Что такое валяние? Виды и сечения игл для валяния. Иглы для валяния

Валяние из шерсти – очень занимательное увлечение, с помощью которого можно создавать настоящие шедевры! Как научиться этому искусству с нуля и что нужно для освоения мастерства.

Рукоделие – одно из основных женских . Для кого-то это просто хобби, способ помедитировать и отдохнуть душой. А для кого-то это еще и вид заработка (дополнительного или основного). Посмотрите на нашем сайте публикации о вышивке бисером и нитками, вязании крючком и спицами, лепке из полимерной глины, шитье и пэчворке, бисероплетении, мыловарении, скрапбукинге, квиллинге. Но эта статья посвящена самому теплому и самому пушистому увлечению – технике валяния из шерсти.

Валяние шерсти – один из популярнейших видов рукодельного творчества. Подобно мифической птице Фениксу, оно возродилось из забытья и, облетев весь земной шар, подарило мастерицам новые возможности для самовыражения. Многие валяльщицы были покорены этим дивным материалом – овечьей шерстью – и нарекли ее «пушистой глиной». А ведь и правда, из овечьей «шубки» получаются самые разнообразные изделия. Но обо всем по порядку.

В поисках золотого руна: немного истории

Прошло несколько тысяч лет с того дня, как человек приручил дикого предка современной овечки. И примерно в то же время женщины научились валять грубое шерстяное полотно, которым укрывали пол и стены, отсюда и началась история валяния из шерсти.

Позже из шерсти стали изготавливать шатры, одежду и обувь. Самым популярным античным центром шерстяного валяния был легендарный город Помпеи. Его сукно славилось тончайшей выделкой и необыкновенной мягкостью, достойной лишь королей.

Шерсть использовали повсеместно, ей приписывали удивительные свойства: на войне войлочная одежда отводила от бойца стрелы и копья, а тело излечивала от болезней. Не забыли увековечить «овчинку» в мифе о вещем корабле «Арго», который под предводительством Ясона отправился в далекое плавание за Золотым Руном…

К счастью, нам не нужно плыть за тридевять земель в тридесятое царство, дабы купить немного (а может быть и много) шерсти для рукоделия.

Основные виды шерсти для валяния

На просторах стран СНГ можно найти 5 основных видов шерсти для валяния, которая представлена в самом разнообразном ассортименте в специализированных магазинах для творчества или в интернет-магазинах для рукодельниц. Еще дешевле этот товар можно купить в китайских интернет-магазинах.

Шерстяные кудри, состриженные с овец породы Wensleydale

  • Сливер. Этот вид шерсти представляет собой ленту, прошедшую через промывку и первичную очистку. Бывает светлый и темный (в зависимости от породы овец). Предназначен для сухого и мокрого валяния, подходит как наиболее дешевая основа для игрушек и картин. Иногда в сливере попадаются сухие растения и цветы – далекий привет из степи, где пасутся белые овечки.
  • Гребенная (непряденая) лента. Очищенная, окрашенная или отбеленная шерсть, которая прошла долгий путь от состриженных клочков до ровных расчесанных прядей. Этот материал может превратиться в шарфик, брошку, шляпку, игрушку, блузку, пальто или сапожки…

Список можно продолжать до бесконечности. В России очень популярна «Троицкая» шерсть и «Семеновская», которая идет на импорт в Украину и другие страны. Не менее популярен и более дорогой австралийский меринос «Уэнслидейл». А также шерсть производства Англии, Италии (в основном, это нежнейшая «бэби-альпака») и Германии.

Еще один вид гребенной ленты – мультиколоры (шерсть разных цветов или оттенки одной гаммы) и бленды (шерсть + шелк малбери). Хотите свалять радужный шарф? Эти наборы сделаны специально для вас!

ВАЖНО!!! Шерсть в гребенных лентах разделена на категории: грубая (28-24 микрон), полутонкая (24-18 микрон), тонкая (18-14 микрон). Чем тоньше шерсть, тем она дороже и удобнее в работе. Не используйте тонкую шерсть в гребенных лентах для сухого валяния основ игрушек, она подходит только для окончательной отделки.

