Леворукие дети. Особенности обучения леворуких детей выполнила: рябушко вера ивановна

Они действительно удивительны и необыкновенны. Они задают ученым загадки и не очень охотно раскрывают свои тайны. Потому заслуживают того, чтобы еще и еще раз становиться героями психологической литературы. Думается, что для профессионалов, и для родителей полезно вновь пристально рассмотреть и обсудить их проблемы, чтобы еще рах подумать: что же стоит за таким занкомым и таким непонятным словом "левша"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эти невероятные левши

план проведения Информационная часть Леворукие обитатели праворукого мира У истоков леворукости Портрет леворукого ребенка в образовательном интерьере Недетские проблемы леворуких детей

ЛЕВОРУКИЕ ОБИТАТЕЛИ ПРАВОРУКОГО МИРА Понятия «леворукость» и « левшество » синонимами (во всяком случае, в нейропсихологии) не являются. Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от правшей. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, т.е внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Леворукость - зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга и своеобразия психических функций.

Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой Несильно леворукие – некоторые действия выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой Амбидекстры – выполняют действия и правой и левой рукой без предпочтения Несильно праворукие – некоторые действия выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой Сильно праворукие – выполняют все действия правой рукой Следует помнить, что леворукие и праворукие – это не однородные группы. Среди них можно наблюдать различные степени выраженности праворукости и леворукости, а также амбидекстрию (обоерукость).

Численность леворуких людей в мире в половом соотношении

Леворукость никуда не исчезает, просто праворукий мир вносит свои коррективы, заставляя левшей приспосабливаться, становиться как «все». Современные психологи, педагоги, невропатологи, педиатры убеждены, что насильственное переучиванивание пагубно сказывается на здоровье и развитии леворуких детей. Около 42 % родителей становятся инициаторами переучивания своих детей, мотивируя свои действия следующим образом: Хочу, чтобы мой ребенок не отличался от других детей Не хочу, чтобы другие дети его дразнили и над ним смеялись Если ребенок останется левшой, то у него будут ограничения в выборе профессии Нужно тренировать и правую руку, тогда у моего ребенка будут умелыми обе руки

В психолого – педагогических источниках несильно леворуких часто называют переученными или скрытыми левшами. Но понятие «переученный» и «скрытый» не тождественны. Переученным можно назвать левшу, который выполняет правой рукой только социально – контролируемые действия – ест, пьет, пишет, рисует. Все остальные действия по прежнему остаются «в ведении» левой руки. Дети, подвергшиеся раннему переучиванию в семье, часто могут не помнить этого, так как сознание просто блокирует, вытесняет этот факт из жизни левши. В термин «скрытый левша» вкладывается иной смысл: это человек, который практически все делает правой рукой, но часть движений выполняет левой, чего сам не замечает (т.е. по вышеприведенной классификации « несильно праворукий» человек).

2. У истоков леворукости Современные ученые склоняются к гетерогенной (разнородной) сущности леворукости и выделяют ее различное происхождение: Наследственную (генетически закрепленную); Патологическую (компенсаторную) Вынужденную Компенсаторная леворукость может являться следствием: Родового стресса (низкая масса тела новорожденного, стремительные или затяжные роды, асфиксия новорожденного……. родовая травма и т. п.) Патология беременности Тяжелых заболеваний и травм ребенка в младенчестве Особо следует сказать о таком явлении как «ненасильственное переучивание»: в результате подражания взрослым правшам (например, родителям) леворукий ребенок тоже начинает активно действовать правой рукой.

Наследственная леворукость (в %)

3 . Портрет леворукого ребенка в образовательном интерьере Для сравнительного изучения интеллектуального развития левшей и правшей неоднократно использовался тест Векслера, позволяющий определить уровень вербального и наглядно – образного мышления. По вербальным показателям левши не уступают своим праворуким сверстникам, но уровень развития зрительно – пространственных функций оказался у них значительно ниже. Психология и педагогика располагает данными о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития лишь некоторых психических функций. Так, леворукие могут хуже понимать и анализировать ситуации, могут иметь несколько сниженный словарный запас, хуже овладевать навыками чтения и письма, зато у них часто отмечаются высокие математические способности. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно – образный характер познавательных процессов. При постижении нового леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое вспомогательное средство. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения. Им необходимо все потрогать и рассмотреть. Речь леворуких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами.

Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают те предметы, которые расположены слева от них, и это не связано со зрительным нарушением. Именно поэтому, показывая ребенку книжку с картинками, нужно размещать ее немного правее малыша. Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, хуже привыкают к смене обстановки. Дети левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сиюминутное настроение, их легко огорчить и они так же легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. А отсюда их подверженность к возникновению неврозов. Леворукие дети значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами и даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е более индивидуализируют окружающий мир. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. В ходе эксперимента обратили на себя внимание различия парворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивали неприятные запахи. По результатам исследования был сделан следующий вывод: праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака, т.е они более пессимистичны. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работы, в которой можно проявить собственную инициативу и интуицию.

4. Недетские проблемы леворуких детей Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении, они как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по письму, чтению, математике и другим предметам. Исследование левшей, у которых отмечаются трудности в обучении и освоении письма, показало, что это в основном дети с патологическим происхождением леворукости. Одной из основных проблем леворукости является насильственное переучивание. Переучивание родителями на бытовом уровне – это подспудные действия когда близкие ребенку люди методично вкладывают в правую руку ребенка предмет, либо следуя поведению взрослых, ребенок сам копирует их движения. В педагогике известен факт, когда дети делают многие вещи не потому, что им это удобно, а для того, чтобы их любили и хвалили взрослые.

По наблюдениям профессора А.П.Чуприкова, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Им приводятся интересные факты: клинические формы неврозов среди леворуких диагностировались в 32 % случаев. У детей, не подвергавшихся переучиванию, - только в 12 % случаев. Он убедительно доказал, что «фактор переучивания» (« декстра – стресс» - стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей. Переучивание связано с риском, потому что вызывает нарушение баланса взаимодействия полушарий головного мозга. В результате испытываемых неудач ребенок неуверен в своих силах, тревожен, неудовлетворен, подавлен. При наличии острой психической травмы (стресса) подобное состояние и приводит к неврозам.

Психологи выделили основные показатели, указывающие на то, что ребенок находится в состоянии стресса: Стойкое ощущение одиночества – считает, что родители его не любят, не обращают на него внимания; Неуверенность в себе – часто говорит «у меня это не получится»; Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием; Нежелание общаться с друзьями; Усталость и нарушение сна; Колебания настроения, плаксивость; Беспокойство; Плохой аппетит; Боязнь тишины

А вот некоторые наиболее часто встречающиеся проявления невротической симптоматики у левшей: Головные боли и боли в животе; Нарушение сна и аппетита; Вялость, заторможенность; Раздражительность, повышенная возбудимость; Неадекватные реакции; Фобии, страхи; Логоневроз (заикание); Дневной и ночной энурез; Тики, навязчивые движения; Повышенная чувствительность к запахам; Ухудшение зрения; Усиление аллергических реакций Писчий спазм (болезненная судорога мышц предплечья при письме)

Наиболее часто среди детей – левшей встречается астеничный невроз. Основными симптомами которого можно считать повышенную утомляемость, резкое снижение работоспособности, быстрая истощаемость, вялость, апатия. Часты жалобы детей на усталость, головные боли, отсутствие аппетита, неспокойный сон. Еще один вид невроза, вызывающий тревогу у родителей – невротическое заикание. У переученных левшей речевые судороги усиливаются после напряженной письменной работы правой рукой. Не менее распространен невроз навязчивых состояний. Дети многократно и длительно переживают свои неудачи. Возникают замкнутость, недоверие, напряженность, неконтактность. Возбужденное эмоциональным стрессом, правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть рационально «осмыслены» левым. Вместе эти два запредельных режима работы полушарий и формируют структуру навязчивостей. Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможны истерические проявления – истерические неврозы. Они проявляются в виде психомоторных припадков: отказ идти в детский сад, падание навзничь с громким плачем, рвота и истерическая слепота (резкое снижение остроты зрения)

При обнаружении у ребенка – левши невротических проявлений не следует откладывать к детскому психоневрологу или невропатологу. Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации. Им трудно привыкать к новой обстановке в силу повышенной эмоциональности и впечатлительности. Хорошее понимание социальных норм, ответственность, добросовестность, сочетаются у левшат (термин А.В Семенович) с высоким уровнем тревожности, неуверенностью и замедляют адаптацию, а иногда делают ее болезненной. Большинству леворуких легче дается опознавание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, моделей), т.к. дети путают правую и левую стороны, верх и низ. Они лучше выполняют словесные задания, чем зрительно – пространственные.

