Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе

Задачи: образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах. Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок. Продолжать знакомить с русскими народными традициями на примере праздника капустник.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру.

День

Совместная деятельность

Инд. работа

Самостоятельная деятельность

Понедельник

1. Познание окр. Мира «Сад и огород»

2. Музыка «Листья кружатся, летят»

Утро: 1. Беседа на тему: «Что растет в саду и в огороде?»

2.Подв.игра «Огуречик»

3. Д/и «Кому что нужно?»

4. Пальч. Гимн. «Овощи»

5. Работа в уголке природы. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.

Прогулка: 1. Наблюдение за деревьями

2.П/И «Самый внимательный»

3. Трудовое поручение: уборка сухих листьев

4. Творческая игра «Автобус»

Вечер: 1. СРИ «Фруктовое кафе»

2.Д/и «Что сажают в огороде?»

3. Чтение стихотворений Е. Трутнева «Урожай, урожай!», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»

4. Игра на дет. муз. инструментах «Мы- музыканты».

5. ОЭД «Почему не тонет апельсин?»

Счет в пределах 5

Прыжки на месте

Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Настольно- печатные игры «Овощи и фрукты», «Что лишнее»

Игры с выносным материалом

Настольно-печатные игры: Что и где растет?, игры со строительным материалом

Вторник

1. Математические представления «В гостях у бабушки»

2. Лепка «Грядки с капусткой и морковкой»

Утро: 1. П/И «Огород»

2.Физ.упр. «Капаем картошку»

3. Беседа на тему: «Какая польза от овощей и фруктов?»

4. П/г «Пальчики в саду»

5. Формирование культуры поведения за столом. Практическое упр. «Послушные локоточки».

Прогулка: 1. Наблюдение за осенними работами на огороде.

2.Чтение стихотворения «Дуют ветры…»

3. П/И «Найди, где спрятано»

4. Труд: сбор семян бархатцев.

5. Д/и «Вершки и корешки»

Вечер: 1. Чтение р. н. сказки «Вершки и корешки»

2.Работа в уголке природы. Полив комнатных растений.

3. Д/и «Что лишнее?»

4. СРИ «Семья». Сюжет - на огороде

5. Разв. Игра «Опиши фрукт, овощ»

Д/и «Сосчитай»

Д/И «Отгадай загадку»

Сл. игра «Апельсин какой?...»

Рисование на тему: овощи и фрукты, рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

Игры с песком, с мячом и кеглями.

Игры с конструктором «Лего»

Среда

1. Рисование: «Овощи»

2. Физкультура.

Утро : 1. Беседа на тему: «Заготовки на зиму»

2.Д/и «Пересчитай предметы»

3. П/и «Баба села на горох»

4. П/г «Капуста»

Прогулка : 1. Экскурсия в овощной магазин

2.Чтение стихотворения «В магазине»

3. Трудовое поручение: «уборка опавших листьев»

4. Сл. Игра «Садовник»

Вечер: 1. Д/и «Назови одним словом»

2.Беседа на тему: «Я садовником родился…»

3. Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Под грибом».

4. СРИ «Увозим урожай с дачи»

5. Игра - хоровод «Кабачок»

Чистоговорка: В огороде у
Феклы – свекла.

Прыжки через скакалку.

Составление описательных рассказов по схеме.

Рисование по трафаретам «Овощи».

Игры с выносным материалом.

Строительные игры, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам, предложить раскраски.

Четверг

1. Музыка «Секреты музыкальной шкатулки»

2. Развитие речи «Зина, коза и заяц»

Утро: 1. П/ и «Яблонька»

2.Русские нар. потешки, песенки «Заинька войди в сад»

3. Работа в уголке природы. Рассматривание семян фруктов и овощей.

4. Дежурство по столовой: «Учимся правильно сервировать стол».

5. П/г «Компот»

Прогулка: 1. Наблюдение за трудом взрослых.

2.Д/и «Кто выше?»

3. П/И «Чучело»

4. Труд. Окапывание кустарников.

Вечер: 1. Д/и «Что и где растет?»

2.СРИ «За покупками в магазин»

3. Разучивание песни «Осенняя»

4. Театрализация по сказке «Репка»

5. Чтение сказки «Чиполино»

Разучивание стихотворения: Ю. Тувима

Прыжки с места

Аппликация «Овощи на тарелке»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Чиполино»

Игры с метанием

Пазлы, мозаика.

