Двигательное развитие ребенка от рождения до года. Почему грудной ребенок выгибает спину дугой и запрокидывает голову назад: причины «акробатического мостика

Иногда родители замечают странное поведение – малыш начинает выгибать спинку, пытаться даже встать на мостик и плакать при этом. Возможно, таким образом, организм маленького реагирует на происходящие изменения в нервной системе. Рассмотрим, как это отражается на группе мышц спины и почему такое происходит.

Когда ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком, прежде всего, необходимо оперативно диагностировать причину такого поведения.

Повышенное внутричерепное давление, как причина того, что ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком

Вряд ли попытки встать «на мостик» у ребенка в 3 месяца обусловлены ранней тягой к спортивным упражнениям. Малыш еще плохо владеет своим телом, мышцы не укрепились как следует, поэтому такие «пируэты» для него настоящий подвиг, вызванный серьезной причиной.

Точный диагноз может поставить лишь невролог после тщательного обследования.

  • Если причина кроется в кишечных проблемах, поможет раствор укропной воды или прогретая пеленка. Ее кладут на животик как компресс.
  • Иногда дети ведут себя таким образом из-за тяжелого дыхания. Прислушайтесь, проверьте нос. Если он заложен, промойте водой со слабым раствором соли или отваром с ромашкой. Капните в каждую ноздрю средства от насморка для детей. Когда дыхание наладится, малыш перестанет себя странно вести.
  • Ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком и плачет во время кормления. Он не может толком взять грудь или соску от прикорма, рискует повредить себе спину. Возможно, малыш дает понять, что не наелся или переел. Возможно, даже сыт, но не хочет покидать мамины руки. Иногда причина кроется во вкусе маминого молока при ГВ – малыш голоден, но вкус еды ему не нравится. Тогда маме следует пересмотреть свою диету.
  • Даже подозревая обычный каприз, родителям следует устранить его причину как можно быстрее. Продолжающиеся «упражнения» с прогибанием могут принести малышу серьезный вред. Возможно, пустяковая на вид проблема для него достаточно серьезна, чтобы привлекать к ней внимание таким образом.

Симптомы при внутричерепном давлении

Подозревая у малыша проблемы с давлением, нужно следить за другими сопровождающими признаками:

  • при выгнутой спине малыш нервно напряжен, запрокидывает голову вверх;
  • плачет громко, переходя в крик, демонстрируя болевые ощущения;
  • его иногда тошнит, рвет, потом на время успокаивается.

Для врача важно знать все симптомы, поэтому родители внимательно следят за поведением ребенка. Если проблема в мышечном тонусе:

  • прогнутое тело, напряженные мышцы – все напоминает позу для тренировки;
  • кроха кряхтит, словно пытается поднять тяжесть;
  • массаж с поглаживанием расслабляют мышцы и на время тело возвращается в нормальное положение.

Невролог при осмотре поможет выявить точную причину и подсказать способы лечения. Наблюдения родителей за поведением малыша ему помогут составить полную картину происходящего. Конечно, в 3 месяца ребенок должен посещать этого врача в качестве профилактики, осмотр помогает определить, как развивается малыш, на что реагирует.

Любая причина, когда ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком, достаточно серьезна. Ведь такие физические упражнения для него нетипичны и даже приносят дискомфорт, боль. Часто выгибаясь, малыш плачет, постепенно начинает краснеть, привлекая к себе внимание. Если дело не в заложенности носа, непривычной еде или простом капризе, родителям нужно не медлить с визитом к врачу. Выявленная вовремя проблема будет быстро решена.

Может, кому тоже пригодится.

Информация с сайта школы детского массажа Елены Гореликовой

Одной из причин выгибания грудничка в спине и запрокидывания головы может быть чрезмерное напряжение мышц задней поверхности шеи и спины. Чтобы определить это протестируйте малыша.

Тестирование проводят с 3-х месячного возраста ребенка. Положите малыша на живот и понаблюдайте за ним.