Леворукий ребенок рисует. У таких детей отмечается зеркальное рисование. Особенно четко это прослеживается при копировании фигур (фигуры меняются местами: правые – налево и наоборот), причем ребенок не чувствует неправильности. Это свойство является следствием неусвоенности ребенком основных принципов организации и пространства. Леворукий ребенок читает. Наиболее распространенные ошибки при овладении чтением – это перестановка букв (вместо он – но т.п.), зеркальное чтение букв, замена букв близкими по конфигурации, «перескакивание» через строку. Дети левши могут иметь свое индивидуальное предпочтение направления чтения. Иногда дети читают текст с конца, слово – слогами. При этом инверсия слов не мешает понимать им смысл текста.

Леворукий ребенок пишет У леворуких детей может отмечаться весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильные начертания букв, оптические замены (т-п, л-м), искажение конфигурации и соотношения элементов букв, зеркальное письмо. Леворукий ребенок говорит Известный ученый Э. Питерс пишет о том, что существует два типа развития речи у детей: аналитический и гештальтный (« гештальт » - образ, форма). Дети с аналитическим типом развития идут от отдельных слов к словочочетаниям, а затем к грамматическому оформлению высказываний.. Дети с образным типом развития речи, а это в основном левши, амбидекстры и небольшое количество правшей, сразу строят нерасчлененный текст, т.е предложение, которое представляет собойнечленораздельный речевой поток с хорошим интонированием и мелодикой. Затем в потоке начинают различаться отдельные освоенные ребенком слова.

Леворукий ребенок считает Леворукие дети пишут зеркально не только буквы но и цифры (6*6= 63, а не 36). Меняют направление счетных операций ((5+1)+9) у них может получиться ответ 3, а не 15. Леворукий ребенок воспринимает и понимает инструкцию Объясняя ребенку что-либо, предпочтительнее пользоваться только однозначными утвердительными высказываниями, не допуская вариантов: «Так делать нельзя, а так – можно». Такой тип инструкций крайне затруднителен для понимания леворукими (как и амбидекстрами). Они запоминают обе формулы, и каждый раз вынуждены решать, какая из них верна. Дети запоминают и то чему мы их хотим научить и то что мы им запрещаем. При обучении малыша надежнее сказать! Смотри и делай так. Только однозначность при обучении позволит облегчить ребенку понимание предъявляемых требований. Каждая из проблем, с которой сталкиваются леворукие дети, требует особого внимания и различных мер коррекции. Важно ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка, чтобы максимально раскрыть его возможности, опереться на свойственный ему тип мышления.


«Упражнения на внимание» - Примеры даны с однозначными и двузначными числами. Подготовительная работа к родительскому собранию. Упражнение 8. Корректурная проба. В основе внимания лежит интерес. Приёмы развития внимания ребёнка дома. Уважаемые мамы и папы! Вопросы для обсуждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 г. Буя.

«Развитие мышления» - Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. Развитие творческого воображения. «Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Лучший способ преодолеть страх неудачи - попробовать и добиться успеха. Либо новыми должны быть средства достижения цели.

«Развитие памяти» - Памятка по развитию памяти. Сразу большое стихотворение выучить трудно. Память человеку необходима для проявления души Блез Паскаль. Время для запоминания – 20 секунд. Заучивай небольшими порциями. Зрительная память. Значение памяти в учебной деятельности Методы и приемы развития памяти ребенка. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары.

«ЗПР у детей» - На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Тржемецкий Б. к стихотворениям П. Синявского «Вкусная азбука» (М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2007) и др. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением.

«Речь детей с ЗПР» - Мнемотехника. Ребёнок с нарушением речи. Структура мнемотехники. Мнемотехника строится от простого к сложному. Обучение составлению рассказов. Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей с ЗПР. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Мнемодорожки.

«Развитие и воспитание детей» - Дифференцированный подход к каждому ребенку. «Один за всех, все за одного!». 5 блок. Родной город. «Партфолио». Позитивный центризм. Создание условий. Информационно – педагогические материалы. Развивающий характер обучения. Изучение микросоциума. Сотрудничество и взаимодействие с родителями. Ценностные ориентиры, которые формируются у детей по 1 блоку.

Люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Родители самостоятельно на ранних стадиях развития могут определить леворукость с помощью тестов....

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леворукий ребёнок" Тесты для определения ведущей руки

1.Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем не ведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

"ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ". Для выполнения этого задания коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

"РИСОВАНИЕ". Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

"ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ" Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием. Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу: Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Презентация «Ребенок на даче» Сюникаева Н.В. Воспитатель МАДОУ «ДСКВ №8» г.Сосновоборск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."

Конспект занятия. Подготовительная группа...

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды-вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро-вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леворукость - это индивидуальный вариант нормы. - левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей; - среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин; - у них часто встречаются речевые нарушения; - при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.

Леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой; Все полярные медведи рождаются леворукими. То есть леволапыми

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

Леворукость и левшество - это результат одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии головного мозга. Функции каждого полушария головного мозга представляют целостную, законченную систему. Левое служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, самосознания, положительных эмоций. Правое предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, ситуативного мышления, отрицательных эмоций. Но на деле столь четкого разделения между полушариями не существует.

генетическое левшество леворукость передается по наследству леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.

« компенсаторное» левшество, Связано с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария, когда в праворукоориентированной семье рождается леворукий ребенок. В результате беременности и родов, протекающих с осложнениями, в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, у него могут возникнуть микропоражения левого полушария головного мозга, тогда за счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя дополнительные функции левого, как следствие, возникает патологическое или компенсаторное левшество. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, сложности при овладении навыками письма и т.п. Чем раньше родители обратятся к нейропсихологу, тем больше возможности будет у специалиста помочь подобному ребенку. Однако, леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений.

« вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям

псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей.

« скрытое левшество » (смена доминирующего полушария) Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

социальное левшество младший ребенок в семье, где практически все – и дед, и отец, и старший брат – леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных.

Бытовые левши Детей, использующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий - левую. Выбор правой или левой руки – не каприз ребенка. Он связан c распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Многие левши, переученные с детства, всю жизнь пишут и едят правой рукой. Зато все, чему обучаются самостоятельно, они делают левой. Правая рука остается менее ловкой, менее приспособленной к труду.

Категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

Что отличает леворуких детей?

Психологические особенности леворуких детей.

Известные левши. Пётр I Барак Хусейн Обама, 44-й президнет США

Известные левши. Lincoln, Abraham , 1809–65, 16th President of the United States (1861–65) Бенджамин Франклин

Известные левши. Марк Твен Людвиг ван Бетховен

Известные левши. Гарри Каспаров П ЛИСЕЦКАЯ Майя

Известные левши. Сергей Прокофьев Бах

Известные левши. Исаак Ньютон Иван Павлов

Известные левши. Генри Форд Уинстон Черчилль

Известные левши. Льюис Кэрол Ге́рберт Джордж Уэллс

Известные левши. Питер Пауль Рубенс Лев Толстой

Известные левши. Александр Сергеевич Пушкин Владимир Даль

Известные левши. Джон Рокфеллер Горацио Нельсон Horacio Nelson

Известные левши. Королева UK - Елизавета Адольф Гитлер

Известные левши. Альберт Эйнштейн Вольфганг Амадей Моцарт

Известные левши. В.Маяковский Билл Гейтс

Трудности при формировании навыков письма, чтения и счета. Сложность формирования зрительного образа букв и цифр (ребенок начинает путать схожие по виду буквы и цифры, пишет лишние элементы или наоборот, не дописывает части букв и цифр). выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; . очень медленный темп письма, чтения.

Уже в юные годы Леонардо усвоил привычку свои записи вести зеркальным письмом, удивлявшим его современников и доставляющим немало хлопот многим поколениям исследователей, расшифровывающих рукописи художника. Привычку эту Леонардо сохранил на всю жизнь. Зеркальное письмо Леонардо принял по ряду причин. Во-первых, он был левшой: писал и рисовал левой рукой, хотя умел почти столь же хорошо работать и правой. Левой рукой и штриховать рисунок и писать удобнее справа налево. Этот способ и принимает Леонардо, рисунки и записи которого легко отличить от рисунков и записей его современников. Из книги: Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М., 1967. -180 с.

