«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум

Татьяна Марченко

Цель : Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи :

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Масленица (тряпичная).

Предварительная работа : Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол). Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

Оборудование :

Компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

Презентация “Народная тряпичная кукла”;

Иллюстрации народных кукол;

Тряпичные куклы

Тканевые заготовки для изготовления кукол

Колокольчик, сундучок.

План проведения:

Вступительное слово ведущего .

Теория вопроса (лекция)

Народная игрушка и детская игра: история возникновения.

Роль обрядовой куклы в жизни русского народа

Классификация кукол

Изготовление куклы Масленица (практикум).

Из каких частей состоит

Последовательность выполнения

Изготовление куклы воспитателями

Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"

Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Идет пересмотр старых, порой основополагающих ценностей. Именно это разрушает связь с природой, культурой, семьёй. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, что это у меня в сундуке?

Ведущий: Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой именно, мы сейчас постараемся разобраться.

История возникновения народной игрушки:

Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству. жизнь Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась "потешка", так называли игрушку наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза и как бы соединяли ребенка с миром добра. (Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.) Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

Игрушки деревенских девочек

Конечно же, тряпичные куклы. Мамы, бабушки мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме

Роль обрядовой куклы в жизни русского народа

Что такое кукла?. (Материал из презентации)

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

В старину в играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На кукольных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах – плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур – «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха, «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Использование куклы не ограничивалось лишь игровыми действиями, она нередко выступала в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло.

В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии.

Чтобы отделить кукол игровых от обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы – порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом. При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.

Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

Народная хороводная масленичная игра

"Дядя Трифон"

Как у дяди Трифона

Было семеро детей (2 раза)

Было семь сыновей

Как на масленой неделе(2 раза)

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели(2 раза)

Разом делали вот так.

(Ведущий "Трифон" стоит в центре круга, после слов ". делали вот так. " показывает какую-нибудь фигуру, позу, движение. "Трифон" выбирает лучшего, и тот занимает место водящего.)


Практическая часть:

Эй, внимание, всем вниманье!

Начинаем мы гулянье.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь.

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдешь.

На масленицу, устраивались народные гуляния, ярмарки. Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает. На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия.

Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы - женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

(Л. Рубальская)

Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол. Я хочу научить вас изготавливать тряпичную куклу Масленица.



Технология изготовления куклы: (презентация)

Рефлексия:

У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.

Какие эмоции и чувства вы вложили в свою куклу?

Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия?

В каких видах деятельности можно использовать такую игрушку?

Появилось ли у вас желание сделать обереговую куклу для дома?

Ну, а наша ярмарка подходит к концу.

Вы на ярмарку сходили,

Себе куклу смастерили.

На память о нашей встрече позвольте подарить Вам одну из форм кукол Мартиничек, как символ приближающейся весны, радости и обновления.


НАРОДНАЯ КУКЛА-ЗАКРУТКА,

КУКЛА-МОТАНКА

Самые первые куклы — мотанки появились более 6 тысяч лет назад. Куклы были обереговые, игровые, ритуальные. Ритуальными куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

В большинстве случаев кукла — это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Самая распространенная детская игровая кукла — «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

ИСТОРИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу-пеленашку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла — простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала

Десятиручка - белорусская лялька-мотанка. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc01383.jpg Это была кукла и в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Туловище изготавливали из белой скрученной ткани, ручки из красной. Перевязывали красной нитью.
Русская многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые садятся за приданое. Десятиручка — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным.

На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

Кукла Филипповка- шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в радость. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок —
Игровая детская кукла - пеленашка - Самая простая делалась из свернутого лоскута, на котором завязывались платок и тряпица подобно спеленатому младенцу. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным. Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Их мастерили из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало, и каждый лоскуток шел в дело.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Трясея» и др., олицетворяющие иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Весною их сжигали.

“Малышок - голышок”-
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок - голышок”. Отличалась она техникой изготовления, ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и делали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок” был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Изготавливали его из одного лоскута.
Вепсская кукла - обереговая кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не портилась. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc013801.jpg Делалась она из ношеных вещей матери, без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Вепсы — люди непростые. Их осталось немного, но их традиция жива. Старинный обряд поэтапного изготовления такой куклы: в каждую деталь — в руку правую, в руку левую, в голову, в узелки — вкладывается часть образа, которые потом соединяются в единую картину. Такую куклу делают для человека, которому нелегко. Ведь вепсская кукла, напоминающая матушку-кормилицу, является образом материнской заботы, женской защиты и любви. Взрослым вепсская кукла помогала поверить в себя, успокоиться, почувствовать себя защищенным, как в детстве под маминым крылом.

