Секрет семи поколений рода: зачем нужно знать своих предков? Старт в науке.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.

Аллан Блум

Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.

Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого - нет будущего».

Тема научно-исследовательской работы - «Для чего необходимо знать историю» .

Целью является - выяснение роли истории в жизни человека.

Объект исследования - прошлое человечества.

Предмет исследования - история.

Задачи исследования :

1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.

2.Раскрытие понятия история.

3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).

База исследования : исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.

Структура работы : работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.

ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ

1.1 Понятие «история»

Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история .

Что же такое история ? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. "Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга"

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.

Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

    письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

    вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.);

    этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);

    фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);

    лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);

    кинофотодокументы.

Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем - это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.

1.2 Значение истории в жизни человека

Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.

История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.

Насколько же нужна человечеству историческая наука?

Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.

Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.

1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.

Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.

На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.

Генеалогия - раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов.

В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.

На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.

Вопросы анкеты.

    Как раньше называли Российскую Федерацию?

    На какой улице ты живешь?

    Какие памятники есть в твоем городе?

    Как зовут твоих прародителей?

    Что такое история?

    Назовите даты Великой Отечественной Войны.

    Хотел бы ты жить за границей?

Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.

К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.

Заключение

В жизни каждого человека происходит много событий. Многие из них мы помним очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы совершаем поступки, которыми потом гордимся, а порой и такие, которых приходиться стыдиться. Все события нашей жизни, как бы собранные в "цепочку", одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография - это История.

На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.

История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.

Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю - уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.

Список используемых источников и литературы

    Вахрушев А.А. / Окружающий мир. Мое отечество. Методические рекомендации / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2013. - 144 с.

    Инфоурок. "Как ведется летоисчисление. Жизни древних людей". [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/videouroki/ 3609. - (Дата обращения 11. 11. 2017 г.)

    Объект и предмет истории [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biofile.ru/his/12535.html. - (Дата обращения 07.11.2017 г.)

    Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка /С.И. Ожигов.- М.: ОНИКС Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

    Чудакова Н.В., Громов В. А. / Я познаю мир. История. - М.: ТКО АСТ, 1997. - 512 с.

Приложение 1

Генеалогическое древо

Приложение 2

Вопросы анкетирования

Вопрос 1: Как раньше называли Российскую Федерацию?

Вопрос 2: На какой улице ты живёшь?

Вопрос 3: Какие памятники есть в твоем городе?

Вопрос 4: Как звали ваших прародителей?

Вопрос 5: Что такое история?

Вопрос 6: Назовите дату Великой Отечественной Войны .

Вопрос 8: Хотел бы ты жить за границей?

В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары.

Для чего мы изучаем историю своего рода? — Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется... Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя.

Вот главные задачи генеалогии:
1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер.
2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести.
3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе.
4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах,
в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит.
5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства.

Не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия - духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше.

Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики.

В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами:

Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор.

Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников.
Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли.

Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек.

Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода - это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории - это только первый шаг к духовному единству.

Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи.

Начало рода

Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя.

Идея рода

Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа.

Всплеск рода

Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка.

Упадок рода

Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины.

Ценность рода в отдельные периоды

Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова.

Расцвет рода

Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе.

Жизненно-историческое выражение истории рода

Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества.

Историческая задача рода

Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему.

Энтилехия рода

Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых).

Циклы родовой жизни

Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи.

Роль циклов в проявлении родовой идеи

При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи — удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей.

Период развития рода по инерции

В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции.

Жизненная энергия рода и ее проявления

Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи.

Преумножение жизненной энергии

Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы.

Периоды рождения стойкого потомства

Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей.

Ветви рода и проявление в них родовой идеи

Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых — поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача — не дискредитировать идею рода.

Условия роста родовой ветви

Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов.

Появление новых родовых идей и новых исторических задач

Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне.

Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода

При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею.

