Развлечение "ягода - малинка".

Елена Бурая
Планирование тематической недели «Ягоды»

Познание

«Лесные и садовые ягоды»

Уточнить сведения о лесных и садовых ягодах; учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; разгадывать загадки;

Материал Фотографии или картинки лесных и садовых ягод.

Литература Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», стр. 286

Познание

(развитие конструктивной деятельности)

«Лукошко для ягод».

Закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»; продолжать совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; продолжать учить выполнять поделки, используя схему, развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать мелкую моторику рук.

Материал : образец корзинки, схема выполнения поделки; листы цветной бумаги квадратной формы (размер 20x20 см) (одна сторона у бумаги белая, другая - цветная, не-большие обрезки цветной бумаги для выполнения аппликации, ножницы, клей.

Литература Скоролупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса», ч. 1, стр. 38

Коммуникация

«Расскажи про ягодку»

(составление рассказа-описания)

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, опираясь на таблицу.

Материал картинки с изображениями лесных и садовых ягод; опорная таблица

Художественное творчество

(рисование)

«Лесные ягоды»

Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.

Материал Картинки с изображением лесных ягод; лист белой бумаги, краски, кисточка, подставка для кисточки, простой карандаш, баночка с водой.

"Золотая хохлома"

Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка, называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, чёрный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зелёная, желтая, чёрная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приёмах работы кистью (всем ворсом, концом).

Материал: Хохломские изделия, полоски бумаги охристого цвета, полоски чёрного цвета, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в ст. гр. д/с», стр. 85

Художественное творчество

«Ветка рябины»

Познакомить с барельефом и горельефои; развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания для создания ягод; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону.

Материал Картинка с изображением рябины; пластилин, стека, клеёнка, салфетка, картон (на каждого ребёнка) М. А. Васильева, Литература В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Развёрнутое перспективное планирование», стр. 94;

Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись», стр. 29

Художественное творчество

(аппликация)

«Блюдо с фруктами и ягодами»

(Коллективная работа)

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Материал Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Дополнительный материал для планирования

Беседы:

«Ягода – малина»,

«Какие заготовки из ягод люди делают на зиму»,

ЗАГАДКИ

Серёжка с Антошкой, взяв по лукошку,

Утром отправились в лес за морошкой.

А нам с сестрой Викой по вкусу … (клубника)

Полосатый и пузатый, очень вкусный карапуз.

Любят все его ребята, и зовут его … (арбуз)

Полосатый, с гладкой кожей,

Льнёт он к солнце в день погожий

И краснеет изнутри ярче утренней зари. (арбуз)

Сам он гладок да пузат, полосат его халат.

Воробью наверняка не проклюнуть толстяка. (арбуз)

Кафтан на мне зелёный, а сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч. (арбуз)

Гроздья разноцветные, ягоды приметные.

Каждый будет очень рад скушать этот … (виноград)

Каждый листик – как ладошка.

Схож он с бусами немножко.

Был зелёным, а поспел он –

Стал янтарным, красным, белам. (виноград)

Летом ягоды черны, летом ягоды вкусны.

Чик! – чирикнул воробей, -

Чем чернее, тем вкусней. (смородина)

Никак не могу понять я: похожи кусты, как братья,

А ягоды у них разные – чёрные, белые, красные. (смородина)

Низок, да колюч, сладок да пахуч.

Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (крыжовник)

Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке.

Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)

СТИХОТВОРЕНИЯ

Поспевает брусника, стали дни холоднее.

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт)

Гибкий стебель повилики ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники набрала я туесок.

Пусть она и горьковата, но мочёная вкусна!

Мхов и хвои ароматов эта ягода полна.

С рябиной свежей вазу поставили на стол.

Её заметил сразу, лишь в комнату вошёл.

Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,

Нарисую ягодки – влажные и яркие,

В каплях - бусинки росы удивительной красы.

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щёки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары.

«Черника»

Я спросил у Васи: «Чем ты губы красил?

У тебя лиловый рот и усы лиловые,

И лиловый сок течёт на рубашку новую».

