Последнее свидание катерины и бориса. Последнее свидание катерины с борисом




Жизнь Катерины в доме Кабановой 1. Жестокое отношение Кабанихи 2. Непонимание натуры и стремлений Катерины Тихоном Следовательно: 1. Постоянный духовный бунт 2. Осознание своей обречённости семейной жизни 3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью


IV действие Явл. 3. О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? Явл. 4,5. Проследите, как раскрывается душевное состояние героини, нарастает напряжённость в развитии действия, чем мотивируется покаяние Катерины. В чём разница в душевном состоянии Катерины в I и IV действиях? Явл. 6. Определите разницу состояний Катерины в сценах с ключом, свидания и покаяния. Чем мотивируется раскаяние героини?


IV действие I действиеIV действие Пророчества барыни носят обобщённый характер Пророчества обращены к Катерине «Ах, как она меня испугала!»«Ах! Умираю!» Сцены с ключом и свидание Сцена покаяния Победа в душе Катерины любви Сила тяготеющих норм религиозной нравственности






V действие. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Позитивные стороныНегативные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина…» «Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобиться моя помощь…» «Сколько радости принесут мне дети…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придётся мне видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»


Почему же Катерина не смогла у видеть эти надежды и спасти свою душу? Специфика окружающей среды: узы брака священны и нерасторжимы, особенно в патриархальной семье. Уходит из дома, нарушив традиции домостроевской нравственности, и оказывается в положении отверженной. Последняя попытка найти помощь и поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой,» - просит Бориса и получает отказ. Остаётся 2 выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку.


Случайна ли гибель Катерины? -Духовно богатая, поэтически возвышенная натура -Сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя -Не идёт на компромиссы -Испытывает отвращение ко лжи и обману -жаждет свободы и счастья -Пугается силы и глубины своего чувства -Обладает обострённым чувством справедливости -Ощущает страх перед «своеволием» чувства любви -Переживает чувство вины перед Тихоном -Нравственные понятия религиозно окрашены «Диалектика души» Борьба страсти и чистоты Трагический финал – протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека

/ / / Свидание Катерины с Борисом (анализ 3-го явления второй сцены III действия пьесы «Гроза»)

Пьеса Островского « » не утратила своей актуальности и в наше время, ведь в ней подняты вечные темы любви, счастья, нравственности.

Действие пьесы разворачивается вокруг душевной трагедии главной героини, перед которой стал не простой выбор – идти по зову сердца или остаться верной собственным жизненным принципам.

Росла свободным ребенком. Родители растили ее в заботе и любви, не обременяли тяжелым трудом. Главная героиня выросла верующим человеком и свято чтила божьи заповеди. Она мечтала о дружной семье, заботливом муже и любящих детях. Но эти мечты так и остались мечтами.

Очутившись в доме Кабановых, Катерина попала в «темное царство». Ее безвольный муж жил по указу своей матери. Целыми днями главная героиня чувствовала унижения и оскорбления со стороны свекрови. Эта угнетающая атмосфера убивала Катерину. Единственной радостью для девушки стали светлые чувства к Борису.

Борис был племянником купца Дикого, имел хорошее образование и воспитание. В нем Катерина увидела того человека, который способен осуществить ее мечту о идеальной семье.

Стоит отметить, что главная героиня долго не решалась завить о своих чувствах. Ее воспитание не позволяло опозорить мужа и его семью. Катерина гнала прочь мысли о Борисе. Но жизнь в доме мужа с каждым днем становилась все тяжелее и тяжелее. Она не получала от Тихона той любви и ласки, которую хотела. В конечном итоге, Катерина решается пойти на свидание с Борисом.

С первых минут свидания Катерина, потупив глаза, пытается прогнать молодого человека, говоря ему, что он довел ее до греха. Но это была лишь маска, девушка давно уже все решила. Борис не может понять, почему его прогоняют. Он признается Катерине в любви и не разделяет ее сомнительного настроения. Главная героиня бросается на шею к Борису и тоже признается в своих чувствах. Борис, пытаясь немного успокоить девушку, говорит ей: «Никто и не узнает про нашу любовь». Катерине не страшен людской суд, она понимает, что сотворила грех, за который не простит себя никогда. Еще перед свиданием с Борисом Катерина сказала сама себе: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но в минуту свидания главная героиня решила отдаться чувства и не думать о последствиях.

Нужно сказать, что Катерина, ослепленная чувствами к Борису, не разглядела его безвольную душу. Он был таким же, как Тихон, зависел от своего дяди Дикого. Борис жил по принципу : «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Более того, отношения с Катериной были для него простым увлечением, он просто наслаждался отсутствием Тихона.

Свидание стало ключевым моментом в судьбе главной героини. В Борисе Катерина искала любовь и счастье, понимание и заботу. Понимая всю греховность своего поступка, девушка не предала свою мечту и свои чувства, заплатив за нее очень дорогую цену.