Закон роста рода

Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике — лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода.

Возрасты рода

Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст — это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним — двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий.

Выражение свободы рода

Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества.

Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода

Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом.

Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода

В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни.

Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная.

Узловые точки в жизни рода

Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода.

Источник жизни рода

Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода.

Использование предоставленной возможности реализовать идею рода

Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она может быть идентичной для представителей многих родов, для всего народа, то есть для целого поколения. Очень часто представители родов бывают к этому не готовы, и им следует проявить характер, преодолеть себя, подтянуться, чтобы выполнить эту задачу. В эти моменты возникает особая ответственность перед родом. Поколение, замкнувшееся в себе, часто упускает эту возможность и тогда как бы обрекает род на вымирание.

Жизнь рода как целого

Постоянное присутствие идеи рода в каж дом отдельном поколении и их нацеленность на эту идею. Это чувство жизни прошлых поколений и ощущение взгляда на себе будущих. Это осознание себя звеном непрерывной цепи, но звеном особым, со своей идеей, которая является частицей общеродовой идеи.

Ближайшая цель жизни рода

Предполагает сверку с генеральной идеей рода и корректировку направления развития данного поколения. Для каждого, кто еще не нащупал такую идею, это и является ближайшей целью.

Динамика развития рода

График, описание проявлений жизненной энергии рода в чередовании всплесков, периодов расцвета, упадка относительно реализации родовой идеи и задачи рода. Узловые точки рода.

Строение и форма рода

Выявив содержание (в лице конкретных представителей) рода, закономерности развития родовой идеи в каждом поколении, соотношение жизни рода и отдельных представителей, определив ветви, циклы родовой жизни и множество других параметров, мы можем с вами говорить о строении и форме рода. Конечно, дать подобную характеристику без навыка тяжело, но вам помогут хорошо разработанное генеалогическое древо и изученная история рода. Вот как, например, воплощает эти параметры в описании собственного рода князь К. Н. Голицын:

«Взгляд легко обнаружит простоту «рисунка» родословной росписи, делающую его похожим на ствол дерева, лишенного ветвей, но имеющего пышную крону. В каждом из четырех поколений, предшествовавших поколению моего отца, только один представитель рода был его продолжателем. Ничем не примечательные сами по себе случайности рождений, смертей и браков, не давших мужского потомства, привели к существенному ограничению круга семейных отношений. У нас много однофамильцев (вернее — единородцев по двум другим линиям Голицыных), но мало дальних родственников. У всех нас — детей одного поколения — много двоюродных, но совсем нет троюродных братьев и сестер и лишь одна четвероюродная сестра... Из четырех сыновей прадеда Михаила Федоровича только мой дед Владимир Михайлович стал родоначальником многочисленного потомства...»

Родовое самопознание

Это постоянное изучение жизнедеятельности рода и его параметров: жизненной задачи, законов роста, формы и строения рода и т.д. — и соотнесение собственной деятельности с идеей рода. Собственно говоря, вся наша деятельность в первую очередь направлена на родовое самопознание.

Качественная полнота рода

Категория, выражающая отношения между родом и родичами, между идеей отдельного представителя рода и идеей рода. Под качественной полнотой рода понимается безусловный приоритет идей, задач рода перед родичами и отдельными поколениями.

Замкнутость поколения в пределах себя самого

Болезнь, характерная для нашего времени — безпамятность. Людей, болеющих ею, современный писатель назвал манкуртами, в русской фразеологии они называются «Иваны, не помнящие родства», «перекати-поле». Родительницей ее являются гордыня и преувеличение собственных достоинств перед предками. Подобная болезнь может привести к смерти родовой идеи и самого рода, так как, возможно, этому представителю необходимо было приложить максимум сил для реализации этой идеи. А может быть, он просто воспротивился этой идее.