Пятница

1. Конструирование: «Ворота»

2. Физкультура

Утро: 1. Рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

2.Беседа на тему: «Растения тоже любят умываться»

3. Д/и «Чудесный мешочек»

4. П/и «Яблонька»

Прогулка: 1. Наблюдение за грузовым транспортом

2.П/И «Поиграем с овощами и фруктами»

3. Трудовые поручения Уборка сухостоя на огороде

4. Д/И «Угадай, что загадаю»

Вечер: 1. Итоговое мероприятие: «Путешествие в страну Витаминка»

2.Беседа на тему «Фрукты- какие они?»

3. Музыкальная игра «Огородная хороводная»

4. СРИ «Дочки- матери»

Чистоговорка «Не топчи, бычок, кабачок, не топчи»

Метание «Попади в цель»

Песня «Наш огород»

Рисуем по памяти

Предложить атрибуты для СРИ «Кафе»

Игры с кольцебросом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей среднего дошкольного возраста

На тему: «Во саду ли в огороде».

Задачи: образовательные: Формировать представления об овощах и фруктах. Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок. Продолжать знакомить с русскими народными традициями на примере праздника капустник.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру.

День

НОД

Совместная деятельность

Инд. работа

Самостоятельная деятельность

Понедельник

  1. Познание окр. Мира «Сад и огород»
  1. Музыка «Листья кружатся, летят»

Утро: 1. Беседа на тему: «Что растет в саду и в огороде?»

2.Подв.игра «Огуречик»

3. Д/и «Кому что нужно?»

4. Пальч. Гимн. «Овощи»

5. Работа в уголке природы. Рассматривание муляжей овощей и фруктов.

Прогулка: 1. Наблюдение за деревьями

2.П/И «Самый внимательный»

3. Трудовое поручение: уборка сухих листьев

4. Творческая игра «Автобус»

Вечер: 1. СРИ «Фруктовое кафе»

2.Д/и «Что сажают в огороде?»

3. Чтение стихотворений Е. Трутнева «Урожай, урожай!», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»

4. Игра на дет. муз. инструментах «Мы- музыканты».

5. ОЭД «Почему не тонет апельсин?»

Счет в пределах 5

Прыжки на месте

Д/и «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

Настольно- печатные игры «Овощи и фрукты», «Что лишнее»

Игры с выносным материалом

Настольно-печатные игры: Что и где растет?, игры со строительным материалом

Вторник

  1. Математические представления «В гостях у бабушки»
  1. Лепка «Грядки с капусткой и морковкой»

Утро: 1. П/И «Огород»

2.Физ.упр. «Капаем картошку»

3. Беседа на тему: «Какая польза от овощей и фруктов?»

4. П/г «Пальчики в саду»

5. Формирование культуры поведения за столом. Практическое упр. «Послушные локоточки».

Прогулка: 1. Наблюдение за осенними работами на огороде.

2.Чтение стихотворения «Дуют ветры…»

3. П/И «Найди, где спрятано»

4. Труд: сбор семян бархатцев.

5. Д/и «Вершки и корешки»

Вечер: 1. Чтение р. н. сказки «Вершки и корешки»

2.Работа в уголке природы. Полив комнатных растений.

3. Д/и «Что лишнее?»

4. СРИ «Семья». Сюжет - на огороде

5. Разв. Игра «Опиши фрукт, овощ»

Д/и «Сосчитай»

Д/И «Отгадай загадку»

Сл. игра «Апельсин какой?...»

Рисование на тему: овощи и фрукты, рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

Игры с песком, с мячом и кеглями.

Игры с конструктором «Лего»

Среда

  1. Рисование: «Овощи»
  2. Физкультура.

Утро : 1. Беседа на тему: «Заготовки на зиму»

2.Д/и «Пересчитай предметы»

3. П/и «Баба села на горох»

4. П/г «Капуста»

Прогулка : 1. Экскурсия в овощной магазин

2.Чтение стихотворения «В магазине»

3. Трудовое поручение: «уборка опавших листьев»

4. Сл. Игра «Садовник»

Вечер: 1. Д/и «Назови одним словом»

2.Беседа на тему: «Я садовником родился…»

  1. Чтение сказок В. Сутеева «Яблоко», «Под грибом».
  2. СРИ «Увозим урожай с дачи»
  3. Игра - хоровод «Кабачок»

Чистоговорка: В огороде у
Феклы – свекла .

Прыжки через скакалку.

Составление описательных рассказов по схеме.

Рисование по трафаретам «Овощи».

Игры с выносным материалом.

Строительные игры, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам, предложить раскраски.