Если мышечное напряжение в спине будет выраженным, то в положении ребенка лежа на животе, голова запрокидывается назад, плечи приподнимаются над поверхностью стола без участия в этом рук. Возможно, что с одной стороны напряжение может быть выше, тогда туловище будет изгибаться в данную сторону, при этом голова поворачивается, и ребенок самопроизвольно заваливается на спину. Необходимо отличать активные перевороты ребенка с живота на спину и самостоятельное удержание головы от случайного «опрокидывания». Разница заключается в биомеханике движения. Принято считать, что сначала дети должны научиться переворачиваться со спины на живот, но все же в 5% случаях, первым наблюдается поворот на спину. Только после снятия чрезмерного мышечного напряжения следует приступать к тренировке активных правильных движений соответствующих возрасту.

Теперь в положении лежа на спине слегка потяните малыша за ручки. При этом ребенок не сможет сгруппироваться, голова запрокидывается назад.

Для того, чтобы почувствовать выраженность мышечного напряжения в области шеи, подведите свою ладонь под затылок малыша и медленно приподнимите затылок над поверхностью. Во время попытки привести подбородок ребенка к груди вы ощутите мышечное сопротивление.

В этом случае поможет несколько расслабляющих приемов массажа шеи спины и специальные упражнения.

Начальный положительный результат ваших действий может проявиться в том, что ребенок перестает держать голову и «опрокидываться» на спину. На самом же деле, это снижается чрезмерное не нужное мышечное напряжение, которое может мешать активным движениям ребенка, в том числе и своевременному повороту со спины на животик. После снижения мышечного напряжения можно будет перейти к упражнениям на тренировку мышечной силы и двигательных навыков.

Коррекция тонуса мышц

Массаж воротниковой зоны

Стимулирующий массаж не показан, если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, из-за чего он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж, описание которого смотрите ниже.

Малыш во время массажа должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинаем массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

Затем переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Для этого одной рукой придерживаем затылок, а второй рукой от этой области медленно проводим по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаемся в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем поглаживанием и переходим к массажу спины.

Массаж спины

Выбирая приемы массажа, помните про тестирование мышц спины. Начинать с расслабляющего массажа нужно, если вы увидели выраженное напряжение этих мышц. Это должны быть приемы поглаживания и легкого растягивания. Если такого напряжения нет, если ребенок еще плохо удерживает голову, то отдайте предпочтение приемам растирания, как стимулирующим движения, а приемы растягивания не применяйте вообще.

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

Для снятия напряжения с мышцы спины переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Теперь добавляем специальные упражнения, которые укрепляют мышц шеи, наклоняющие голову вперед и растягивают мышцы задней поверхности шеи и спины.

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

В положении лежа на спине, верхний головной конец приподнять под углом 30 градусов, для этого подложить под голову и плечи подушку. Ладони врача располагаются по задней поверхности плеч, шеи, затылка. Медленно приподнять верхнюю половину туловища над поверхностью, задержать на несколько секунд и опустить. Повторить несколько раз до ощущения исчезновения мышечного сопротивления.

Усложнить предыдущее действие, стимулируя активное статическое удержание головы при подъеме туловища. Для этого в приподнятом положении убрать пальцы с затылка ребенка на несколько секунд. Если ребенок голову удерживает, можно перейти к следующему действию.

С подушки приподнять туловище, но голову при этом не поддерживать. Ребенок должен предпринять попытку сгруппироваться, если ему это удалось несколько раз в подряд, то подушку можно убирать и подъем осуществить с горизонтальной плоскости.

Активные упражнения . По мере того как нормализуется мышечный тонус задней поверхности шеи и туловища и растет сила мышц -сгибателей шеи, можно приступать к тренировке самостоятельного контроля головы ребенком. Для этого разработаны упражнения на гимнастическом мяче: в виде прокатываний в положении на животе во все направления, прокатывания на валике, «полеты».

Молодые родители часто замечают, что их грудничок выгибает спину. Обыкновенно, этому не уделяется должного внимания, считают, что он так балуется или капризничает. Но иногда это становится серьезным поводом для беспокойства. Если ребенок возрастом около пяти месяцев часто выгибает спину, а при этом еще и плачет, то стоит организовать поход к врачу-педиатру. Рассмотрим причины, объясняющие, почему грудничок выгибает спину.

