Развиваем ребенка: от шести месяцев до года.

Еще недавно ваш малыш был крохотным и беспомощным человечком, но время пролетело быстро и сегодня вы отмечаете его первый юбилей – полгода со дня рождения. Кроха уже достиг определенных успехов и продолжает непрерывно совершенствовать свои навыки. Так какой он, шестимесячный ребенок?

Физиологическое развитие ребенка в 6 месяцев – вес и рост малыша в полгода

За шестой месяц дети в среднем прибавляют 600-700 грамм веса и подрастают на 2-2,5 см.

Средние физиологические показатели полугодовалого малыша:

Шестимесячный малыш уже многому научился благодаря непрерывному развитию и совершенствованию его физиологических параметров.

У малыша в полгода режутся зубки

Для многих родителей период прорезывания первых зубов становится достаточно тяжелым временем. Малыш ощущает физический дискомфорт. Он капризничает, плохо спит, у него может подниматься высокая температура и нарушаться стул.

Основные симптомы, сопровождающие прорезывание зубов:

  • Повышается слюноотделение.
  • Набухают и краснеют десны.
  • Снижается аппетит, ухудшается сон.
  • Увеличивается потребность держать во рту разные предметы.
  • Повышается температура.
  • Появляется кашель и насморк.
  • Может появиться понос или запор.

У многих деток зубы могут вылезать попарно, что является для малыша еще более тяжелым испытанием.

Родители должны быть особенно внимательны к малышу, чаще брать его на руки, ласково напевать и разговаривать с крохой и отвлекать его с совместными играми.

Для облегчения симптомов, посоветовавшись с врачом, можно применять медикаментозные средства.

Слух и зрение у полугодовалого ребенка

Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся , журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса.

Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Достижения Вашего малыша в 6 месяцев

Двигательные навыки

К полугоду движения ребенка становятся более уверенными и целенаправленными.

В этом возрасте кроха:

  • Свободно переворачивается со спины на живот или на бочок и обратно
  • Отрывает тело от кровати или пола с помощи вытянутых ручек, которые ладошками опираются о поверхность
  • Делает попытки ползти , что в 6 месяцев у многих малышей достаточно хорошо получается
  • Достаточно долго , имея за спинкой точку опоры
  • Перекладывает игрушки и другие вещи из руки в руку
  • Тянется вытянутой ручкой за далеко расположенным предметом
  • Одновременно пользуется обеими руками , держа в каждой по игрушке
  • Некоторые малыши приподнимаются и пытаются встать на ножки, держась за опору.
Речь малыша Когда малыша ничего не беспокоит, он, как и раньше, подолгу гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки («а-ма, ба-бя и т. п.».) В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка . То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один . Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Мелкая моторика Пальчики крохи становятся еще подвижней, он уверенно берет и удерживает в руках не только удобные для захвата игрушки, но и мелкие предметы. Малыш лучше координирует движения, пытаясь достать или поднять маленькие игрушки .
Использование жестов Малыш научился выражать свои желания с помощью жестов. Он настойчиво тянет руки, когда хочет чтобы его забрали из кроватки, указывает на предметы, которые непременно хочет заполучить. Теперь он старается копировать действия взрослых, внимательно наблюдая за ними . К примеру, если вы похлопаете в ладоши, малыш тоже начнет играть в ладушки.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Любознательность и стремление к познанию окружающего мира у полугодовалого ребенка не знает границ. Малышу интересно все, что его окружает – предметы, звуки, люди, события и явления. Малыш взрослеет прямо на глазах. Он уже показывает свой характер, становится более целеустремленным, проявляет настойчивость и упорство в достижениях желаемой цели.

Полугодовалый ребенок уже понимает, каким образом можно манипулировать близкими людьми, чтобы добиться желаемой цели. Это связано с осознанием того, что именно окружающие его люди являются причиной тех или иных действий.

С неодушевленными игрушками он проявляет гораздо меньшую эмоциональность, чем с людьми. В 6 месяцев ребенок способен самостоятельно занимать себя от получаса до 40-45 минут. У него уже имеются любимые игрушки и развлечения.

У ребенка совершенствуется понимание причинно-следственных связей . Пока что это освоение простых взаимосвязей – если выпустить игрушку из рук, то она упадет, если потрясти погремушку – раздастся характерный звук, если нажать на кнопочку музыкальной игрушки – зазвучит музыка, а если он захнычет, к нему подойдет мама.

В 6 месяцев ребенок не только изучает новые предметы, но и старается найти им «достойное» применение, показывая деловой подход к знакомым и незнакомым вещам.

У малыша расширяется пассивный словарный запас, он кроме своего имени понимает названия многих предметов, игрушек и действий.

Игры для ребенка шести месяцев, способствующие развитию

Занятия с детьми способствуют:

  • Расширению звуковых и зрительных образов.
  • Гармоничному развитию , как эмоциональному, так и физическому.
  • Увеличению пассивного запаса слов и получению новых знаний и навыков.
Игры Порядок действий Польза от занятия
Ладушки Берем ладошки ребенка и начинаем хлопать ими в такт известному стишку «ладушки-ладушки». При этом хлопок делаем в момент произношения первого слога в словах. Произнося фразу «полетели, полетели, на головку сели» помашите ладошками малыша и опустите их ему на голову.
  1. Развивается чувство ритма.
  2. Тренируется память.
  3. Улучшается координация движений.
  4. Укрепляется эмоциональная связь с мамой.
Звучащие

чашки

Ставим в ряд несколько чашек разного объема. Берем первую из них, подносим ближе ко рту и говорим какое-либо слово, например, имя ребенка. Повторяем действие со всеми чашками. Малыш обратит внимание, что одно и то же слово может звучать по-разному, хотя и не сможет сказать об этом . Но если вы повторите свои действия, произнося всего один слог, а потом поднесете чашки к ротику малыша, он попытается повторить слог, внимательно прислушиваясь к происходящему. Малыш знакомится со свойствами предметов и развивает слух.
Поищи игрушку Играть можно как в кроватке, так и на полу. Рядом с малышом кладем несколько игрушек и каждую накрываем кусочком ткани. Затем просим кроху поискать то, что вы спрятали. Малыш начнет стаскивать лоскутки с игрушек, проявляя огромную радость при их обнаружении . После этого отвлекаем ребенка и перепрятываем предметы так, чтобы он не заметил. Просим малыша вновь заняться поисками. При игре тренируется память, развивается наблюдательность и увеличивается подвижность ребенка.
Музыкальные бутылочки Возьмем несколько бутылочек из пластика (лучше 7 – по количеству нот) и нальем в них разное количество воды. Постучим по ним ложкой, вместе с малышом послушаем, какие звуки они издают . Пусть малыш постучит по бутылочкам самостоятельно. Он охотно будет извлекать звуки, и прислушиваться к ним. Развивается музыкальный слух ребенка.