Четверг

  1. Музыка «Секреты музыкальной шкатулки»
  1. Развитие речи «Зина, коза и заяц»

Утро: 1. П/ и «Яблонька»

2.Русские нар. потешки, песенки «Заинька войди в сад»

3. Работа в уголке природы. Рассматривание семян фруктов и овощей.

4. Дежурство по столовой: «Учимся правильно сервировать стол».

5. П/г «Компот»

Прогулка: 1. Наблюдение за трудом взрослых.

2.Д/и «Кто выше?»

3. П/И «Чучело»

4. Труд. Окапывание кустарников.

Вечер: 1. Д/и «Что и где растет?»

2.СРИ «За покупками в магазин»

3. Разучивание песни «Осенняя»

4. Театрализация по сказке «Репка»

5. Чтение сказки «Чиполино»

Разучивание стихотворения: Ю. Тувима

«Овощи»

Прыжки с места

Аппликация «Овощи на тарелке»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Чиполино»

Игры с метанием

Пазлы, мозаика.

Пятница

  1. Конструирование: «Ворота»
  2. Физкультура

Утро: 1. Рассматривание набора картинок «Овощи и фрукты»

2.Беседа на тему: «Растения тоже любят умываться»

3. Д/и «Чудесный мешочек»

4. П/и «Яблонька»

Прогулка: 1. Наблюдение за грузовым транспортом

2.П/И «Поиграем с овощами и фруктами»

3. Трудовые поручения Уборка сухостоя на огороде

4. Д/И «Угадай, что загадаю»

Вечер: 1. Итоговое мероприятие: «Путешествие в страну Витаминка»

2.Беседа на тему «Фрукты- какие они?»

3. Музыкальная игра «Огородная хороводная»

4. СРИ «Дочки- матери»

Чистоговорка «Не топчи, бычок, кабачок, не топчи»

Метание «Попади в цель»

Песня «Наш огород»

Рисуем по памяти

Предложить атрибуты для СРИ «Кафе»

Игры с кольцебросом.


Цель: расширять представления детей о саде и огороде.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
2. Учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ с помощью картинок-опор.
3. Развивать зрительное внимание детей, память.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, корзина, подставки для картин, сюжетные картины «Сад», «Огород», картинка Незнайки, картинки-опоры для составления рассказа.
раздаточный материал: цветные карандаши, индивидуальные листы с заданием «Обведи по контуру».

Ход занятия

I. Орг. момент.

1. Игра на развитие зрительного внимания «Сядет тот, у кого в руках два красных карандаша, один желтый карандаш и т.д.»

II. Работа по теме занятия

1. Д/и «Овощи-фрукты»: педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Незнайка и принес корзину, предлагает посмотреть и назвать что в ней:
-Что находится в корзинке? (Овощи и фрукты.) Правильно, где растут овощи/фрукты? (На огороде, в саду.) Верно, давайте «отправим» каждый овощ и фрукт в то место, где они живут.
Логопед демонстрирует детям сюжетные картины «Сад», «Огород», вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Что это? (Это помидор.) Помидор овощ или фрукт? (Помидор-это овощ.) Где растет помидор? (Помидор растет на огороде, на грядке.) Молодец, положи этот овощ к картинке, где нарисован его домик и т.д. »
2. Д/и «Угадайте, где мы были?»

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Сад».
-Что это? (Это сад.)

Логопед просит ребенка показать нужную картинку. Вызванный ребенок показывает картинку «Огород».
-Что это? (Это огород.)

3. Д/и «Что в саду? Что в огороде?». Рассмотреть картинки «Сад», «Огород»
Вопросы детям:
-Что растет в саду? (В саду растут фрукты.)
(Поставить рядом с картинкой «Сад» картинку «Фрукты».)
-На чем растут фрукты? (Фрукты растут на дереве.)
(Рядом с картинкой «Фрукты» поставить картинку «Дерево.»)
-Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)
(Рядом с картинкой «Огород» поставить картинку «Овощи».)
-На чем растут овощи? (Овощи растут на грядке.)
(Рядом с картинкой «Овощи» поставить картинку «Грядка».)

III. Физкультминутка



1. Составление короткого рассказа по теме.
-Ребята, послушайте мой рассказ о фруктовом саде: «Это сад. В саду растут фрукты. Фрукты растут на дереве». (Педагог показывает соответствующие картинки по тексту.)
Затем логопед предлагает повторить 2-3 детям рассказ о саде. После чего ребята составляют самостоятельно рассказ об огороде: «Это огород. На огороде растут овощи. Овощи растут на грядках».
2. Развитие графомоторных навыков «Обведи по контуру»

V. Итог. Педагог совместно с детьми вспоминает, чем они занималась на занятии.

Конспект занятия №2 по теме «Сад-огород»

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:
1. Продолжать учить детей отгадывать описательные загадки.
2. Учить детей составлять сравнительный рассказ по картинкам-опорам.
3. Развивать словесно-логическое мышление детей.
4. Развитие графомоторных навыков.

