Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Во саду, ли во огороде. Проект "огород на окне" для средней группы Растения садов и огородов в средней группе

Долгосрочный проект

в средней группе

Тема: «Чудо-огород»

Вид проекта: познавательно - практический.

Участники проекта : воспитатели - дети - родители.

Продолжительность проекта: 6 месяцев (с марта по август 2013 года)

Актуальность темы проекта: Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Обогатить знания детей об окружающем мире, через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность. Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.

Программные задачи:

  1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
  2. учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
  3. обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. 4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.
  4. воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
  5. знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
  6. знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни), развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить урожай зелени, огурцов, помидоров, перца, выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Основные принципы работы.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Мордовии.

Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги - дети - родители:

Дети.

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Мордовии, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.

Возрастание речевой компетенции:

Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предварительная работа.

Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.

Приобретение семян, контейнеров, земли.

Сбор коллекции семян.

Выставка книг с русскими и мордовскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.

Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».

Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т.д.)

Практическая часть проекта.

Беседа «Что такое огород и что на нем растет»

Опыты «Наблюдение за ростом лука, овса»

Эксперименты: «Узнаем: какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения»,

Творческая деятельность: игра - драматизация по русской народной сказке «Репка», разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен и т.д.

План экспериментальной деятельности .

Беседа: «Узнаем: какая земля».

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Беседа: «Вода и растения».

Цель: Выявить, насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).

Беседа: «Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).

Беседа: «Человек и растение».

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Чудо-огород».

Мероприятия

Ответственные

Привлечь родителей к реализации проекта «Чудо-огород».

воспитатель

Расширять кругозор детей.

воспитатель

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

воспитатель

воспитатель

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

воспитатель

Познакомить с фольклорными

произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

воспитатель, музыкальный руководитель

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

воспитатель

Развивать опытническую экспериментальную деятельность

родители

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, С. Маршака, напомнить содержание сказки «Репка».

воспитатель

Учить ухаживать за растениями.

воспитатель

Развивать смекалку, память, внимание.

воспитатель

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

воспитатель

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

воспитатель

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

Учить оказывать взрослым посильную помощь.

воспитатель

16.Сбор урожая огурцов, перца, помидоры для столовой ДОУ.

Воспитывать желание помогать взрослым.

воспитатель

Подвести итог проделанной работы.

воспитатель

По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:

Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».

Заключительная часть проекта:

- Сбор урожая.

Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.

Презентация фотоальбома «Чудо-огород».

Литература:

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Проект в средней группе детского сада «Мы сажаем огород».

Цель:
Создать условия для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса, формирование навыков экспериментирования.
- Закрепление представлений об общих признаках растений и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Развитие чувства ответственности за порученное дело.
- Развитие у детей умения наблюдать, делать выводы.
- Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
Прогнозируемый результат:
- Воспитать бережное отношение к растительному миру.
- Познакомить детей с посадкой и выращиванием культурных растений.
- Привить детям уважительное чувство к труду.
- Получить урожай свеклы, редиски, томата, огурцов, патиссонов, петрушки, лука, укропа.
Формы реализации проекта: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.
Участники проекта:
- средней группы;
- воспитатели;
- родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный 4 месяцев (с 1 мая по 31 августа 2016г.).

Этапы:

1 Этап- подготовительный:
1 Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно (воспитатели с 01.05.16г. по 08.05.16г.)
2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта (воспитатели, родители с 01.05.16г. по 08.05.16г.).
3 Разработать консультации для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». (воспитатели с 01.05.16г. по 30.05.16г.).
5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта (воспитатели, родители с 01.05.16г. по 12.05.16г.).
2 Этап- основной:
1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.
2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях.
3 Чтение художественной литературы: С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.
5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»
Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один – много».
6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка».
7 Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. 8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур.
9 Экспериментирование «растение - человек».
10 Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядке и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения».
11 Труд в природе. Сбор созревших овощей.
12 Употребление созревших плодов.
13 Художественно - эстетическое развитие: «Лепка помидор из пластилина», аппликация «На грядке», коллективная лепка из соленого теста «Корзина овощей».
3 Этап- заключительный:
1 Оформление фотовыставки «Наш урожай».
2 Создание презентации «Наш урожай».
3 Анализ результативности.
Список используемой литературы.
Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
Приложение





Конспект ОУД в средней группе по ОЗОМ

Тема: «В саду, на огороде»

Цель : расширять и уточнять знания о фруктах и овощах.

Задачи :

Образовательная :

продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их;

продолжать формировать представления о труде овощеводов и садоводов;

закреплять и уточнять знания об использовании фруктов и овощей.