Чтобы малыш не потерял интереса к развивающим играм, заниматься с крохой одним и тем же делом нужно не более 5-10 минут.

Физические упражнения с малышом в 6 месяцев

В дополнение к упражнениям, которые вы делали с малышом в 5 месяцев, можно добавить несколько новых.

Они должны способствовать укреплению сердечно — сосудистой системы ребенка, улучшать кровообращение, стимулировать укрепление опорно-двигательного аппарата и развивать координацию движений.

  • Сидение по-турецки . Малыша усаживают на ровную поверхность или на колени к маме. Поддерживая спинку, сгибают ножки в коленях так, чтобы стопы ребенка соприкасались. Можно слегка потереть подошвы друг о друга. После того как малыш освоится с такой позой, уменьшайте поддержку спины, чтобы малыш учился держать равновесие. Упражнение укрепляет мышцы туловища и позвоночник.
  • Низкие приседания . Малыша берут подмышки спиной к себе и ставят на ножки. Обеими руками сгибают ноги ребенка в коленях, чтобы он присел на корточки. Кроха попытается встать, после чего вновь усадите его. Следите, чтобы стопы малыша стояли ровно, не подворачиваясь внутрь или наружу. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет ножки и способствует освоению вертикальной позы.
  • Подъем ног . Положив ребенка на спину, ладонями обхватываем его колени, попутно выпрямляя ножки. Сначала по очереди, а потом одновременно, поднимаем ноги малыша вертикально вверх. Повторить плавными, медленными движениями 8-10 раз. Упражнение укрепляет тазобедренные мышцы и нормализует тонус ног.

Режим и питание ребенка в 6 месяцев

Режим дня полугодовалого ребенка мало чем отличается от распорядка в 5 месяцев. Единственное изменение – небольшое увеличение времени бодрствования и уменьшение сна.

Если в 4-5 месяцев детям вводился выборочно, то к 6 месяцам расширение рациона является обязательным для всех малышей.

Чтобы малыш рос здоровым и интеллектуально развитым человечком, уделяйте ему как можно больше времени. Читайте книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки.

Рассказывайте малышу обо всем, что вызывает у него интерес. Только любовь и забота близких поможет крохе вырасти гармонично развитой личностью.

К 6 месяцам у здорового ребенка уже в основном отрегулированы режим и пищеварение. Большинство детей к этому возрасту привыкли к прикорму — сокам, яичному желтку, творожку. Так что полгода жизни для младенца довольно серьезный рубеж. Именно сейчас можно разнообразить меню, соблюдая главный принцип — осторожность и постепенность введения новых видов пищи.

Если ребенок получает искусственное питание, его можно переводить со специальных молочных смесей на цельное пастеризованное или стерилизованное молоко. Если его вскармливают грудью, в рацион постепенно добавляют молочные каши или цельное пастеризованное молоко. Нельзя давать малышу парное молоко. Перед каждым кормлением по-прежнему необходимо стерилизовать бутылочку.

Как приучить ребенка к обычной пище. Часто бывает, что ребенок, попробовав новый продукт, будь то молочная каша, творог, морковь или мясо, не сразу принимает его. Чтобы он быстрее привык к нему, можно понемногу подмешивать его к привычному, лучше любимому блюду. Очень осторожно следует увеличивать добавки нового ингредиента, а спустя неделю-другую можно будет предлагать новое блюдо как самостоятельное. В таких случаях каждая мама, наблюдая за ребенком, за его реакцией, определяет, что нужно добавить и сколько.

В 6 месяцев ребенку можно предлагать овощной суп. Свежие картофель, морковь, свеклу, капусту и другие овощи следует тщательно промыть проточной водой, очистить, мелко нарезать и варить под крышкой на слабом огне до полного размягчения. Плотные кусочки необходимо тщательно размять, затем подсолить, добавить немного манной крупы, постоянно помешивая, чтобы не образовалось комочков, и сливочное масло. Накрыть крышкой и прогреть на слабом огне 7—10 минут. Такой супчик можно давать в дневное кормление. Овощные пюре и супы особенно полезны ослабленным детям.

Если нет возможности приготовить свежее фруктовое или овощное пюре, вполне разумно использовать консервированные, которых немало в продаже.

Их ассортимент очень широк — это кабачки, тыква, зеленый горошек, абрикосы, яблоки, персики, груши. Готовые пюре содержат много питательных веществ — минеральных солей, витаминов.

Можно попробовать самые разные и подобрать ребенку именно то, что ему понравится.

Очень удобны и полезны также и сухие фруктовые и овощные смеси, разработанные специально для детского питания. Их легко готовить, а хранить начатую упаковку в холодильнике можно дольше, чем консервированные пюре.

Перед употреблением консервированных и сухих фруктовых и овощных пюре следует внимательно прочитать этикетку, чтобы, во-первых, не использовать продукты с просроченным сроком годности, а во-вторых, не ошибиться с выбором того или иного продукта, ведь они готовятся с учетом конкретного возраста ребенка.

Покупая консервированные овощные и фруктовые пюре, обращайте внимание на срок годности!