Оборудование: демонстрационный материал: натуральные овощи и фрукты, карточки-опоры для сравнения объектов.
раздаточный материал: карточки к игре «Угадай по половинке», инд. листы «Проведи стрелочки».

Ход занятия

I. Орг.момент.
1. Д/и «Угадай, что нарисовано?»: логопед раздает каждому ребенка карточку с изображением половинки фрукта или овоща, ребенок должен догадаться, что спрятано на картинке.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Угадай, что у меня?»: логопед описывает фрукт или овощ, не проговаривая его названия: «Это овощ. Он красный, круглый, большой, сладкий». (Помидор.) Дети должны догадаться о чем идет речь.
2. Д/и «Подбери признак»: лимон (какой?)-…; апельсин (какой?)-…; груша (какая?)-… и т.д.
3. Д/и «Сравни»: дети с помощью картинок-опор сравнивают овощи и фрукты, например: «Что это? (Это морковь и лимон.) Скажите, что из них овощ, а что фрукт? Сравните морковь и лимон по цвету, форме, вкусу и месту, где растут».
Логопед рассказывает сравнительный рассказ полностью, затем кто-то из детей его повторяет.

III. Физкультминутка.

См. 1 занятие.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Составление сравнительного рассказа по 5 признакам. Дети с помощью картинок-опор сравнивают: банан-чеснок, лук-груша, кабачок-слива.
2. Работа с индивидуальными листами «Проведи стрелочки» (От овощей и фруктов продолговатой формы к подносу, а от круглых овощей и фруктов-к тарелке).

Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой.

Проектная идея: Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.

Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  • Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
  • Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
  • Развивать интерес к развитию и росту растений.
  • Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
  • Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
  • Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
  • Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Этапы работы над проектом:

  1. Ознакомительный (подготовительный) :

определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», закупка семян, оборудования для огорода на окне, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  1. Основной (или этап реализации проекта):

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок).

  1. Заключительный:

совместная (воспитатели, дети, родители) высадка растений на территории детского сада; оформление фотовыставки «Наш огород на окне», наблюдение и уход за растениями в течении летнего периода.

Ожидаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными и дико растущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формировать у детей уважительное отношение к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

По реализации проекта « Огород на окне» были получены следующие результаты:

Дети

1.Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2.У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

  1. В результате практической и опытнической деятельности дети получили

необходимые условия для роста растений.

  1. Дети увидели многообразие посевного материала.
  2. Дети стали бережно относится к растительному миру.
  3. В группе был создан огород на окне.

7.Дети стали более уважительно относится к труду.

Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, кукурузу, семена подсолнуха и огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать первые выводы.

Родители.

1.Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

  1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагоги.

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Литература и интернет источники:

  1. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.

Методическая литература:

  • Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт - Петербург. Детство - Пресс 2008г.
  • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
  • Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?. Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.
  • «Формирование целостной картины мира» под ред. О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеевой, М. 2015 г.
  • Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
  • Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Материал и оборудование для оформления огорода на окне:

  • Семена культурных растений - цветов: бархатцы, цинния, агератум, сальвия.
  • Семена огородных растений: укроп, петрушка, салат, томаты, огурцы, кукуруза, семечки подсолнуха, клубни картофеля.
  • Земля, контейнеры для посадки, лейка.
  • Заборчик, творческое оформление огорода на окне.

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

  • «Огород - для семьи доход».
  • «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
  • Картошка да каша - еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.

Загадки, стихи, пословицы о труде.

Загадки

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..?

Тише деточка не плач.

Это с нашей грядки врач.

Исцелить любой недуг

Может огородный… (лук)

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? - Я вам друг

Я - простой зелёный… (лук)

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на ветках —
Красные детки. (Помидоры)

Листик пряный, шелковистый,

Он пушистый и душистый.

Там, где рос когда-то боб,

Хорошо взойдет... (укроп)

Зелена, свежа, кудрява

Ароматная приправа.

Укропу я подружка -

Душистая... (Петрушка)

Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород)

В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт. (Пугало)

Я - садовый инвентарь!

На селе знакома встарь.

Дедушка меня берет

И копает огород. (Лопата)

Пословицы о труде:

Где труд - там и счастье.

Кто не работает, тот не ест.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

На все руки мастер.