И ответил Вася: «Губы я не красил,

Я черничный пил компот, вот и стал лиловый рот».

«Смородина»

Растёт в саду смородины куст.

К нему пойду, попробую на вкус

Ягодку чёрную, соком полную.

Ягодка гладкая, ты уже сладкая?

Коли поспела – возьмусь за дело:

Туесок принесу, с веток стряхну росу,

Стану ягодки срывать, на варенье собирать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. «Брать – не брать ягоды»

Цель: увеличивать словарный запас по теме; дифференцировать лесные и садовые ягоды; развивать слуховое внимание.

2. «Что где растёт?»

Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление значимости растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

3. «Отгадайте, что за ягода»

Цель: учить детей описывать ягоду и узнавать её по описанию.

4. «Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о растениях сада; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

5. «Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в определении вкуса ягод; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания; закреплять знания о ягодах.

7. «Кто больше знает?»

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. «Дети и волк»

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

(дети, волк; дети по лесу гуляли, землянику собирали.

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте, волк за елью – убегайте!

Работа в книжном уголке: расставляем и рассматриваем с ребятами картинки и фотоиллюстрации с изображением ягод (лесных и садовых)

Лето радует нас не только прекрасной теплой погодой, бесконечными играми с песком и водой, но и вкусными дарами — грибами, овощами, фруктами и ягодами. Сегодняшний сценарий тематической летней прогулки , который подготовила Екатерина Балк, участница проекта «Самое-самое лето» для своего сынишки, посвящен именно ягодам.

Обязательно проведите эту замечательную тематическую прогулку со своим ребенком, и ваши ягодные летние приключения еще долго будут вспоминаться вам и вашему малышу.

Ниже вы найдете подробный сценарий прогулки и рассказ автора о том, как прошла эта прогулка у нее с сыном.

Сценарий тематической прогулки «Ягоды»

Что понадобится для прогулки

Мелки для рисования на асфальте
Ведро или пакет (например, для сбора мусора).
Карточки с изображением ягод
Прищепки и/или магниты
Краски, кисточка, пузырчатая пленка, лист бумаги, влажная салфетка для рук, вода.
Набор для песочницы
Кусок однотонной ткани
Мяч
Двусторонний скотч, салфетки

Загадки

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)

Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела…(земляника)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. — (малина)

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка,
Это ягода -… (Черника)

Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…(клюковка)

Наблюдение
Рисуем ягодки мелками на асфальте, подписываем элементы. Обсуждаем — цветок-незрелая ягода-спелая ягода. Вспоминаем какие бывают ягоды, где растут.

Активные игры

Игра У медведя во бору, грибы, ягоды беру…»
Собираем ягоды по площадке (прищепки, магнитики крепим к чему-то, например, к спорткомплексу).

Творчество
Рисование пальчиками или пузырчатой пленкой ягод.
Аппликация на ткани из репейника.
Аппликация на двустороннем скотче и бумаге из яркой салфетки (отрывая кусочки).

Сенсорика и мелкая моторика
Собираем и бросаем шишки-ягоды в пакет для мусора, называя ягоды и считая.

«Печем» пирог с ягодами-шишками в песочнице.

Рисуем и предлагаем ребенку пройти лабиринт от медведя к кусту малины.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Интеллектуальное развитие и развитие речи
Рассортировать карточки с изображением ягод на лесные, садовые, и те, которые растут и в лесу, и в саду.
Игра с мячом — кидаем друг другу и называем прилагательные, связанные с ягодами.

На этой неделе дважды ходили в лес собирать малину. И появилось желание обыграть ягодную тему и на прогулке.
Задумано было много, всё сразу реализовать не получилось, но я смотрела на интерес Никиты (3 года) и предлагала что-то из запланированного, чередуя активные игры с более спокойными занятиями.
Рисовали мелками, подписывали части, обсуждали, «собирали» в лукошко.


Сортировали карточки с ягодами на лесные, садовые ягоды и те, которые растут и на даче, и в лесу.