Начатую баночку пюре храните в холодильнике не более суток!

В перерывах между едой в качестве перекуса ребенку предлагают пищу, которую он может сам держать в руках — морковку или кусочек яблока.

Твердая пища. По мере взросления ребенок выпивает все меньше молока и все больше потребляет твердой пищи. В это время нельзя забывать про питье. При переходе на новую, более плотную пищу ребенку требуется больше питья, чтобы желудок справлялся с ней. Можно давать малышу слабозаваренный чай, отвар шиповника, фруктовые и ягодные соки.

Ежедневная порция молока или молочной смеси в 6 месяцев составляет приблизительно 850—900 мл и дает ребенку необходимый белок и почти всю нужную энергию. Постепенное отучение от груди или от бутылочки приводит к уменьшению ежедневной порции молока.

Если ребенок ежедневно получает две бутылочки молока, он будет обеспечен кальцием, полноценным белком и витаминами группы В, но железа и витаминов А, С, D ему будет недостаточно. Поэтому позаботьтесь, чтобы эти питательные вещества он получал в достаточном количестве из других продуктов, например: железо входит в состав специальных детских каш, а специальные детские поливитамины порекомендует врач.

Если запоздать с переходом на твердую пищу, малыш может настолько привыкнуть к молоку или кефиру, что будет долго отвергать любую еду, которую нужно жевать.

Среди блюд так называемого общего стола лишь очень немногие годятся для малыша, поскольку в них содержится, как правило, немало поваренной соли и специй. Возможно, в этот период придется готовить для всей семьи то, что подойдет и ребенку, — овощные супы, каши, пюре, протертые фрикадельки и т. п. Если понемногу предлагать малышу неострые и несоленые блюда, то быстро выяснится, что ему нравится, с чем его желудок справляется, а с чем нет. В один день рацион малыша пополняется только одним новым блюдом и в очень небольшой дозе. Если у малыша случится расстройство желудка или аллергическая реакция, то будет понятно, что вызвало заболевание.

К полугодовому юбилею малыш уже попробует многие овощные и фруктовые прикормы, и настанет время приступать к блюдам второго прикорма. Это, скорее всего, будут молочные каши. Очень хороша нежная негустая манка, полезна овсяная каша, а также гречневая и рисовая. Детям, как и взрослым, обычно нравятся смешанные каши из разных круп. К тому же они очень полезны. В них можно добавлять тщательно измельченные овощи и фрукты: абрикосы, яблоки, чернослив и т. п. Великолепно сочетаются каши с тыквой, морковью, яблоком, бананом и т. п. Вымытые и очищенные овощи или фрукты (кроме банана) нарежьте кусочками, залейте небольшим количеством воды и варите на слабом огне до размягчения. Затем добавьте немного сахара и перебранную и промытую крупу (манную, овсяную, рисовую и др.) и тушите до готовности. Горячую кашу протрите через сито, добавьте горячее молоко, прогрейте на слабом огне и заправьте сливочным маслом.

Крупу сначала сварите на воде и только потом добавьте молоко. Когда крупа разварится, протрите ее через сито и залейте горячим молоком. Затем поставьте на огонь на несколько минут, добавьте сахар или сахарный сироп, сливочное масло, немного соли, если у ребенка есть аллергические кожные проявления, готовьте каши не на молоке, а на овощном отваре. На одну порцию каши необходимо 10-12 г крупы, 60-75 мл воды, 100 мл молока, 3-5 мл сахарного сиропа, 3 г сливочного масла.

Многие мамы предпочитают варить каши не из цельного зерна, а из измельченного, например из толокна. Такие каши быстрее готовить, они имеют нежную консистенцию и хорошо усваиваются ребенком. Если нет готовой муки, можно измельчить крупу в кофемолке. Такую кашу варят в течение 5 минут, непрерывно помешивая, чтобы не образовалось комочков, а заправляют ее сахаром, молоком, маслом, как и обычные детские каши.

Для детского питания идеально подходят специальные готовые каши, они обогащены железом, минеральными веществами и витаминами, к тому же энергетическая и питательная ценность их очень велика. Хлопот с такими кашами совсем немного — надо всего лишь развести их молоком. Очень важно, что доступность готовых к употреблению продуктов — консервированных или в сухом виде — помогает маме облегчить хлопоты на кухне и уделить больше внимания общению с малышом. Но полностью переводить ребенка на такое питание не стоит. Ведь даже идеально сделанное, к примеру, яблочное пюре уступает по своей питательной ценности свежему яблоку.

Все каши начинают давать малышу понемногу — по 1—2 чайные ложки, постепенно (за 1—2 недели) доводят объем до 140—150 г. Не стоит увлекаться сахаром, подслащивая каши и другую пищу. Обилие сахара в блюде только снижает аппетит.

Каждое кормление должно доставлять и ребенку, и матери удовольствие. Ребенок, который вырывается, стараясь избежать очередной ложки каши, сам нервничает и раздражает свою кормилицу. Проблем можно избежать, если относиться к этому спокойно и не навязывать малышу нежеланную пищу. Если он что-то явно не любит — ничего страшного, значит, без этого он пока прекрасно обойдется. Пусть он ест то, что ему больше нравится. Нельзя допускать, чтобы еда превращалась в обременительную обязанность. Поэтому ни в коем случае не принуждайте ребенка к еде. Когда малыш наелся и не хочет доедать порцию без остатка, лучше прекратите кормление и не удерживайте его за столом в надежде, что он съест еще немножко.

К 1 году ребенок чувствует себя достаточно уверенно и стремится к самостоятельности и независимости. Его уже не устраивает пассивная роль во время кормления, и он предпочитает есть из чашки, которую даже пытается удерживать сам.

Из бутылочки малышу дают только молоко перед сном, когда ребенок устал, или в дороге, в путешествии. Если после перехода к чашке попробовать вдруг дать ребенку сок или воду снова из бутылочки, он почти наверняка будет протестовать.