Кончил дело, гуляй смело.

Труд человека кормит, а лень портит.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Стихи:

С. Крупа-Шушарина

В огороде снова в моде

Зелень, овощи сажать!

У Петра растет петрушка,

А Прокоп растит укроп.

Посадила Фекла свеклу,

А на грядке Павел

Посадил зеленый щавель.

В огороде у Антошки

Каждый год растет картошка.

У Марины и Карины

Много выросло малины.

В огороде у Ассоль

Скоро вырастет фасоль.

У Алины, у артистки,

Много розовой редиски.

А в теплице у Федоры

Покраснели помидоры.

А ребята-близнецы

Поливают огурцы.

У Алины очень ловко

Из земли растет морковка.

Посадила Злата

Зелень для салата.

А. Максакова

Посадила в огороде ;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

На девятой арбуз

Полосатый карапуз.

А десятая отныне,

Нам подарит даже дыни!

Ф. Гуринович

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Вместе в бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

Что растет на огороде

Мы видали в магазине

Много овощей в корзине,

Только все они не тут,

А на грядочке растут.

Грядка та на огороде.

Это что-то клумбы вроде,

Ведь по ней нельзя ходить

И растениям вредить!

Там, на клумбе, то есть грядке,

В строгом все растет порядке.

И порядок тот таков,

Что не терпит сорняков.

И без них, поверьте, братцы,

Трудно что где разобраться.

Вроде здесь морковь была,

Дернул, а она - свекла.

Только бы была охота -

Различим мы их в два счета.

У морковки рыжий цвет,

У свеклы такого нет -

В сарафан она одета

Фиолетового цвета.

А картофель с малых лет

В плащ коричневый одет.

Не похож он даже близко

На румяную редиску ,

Но уж коль не "над", а "под" -

Все равно он корнеплод.

Над землей жить веселее,

Там чем выше, тем теплее,

И заплелся, если б мог,

Прямо на небогорох .

Тянет длинные усищи

И себе опору ищет,

Ведь любой его стручок

Хочет свой погреть бочек.

Перья лука зеленеют

И от солнышка длиннеют,

С нетерпением он ждет,

Что из лейки дождь пойдет.

Разделяют эти чувства,

В листья кутаясь, капуста .

С ней согласен с давних пор

Краснощекий помидор .

Чем сильнее солнце греет,

Тем быстрее он созреет.

Но огурчик -крокодил

В том его опередил.

Взял и занял спозаранку

Лучшую в кладовке банку,

И теперь ужасно рад,

Что не будет в ней томат.

Их соперничество глупо -

Для засолки и для супа,

Для салата и для щей

Надо много овощей

План мероприятий по организации детской деятельности

Форма работы

Тема

Цель, задачи

Занятие

ОО «Познание»

«Что мы знаем об овощах»

Закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

«Труд овощеводов и садоводов»

Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

«Что растет на огороде»

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Беседы

«Что такое огород и что на нем растет»

Расширять кругозор детей.

«Наши помощники на огороде»

Расширять кругозор детей.

«Знакомство с овощами, как самостоятельным культурным, огородным растением»

Расширять кругозор детей.

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Практическая деятельность

«Посадка огорода на окне»

Вызвать желание помогать взрослым.

«Творческое оформление огорода на окне»

«Выращивание рассады»

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Опыты и наблюдения

«Рассматривание семян растений для нашего огорода на окне»

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

«Изменения роста наших растений»

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян, зернах;

Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

«Проращивание ростков у клубней картофеля»

Знакомить детей с ростом ростков картофеля, дать представления для чего это нужно, какие условия необходимо создать, что делать потом.

«Благоприятные и неблагоприятные условия для роста наших растений»

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Труд в уголке природы

«Работа на огороде в группе»

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание).

Учить ухаживать за растениями.

Труд в природе

«Клумбы для нашего огорода на участке»

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

«Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада»

Учить детей оказывать посильную помощь взрослым.

Сюжетно - ролевые игры

«Овощной магазин», «На даче», «Повара»

Создать положительно - эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.

Дидактические игры

«Что сажают в огороде»

Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Подбери пару»

Научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

«Вершки и корешки»

Закреплять знания детей о растениях и плодах.

«Что сначала, что потом»

Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

«Во саду ли, во огороде»

(классификация огород, сад, фрукты, овощи).

Учить детей различать классификацию растений, обобщать.

«Поможем маме»

Учить детей правильно называть овощи и определять их на схеме. Развивать быстроту мышления, память.

«Разложи по корзинкам»;

«Сварим суп и компот»

Учить детей правильно называть, различать и обобщать фрукты, овощи, ягоды.