  • Кардочес . Красивая разноцветная вата – так можно охарактеризовать этот вид шерсти. Очень удобен для сухого валяния: благодаря своей структуре, на изделиях не остаются «залысины», которые так часто портят внешний вид. В мокром валянии кардочес также весьма удобен: изделие сваливается быстрее, а сил и времени нужно меньше.
  • Кудри. Прекрасно подойдут для кукольных волос, удачно задекорируют валяное изделие, легко окрашиваются растительными красителями (например, хной или батиком)… Это настоящий клад для создания дизайнерских и авторских вещей.
  • Типсы. В основном, их используют для кукольных волос. Натуральные типсы очень дорогостоящи, поэтому позволить приобрести их могут лишь профессиональные кукольники.

Набор для сухого валяния (фильцевания): шерсть, иглы, декор, щетка

У современной валяльщицы есть еще несколько секретов для создания уникальных изделий. Мы говорим о дополнительном декоре, который преображает изделие, делает его авторским. Чаще всего используют для мокрого валяния:

  • нити вискозы, шелка, конопли, бамбука, льна (для создания красивых акварельных разводов);
  • индийское сари, которое умело разорвали на тоненькие лоскуточки, дабы порадовать нас с вами очередной возможностью преобразить валяное изделие;
  • букли или коконы шелкопряда пригодятся для создания объемных выпуклостей на изделии, также они легко окрашиваются батиком;
  • шелковые платочки создают на изделиях необычные эффекты, а, окрашенные горячим батиком, они незаменимы для самых смелых экспериментов;
  • ткани с разреженной фактурой для нуно-фелтинга (шелк, шифон, иногда используют марлю);
  • тонкие шелковые ленты, разорванные вдоль, спасут любое изделие от излишней «скучности» и «правильности»;
  • нежное кружево всегда выручало мастериц в самых безвыходных ситуациях, когда другого декора под рукой попросту нет, но эти самые руки так и «чешутся» что-нибудь свалять;
  • разноцветные скелетированные листья стали хитом продаж, ведь ни одна валяльщица не сможет устоять перед красотой самой природы, а умело вваляные листочки по-осеннему освежают изделие.

Итак, с шерстью мы разобрались, теперь самое время рассказать о материалах, которые облегчают труд валяльщицы. По пути ознакомимся с техниками валяния шерсти. А их всего две: «сухая» и «мокрая».

Мокрое валяние: фелтинг или нуно-фелтинг

Фелтинг (от англ. felt – войлок) и нуно-фелтинг (от яп. nuno – ткань) – самый древний способ превращения бесформенных клочков шерсти в аккуратные валеночки, ковер или абажур. Чем подкупает техника мокрого валяние новичков, так это практически мгновенным результатом. Согласитесь, что видеть плоды своих трудов уже через полчаса активной работы гораздо приятнее, нежели спустя многие и многие дни.

Еще один домик от Ольги Artvanil

Сама техника не изменилась за тысячи лет: ее главный союзник – вода и желательно горячая; «нуно» появилась недавно в Японии, когда изобретательные мастерицы Страны Восходящего Солнца впервые соединили ткань и шерсть.

Домик-гнездо для кошки, выполненный в технике мокрого валяния на шаблоне, автор немецкая мастерица Сюзанна Карг

Вспомните этикетки на новых свитерах, там указан режим стирки: «только вручную» и «только при 30 градусах», а сушить «только в горизонтальном положении». Эти условия мы соблюдаем для того, чтобы новенькая вещь не «села». А в валянии, наоборот, нужно максимально увалять шерсть до плотного состояния.

Вот только валять одной лишь водой тяжело и долго, поэтому на помощь приходят:

