Ребенок не разговаривает в 4 года диагноз.

Своевременное развитие речи - важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи . Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов - однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить .
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР - общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Все мамочки переживают за своих малышей: когда же он уже пойдет, когда же будет держать головку, когда научиться держать ложку и когда он произнесет первое слово. Развитие у детей у всех разное, поэтому не стоит думать, что если ребенок начал ходить в полтора годика, а ни в годик, тогда он физически отсталый. Это не так, просто некоторые детки активно более развиты, смелее, поэтому они не боятся зашагать. А те, кто более флегматичны, спокойны, они попросту ленятся это сделать.

Полная картина развития ребенка становится понятна в трехлетнем возрасте. Поэтому нужно ориентироваться в здоровом состоянии ребенка, моторика или умственный умения отстают, тогда необходимо обращаться к специалистам. Для начала следует показать ребенка невропатологу, затем психиатру. Причинами молчания ребенка могут быть не только отставание в умственном развитии ребенка. Причины могут быть вызваны каким-нибудь стрессом. Это может быть напряженна ситуация в семье, плохое обращение с ребенком, созерцание ссор, драк. Если у ребенка был большой испуг, его очень сложно заставить разговаривать, даже если это случится, результат 70 из 100 % будет заикание, прерывистая речь. Как же можно помочь малышу преодолеть речевой барьер? Психологи рекомендуют несколько рекомендаций.

Многие считают, что маленький ребенок ничего еще не понимает. Это не верно, на любые внешние рецепторы ребенок реагирует даже с интенсивным восприятием. Поэтому необходимо стараться всегда выяснять отношение так, чтобы ребенок этого не видел. Любые негативные эмоции мамы очень сказываются на развитии ребенка.

Уделяйте больше времени своему ребенку, старайтесь больше с ним разговаривать, желательно, громко и отчетливо. Проговаривая слова необходимо развернуться лицом к малышу для того, чтобы он мог еще визуально наблюдать, как нужно артикулировать, чтобы получился правильный звук. Рекомендуется больше заниматься мелкой работой с ребенком, например: собирать пазлы, лепить фигурки из пластилина, складывать инструктор и прочее. Мелкие детали влияют на речевой аппарат, поэтому послужат стимуляторами речи.

Необходимо регулярно посещать занятия логопеда. Если ребенок не реагирует на просьбы и задания, то лучше сделать электроэнцефолограмму, которая может выявить другую причину молчания. Есть предположение, что из-за недостаточного поступления кислорода в мозг малыша может быть вызвана такая реакция. Ребенок может также не реагировать на обращения в его сторону из-за того, что он просто вас не слышит, соответственно повторить подобные звуки он тоже не может. Для того чтобы это проверить необходимо обратится к сурдологу, который проверит состояния слуха малыша.

Если даже врачи ставят страшные диагнозы вашему ребенку, не падайте духом. Детский организм может творить чудеса, главное эмоционально позитивно настраивать своего малыша. Займитесь интенсивным лечением, не нужно откладывать на потом, потом может быть поздно. Запомните, после 3-х лет нужно бить тревогу! Не стоит игнорировать эти события, ссылая на то, что он еще маленький, научится, нет! Занимайтесь своим ребенком, не будьте равнодушными!

2090

Обсуждение: 4 комментария

    Чепенко Софья Олеговна родилась 09.02.2011г. роды экстренное кесарево сечение: зеленые воды. Закричала не сразу. Вес 2350, рост 45. Роды на сроке 40 недель. Девочка голову начала держать в 4 месяца, села в 6,5месяцев, поползла в 8 месяцев ходить начала в год и месяц, но каждый толчок провоцировался курсами массажа. В 2 года были судороги на фоне высокой температуры. Девочка очень часто болеет простудными заболеваниями. На данный момент Софьи 3года 11месяцев, речь почти отсутствует, отдельные звуки: «а», «о», «у», «и»; отдельные слова: мама, папа, баба, ам (кушать), кап кап (идет дождь); называет животных: ав ав(собака), мау (кошка), кя кя (уточка кря кря),ко ко (курица), ааа (поет колыбельную кукле). Девочка спокойная, стеснительная, играет в садике больше сама, активность не всегда проявляет, даже можно сказать редко. Кушает плохо, сама не хочет брать ложку. Моторика развита не по возрасту, отстает, (трудно держать правильно карандаш, ложку, откручивать крышечки). Очень долго бежала слюна со рта 2 месяца назад только прекратилась. В садике на данный момент с ней занимаются логопед 1 раз в неделю и психолог 3 раза в неделю. По больницам обращаемся но конкретного нет ничего, диагностики год это точно не делали. Кроме ЭЭГ больше ничего. Неврологи приписывают лечение на дому последние лечение было церебрум-композитум внутримышечно, после первого укола у ребенка был анафилактический шок, после нам невролог прописал в форме питья после того как мы выпили у ребенка на утро отек квинки. Сейчас ничем не лечим.