Переломный момент в жизни Катерины. (3-ее явление второй сцены III действия пьесы "Гроза". Встреча Катерины с Борисом).

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается одной из лучших пьес в русской драматургии. Она затрагивает важные человеческие проблемы, актуальные во все времена: проблему свободы, любви, счастья, совести, нравственного выбора.

Все эти темы разработаны в пьесе очень точно и психологически тонко. Поэтому, наверное, «Гроза» до сих пор входит в репертуар каждого уважающего себя театра и пользуется большой популярностью у публики.

В центре пьесы - душевная драма молодой женщины Катерины Кабановой. Героиня воспитывалась в лучших патриархальных традициях: любви, теплоте, заботе. С детства она не знала тяжелой работы, целые дни проводила за вышиванием и рассказами странниц. Катерина очень религиозна, богобоязненна. Идеал ее жизни – большая крепкая семья с надежным и любящим мужем, детьми.

Но мечтам Катерины не суждено было исполниться. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в атмосферу «темного царства». Героиня шагу не могла ступить без тяжелого, осуждающего взгляда свекрови Марфы Игнатьевны. Целый день занимаясь тяжелой работой, Катерина не слышала ласкового слова ни от мужа, боящегося матери, ни от Кабанихи. Героиня чувствовала, что задыхается в этой «духоте и неволе».

Стремление Катерины к свободной и светлой жизни выразилось в ее любви к Борису Григорьевичу, племяннику Дикого. Этот молодой человек долгое время жил в крупном городе, был хорошо образован и воспитан. В нем для Катерины воплотилась мечта о другой жизни, другой судьбе.

С того момента, как героиня полюбила Бориса, ее душу разрывали противоречия. С одной стороны, Катерина не могла нарушить патриархальные законы, впитанные ею с молоком матери. Она стремилась остаться верной женой, добропорядочной женщиной, уважаемой в обществе.

Героине необходимо было ощущать себя человеком с чистой совестью и выполненным долгом. С другой стороны, жизнь в Калинове становилась для Катерины все более невыносимой. Единственной отдушиной для нее была любовь к Борису. Катерина не хотела думать о Борисе, но не могла и не думать о нем. В конце концов, решившись, героиня назначила своему возлюбленному свидание.

Встреча Катерины и Бориса происходит в 3-ем явлении второй сцены III действия пьесы. Героиня приходит на свидание, покрытая большим белым платком, молча стоит, потупив глаза. Ей очень тяжело переступить нравственную черту в своей душе. Катерину пугает греховность ее поступка: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Но, несмотря на внешнее сопротивление, героиня уже все для себя решила. Она говорит Борису о своей измене мужу как о свершившемся факте: «Ты меня загубил!» Борис находится в недоумении: «Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!» Он не понимает трагических сомнений Катерины: «Ваша воля была на то».

Эта фраза становится переломной в разговоре героев. Катерина впервые поднимает глаза на Бориса: «Нет у меня воли…Твоя теперь воля надо мной!..» - и бросается своему возлюбленному на шею.

Катерине хорошо с Борисом, но душа у нее неспокойна. Героиня хочет, чтобы Борис облегчил ее муки, помог успокоиться. Она говорит молодому человеку, ожидая возражений: «Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..» Борис на свой лад успокаивает Катерину: «Никто и не узнает про нашу любовь».

Но для Катерины это не довод. Ей не страшно осуждение окружающих. Героиня знает, что она сама никогда не простит себе измены, нарушения нравственного закона: «Что меня жалеть, никто не виноват – сама на то пошла…Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Идя на свидание к Борису, Катерина решила: «Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить».

Но обо всем этом героиня будет думать и плакать потом, под замком у свекрови. А пока те две недели, что муж будет в отъезде, Катерина решила полностью посвятить своему возлюбленному, которого полюбила с первого взгляда: «С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Ослепленная любовью, героиня не замечает, что Борис очень похож на ее мужа Тихона: он так же слаб и безволен, так же оглядывается на мнение окружающих. Философия этого героя близка взглядам Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Борис увлечен Катериной, но не любит ее. Он не задумывается, что будет с женщиной после этих «веселых» двух недель. Главное для него – сиюминутное удовольствие: «О, так мы погуляем! Время-то довольно».

Таким образом, данный эпизод является переломным в жизни Катерины. Именно на этом свидании она делает выбор в пользу короткой, но свободной и счастливой жизни. Героиня осознает все последствия своего поступка: позор, который упадет на нее и на всю семью мужа, презрение и осуждение со стороны калиновцев и Кабанихи, невыносимая жизнь взаперти. Катерина знает заранее и то, что она не сможет жить с осознанием своей греховности, душевной нечистоты. Но стремление к счастью, любви и свободе оказывается для нее дороже. Героиня делает этот выбор, заплатив за него самую высокую цену – свою жизнь.