    • Мыло (хозяйственное, жидкое или специальное с оливковым маслом и глицерином). Вода распушает каждую из шерстинок, создавая эффект «елочки». А мыльный (щелочной) раствор помогает этим «елочкам» зацепиться друг за друга. Добавьте еще механические движения руками, и получится войлок.
    • Пульверизатор , небольшой опрыскиватель, специальная лейка-груша, банная губка. Все перечисленные «помощники» служат одной цели – как следует увлажнить шерсть, не оставив сухого места (иначе изделие будет сваляно неравномерно). Что лучше использовать? Однозначного ответа нет, так как каждая мастерица выбирает наиболее доступный вариант. Хотя, самым удобным является небольшой опрыскиватель на 1-3 литра: он значительно облегчает работу.
    • Москитная сетка . Ее используют для намыливания заготовки, после того, как разложили и увлажнили шерсть, и для первичной увалки верхних слоев. Москитку можно заменить на ткань-сетку. ВАЖНО!!! Москитная сетка должна быть с мелкими ячейками. Во время работы следует часто приподнимать ее во избежание приваливания к изделию.
    • Виброшлифовальная/ плоскошлифовальная машина (ВШМ или ПШМ). Этот агрегат изобрели для выравнивания пола во время ремонтных работ, но кто же нам запрещает применить силу во имя красоты?! С «виброшлифовалкой» процесс валяния сокращается до нескольких часов (если необходимо изготовить несложное изделие, например, шарф или палантин). Нет смысла приобретать слишком дорогую машину, для рукоделия вполне подойдет более дешевый вариант.ВАЖНО!!! Не используйте ПШМ (ВШМ) на начальном этапе работы! Это может повредить раскладку шерсти, в результате чего образуются некрасивые «проплешины».
    • Пупырчатая (воздушно-пузырьковая) пленка . Любимая всеми нами пленка-антистресс нашла свое применение в валянии. Ее воздушные пузырики работают как тысячи маленьких пальчиков, превращая шерсть в цельное изделие. Такую пленку лучше покупать не в рукодельных магазинах, где ее цена «слегка» завышена, а в строительных супермаркетах или магазинах для дачников.
    • Подложка под ламинат . Чтобы свалять объемную вещь, например, шапку, варежки, валенки или домик для любимого питомца, нам понадобится шаблон. Просто картонка не подойдет: нужен прочный долговечный и гибкий материал. И снова нас выручает строительный отдел! Лучше всего покупать самую дешевую прозрачную (из вспененных полимеров) подложку шириной минимум 3 мм.
    • Пластиковые трубы . Впрочем, простой валяльщице достаточно и одной трубы длиной 1 м и диаметром 5 см. Для чего нужен этот девайс – для валяния таких больших изделий как верхняя одежда. Наполовину свалявшуюся заготовку вместе с шаблоном наматывают на трубу, закрепляют веревкой или шнуром (желательно синтетическим) и катают по пузырьковой пленке (вспоминаем раскатывание теста). Эти манипуляции помогут усадить шерсть.ВАЖНО!!! Для равномерной усадки необходимо «катать» заготовку одинаковое количество раз, наматывая ее поочередно вдоль и поперек.
    • Стиральная доска . Применяется с той же целью, что и пластиковая труба – для усадки изделия. Единственное условие для ее использования – все слои шерсти должны быть хорошо приваляны друг к другу.
    • Бамбуковый коврик . Обычно, его используют вместе с пластиковой трубой, наматывая поверх шерстяной заготовки. При изготовлении небольших изделий, можно обойтись и без трубы. Если приобрести такой коврик проблематично, можно использовать любое чистое полотенце.
    • Перчатки и напальчники . Чтобы защитить свои ручки от излишней влаги и мыла, можно использовать резиновые напальчники и перчатки всех видов. Вот только в них притупляется самое главное чувство – осязание. Если такой способ защиты не пришелся вам по вкусу, запаситесь жирным кремом для рук и ногтей. Это лучшее средство для пересушенной и обезжиренной мылом кожи.
    • Деревянные формы и колодки . Эти приспособления созданы специально для усадки шляп, валенок, тапочек, одежды. Некоторые формы из пластика могут быть использованы для валяния в стиральной машине.

Сухое валяние: фильцевание или фильцнадель

Фильцевание (от нем. filz – войлок) – это сухая техника валяния из шерсти, она была изобретен сравнительно недавно. От «мокрого» в корне отличается, а значит и материалы здесь нужны свои, особые. Самым главным инструментом для валяния является игла. Но не простая, а с зазубринками.

Именно они и сваливают или, если говорить на профессиональном языке, сфильцовывают шерстинки вместе. Иглы для валяния классифицируют по внешнему виду, а ее номер указывает на назначение. Кстати, чем меньше номер иглы, тем она грубее и толще.

Щелкните на картинку, чтобы перейти к МК по созданию этого слоника

Самые лучшие иглы для валяния производят в Германии, США, Великобритании. Китайские и отечественные инструменты дешевле и значительно уступают в качестве и, соответственно, в долговечности. Внешне игла похожа на металлический стержень длиной 7,8 см с небольшим Г-образным «хвостиком» для пальцев.

