадёт пуповина, а вы убедитесь, что никаких проблем с пупком нет, можно и нужно приступать к купанию. Первое купание новорождённого – значительное событие, отнеситесь к этому серьёзно.

Поскольку сразу после выписки из роддома мама ещё слишком слаба и полностью не восстановилась, во время первых купаний младенца ей понадобится помощь родственников, в первую очередь папы. Чтобы не простудить ребёнка, всё, что потребуется после купания, следует приготовить заранее : подгузник, тёплые пелёнки, кофту, распашонку, штанишки, одеяльце, полотенца. Купите специальною детскую ванночку, а перед купанием каждый раз тщательно мойте и обдавайте её кипятком. Температура воды для купания составляет 37°С, а температура воздуха в помещении, где проходит эта процедура – не менее 22°С. Чтобы не ошибиться с температурой, пользуйтесь отдельными термометрами для воздуха и для воды.

Первое купание новорождённого начинают постепенно, погружая его в воду медленно, чтобы не испугать. Процесс омовения всегда необходимо сопровождать нежными, ласковыми словами, разговаривать с ребёнком, тогда купание вызовет только положительные эмоции. Во время купания голову малыша поддерживают одной рукой, а другой моют. Конечно, лучше присутствовать обоим родителя, так как дети во время купания часто непоседливы, крутятся и выворачиваются. Обратите внимание: когда моете голову, делать это нужно осторожно, исключая попадание воды и мыла в глаза, нос или рот. После купания ополосните ребёнка, положив его животиком на ладонь купающего или помощника.

После водных процедур малыша необходимо завернуть в мягкое полотенце. Во избежание травм, кожу высушивайте промокательными движениями, ни в коем случае не трите . А чтобы не допустить опрелостей, тщательно высушите и все складочки на теле. Не бойтесь вытирать уши, но делать это лучше всего специальными детскими фитильками из ваты.

Пуповина

Как известно, во время рождения ребёнку обрезают пуповину, связывавшую его с маминым организмом. Поэтому в первые дни жизни на теле новорождённого есть «ахиллесова пята», т.е. остаток пуповины, который должен отпасть в течение 2-х недель и затем зарубцеваться. Очень важно тщательно следить за ним и регулярно обрабатывать. Вначале это делает патронажная медсестра в роддоме, а когда мама выписывается домой, следить уже должна она сама. Обработка пуповины проводится 2–3 раза в день, для чего берётся одноразовая ватная палочка, смоченная в растворе перекиси водорода. Если при обработке обнаруживаются серозные и кровянистые выделения, а тем более желтовато-зелёный гной, надлежит срочно обратиться к врачу.

Прогулки

Для укрепления детского организма необходимы прогулки на свежем воздухе. Начинать данную процедуру следует постепенно, с каждым разом увеличивая время пребывания на свежем воздухе.

Зимой прогулки совершают осторожно, не допуская переохлаждения. Используйте специальный детский конверт или тёплое одеяло. Не забывайте время от времени трогать носик малыша. Первый признак переохлаждения – холодный нос.

Когда за окном жаркая летняя погода, существует другая опасность – перегрев. У детей слабая терморегуляция и справиться с перегревом им столь же трудно, как с переохлаждением. Не допускайте ситуаций, когда новорождённый ребёнок длительно находится под прямыми солнечными лучами, обеспечивайте ему доступ свежего воздуха и заботьтесь о защите от насекомых.

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный - это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха - все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы - бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Появление новорожденного ребенка сопровождается множеством вопросов - когда он начинает видеть, слышать, узнавать окружающих и т. п. Кого-то могут обеспокоить полузакрытые глаза у младенца, кого-то - реакции на свет. Многие новоиспеченные родители уверены, что дети не видят при рождении.

Когда ребенок начинает видеть?

Уже в утробе ребенок способен реагировать на свет. Благодаря возможностям УЗИ, ученым удалось точно определить:

  • на восьмом месяце беременности, младенец различает время суток;
  • если в темное время суток включить яркий свет, младенец в утробе зажмурится;
  • аналогичная реакция на датчик УЗИ;
  • в последние недели беременности дети поворачивают голову на свет, который направлен на живот.

Новорожденный видит с первых минут своей жизни . Только в отличие от взрослого ребенка зрение имеет ряд особенностей. По неопытности многим новоиспеченным мамочкам, кажется что новорожденный не реагирует на раздражители. С учетом, что многие младенцы только спят и едят, плачут на мокрые памперсы - убеждение стойко обосновалось в народе.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать в норме? С момента появления на свет. Как только ребенок покидает родовые пути, так сразу же он начинает реагировать на раздражители. Свет, звуки, температура - все это вызывает реакцию у младенца.