Но малыш еще не справится сам с едой, и его должны кормить взрослые. Ребенку, несомненно, доставляет удовольствие сидеть со всеми за общим столом. Можно позволить ему брать руками, например, хлеб и отправлять его в рот.

Как только ребенок сможет взять в руки ложку, надо ему это позволить, пусть даже поначалу он будет ею всего лишь размахивать. Пройдет немного времени, и он начнет точно попадать ложкой в тарелку, подносить ко рту и облизывать ее. А спустя еще 2—3 недели он действительно начнет, сперва довольно неловко, есть с ложки. В это время взрослый кормит ребенка со второй ложки по-настоящему. Таким образом, надо осторожно приучать малыша к аккуратности в еде, поощряя ласковым словом любую удачу.

Чтобы создать хорошее настроение за обеденным столом, окружите ребенка красивыми вещами. Посуда, из которой он ест, не должна быть случайной. Яркие чашка, тарелка, блюдце, удобная ложечка, нарядные нагрудники и салфетки, купленные специально для ребенка, — все это сделает обстановку во время кормления праздничной и веселой. Детская посуда должна храниться отдельно от остальной. И нелишним будет напоминание о необходимости соблюдения чистоты на кухне и в квартире вообще.

Иногда слишком примерные матери переживают, что их чадо плохо ест. Они забывают, что все младенцы настроены на выживание. Они никогда не станут морить себя голодом. У всякого человека, маленького и взрослого, бывает снижение аппетита. Может быть, это связано с новым питательным блюдом, а может, просто нет аппетита — такое случается и с детьми, и со взрослыми. Главное, не приставать к малышу с «лишней ложечкой» даже его любимого блюда — это верный путь к избалованности, капризам и прочим неприятным моментам. Кроме того, от переизбытка пищи у него может начаться рвота. Необходимо удостовериться, что ребенок здоров (проверить температуру и т. п.), и не перекармливать его. Чтобы ребенок не переедал и не набирал лишнего веса (а такая проблема тоже существует), не надо давать ему пищи больше, чем требуется. Если ему не хватает порций, которые соответствуют его возрасту, надо обязательно проконсультироваться с врачом.

С 6-го месяца жизни ребенка можно переводить на режим 5-разового кормления с промежутками в 4 часа.

К 7-му месяцу жизни в рацион ребенка добавляют следующие продукты: цветную капусту, картофель, нежирный мясной бульон и тщательно измельченное нежирное мясо (начиная с 7—8 месяцев), фасоль, свеклу, капусту брокколи, сельдерей, скобленое яблоко, тщательно размятый банан, размятую отварную морковь, пюре из моркови и картофеля, рисовый отвар. Можно предложить ребенку хлеб, тщательно размоченный в молоке. В 7 месяцев можно давать малышу нежирный мясной бульон (без специй), лучше всего из телятины, нежирной говядины или курицы, начиная с 1—2 чайных ложечек. Через 2 недели ребенку можно будет давать до 20—30 мл бульона.

6.00 грудное молоко или молочная смесь,

10.00 150 г овощного пюре или молочной каши, 1/2 желтка и 3 столовые ложки фруктового пюре,

14.00 1 столовая ложка творога, грудное молоко или молочная смесь, 40 мл фруктового сока,

18.00 грудное молоко или молочная смесь, 40 мл отвара шиповника или сока,

22.00 грудное молоко или молочная смесь.

Иногда при приеме мясных бульонов бывают проявления экссудативного диатеза, в таком случае бульон из рациона исключают. Как быть дальше, порекомендует педиатр.

Мясные бульоны дают в дневное кормление перед овощными пюре. К бульону ребенку можно дать небольшой сухарик из белого хлеба.

Мясной бульон для малыша варят только из постного мяса; не рекомендуется использовать для бульона кости — в таком отваре будет много жира.

Тщательно промытое мясо мелко нарежьте или пропустите через мясорубку и варите на медленном огне до 2 часов. Соль добавьте в конце приготовления. Вместо специй лучше добавить немножко свежей зелени - укроп, петрушку или сельдерей. Готовый бульон процедите через сито и еще раз доведите до кипения. На 100 мл бульона потребуется 50-60 г нежирного мяса, 200—220 мл воды, немного моркови, соль и зелень.

После того как ребенок привыкнет к мясным бульонам, можно понемногу давать ему нежирное мясо: телятину, молодую говядину, курицу. Особенно полезно мясо ослабленным детям, страдающим рахитом или анемией. Мясо дают исключительно в измельченном и протертом виде. Его добавляют во все овощные блюда.

Полезно иногда давать ребенку и печень (лучше телячью или говяжью) в виде пюре. Печень отваривают и протирают через сито, разводят бульоном или молоком, немного подсаливают и подают с овощным пюре.

Очень удобны маленькие металлические баночки по 75—100 г мясных консервов. На этикетке должны быть указаны срок годности и возраст ребенка, на который они рассчитаны. Консервы перед употреблением следует подогреть и можно смешать с картофельным пюре, чтобы получилось «взрослое блюдо». За один раз ребенок не съедает всю баночку. Оставшееся мясо следует хранить в холодильнике не более суток не в жестяной баночке, а в фарфоровой или стеклянной посуде с крышкой.

Первые порции мяса должны быть совсем небольшими — не больше кофейной ложечки. На следующий день, если не было нежелательных последствий, можно немного увеличить порцию, а к 9—10 месяцам она может составлять 50—60 г.

Тщательно промойте мясную мякоть, очистите ее от жира и пленок, нарежьте кусочками, залейте водой и варите на медленном огне 2 часа. Готовое мясо 2 раза прокрутите через мясорубку и протрите через сито. Полученный фарш разбавьте бульоном или горячим молоком до консистенции кашицы. После этого немного подсолите (специи не нужны) и доводите до кипения.

6.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир),

10.00 120-140 г овощного пюре и 1/2 желтка, 30 г творога, 40 мл фруктового сока,

14.00 20-30 мл овощного супа на мясном бульоне, 10-30 г мясного пюре, грудное молоко, 40 мл фруктового сока или отвара шиповника,

18.00 150 г молочной каши (овсяная, гречневая, рисовая), 25-30 г скобленого яблока или фруктового пюре,

22.00 грудное молоко или молочная смесь (кефир).