ВАЖНО!!! Не покупайте иглы с прорезиненной или пластиковой ручкой: они дорогие, быстро ломаются, а заменить стержень не получится. Лучше купить деревянный держатель с одной или несколькими отверстиями для игл.

Треугольные

Самые распространенные и самые универсальные иглы. Название говорит о том, что их сечение похоже на треугольник. Зазубрины в этих иглах расположены в шахматном порядке по всей длине рабочей области. Предназначены для всех типов работ: формирование основы для кукол и игрушек, уваливалие шерсти, окончательная отделка готового изделия, приваливание узоров и волосяных волокон.

Звездочки

Так же как треугольные, эти иглы могут выполнять все виды работ с большей эффективностью. Но их главное назначение – шлифовка и окончательная отделка готового изделия. Их сечение напоминает четырехугольную звезду, зазубрины расположены в шахматном порядке по всей длине рабочей области.

Крученые

Рабочая область таких игл закручена по оси, что позволяет без особых усилий выполнить окончательную отделку изделий (треугольные иглы) и начальные «грубые» работы (иглы-«звездочки»).

Корончатые

У корончатых игл засечки расположены практически на кончике острия. Ими очень удобно приваливать волосы для кукол, узоры. Вся работа происходит на поверхности изделия, а значит шерсть не будет видна на изнаночной стороне. Также эти иглы применяют для приваливания узоров на шерстяной и фетровой одежде без риска испортить изнанку.

Вилки

Эти иглы предназначены только для приваливания волос. Как и корончатыми, ими работают на поверхности, но, благодаря раздвоенной рабочей области, волокна шерсти закрепляются прочнее.

Обратные

Если хотите, чтобы ваш милый свежесваляный зверек стал еще и пушистым, поработайте иглой с обратными зазубринами. «Обратный зуб» выталкивает шерсть наружу, создавая эффект мохнатости. Кстати, этими иглами можно смешивать разные оттенки шерсти на поверхности игрушки животного, для этого достаточно чередовать работу треугольной или звездчатой иглой и обратной.

ВАЖНО!!! Во время работ с иглами для валяния необходимо соблюдать осторожность: игла может больно уколоть палец (рана внутри будет рваная). Внимательно следите за тем, чтобы во время фильцевания угол наклона иглы на входе и выходе был одинаковым. В противном случае рабочая область может сломаться.

Виды и сечения игл для валяния

Выше мы писали о том, что у игл, независимо от сечения и предназначения, есть номера, которые соответствуют работе с определенным видом шерсти. Теперь самое время сказать, что:

№19 – самая толстая и самая прочная игла. Ею удобно работать с очень грубой шерстью (сливер). Подходит для начальных работ. Однако не каждая валяльщица способна справиться с такой «тяжелой артиллерией».

№ 25 – немного тоньше иглы №19, работать с ней гораздо удобнее. Используют для формирования основы для кукол и игрушек.

№32 – считается универсальной грубой иглой. Также предназначена для начальных работ.

№34 – игла среднего размера. Подойдет для создания основы кукол, игрушек и шариков для бус.

№36 – средняя универсальная игла. Ее выбирают для уваливания поверхности основы игрушки, начального этапа валяния брошек на каркасе, приваливания узоров и волос.

№38 – самая популярная игла среднего размера. Ее используют для приваливания цветной шерсти на игрушках, формирования узоров на бусинах (тоже шерстяных), вваливания волос для кукол.

№40 – тонкая игла предназначена для окончательной отделки поверхности игрушек, приваливания изящных узоров.

№42 – очень тонкая игла. Применяют для окончательных и шлифовальных работ.

№43 – супертонкая игла. Ее назначение – деликатная шлифовка готовой игрушки.

ВАЖНО!!! Не используйте для валяния больших изделий только одну универсальную иглу. Во-первых, это непрактично, а во-вторых, приведет к быстрому износу и поломке инструмента.

Итак, инструменты для валяния мы выбрали, с шерстью тоже определились. Не хватает только рабочей поверхности. Нужна она для того, чтобы предотвратить поломку игл о твердый стол и защитить руки от повреждений все той же иглой. Да и шерсть, разложенная на специальном приспособлении, легче и красивее сваливается.