Развивающая :

развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас словами «овощеводы», «садоводы», «плантация».

Воспитательная :

воспитывать у детей бережное отношение к фруктам и овощам, желание помогать взрослым.

Словарная работа : плантация, садоводы, овощеводы.

Қос тілділік бөлшек: апельсин, лимон, яболоко – алма, груша – алмұрт, банан

картофель – қартоп, капуста – қырыққыбат, морковь – сәбіз, свекла - қызылша, орурец – қияр, лук – пияз, помидор – қызанақ.

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем –

И ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу улыбки.

Классификация овощей и фруктов.

Дети, а какое сейчас время года? Как осень можно по-другому назвать? Верно это - щедрая пора года. А почему мы ее так называем? (…) Осень пришла к нам в группу и оставила свои подарки. Посмотрим, что же она положила в нашу корзину.

Воспитатель загадывает загадки :

Сладкая, оранжевая.
Растет, хрустит, пахнет.
Полезна для организма.
Овощ. (морковь)

Зеленый, шершавый

Растет, пахнет, хрустит

Его солят на зиму

Овощ. (огурец)

Молодцы! Догадались. Как можно назвать их одним словом? (овощи)

Назовите, какие еще вы знаете овощи? (тыква, помидор, перец, репа, свекла, лук, картофель и т. д.)

Дидактическая игра «Что мы знаем об овощах?»

Где выращивают овощи? (на огородах , на дачах)

А ещё, ребята, выращивают овощи в совхозах. Знаете ли вы, как называются участки, где выращивают большой урожай овощей? Они называются - плантациями. Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи? (овощеводами)

А сейчас я хочу вас научить играть в новую игру, называется она «Назови овощь» . Встанем в круг и возьмемся за руки :

«Есть у нас огород , в нем капуста растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой нижины. Огород , огород , что еще там растет? (морковь, картошка, свекла и т. д.) »

Воспитатель загадывает загадки о фруктах.

Круглое, румяное,

Растет, созревает, краснеет.

Богато витаминами

Фрукт. Яблоко

Апельсин

Оранжевый, шершавый

Растет, созревает, спеет

Его любят взрослые и дети

Апельсин

Назовите, какие вы фрукты знаете? (вишня, груши, апельсины, гранат и другие)

Как, называются деревья, на которых растут фрукты? (Деревья, на которых растут фрукты, называются фруктовыми деревьями.)

Назовите, место где растут фруктовые деревья? (Место, где растут фруктовые деревья, называется сад.)

Как называется сад: где растут яблони - яблоневый; груши - грушевый; сливы - сливовый; виноград - виноградный. А все эти сады одним словом назовем - фруктовые.

Как называют людей, которые выращивают фрукты и ягоды? (Садоводы)

Игра «Фрукты и овощи». Дети делят плоды на две корзинки фрукты и овощи.

Ребята, вспомните правило, какой водой нужно мыть фрукты и овощи? (Овощи и фрукты нужно мыть в горячей воде; обязательно мыть в горячей воде).

– Правильно ребята, овощи и фрукты нужно мыть в горячей и проточной водой. Для чего нужно соблюдать это правило? (Чтобы не болеть; чтобы не болели животики; чтобы быть здоровыми; беречь свое здоровье).

Беседа. - Ребята расскажите, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов. (Из овощей можно приготовить овощной суп, салаты, нарезки. Из фруктов можно приготовить фруктовый салат. Солить огурцы и помидоры. Из фруктов готовить компот и варить варенье.

Итог:

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Сочи детский сад №92

ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5 ЛЕТ)

Огород на окне: «Вершки и карешки»

Воспитатели:

Ноздрина Оксана Андреевна

Сочи,2017

Паспорт проекта

Тип проекта информационно – творческий; групповой.

По содержанию : обучающий.

По числу участников проекта : групповой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный, март-апрель

По характеру контактов : в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: у частник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта - Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим миром, привитие трудовых навыков, расширять знания детей о способах посадки

Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи проекта :

Обучающие:

Формировать представление о том, как выращиваются огородные растения.

Закреплять знания детей о строении, об условиях, необходимых для роста растений.

Систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.

Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.

Развивающие:

Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.

Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.

Воспитывающие :

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.

Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.

Формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.

Проект включает в себя 3 этапа :

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта

Изучение материала по программе для детского сада по возрастной группе «Что должно присутствовать в «зимнем огороде» в средней группе.