Завершить эту статью хочется словами австрийского писателя Густава Майринка:

«Не случайно и не ради красного словца назвал человек череду поколений своих предков родословным древом. Это действительно - ствол древа, которое после долгого зимнего сна, всякий раз одеваясь все новой листвой, дает побеги по образу и подобию прежних… И каждый день на молодых ветвях старого дерева взбухали новые почки, новые и все же древние, как назначено природой родословному древу:любовь и кровь слились в единое неразделимое понятие…»

сайт - В еженедельной рубрике «Голоса молодых» сайт поднял вопрос о необходимости знать генеалогическое древо. Мы решили узнать, важно ли знать события и людей столетней давности, и почему человек всегда свято хранил историю своей семьи и старался передать летопись родословной.

Санжыра: Для чего нужно знать своих предков (свое генеалогическое древо)?

Дмитрий Бондарев, дизайнер

«Генеалогия чем-то похожа на историю. Если не знать своей истории, можно наделать много ошибок. Со знаниями о предках передаются знания, обычаи, устои и семейные ценности, что очень легко потерять в современном глобальном мире. Но в тоже время в этом не стоит искать националистической подоплеки. К примеру, про свои корни могу рассказать до 5-6 колена. Мои предки приехали в Кыргызстан из далекой, по тем временам, Украины еще в середине 19 века. Им понадобилось 3 года, все имущество везли на быках. Раньше в Чуйской долине не было вишни, так вот предки брали ее в дорогу в бочках (отсюда и моя фамилия Бондарев от слова бондарь — мастер, который изготавливает бочки). Это был ценный кладезь витаминов, напомню поход длился 3 года! И по приезду косточки высадили. Теперь, когда ем вишневое варение, вспоминаю, откуда она у нас появилась и чувствую некую связь».

Лиза Глебова, организатор мероприятий в BOOM Studio

«Я уверена, что знание истории своей семьи и своих корней — одно из ключевых составляющих личности человека. Чувство принадлежали, ощущение себя частью чего-то большего, которое создает и укрепляет знание своих корней — это мощная сила, способная сплотить связанных по крови людей. Изучая историю своей семьи, человек лучше понимает историю страны, узнает традиции различных эпох. Я очень горжусь своей семьей. На сегодняшний день я знаю лично более 30 человек из своей семьи и могу назвать более 60, о которых слышала от родственников. Семья — это огромный источник энергии и вдохновения. Только в семье может существовать такая взаимовыручка и доверие. Нам следует ценить нашу родню и не забывать о ней».

Иван Попов, фотограф

«Все со временем уходит и забывается. Если мировую историю пишут историки, то историю вашей семьи никто за вас не напишет. Генеалогическое древо — очень важный элемент семейной истории каждого человека. Очень важно знать, кто ты и кем были твои предки. Я сам очень часто ставлю себе в пример своего деда. Для меня он — образец настоящего мужчины. Но, к сожалению, дальше своего прадеда я уже никого не знаю. Поэтому нужно начать вести собственное генеалогическое древо прямо сейчас, чтобы история сохранилась для многих поколений».

Алтынай Абдумомунова, студентка

«В нашей культуре мы должны знать свою родословную (жети ата), незнание своих предков считается позором. Также зная своих предков, мы узнаем о наличии болезней и предрасположенности к ним. Также мы узнаем, к какой ветви в генеалогическом древе мы относимся, древо показывает родственные связи. Каждый сам выбирает, безусловно, нужно ли ему знать свою родословную, но культура обязывает знать свои корни, своих предков, свое генеалогическое древо».