В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. Перед отправкой чада в школу изумлённые родители всё чаще замечают, что оно не научилось выговаривать одну или даже несколько букв. А картавость, такая забавная для близких, на самом деле является отклонением от нормы, мешающим ребенку нормальным занятиям в школе. Самое печальное, что количество таких детей с каждым годом не уменьшается, наоборот, в помощи логопеда нуждается всё больше дошкольников.
Когда до родителей доходит, что у ребёнка с развитием речи есть проблемы, то они начинают интересоваться причинами их возникновения. Особенно странным им это кажется, если ни у кого в семье подобных отклонений речи не наблюдалось. Причиной же подобных дефектов речи, по мнению специалистов, являются так называемые внутренние и внешние вредоносные факторы.

Причины плохой речи у ребенка

Внутриутробная патология

Первые проблемы могут возникнуть в период беременности. Особенно опасны негативные факторы в первый триместр. Они могут повредить центральную нервную систему ребёнка или не дать ей полностью развиться, например, зонам речи в коре головного мозга. К этим факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия, возникающая у плода из-за недостатка кровоснабжения головного мозга. Её могут вызвать разные причины: угроза выкидыша, токсикоз, повышение артериального давления, патология плаценты, хронические недуги у матери.
  • Инфекционные болезни матери в период вынашивания: грипп, корь, скарлатина, краснуха и т. д. Последняя особенно опасна, поскольку может вызвать в первые месяцы беременности тяжёлые отклонения в развитии плода (слепоту, глухоту, пороки сердца, умственную отсталость).
  • Травмы, ушибы (особенно возле живота), падения, полученные матерью при беременности, могут повлечь за собой отслоение плаценты и преждевременные роды.
  • Нарушение сроков вынашивания: как недоношенность (до 38 недель), так и переношенность (свыше 40 недель).
  • Несовместимость крови матери и ребёнка
  • Курение, употребление наркотиков и алкоголя.
  • Приём некоторых лекарственных препаратов, которые категорически запрещены при беременности.
  • Работа на производстве с большими физическими нагрузками или таком, где возможен контакт с вредными веществами и опасным радиоактивным или электромагнитным излучением.
  • Испытываемый во время беременности стресс.

Наследственная предрасположенность

Особенности строения речевого аппарата вполне могут передаваться по наследству, к ним относится форма прикуса, неправильное количество или посадка зубов, дефекты строения мягкого и твёрдого нёба, заикание. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то и у его ребёнка могут возникнуть подобные проблемы. Впрочем, нарушения речи необязательно наследуются, хотя вероятность этого не так уж мала.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к к...

Последствия неблагоприятных родов

На речи могут сказаться родовые травмы, асфиксия плода пуповиной, обернувшейся вокруг шеи и вызвавшей кислородное голодание мозга, а также слишком малый вес ребёнка (до 1,5 кг).

Заболевания у ребёнка в первые годы жизни

К потере или снижению слуха могут привести перенесённые вирусно-инфекционные заболевания. Ребёнок может перестать говорить из-за ушибов и травм головного мозга. Травмы лица могут помешать правильному произношению слов и звуков. Затяжные простудные заболевания и приём определённых антибиотиков могут вызвать снижение слуха. Также опасен стресс и сильный испуг.
Чтобы у ребёнка речевое развитие проходило нормально, ему необходимо значимое, побуждающее к ответу общение на положительном эмоциональном фоне. Слышать звуки от телевизора или радио для него недостаточно, требуется именно «живое» общение со взрослыми. Без него и в отсутствие положительного эмоционального окружения речь малыша тормозится и нарушается.
Для развития речи очень важно подражание, поэтому именно оно становится причиной многих нарушений речи, таких как нечёткое произношение, заикание, нарушение темпа речи. Часто именно так слышится речь окружающих малыша взрослых, а порой и неправильная речь, льющаяся из телевизора. Ведь в нынешнее время полно дикторов и ведущих программ, не умеющих говорить правильно.