В этом возрасте дети уже с удовольствием едят паровые котлетки. Фарш дважды пропускают через мясорубку.

Мясные блюда дают ребенку в дневное кормление вместе с овощными пюре. Причем следует менять разные виды мяса — телятину, курятину, индюшатину, молодую говядину, печень. Когда малышу исполнится 1 год, в фарш можно понемногу добавлять мякоть нежирной свинины. В этом возрасте порция мяса может составлять 70—80 г. Но до полутора лет (а то и дольше) нельзя давать ребенку никаких колбасных изделий, в том числе сосиски и сардельки. Качество мяса, из которого они изготовлены, трудно проконтролировать, кроме того, они содержат много специй и жира, а все это не способствует детскому пищеварению.

В перерыве между кормлениями можно дать кусочек очищенного яблока, белый сухарик или несладкое печенье — в это время и даже раньше ребенку требуется нагрузка на десны и зубки. Причем лучше дать его малышу в руку, чтобы он сам подносил его ко рту и грыз, развивая жевательные мышцы и получая от этого радость.

Постепенно фруктовые, овощные и мясные блюда заменяют молочными. Грудное молоко в рационе 8-месячного ребенка должно занимать приблизительно третью часть объема пищи. Но утром и вечером лучше всего по-прежнему кормить грудью, чтобы ребенок получал необходимые антитела, способствующие укреплению иммунитета. Если есть возможность, то кормление грудью следует продолжать до 1 года.

Особо следует обратить внимание на разнообразие питания ребенка. Надо максимально использовать все виды овощей, а не готовить по привычке только картофельное пюре, забывая о цветной капусте, зеленом горошке, сельдерее, кабачке и тыкве, свежей зелени. Каши тоже надо варить из разных видов круп, чередуя и смешивая их.

В 10 месяцев можно вводить в рацион нежирную отварную рыбу, протертую (разумеется, тщательно удалив все кости) или в виде паровых котлет. Для детского питания подойдут треска, минтай.

Режим кормления меняется с прекращением кормления грудью. Ребенок взрослеет и в 10—11 месяцев уже дольше спит по утрам. Поэтому время первого кормления постепенно приближается к 8 часам, а перерывы между кормлениями составляют 4 часа. Количество кормлений не меняется.

В этом возрасте детям дают к мясному бульону и овощным пюре кусочек хлеба, вечером можно предложить немного неострого сыра. В течение дня, если ребенок здоров и у него нет расстройства пищеварения, можно понемногу давать ему «взрослые блюда», т. е. блюда, которые ест вся семья.

Отнятие от груди. Грудное молоко — идеальная пища для ребенка, и если понемногу переводить его на цельное молоко, то он будет получать менее идеальную пищу, чем раньше. Поэтому следует максимально разнообразить прикорм и добавить в рацион поливитамины, которые назначит врач. После полугода можно днем давать малышу молоко не из бутылочки, а из чашки. Отучать малыша от сосания нужно очень осторожно, потому что он может вообще отказаться от молока, так как привык его сосать.

Малышам, которых кормят грудью, конечно, лучше всего питаться материнским молоком до тех пор, пока они не будут готовы полностью перейти на кормление молоком из чашки. Решение прекращения кормления ребенка грудью зависит от того, насколько сильно ребенок привык к груди, и от лактации у матери. Нередко малыш в 7—8 месяцев сам выбирает чашку и отказывается от груди. Следует прислушаться к рекомендациям диетологов, которые советуют давать детям не цельное молоко, а кисломолочные продукты, поскольку они легче перевариваются и усваиваются.

Чтобы постепенно отучить младенца от груди и уменьшить выделение молока, надо вместо дневного кормления грудью давать молоко из чашки. Если к тому же давать малышу и твердую пищу (грудь дают малышу после нее), то вскоре он откажется от груди. Ночное кормление грудью иногда сохраняется до 1 года.

Отучение от бутылочки. Родители решают сами, когда переводить своего ребенка от кормления из бутылочки к кормлению из чашки. Приходится считаться с тем, что сосание доставляет малышу удовольствие и это надежный способ для него успокоиться и расслабиться, особенно перед сном.

Но с другой стороны, если вовремя не приучить малыша к чашке, его привязанность к бутылочке станет трудно преодолимой, особенно после 8—9 месяцев, и может случиться, что он очень долго будет требовать бутылочку. А если от бутылочки отучать постепенно (пока ребенку не исполнилось 9—12 месяцев), ему будет легче справиться с этой потерей. В 6—7 месяцев на обед малышу вместо молока из бутылочки можно давать протертую пищу и чашку молока или сока.

К 1-му году жизни ребенка одно из двух оставшихся (лучше утреннее) кормлений грудным молоком замените прикормом, и после этого лактация постепенно прекращается. На ночь полезно дать ребенку кефир или ацидофилин, которые быстро и легко усваиваются детским организмом.

Родителям новорождённого будет полезно узнать, . Для этого следует прочитать информативную и содержательную статью детского доктора.

Обязательно ознакомьтесь с тем, что должен уметь , какими основными навыками и способностями обладает двухмесячный малыш.

Узнайте из статьи детского доктора, как проходит , каковые основные навыки и умения малыша в этом возрасте.

Полезная информация, которая касается того, что умеет . Врач-педиатр подробно рассказывает, какие занятия эффективны в этом возрасте и когда следует беспокоиться из-за развития малыша.

  • если малыш ещё раньше не научился переворачиваться на спинку и на живот, в шесть месяцев это надо уметь обязательно. Родителям необходимо не терять бдительность и не оставлять малыша одного. Особенно если младенец лежит на такой плоскости, с которой легко упасть, увлёкшись перекатыванием со спины на животик и наоборот;

Чтобы потом не переживать по поводу синяка на лбу, разбитого носа или вероятного сотрясения мозга, всегда страхуйте ребёнка, не теряйте его из виду, в случае необходимости подкладывайте преграды в виде подушек или чего-нибудь ещё.