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап включает в себя

    Совместная деятельность – посадка

    Наблюдение и уход за «огородом»

    Рассматривание альбома «Что мы посадили»

    Беседа «Чем полезен лук»

На заключительном этапе

    Участие в конкурсе «Огород на окне»

    Этот проект значим для всех его участников:

Дети : получения новых знаний, проявления активности в процессе выполнения трудовых поручений

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : предоставление материала для выполнения трудовых и экспериментальных действий

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель : занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка растений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками (лейка, совок), организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе

Предполагаемый результат проекта

Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород»

Этапы работы над проектом:

1. Проектировочный

Изучение методической литературы по теме: Вовлечение детей в трудовую деятельность посредством экологического воспитания

Составление перспективного плана работы по проекту: «Огород на окне»

Подборка игр для проведения различных видов деятельности

Работа с родителями

Помощь в проектировании модели «Огород на окне»

Сбор материалов для модели «Огород на окне»

Работа с детьми

Настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».

Изготовление атрибутов к драматизации:

Сюжетно-ролевой игры «На даче»

Музыкально-дидактической игры «Огородная - хороводная»

Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»

сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород».

2.Практический

Реализация проекта «Огород на окне», организация всех видов детской деятельности (перспективный план).

Работа с родителями

Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Работа с детьми

Продуктивная деятельность: НОД «Декоративный забор», свободное рисование овощей, фруктов, сюжетов сельской и дачной жизни.

Образовательные области Познание, Здоровье, Безопасность,

Коммуникация: НОД «Весна пришла»

Двигательная, игровая, музыкально-художественная деятельность: настольно - печатные игры - «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Повара»; Музыкально-дидактической игры - «Огородная - хороводная», «Мыши в кладовой», драматизация сказки «Вершки и корешки, «Репка».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Познавательно – исследовательская деятельность: составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Труд: составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.



Елена Голубцова
«Сад и огород». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Предварительная работа : рассматривание картин огорода и сада , чтение большой и «иллюстрированной энциклопедии эрудита; чтение сказок В. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» , «Мешок яблок» ; наблюдение за огородом на территории детского сада.

Дидактическое обеспечение : Набор овощей и фруктов (морковь, свекла, яблоки, груши по количеству детей) ; две корзинки; игрушечный заяц.

Словарная работа : Гостинцы, фруктовые деревья, проточная вода, Овощные заготовки, механические весы, электронные весы, безмен.

Программное содержание : Учит различать овощи и фрукты; дать представление о внешнем виде овощей и фруктов, конкретизировать понятие «овощи» и «фрукты» ; упражнять детей в исследовательской деятельности, совершенствовать умение сравнивать; ввести в словарь точное определение признаков овощей и фруктов; воспитывать интерес к окружающему миру .

Структура занятия : Вводная часть (длительность 1 -2 минуты) . Цель : создание интереса, эмоционального настроя к занятию по ознакомлению с внешним видом овощей и фруктов.

Обращение к индивидуальному и коллективному опыту детей, связанному со знаниями овощей и фруктов.

Основная часть (длительность 12 минут) . Цель : реализация задач программного содержания.

Методические приемы :

1) беседа по теме;

2) вопросы к детям;

3) ответы детей;

4) рассматривание овощей и фруктов

5) работа с раздаточным материалом.

6) наблюдение за огородом

7) сравнение овощей и фруктов

Заключительная часть (длительность 1 – 2 минуты) Цель : подвести итог занятия .

С какими овощами мы сегодня познакомились ?

Для чего нужно уметь узнавать овощи и фрукты? (Для того, чтобы знать какие овощи и фрукты покупаешь в магазине или на рынке)

Используемая литература :

1. «Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита» Москва «Махаон» 2004г.

2. «Развивающие занятия с детьми 4 -5 лет » под редакцией Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп , 2011г.

3. Сказки В. Сутеева Издательство «Фламинго» 2006

Ход работы:

Стук в дверь.

В - Ребята посмотрите, к нам в гости пришел зайчик. Поздоровайтесь с нашим гостем.

Д – Здравствуйте зайчик!

З – Здравствуйте ребята! Я пришел к вам в гости, и принес гостинцы для вас. Хочу угостить вас осенним урожаем со своего огорода . Я очень люблю осень, а вам она нравиться?

Д – Нам тоже очень нравиться осень, зайчик.

В – Ребята, расскажем нашему гостю, чем нам нравится осень.

Д – Да; расскажем. Листья разноцветные; красивый лес; появляется много овощей и фруктов.

В – Правильно ребята, осень богата на урожай, не даром ее зовут : «Осень – запасиха» . А какой урожай собирают люди?

Д – Урожай хлеба; собирают фрукты и овощи; собирают грибы.