Признаки задержки развития речи

Значительной считается задержка речи, если:

  • ребёнок в год немного лепечет;
  • в полтора года он не знает своего имени, не понимает простых слов, названий окружающих предметов, не может выполнить элементарные просьбы («иди ко мне», «сядь»);
  • в два года пользуется лишь немногими простыми словами и не пытается повторять новые слова;
  • в 2,5 года не может назвать части тела, окружающие предметы, принести по просьбе предмет, находящийся вне его поля зрения, затрудняется составить предложение из двух слов;
  • в три года не употребляет простых предложений, не воспринимает рассказы о событиях, отнесённых во времени (прошлых или будущих).

Что можно считать нормой речи для 3-4-летнего ребёнка?

В первые три года жизни малыш приобретает внушительную массу знаний об окружающем мире, обзаводится определённой самостоятельностью и практическим опытом по манипуляции со многими предметами. В три года о явлениях и предметах ребёнок может уже высказать простейшие суждения, сделать умозаключения и установить между ними зависимость. У него появляется способность обобщать - он способен свести в единую группу ряд предметов, имеющих одинаковые свойства или назначение. Может, например, увидев собаку за окном, показать на её картинку.

Активный словарь малыша (то есть те из слов, которые он часто употребляет в речи) к четырём годам разрастается примерно до двух тысяч слов. Но есть и пассивный словарь, включающий слова, значение которых малыш знает, но сам их не произносит.
Он чаще начинает пользоваться местоимениями, наречиями, в его лексиконе появляются первые числительные. Начав с употребления описывающих качество прилагательных (тёплый, мягкий), теперь он пользуется и притяжательными прилагательными (кошкин хвост, мамина шляпа). Но само увеличение лексикона не было бы так важно, если бы одновременно ребёнок не учился связывать слова в предложения, используя правила грамматики. Малыш достигает значительного прогресса в освоении родного языка, и всё же его речь далеко ещё не совершенна. Трёхлетние детишки без помощи взрослых часто не могут достаточно внятно и связно пересказать содержание сказки или то, что они видели на прогулке. Часто они допускают грамматические ошибки, неправильно употребляя предлоги или путаясь в падежах, неправильно образуя грамматические формы. Частенько малыши-трёхлетки используют неправильные слова («свет надо потушать», «у меня засохли ручки»).
В четыре года начинается период «почемучек» - дети засыпают взрослых вопросами, на которые тем нужно обязательно отвечать. На все, даже самые необычные вопросы, нужно доступно и терпеливо отвечать. Хотя часто недостаток внимания не позволяет малышам до конца дослушать «лекцию» взрослого, которому из-за этого стоит быть лаконичными чётким в ответах.
Ребёнок к 4 годам отвечает на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, содержащими 3-4 и даже более слов. Речь в целом становится понятнее, звуки и слова произносятся более отчётливо. Вербальные недостатки речи связаны с физиологическими особенностями и возрастом детей:

6 1

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как читать, и общие рекомендации, что читать ребенку. О...

  • На четвёртом году ребёнок все свистящие звуки (коза, лиса, сова, цыплёнок, зима) произносит в одних словах правильно, но в других словах может их опускать: котёль (костёр), нег (снег), вонок (звонок).
  • Иногда дети путают звуки «ц» и «с», и тогда вместо «цветов» появляются «светы», а вместо «цапли» «сапли».
  • Также не всегда малыш ещё способен точно воспроизвести шипящие звуки (ж, ш, щ, ч), порой заменяя их свистящими: ношик (ножик), касса (каша).
  • Вместо сонорных «рь», «р», «л» ребёнок может вставлять либо «ль» либо «й»: лека (река), лябота (работа), каяндас (карандаш). Но при этом он обычно сохраняет верную слоговую структуру в двухсложных и трёхсложных словах, не коверкая слова.
  • Вместе с тем, при произнесении многосложных слов встречаются трудности: пропуск или замена отдельных звуков, укорачивание слов, перестановка слогов: «лисапет», «телевизол», «касета» (конфета), «мисанел» (милиционер). У ребёнка ещё неокрепший голосовой аппарат, поэтому многие дети говорят довольно тихо, но уже используют интонации.