Довольно часто начинающие валяльщицы используют в качестве рабочей области толстый поролон или губки (банные или автомобильные) – это более дешевый вариант. Не брезгуют ими и опытные мастерицы. Но выбор профессионалов все же падает на специальные щетки для сухого валяния.

Дело в том, что поролон со временем изнашивается, крошится и иногда застряет в изделии. Щетка же прослужит гораздо дольше. Многих рукодельниц останавливает цена, но, выбрав самую большую по площади щетку, они уже ни на что ее не променяют.

Валяем и не дурака: с чего начать и как заработать на новом хобби

Валяние шерсти, не зависимо от способа, это настолько приятное, теплое, пушистое, мягкое рукоделие, от которого невозможно отвлечься! Поверьте, научиться валять намного проще, чем кажется!

Для деток дошкольного и младшего школьного возраста педиатры и логопеды рекомендуют именно мокрое валяние (салфетки, небольшие картинки, бусы). Эта техника валяния для начинающих идеальна тем, что менее травматична для пальчиков, развивает мелкую моторику, учит работать с цветом и конечный результат достигается довольно быстро.

Некоторые детские психологи, которые увлечены этим рукоделием, практикуют на своих занятиях валяние объемных игрушек тоже мокрым способом, объясняя тем, что маленький ребенок не колет иглой будущую зверушку, а постоянно гладит ее руками.

Довольно часто начинающие мастера по валянию из шерсти задумываются о том, как найти свой круг клиентов и получать от любимого хобби не только удовольствие, но и . Как этого достичь?

Шаг 1. Самый верный способ – это в совершенстве овладеть техниками и внести свои изменения. Придумайте свой стиль не похожий на остальные.

Шаг 2 . Участвуйте в различных конкурсах, ярмарках, выставках. И не жалейте визиток! Как говорится, будьте больше на виду.

Шаг 3. Создайте собственный сайт, блог, сообщество в социальных сетях. Активное общение приветствуется.

Шаг 4. Приглашайте новичков на мастер-классы. Только не копируйте чужие секреты, а придумайте что-то свое, внесите изюминку.

Шаг 5. Продавайте изделия через интернет за границу. Это очень выгодно, так как русские валяные вещи ценятся дороже именно из-за качества исполнения. Заморские рукодельницы нервно покусывают ноготки…

К сожалению, нельзя объять необъятное. Поэтому для успешных продаж выберите свою нишу в валянии. Например, создавайте только игрушки животных с милыми мордочками, или только кукол, или картины… Чем больше у вас коллекция валяных изделий одного типа, тем больше выбор, а спрос не заставит долго себя ждать.

Желаем вам творческих успехов! Дерзайте!

Автор статьи: рукодельница, красавица и очень хорошая девушка — Ольга Artvanil. Если вам понравились ее работы, закажите авторскую игрушку, украшение, картину, домик для животного, берет или что-нибудь другое теплое, уютное и мягкое!.

Хотите рассказать о своем увлечении и показать свои работы?. Мы с удовольствием опубликуем интересный материал и ссылку на Ваши координаты абсолютно БЕСПЛАТНО!

А если у вас пока нет хобби, найдите его, посмотрев другие наши публикации прямо сейчас.

Валяние

Кукла, выполненная в технике фильцевания

Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия , в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Иглы для сухого валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхостная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Дорогие друзья! В этой обзорной статье я хочу рассказать вам о том, что такое валяние из шерсти, откуда оно к нам пришло, какие бывают способы валяния, и, какие материалы и инструменты вам понадобятся в работе, если вы захотите заняться этим видом творчества.

Валяние шерсти (фильцевание, фелтинг) - это особый способ работы с непряденной шерстью, в результате которой можно сделать практически все, что угодно: от предметов интерьера (пледы, ковры) до и аксессуаров (палантины, шарфы, шляпки, сумки, ).

У натуральной шерсти есть уникальная способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Ни один материал к этому не способен. Это происходит из-за наличия верхнего чешуйчатого слоя у шерстяных волокон, которые под воздействием воды и пара как бы сцепляются друг с другом. Хотя, шерсть дикой овцы не валяется по причине отсутствия у нее подобного слоя.