В – Молодцы ребята, правильно ответили. А где мы, городские жители, можем купить овощи и фрукты?

Д – В магазине; в овощном магазине; на рынке; в продуктовом магазине.

В – Все верно. Ребята, пожалуйста, назовите овощи и которые вы видели в магазине.

Д – Картошка, помидоры, морковь, свекла.

В – Молодцы, назовите какие фрукты вы видели в магазине.

Д – Я видел груши; апельсины, яблоки, а я видел бананы.

В – Правильно ребята. Вспомните, пожалуйста, где растут овощи? Скажи Ариана.

А – Овощи растут в огороде .

В – Молодец Ариана, правильно. У кого есть другое мнение? Настя хочет ответить.

Н – На земле, в огороде .

В – Молодцы Настя и Ариана, правильно. Овощи растут в земле. Место, где растут овощи, называется огород . А кто мне ответит, где растут фрукты? Богдан, скажи пожалуйста.

Б – Фрукты растут на деревьях

В – Как, называются деревья, на которых растут фрукты. Нелли, скажи пожалуйста.

Н – Деревья, на которых растут фрукты, называются фруктовыми деревьями.

В – Назовите, место где растут фруктовые деревья. Алеша ответь.

А – Место, где растут фруктовые деревья, называется сад.

В – Молодец Алеша, правильно ответил. Ребята, вспомните правило, какой водой нужно мыть фрукты и овощи? Мы об этом читали в «Большой иллюстрированной энциклопедии эрудита» .

Д – Овощи и фрукты нужно мыть в горячей воде; обязательно мыть в горячей воде.

В – Правильно ребята, овощи и фрукты нужно мыть в горячей и проточной водой. Для чего нужно соблюдать это правило?

Д – Чтобы не болеть; чтобы не болели животики; чтобы быть здоровыми; беречь свое здоровье.

В – Молодцы ребята, вы очень хорошо запомнили правило. Зайка вам покажет какие гостинцы он принес.

З – Вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Слушайте первую загадку :

Без окон и дверей

Полна горница людей

Д – Огурец; это огурец.

З – Молодцы, правильно. А какой бывает огурец, кто расскажет?

В – Вика, расскажи, что ты знаешь об огурце.

Вика – Огурец бывает зеленого цвета, длинный.

В – На какую геометрическую фигуру он похож?

Вика – На овал или на цилиндр.

В – Молодец Вика, правильно.

З – Вот вам первый гостинец, зелененький огурчик. Послушайте следующую загадку :

На земле трава

Под землей бордовая голова.

Д – Это свекла; свекла.

В – Настя, пожалуйста расскажи, что ты знаешь о свекле?

Н – Свекла большая и круглая, красного цвета, у нее есть хвостик.

З – Молодец Настя, правильно, вот вам второй гостинец – свекла.

В – Ребята, предлагаю сейчас сравнить огурец и свеклу, и узнать чем они друг от друга отличаются. Как мы это сделаем?

Д – Положим рядом друг с другом.

В – Правильно! Ильдар, как ты думаешь, чем эти овощи отличаются?

И – Свекла круглая, а огурец овальный. Свекла красного цвета, а огурец зеленого цвета.

В – Молодец Ильдар, правильно. Лия, а как ты думаешь, чем еще отличаются эти овощи?

Л – Свекла гладкая, ровная, а огурец шершавый и еще он в пупырышках.

З – Молодцы ребята, вы правильно рассказали об овощах. Послушайте третью загадку :

Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу,

«Кушай мамочка» - скажу.

Д – Это яблоки; яблоко.

З – Правильно ребята, угадали. Карина нам о нем расскажет.

К – Яблоко сладкое и красное.

В – Ребята, что еще можно рассказать о яблоке?

Д – Яблоко круглой формы; бывает зеленого и желтого цвета.

З – Молодцы ребята, все правильно рассказали. Вот вам еще один гостинец – яблочко наливное. Послушайте последнюю загадку :

Что за фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет.

Д – Это груша; фрукт; груша.

З – Правильно, молодцы. Даша расскажи, что ты знаешь о груше?

Даша – Груша сладкая, это фрукт, она зеленого и желтого цвета.

В – Какую фигуру напоминает груша, скажи Яна.

Яна – Груша по форме похожа на треугольник.

З – Молодцы, Даша и Яна, правильно рассказали. Вот последний гостинец.

В – Я предлагаю вам посмотреть и рассказать, чем отличаются яблоко и груша друг от друга. Азат нам расскажет.

А – Яблоко имеет круглую форму, а груша треугольную.

З – Как ты узнал, что оно круглое?

А – Оно катится.

В – Молодец Азат. Богдан, расскажи, чем еще они отличаются?

Б – Яблоко гладкое, бывает желтого и зеленого цвета. Груша похожа на лампочку. Яблоко и груша – это фрукты.

В – Молодцы ребята, отлично справились с заданием.

З – Ребята расскажите, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов. Лера скажет.

Л – Из овощей можно приготовить овощной суп.

В – Правильно Лера. Георгий что еще можно приготовить из овощей и фруктов?

Г – Из фруктов можно приготовить фруктовый салат.

В – Молодец Георгий, ты тоже ответил правильно.

З – Аделина, расскажи, что готовит из овощей и фруктов твоя мама?

А – Моя мама делает из овощей заготовки на зиму. Солит огурцы и помидоры. А еще она из фруктов готовит компот и варит варенье.

З – Очень хорошо Аделина. Ты очень внимательна и много знаешь.

В – Ребята скажите, можно ли купить в магазине компот из фруктов и овощные заготовки?

Д – Да можно; конечно можно; да; мы всегда покупаем в магазине.

В – Да, ребята, сейчас все можно купить в магазине, уже расфасованные овощи и фрукты. Например, огурцы в банках, или решить самому, какое количество овощей и фруктов нужно купить. Что для этого необходимо сделать?

Д – Для этого нужно узнать, сколько весит.

В – Как можно узнать вес?

Д – Можно измерить; взвесить; измерить вес.

В – Чем измеряют вес продуктов?

Д – Используют весы; взвешивают на весах.

В – Молодцы ребята, сделаем вывод : чтобы измерить вес фруктов и овощей, их взвешивают на весах. А вы знаете ребята, что весы бывают разные : механические, электронные, безмены – значит ручные. Взвесить весами можно, даже маленький кусочек фрукта или овоща.

З – Как много вы сегодня узнали, ребята. А сейчас я хочу вас научить играть в новую игру, называется она «Назови овощ» . Встанем в круг и возьмемся за руки :

«Есть у нас огород , в нем капуста растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой нижины. Огород , огород , что еще там растет? (морковь, картошка, свекла и т. д.) »

Молодцы ребята, хорошо играли, вам понравилась новая игра?

Д – Да; очень понравилась.

В – Ребята, за то, что зайка научил нас играть в новую игру, мы приготовим угощенье для зайки и его друзей. Угощенье мы слепим из пластилина. Сейчас каждый из вас подумает, какими овощами или фруктами, он хочет угостить зайку и его друзей. Карина, что ты будешь лепить фрукты или овощи?

К – Я слеплю фрукты, яблоки.

В – Карина, какого цвета пластилин ты возьмешь?

К – Я возьму зеленый и желтый цвет, Яблоки бывают таких цветов.

В - Молодец, хорошо запомнила цвета фруктов.

В – Исмина, что ты будешь лепить?

И – Я буду лепить огурец.

В – Какой цвет пластилина для это ты возьменшь?

И – Я возьму желтый цвет, он мне очень нравится.

В – Исмина, ты точно помнишь, что огурец желтого цвета? Подумай хорошо.

И – Я вспомнила, огурец зеленого цвета, я возьму зеленый цвет пластилина.

В – Молодец Исмина, исправила свою ошибку. На следующем занятии будь внимательней .

Хорошо поработали ребята, молодцы. У вас получились очень красивые фрукты и овощи. Мы положим их в пустые корзинки. В одну корзинку мы положим овощи, а в другую фрукты. Отдадим корзинки зайке. Он отнесет корзинки с фруктами и овощами своим друзьям.

З – Спасибо ребята за угощенье. Мне было очень интересно с вами играть. Я узнал много нового. До свидания!

В – До свидания зайка. Приходи к нам еще.

Д – До свидания; пока; приходи еще.

В – Ребята, скажите, что для вас было самым сложным на сегодняшнем занятии ? Карина, что тебе было труднее всего?

К – Самым трудным было сравнивать овощи.

В – Ильдар, а тебе что было трудно?

И – Мне было трудно слепить свеклу, она у меня не получалась.

В – Что было самым интересным сегодня? Вика скажи.

Вика – Мне очень понравилась новая игра.

В – Исмина, что тебе больше всего понравилось сегодня.

И – Мне очень понравился зайка, который приходил к нам в гости.

В – Ребята, вечером мы с вами еще раз попробуем слепить из пластилина овощи и фрукты. А на следующем занятии мы узнаем , почему деревья скидывают листву. Вы все хорошо занимались. Молодцы!