Кукла “Барыня”-наиболее простой закрученной, свёрнутой игровой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белойтканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички - это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Кукла столбушка “Полено’’ исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище - кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зерновушка (Горошинка) — обереговая кукла крупеничка для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зернушку». https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2040850.jpg?w=300&h=225 Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Всю зиму кукла притягивала в дом благополучие и сытость, дети играли ею наполняя своей силой любви и радости, затем весной зерна доставали и смешивали с другим посевным, урожаи получали всегда хорошие. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Кубышка-Травница - Тряпичная обереговая кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или бодряще. Эта кукла изготавливается без иголки. В льняную или хлопчатобумажную ткань накладывали травы, собранные во время весенних праздников, затем края присобирались и туго наматывались ниткой. Сверху привязывалась головка куколки и платочек, повязвался фартук. Берегиня сна»(Кубышка травница) с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Филипповка — в руках был лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами. — Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день (Макоши день), 27 ноября. Филипповка же хранится в течение всего года. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе. Шестирукая кукла, помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться с множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад.

Макошь(Параскева) - обереговая кукла женского образа. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/dsc01382.jpg Мастерица всегда помощницу свою Макошь украшала всем, что используется в рукоделии, и лентами и бусинами. Часто делали куклу на крестовине сложенной из двух палочек. Макошь считалась помощницей хозяйки дома, отвечающей за рукоделие, мастерство и женскую долю. Кукла располагалась там, где женщина занималась рукоделием.Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщиначасто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.

Купало и Купалинка — эта обрядовая пара изготавливалась на праздник летнего солнцестояния. Купало отражал мужскую энергию, образ мужчины на земле и солнышка летнего Купало одновременно. Купалинка это женская водная энергия, олицетворение матери-земли. Кукол выполняли из трав, соломы, льна, тканей. Мужчины изготавливали Купалу, а женщины Купалинку. В некоторых источниках описывают сжигание кукол во время купальского костра. Но чаще разбирали на пучки соломки и брали в свои сады в виде оберегов.

Девка-Баба - эта игровая кукла изготавливалась девкой на возрасте для осознания разницы между девкой и замужней женщиной. Кукла была с одной стороны девицей, грудастой, яркой с косой; а с другой стороны матерью с младенцами. Кукла - баба, изображает мать, она уже не так выставляет себя на показ, ее красота больше сохраняется внутри в виде силы любви, направленной на свою семью, детушек.

Двойная кукла - перевертыш.

Кукла Желанница - выполнялась девушкой, на исполнение желания. Кукла оберег сделана из намотанных ниток, или закрученных в жгутик лоскутов. Жгутик складывали вдвое, вставляли волосы сделанные из ниток, перевязывали. Под головой в промежуток вставляли скатанный жгутик - руки. Затем куклу украшали и фартуком и бусами и лентами. С куклой девочка беседы душевные заводила, просила помощи, делилась секретами. Куклу никому не показывали. Исполнялась без ножниц и иглы.

Кукла Богатство -плодородие, обереговая, дородная с огромным бюстом и с узелками в руках была хранительницей достатка и благополучия в доме. На пояс привязывали младенчиков, так как богатство Рода в его продолжении, а значит в детках. В узелки вкладывали шерсть, зерно, копеечку — чтобы было тепло в доме, у овец нарастала шерсть, чтобы денежка не перевелась и хлеб-соль. Куклу вешали повыше и в чужие руки не давали. Выполнялась без иглы, как обережная кукла.

Куклы-неразлучники — Обрядовая свадебная народная кукла. https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p1020641.jpg?w=300&h=225%D0%92 https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p1020641.jpg?w=300&h=225В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя (эту сжигали, а ту, что при себе держали хранили в красном углу избы). Эти куклы были очень символичны - женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).У кукол общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Стоят рядом красна девица да добрый молодец, и у них одна общая рука — символ единения, любви.

Куклу «Любаву« -
обегеговую куклу-Любаву, берегиню, с тесемочками и узелочком располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки-обереги не давали проникнуть в жилище темным силам. Изготавливали Любаву традиционно без ножниц и иголок.
Кукла-мотанка,
Берегиня - https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2080878.jpg
украинская кукла оберег, на лице у куклы изображали солнечный символ, солярный знак в виде креста. Обережным знаком, имеющим значение жизни, движения, небесной защиты. Кроме того символ креста образ соединения неба и земли. Одевали берегиню в народную вышитую поневу, юбку, фартук, рубаху. Волосы заплетали, украшали лентами, бусами. Украинская кукла содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение Вселенной. Слово «развитие» содержит образ витка. Процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Скручивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека. Вообще завивание - это действие, которое соотносится с зарождением, ростом, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», и мн.др.). Глаза на кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, загоняют в рамки и этим делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно увидеть образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый же образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла, из-за чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы - в энергообмене со своим хозяином. Крест в круге - это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки звали себя «внуками Даждьбожьими». Крест является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

Спиридон-Солнцеворот
Эта обрядовая кукла изготавливается, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.