Эсен Жуманов, директор Dodo Pizza

«Я считаю, что человеку нужно знать о своих предках ровно по тому же принципу, почему человеку, например, интересна информация о мире. Точно так же я знаю, что моего прадеда звали Жуман. Он дал жизнь моему деду, дед — отцу, а отец уже в свою очередь мне. Это информация к сведению, которую интересно знать. Я считаю, что молодежи нужно стараться акцентировать внимание не на том, кто были их предками, не бить себя в грудь и гордиться тем, что их прапрапрадед был баатыром, а больше акцентировать внимание на том, кто они здесь и сейчас. В 21 веке успех определяет не то, кем были предки человека, а то, что он делает сейчас и чего добьется в будущем. Роль играют такие понятия как профессионализм, специальные навыки, качества, устойчивость, усидчивость, упорство и другие вещи. Поэтому особой необходимости знать, допустим, о седьмом колене и необходимости в применении этого знания, я не вижу. Это просто такая энциклопедическая информация. Сегодня есть такие люди selfmade men — люди, которые сделали себя сами. Вне зависимости от того, кем были их предки, они стараются добиться успехов, сделать жизнь лучше, не только свою, но и близких, родных, всей страны в целом. Я хотел бы, чтобы меня считали selfmade man, не как правнука какого-то человека, а того, кто добился успехов сам. Мне это больше нравится».

Милан Жанибекова, модель

«Для начала нужно уважать свои корни, свою историю, мы — это совокупность поколений наших предков, нужно быть благодарным за жизнь, которой могло бы не оказаться без них. Да и вообще знать историю своей семьи, рода увлекательно. Я лично очень любила слушать рассказы мамы о том, как история её рода переплеталась со всеобщей историей. Да и знать, какой генофонд ты несёшь, откуда пришли твои предки, как они попали туда, где ты есть сейчас, это интересно. Как Шекспир часто упоминал в своих сонетах, бессмертие в детях. Мы всегда будем жить в них, значит, и наши предки до сих пор живут в нас».

Сергей Келлер, художник студии Doxa Art-group

«Интересный вопрос. Мне кажется, к этому приходишь с возрастом, я имею ввиду желание узнать получше свою родословную: кем были твои предки и вообще историю семьи. Возможно, причина в том, что тебе самому хочется остаться в чьей-то памяти как можно дольше. А как ты, например, привьёшь уважение к истории семьи своим детям, если сам её не знаешь? Как научишь их чтить предков, если сам не знаешь их имена? Без этого и тебя забудут через поколение. Свой ответ могу дополнить только словами известной песни: «Чтобы твёрдо стоять на ногах, я должен держаться корней!».

Бека Уранов, маркетолог

«Для меня это непреложная истина как для кыргыза. С детства отец говорил, что знать имена своих предков до 7 колена — это наш долг. Но это не единственная причина, мне всегда была интересна история нашей семьи. Ведь, когда тебе рассказывают, как и где жили твои отцы, ты прикасаешься к истории. Этого не прочитать в книжках по истории или в wikipedia, эти истории — часть нашей жизни. Ну и избитая фраза: «Без знания прошлого — нет будущего».

Светлана Федотова, телеведущая

«Это история, которая важна, как для настоящего так и для будущего. В такие моменты вспоминаю манкуртов Айтматова, то как он описывает их... И понимаю, насколько важно знать свое прошлое».

Бек Садыков, диджей и саунд-актер

«Я считаю, что знание своих предков не играет ключевой роли в жизни человека, однако зачастую помогает правильно найти себя и подать обществу! Для этого нужно знать не только их имена! История для нас — это опора! Именно благодаря ей мы знаем, чего уже достигли и как, а к чему еще необходимо придти. История семьи может так же помочь в изучении своего прошлого. Скажем, не у всех людей предки были хорошими людьми. Например, у Арнольда Шварценеггера отец был в командовании фашистскими войсками, но сын не пошел по стопам отца, а стал куда более достойным человеком! Лично мой дед Кайбулда Садыков прошел ВОВ. Он не сидел в тылу, он — фронтовик. Служил в артиллерии. Я никогда не забуду ни его, ни его истории военных лет и постараюсь передать потомкам. А тем самым мы вернулись к результирующему доводу, который звучит так, что знание своих предков помогает обрести себя, гордиться предками и не повторять ошибок прошлого!».