Музыкальные и подвижные игры

«Огородная хороводная»,

«Мыши в кладовой»,

Драматизация сказки «Репка»

Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Создать положительно - эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей, проявление творческих способностей у детей в театрализованной деятельности.

Пальчиковые игры

«Мы большой арбуз купили»;, «Фрукты», «Приглашаем в огород», «Овощи», «Варим мы компот», «Морковка», «Капуста», «Картошка»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Экспериментальная деятельность.

Беседы.

«Узнаем: какая земля»

Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).

«Вода и растения»

Выявить, насколько вода необходима для растений.

«Солнце и растения»

Определить роль солнечного света в жизни растений.

«Человек и растения»

Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Художественно - эстетическая деятельность

(Рисование)

«Наши растения»

Учить детей пользоваться во время рисования ранее приобретенные навыки; развивать воображение, творчество.

«Как растет наш лучок»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Лепка из пластилина (фруктов и овощей).

«Наш урожай»

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

Лепка из пластилина (сюжетная по мотивам сказки «Пых»)

«Грядка с капустой, морковкой»

Продуктивная деятельность

Изготовление забора для «Нашего огорода на окне»

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.

Аппликация

«Салат из овощей»

Закреплять знания об овощах; правильно проговаривать их названия; учить использовать во время аппликации ранее приобретенные навыки; развивать творчество, воображение.

Конструирование

«Дачный домик»

Продолжать учить детей строить из мелкого и крупного строителя постройки и обыгрывать их.

Оформление фото-стенда

«Чудо огород»

Подвести итог проделанной работы.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультации для родителей « Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье».
  3. Ширма «Огород на подоконнике в домашних условиях (рекомендации родителям), «Витамины для детей», «Овощи и фрукты - ценные продукты».
  4. Памятка для родителей «Прогулка в природу».
  5. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для

огорода на окне, в творческом оформлении.

  1. Совместная высадка рассады на участке и территории детского сада.

Конспект организованной

образовательной деятельности

для детей средней группы

Тема: «Что мы знаем об овощах»

Провела воспитатель

1 квалификационной

Гармонова Н.В.

Занятие

«Что мы знаем об овощах»

Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.

Занятие начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох!

«Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.

«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (Дети называют овощи.)

А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (Урожай, плоды.)

Плоды растут... Что еще про них можно сказать?» (Созревают, поспевают, цветут и т.д.)

Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (Овощи растут в огороде, поле, а фрукты — в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам, а фрукты на десерт.)

Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.

Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.

Вопросы, на которые нужно ответить:

  1. где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород)",
  2. из чего их выращивают;
  3. это овощи или фрукты;
  4. где используют спелые плоды;
  5. как цветут растения, на которых они растут;
  6. из чего состоит плод;
  7. какой он на вкус, на ощупь и на запах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 «Березка»

поселок Северный Талдомский район Московская область

Конспект организованной

образовательной деятельности

для детей средней группы

Образовательная область «Познание»

Тема: «Труд овощеводов и садоводов»

Провела воспитатель

1 квалификационной

Гармонова Н.В.

Занятие

«Труд овощеводов и садоводов»

Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.

Предварительная работа. Для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др.), подбирают загадки об овощах и фруктах.

В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.

Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.

В конце занятия проводится сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета -те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Игра «Подбери пару»

Цели: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.

Оборудование: знакомые детям геометрические фигуры или тематические подборки изображений разных предметов, которые можно объединить по парам (например, яблоки разного цвета, большие и маленькие; корзинки разного размера и т.д.). По этому - же принципу можно подобрать игрушки: куклы и одежду, домики, машины и т.д.

Сначала дети внимательно рассматривают картинки. Затем воспитатель просит их рассказать, что общего между изображенными на них предметами и чем они отличаются.

Потом по просьбе игрушки (куклы или зверюшки) дети выбирают нужный им предмет (например, морковку для зайчика). Следующее задание — найти овощу пару такой же длины (например, огурец) или такого же цвета (например, апельсин). Выполнив просьбу игрушки, дети объясняют, по какому признаку подобрана пара.

Игрушки благодарят детей, хвалят за удачно подобранную пару, а потом просят подобрать пару по определенному признаку. Дети, сидящие за столом, контролируют друг друга, советуются с игрушками.

Вариант 1

Дети, сидящие за одним столом, делят все картинки между собой и составляют пары из них. Если у ребенка оказываются предметы, которые нельзя объединить ни по какому признаку, воспитатель предлагает поменяться ими с товарищами, чтобы подобрать пары самому и помочь другим.