В руках перед собой держит колесо, изображающее солнце.

Солнце дает нам возможность существовать и действовать. Питает светом все живое. Наделяет нас такими качествами: ответственность и пунктуальность (Солнце светит для всех одинаково и восходит всегда вовремя) Там где есть ответственность - будет процветание.

Отвечает за порядок, карьерный рост, лидерские качества, Здоровье Жизнерадостность. Счастье.

Спиридон Солнцеворот Мужчине помогает управлять (править) делами, хозяйством, бизнесом ит.д. Куклу дарят мужчине для умелого ведения дел и перемен в жизни.

Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме. (возле рабочего места или на восточной стороне) Кукла могла быть изготовлена из лыка (пропаренные волокна липового луба. Лыко выделяет фитонциды, что способствует очищению воздуха в доме.

Свадебная кукла Роща -- кукла Мировое древо https://lyjictoe.files.wordpress.com/2012/04/p2080874.jpg
Мировое дерево символизирует единство мира (крона - Небеса, ствол - Мир живых людей, корни - Подземное царство). Это образная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. «Мировое древо», как обереговые куклы, изготавливается без использования иголки, чтобы счастье не зашить. Мировое Древо украшало свадебный пирог, середину которого с куклой-оберегом получали молодые. Важно, чтобы куколки смотрели глаза в глаза. После свадьбы Мировое древо занимало почётное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами. Кукла Роща — символ и оберег семьи, единство соединившихся родов, где корни — это предки, а ветви — новая семья и её потомки. Оберег новой семьи, ведь при разладе, если возникла мысль разойтись, понимаешь: отломишь от рогатины сучок — обратно не вернёшь, и целого уже никогда не будет. Кукла делается на рогатине: это слияние воедино двух судеб, двух родов (ведь эта кукла — ещё и родовое древо), становящихся единым целым, более крепким, чем отдельные веточки. Втыкание рогатины в каравай — это образно растущее из земли дерево, и молодым вместе нужно будет возделывать землю — жизнь, растить урожай — деток.
духов. Люди верили, что кукла охраняет сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом. «Погремушки-лапушки» — гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы-куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой. Расплачется ребенок на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями. А уж не дай бог заболеет, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке. Имелось много обрядовых кукол: но самая нарядная и красивая была Пасхальная кукла(Славянская Веснушка). Лучший материал, прочные тесемки, пояски, самые яркие краски берегли для этой куклы. Делали пасхальных кукол к весеннему равноденствию к середине марта(Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи), ставили на стол между пасхальными дарами. На Вербное воскресенье устраивались вербные базары, дарили друг другу игрушки: льняные — чтобы лен уродился, тряпичные нарядные, самых ярких красок — чтобы нарядов было много. Древние славянские символы адаптировали к новым условиям, и они продолжали свою жизнь в христианских обрядах.. Куклу Березку(Она же Зима, Масленица, Морена) топили в реке на Троицын день. Бывало, понравится девице парень, а он на нее не глядит — тут без куклы Устиньи не обойтись. Раз в год — под Рождество, на Святки, девица делала лыковую куклу с большой грудью и вешала ее на дверную ручку или подбрасывала в сени к парню с записочкой: «Иван, не заморозь Марью!» Часто кукла помогала. Полезные куклы сопровождали человека всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации (посвящение в разряд взрослых), свадьбы, считалось, что они защищали от злых сил, принимали на себя болезни.

Отдарок на подарок - игровая кукла-мотанка, с малышом, иногда с узелком изготавливалась ребенком получившим подарок от кого-то из родных или знакомых. Делалось это для того, что бы ребенок учился не только принимать, но и отдавать, в данном случае благодарность переходила в творческое усердие, что еще способствовало развитию умений.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что - то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - “кукла с косой’’. Третья - “молодуха’’. Четвёртая - “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

Веснянка, Веснушка - обрядовая веселая и задорная кукла скрутка. Выполнялась из двух скрученных лоскутков, с использованием ярких цветных ниток для волос. На крестовине из свежих палочек, можно было изготовить Веснушку. На «Веснянки», в весеннее равноденствие девушки делали этих кукол, показывали друг дружке, и с ними вместе весну — красну зазывали. Пестрых куколок дарили подружкам или другу с пожеланием молодости, здоровья, цветения. Иногда, соломенных кукол во время гуляний и разжигания костров сжигали.

Мартинички — эти обрядовые куклы являлись атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели они и второе значение. С рождением ребенка в семье пара неразлучная свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. Они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы.

Берегиня — архаичное наименование доброго, оберегающего человека начала. Люди обращались к добрым богам с просьбами о хорошем урожае, дожде, исцелении, защите от сглаза, темных сил. Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток (кукол-мотанок). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками. Делали их из одежды близких родственников. Куклам никогда не рисовали лицо. Именно через лицо в куклу вселяется душа. А душа может быть не обязательно добрая. Безликую куклу мастерили в зависимости от жизненной ситуации и никогда не выбрасывали. Таких мотанок за всю жизнь у одного человека набиралось множество. Считалось, что они приносят удачу и богатство, являются магическими символами плодородия и продолжения рода.
Существовал обычай: как только женщина понимала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куклу-мотанку величиной с младенчика. Бережно скручивая ткань, вкладывала в эту игрушку всю свою любовь и ласку к будущему ребенку. Работала без иглы и ножниц: нельзя, чтобы руки прикасались к металлу. Куклу заворачивали в одеяльце, перевязывали пеленальным поясом и за две недели до родов укладывали в люльку, где она дожидалась рождения малыша, оберегая это место от дурного глаза и злых

Куклы делились по размеру — на:
локтевые, ладонные, пальчиковые.
* Можно классифицировать куклы по способу изготовления.
* Предлагаем следующие типы:
1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»). Жгутиковые, свернутые скалкой куклы.

2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь. (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.

Эту куклу можно закрепить на крестовине из палочек.(Богатство, Макошь)

3. Куклы столбушки, полено основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.

4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, кубышка- травница, зернушка, крупеничка).

Схема изготовления игровой куклы

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется «скалкой», маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки «мулине» для косы, бисер или мелкие бусинки.
Сначала изготовим «скалку». Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим «скалку» на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное — туловище.
Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема «скалки», стачаем его и украсим тесьмой. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на «скалку», затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
Из ниток «мулине» сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан.
_Кукла-скрутка — это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. В каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли.

И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту… А порой — и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.
Куклы-скрутки — удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.
Кроме всего прочего, изготовление куклы-скрутки имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом.
Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.
Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свежесорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.

Девкина Забавка. Самая простая игровая кукла, которая изображает взрослеющую девочку. Служит подружкой и советчицей в сердечных делах, оберегает сердце от тоски

Типы и назначение народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

Обереговые куклы:

1. Куватка
2. Ангелочек
3. Лихоманки
4.Макошь, Параскева
5. Вепсская
6. Богатство
7. Любава
8. Берегиня
9. Кубышка-травница
10.Крупеничка

Обрядовые куклы:
1. Неразлучники
2. Мировое дерево
3. Масленица и «Домашняя Масленица»
4. Коляда, Спиридон-Солнцеворот
6. Мартинички, Веснушки
7. Покосница
8. Купавка и Купало

Игровые куклы:
1. Столбушки
2. Малышок — голышек
3. Барыня
4. Кукла «на выхвалку»
5. «Простоволосая»
6. «Кукла с косой»
7. «Кукла нарядная»
8. Девкина забавка

Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу - день Мокоши и воскресенье - день Рода, всех Богов - не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела - когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии - знаки воды; горизонтальные линии - знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу - Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище - кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

В названии куклы — мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла - одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки - это действо нового рождения. Каждая кукла - это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла - это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью - предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь - настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли - Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки - формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития.

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка - триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) - связь с небом.

Изготовление Вепсской куклы

Прежде, чем приступить к созданию своей коллекции, я решила изучить историю тряпичной куклы. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Она оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов - из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. По своему назначению куклы делились на три большие группы:

  • · обрядовые;
  • · куклы-обереги;
  • · игровые.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Десятиручка (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела.

Зерновушка (еще одно название - Крупеничка) - в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Кукла Неразлучники - обрядовая кукла, которая подвешивалась во главе свадебного поезда, везущего новобрачных в дом жениха после венчания. Эта кукла отводила недобрые взгляды от невесты и жениха. Символизм Неразлучников в том, что они делаются на едином основании из единого куска - получается одно неразрывное целое. Основу составляет либо лучина, либо щепка, жгут из ткани. Так у невесты и жениха получается одна единая рука, чтоб шли по жизни рука об руку неразлучно. И в горе и в радости, рука об руку, а Неразлучники помогут вам и поддержат!

Куклы - обереги

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение. Кукле-оберегу печи была дана честь хранить и оберегать жилище от огня. Она делалась из тряпочек, внутрь закладывался уголек, поэтому и называли ее Золянка.

Все славянские куклы-обереги похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка . Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла - оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше - для крыльев и совсем маленький - для нимба.

Кукла «Северная Берегиня» - еще один мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Ставили такую куколку в северный угол избы.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы - закрутки, которые изготавливались очень просто. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранней среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено».

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

технологический кукла тряпичный игровой

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.