История валяния

Овечья шерсть — уникальный материал для валяния

Техника валяния из шерсти - самая древняя. И связана она с легендой о Великом потопе. В Ноев ковчег Бог согнал всех животных. Среди них были и овцы, которые содержались в небольшом загоне, куски их шерсти падали на пол, прямо под копыта животных. Когда плавание Ноя подошло к концу и овцы были выпущены на волю, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Но легенда - то ли правда, то ли быль, а факты говорят о том, что первыми людьми, научившимися использовать войлок повсеместно, были кочевники. Из шерсти они делали одежду, ковры, подушки, скотоводческое снаряжение, мешки, подстилки для животных. Со временем оседлые народы переняли это мастерство у кочевников.

Славяне с древности изготавливали полувойлоки - тканные, подвалянные материалы (сукно), которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. Валяние на Руси своими корнями уходит в период Золотой Орды. Татары-кочевники щеголяли зимой в пимах (войлочных сапогах), которые и стали прообразом наших столь горячо любимых русских валенок.

Способы валяния из шерсти

Метод сухого валяния

Существует два основных способа валяния из войлока:

1. Сухое валяние

2. Мокрое валяние

А мокрое, в свою очередь, можно разделить еще на три составные части:

а). Классическое валяние.

б). Валяние с помощью стиральной машины

в). Нанофелтинг (англ. nunofelting ).

1. Сухое валяние - это техника ручного валяния с помощью игл с насечками для подцепления и спутывания волокон. Шерсть уплотняется, и получаются объемные изделия (украшения, игрушки).

Метод мокрого валяния из шерсти

2. Мокрое валяние - способ обработки шерсти вручную с помощью специально приготовленного мыльного раствора методом трения и усадки. В такой технике обычно получаются изделия плоской формы (шарфики, тапочки, сумки, одежда).

3. Валяние в стиральной машине - механизированная техника с использованием барабана машины в качестве формы для обвалки. Подобный процесс менее трудоемкий, а войлок получается очень плотным.

Нунофелтинг

4. Нанофелтинг - валяние на тонких тканых материалах, таких как шелк или шифон. Выложенную в несколько слоев на ткань шерсть обильно смачивают мыльным раствором, трут и в итоге получается полотно с шерстяным эффектом. Изделие получается прочным и имеет оригинальный внешний вид с некими декторативными элементами.

Материалы для валяния

Как для сухого, так и для мокрого валяния применяются различные расходные материалы. Основной - это, конечно же - шерсть мереноса, или гребенная лента различной толщины и мягкости.

Для сухого валяния необходимы специальные иголочки с различными засечками для спутывания волокон друг с другом (грубые (основные), тонкие (для заключительной обработки изделия) и обратные (для вытаскивания волосков из поделки)). Подробнее об иглах для валяния и их назначении читайте в нашей статье

Для набивки изделий, изготовленных методом сухого валяния, используют синтепон, шарики полиэстера, сливер или вату. Для декорирования подойдут шелк и органза. Если вы делаете игрушки могут понадобиться: проволока (для каркаса, чтобы ручки и ножки были подвижными, а не статичными), супер-клей, различные мелкие элементы: глазики, носики, бисеринки, бусинки и др.

Виброшлифовальная машинка для валяния

Для мокрого валяния используют специальные растворы, большинство мастеров обходятся простым мыльным раствором, или разводят водой клей ПВА. Для более сложных работ (сумки, тапочки, шляпы) нужны: воздушно-пузырьковая пленка (вместо нее иногда используют наждачную бумагу) и виброшлифовальная машинка. С ее помощью можно свалять полотно любого размера, за счет вибраций волокна шерсти быстрее свойлачиваются и получается равномерное полотно. Эту же машинку можно использовать и для валяния на ткани из натурального волокна (см. нанофелтинг).

Что такое валяние и какие бывают виды валяния? Постараемся подробнее ответить на этот вопрос. В каменном веке люди заметили способность шерсти сваливаться. Сегодня валяние (набивание, фелтинг, фильц, фильзевание) снова становится очень популярным видом рукоделия. Простота используемых методов делает его доступным всем желающим. Даже начинающий может создать авторские предметы одежды, игрушки, аксессуары или детали интерьера. Они подчеркнут индивидуальный стиль и вкус владельца.