  • ребёнок уже сидит, уверенно или с поддержкой. Некоторые малыши в этом возрасте уже смогут сесть самостоятельно из положения лёжа на животе, помогая себе ручками. Другим же надо помочь, аккуратно приподнимая их за ручки из положения лёжа на спине. И если раньше полугода педиатры не рекомендуют увлекаться девочке длительным сидением, то 6 месяцев – оптимальный срок для того, чтобы начать сидеть;

Если 6 месячный ребёнок не сидит и даже не делает попытки к этому, не изъявляет вообще никакого желания, следует обратиться к доктору.

  • ребёнок 6 месяцев делает первые попытки к ползанию. Обычно это происходит, когда он из положения сидя, передвигая ручками, перемещает своё тело вперёд. Но так как мышцы ножек ещё недостаточно окрепли для таких упражнений, двигается по-пластунски, активно помогая руками;
  • малыш в 6 месяцев успешно овладевает навыками обращения с ложкой. Во время еды активно открывает рот и снимает с ложки пищу. В этом возрасте уже можно учить пить с кружки;

Наилучшим вариантом для первой кружки будет поильник. Он лёгкий, при опрокидывании много из него не вытечет, а малышу будет проще регулировать объём льющейся жидкости.

  • продолжают развиваться навыки обращения с игрушками. Малыш уже может захватывать их из любого положения, из одной руки перекладывать в другую. Среди игрушек младенец заводит любимчиков, с которыми ему особенно приятно играть.

Нервно-психическое развитие и эмоции

Количество информации, воспринимаемой ребёнком и перерабатываемой его мозгом, возрастает. Получают свою пищу для развития органы чувств.

Физиологически ребёнок еще дальнозорок, и рассматривать предметы при слишком близком приближении младенцу не очень сподручно.

Но малыш уже начинает понемногу различать цвета. Самый первый – красный. Именно такого цвета игрушки и предметы привлекают кроху в первую очередь. Дети 6 месяцев не только различают цвета, но и могут разделять их по категориям «светлый» и «тёмный».

6-месячный ребёнок начинает реагировать на своё имя. Услышав его, оборачивается, ищет источник звука, обладателя голоса. Звук собственного имени очень приятен малышу. В ответ он оживляется, улыбается, двигает ручками-ножками.

На чужое имя такой реакции, конечно, нет. Младенец никак не реагирует или просто смотрит на говорящего человека, ожидая продолжения речи.

В общении с окружающими ребёнок показывает всё большее количество эмоций и чувств. Это уже не просто радость и печаль. Растёт и развивается целая гамма реакций малыша на окружающие его события и общение с другими людьми.

Конечно, всё это он сначала копирует, перенимает у своих родителей. С возрастом всё эти бессознательно скопированные реакции станут частью личности ребёнка.

В общении с малознакомыми людьми кроха осторожен. В большинстве случаев он, конечно, не будет кричать при их виде, но и быстренько спрыгивать с маминых рук не будет. Ребёнок на 6 месяце жизни предпочитает настороженно относиться к посторонним.

Более разнообразными становятся игры. Ребёнку нравится брать игрушки, тянуть их в рот, пробовать на зубок. Теперь он ими не только трясет, прислушиваясь к звуку. Малыш может их с силой швырять, стучать об кроватку или пол, предлагать, протягивая, маме или папе. Видя маленький фрагмент спрятавшейся игрушки, находит её, вытаскивает и подолгу играет.

Развитие ребёнка в 6 месяцев уже позволяет ему активно совершенствовать свои навыки обращения с кружкой и ложкой. И хоть самостоятельно он, конечно же, кушать ещё не может, просто подержать в руке ложечку во время приёма пищи не откажется. В дальнейшем это будет стимулировать малыша кушать самому, без помощи родителей.

Ребёнок в полгода радует своих родителей не только самим общением и эмоциями, но и развивающейся речью. Это время начала лепета. Ранее издававшиеся звуки сливаются в слоги «ма», «па», «ба». Порой даже слышатся слова «мама», «папа». Но это пока слова ненастоящие, ведь они неосознанные и получаются путем соединения, повторения звуков и слогов, услышанных младенцем от близких людей.

К шести месяцам малыш уже прилично подрос и прибавил в массе тела.

Масса тела ребёнка в 6 месяцев, по сравнению с массой при рождении, удваивается. Более точно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 6 месяцев, можно, сложив цифру массы тела при рождении и сумму долженствующих прибавок за предыдущие месяцы. К шести месяцам малыш в среднем набирает 4,5 килограмм.

Рост ребёнка в 6 месяцев тоже зависит от изначального параметра. Обычно за 6 месяцев кроха вырастает на 18 сантиметров.

С ростом младенца меняются и пропорции его тела. Голова в соотношении к туловищу становится меньше, грудная же клетка растёт более интенсивно. К полугоду их окружности в большинстве случаев приравниваются, становятся равными 42 — 44 сантиметрам.

Более точно про идеальную массу тела и рост ребёнка расскажет центильная таблица, которая есть на столе у каждого участкового педиатра.

Набор массы тела и величина прироста девочки и мальчика могут различаться. Обычно мальчики физически развиваются более интенсивно.

Питание

Питание ребёнка в этом возрасте включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим.

6 месяцев – крайний срок введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикармливаться в 4 — 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 5 — 6 месяцев.

Затягивать, как и торопиться, с началом прикорма не стоит. Ранее его введение чревато аллергией и проблемами с пищеварением, позднее – анемией, рахитом и гипотрофией.

После шести месяцев ребёнку требуется больше энергии, а, значит, и калорий. Возрастает его потребность в минеральных веществах, витаминах. Продукты прикорма, к тому же, развивают навыки жевания, глотания, обогащают жизнь малыша новыми вкусами и запахами.