Из сказанного следует вывод, что ребёнок к 4 годам может не выговаривать звуки «л», «рь», «р», не всегда выговаривать «щ», «ш», «ж» и «ч», поэтому не стоит и напрягать его с их правильным произношением. Однако к пяти годам ребёнок должен уже произносить все звуки русского языка.
Если он этого не делает, его следует показать логопеду.
Во многих детских садах работают логопеды, которые проверяют речь всех 4-летних детишек. Если дети говорят неправильно, то их предъявляют на специальную комиссию (ПМПК), решающую, стоит ли направить ребёнка в логопедическую группу. Туда обычно принимаются пятилетние дети с нормальным интеллектом, но если малыш говорит слишком мало и непонятно или вовсе молчит, то его могут представить комиссии и раньше.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Самое важное, чтобы малыш был активен, здоров соматически, обладал полноценным речевым окружением, нормальным интеллектом и слухом, испытывал потребность в общении. Поэтому требуется подбирать игры, совершенствующие детское внимание, мышление, память и воображение. В играх может присутствовать подражание голосам животных, напевание колыбельных, совместное проговаривание прибауток и потешек.

Поскольку в формировании речи важное место занимает подражание, то и родителям нужно контролировать свою речь, не требовать от ребёнка невозможного. Нужно выслушивать высказывания ребёнка, побуждая его к речи и играя вместе с ним в игры. Если ребёнок расстроен и плачет, то следует не только пожалеть его, но и позволить ему высказать свои переживания и рассказать, что случилось. Помимо поощрения развития у ребёнка речи, важно учить его внимательно слушать взрослого.

  • Частенько малыши, отстающие с развитием речи, при этом и едят плохо. Съесть целую морковку или яблоко, тем более кусочек мяса для них настоящая проблема. Это вызвано слабостью развития челюстных мышц, которые также участвуют в работе артикуляционного аппарата. Поэтому таких детей нужно заставлять жевать целые овощи и фрукты, куски мяса, сухари и хлеб с корочкой.
  • Чтобы развивались мышцы языка и щёк, нужно научить ребёнка полоскательным движениям рта, надувать попеременно щёки, удерживая за ними воздух.
  • С ребёнком нужно говорить короткими фразами и медленно, используя правильные русские слова и не переходить на детское «сюсюканье» самим и запрещать это окружающим.
  • Ребёнку нужно читать каждый день, не показывая собственного нежелания или досады в случае, если он попросит в сотый раз почитать полюбившуюся ему сказку. Уж если родители слишком заняты, то они могут поставить для ребёнка запись сказки, хотя самым ценным для ребёнка является именно личное общение.
  • Нужно не только отвечать на многочисленные детские вопросы, но и поощрять малыша задавать их. Говорить нужно внятно, чётко, повторяя фразу по нескольку раз и переставляя в ней местами слова.

Нужно помнить и про развитие мелкой моторики, заставляя малыша подолгу манипулировать непослушными ещё пальчиками. Было доказано, что развитие мелкой моторики рук прямо влияет на развитие в головном мозге речевых центров. Хоть на это утомительно смотреть, но нужно позволить малышу самостоятельно шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, засучивать рукава. А начинать приучать его к этому лучше не на его одежде, а давая возможность застегнуть платье кукле или даже пуговицы на кофте мамы . Постепенно детские пальчики будут становиться проворнее, а вместе с ними и язык его будет понимать не только мама.
Малыша нужно пораньше отучать от соски, и не заставлять подкладывать ладошки под щёку, чтобы не деформировать челюсть.

13 1

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.



Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения - понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода - разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.


Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия - взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.


Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи - это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки - на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.


Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом . Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.


Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота - явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.


Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.


Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.



Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).


Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития - органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения , патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад . В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка - общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш - зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.


Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.


Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка - все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Если ребенок в 4 года не говорит, нужно с этим что-то делать. Первое, что должны выяснить родители, - это причины, по которым малыш растет молчуном, и для этого нужно будет пройти осмотр у отоларинголога, психолога, логопеда, детского невролога и психотерапевта. Сегодня рассмотрим самые частые причины того, почему ребенок не говорит в 4 года. Комаровский - детский доктор, который заслужил доверие многих родителей. Именно его советами будем пользоваться для составления статьи.

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные "дай", "гав", "на" и тому подобное и повторяющиеся слоги "ма-ма", "па-па" и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие "Миша будет кушать", "пойдем гулять" и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года - это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Недостаток внимания, общения

Если с самого рождения родители приучают малыша к самостоятельности что касается и просмотра мультиков, картинок, мало с ним проводят времени, не читают книжки, а на элементарные вопросы дают односложные ответы ("да", "нет", "не сейчас", "отстань" и так далее), то малыш просто привыкнет к таком общению. Ребенок будет более комфортно себя ощущать без произношения лишних, как ему кажется, слов, да и вопросов много у него не возникнет, так как предыдущие односложные ответы не вызывают появления заинтересованности в чем-либо.

В данном случае ребенок в 4 года не говорит по простой причине - он вырос молчуном, и все благодаря "стараниям" родителей. Запомните: тихий ребенок не предел мечтаний и не идеал, он будет отставать в развитии от сверстников, так как ничем не интересуется и не развивается. Как бороться?

Начните вместе смотреть мультики, комментируйте их, задавайте ребенку вопросы, на которые ему нужно будет ответить фразой. Учите вместе песни и стихи, сами много рассказывайте ему, делайте так, чтобы малыш начинал задавать вопросы. Не отмахивайтесь от ребенка, и в скором времени из него получится настоящий болтун.

Индивидуальный темп развития

Если отставание небольшое и речь вашего малыша мало отличается от той, что произносят сверстники, то стоит ли вообще считать, что есть проблема? Возможно, ребенок в 4 года не говорит ровно так же, как сын соседки, из-за индивидуального темпа развития.

Бывает, что родители начинают переживать, если их ребенок сказал "мама" на месяц позже, чем ребенок друзей. Но подумайте, возможно, он раньше пошел, первый раз перевернулся и так далее. С небольшим отставанием малыш все же войдет в нужное русло и догонит по умению говорить своих одногодок.

Как ускорить процесс? Обычно ребенок плохо говорит в 4 года из-за отсутствия общения со сверстниками, то есть тот, что не посещает детский сад. Выход у вас один: отдайте малыша в сад, он в скором времени переймет от одногруппников слова и фразы, начнет общаться наравне.

Если ребенок посещает сад, но все равно отстает в развитии речи, то проконсультируйтесь с невропатологом, психологом, логопедом. Возможно, есть небольшие родовые или психологические травмы, а может, дело и правда в индивидуальном темпе развития.

Отсутствие мотивации

Если в первом пункте мы говорили о недостатке внимания со стороны родителей, то теперь поговорим о чрезмерной опеке. Балуя малыша своим чрезмерным вниманием, вы отнимаете мотивацию для высказывания своих желаний. Например: только запачкал ручки, вы уже бежите с платком. Если такое произойдет в саду и к нему никто не кинется на помощь, то ребенок не будет просить о помощи, а просто захнычет, требуя к себе внимания.

Итак, если ребенок 4 года мало говорит и делает это только в случае крайней необходимости, то мотивируйте его! Например, уберите с доступного места блюдо с конфетами или фруктами повыше. Пусть малыш не сам берет то, что нужно, а просит помощи у взрослых. Будет показывать пальцем на блюдо, не реагируйте, говорите: "Попроси нормально, словами". И все в том же духе.

Двуязычная семья

Если ребенок не говорит в 4 года, причина тому может крыться именно в том, что родители общаются то на одном, то на другом языке, а то и вовсе смешивают их. Детки, рожденные в двуязычных семьях, просто имеют право на отставание в формировании речи. Это может крыться в малом словарном запасе, в ошибках при составлении предложения, отказе от общения сложными предложениями, молчаливости. Малышу, чтобы просто понять, о чем идет речь, нужно сначала отделить один язык от другого, а потом подумать, как составить ответ или обращение.

Итак, если в двуязычной семье ребенок 4 года не говорит, что делать? Во-первых, пожалейте мозг своего малыша. Если вы легко отделяете один диалект от другого, то он этого сделать либо не может, либо реально "ломает мозг". Говорите с ним только на одном языке, не смешивайте слова и фразы. Потом обращайтесь на другом языке, который малышу тоже нужно усвоить. По большей части говорите на том диалекте, который будет основным (тот, что нужен в саду, в школе, для общения со сверстниками), а второстепенному языку уделяйте времени меньше.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье

Стресс угрожает не только взрослым людям, но и ребенку 4-5 года. Не говорит малыш совсем, произносит невнятные слова, заикается? Все это - последствия стресса, психологической травмы, испуга. Даже простые ссоры между родителями могут стать неблагоприятной обстановкой для развития ребенка. Малыш начинает бояться громких звуков, опасается и слово сказать, замыкается в себе. Это тревожные сигналы!

Обстановка в доме должна быть если уж не веселой, то хотя бы спокойной. Исключите скандалы при ребенке, он не должен этого видеть. Если малыш - постоянный свидетель родительских ссор, то у него будет постоянный стресс, который станет причиной отставания в развитии, а это чревато для будущего. Если ребенок в 4 года почти не говорит и причина этому - уже прошедшие скандалы, испуг по любому другому поводу и вы сами не справляетесь с положением, то есть один путь - идти к психологу, который специализируется на работе с детками. Не рано ли в таком возрасте "промывать мозги"? Это один из самых часто задаваемых вопросов. Ответ один: рано не бывает, бывает уже поздно!

Негативное отношение ребенка к разговорам

И такое тоже бывает. Многие родители охают и ахают, как только услышат от своего чада новое слово, а то и словосочетание, а потом надоедают ребенку с просьбами сказать так бабушке, дедушке, соседке и так далее. Стремление "разговорить" малыша может обернуться негативно. Ребенку надоест повторять заезженную фразу всем подряд, и каждое произнесенное слово будет только его утомлять, вызывать негативные ассоциации.

Как поступить? Да просто прекратите надоедать ребенку с просьбой сказать то-то и то-то. Через некоторое время малыш отдохнет от назойливости и станет нормально общаться, задавать вопросы, отвечать на них, пополнять словарный запас.

Генетическая предрасположенность

Если ваш ребенок в 4 года не говорит, то поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы стали разговаривать. Все дело может быть в генетике, а это сильнейшая вещь. Бывает, что дети долго не говорят, чем начинают пугать своих родителей, а потом резко выдают целые "поэмы", чем родителей уже удивляют.

В любом случае, если без видимых причин отмечается отставание в речевом развитии, то нужно будет обойти врачей, дабы на ранних сроках выявить возможные нарушения неврологического или психологического характера. Но не паникуйте, не заставляйте ребенка "быстро что-нибудь сказать". Таким образом вы сделаете только хуже, малыш начнет замыкаться в себе, и желание говорить у него совершенно пропадет.

Тяжелая беременность или родовые травмы

Нервная система крохи формируется внутриутробно. Если во время беременности были осложнения, будущая мать переносила вирусные заболевания, была постоянно в состоянии стресса, то это все могло сказаться на формировании нервной системы.

Другая причина - травмы черепа при рождении, которые стали причиной нарушения мозговой деятельности. Чаще эта деятельность быстро восстанавливается, очень редко дает серьезные сбои, и бывает иногда, что по этой причине ребенок отстает в развитии, в нашем случае - речевом.

По обеим причинам сбои устанавливаются в более раннем возрасте. Например, ребенок к половине года еще не агукает, не улыбается, не хватает палец и игрушки, и многое другое. Но если травма не сильная, то узнать о ее наличии можно и в более позднем возрасте - к четырем или пяти годам, когда отставание в речи будет слишком явным.

Активировать речевой центр в мозге помогают упражнения по развитию мелкой моторики. Многие считают, что все это ерунда и речь с пальчиками никак не связана. Но нервные окончания - это загадочная вещь, и за центр речи отвечает именно выработанная мелкая моторика. Купите развивающие игры для работы руками: протягивать нитки через дырочки, пазлы и так далее. Просто дайте ребенку перебирать макароны, с закрытыми глазами, на ощупь угадывать, сколько в пуговичке дырок, и так далее.