Высокое внутричерепное давление

Если грудничок выгибает спину, запрокидывает голову и сильно плачет, то вполне возможно наличие у него тяжелого заболевания нервного характера. Такое поведение обусловлено повышенным . Эта причина самая опасная, требует повышенного внимания со стороны родителей. Поэтому, если вы часто замечаете, что ваш ребенок как будто хочет сделать мостик, то стоит проверить его у детского невропатолога.

Не только выгибание спинки является симптомом страшного диагноза. Высокое давление часто сопровождается рвотой, беспокойным сном и частым плачем. Еще можно провести такой эксперимент дома. Поставьте ребенка на твердую поверхность (пол, стул, стол), аккуратно придерживая за руки или подмышками. Если ребенок приподнимется на цыпочки – то, скорее всего, у него высокое давление.

Каковы причины возникновения такого заболевания:

  • менингит;
  • механические повреждения черепа или мозга;
  • нарушенный метаболизм;
  • опухоль мозга;
  • свищ головного мозга;
  • сильный стресс во время беременности;
  • энцефалит.

Если вы знаете, что у малыша было или есть подобное, то будьте особенно внимательны к нему. Конечно, не стоит при однократном выгибании спинки моментально бросаться к врачу и созывать консилиум. Доктор Комаровский отмечает, что внутричерепное давление может повышаться у каждого ребенка, когда он плачет, кричит или тужится. В этом нет ничего страшного. Но если оно постоянно находится на высокой отметке, в течение месяца, то возможны негативные последствия:

  • эпилепсия;
  • снижение зрения;
  • инсульты мозга;
  • повреждение психики;
  • нарушение дыхания;
  • анемия.

Постарайтесь вовремя обратиться к врачу и избежать возможных неприятностей.

Гипертонус мышц

Еще одна распространенная причина выгибания спинки лежа – максимальное напряжение мышц. Когда малышу исполняется три месяца, можно в домашних условиях определить, есть ли у него . Для этого достаточно положить ребенка на живот и понаблюдать за тем, как он поднимает голову. Если он ее закидывает назад, выгибает спинку – то мышцы перенапряжены.

Есть еще несколько симптомов чрезмерно напряженных мышц:

  • малыш спит мало и плохо;
  • выгибается так, как будто пытается встать на мостик;
  • когда плачет, запрокидывает голову назад;
  • сложно развести руки или ноги – они напряжены;
  • плохо реагирует на свет или громкий звук.

Если гипертонус мышц не проходит спустя три месяца, необходимо обращаться к докторам. Когда ситуация не критичная, то полезен будет массаж спины и шеи, который сможет сделать любая мама. Нежно массируйте напряженный мышцы спинки и шеи малыша в положении лежа, тихонько поглаживайте, и напряжение спадет, а настроение ребенка улучшится.

К сожалению, это небезопасное осложнение. Если не обращать должного внимания на ярко выраженный гипертонус мышц, то могут быть неприятные последствия:

  • дефекты речи (картавость, шепелявость);
  • нарушение моторики;
  • походка ребенка становится неправильной, он косолапит;
  • формируется сутулость.

Болевые эффекты

Если ребенок пытается встать на мостик и при этом плачет, то возможно он чувствует боль. Она может быть вызвана разными причинами, например, насморком. Ребенок не может нормально дышать, – болит носик, голова. Это легко исправить с помощью промываний.

Болевые ощущения могут быть более серьезными. Одна из самых распространенных причин у малышей – желудочные колики. В первые месяцы жизни малыши часто сталкиваются с такой неприятностью, ведь желудок младенца еще не приспособился к новому типу питания, к новой пище. Зачастую к четырем-пяти месяцам это проходит.