Из статьи детского доктора родители смогут узнать, как правильно и как готовить пюре из разнообразных овощей.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма.

Грудничок 6 месяцев, скорее всего, не откажется от груди даже после введения полного объёма прикорма. И будет просить её и после сытного завтрака, и после плотного обеда. На самом деле, происходит это очень часто. Не переживайте, придёт время, и малыш полностью перейдёт на взрослое питание.

В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.

Непрерывный ночной сон составляет 6 — 7 часов, затем ребёнок обычно просыпается для подкрепления. Некоторые дети уже спят всю ночь. Правда, среди грудничков это большая редкость.

Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.

Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.

Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.

Первый зубик

Возможно, уже и не первый, а второй или даже третий. У большинства детей шесть месяцев – самый распространённый период появления первых зубов. Сначала прорезаются нижние единички.

Зачастую этот процесс сопровождается небольшим повышением температуры, послаблением стула и общим ухудшением настроения. Но стоит зубику показаться над уровнем десны, все симптомы проходят.

В это время необходимо больше времени уделять обработке игрушек и мытью рук. Ведь малыши всё тянут в рот. Особенно, когда там всё чешется и болит. А распухшие дёсенки – превосходная среда для развития разного рода стоматитов.

Если младенец сосёт соску, самое время от неё отучать. Давление, которое оказывает пустышка на растущие зубы, может привести к неправильному формированию челюстного аппарата.

Вместо соски предложите малышу прорезыватель.

Как развивать ребёнка в 6 месяцев?

Развитие малыша никогда не стоит на месте. Всё окружение со своими звуками, запахами, вкусами и предметами уже делает возможным развитие 6-месячного ребёнка.

Родителям важно знать, что их основной вклад в развитие ребёнка с 6 до 7 месяцев – создание оптимальных условий для безопасного познания малышом этого мира и всяческая помощь и поощрение.

Для ребёнка в 6 месяц немаловажную роль имеют различные игрушки. Будут полезны простейшие музыкальные инструменты – бубны, маракасы, барабаны, ксилофоны.

Интерес для малыша в 6 месяцев представляют мячи разных размеров и цветов, игрушки из материалов различных фактур. Малышу будет интересно знакомиться с тактильными и звуковыми ощущениями, получаемыми от этих игр.

Для активного развития речи с младенцем надо много разговаривать. Некоторым молодым родителям, правда, довольно непросто настроиться на постоянный речевой поток. Волноваться не стоит. Этот навык со временем приходит ко всем.

На шестом месяце подходящий момент для приобретения первой книги. Предпочтительны издания из плотного картона, или сделанные из ткани.

В развитии моторных навыков помогут комплексы гимнастики, упражнения на фитболе, массаж и грудничковое плаванье.

Ближе к году можно учить малыша дифференцировать основные оттенки. Однако вопрос, актуален и в полугодовалом возрасте. Именно поэтому крохе нужно показывать предметы различных оттенков для совершенствования зрительного и цветового восприятия.

Когда стоит беспокоиться?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов.

Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • не делает попыток в произношении звуков;
  • не реагирует на звуки и речь;
  • не интересуется игрушками.

Всегда помните, что ваш малыш прекрасен. А время, проведенное с ним, – неповторимо.

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Вот они, первые полгода – такая себе первая серьезная дата. Вы уже привыкли к мысли, что у вас растет маленькое чудо, без которого вы не представляете свою жизнь. Малыш очень изменился с момента рождения и приобрел много навыков «общественной» и социальной жизни. А еще многому надо будет научиться, попробовать первый прикорм, пережить появление первых зубов, и еще много чего познать. Итак, давайте подытожим, что же должен уметь кроха в свой первый мини-юбилей.

Главное в статье

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

Всех детей первого года жизни ежемесячно взвешивают, измеряют и осматривают в поликлинике. Если же вы не всегда можете посетить это медицинское учреждение, то ориентируйтесь на усредненные нормы, которыми оперируют педиатры.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

  • В весе кроха прибавил до 650 г в сравнении с предыдущим периодом. Весят мальчики в 6 месяцев 6,9–7,4 кг, девочки более миниатюрные, и в среднем весят 6–7,2 кг.
  • Рост должен дать в среднем +2 см, в дальнейшем этот показатель будет все меньше и меньше. Мальчики в 6 месяцев имеют рост 65–70 см, а девочки 63–68 см.
  • У «скороспелых» детей в этом возрасте может быть два нижних резца. Появление зубов не имеет точных сроков.
  • 6-месячный малыш спит от 16 до 18 часов в сутки. Продолжительность сна у всех детей индивидуальна, но делится на один длинный сон ночью и три коротких днем.

Эмоциональное и социальное поведение ребенка в 6 месяцев

  • Умеет проситься на руки.
  • Прислушивается к разным звукам, замирает.
  • Чутко реагирует на эмоциональную обстановку, царящую в семье.
  • Присутствует частая смена настроения: то он плачет, то смеется.

Речь ребенка в 6 месяцев

  • Начинает сознательно повторять первые слоги.
  • Внимательно слушает взрослых, запоминает слова.
  • Заливается смехом, когда у него хорошее настроение.
  • Учится изменять силу и высоту звука.

Развитие моторики и статики ребенка в 6 месяцев

  • Активно переворачивается на живот и обратно.
  • Может перекладывать игрушку из одной ручки в другую.
  • Учится сидеть, некоторые дети уже уверенно сидят.
  • Может целенаправленно взять игрушку.

Сенсорные реакции малыша в 6 месяцев

  • Следит за падающей игрушкой, слушает звук, который появляется при падении.
  • Бурно реагирует на появление взрослых.
  • Понимает, что испытывает дискомфорт, когда описывается.