Конечно, без профессиональной помощи невролога и логопеда вам не обойтись, но предложенные упражнения очень сильно помогут.

Нарушения слуха

Если малыш не говорит к четырем годам совсем или все его фразы сбиты, непонятны даже самые простые слова, то, возможно, у него нарушения слуха. Когда малыш плохо воспринимает слова на слух, он не может их правильно воспроизвести. И дело может крыться не в полной глухоте, которая определяется раньше, а в частичной, которую можно не заметить даже очень внимательному родителю.

Глухота у ребенка может быть наследственной или приобретенной: внутриутробное инфицирование, осложнения при беременности мамы, травмы при родах, осложнения после простудных заболеваний в младенчестве. Здесь потребуется квалифицированная помощь отоларинголога, невролога, логопеда, педиатра и так далее.

Пока проходите курс лечения, не отчаивайтесь и не останавливайте обучение малыша. Начните говорить более громко и четко, занимайтесь с ребенком, вместе проговаривая фразы, читая стихи, пойте песни - все это очень помогает в развитии речи, а стихи и песни проще и легче воспринимаются на слух, даже ослабленный.

Детский аутизм

Аутизм - это не приговор, это особенность малыша, живущего в своем собственном внутреннем мире. Ребенок не нуждается в постороннем общении, ему не плохо без разговоров, а вполне уютно в своей комнатке с бумагой и карандашами - часто дети-аутисты общаются и передают свое настроение и эмоции именно через рисунки, и родители учатся так их понимать. Немаловажную роль в развитии этих особенных детей играют именно родители, бабушки и дедушки. Но нельзя принуждать малыша к общению, если он этого не хочет, придется смириться с его настроением.

Обязательно детки с аутизмом должны наблюдаться у невролога, психолога и психотерапевта. С годами малыш все менее будет отличаться от ровесников, но для этого должны очень постараться и врачи, и родители.

Мало общения с живыми людьми

Ребенок не хочет говорить в 4 года? А вы не замечали, что по мере вашей усталости и занятости с ребенком все больше общается планшет, компьютер, телевизор и так далее? Ребенок занят видеоиграми, просмотром телевизора (по которому сейчас ничего полезного для детей не показывают), вместо того чтобы с мамой учить новый стих или песню, выходить на прогулку для общения и игр с другими детьми. Если вы понимаете, что отставание в развитии речи или просто отказ ребенка от общения стал итогом усердного просиживания за гаджетами, то пора что-то менять, не так ли?

Уберите подальше все компьютеры, телефоны, отключите телевизор и займитесь своим ребенком сами. Рассказывайте сказки, а потом просите пересказать услышанное, учите стихи для деток вашего возраста, придумывайте веселые игры и занятия, при которых нужно будет общаться. Первое время будет сложно, ведь малышу будет так не хватать любимого планшета (возможны истерики на этом фоне и отказ от других занятий), но все это - только временные трудности. От гаджета, как от наркотика, вскоре все отвыкают и начинают интересоваться "живыми" развлечениями.

Как научить ребенка говорить в 4 года?

Главное - это то, что вы заметили проблему, признали ошибки и начали исправлять ситуацию. Первым делом нужно обратиться к логопеду и детскому психологу. Посещать этих специалистов нужно будет стабильно, по мере решения проблемы. Но и дома вы должны заниматься с малышом, чтобы он быстрее начал нормально для его возраста общаться:

  1. Если дело в недостатке общения, то срочно меняйте отношения в семье. Начинайте больше интересоваться делами ребенка, спрашивайте, как дела в детском саду, что они проходили, что им рассказали, что снилось ночью и так далее. Провоцируйте возникновение у ребенка вопросов, и дело само заладится.
  2. Читайте, учите скороговорки, стихи, ходите на экскурсии, в зоопарк, да просто в парк!
  3. Готовьте обеды и ужины вместе, при этом нужно общаться. Например: "Мы сегодня будем готовить..." - ребенок должен продолжить. "Для этого нам понадобится..." - малыш должен перечислить продукты, которые потребуются в процессе приготовления.
  4. Придумывайте стихи сами. Вы говорите фразу или слово, а ребенок пусть придумает слово в рифму.

Упражнений для ускорения развития речи очень много, и вам придется много работать, чтобы малыш скорее начал полноценно с вами общаться!