Есть несколько советов, они помогут уменьшить болевой синдром желудочных колик, а значит уменьшить акробатические упражнения крохи. Вот некоторые из их:

  • Легкие поглаживания живота по часовой стрелке помогут облегчить страдания ребенка;
  • Более успешному перевариванию пищи способствует ношение ребенка на руках в вертикальном положении после еды;
  • Если это ваш первый ребенок, посоветуйтесь со специалистами, как правильно кормить грудью, чтобы не причинять неудобство малышу;
  • Если ребенок питается искусственной пищей, то приобретите специальную бутылочку с трубочкой для отвода воздуха;
  • От желудочных колик хорошо помогает укропная вода или теплый компресс.

Волноваться не стоит

Не всегда, когда ребенок выгибает спинку и запрокидывает голову, стоит беспокоиться. Это могут быть обыкновенные капризы малыша. Распознать их не трудно, они случаются по разным причинам. Если выгибание спины происходит без видимого повода – тогда уже нужно волноваться.

Почему ребенок может выгибать спинку?

  1. Ребенок выгибается, когда ему неудобно лежать в кроватке. Либо он слишком долго лежал в одном положении, а может, у него промокли простыни или скомкались. Выгибания могут быть реакцией на жесткую ткань простыни или колючее одеяло. Если малышу неудобно – он всеми способами показывает это. И попытка встать на мостик – один из таких способов. Посмотрите, что беспокоит кроху и устраните это.
  2. Это может быть вызвано его стремлением познать окружающий мир. Например, малыш увидел какую-то интересную игрушку или яркий предмет и хочет получше разглядеть его, дотянуться. Тогда он выгибается и кряхтит. В этом нет ничего страшного, просто помогите ему принять удобное положение или придвиньте игрушку поближе, дайте ему в ручки.
  3. Ребенок может выгибать спину и заваливаться на бок. Так он учится новым движением, осваивает перевороты на спину. При этом он особенно громко кряхтит.
  4. Очень часто ребенок выгибается и запрокидывает голову лежа у мамы на руках. Это происходит при кормлении. Малыш может капризничать, когда наелся, но отрываться от маминой груди не хочется. Тогда нужно придумать, как его отвлечь.
  5. Другая причина – ребенку не нравится вкус молока или его качества. Он будет запрокидывать голову при кормлении и кукситься. Эта проблема решается, проанализировав собственное питание. Маме нужно следить, чтобы в ее меню были все необходимые вещества, продукты, которые требуются ребенку.

Частые выгибания ребенку совсем не полезны, он может повредить свою спинку. Мышцы малыша еще слабые, они могут потянуться, неправильно сформироваться. Поэтому нужно пресекать частые капризы ребенка, отвлекать его, переключать внимание на игры или интересные предметы. Когда он хочет что-то рассмотреть, положить его в удобную позу, перевернуть, когда он хочет этого.

Не игнорируйте подобные акробатические упражнения у своего малыша, иначе это может привести к проблемам в подростковом и юношеском возрасте. В числе таких проблем остеохондроз, мигрень, бессонница, вегетососудистая дистония, плоскостопие, даже эпилептивные припадки. Важно вовремя увидеть проблему и устранить ее, здоровье ребенка – в ваших руках.

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.

Если Вашему крохе исполнилось пять месяцев, то не лишним будет ознакомиться со свойственными данному периоду возрастными нормами.

Общая подвижность малыша пяти месяцев

Лежа на спине

В пятимесячном возрасте малыш уже должен умело поворачиваться с бока на бок. Отдельные умельцы уже поворачиваются со спины на живот.

Малыш схватывает ножки и подтягивает их ко рту. Лежа в кроватке, он обследует собственное тело, прикасаясь уже раскрытыми ручками.

Периодически ребенок максимально распрямляет позвоночник, упираясь головкой и ступнями о днище кровати, при этом, поднимая ягодичную часть, как будто пробует сделать «мостик».

Временами ребенок может одновременно поднимать голову и вытягивать туловище. Еще не ловко у малыша получается ухватить, протянутый ему предмет, но ухватившись за игрушку, он держит ее крепко всеми пальцами, трясет ею, ударяет о кроватку, тянет в рот. Роняет ее произвольно.