Вариант 2

В группе появляется мудрая змея, которая интересуется, готовы ли дети выполнить более сложное задание — взять какую-нибудь картинку и по одному из признаков (цвет, форма, назначение) подобрать пару среди оборудования комнаты. Дети начинают выполнять задание, а змея поощряет их и просит других детей помочь. Помощники тихими хлопками будут сообщать, что тот, кто отправился на поиски, далек от нужного предмета, а громкими — что он приближается к нему. Таким образом задание будут выполнять все дети.

Вариант 3

Змея, убедившись, что дети стали почти такими же мудрыми, как она, предлагает всем одновременно искать пару для своего предмета.

Когда пары подобраны, змея предлагает посмотреть на них и оценить правильность выполнения задания каждым ребенком. С теми, кто удачно нашел пару, змея танцует; тем, кто ошибся, обещает помочь при повторении игры.

Игра «Что сажают в огороде?»

Цели: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развить быстроту мышления, слуховое внимание.

«Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы будете внимательно слушать и отвечать. Если я назову то, что растет в огороде, вы ответите "да", если же то, что в огороде не растет, — вы скажете "нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель. Морковь.

Воспитатель. Огурцы.

Воспитатель. Свекла.

Воспитатель. Сливы.

Дети. Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!»

Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД»

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

- Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

П/И «МОРКОВКА»

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

П/И «КАПУСТА»

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я - капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста.

П/И «КАРТОШКА»

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»),

Под кустом - картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

П/И «Овощи»

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой

руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

ЩИ - ТАЛОЧКА.

Чищу овощи для щей. Хлопаем в ладоши

Сколько нужно овощей? Развести руки в стороны, загибаем три пальца

Три картошки,

Две морковки. Загибаем два пальца на левой руке

Луку полторы головки. Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушки корешок. Загибаем один палец левой руки

Да капустный кочешок. Загибаем палец правой руки

Потеснись - ка ты, капуста. Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо. Выставляем ладошку

Раз. По - очереди выставляем

Да указательный палец

Три средний палец

Огонь зажжен. Хлопаем

Кочерыжка Правой рукой показываем на центр

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом(гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот"

И уходят, открыв рот"

Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Проектная идея . Создать в группе огород на подоконнике.

Участники проекта:

Воспитатель

Родители

Задачи проекта:

1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Развивать познавательные и творческие способности детей.

5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

9. 8. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Работа с родителями.

1.Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на окне» контейнеры, землю, семена для посадки

2.Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки.

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта

«Огород на окне»

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

В повседневной жизни детей я обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цветы. На вопрос «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Что мы знаем о растениях

Что можем и хотим узнать

Как мы это узнаем

Растения растут в земле;

Растения бывают разные: цветы, деревья, трава, кусты;

У растений есть листья, цветы;

Растения на улице растут только летом;

На даче выращиваем летом овощи;

В помещении растения растут всегда;

Из овощей варят суп, делаю салат;

Папа дарит цветы на праздники,

Зимой в банках приносят огурцы, они маринованные;

Лес – это много разных растений.

Как растут растения?

Чем подкармливать растения?

Зачем подкармливают?

Где растут растения?

Какие бываю растения?

Какую пользу приносят растения?

Как правильно ухаживать за растениями?

Откуда берутся семена?

Какие растения используются при приготовлении блюд?

Из чего состоят растения?

Что особенно важно для жизни растений?

Побеседовать о пользе растений, и как за ними ухаживать;

Рассмотреть иллюстрации с изображением растений;

Нарисовать картины с изображением растении;

Понаблюдать за приготовлением блюд из овощей и расспросить маму или бабушку, как и где правильно использовать овощи;

Обратить внимание на прогулке какие растения растут на участке.

План реализации проекта.

1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя ноября .

2. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).Родительский комитет.

3. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.

Исследовательский этап

Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы,

1. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы 1

2. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др. Воспитатели группы.

4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы.

5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). Воспитатели группы.

6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта

Заключительный этап (2 недели)

1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители.

2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы.

3. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы.

Практическая часть

В группе мини-центра разбивка огорода на подоконнике.

Вначале они приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимания, что не все семена одинаковые, чеснок вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу, а вот семена огурцов смогут склевать птицы.

После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать.

Воспитатель предложила подумать: похож наш подоконник на огород? И чего для этого не хватает. Вмести с детьми, подоконник оформили атрибутами и игрушками соответствующей тематике.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Загадки: Сад

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

Редис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

Голова на ножке,
В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в огороде ;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород .
Здесь клубника лезет в рот.