Ролан Сейитбеков, композитор

«Санжыра у меня дома есть, написанный дедушкой при жизни до 11 колена. Обычно все знают только до седьмого, а у меня так получилось, что до одиннадцатого. Вопрос многогранный. Я не считаю, что нужно всем знать. Например, для меня важно знать, какими были мои предки, какие гены у меня, почему я именно такой... Я композитор, и мне интересно, почему моя музыка тяготеет к Персии, именно к Древней Персии. Жаль, про жен моих предков известно мало. Видимо, были жены, чьи корни уходят глубоко в Персию или в Египет. Для меня вот с этой стороны интересно знать. А если у человека нет интереса к своим генам, значит, ему и до себя нет дела. Это мое субъективное мнение, ведь для кого-то такая информация лишняя или пустая. Я хотел узнать и узнал. Да, на эту тему говорить, оказывается, можно долго».

В качестве главной фотографии к публикации использован кадр из семейного архива Найманбая Кошоева, 1932 год

«Семья - наследница Рода» - это выражение становится все более понятным для нас сегодня. На время мы забыли о том, что являемся наследниками и продолжателями своего Рода, что каждый из нас - звено в непрерывной цепи жизни, протянутой из прошлого в будущее - от наших предков к нашим потомкам. И в духе времени возникает вопрос: Зачем надо знать историю своего Рода?

Бережное отношение к истории своего Рода всегда занимало важное место в мировоззрении наших предков. Павел Флоренский утверждал, что история Рода несет в себе нравственные уроки и нравственные задачи. А крупнейший российский историк В.О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания родовой истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».

К сожалению, революция 1917 года вместе с сословиями старательно постаралась уничтожить память о Роде и о родовой культуре семьи, что явилось одной из причин духовно-нравственного кризиса семьи.

Но пришло время, и мы вспомнили, наконец, что семью создают не просто два человека – мужчина и женщина. Семью создают несколько Родов, каждый из которых несет свою культуру, свои особенности, обычаи и традиции, свои законы развития, духовную общность поколений, определяя тем самым семейное благополучие своих потомков.

Поэтому важной составляющей культуры семьи является ее Родовая культура, благодаря которой семья благополучно живет и развивается.

Но важно, не просто знать историю своего Рода, но и понимать, как история Рода влияет на индивидуальные особенности и жизненные сценарии своих потомков и как потомки влияют на дальнейшее развитие своего Рода.

Долгие годы считалось, что специфика семейных отношений зависит только от воспитания и окружающей среды и не зависит от наследуемости определенных родовых программ, передаваемых из поколения в поколение. Однако наука показала, что есть наследственная предрасположенность к тому или иному типу поведения, которая актуализируется окружающей средой. Оба эти фактора влияют на выбор партнера, способ поведения в семейных отношениях, бессознательное повторение законов Рода в своей семье, способность к сохранению или разрушению своей семьи.

Любая проблема повторяет себя из поколения в поколение до тех пор, пока не будет однажды решена. Но для того, чтобы вырваться из плена «наследственных обстоятельств», нужно их, прежде всего, знать. А многие, к сожалению, не знают свою родословную, не знают истории своего Рода. Вот люди порой и не понимают, почему с ними происходит то или иное. Поэтому так важно знать историю своего Рода, описать ее, бережно ее сохранять и передавать своим потомкам, чтобы обрести и продолжить силу своего Рода.

Важно знать, что мы унаследовали от наших предков. Но не менее важно, понимать, что наследственность, влияя на судьбу людей, не предопределяет ее фатально и не лишает нас свободы воли. Афонский подвижник Паисий Святогорец писал, что наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности, либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. И каждый из нас должен прилагать духовные усилия для того, чтобы от этих недостатков освободиться и достойно продолжить свой Род.

Неразрывная связь поколений обеспечивает самое главное – жизнь Рода.