Ребенок с удовольствием хватает одеяльце и подтягивает его ко рту, чтоб пососать. По отношению к голове положение туловища — симметричное.

Лежа на животе

Грудничок, опираясь на предплечья, без затруднений поднимается. Положение лежания – симметричное, голова приподнята под углом 90˚ градусов. Ребенок делает попытки ползти, но у него не получается всем телом продвинуться вперед.

Ноги

В положении лежа, ножки слегка расставлены и развернуты наружу. Большую часть времени малыш поочередно сучит каждой ножкой, часто может вытягивать и сгибать одновременно две ноги, у него хорошо получается вытягивать колени, а лодыжный сустав ног обладает хорошей подвижностью. Движения выглядят вполне координированными.

Положение сидя

Ребенок пытается сидеть, если его поддерживают за плечи: голову удерживает твердо, однако еще туловище полностью не окрепло, из-за чего наклоняется вперед, малыш выставляет ручки впереди себя, чтобы опереться, однако без окончательного переноса тяжести. Колени, как и бедренные суставы, согнуты, ножки поворачиваются и клонятся в сторону, а лодыжки могут свободно двигаться.

Если малыша поддерживать под мышки, то он попытается встать на ножки. Протягивая ножки к основанию кроватки, он пытается встать. Пока ему не удается опираться на ноги.

Реакция положения

При каждом положении голова удерживается ребенком правильно. Дети, высокоразвитые с нейромоторной точки зрения, отлично реагируют на всякое положение головы в соотношение с телом. Такая реакция называется педиатрами реакцией Ландау. Окончательно данная реакция должна отчетливо проявляться к шести месячному возрасту и необходимо проследить за тем, как у ребенка она происходит.

Тонкая подвижность малыша пяти месяцев

Ребенок, находясь в устойчивом положении, он может всей ладонью ухватиться за предмет обеими руками. Малыш может самостоятельно дотянуться к яркой, разноцветной игрушке и взять ее; завладев ею, он будет сопротивляться, если кто-то захочет ее отобрать.

Речевое развитие малыша пяти месяцев

Звуки, которые издает малыш, пока продолжают быть гортанными, без задействование губ и языка. Кроха лепечет и вокализирует, объединяет звуки в прерывистый напев, умолкает и вновь начинает «петь». Временами он четко выговаривает звуки «е», «а» замолкает на пару секунд и вновь повторяет их, вслушиваясь в собственные произведения.

Малыш как бы разговаривает сам с собой, у него иногда получаются слоги. Когда же мать начинает воспроизводить такие звуки, малыш оживляется и с удовольствием вступает в такой своеобразный «разговор». На протяжении такого диалога, малыш смеется, протягивает ручки к маме, поворачивается к ней. Услышав музыку, малыш затихает, перестает плакать.

Рот — аппарат познания

Пятимесячный малыш уже ощущает потребность засовывать все, попадающее ему в руки, в рот. Это своеобразный и надо сказать довольно познавательный метод получать новую информацию о предметах.

Губы и язык — отличные органы осязания, необходимо позаботиться о том, чтобы все предметы, которые попадают в руки малышу, были чистыми и безопасными, и он мог беспрепятственно брать их в рот (к примеру, резиновые кольца, пластмассовые предметы). Кроме этого, предметы должны быть достаточно крупными, чтобы кроха не проглотил их, а формы игрушек не должны иметь острых, ранящих краев.

Родители должны насторожиться, если к завершению 5-го месяца малыш:

  • не может дотянуться ручкой к игрушке;
  • тяжело сам поворачивается с животика на спинку;
  • нетвердо держит голову, в особенности тогда, когда его подымают за руки из позы «лежа на спине»;
  • не перестает плакать, когда неожиданно включается музыка или мать начинает петь ему;
  • не выговаривает слоги или отдельные звуки (к примеру, «ба-ба-ба»), не старается, находясь на руках, глазами разыскивать те предметы или людей, которые ему называют (к примеру, «Где папа?»);
  • не может различать доброжелательную речь или недовольство в тоне или выражении лица.