Нарисовала тропинку по зарослям от медведя к малине, Никита помогал медведю пробраться к ягодам, ведя мелком по тропинке. Так ему понравилось, что потом еще три тропинки нарисовали (короткие и длинные), а Никита помогал медведю.


Отправились дальней дорогой на самокате-машине в «лес» — на площадку, где весело играли в «У медведя во бору…», забираясь на лесенки, батут, съезжая с горок, когда убегали от медведя.
Бросали с расстояния ягоды-шишки в мешок, называя ягоды, которые знаем.


Снова отправились в путь на другую площадку, «в магазин». Никита захотел быть папой и купить ягод в магазине. Сделали аппликацию — дома подготовила «корзинку» — вырезала, на картон наклеила двусторонний скотч — Никита отрывал кусок от бумажной салфетки, скатывал и «клал» в корзинку.


Потом играли на спорткомплексе. Я крепила прищепки и магнитные буквы к спорткомплексу, это у нас были ягоды, а Никита их «собирал».

Очень ему понравилась игра, как и вся прогулка.

В другой день мы еще порисовали красками и пузырчатой пленкой (ягодки).

Беседа «Гигиена рук» (формировать у детей культурно - гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой, поговорить об опасностях, связанных с грязными руками. Выяснить, кто из ребят всегда помнит о необходимости мыть руки, придумать для остальных «рисунки - напоминалки»)

Д/и. «Отгадай, что на моей картинке» (формировать у детей умение зрительно обследовать предмет и давать словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие. Речь. вербальное воображение)

Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» (учить детей придумывать текст и мелодии на заданную тему по образцу, развивать музыкально-слуховые представления, эмоциональную отзывчивость на музыку)

Развивающая игра «Сложи узор» (развитие творчества, памяти, воображения)

Работа в уголке природы: посадка черенков (закрепить представления детей о размножении растений черенкованием. Формировать соответствующие трудовые умения, развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, поощрять желание участвовать в совместной деятельности).

Прогулка (утро):

1.Наблюдение за сезонными изменениями (формировать понятия о явлениях природы, закреплять знания о солнце)

2.Трудовая деятельность: уборка мусора на участке (воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы)

3.П/и. «Ловишки» (упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга).

4.Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия (учить вбегать на горку и сбегать с неё).

2 половина дня:

Д/и. «Угадай, что в мешочке» (учить детей последовательно осуществлять обследование ягод при помощи осязания, определить их форму. Качество поверхности. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать, и оценивать её результаты.)

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» (учить детей понимать.чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его. Развивать поэтический слух, литературную речь.)

С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» (развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).

Развивающая игра Собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод)

Прогулка (вечер):

1.Набдюдение за пешеходом (закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения)

2.) П/и. «Светофор» (развивать ловкость. закреплять знания о значении светофора).

3. Трудовая деятельность:сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев).

4.Индивидуальная работа: развитие движений (закреплять навыки метания предметов) .

Лето - сезон вкусных и полезных ягод. По мере созревания ягод рассказывайте детям о каждой из них, пробуйте их вкус, определяйте цвет, добавляйте в пищу! Так ребенок выучит не только названия этих ароматных плодов, но и еще и много новых слов - варенье, вареники, джем, желе, компот, коктейль, морс и другие.

Ягодами мы называем небольшие сочные плоды растений. Ягоды растут на деревьях, кустах и маленьких кустиках. Ягоды бывают садовые и лесные, съедобные и ядовитые.

Садовые ягоды

Садовые ягоды люди выращивают в саду. Они все очень полезны.

Клубника - это ароматная, сочная ягода, которая созревает самой первой. Садовая клубника является близкой родственницей лесной земляники. Растет на небольших кустиках на грядке. Семена клубники и земляники расположены не внутри, как у всех ягод, а снаружи. Из-за своего приятного сладкого вкуса клубнику любят взрослые и дети. Также она широко применяется в приготовлении различных десертов.