Два основных вида войлоковаляния, сухое и мокрое - основаны на свойстве волокон натуральной шерсти спутываться друг с другом и уплотняться, образуя единое полотно. В обоих случаях в качестве расходного материала используют гребенную ленту (шерсть мериноса). В процессе сухого фальцевания комочки шерсти многократно прокалываются специальными иглами, которые способствуют сцеплению ворсинок между собой. При этом получается объёмное изделие: игрушка, сувенир или бижутерия. Подобная технология позволяет также наносить узор и декорировать уже готовые вещи.

Техника валяния шерсти также называется фелтинг и фильцевание. Она используется для того, чтобы создавать различные декоративные изделия из непряденой шерсти. Например, при помощи валяния можно изготавливать детали одежды, игрушки, украшения и т.д. Валяние выполняется только из натуральной шерсти. Наиболее удачным выбором для валяния станет мохер и шерсть альпака. Остальная пряжа может не подойти. Поэтому прежде чем начать валяние, нужно проверить пригодность выбранной вами пряжи. Возьмите небольшой кусок нитки, комкайте его в ладошке, добавьте мыло и воду, и в течение некоторого времени потрите в руках. После этого тщательно смойте мыло и потрите вновь. Если через пять минут после этого пряжа начнет сжиматься и цепляться волокнами, то это значит, что она пригодна для валяния, в противном случае выберите другую пряжу.

Мокрое валяние подразумевает использование мыльного раствора и расправленных прядей шерсти. В тёплой воде лёгкими массирующими движениями добиваются соединения отдельных слоёв в общее полотно. Понятно, что изделие получается плоским, и из него можно изготовить одежду, плед или панно.С недавнего времени очень популярной стал нунофелтинг (от японского «нуно» - ткань). Это разновидность мокрого фелтинга, позволяющая комбинировать традиционную шерсть с тонкими или рыхлыми натуральными тканями. Новый вид ткани даёт возможность создавать шарфы, шали и другие авторские изделия.

Секреты технологии

Главное, что необходимо для сухого фальцевания - это гребенная лента и набор иголок. Чтобы не пораниться во время работы, будущее творение необходимо держать на основе: толстой губке из поролона или специальной щётке. В целях экономии дорогого расходного материала внутренний каркас делается из ваты или синтепона.

Для этого вида рукоделия иголки используют различные по форме и толщине, а также по направлению зазубринок. Такой инструмент может быть в виде треугольника, четырехгранной звёзды или короны, крученным или обратным. У самой тонкой иглы диаметр рабочей части равен 43. Её используют на заключительном этапе работы. Наиболее толстый инструмент с диаметром 19 применяется в самом начале валяния. Если предстоит большой объем работ или нужно ускорить процесс, то используется ручка-держатель для 4–7 игл.

Для мокрого фильца, помимо самой шерсти, требуются:

  1. Мыльный раствор (из любого кускового или жидкого мыла).
  2. Сетка (под штукатурку, антимоскитная, из тонкого трикотажа или тюля).
  3. Коврик (резиновый с рифлёным узором, бамбуковый или упаковочная плёнка с воздушными пузырьками).

На коврик аккуратно выкладывают шерсть. Первый слой базовый, затем - фон и верхний слой - рисунок. В процессе работы шерсть даёт усадку, поэтому изначально размер изделия должен быть приблизительно на 25% больше, а толщина - в 4 раза превышать планируемую. Волокна равномерно укладываются крест-накрест без просветов, а сверху накрываются сеткой. Она предохранит узор от расползания и поможет зафиксировать слои. Изделие смачивается тёплым раствором (можно использовать пульверизатор) или аккуратно натирается мылом.

На начальном этапе валяния движения должны быть очень осторожными. «Лёгкий массаж» руками или виброшлифовальной машинкой нужно постепенно усиливать. Чтобы руки лучше скользили, можно надеть целлофановые перчатки. Когда сетка отойдёт от полотна, ее можно снять, перевернуть шерсть и продолжать фальцевание. Шерсть можно мять, заворачивать и месить как тесто. Готовый войлок необходимо прополоскать и сушить не выжимая в разложенной виде.

Иглы для сухого валяния делают из стали. Благодаря этому они во время работы не гнутся. Когда вы втыкаете иглу в шерсть, то насечки на её нижней части зацепляют волокна шерсти и проталкивают их в нижние слои. Так получается спутывание шерстяных волокон.