Провели

Дидактические игры:

«Вершки и корешки »

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз -
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды - яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа

Конспект НОД «Посадим огород». Экспериментальная деятельность в средней группе.

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования
Цель: Формирование знаний об овощах.
Задачи:
- Учить различать овощи по характерным признакам
- Развивать память, обследовательские действия.
- Создать чувство эмоционального комфорта.
- Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
- Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и ухаживать за ним.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.
Обогащение словаря: Семечко, сажать, рыхлить, поливать, ухаживать.
Материалы к занятию: Комнатный горшок с землёй, совочек, лейка с водой, пачка с семенами.

Ход занятия:

1.Вводная беседа с детьми о времени года и осеннем урожае.
- Какое время года? (осень)
- По каким признакам догадались, что наступила осень? (дети перечисляют)
2. Сюрпризный момент:
Стук в дверь, входит кукла Маша и приносит красивый мешочек
Проводится игра «Чудесный мешочек»
Кукла Маша предлагает желающим на ощупь отгадать, что там лежит.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети обследуют и вытаскивают овощи.
4.Загадки.
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я...
(Капуста).

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
(Картошка).

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Маленький, горький, луку брат.
(Чеснок)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют.
К осени краснеют.
(Помидоры)

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.

5.Дидактическая игра «Узнай на вкус». Овощи режут на кусочки, вызывают ребёнка, завязывают глаза и дают пробовать овощ. Нужно по вкусовым качествам определить, какой овощ попался.
6.Дидактическая игра «Вершки – корешки» Дети выбирают, что растёт в земле, а что на поверхности.
Заострить внимание на огурце.
Загадка
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке, К солнцу - бочком, хвостики у них - крючком. Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
- Какого цвета огурец? (зелёного)
- Какая поверхность? (с пупырышками)
- Чем полезен огурец?

Огурец содержит очень много витаминов, которые полезны нашему организму. А так же имеет и целебные свойства – огуречный сок полезен при заболеваниях кожи, обладает жаропонижающим действием. Ваши мамы делают салаты и закатывают в банки, зимой вы с удовольствием пробуете огурец из банки.

А где растёт огурец? (на грядке)
- А сейчас можно вырастить на огороде и почему? (потому что холодно и он замёрзнет)
- Давайте посадим в группе на подоконнике и попробуем вырастить огурец.
7. Практическая часть.
- А сейчас Маша мы покажем, как надо сажать огурцы.
- Что нужно для посадки? (семя, землю, воду и горшок цветочный)

- Мы заранее насыпали в горшок землю и размяли, чтобы не было комочков.
Возьмём семечко и посадим в землю, а затем польём водой.
Поставим горшок на окошко и будем наблюдать, что произойдёт с нашим семечком.
Наши наблюдения.
Через некоторое время показался росток с двумя листиками.


Затем появились листики покрупнее. На ощупь листик мохнатый и мягкий. Всё время поливаем водой комнатной температуры, проводим рыхление. Дети с удовольствием ухаживают за маленьким ростком.


Наш стебелёк растёт и появились ещё листики


Возле листочка появились маленькие зародыши огурчика и цветочки.


Мы поставили лесенку, с помощью усов огурец цепляется за неё и взбирается вверх.
Огуречные лианы –
Не растут на них бананы
Лишь зелёный огурец,
Ловкий, сладкий удалец!
Огурец-канатоходец
По канатам важно ходит.
Выше, выше, ближе к солнцу,
Ус-пружинка цепко вьётся…
Пьёт росу на зорьке ранней,
В жаркий день - дожди желанней!
Тёплым светом напитался,
Чистым ветром обдувался,
Круглобоким стал пострел,
Звонким хрустом он созрел!
Вот и наши цветочки.
А вот уже и огурчики.
Вот зелёные юнцы -
Молодые огурцы!
Раз, два, три... четыре... пять -
Сразу всех не сосчитать!
Крепкий стройный молодец,
Тонкокожий огурец,
И солёный, и в сметане -
Вкуса дивного творец!


Огурец рос – рос и вырос.



Мы его сорвали, помыли.


Порезали кружочками и угостили всех деток.
Дети славно потрудились, вырастили великолепный урожай!


– Я – зелёный огурец,
Витаминный удалец!
Летом я на грядке зрею,
А зимой – в оранжерее.
Все со мной дружить хотят,
Ведь меня со всем едят:
В бутерброде, и с картошкой,
И в салате – вилкой, ложкой,
В завтрак, в ужин, и в обед…
Ничего полезней нет!