Тема: Мир кукол
Цель: познакомить ребят с разнообразием видов кукол, активизировать словарь по теме;расширение и систематизация словарного запаса, развитие фонематических представлений; грамматического строя речи .
Оборудование: белая ткань, длинная нитка, цветные карандаши, вата.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас начинаются занятия по кукловождению. Хотите узнать, о чем оно? (да). Чтобы узнать, о чем оно, давайте прослушаем песенку. (звучит песня про куклу)
Воспитатель: Ребята скажите, о чем пелось в песенке? (ответы детей). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о куклах)
Воспитатель: Правильно, о куклах. У вас есть куклы дома? Скажите, пожалуйста, какие они? (активизация словаря именами прилагательными)
Воспитатель: Молодцы! У каждого из вас есть очень красивые и хорошие куклы. Сегодня мы отправимся в кукольный театр. В мире много кукольных театров, но самый известный – это кукольный театр «Образцово», который находится в городе Москве. (показ презентации – шапито на экране)
Воспитатель: В каждом кукольном театре есть разные виды кукол. Хотите узнать какие? (да)
воспитатель раздаёт детям пазлы, один пазл на парту, (дети работают в группе.)
Воспитатель: Что у вас получилось? (куклы). Молодцы! Правильно у каждого из вас получилась своя кукла.
Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Опишите куклу» (дети по очереди описывают получившихся кукол)
. (показ в презентации кукол из собранных пазлов)
1 Куклы – варежки
2 Тростевые куклы
3 Конусные куклы
4 Пальчиковые куклы
5 Шагающие куклы
6 Напольные куклы
7 Перчаточные куклы
8 Куклы живой руки
9 Куклы марионетки
10 Матрешки
11 Куклы Бибабо
12 Тряпичные куклы (педагог подробно рассказывает про каждую куклу индивидуально, и картинки кукол появляются на презентации в шапито)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем
Проводится музыкальная физминутка (в сопровождении презентации дети выполняют движения)
Воспитатель: Отдохнули? У каждого из вас на парте лежит белая перчатка. Давайте сделаем из неё куклу Машу. Оденьте её на правую руку. Большой и средний палец – это руки нашей куклы. Указательный палец - Это наша кукла Маша. Давайте ей нарисуем лицо. Глаза – круги, носик – треугольник, ротик – полуовал (выполняют в сопровождении педагога).
Посмотрите, у нас получилось красивая кукла Маша.
Давайте, сейчас выполним пальчиковую гимнастику с куклой Машей.
Проводится физминутка для кистей рук
Стала Маша гостей собирать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Иван приди, Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки
И Степан приди, закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев
Да и Андрей приди, и мягко покачивает их.
Указательный палец 4 р.качает мизинец левой.
Да и Матвей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Хлопки в ладоши
- то правая, то левая рука сверху
- И Ивану блин, Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху:
И Степану блин, большой палец правой руки нажимает на подушечки пальца левой
Да и Андрею блин, начиная с большого
Да и Матвею блин,
А Митрошечке - Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.
Мятный пряничек! Хлопки в ладоши
- то правая, то
левая рука сверху.
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван! Пальцы руки загибают
пальцы левой к ладони, начиная с
большого.
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Три первых пальца правой руки ласково поглаживают
Моя крошечка, мизинец левой сверху донизу.
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!
Воспитатель: Молодцы, наши пальчики отдохнули. Сейчас мы с вами будем делать куклу тряпичную. (процесс изготовления куклы сопровождается показом презентации, также и воспитатель показывает готовую куклу, и показывает как её делать). У каждого из вас на парте лежит длинная нитка, шарик ваты, и ткань.
Когда сделаете куклу, нарисуйте фломастерами лицо вашей куколки. Придумайте имя вашей куклы. Чем вы будете заниматься
Самостоятельная деятельность (индивидуальная помощь).
Обобщение.
Воспитатель: Молодцы. У вас получилась своя тряпичная кукла. На следующем занятии, мы будем учиться водить нашу куклу. А сейчас давайте вспомним:
Воспитатель: - О чем говорили сегодня на занятии?
С какими видами кукол мы познакомились?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть небо, но на нем нет звездочек. Кому понравилось наше занятие – приклейте желтую звездочку, кому не понравилось синюю звездочку.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Тевризского муниципального района Омской области
«Тевризский детский сад №3»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы
Воспитатель:
Битель Светлана Сергеевна
2014 год
Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой»
Изготовление куклы «Утешницы»
Воспитатель:Битель Светлана Сергеевна
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1.
Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
(«Социально-коммуникативное развитие»);
2.