Социальные же катаклизмы, такие как революции, войны ставят большое количество людей в ситуацию жизни и смерти. Образно говоря, лик семьи окутывается горем социальных трагедий. Эти трагедии приводят к разрушению семей, к потере кормильца, к потере детей. Неумолимый генетический закон наследственности и изменчивости приводит к тому, что горе военных лет продолжает жить во многих поколениях потомков. Казалось бы, беспричинно продолжают разрушаться семьи, мужчины уходят из дела, из дома, из жизни, женщины теряют интерес к детям, социальное сиротство становится трагедией мирного времени…

Что может стать компасом, показывающим достойный выход с этого поля самовоспроизводящегося горя человеческого. Уже нет войны, уже нет угрозы неизбежной гибели. Есть лишь память, передающаяся из поколения в поколение, которую надо успокоить и дать возможность человеку обрести при жизни радость любви и благополучия.

Мы являемся следствие того, что было до нас, но мы же являемся причиной того, что будет после нас. Отсюда наша личная ответственность за здоровье грядущих поколений! И нам необходимо задуматься над тем, что мы сеем в душах наших потомков, какую историю творим для своего Рода.

Сегодня мы вновь обретаем себя, восстанавливаем духовную общность поколений и связь времен, когда-то насильно разорванную на «старый» и «новый» мир, Для каждого из нас это единый Мир, в котором жили наши предки, живем мы с вами и будут жить наши потомки. И от нас с Вами зависит, каким будет этот Мир!

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение

Это необходимое условие для собственного развития. Чтобы лучше понимать, где человек сейчас находится, насколько он продолжает фамильное дело, сколько вносит вклада в развитие рода, на что потенциально способен, а в каких ситуациях надо держать ухо востро и, возможно, обратиться за помощью к психологу, если предшественника в определенной сфере жизни сплоховали.

Очень важна родовая история — важно знать историю своего рода, семьи, генеалогию. Не зря же все мы интересуемся своими корнями, предками, их делами и заслугами, достижениями и скелетами в семейном шкафу.

Чтобы понять, как ты улучшаешь семейную историю.

Люди, которые знают своё генеалогическое дерево, у них меньше психологических проблем. А если они и есть, то творческие.

Поэтому очень хорошо, если Вы знаете линию своего рода, можете проследить свои родовые корни достаточно далеко — это дает Вам более глубокое понимание себя, лучшие возможности для самопознания, а значит, и для самореализации себя.

В генеалогии всегда очень много ресурсов, энергии, мотивации на новые достижения. Раз мой дед, бабушка смогли прыгнуть из грязи в князи, то и я легко смогу!

Благодаря опыту прошлых поколений человеку проще справляться с жизненными сложностями , преодолевать ощущение собственной никчемности, недостоинства.

Когда Вы вдруг узнаете, что Ваш прадед был прекрасным художником, а Вы до этого не могли нарисовать даже прямую линию, то теперь Вы можете легко преодолеть этот психологический барьер — просто рискнуть, взять в руки карандаш, и, кто знает, может даже создать хороший рисунок?

Хотя, конечно, если в роду на протяжении 10 поколений были только алкоголики, то… Такого лучше особо не знать… Хотя они вымирают быстро… И это, кстати, тоже может дать ресурс отличиться от них — ради более счастливого будущего своих детей.

К сожалению, у нас в стране это не принято, т.к. в нашем государстве старались оставить людей только не очень богатых и не очень достигших чего-то. А такие семьи свою семейную историю особо не прослеживают.

Интересно, что ещё в дореволюционные времена так было: если дворяне, знать знала историю своей семьи до самой глуби веков, то низшее сословие особо в генеалогию не вдавалось.

А если человек не знает свой род, то у него нет ресурса развиваться — он вообще не знает, где он находится, что и кто он, на что способен и достоин он , раз были способны и достойны его предки.