Особенности зрения

Стереотип, что новорожденный ребенок не видит, имеет под собой реальную почву. Видеть дети начинают с момента рождения. Только зрение пока позволяет им различать очертания предметов . Характерна дальнозоркость - так называют дефект зрения, когда не видишь близко предметы, зато вдаль все отлично видно. Ребенок достигает максимальной остроты только к четырем годам, к шести месяцам у него улучшается зрение.

Новорожденный обладает уникальной особенностью - негативно реагировать на свет . Можно заметить, как он щурится или закрывает глазки, начинает плакать. По такой реакции можно определить недоношенных детей - на свет они запрокидывают голову и смыкают веки. В целом оценка зрительного анализатора проводится только врачом и по особым методикам. Сразу после родов глазики малыша проверяют световым лучом - зрачок сужается.

Косят глаза - есть ли повод для паники?

Многие родители начинают паниковать, когда обнаруживают косящие глаза у малыша. На самом деле здесь нет поводов для беспокойства. В норме у каждого новорожденного ребенка есть физиологические особенности зрения:

  • первые три недели жизни сопровождаются боязнью света;
  • первые два месяца видно косоглазие;
  • первые недели жизни сопровождаются низкой остротой зрения.

Слышать дети начинают с рождения. Уже с момента появления они могут различать темп, тембр голоса. В отличие от зрительной функции, слуховая функционирует в полной мере с рождения. Поэтому если младенец не реагирует на звуки и не показывает реакции - это повод серьезно задуматься.

Опасно ли косоглазие в этом возрасте? Нет, так как оно появляется из-за незрелости глазных мышц, дефект проходит самостоятельно со временем.

Что и как видят новорожденные дети?

Первые дни с момента рождения дети видят все расплывчато . Это связано со сдавливанием головы во время прохождения через родовые пути. Это заметно по опухшим векам и красным глазам. Дети первые несколько дней только спят и едят. Во время кормления кроха будет стараться рассмотреть лицо мамы. В первый месяц он видит только крупные объекты . В первые четыре месяца жизни малыш скользит по предметам взглядом, останавливаясь только на том, что вызывает интерес. Сфокусировать взгляд новорожденный сможет только к четвертому месяцу жизни.

В первый месяц жизни младенец изучает лицо мамы во время кормления и запоминает его. Психологи доказали, что именно в этот период времени закладываются основы чувства безопасности и радости. Интересная особенность - малыши лучше видят находясь в вертикальном положении.

На что любят смотреть младенцы?

Наблюдательные родители замечают, не только когда начинают видеть новорожденные дети, но и что им нравится рассматривать. На первом месте тут мама, так как она в первый год жизни младенца становится главным источником удовольствия. Именно она меняет новорожденному памперсы, моет его, кормит и укачивает. Она главный источник положительных эмоций.

На втором месте - лица людей. Любые изменения во внешности могут напугать малыша - новая стрижка, очки или цвет волос. Все это может напугать малыша. Ученые заметили забавную особенность: младенцам нравится наблюдать за мужскими лицами. Они четкие, выразительные с растительностью на лице.

Еще одну забавную особенность зрения у младенцев выявили ученые - с рождения малыши лучше концентрируются на черно-белых картинках. Их он может разглядывать долгое время. Зато яркие предметы легко привлекают внимание ребенка. Главное не пресыщать окружающую малыша обстановку кислотными цветами. Лучше иметь в арсенале парочку ярких игрушек. Врачи считают полезным для развития зрения следующее упражнение:

  • малыша кладут на спину на ровную поверхность;
  • над его лицом держат игрушку;
  • как только малыш заинтересовался объектом, взрослый начинает медленно водить игрушкой из стороны в сторону.

Такое нехитрое упражнение развивает зрение и учит ребенка следить глазами за предметом.

Особенности цветового зрения

Сколько цветов ребенок видит с рождения, а сколько со взрослением - важный вопрос, который волнует многих родителей. Офтальмологи долго изучали большое количество новорожденных и определили - с момента рождения ребенок видит все в черно-белых оттенках . Его внимание привлекают узоры из полосок и клеток, а также геометрические фигуры.

К трем месяцам младенец начинает различать красный и желтый цвет. Именно с этого возраста можно вешать яркие игрушки. Но лучшая картинка для ребенка - лицо его мамы. Именно с ней связано множество приятных моментов.

Для развития зрительного восприятия не нужно прилагать особые усилия. Размещайте яркие предметы на небольшом расстоянии от лица ребенка, улыбайтесь и разговаривайте с малышом. Следите за правильным освещением в комнате.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

Кишечные колики у новорожденных: что делать маме и какую первую помощь оказать ребенку

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Ответы на самые важные вопросы о прикорме маленьких детей

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.