О
богащать и активизировать словарь детей
(«вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка), развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные.
(«Речевое развитие»)
3
.
Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.
(«Познавательное развитие»);
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук
(заматывание, завязывание узлов),
координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);
5.
Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать
восприятие музыки, р
асширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.
Оборудование:
Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые), фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»
Раздаточный материал:
Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда берутся игрушки?»
Чтение сказки “Василиса Премудрая”
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент
Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух…)
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
(Низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.
Посмотрите на мой наряд. (Кружится)
Нравиться?
А сейчас носят такие наряды?
А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
Ой, а что это у вас в руках?
Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.
Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)
А из какого материала сделана машинка?
(Машинка сделана из пластмассы)
Значит машинка какая?
(Машинка пластмассовая)
(Спросить 4-5ребенка)
- Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)
А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
(Показывает тряпичную куклу)
Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.
Моя кукла называется Берегиня.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.
Но, чтобы попасть в мою мастерскую мы отправимся за волшебную занавесь.
(Дети проходят за ширму и переодеваются в русские народные костюмы)
Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды! В путь!
(Звучит русская народная музыка, все проходят в уголок русской избы, а затем в мастерскую)
II. Знакомство с мастерской.
Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!
Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
«Сундучок мой сундучок
Приоткрой нам свой бочек»
(Открыть сундук)
- Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
А вы знаете, что куклы бывают разные. (Показать кукол)
С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.
Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.
- Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком .
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
а ротик ей не мешает.
III. Рассказ воспитателя. (просмотр презентации)
«Народные тряпичные куклы»
(история кукол, виды кукол)
А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».
Посмотрите, какая она нарядная и яркая.
А знаете, почему её называют Утешницей?
С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.
Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
IV. Игра – песня
Игра «У Маланьи, у старушки»
А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
V . Продуктивная деятельность.
Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1.Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)
Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.
3.Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).
Кладем перед собой ткань лицевой стороной вниз и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.
4. У вас две ленточки одного цвета. Скажите, чем отличаются ленточки? (Одна ленточка длинная, а другая короткая) . Возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.
5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?
(Треугольник).
Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одним уголком затем другим. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.
Наша куколка готова! Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)
7.Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)
Привяжите конфеты к ленточке.
Ах, какие красивые куколки у вас получились! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.
VI. Итог занятия
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
Заведём хоровод, как в старину,
Куклу новую покажем свою!
А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
А что вам понравилось больше всего?
О каких куклах вы сегодня узнали?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание. (Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Такие разные куклы»
Чепёлкина Оксана Валентиновна
МКОУ «Ш-И № 18»
Пояснительная записка
Тема: «Такие разные куклы»
Цель: Приобщение детей к духовному наследию народа.
Задачи: Расширять представления детей о культурном наследии своего народа
Обучить детей основам изготовления оберегов
Формировать эстетический вкус
Познакомить с народной игрой
Воспитывать дружеские отношения
Формы и методы реализации : беседа, рассказ воспитателя о куклах-оберегах, вопросы к детям, рассматривание кукол – оберегов «Пеленашка» и «Десятиручка», подвижная игра, пальчиковая игра, просмотр слайдов, продуктивная деятельность
Возрастные группы обучающихся : 8 лет
Ожидаемые результаты : Возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании младших школьников
Сохранение патриотического и культурного наследия.
Оборудование : ноутбук, проекционный экран, мультимедийный проектор, сундук, колыбель с куклой-ребенком, кукла Десятиручка, аудиозапись –плач ребенка
Раздаточный материал : вата, лоскутки ткани, нитки, карты-схемы поэтапного изготовления куклы
Словарь закрепляемый на занятии : куклы-обереги, берегини, безликая, ритуал, крестьяне, Древняя Русь
Тема: «Такие разные куклы»
Круг приветствия
(Дети заходят в группу, становятся в круг приветствия)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
В: - Солнце красное встаёт, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары: продаются самовары!
Продаются ситцы, ткани, бусы, ленты… – разные товары. Покупают люди сушки …, а на дивную игрушку смотрят долго, не спеша! До чего же хороша!
Этим весёлым, радостным задором мы начинаем наше занятие.
Посмотрите, что это? (Ответы детей: игрушки)
В: - Все дети, во все времена, любили и любят играть в игрушки.
А у вас есть игрушки?
А как появились они у вас?
– Что вы можете сказать об игрушке?
(Дети высказываются, используя знания, полученные на предыдущих занятиях.)
Что могут делать современные игрушки?(Ответы детей: ходить, говорить, летать…)
В: - А вот в старину дети и мечтать не могли о таких чудесах.