Смородина - полезная ягода кисловатого вкуса. Она бывает чёрная, красная, белая. Сорта смородины отличаются не только по цвету, но и по вкусу, по содержанию полезных веществ. Смородина растет на кустах. О красной смородине люди придумали такую загадку: «Она чёрная? Нет, красная. А почему же она белая? Потому что зелёная!» Незрелая красная смородина белого цвета. По мере созревания она краснеет. А "зелеными" называют ягоды, которые еще не созрели. Из смородины делают желе, варенье, компот и мармелад.

Малина - это ягода малиново-красного цвета. Малина обладает целебными свойствами. Малиновый чай помогает излечить простуду. Растет на кустах, которые чуть ниже взрослого человека. Малину едят свежую, сушат, замораживают. Из малины готовят варенье, джемы, сиропы.

Лесные ягоды

Лесные ягоды растут в лесу. Они вырастают без помощи человека. Они более ароматны, чем садовые.

Земляника - это мелкая, полезная и очень вкусная лесная ягода. По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.

Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье.

Клюква - одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды - маленькие, круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.

Кроме полезных ягод в лесу растут и ядовитые ягоды (например, волчья ягода), поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.

Ягоды на тарелке

Начало июля - удивительное время, когда в саду уже появляется смородина, малина, крыжовник, в лесах - черника и ежевика. А на грядке еще можно найти последнюю клубнику. Предложите ребенку побыть настоящим дегустатором - сделайте ассорти из свежих ягод, а ребенок с закрытыми глазами пусть опишет вкус ягоды и попробует угадать, какаю из ягод он попробовал.

Из оставшихся ягод приготовьте необычайно полезный напиток - смузи. Этот густой напиток готовится из взбитых в блендере или миксере ягод с добавлением молока или йогурта, по желанию можно добавить лед. Уверены, такой питательный ягодный напиток придется по вкусу каждому ребенку!

Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет на тему: "Фрукты и ягоды".

Курманова Гульнара Руслановна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» Ярковского муниципального района», с. Ярково, Тюменская область.
Описание: Данный материал полезен для воспитателей ДОУ, для педагогов дополнительного образования.
Цель: выявление знаний, представлений о фруктах и ягодах, закрепление умений, полученных на протяжении тематической недели.
Задачи:
- развивать интерес к изучению природы;
- закрепить знания и представления детей о фруктах и ягодах;
- развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность.
Оборудование и материал: фрукты и ягоды (муляжи), покрывало, 2 корзинки, карточки с фруктами и ягодами.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Лето!
Воспитатель: Правильно! А что такое лето, что бывает летом?
Дети: Жарко, солнце светит, ....ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще летом поспевают фрукты и ягоды! Какие вы знаете? Ответы детей Хорошо, сейчас мы проверим, сможете ли вы на ощупь определить какой это фрукт?
Дети отворачиваются спиной, каждому в руки дается фрукт. Они пытаются угадать.
Воспитатель: Молодцы, справились. Теперь мы с вами отправимся в сад, где есть много фруктов и ягод.
Звучит музыка "По малину в сад пойдем". Под музыку станцевали. В группе на полу лежит покрывало, его убираем, под ним раскиданы фрукты и ягоды.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько тут всего. Попробуем определить, где ягода, а где фрукт. Ягоды положим в правую корзинку, а фрукты - в левую. Начали!
Дети собирают.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы сравним ягоды и фрукты. Что у них общего и чем отличаются. Земляника и яблоко? Арбуз и дыня? Крыжовник и слива? Персик и апельсин? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, отлично справляетесь! Сейчас проверим внимание и память. Перед вами несколько фруктов. Воспитатель раскладывает 5 фруктов в ряд. Запомните их. А теперь закройте глаза. Воспитатель убирает один. Откройте глаза, какого фрукта не стало? Ответы детей. И так увеличиваем до 10 фруктов
Воспитатель: Отлично! Теперь подойдите к столу, видите, разложены карточки. Вам нужно угадать, где какой фрукт или ягода. Карточки лежат перевернутые картинкой вниз. Воспитатель у каждого ребенка по - одному спрашивает где находится тот или иной фрукт или ягода, называя место, где искать. Итак, покажи мне, где находится яблоко, если оно третье слева и 4 снизу. Дети по очереди отгадывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями!
Спасибо за внимание!