Статистический факт: Всего 1 ребенок из 20 в 6 месяцев умеет полноценно ползать на коленках. И лишь 1 грудничок из 10 к 6 месяцам умеет стоять, держась за что-либо.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

  • Играть. Для крохи все в новинку: он научился сидеть, и теперь ему интересно играть сидя. Он размахивает игрушками, кидает, подолгу занимается их изучением.
  • Лепетать . Теперь наперебой малыш пытается воспроизвести услышанные ранее звуки. Будь то речь взрослого человека или услышанные звуки от животных.
  • Замирать и прислушиваться. Ребенок заглядывает в рот, когда мама ему рассказывает потешку. Он внимает каждому слову, запоминая каждый звук.
  • Держится на расстоянии. Если у вас в доме гости, кроха недоверчиво к ним относится и не спешит принимать их в свой маленький мирок.
  • Первые «поползушки». На смену ползанию «взад», приходят первые навыки ползания на коленках. Еще несмелые попытки с вашей помощью и похвалой очень скоро станут уверенными движениями.
  • Ровно сидеть. Он сам пробует садиться, и в случае успеха сидит с ровной спиной около минуты.
  • Откликается на свое имя. Понимает, что зовут именно его. Откликается на имя поворотом головы, взглядом.
  • Играть с зеркалом. Сильно смеется и улыбается своему отражению в зеркале. Пытается его потрогать.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня полностью зависит от того, сколько раз вы кормите ребенка. У каждого ребенка этого возраста - свой особый режим. Маме только остается подстраиваться под биоритм ребенка, но вносить свои коррективы необходимо (кормить в одно и то же время, укладывать спать вовремя).

  • Сон. На продолжительность сна грудничка влияет ряд факторов, начиная с психологических и физических, до внешних, например таких, как температура и влажность воздуха в помещении. Детки в 6 месяцев, когда они сыты, могут спать ночью до 7 часов подряд. В норме, когда малыш этого возраста спит около 11 часов ночью и 3 раза по 1,5-2 часа днем.
  • Питание. Детки на грудном вскармливании в 6 месяцев начинают знакомиться с новой пищей. Именно этот возраст идеально подходит для . Это поможет обеспечить растущий организм витаминами и микроэлементами. Ест ребенок 6 раз в сутки. Главной едой для грудничка считается молоко матери, а первый прикорм начинается в обеденное кормление с овощного пюре.
  • Прогулки. Свежий воздух –­ залог крепкого здоровья. Гуляйте с малышом как можно дольше. Это поможет насытить клетки кислородом, а соответственно, головной мозг будет развиваться здоровым. Сон на улице - это лучшая профилактика любых заболеваний.
  • Бодрствование. Когда малыш не спит и не гуляет на улице, играйте с ним в развивающие игры. Это поможет ему быстрее познакомиться с внешним миром и послужит базой для оттачивания навыков.

Уход и питание ребенка в 6 месяцев

Мамина задача – обеспечить крохе по максимуму комфортное существование. Ее забота и уход - это главное для 6-месячного малыша.

  1. Должно присутствовать ежедневное вечернее купание в комфортной температуре 36–37 °С.
  2. Применение детской косметики – это тоже неотъемлемая часть ухода. Масла, кремы бережно наносятся на нежную кожу малыша.
  3. Делайте влажную уборку в комнате, где проживает малыш, ежедневно. Проветривайте и поддерживайте температуру на уровне 19–21 °С.
  4. Подгузник меняйте каждые 4 часа. Это сбережет попу от раздражения. Не пренебрегайте воздушными и солнечными ваннами.
  5. Ежедневно перед купанием делайте ребенку массаж.

Совет: В 6 месяцев необходимо сделать некоторые прививки:

  • от гемофильной инфекции,
  • столбняка,
  • коклюша,
  • гепатита «B»
  • дифтерии,
  • полиомиелита.

Норма в еде – это 5 кормлений через 4 часа днем и 1 ночное кормление. Согласно рекомендациям ВОЗ, прикорм желательно ввести не позднее, чем в 6 месяцев, поскольку в ином случае ребеночку будет тяжело научиться жевать. Рацион крохи с учетом первого прикорма должен выглядеть примерно так:

  • Ночное кормление – грудь/смесь, у всех детей процесс поглощения молока ночью индивидуален.
  • Завтрак - грудь/смесь.
  • Обед - овощное пюре, чай.
  • Полдник - грудь/смесь.
  • Ужин - грудь/смесь.
  • Кормление перед сном - грудь/смесь.

  1. Мотивируйте ребенка к ползанию. Расставьте по комнате игрушки недалеко от ребенка. Пускай пробует к ним подползти.
  2. Разговаривайте с малышом. Все, что вы сегодня скажите своему малышу, через пару месяцев услышите от него. Разговаривайте с ребенком, рассказывайте стишки, потешки. Это поспособствует развитию речевого аппарата.
  3. Вводите первыми овощи, по одному в неделю. Лучше начинать с кабачка или цветной капусты. Не забывайте следить за состоянием малыша и всеми физиологическими изменениями.
  4. Периодичность сна. Ребенок в 6 месяцев уже не хочет спать так долго, как прежде. Из-за этого мамы реже укладывают спать малыша. Количество дневных снов уменьшать не следует, потому что периодичность дневного сна вырабатывает режим. Пускай он будет спать меньше по времени, но количество снов останется прежним.
  5. Знакомьте со столовыми приборами. Длительное кормление только из соски задерживает формирование навыка жевания, соответственно, снижается активность слюноотделения и работа пищеварительных ферментов. Знакомьте кроху с ложкой, кружкой.
  6. Не кормите насильно. 6 месяцев - это еще не показатель для введения прикорма. Если вы дали ребенку попробовать овощ, а он категорично отнесся к нему, то не заставляйте ребенка его есть. Попробуйте через неделю дать ему на пробу другой овощ.

Вот мы и рассмотрели все особенности развития малыша в 6 месяцев. Если вдруг вы немного не входите в какие-то нормы, не расстраивайтесь, ведь развитие ребенка индивидуально: кто-то развивается быстрее, а кто-то не спешит узнать взрослый мир. Что вас ждет в следующем месяце - можно прочитать . А пока растите, будьте здоровы и жизнерадостны. Делитесь в комментариях успехами ваших малышей.