И сегодня, я хочу познакомить вас с игрушкой особой – народной. Такими игрушками играли на Руси дети много лет назад. Хотите узнать, а какой игрушке идёт речь? Тогда вам нужно отгадать загадку: (слайд 2)
Есть ноги, но не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
(слайд 3) (на экране появляется кукла)
Скажите, а для чего нужны куклы?
Ответы детей. (слайд 4)
В: - А вы знаете, что давным-давно в русской деревне кукол не покупали, а делали самодельные тряпичные куклы. (слайд 5)
Их делали из лоскутков ткани и родители, и сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя. Куклы были безликие, то есть без лица. Если нарисовать кукле лицо, то она приобретет душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы называли берегини, их передавали по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы, оберегали их.
Хотите познакомиться с некоторыми из них? (да)
Тогда смотрите на экран.
Эта кукла называется Зернушка. (Слайд..6)
Делали её после того, как соберут урожай. В основе этой куклы – мешочек, который наполняли зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
В: -А это кукла «Кубышка – травница». (Слайд.7)
Как вы думаете, почему её так называли?
(ответы детей)
В: -Потому что, эту куклу делали из лекарственных трав. Она оберегала от болезней всех, кто живёт в доме.
В: -А эту куклу зовут Покосница. (СЛАЙД 8)
Как вы думаете ребята, зачем делали куклу Покосницу?
Покосницу "крутили" к сенокосу. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Кукла тоже была нарядной, яркой. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.
Ой, слышите, кто-то плачет? Кто же это может быть?
(Ответы детей: это ребенок плачет.)
В: -Пойдём посмотрим.
(подвожу детей к детской колыбели, там кукла-младенец)
В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, : (воспитатель сворачивает куклу Пеленашку) быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Ребята, как можно еще успокоить маленького?
Ответы детей:
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
В: -Давайте споём колыбельную для нашей куклы.
«Ходит сон по хате»
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном
В сарафане голубом,
Ходят вместе они,
Спи, мой дитятко усни.
Баю – бай, баю – бай,
Крепко глазки закрывай.
В: _ Молодцы ребята, ребёнок успокоился и больше не плачет, теперь у него хорошее настроение, а мы можем продолжить наше занятие.
(Дети садятся на свои места)
В: - Ребята, а у вас сейчас какое настроение, хорошее или плохое?
(Ответы детей)
А кто из вас, ребята, знает, какая кукла на Руси считалась оберегом хорошего настроения? (Ответы детей).
Это кукла Колокольчик. (СЛАЙД 9)
Она считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
У меня для вас сюрприз:
(Воспитатель достает из коробки куклу «Десятиручку»,заранее изготовленную собственноручно)
Посмотрите внимательно на эту куклу. Что вы видите в ней необычного?
(Ответы детей: у неё много рук)
В: - Правильно ребята вы заметили, у неё много рук и поэтому её назвали «Десятиручка».
А зачем ей столько рук?
(Ответы детей)
В: - Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Дел было слишком много и Десятиручка помагала с ними справиться. Надеюсь, что она и нам поможет в дальнейшей нашей работе.
В: - Но на Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры! (слайд 10)
А вы любите играть?
Хотите поиграть в русскую народную игру «Гуси-гуси» ? (слайд 11)
Тогда становитесь в круг.
Кто мне скажет, с чего начинается любая игра?
(Ответы детей)
Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?
(Ответы детей)
Игра «Гуси-гуси»
(По окончанию игры воспитатель незаметно подводит детей к стоящему в углу сундуку)
Я заметила, что тут сундук стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть как его открыть:
Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
Кто запомнил заветные слова?
Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
(Все вместе проговариваем заветные слова)
(Открываю сундучок, а там записка и коробочка с лоскутами, заготовками для кукол)
В: - Посмотрите, здесь записка и коробочка, а в ней что-то лежит.
Давайте посмотрим, что же это?
Дети: - Это лоскуты.
В: -Илья, читай, что написано в записке?
Ребёнок: Делу –время, а потехе - час.
В: - Не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Предлагаю вам изготовить из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала
(шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала
(шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло
(р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).
(слайд 12)
В: - Ребята, куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
А сейчас посмотрите на карты-схемы пошагового изготовления куклы.
При изготовлении крестьянской куклы-оберега нельзя пользоваться иглой.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Всё, кукла готова.
В: - В Древней Руси существовал ритуал с куклой Берегиней, им пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивались против часовой стрелки и приговаривали: "Отвернись злом, повернись добром!".
Давайте возьмём своих куколок в руки, встаем в круг и повторим ритуал, как когда-то давно на Руси.