Взаимоотношения Катерины с Борисом в явл. 3 достигают той кульминационной точки, после которой каждый из них должен на что-то решиться. Четвертое действие пьесы заканчивается «сценой покаяния» Катерины и победоносным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!». И вот – последняя прощальная сцена.

На нее Катерина приходит, приняв уже для себя решение. Это трудное решение. Уже с момента первого появления чувствуется, что Катерина пребывает в состоянии мучительных душевных переживаний. Во-первых, она уже решилась. Мы не знаем еще на что. Но мы видим и чувствуем взволнованность души Катерины в коротких ремарках: «подбегает к нему и кидается на шею», «плачет на груди у него», «смотрит ему в глаза». А ее речь… О душевном состоянии говорит интонационное звучание ее слов: то с вопросом, то с восклицанием. («Ты не забыл меня?», «Ты сердишься?», «Уж так тяжело, так тяжело!…») Внутренняя борьба между чувством и долгом, совестью достигает такого напряжения, что мысли в голове путаются, она говорит сбивчиво. Как в бреду, Катерина говорит: «Постой, постой! Что-то я хотела сказать!» Нарастание этой борьбы усиливают слова: «Погоди! Погоди!» — и следующая за ними ремарка (подумав). И как бы вспомнив: «Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай…».

И вот, кажется, муки совести отпустили ее, она приняла решение, что в дом Кабанихи, где она должна будет жить и мучиться от постоянных упреков, унижений, она не вернется. Потеряна и последняя надежда на спасение. На предложение взять ее с собой в Сибирь, Борис ответил отказом.

И Катерина, как бы сбросив с плеч груз душевные мук, в последний раз посмотрит в глаза Борису и скажет: «Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай». И последняя встреча с Борисом, та гроза, которая бушевала в душе Катерины, в этой сцене прощания станет яркой молнией, вспыхнувшей и погасшей.

А Борис…

Восклицательная и вопросительная интонация голоса говорит о том, что и он с волнением, тревожным предчувствием чего-то, идет на свою последнюю встречу с Катей. («Боже мой! Где же она?») О душевном состоянии говорят и его частицы «ах», витиеватое «кабы», «каково» («Ах, кабы знали эти люди, каково мне…»)

Как по-разному открываются в этом явлении характеры героев. Если Катерина и в последнюю свою встречу думает не о спасении своей души, а о любимом человеке, то безвольный Борис, который встретился. Катерине скорее на безлюдье, унизительно, жалко взамен на эту решительность скажет: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду». Более того, он боится, как бы хуже от этой встречи не было: «Не застали б нас здесь».

Почему погибла Катерина и что для этого сделал Борис?

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.

Перед последней встречей Катерина уже доведена до отчаяния. Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях. Она не хочет жить: «А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит». Но всё-таки в глубине ее израненной души еще теплится надежда: «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я видела…». Катерина тоскует по своему любимому и молит, почти по-язычески, «ветры буйные», чтобы донесли они до Бориса ее «печаль-тоску».

И вот происходит чудо: героиня встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою…погубила».

Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским – «Молчание» – как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И вправду, о чем говорить?

Первым нарушает молчание Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает: «Далеко…в Сибирь».

Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки. Как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит героя взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.

Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.

В этот переломный момент Катерина показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда и земля начала уходить из-под ее ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и бесхребетного Бориса, который оставлял ее на растерзание свекрови и общественного мнения, Катерина говорит ему о своей любви.

А любовь ее, воистину, не знает границ: «Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди сколько! Ну да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…»

Читая эти строки, понимаешь, что только великая женщина способна на такую любовь и на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту она прощает Бориса. Прощает за все.

Но судорожная мысль всё-таки вертится в голове у Катерины. Она не может найти нужных слов: «Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего».

А Борис, вместо того, чтобы поддержать Катерину, говорит: «Время мне, Катя!»

В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Катерина говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих: самоубийство.

С этой секунды Катерина начинает навсегда прощаться с Борисом, так как поняла, что больше никогда она его не увидит. Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что он не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Есть в этой сцене удивительный момент. В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она…не подпускает его к себе. Поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас, невозможно. Да и не укладывается это в образ Катерины. Просто, решив совершить самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней – страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».

Поступок Бориса можно назвать предательством. Он, в данной ситуации, преступник и грешник, а не Катерина. Он предал самое святое и ценное чувство, ради которого люди готовы принять смерть, – любовь. И, уходя, Борис желает Катерине гибели: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!».

Вот какой участи хочет он для Катерины! Вот каким он видит решение проблемы! И мы понимаем, что не помог он Катерине не потому, что был бесхребетным и безвольным человеком, а потому, что не хотел!

Кто знает, как повернулась бы судьба героев, если в ту важнейшую минуту Борис согласился взять Катерину с собой. Да, героев ожидали бы страшные трудности. Быть может, она разочаровалась бы в своем выборе. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.