Обучая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. . Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Организация рабочего места В школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее. Расположение парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо. Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Положение руки во время письма. Рука ребёнка-левши должна лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ёрзал

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Неправильная постановка правильная постановка руки.

Положение руки

Положение руки. неправильное правильное

Кисть левой руки с карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится « выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное, ребёнок может контролировать своё письмо. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди. Карандаш или ручка кладётся на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5 – 2 см. от пишущей части карандаша. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Тесты для определения «рукости».

При определении моторной системы используются следующие тесты: Переплетение пальцев рук Аплодирование Одновременное действие обеих рук. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Сила каждой руки.

Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"

При определении слухо-речевой системы используют тесты: "Шепот" "Тиканье часов "

Для определения зрительной системы можно использовать тесты: Моргание одним глазом Рассматривание в подзорную трубу Проба Розенбаха Карта с дырой

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма. 4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно. 5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

6. Необходимо вести работу с родителями, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. 7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Пожелания учителю. Уделите леворукому ребенку немного личного времени: Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.

Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес. Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения. Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом. Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Почему эта рука – правая, А эта левая? Они обе дерутся. Вова 3 года «Мой ребенок - левша»

Леворукость – это признак, указывающий на то, что ребенок пишет левой рукой. Виды леворукости: 1.Генетическая, передающаяся по наследству. 2.Патологическая, является следствием повреждение мозга в процессе внутриутробного развития (ММД), либо при рождении. 3.Социальное, когда происходит насильственное переучивание.

Левшество – это признак указывающий на левые латеральные предпочтения в моторной (руки, ноги) и сенсорной сферах (глаза, уши). Совершенно особой организации нервной системы человека, а соответственно всех психических процессов и прежде всего восприятия. Часто сопровождается повышенной эмоциональностью Может быть абсолютным, а может быть преимущественным (только в 3 сферах). Детям необходимо помогать адаптироваться к «правополушарному миру»; бережно относиться к особенностям, которые делают их уникальными и очень творческими Жесткие требования родителей могут привести к заиканию и аллергическим реакциям

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обеируким» или амбмдекстром.

Не обучайте до школы чтению, письму, иностранному языку, т.е. тому, где его ожидают неудачи, снижающие самооценку При подготовки к обучению грамоте помогите ребенку выбрать положение руки во время письма: 1.Рука находится в положении аналогичном тому, как пишут правой рукой (подстрокой, а лист располагается вдоль левой руки с наклоном вправо); 2.Кисть повернута к груди пишущего. Рука и ручка находится над строкой, лист наклонен влево. Допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.

ПРОТИВОПОКАЗАНО - требовать безотрывного письма; -нельзя допускать перегрузки; - переутомления.

Переучивания леворуких детей может привести: к невротическим реакциям: -ночной энурез -тики -заикание -страхи -навязчивые движения может сформироваться чувство ущербности комплекс неполноценности неумение общаться с людьми

Феномен зеркальности связан с функционирований недостаточностью мозолистого тела. Развивать мозолистое тело можно при помощи: кинезиологических упражнений (полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно к 10 годам); развивающих игр: загадки; найди отличия; игры на развитию мелкой моторики; конструкторы; лепка; аппликация.

Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе 1.Положите на стол чистый лист. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметрично рисунки, буквы. При выполнения задания почувствуйте, как расслабляются глаза, руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируются, увеличивается эффективность работы всего мозга. 2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца). Сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнение в обратном порядке.

3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой. 4.Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется одной, затем другой рукой. 5.Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.

6.Положите на стол 10-15 палочек. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря по одному. Затем по одному выложить карандаши на стол. 7.Делайте 2 грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. 8.Соедините руки на уровне глаз домиком. Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный размах крыльев горизонтальную 8. повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

Как вести себя родителям с ребенком – левшой Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность ребенка, будьте чуткими, доброжелательными с ним. Создайте благоприятный климат в семье. Не воюйте с ним из-за упрямства, а постарайтесь завуалировать игрой. Примите как должное особенность ребенка. Хвалите за маленькие успехи и поощряйте художественный и -музыкальный дар, но не стремитесь из него сделать вундеркинда. Старайтесь чаще делать малышу сюрпризы. Не предъявляйте к нему завышенные требования и не противопоставляйте его другим.

Помните! Ребенок не должен чувствовать негативное отношение к леворукости, и верить в то, что очень способен.