Ребята, теперь у каждого из вас есть своя кукла-оберег! Берегите её, ведь вы её делали своими руками да с добрыми словами. А она за это будет вас беречь от болезней и злых людей. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству и хранили в сундуке. Предлагаю и вам спрятать своих берегинь в сундук.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой береги!
Итог занятия:
Чем отличается современная кукла от тряпичной?
Почему народная кукла была безлика?
Зачем люди делали таких кукол?
Молодцы!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно – речевому направлению
развития детей №7 «Рябинушка»
Конспект урока технологии на тему
«Тряпичные куклы»
подготовила
воспитатель
Железнова Эльвира Радифовна
г. Набережные Челны
2013
План-конспект занятия «Тряпичные куклы»
Цель:
– познакомить с куклой-пеленашкой
Задачи:
- познакомить с процессом изготовления куклы-пеленашки;
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, народным традициям
Дидактический материал:
раздаточный материал: заготовки тряпичных кукол, лоскутки различной ткани для изготовления куклы-пеленашки, атласная ленточка;
демонстрационный материал: кукла тряпичная, звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто сегодня к нам пришел в гости, я вам прочту загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День, и два и даже пять.
2. Знакомство с куклой
Кто это, ребятки?
Кукла
К нам в гости тоже пришла кукла Света. Позовите куклу по имени. А теперь позовите ласковым именем. Что же можно сделать с новой куклой? Можно поиграть с нею, нарисовать ее. А вот один человек про новую куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. Давайте послушаем, какую же музыку сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор. (Звучит пьеса «новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского). Вам понравилась музыка? (да) Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (кукла в магазине, как девочка впервые играет с куклой).
Но это не просто кукла. Какая она, из чего сделана? (из тряпочек, лоскутков) Да, это тряпичная кукла. Давным-давно на Руси наши прапрабабушки играли только такими куклами, сделанными из ткани.
Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.
Посмотрите, ребята, кукла пришла к нам с сундучком. Давайте посмотрим, что же в нем? (открываем сундучок).
Ой, кто это, ребятки?
Маленькая кукла
Да, это маленькая кукла называется кукла-пеленашка. Посмотрите, она выглядит как маленькая ляля, в платочке и в пеленочке, и повязана лентой. Раньше таких кукол всегда делали перед рождением ребеночка, ее клали в колыбельку, и она хранила ее.
Давайте мы убаюкаем нашу лялю:
Баю-баю, баю-бай.
Ты собачка не лай.
Белобока не скули
Нашу куклу не буди.
Все, заснула наша лялечка. А в сундучке то у нас еще что-то лежит. Это лоскутки ткани, посмотрите. Наша кукла хочет, чтобы вы сделали себе таких же пеленашек. Ну что, сделаем?
3. Практическая работа
Вот у нас уже есть готовые куколки, которые раньше наши бабушки называли кувадки. Нам осталось надеть платочек на голову куклы и запеленать. Берем маленький лоскуток ткани, какой он формы? (квадрат). Сворачиваем квадратик вот так, что получилось? (косынка) Какой формы? (треугольник). Молодцы! А теперь заворачиваем в косынку голову куколки. Молодцы, ребятки! А теперь кладем нашу лялю на большой лоскуток, какой формы? (квадрат) и заворачиваем как пеленкой. Вот так: сначала закрываем ножки, затем левую ручку и правую. Молодцы! А теперь возьмем ленточку и красиво завяжем пеленашку. Мы неслучайно взяли красный цвет ленточки, потому что раньше верили.что красный цвет оберегает ребеночка.
Вот наши куклы-пеленашки готовы! Какие они красивые! Теперь возьмите их на руки и давайте их тоже уложим спать (повторение потешки)
Баю-баю, баю-бай.
Ты собачка не лай.
Белобока не скули
Нашу куклу не буди.
Молодцы, ребятки!
5. Рефлексия
А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? Почему эти куклы – пеленашки? (пеленки, пеленать) А что вам больше всего понравилось? (выслушиваю ответы детей). А теперь давайте отнесем наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне. Молодцы!
Список использованной литературы
1. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Спб.: Паритет, 2003.
2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы - М.: Ладога-100, 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
www.rodno.ru
Конспект
совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы из цикла занятий проекта «Мир кукол»:
по теме «Путешествие в мир кукол»
(воспитатель ИЗО Анисимова Марина Александровна)
Цель:
Воспитание любви к народной культуре через знакомство дошкольников с образом народной куклы. Задачи:
Обучающие
Научить основным технологическим приемам изготовления народной куклы;
Закрепить полученные знания и умения на практике.
Развивающие
Формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол;
Развивать креативное мышление
Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)
Расширять словарный запас: коллекционная, театральная куклы, «зернушка», «травница», «пеленашка».
Воспитательные
Развивать коммуникативные навыки;
Воспитывать бережное отношение к народной культуре, интерес к народному творчеству, через изготовление кукол из ткани;
Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Методы и приемы
информационно – рецептивный
словесный
наглядный
рассматривание, образец воспитателя
беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.
сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детьми.
Материалы : ноутбук, видео «сказочной бабушки», магнитофон, схемы –слайды последовательность изготовления куклы, разнообразные современные куклы (коллекционная, интерактивная, сенсорная, образцы тряпичных кукол (зернушка, травница, пеленашка).
Раздаточный материал
Ткань х/б белого цвета 20 x 20 (для туловища)
Ткань х/б разноцветная с крупным рисунком (для грудок)
Ткань треугольной формы цветная для косынки
Ножницы, вата, розовые шерстяные нитки, ножницы.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Мне подсказали, что здесь дружные добрые и отзывчивые дети. И мне захотелось познакомиться с вами. А этот чудесный мешочек поможет нам.
Меня зовут Марина Александровна (передаем мешочек по кругу, дети по очереди называют с в ои имена )
– (нажимаю на мешочек раздается смех ) Сколько наших добрых улыбок собралось в этом мешочке.
- (раздается аудиозапись ). Дорогие дети и уважаемые взрослые приглашаем Вас посетить необычную выставку кукол.
Давайте посетим и полюбуемся разнообразием кукол.
А у кукол этих чудных не бывает выходных
Ведь они все ждут на полках посетителей своих.
Как много разных кукол и у каждой своя история.
Эти куклы коллекционные, у них добрые выразительные глаза, милые улыбки – этими куклами любуются и украшают свои дома.
(фарфоровая кукла)
Эта кукла не просто игрушка
Это и дочка для вас и подружка
Даже вопрос ей можно задать
Песенку спеть и стихи рассказать.
(интерактивная кукла )
Кукла клоун с работой справляется
Согласно сценарию роль исполняется.
Она умеет двигаться… (кукла-клоун-марионетка)
– С этим персонажем сказки вы наверно все знакомы, кто это? Это тоже кукла, только она необычная. Давайте хлопнем в ладоши. ( кукла электронная –Баба Яга - смеётся )
Оглянитесь все вокруг вот компьютер – верный друг
Он наверно нам поможет, окунуться в сказку сможем.
(нажимаю на мышку появляется фрагмент к сказке )
(Говорит бабушка с экрана компьютера )
Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нем необычные куклы В старину на Руси кукол делали для разных случаев. таких кукол не купишь в магазинах, сделаны они своими руками откройте и посмотрите.
- Спасибо тебе бабушка. (открываю сунду чо к).
Как много кукол Я расскажу о некоторых из них. Названия кукол были очень просты и наивны.
Вот Кукла – зернушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Её обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным.
А маленькому малышке мама делала куклу – пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку, чтоб малыш мог ей играть.
А вот эта кукла «Кубышка – травница» её изготавливали для лечения людей, у неё в юбочке лекарственные травы.
Давным – давно таких кукол делали не для продажи, а для себя. Их мастерили, сматывали, скручивали, сворачивали, неспешно, обстоятельно. С надеждой, а главное с большой любовью.
А сейчас поиграем : (физ.минутка )
Бабушка Танюшке куклу подарила
Глазки голубые и румянец милый
Светлая головка, маленькие ножки
Платье кружевное, красные сапожки
Жил с Танюшкою вместе котик полосатый
Он качал ей люльку лапочкой мохнатой.
Хотите попробовать сами смастерить вот такую куклу?(показываю образец куклы ). Эта кукла – подружка. С ней можно поиграть, её можно подарить, её можно рассказывать свои секреты, а когда укладывались детки с ней спать мама пела песенку: «Сонница – бессонница не играй с моим деткой, а играй с этой куколкой».
Садитесь за столы, открывайте свои сундучки, а поможет нам в этом компьютер. (включаю презентацию, дети самостоятельно выполняют работу)
Давайте полюбуемся на ваших куколок. В старину никогда куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по дому их берегли. Кукол разрешалось брать в гости.
Сегодня Вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.
Какой прямо сейчас хочется поиграть? Какую куклу хочется подарить лучшему другу? А какую, хочется взять с собой в кроватку?
Какие куклы Вам запомнились?
На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие буклеты с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол.